Что такое тадж-махал и в каком городе он находится?
Содержание:
Мифы и легенды
Любовь с первого взгляда
Принц прогуливался по базару Агры, своей столицы, когда увидел 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.
Портреты Мумтаз и Шах-Джахана
Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.
В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама, будущего императора. В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет.
Арджуман стала третьей женой. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.
Чёрный Тадж Махал или потерянная мечта императора Моголов
Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.
Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологи обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором.
Cлухи о строительстве чёрного Тадж Махала стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Европейский торговец индийскими бриллиантами ездил туда 4 или 5 раз. В конце жизни он занялся написанием мемуаров, в которых есть впечатления о путешествии в Агру в 1665 году. В них Тавернье упоминает о Чёрном Тадж Махале на противоположном берегу реки. Но эта версия требует проверки.
Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А Чёрным Тадж Махалом можно назвать полное отражение первого на поверхности реки. В статье о Чёрном Тадж Махале интересные факты говорят, почему его объявили мифом.
Жестокость и щедрость падишаха
Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг комплекса были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи каждый может забрать домой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.
Согласно другой легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.
Немного истории
Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.
История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.
После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.
Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.
Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1643 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.
Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.
В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.
Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.
Настоящее время
Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.
Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.
Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.
Строительства Тадж-Махала.
Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.
Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.
Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.
В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.
История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).
Известными строителями Тадж-Махал являются:
Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.
Архитектурные особенности Тадж–Махала
Дворец в Индии Тадж-Махал – это целый комплекс сооружений. Вот основные из них:
- сам мавзолей (пятикупольный храм, самый большой купол напоминает бутон цветка; высота всего сооружения 74 м);
- четыре минарета (их спроектировали и установили под небольшим наклоном от усыпальницы, чтобы в случае падения они ее не задели);
- два одинаковых строения из песчаника;
- сад (а в нем фонтаны и бассейн);
- огромные ворота (по мусульманским верованиям, они словно ведут из царства чувств в царство духа, символизируют врата в рай; сразу за воротами открывается вид на мавзолей, который отражается в воде бассейна; изначально двери были серебряными, позже их заменили медными).
В мавзолей ведет лестница. Поскольку Тадж Махал в Индии – это и своего рода мечеть, у входа принято разуваться. Строение облицовано мрамором. Он полупрозрачный и полированный. Доставлять мрамор пришлось за 300 км. Он удивительно отражает свет – утром выглядит розовым, днем – белым, а ночью – серебристым.
На окнах и на арках ажурные решетки, в переходах черным мрамором выбиты суры из корана. Стены покрыты позолотой, мраморной мозаикой и орнаментом. На него пошло 1,5 тысячи тонн алмазов, жемчугов, агата, сердолика, малахита и бирюзы. В центре мавзолея мраморные ширмы, а за ними – гробницы. На них всегда живые цветы. Но эти гробницы ложные, пустые. Тела Шаха и его жены находятся под зданием, в склепе.
Храм Тадж-Махал в Индии возводили 22 года. Для этого понадобился труд 20 тысяч строителей. Работу над храмом вели лучшие мастера – скульпторы из Бухары, сирийские каллиграфы, ювелиры из Южной Индии.
Позже храм был разграблен, многие драгоценные камни исчезли.
Очень красив и парк вокруг мавзолея. Дорожки выложены мрамором. Бассейн, который находится перед главным входом, обсажен кипарисами. В этих краях их принято считать деревьями скорби.
На входе в сад стоит мечеть из красного песчаника. У нее одиннадцать куполов и два минарета.
Весь комплекс стоит на берегу реки Джамуны. Мавзолей отражается в водной ряби. Изображение нечеткое, это навевает мысли о неземной природе Тадж-Махала. Утром на рассвете над рекой поднимается туман и дворец словно парит в облаках.
Shah Jahan’s Death
Shah Jahan remained in deep mourning for two years and never fully healed after the death of his favorite wife. This gave Mumtaz Mahal and Shah Jahan’s fourth son Aurangzeb the opportunity to successfully kill his three elder brothers and imprison his father.
After 30 years as emperor, Shah Jahan was usurped and placed in the luxurious Red Fort in Agra in 1658. Forbidden to leave but with most of his usual luxuries, Shah Jahan spent his final eight years gazing out a window at the Taj Mahal.
When Shah Jahan died on January 22, 1666, Aurangzeb had his father buried with Mumtaz Mahal in the crypt beneath the Taj Mahal. On the main floor of the Taj Mahal above the crypt now sits two cenotaphs (empty public tombs). The one in the center of the room belongs to Mumtaz Mahal and the one just to the west is for Shah Jahan.
Surrounding the cenotaphs is a delicately-carved, lacy marble screen. Originally it had been a gold screen but Shah Jahan had that replaced so that thieves would not feel tempted to steal it.
Строительство и архитектура Тадж-Махала
Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.
Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.
При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит
Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый
Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.
Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.
На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.
Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.
Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.
Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.
Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.
Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана
Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.
В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».
В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.
На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Акбарабади и Фатехпури.
Строительство
Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.
Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.
Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:
- минареты;
- мечеть;
- джаваб;
- Большие ворота.
Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.
Фото внутри
Изнутри комплекс поражает своим великолепием и размахом. Арочные ворота, украшенные каллиграфией, составляют борта гробницы. Вертикальные выступы (пилястры)стен украшены прелестными бутончиками цветков лотоса.
Пройдя через возвышенную комнату в центре и четыре комнаты в виде восьмиугольника, можно лицезреть Тадж-Махал во всём его внутреннем великолепии. Эти комнаты были изначально предназначены для установки в них могил других представителей королевского рода.
В центральном помещении расположен памятник Мумтаз Махал, а слева и чуть выше него – Шаху Джахану. Памятники имеют персидские надписи, а монумент покойной жене императора отмечен записями из Корана.
Над могилами горят кайренские лампы, пламя которых можно является негасимым. Возле могил расположены впадины, украшенные различными полудрагоценными камнями, оставленными в качестве признательности посетителями за создание такого уникального архитектурного сооружения. А недавно мы писали про самые древние храмы Индии и про озерный дворец Джаг-Нивас.
Строительство и архитектура Тадж Махала
Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.
Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.
Особенности архитектуры
Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.
Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.
Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.
Разграбление гробницы
На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.
Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.
Оседающий Дворец
Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.
Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.
Музей Тадж Махал
Туристам, приезжающим в Тадж-Махал обязательно нужно посетить небольшой местный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всем мире
Первое, что привлекает внимание – это портреты самого Шаха Джахана и его жены Мумтаз из слоновой кости. Работы очень древние, но прекрасно сохранились
Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы. Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления.
History
Soon after the Taj Mahal’s completion, Shah Jahan was deposed and put under house arrest at nearby Agra Fort by his son Aurangzeb. Legend has it that he spent the remainder of his days gazing through the window at the Taj Mahal. Upon Shah Jahan’s death, Aurangzeb buried him in the Taj Mahal next to his wife, the only disruption of the otherwise perfect symmetry in the architecture.
By the late-nineteenth century parts of the Taj Mahal had fallen badly into disrepair. During the time of the Indian rebellion of 1857 it incurred defacement by British soldiers and government officials who chiseled out precious stones and lapis lazuli from its walls. At the end of the nineteenth century British viceroy Lord Curzon ordered a massive restoration project, which was completed in 1908. He also commissioned the large lamp in the interior chamber (modeled on one hanging in a Cairo mosque when local craftsmen failed to provide adequate designs). It was during this time the garden was remodeled with the more English-looking lawns visible today.
Protective scaffolding during World War II
By the twentieth century the Taj Mahal was being more closely cared for. In 1942 the government erected a behemoth scaffolding over it in anticipation of an air attack by the German Luftwaffe and later by the Japanese Air Force (see photo). During the India-Pakistan wars of 1965 and 1971, scaffoldings were erected by the government to mislead would-be bomber pilots.
Its most recent threats came from environmental pollution on the banks of the Yamuna River including acid rain occurring due to the Mathura oil refinery.
As of 1983 the Taj Mahal was designated a UNESCO World Heritage Site. Today it is a major tourist destination. Recently the Taj Mahal was claimed as Sunni Wakf property, on the grounds that it is the grave of a woman whose husband Emperor Shah Jahan was a Sunni. The Indian government has dismissed claims by the Muslim trust to administer the property, affirming that the Taj Mahal is Indian national property.
Минареты Тадж-Махала
Каждый из четырех минaретов имеет высоту 40 м, при этом все они демoнстрируют идеальную симмeтрию по отношению друг к другу. Такие башни являются классическими элементами традиционных мечетей. Именно ими принято украшать мавзолеи по всей Индии. Каждый минарет разделен на 3 отдельных помещения с большими опоясывающими балконами.
Здесь проводят в молитве время исламские верующие. Все 3 помещения специально предназначены для того, чтобы принять как можно больше верующих.
https://youtube.com/watch?v=fHM4JdgD3ew
По исламским традициям именно с этих минаретов молитвы быстрее всего могут быть услышаны Богом. Украшением для каменных сооружений служит позoлота. Она сохранилась еще со времен самого императора и с тех пор не изменилась.
История создания — история любви
Тадж-Махал, часто называемый «символ любви», был построен в XVII веке на берегу реки Ямуна императором Шах-Джаханом, потомком Тамерлана, чтобы воспеть и увековечить память о своей горячо любимой жене, умершей при родах.
Шах Джахан, бывший пятым по счету императором Великих Моголов, оставил после себя много известных архитектурных достопримечательностей. Это Жемчужная мечеть в Агре, столица Шахджаханабад (ныне старый Дели, включающий Лал Килу или Красный Форт в Дели с прекрасными залами залы Диван-и-Ам и Диван-и-Хас, а также Большую Мечеть Джама Масджид) и знаменитый золотой трон Великих Моголов — Павлиний трон, по праву признанный самым роскошным троном во всем мире.
Однако великолепие дворца Тадж-Махал осталось непревзойденным, и именно это строение навсегда увековечило имена императора и его возлюбленной.
Маргарита Кушниренко
Шах Джахан, которого после ряда ряд успешных военных походов, расширивших границы Империи Моголов, назвали «Императором Вселенной», имел несколько жен. Его третьей жене, 19-летней красавице, свёкор дал во время свадебной церемонии имя Мумтаз Махал, что означает «Жемчужина дворца».
Правитель очень полюбил Мумтаз и она сопровождала его во всех военных походах. Отношения императора с остальными женами были чисто формальными, а с Мумтаз его объединяла глубокая искренняя привязанность. За 19 лет брака возлюбленная подарила правителю 14 детей. Однако последние роды, происходившие в походе, стали для женщины роковыми.
Говорят, что Шах Джахан дал умирающей жене обещание, что построит для нее прекрасный мавзолей. Однако к выполнению своего замысла он приступил не сразу. Первый год после смерти любимой император горевал и проводил все свое время в уединении.
Когда безутешный вдовец прекратил свое затворничество, подданные его не узнали — правитель постарел, поседел и сгорбился. Летописцы дворца засвидетельствовали, что Шах Джахан перестал слушать музыку, отказался от украшений и нарядной одежды.
Сергей Архипкин
Правитель приступил к созданию Тадж-Махала в конце 1631 года. Центральный мавзолей был построен в 1648 году, а для завершения работ по возведению всего комплекса потребовалось еще 5 лет. В строительстве участвовало более 20 тысяч человек, мастеров приглашали из разных стран.
Строительные материалы привозили со всей Индии и Центральной Азии: белый полупрозрачный мрамор доставляли за 300 километров из раджастанской каменоломни, яшму везли из Пенджаба, полудрагоценные кристаллы из Китая, а сапфиры со Шри-Ланки.
Мавзолей высотой 74 метра совершенно симметричен. Главный купол окружен четырьмя куполами поменьше и изящными минаретами. Беломраморные стены Тадж-Махала инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом и другими самоцветами. Внутри дворца находятся кенотафы (надгробные камни) усопших супругов, а сами могилы находятся гораздо глубже, под полом.
Маргарита Кушниренко
Своды арок над окнами украшены затейливой вязью, но это не просто узор, а четырнадцать сур из Корана.
Весь мемориальный комплекс представляет собой парк, закрытый с трех сторон. Вход в него оформлен в виде дворца из красного камня с 11 куполами и боковыми башнями. От ворот начинается дорога, ведущая к главной святыне, в центре которой проложен канал с мраморным бассейном. Цифру четыре мусульмане считают священной, поэтому планировка сада основана на этой цифре и ее кратных.
С левой стороны от Тадж-Махала расположена действующая мечеть из красного песчаника, а справа для симметрии был построен Гостевой дом для мусульман, посещающих мечеть.
Мечеть в западной части комплекса, Маргарита Кушниренко
Завершив строительство дворца, Шах Джахан приказал начать возведение нового здания — мавзолея из черного мрамора, предназначенного для упокоения останков самого императора. В то время страна была разорена военными походами. Строительство Тадж-Махала было тяжким бременем для подданных, после объявления известия о новом масштабном проекте начались народные волнения.
Аурангзеб, сын правителя, сверг императора и прекратил строительство нового мавзолея. Шах Джахан был пожизненно заточен в башне Красного Форта в Агре, где еще 9 лет смотрел из окна на Тадж-Махал. Только после смерти свергнутый правитель снова воссоединился со своей возлюбленной и был похоронен рядом с ней внутри Тадж-Махала.
Вид на Тадж-Махал из Красного Форта. Таким видел мавзолей Шах-Джахан в последние годы своей жизни, Максим Старостин