Таврический дворец
Содержание:
- Оранжерея Таврического сада
- Смольный собор. Фотогалерея
- Таврический сад в литературе
- Как появилось название
- История и архитектура Таврического дворца
- История[править | править код]
- Залы и вестибюль
- Интересный факт
- Что посмотреть
- Интересные факты:
- Знаменитый бал в Таврическом дворце
- Оранжерея Таврического сада
- Архитектурные особенности Таврического дворца
- История
Оранжерея Таврического сада
Оранжерея исторически является частью Таврического садово-паркового ансамбля — царства лета, тропических цветов и величественных деревьев. Первая оранжерея в саду была спроектирована английским мастером садоводства Уильямом Гульдом по личному распоряжению императрицы Екатерины Великой и является одной из доминант дворцово-паркового ансамбля Таврического сада и памятником архитектуры регионального значения.
Раньше здесь была также Пальмовая оранжерея, но в конце 1920-х годов из-за сильного запустения была разобрана и перевезена в Ботанический сад. Вместо неё в 1935 году была обустроена новая оранжерея, привезённая из Царскосельского садоводства, которая работает по настоящее время в Таврическом саду.
Сегодня в оранжерее Таврического сада можно отдохнуть от городской суеты и капризной петербургской погоды, провести необычное романтическое свидание и фотосессию среди тропической зелени, а также посетить выставки, концерты, мастер-классы и творческие вечера. На втором этаже работает уютное кафе «Orangery» c видом на пространство оранжереи. Здесь же можно выпить кофе, перекусить десертами и сытными пирогами.
Смольный собор. Фотогалерея
Детский приют барона Фредерикса
Переулок Кваренги
Смольный Смольный собор и Смольный институт Смольный Смольный Памятник Карлу Марксу Памятник Фридриху Энгельсу Пропилеи Пропилеи
Синопская набережная
Мост Петра Великого Синопская набережная Мост Петра Великого Синопская набережная Невская бумагопрядильная фабрика барона Штиглица Мост Петра Великого Мост Петра Великого Невская бумагопрядильная мануфактура Невская бумагопрядильная мануфактура Синопская набережная Малоохтинская набережная Синопская набережная Малоохтинская набережная
Кирилловская улица
Вид на Невскую Ратушу с Кирилловской улицы Кирилловская улица Дом Кербедза Ленинградская областная универсальная научная библиотека Кирилловская 17 Санкт-Петербургская общественная организация Общество памяти игумении Таисии Дом Петроградского общества дешевых помещений (слева) Общежитие ГБОУ ВПО СЗГМУ имени И.И.Мечникова
Старорусская улица
Шестоковская церковь Пересечение Кирилловской и Старорусской Горбольница №46 Блокадная Церковь Шестаковской иконы Божией Матери Грузинского прихода Буфет мадам Пеку Доходный дом П.М.Станового
Овсянниковский сад
Овсянниковский сад Овсянниковский сад и доходный дом П.Ф.Дыренкова Место гражданской казни Чернышевского Доходный дом М.Б.Кварта
Мытнинская улица
Доходный дом А.Е.Длусской Доходный дом И. В. Галунова Старо-Александровский рынок Фасад Старо-Александровского рынка Меняевский рынок
Лиговский проспект
Площадь перед торговым центром Галерея Ангелы в Галерее Выиграй меня Новогодняя ёлка в Галерее Дом меблированных комнат Андреевой Лиговский проспект
Маршрут #18
Маршрут #16
Таврический сад в литературе
Таврический сад очень любили упоминать в своих произведениях в разные годы разные поэты и писатели. Ещё в 1804 году поэт Александр Измайлов писал:
В известной сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр» в Таврическом саду за героем гналась мочалка и там же произошла его встреча с Крокодилом.
Ещё, в Таврическом саду видели нос майора Ковалева из повести «Нос» Николая Гоголя:
Для справки: Хозрев-Мирза — персидский посол, который принёс России извинения за убийство писателя и посла Александра Сергеевича Грибоедова.
В произведении Даниила Хармса «Сон дразнит человека» в Таврический сад унёсся Марков, мучимый бессонницей:
В нескольких стихотворениях Александра Кушнера, живущего неподалёку от Таврического сада, есть упоминания о последнем. А одно из стихотворений так и называется — «Таврический сад», написанное автором в 1982 году. Стих вошёл в одноимённый сборник поэта 1984 года, а позже — и в одноимённую же книгу его избранных стихов в 2008 году:
Как появилось название
Главнокомандующий русско-турецких войск, руководитель при создании Черноморского флота, основатель городов Херсона, Николаева, Севастополя, он был первым владельцем Таврического дворца.
В 1783 году после присоединения к России древней Тавриды (Крыма) Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического».
Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил. Первоначально он назывался Конногвардейским домом по наименованию слободы, в которой когда-то служил Потемкин.
Сам Потемкин жил здесь наездами, потому что должность генерал-губернатора Азова, Архангельской губернии не позволяла задерживаться на долгое время.
Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.
История и архитектура Таврического дворца
Дворцовый комплекс строился с 1783 по 1789 годы, на его возведение была выделена крупная сумма из государственного бюджета. Свое название сооружение получило по титулу князя Таврического, кроме того, в нем находилась известная статуя — Венера Таврическая.
Таврический дворец является уникальным архитектурным памятником и образцом классицизма. После завершения строительства его внешняя скромность резко контрастировала с богатейшей отделкой интерьера и мебелью.
Архитектор Таврического дворца — И. Е. Старов.
Алексей Тощев
Сам князь Потемкин бывал в резиденции не часто и после его смерти дворец долгое время пустовал, а после был безжалостно разграблен чиновниками Гарновским и Грибовским. В начале 1790-х гг. Таврический дворец перешел казне. Под руководством Екатерины II в комплексе появились театральный зал и церковь. Позднее, оставшееся и конфискованное у грабителей имущество комплекса было передано в Михайловский замок, а в зданиях дворца расположились конюшни Конногвардейского полка.
Функция царской резиденции вернулась к нему только в начале 1800-х гг. Долгое время комплекс пустовал, изредка в нем останавливались почетные гости или проводились официальные приемы. Возрождение Таврического дворца началось в 1906 году. Под руководством архитектора П. И. Шестова были восстановлены интерьеры и переоборудованы залы для заседаний Государственной думы. В последующие годы во дворце находились Временное правительство, Всероссийское учредительное собрание, университет имени И. В. Сталина, Ленинградская высшая партийная школа и пр.
Конференц-зал Таврического дворца,
Сегодня здесь располагается Центр истории парламентаризма, который можно посетить в составе экскурсии. Кроме того, в резиденции постоянно проходят концерты симфонической и органной музыки.
История[править | править код]
Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.
Занимаясь управлением Новороссией, князь Потёмкин нечасто наезжал во дворец. В последний год своей жизни, весной 1791 года, он прибыл, чтобы отвоевать сердце императрицы у молодого Платона Зубова. В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество:
В 1790-е годыправить | править код
Бенжамин Петерсен,«Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)
После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:
И, ах, сокровища Тавриды На барках свозишь в пирамиды Средь полицейских ссор.
Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну. Она любила бывать здесь в последние годы жизни. При перестройке 1793-94 гг. в восточном флигеле был оборудован театральный зал, а в западном — домовая церковь.
В 1797 году по указу Павла I Гарновский и Грибовский за хищничество преданы суду, имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку под казармы.
Дворец в XIX векеправить | править код
Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций. Воссозданием дворцовых интерьеров заведовали Л. И. Руска (в 1802-03), позднее также К. Росси и В. П. Стасов.
В середине и конце XIX века у дворца не было строго определённого назначения. Иногда здесь проживали те или иные члены императорской фамилии, у которых не было собственного «именного» дворца. Время от времени здесь селили почётных гостей русского императора, и не только иностранных. Например, в 1826 году Мария Фёдоровна пригласила пожить во дворце придворного историографа Карамзина; здесь же он и умер.
В конце XIX и начале XX вв. в Таврическом дворце проводились общественные мероприятия, балы, иные торжества, например, Таврическая выставка старинных портретов (1905), по итогам которой было подготовлено многотомное издание.
Первый русский парламентправить | править код
В —1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).
С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.
5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.
Дворцовый комплекс в 1914 году | Зал заседаний Государственной думы | Заседание Петроградского совета |
В советское времяправить | править код
В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП(б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И. В. Сталина.
После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг).
В постсоветское времяправить | править код
Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (2015)
В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации.
Залы и вестибюль
«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.
Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.
При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.
Купольный зал
Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом
Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.
Большая галерея (Екатерининский зал)
Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.
Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.
Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.
Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.
Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.
Зимний сад
Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.
За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.
В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.
Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.
Другие парадные помещения
К парадным помещениям Таврического дворца относятся:
- Картинная галерея.
- Гобеленовая гостиная.
- Китайский зал.
- Диванная.
В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.
В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.
Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.
Интересный факт
Финальный визит графа Потемкина в свою столичную резиденцию пришелся на последний год его жизни: граф захотел устроить невероятный по размаху бал в честь императрицы. К тому моменту Екатерина охладела к своему фавориту, и отдала свое сердце Платону Зубову, который был моложе Григория Александровича почти на 30 лет. Сей бал стал беспрецедентным событием в жизни Петербурга. Однако, боготворимая Потемкиным императрица обернула попытку отвоевать свое сердце у юного соперника в прощальный подарок отвергнутому фавориту. После смерти Потемкина, не блиставший талантами Платон Зубов стал его преемником не только в любовных, но и в политических делах. Он был назначен командующим Черноморского флота, унаследовав все полномочия своего предшественника.
Что посмотреть
Этот дворец является типичным образцом русского классицизма. В соответствии с традициями архитектуры того времени он имеет симметричное строение и состоит из трех корпусов по два этажа каждый, все они соединены при помощи коридоров-переходов, а центральный завершается большим куполом. Внешне поместье выглядит достаточно аскетично, никакой лепнины и украшений снаружи нет. Зато это компенсируется роскошным внутренним убранством. Стены парадных залов украшают картины и гравюры в помпезных рамах из золота, ковры и гобелены. Конечно, далеко не все сохранилось с момента строительства, однако некоторые экспонаты действительно старинные.
Таврический дворец — вид сверху
Посетителям показывают четыре главных помещения: вестибюль, Большую галерею (она же называется Екатерининским залом), Купольный и Думский залы.
Вокруг Таврического дворца разбит небольшой сад, а путь к его входу пролегает через лаконичную аллею, украшенную цветами
Интересно: когда здание только построили, Большая галерея являлась самым большим помещением во всем городе. Его длина превышала 74 метра, а ширина составляла почти 15 метров.
Купольный зал (он же Органный зал) является первым, в который туристы попадают после входа в здание. В 2011 году в нем появился орган с 24-мя регистрами. Его изготовили в Италии и доставили из Барселоны. Сегодня в этом зале проводятся концерты. Также здесь организовывают различные благотворительные мероприятия.
Интересные факты:
Таврический дворец был построен для фаворита императрицы Екатерины II светлейшего князя Г. А. Потемкина и назван по его титулу «Таврический», который он получил в 1787 году после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Однако, из-за большой занятости по службе в южных частях России, хозяин в нем почти никогда и не жил, а после его смерти дворец был выкуплен в казну у его потомков.
На сооружение дворца ушла громадная по тем временам сумма в 400000 рублей золотом. Причем, внешний вид здания был достаточно скромным — невысокий двухэтажный корпус с шестиколонным портиком венчал плоский купол на невысоком барабане, а от главного корпуса отходили одноэтажные галереи с боковыми двухэтажными корпусами. Первое время от Невы к дворцу шел специальный канал, завершавшийся небольшой гаванью, но позже его уберут в связи с застройкой невских берегов. Основная роскошь дворца отразилась в его внутренних интерьерах, состоящих из богато украшенной лепниной Ротонды, Вестибюля, Белоколонного зала, зимнего сада и парадных помещений — Картинного зала, Гобеленовой гостиной, Диванной, Китайского зала. В отделке дворца были широко использованы мрамор, гранит, яшма, фаянс и золото, а внутренние покои украшают обилие скульптуры и картины работы итальянских, французских, испанских и других художников.
После того, как Таврический дворец был выкуплен в обратно казну, он приобрел статус императорской резиденции, и здесь очень любила находится Екатерина II. Однако, новый император Павел I, стремившийся во всем идти наперекор своей бабке, разместил в помещениях дворца Конногвардейский полк (конюшни и казармы), в результате чего шедевр дворцовой архитектуры пришел почти в полную негодность. Восстановление дворца было уже связано с именем Александра I.
Таврический дворец вместе с прилегающим к нему Таврическим садом представлял собой целую загородную усадьбу, образец объединенного с домом садово-паркового ансамбля.
Наряду с Зимним и Мариинским дворцами, Таврический дворец обладает званием «политического дворца» — в нем происходили многие судьбоносные исторические события начала XX века. Именно здесь разместилась первая Государственная Дума России, а после революции — Временное правительство и Петроградский Совет, здесь же в первый и последний раз собралось разогнанное большевиками Учредительное собрание.
Таврический дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Шпалерная улица, 47. | |
Таврический дворец на карте: |
Как добраться: Дворец находится на Безымянном острове с северной стороны от Таврического сада в окружении Потемкинской, Таврической и Шпалерной улиц. Ближайшая станция метро — «Чернышевская». Наземный транспорт — остановки «Таврическая улица», «Шпалерная улица». |
Знаменитый бал в Таврическом дворце
В свой последний год жизни, весной 1791 года князь Потемкин прибыл во дворец, чтобы отвоевать сердце императрицы у нового молодого фаворита Платона Зубова.
В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество. Вся роскошь и волшебство, которыми Потемкин умел окружать себя, были превзойдены в этот день.
Как богиня была встречена в Таврическом дворце Екатерина. Хоры стихами Державина славили несравненную императрицу. Напрасные старания! На другой день Екатерина показала вид, что приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.
Таким увидели современники Таврический дворец князя Потемкина по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, простой снаружи и шикарный внутри.
Оранжерея Таврического сада
В юности я часто бывала с подругами в кинотеатре «Ленинград». Иногда приезжали задолго до сеанса, иногда не хотелось уезжать сразу после фильма и мы гуляли по окрестностям. В одну из таких зимних прогулок мы, замерзшие, обнаружили оранжерею с надписью «Цветы» и зашли из любопытства. Впечатление было самое положительное. Во-первых, тепло, во-вторых, нам открылась выставка цветов. Это сейчас в любом цветочном киоске композиции на любой вкус. А тогда даже в больших магазинах выбор был невелик. А чтобы необычные сочетания цветов в букетах стояли так просто для общего обозрения, — такого вообще не было. Поэтому увиденная красота поразила и сохранилась смутным, но приятным воспоминанием. Вот с этими ностальгическими воспоминаниями я и привела мужа в Оранжерею. Поход туда скорее разочаровал. Хотя, если бы мы были в тот момент замерзшими и усталыми, то находиться там было бы самое то. У меня сложилось впечатление, что кроме фотосъемки на фоне пальм, фонтана и стеклянных сводчатых потолков, единственное назначение галереи — зайти погреться, посидеть в красивом месте с Wi-Fi. Нас хватило минут на 15-20. Взрослый билет – 80 рублей, пенсионный – 50. Фотографировать можно на телефон или планшет. Если у вас фотоаппарат, администратор оценивает его возможности и в зависимости от этого берет плату. Рядом дежурит фотограф с профессиональной камерой, предлагает свои услуги. Ну на телефон, так на телефон!
Две фотосессии, одна из них свадебная, продолжались во время нашего визита. На сайте прочитала, что Оранжерее бывают концерты, ее можно снять для мероприятия, банкета. И людей там было гораздо больше, чем в музеях. Отдохнув в тепле на скамейке у фонтана, мы вышли наружу и отправились к Таврическому саду. Остановились напротив жилого дома на перекрестке Потемкинской и Захарьевской. Историческое здание постройки 1907 года после реставрации выглядит просто великолепно. Это и сейчас жилой дом с элитарными апартаментами, один их самых дорогих в Санкт-Петербурге.
Притормозили у «Ленинграда». Теперь это шоу-пространство «Ленинград-центр» с театром, выставочным залом, ресторанами.
Сад был закрыт на просушку. Могли бы и догадаться. Было приблизительно полчетвертого. Через два часа мы встречались с сыном у гостиницы. Нужно было выбрать, чем заменить прогулку по саду: сходить в одно из заманчивых мест поблизости (Музей истории телефона, «Вселенная воды», Арт-кафе «Сундук») и на метро вернуться в отель или сразу пойти туда пешком, не спеша. Мы выбрали второе. Прогулялись по Фурштадской. Улица небольшая, но очень красивая. Посередине деревья, скамейки, фонари. По обеим сторонам красивые старинные здания. Например, Дворец «Малютка». В Петербурге можно торжественно зарегистрировать рождение малыша в настоящем дворце. Здание постройки конца XIX века. Особняк действительного статского советника Спиридонова. Внутри также роскошно, как и снаружи.
Сфотографировались с медведем у Генконсульства Германии.
По Мелитопольскому переулку вышли на улицу Восстания и пошли в одноименной площади, разглядывая замечательные здания. Вот, например, доходный дом Смирнова постройки 1880 года по проекту знаменитого архитектора Петра Шестова.
На перекрестке с улицей Некрасова увидели в глуби улицы вот такой необычный для Петербурга храм, плотно стоящий среди жилых домов. Специально подошли поближе, чтобы разглядеть. Внутрь не заходили. Иоанно-Богословская церковь подворья Леушинского Иоанно-Предчетенского женского монастыря. Здание построено в 1891 году в новорусском стиле по проекту арихитектрора Николая Никонова. В храме часто служил Иоанн Кронштадский. Для него даже построили гостевые покои. В 30-90-х годах ХХ века здесь размещался психо-невролгический диспансер. В 2000 году храм возвращен церкви. А вот монастыря, игуменья которого когда-то основала подворье, уже давно нет. Он был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища.
К пяти вечера добрались до своего номера и поняли, что очень устали. Километров 9 в общей сложности прошли. Пришел с работы не мене усталый сын. Гулять по центру, как планировали накануне, не пошли. Просидели за ужином и разговорами до времени, на которое забронировали сауну. В этот раз мы не замерзли, но попарились все равно в удовольствие. Впереди было еще три с половиной дня в Петербурге, встречи с друзьями и походы по музеям, как оказалось совсем не по тем, в которые собирались.
Продолжение следует…
Архитектурные особенности Таврического дворца
Архитектор построил дворец в новом для Петербурга стиле – классицизме.
Эталон русской дворцовой усадьбы
В основе здания – четыре помещения. Это Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и Зимний сад. По размерам здание площадью 65700 квадратных метров являлось в то время одним из самых крупных в Европе.
В основу проекта Старов положил традиционную усадебную схему – главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они охватывают большой парадный двор.
После окончания строительства архитектора осаждали многочисленные желающие заказать ему проект своего дома. Всех поражала и привлекала простота и удобство постройки.
Простота и оригинальность внешнего вида
Снаружи дворец выглядел совсем просто: нет ни наличников на окнах, ни скульптуры на самом здании. Это придавало строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный излишних украшений.
Архитектурный ансамбль Таврического дворца состоит из основного, центрального 12-метрового двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Его венчает барабан с плоским куполом.
Два боковых флигеля придают зданию П-образную форму. Фасад корпуса растянут в длину на 260 метров. Гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами.
С боковых сторон к зданию Таврического дворца подходят одноэтажные, более скромные галереи, которые объединяют дом с флигелями, увенчанными купольными башнями. Здесь располагались небольшие гостиные, танцевальные комнаты, концертный зал.
В архитектурный комплекс Таврического дворца входит дом садового мастера В. Гульда, который в 1800 году заложил Таврический сад.
Преддворцовая панорама
Панорама первоначально открывалась со стороны Невы. Перед дворцом – цветочный партер и круглая гавань, соединенная каналом с Невой. На берегу гавани находилась гранитная пристань, где стояли суда потемкинской прогулочной флотилии.
Позади здания – Таврический сад. На его территории располагаются невысокие холмы, небольшие искусственные водоемы, проточные каналы, деревянные мостики, большие цветочные клумбы, оранжереи, теплицы для экзотических растений.
История
Таврический дворец был построен в последней четверти 18-го века по личному приказу Екатерины Великой в качестве ее подарка светлейшему князю Потемкину. Однако сам Потемкин не жил здесь постоянно, большую часть времени находясь в Новороссии. Проектировал здание зодчий Иван Старов.
«Таврический сад 18 века», картина Бенджамина Паттерсона
Когда князь скончался, поместье разграбил Гарновский, работавший на него вместе с Грибовским (тот служил у Зубова). Они вывезли отсюда все: от мебели и статуй до строительных материалов. Наследникам Потемкина при помощи полиции удалось остановить их. Лишь при Павле I грабителей предали суду, все имущество из дворца перенесли в Михайловский замок, а в здании организовали казармы Конногвардейского полка.
После наказания грабителей Таврического дворца и возвращения награбленного, в его здании были созданы казармы Конногвардейского полка
После смерти Павла архитекторы Росси и Стасов восстановили изначальное внутреннее убранство, и дворец стал императорской резиденцией. Весь 19-й век у здания не было конкретного назначения, время от времени здесь останавливались разные члены императорской семьи и другие влиятельные лица.
Государственная дума Российской империи, винтажное фото
В первое десятилетие 20-го века здание слегка модифицировали, чтобы разместить в нем Государственную думу. В годы Февральской революции здесь работал Временный комитет и позднее Временное правительство. В советские времена в этом месте проводили съезды Советов, а затем перестроили помещение под Ленинградскую высшую партийную школу.
В помещениях дворца часто проводились партийный съезды и выступления значимых государственных лиц
Сейчас здание занимает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, иногда проводятся заседания Государственной думы. С 2010 года здесь идут концерты, объединенные в проект «Потемкинские вечера».
В наше время в Таврическом дворце проводятся различные встречи. Здесь собираются политики, влиятельные и успешные люди, а также проводятся Рождественские вечера