Тарханы

В мезонине. Портсигар и мамин платок

Первая комната мезонина – кабинет Елизаветы Алексеевны. Входишь в нее и сразу встречаешься с Лермонтовым. Он осматривает тебя пристальным взглядом темных глазах. В первую секунду пугаешься – почему он так смотрит? Потом ловишь себя на мысли, что думаешь о мертвом поэте, как о живом. Но перед зрителем не Лермонтов – на стене висит его портрет. Елизавета Алексеевна заказала его неизвестному художнику.

Напротив изображения Михаила Юрьевича – секретер, такой же мог находиться у Елизаветы Алексеевны. За ним она читала письма внука, которые сохранились до сих пор. Здесь же хранится единственный изданный при жизни автора стихотворный сборник

Рядом с кабинетом – спальная… Есть здесь две вещи, приковывающие к себе внимание, – это парадные носовые платки. Если задержать взгляд на небольшом кусочке кружевной ткани, уже через секунду видишь руку с тонким запястьем его вышивающую, легкий взмах этой же руки, роняющей платок на пол

Один из платков принадлежит Елизавете Алексеевне. На нем вышит герб рода Столыпиных. В комоде у дальней стены хранится точно такой же. Только на платке вышито «Мари» и часть герба рода Лермонтовых. Вышивка незакончена.

В этой же комнате находится икона. Елизавета Алексеевна неустанно молилась иконе Спаса Нерукотворного о здоровье дочери. Не помогла икона, мать Лермонтова умерла от чахотки. Молилась о здравии Миши. Не помогла. Когда бабушке принесли извести о гибели внука, с ней случился апоплексический удар. Икону велела снести в сельскую церковь.

На зиму мезонины в барских домах чаще всего закрывали. Из экономических соображений. В Тарханах мезонин бывало отапливался – Елизавета Алексеевна ждала своего Мишу. И 31 декабря 1835 года он приехал и целых полтора месяца прожил в доме.

Кабинет Лермонтова здесь же, в мезонине. На столе – вещи, принадлежавшие поэту. Чернильница в виде головы львицы с телом совы и отколотым правым ухом, рядом лежит печатка с инициалами МL… На столе, как водится, и записная книга. Ее Лермонтову подарил приятель, поэт Одоевский. Внутри надпись: «Сия старая любимая записная книга дается поэту Лермонтову с тем, чтобы он вернул мне ее сам и всю исписанную».

В ней Лермонтов успел написать всего 16, но самых важных стихов: «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». Эту книгу Лермонтов возил с собой на Кавказ, а после его гибели с другими вещами поэта ее доставили в Тарханы. Рядом с ней стоит дорожная шкатулка орехового дерева, которая также принадлежала поэту. В списке вещей убитого поэта она значится под номером 11. На письменном столе хранятся копии рукописей, титульный лист драмы «Маскарад», которую вопреки мечтам автора при его жизни на сцене так и не поставили.

Здесь же знаменитый портсигар Лермонтова, с изображением сеттера на крышке. На обратной стороне – надпись. Рядом – трубка и часть рукоятки кавказского кинжала Лермонтова. Перед второй ссылкой на Кавказ в Москве поэт встретил своего сослуживца Реми. Ему Лермонтов и подарил портсигар. После смерти друга Александр сделал внутри гравировку: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».

Мероприятия

В музее-заповеднике ежегодно проходят разнообразные мероприятия. К числу наиболее значимых относят:

Праздник поэзии, которые проходит в первые выходные июля. Гости праздника принимают участие в возложении цветов к могиле поэта, могут посмотреть выступления художественных коллективов, театрализованные представления, литературно-поэтические чтения.

День памяти. Проводится дважды в год: в день рождения (15 октября) и в день гибели поэта (27 июля). В эти дни организуется панихида и возложение цветов к памятнику. Далее проходят музыкально-литературные мероприятия.

Традиционные праздничные гуляния. В дни православных праздников (Медовый и Яблочный Спас, Пасха, Масленица, Троица) в музее-заповеднике проходят традиционные гуляния с угощениями и развлечениями.

Как создавался?

В семейном родовом гнезде после гибели поэта и смерти его бабушки больше никто из членов семьи не проживал. Его унаследовал младший брат бабушки, но проживал он в другом месте, а имением управляли нанятые управляющие.

К сожалению, далеко не все из управляющих относились к своим обязанностям добросовестно. И имение то приходило в упадок, то реставрировалось и восстанавливалось.

Первым биографом М. Ю. Лермонтова стал страстный почитатель его таланта П. А. Висковатов. Этот человек собирал материалы о детских годах поэта, поэтому неоднократно приезжал в имение. Его интересовали рассказы старожилов, а также, сохранившиеся документы. Тогдашний управляющий П.Н. Журавлев оказал немалую помощь в сборе необходимых фактов и материалов.

После революции имение оставалось бесхозным, так как последний управляющий справедливо опасаясь за свою жизнь, был вынужден уехать.

Несмотря на то, что правительство большевиков еще в 1918 году издало указ о том, что памятники старины являются народным достоянием и нуждаются в охране, усадьба Тарханы долго оставалась в плачевном состоянии.

Началась история создания музея только в 1936 году, именно в это время начали активный сбор экспонатов и реставрационные работы. Поскольку усадьба находилась в ужасном состоянии, восстанавливали ее на протяжении трех лет. В это же время проводился активный сбор экспонатов, которые послужили основой первой экспозиции. Открытие музея состоялось летом 1939.

Сначала музеем был только бывший барский дом, но затем к нему присоединили заповедную зону вокруг.

Барский дом

…Барский дом похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской». …

Летний вход в барский дом обычно открывали весной и закрывали осенью. Перед ним и сейчас разбит розарий, как это было при бабушке Лермонтова. В первой парадной комнате висит ее портрет – можно считать, что знакомство посетителей с Елизаветой Алексеевной состоялось. Значит, уже во всех комнатах посетитель будет невольно ловить ее ускользающий образ.

…Вот Елизавета Алексеевна стоит у летнего входа, ждет, когда Миша прибежит к обеду. В парке на могучем вязе специально для него сделаны качели, возможно, он там. Или играет со своим потешным войском, состоящим из крестьянских ребятишек, в войну. Рядом с домом на холме по приказу Елизаветы Алексеевны для них вырыли траншеи, сшили для «солдат» зеленый мундиры, а для «предводителя» войска, Миши Лермонтова, – красный.

Траншеи сохранились до сих пор, сейчас там, как и 200 лет назад, устраивают игры для детей. Миша подбегает к дому, бабушка берет его за плечо: «Мишель!» Время обеда, она велит внуку привести внешний вид в порядок и проходить в столовую. Там уже сервирован небольшой круглый стол. Успеть надо к первой подаче. Обычно смена блюд происходит четыре раза: подают закуски, супы, соусы и десерты…

В некоторых комнатах барского дома висят работы, написанные Мишей-художником. Рисовать он начал с самого раннего возраста. А в 14 лет написал первую серьезную работу. В образной висит изображение Андрея Первозванного. Во время реставрации полотна под рамой мастер обнаружил надпись «Картина М.Ю. Лермонтова, 1828 год». Ее он списал с одноименной работы художника Лосенко. Картина выполнена в темных тонах, напоминает икону и вызывает чувство какой-то острой боли.

В классной комнате, где Михаил Лермонтов получил домашнее образование, хранится набор красок, какой, вероятно, был у юного художника. Там же в ящике комода лежит образцы крашеного воска, подобные экземпляры Миша использовал вместо пластилина, а в книжном шкафу стоит дорогая его сердцу книга – отдельное издание третьей главы «Евгения Онегина» в тонком переплете. Рядом с Пушкиным стоят математическая энциклопедия и учебник «Зрелище Вселенной». А справа от входа в классную комнату висит оригинальная картина. Полотно разделено на 32 квадрата, и в каждом картинка с сюжетом. Это учебное пособие. Оно примечательно тем, что не писано. Когда присмотришься – поймешь, что картину вышивали, а экскурсовод еще и подскажет, что вышивали ее мельчайшим венецианским бисером.

Барский дом: пожар, амбар, музей

Михаил Лермонтов – священное имя для этих мест. Память о поэте здесь хранят не просто трепетно, а даже ревностно, мягко поправляя в разговоре малейшие неточности в высказываниях посетителя о судьбе поэта.

Ее рассказ о судьбе великого поэта и необыкновенного человека завораживает.

В 1794 году Елизавета и Михаил Арсеньевы, дед и бабушка Михаила Лермонтова, купили у Нарышкиных усадьбу в Чамбарском уезде. Переехали и, сделав плотину на местной речке, обустроили на территории каскад прудов. Построили добротный барский дом в 30 комнат. У каждого из супругов была большая семья. О такой мечтала и Елизавета Алексеевна. Каждый день она молилась о семейном счастье перед иконой Спаса Нерукотворного, иконой, которой ее благословляли на замужество. Но мечтам о большой семье не суждено было сбыться. И родные покидали Елизавету Алексеевну один за другим – умер муж, умерла дочь.

Бабушка и внук Миша Лермонтов остались вдвоем. Тогда она продала старый барский дом на слом и распорядилась на его месте поставить церковь в честь покровительницы умершей дочери Марии Египетской, а рядом построить новый дом – небольшой, всего в 10 комнат, с мезонином.

…У каретной остановилась повозка. Когда господа вышли из нее, конюх увел лошадей отдыхать. Взрослая барышня мягко провела рукой по волосам, придерживая прядь, обернулась на мальчика, улыбнулась ему и через сосновую аллею направилась к парадному входу в усадьбу.

Этих гостей Елизавета Алексеевна и Миша ждали: приехали любимая тетушка Лермонтова Мария Акимовна Шан-Гирей и сын ее Аким. Это значит, сегодня в чайной, обставленной в итальянском стиле и украшенной гравюрами с работ Рафаэля и Рембранта, пойдет долгий разговор о литературе, живописи, а потом в зале под рояль будут танцы или карты…

Переходило из рук в руки

После смерти Лермонтова, а затем и Елизаветы Алексеевны имение по наследству перешло к ее младшему брату Афанасию Столыпину. Семья жила в соседней Саратовской губернии, и в Тарханы наведывалась редко. Так усадьба перешла в разряд «заглазных имений». Чтобы дом не пустовал, Столыпины в нескольких комнатах поселили управляющего с семьей, а остальные помещения закрыли. Последний управляющий с крестьянами поступал нехорошо, зверствовал. Поэтому во время волнений 1908 года люди не пожалели усадьбу. Не пожалели даже в память о Михаиле Лермонтова, которого почти боготворили в этих край. Обиженный управляющим народ устроил пожар. Горел мезонин. Первый этаж успели раскатать на бревна. Кое-что от здания осталось, поэтому восстановили его быстро, всего за год. На восстановление пошло часть бревен, сохранившихся от старого дома.

В первые годы Советской власти в барском доме была то школа рабочей молодежи, то птичник, то амбар для хранения зерна. Почти за два года до Великой Отечественной войны здесь открыли музей.

Барский дом, переживший все потрясения XX века накануне миллениума, в 1999 году полностью отреставрировали. В Тарханах дом называют мемориальным, так при реставрации сохранили фундамент и нижний этаж. И окружают его восстановленные здания: людская изба, где жила дворня без земельных наделов, дом ключницы и конторщика, – привилегированных дворовых бабушки Елизаветы Алексеевны.

Все здания восстановлены с такой преданностью к этим местам, что ощущаются, как подлинные, мемориальные строения. А вот церковь свои 200 лет простояла смирно. Хотя в ней тоже были амбар и клуб. В 2007 году престол снова освятили. И два раза в месяц, через четверг, здесь проходят службы. После смерти бабушки Лермонтова службы проводились два раза в год: на Пасху и 14 апреля, в день памяти Марии Египетской.

Как добраться до музея-усадьбы Тарханы

С 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря график работы экспозиций:
I комплекс — с 09.00 ч. до 16.30 ч., II комплекс — с 09.00 ч. до 17.00 ч.
Вход на территорию музея для прогулки по паркам и садам до 18.00 ч.

С 1 мая по 30 сентября график работы экспозиций:
I и II комплекс — с 09.00 ч. до 18.00 ч. (по субботам до 20.00)
Вход на территорию музея для прогулки по паркам и садам до 21.00 ч.

Музей расположен в селе Лермонтово Пензенской области — в 100 км от города Пенза, на автодороге Пенза — Тамбов.
Добраться можно как на личном автотранспорте, так и на рейсовых автобусах от автовокзала г.Пенза ( Пенза- Тамбов, Пенза-Башмаково, Пенза-Поим, Пенза-Белинский).
Следует учитывать, что в с. Лермонтово автостанции нет, поэтому остановка расположена на трассе Пенза — Тамбов.

История усадьбы Тарханы

История усадьбы Тарханы восходит к далекому 1701 году и эпохе Петра I. До этого времени Пензенская область и земли соседних областей никому не принадлежали и представляли собой дикие и никем не обжитые районы.
Основателем и первым владельцем села с именем Тарханы стал Яков Долгоруков. Будущие же бабушка и дедушка М.Ю. Лермонтова стали владельцами имения только с 1794 года. Официально оформлено оно было на Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку поэта. Она и стала его полноправной хозяйкой и распорядительницей. За пятьдесят лет ее управления имение достигло процветания и начало приносить стабильный и приличный доход.

Все детство М. Ю. Лермонтова прошло здесь. Родился он в Москве в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в семье отставного офицера Юрия Петровича и представительницы знатного рода, Марии Михайловны. Однако очень скоро был перевезен в Тарханы, где и прошло его детство. Мать его умерла, когда мальчику было всего два года, после чего встал вопрос о том, кто же будет в дальнейшем воспитывать маленького Михаила. У того оставался отец, однако строгая и властная Елизавета Алексеевна, находившаяся в плохих отношениях с зятем, решила все сама. Она составила завещание, в соответствии с которым после ее смерти имение Тарханы должно было перейти к Михаилу Юрьевичу, однако с тем условием, что он будет находиться на воспитании у бабушки. В противном случае помещица передавала все имущество в род Столыпиных.
В Тарханах Михаил Юрьевич прожил вплоть до 1827 года, когда вновь переехал в Москву, где и стал полупансионером четвертого класса Московского университетского Благородного пансиона.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Владеть имением великому писателю, как мы знаем, не пришлось. После его смерти бабушка вновь переписала завещание на любимую племянницу М. А. Шан-Гирей. Но и она умерла раньше Арсеньевой. И завещание переписывается в пятый раз на младшего брата А. А.Столыпина, который владел Тарханами по 1866 год. Последней владелицей Тархан была Мария Владимировна Каткова, внучка А. А. Столыпина.
После Елизаветы Алексеевны никто из владельцев усадьбы в ней не жил. В 1939 году в селе Лермонтово был открыт музей великого писателя, однако музеем-заповедником территория стала лишь в 1969 году. К этому времени она уже не имела практически ничего общего с тем богатым и большим имением, что видел Лермонтов в своем детстве.
Однако благодаря огромной проделанной работе сегодня музей-заповедник Тарханы восстановлен и демонстрирует собой, пусть еще не полную, однако довольно точную картину своей прошлой роскоши.

Тарханы. Схема

Тарханы. Схема

История имения

Имение в селе Тарханы (с. Лермонтово) купил Михаил Васильевич Арсеньев. Но управляла всеми хозяйственными делами его жена, Елизавета Алексеевна, из знаменитого рода Столыпиных. При ней был построен барский дом в 1818 году, две церкви, часовня склепа. Она пережила самоубийство мужа, смерть единственной дочери Марии. Всю любовь свою вложила во внука. Уехала с ним в Москву, чтобы Михаил получил достойное образование. Позднее без устали хлопотала перед влиятельными людьми, стараясь смягчить Лермонтову наказание. Бабушка была самым близким поэту человеком. Она пережила любимого внука на четыре года. После смерти владелицы в имении долгое время никто не жил. Сменялись управляющие.

В 1908 году барский дом сгорел в пожаре, а после революции в имении располагалось коневодческое товарищество. Усадьба окончательно пришла в упадок. Реставрационные работы начались в 1936 году, через 3 года был открыт доступ к праху поэта и в дом-музей.

Музей-заповедник «Тарханы»: история

Наследники Е. Арсеньевой предпочитали жить вдали от имения, поэтому его дальнейшая судьба зависела от часто меняющихся управляющих, не всегда ответственно подходивших к своим обязанностям. Одно время в господском доме поддерживался порядок, но постепенно все стало приходить в упадок. Однажды здесь даже случился пожар.

Почитатели Лермонтова продолжали приезжать к могиле поэта. Не забыла о талантливом родственнике и троюродная сестра Михаила Юрьевича, распорядившаяся накануне его 100-летней годовщины облагородить перешедшую ей по наследству усадьбу, построить в память о поэте крестьянскую школу и завести в часовне памятную книгу. Это было в 1914 г., а в 1918-м имение перешло в ведение местного сельсовета. На территории разместили коневодческое товарищество, в господском доме — контору, затем школу, зернохранилище и даже курятник. Большинство построек в тот период было снесено.

И все же нашлись люди, забившие тревогу по поводу сохранности лермонтовских святынь, находящихся в ужасающем состоянии. Они не уставали отсылать тревожные весточки в разные инстанции. В итоге, в 1934 г. усадьба официально была объявлена заповедником. Работы по ее восстановлению начались через два года.

Гостиная,  Евгения Чех

Первый руководитель музея — А. И. Храмов — проделал огромную работу по его созданию. Он обращался за помощью к Н. Крупской, принимал активное участие в поиске и сборе экспонатов, относящихся к лермонтовской эпохе. На помощь пришли сотрудники Гослитмузея. Благодаря слаженным действиям, коллекция, состоявшая из гравюр, иллюстраций к произведениям Лермонтова, мебели, старинных книг, изделий из бронзы и копий фамильных портретов, выросла до 1,5 тыс. единиц хранения. Многие предметы оказались поистине уникальными.

Хронология дальнейших событий:

  • 1938 г. — закончены реставрационные работы;
  • 1 мая 1939 г. — открыт доступ к фамильному склепу, где захоронен Лермонтов;
  • 30 июля 1939 г. — в присутствии 2000 человек открыт дом-музей Лермонтова;
  • 1944 г. — объект переформатирован в музей-усадьбу, место директора занял В. Корнилов, тут же поднявший вопрос о статусе государственного заповедника;
  • 1948 г. — отведено 9,6 га земли для создания заповедника;
  • 1960 г. — музей объявлен культурно-историческим памятником республиканского значения;
  • 1969 г. — получен статус государственного музея-заповедника;
  • 1970–80 гг. — проведена капитальная реставрация и создан экспозиционный комплекс;
  • 1990—2000 гг. — реализована комплексная мемориализация усадебного ансамбля;
  • 1997 г. — включен в перечень особо ценных объектов культуры федерального значения.

Часовня-усыпальница,  Сергей Волков

Что посмотреть?

В наши дни музей заповедник Тарханы занимает территорию площадью более 97 гектаров. Гостям предлагают посетить три комплекса.

В первый из них входят дом, в котором проживала семья поэта, семейная церковь, хозяйственные постройки, фруктовые сады, теплицы, пруды и парковая зона с беседками.

Второй комплекс включает в себя семейное кладбище и часовню, третий – именье Апалиха, в котором в годы детства Лермонтова проживала его тетя.

Усадьба живет обычной жизнью помещичьего имения начала девятнадцатого века. В садах собирают фрукты и ягоды, местная пасека дает мед, в прудах обитает рыба, а огороды и теплицы используют для выращивания овощей. На территории заповедника есть действующая ветряная мельница, на которой перемалывают зерно. Не пустуют и конюшни, в них держат лошадей и пони

Собрание экспонатов состоит из основного и дополнительного фондов. В основной входит постоянная экспозиция, которая не покидает пределов заповедника.

Гости могут увидеть предметы, представляющие историческую ценность. В коллекции есть личные вещи поэта, сохранившиеся оригинальные автографы, художественные работы (немногие знают, что М. Ю. Лермонтов писал картины).
А также, вещи, принадлежавшие родным и близким друзьям поэта сохранившаяся мебель из барского дома, предметы быта и украшения интерьера того времени.

Большой отдел экспозиции – это печатные и рукописные документы. Это издания книг, увидевших свет еще при жизни поэта, альбомы с автографами известных людей и пр.

Широко представлены и художественные экспонаты – портреты, литографии, рисунки, гравюры, посвященные творчеству Лермонтова, а также, картинки к произведениям поэта, созданные в разные годы.

Имеется и обширная нумизматическая коллекция – собрание монет, орденов, гербовых печатей на лермонтовскую тематику.

Дополнительный фонд музея представляет собой собрание муляжей, слепков, макетов, а также, подлинные предметы, находящиеся в плохом состоянии, и ожидающие реставрации.

Достопримечательности Тархан

Лермoнтовский музей-заповедник «Тарханы»

В состав музея-заповедника входят: усадьба с комплексом мемориальных памятников нач. XIX в. (барский дом, усадебная церковь Марии Египетской, заповедный парк, три сада, четыре пруда, Дубовая роща, восстановленные людская изба и дом ключника), фамильный некрополь Арсеньевых — Лермонтовых, могила отца поэта, мемориальная церковь Михаила Архистратига и церковная сторожка, усадьба Апалиха…

N52.99215 E43.67222 

Часовня-усыпальница Лермонтовых

Каменная часовня, где находится прах поэта М. Ю. Лермонтова (1841), его матери — М. М. Лермонтовой (1817) и его деда — М. В. Арсеньева (1810). Над могилами всех троих установлены мраморные памятники. Часовня была построена в 1842 г. на средства Е. А. Арсеньевой — бабушки поэта. На стене меется мраморная плита, говорящая о том, что здесь же захоронена и сама Е…

N52.99199 E43.65895 

Церковь Михаила Архангела

Первая деревянная церковь на этом месте была возведена в середине XVIII века первым владельцем села Тарханы Яковом Долгоруковым и освящена в честь Николая Чудотворца. В 1826 г. на её месте началось строительство каменной церкви во имя Архистратига Божия Михаила на деньги владелицы села Е. А. Арсеньевой — бабушки М…

N52.99231 E43.65856 

Церковь Марии Египетской

Приписная придельная церковь во имя св. Марии Египетской, на отдельном месте, каменная, без колокольни. Построена в 1819 году на месте старого барского дома, в память о матери М. Ю. Лермонтова — Марии Михайловне, освящена 26 ноября 1820 года. Рядом с ней был построен новый барский дом, и, таким образом, церковь Марии Египетской являлась домовой церковью…

N52.99227 E43.67173 

Каменский краеведческий музей

Музей занимает здание бывшего поземельного банка, построенного в 1911 г. в стиле «модерн», арх. А. И. Фон-Гоген, лепные украшения — К. А. Клодт.

N53.18677 E44.05953 

Усадьба графа Воейкова

В живописнейшем месте г. Каменки, на высоком холме в окружении смешанного леса расположилось здание усадьбы бывшего дворцового коменданта и «главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи» В. Н. Воейкова

Построенный в стиле неоклассицизма в 1914 году, дворец привлекает внимание своей красивой колоннадой…

N53.19525 E44.03398 

Полезная информация

Гостиница музея

В поселке Лермонтово есть маленькая гостиница (в одном из городских домов, стоящих ближе к дороге), в которой может не быть воды. Она расположена в центре села, на первом этаже четырехэтажного жилого дома. Одновременно в гостинице могут разместиться 20 человек. В гостинице имеются душевые кабины.

N52.99706 E43.65659
Гостиница «Каменка» N53.19105 E43.98423
Столовая музея N52.99222 E43.67415
Автовокзал «Каменка»

Автобусы — только на Белинский и Пензу, все проходящие, в село не заезжают.

N53.17739 E44.02988
Железнодорожный вокзал «Белинская» N53.17852 E44.02999
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector