Шекспировский театр глобус в лондоне

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира «Глобус». Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

театр Шекспира

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта, который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр» (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Современный «Глобус»

Галереи «Глобуса» и зрители на стоячих местах

По настойчивой просьбе американского актёра и режиссёра Сэма Уэнамэйкера новый театр «Глобус» был построен по плану елизаветинского времени. В состав команды проекта по воссозданию театра входили Тео Кросби из Pentagram, как архитектор, Бьюр Хаппольд, как строительный инженер и инженер сервисных служб, и фирма Boyden & Co, как инспектор по строительству. Консультантом проекта был шекспировед профессор Эндрю Герр. Строительство взяла на себя фирма McCurdy & Co. Открытие состоялось в 1997 году под названием «Шекспировский театр „Глобус“». Сейчас показ спектаклей идёт каждое лето (с мая по октябрь). Первым художественным руководителем современного театра «Глобус» в 1995 году был назначен оскароносный актёр Марк Райлэнс. В 2006 году Доминик Дромгул сменил его на этом посту.

Новый театр на Бэнксайд находится почти в 225 ярдах (205 м) от первоначального местонахождения, считая от центра старого театра до центра нового.

Это было первое здание с соломенной крышей, разрешённое для строительства в Лондоне со времени Великого пожара в 1666 году.

Как и первый «Глобус», сегодняшний театр имеет выступающую сцену, которая выдаётся в огромный круглый двор, окружённый сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах. Семьсот билетов на стоячие места, где не позволяется сидеть, во дворе доступны на каждом представлении по 5 фунтов каждый. Единственная закрытая крышей часть амфитеатра — это сцена и более дорогие сидячие места. Зимой, когда театральный сезон закрыт, театр используется для образовательных целей. Экскурсии проводятся круглый год.

При воссоздании здания театра стремились получить максимально приближенную к оригиналу копию. Этому способствовало обнаружение остатков первоначального театра «Глобус», которые повлияли на окончательные планы и решение о расположении нового здания. Модернизация театра включает в себя установку осветительного оборудования (спектакли во времена Шекспира проводились днём), разбрызгивателей на крыше для защиты от огня, и то, что театр частично соединён с современным фойе, центром посетителей и добавочной закулисной территорией для поддержки проведения представлений. Согласно правилам техники безопасности, на спектакле могут присутствовать не более 1300 человек, что составляет менее половины от тех 3000 зрителей, которых, как считается, мог вместить театр во времена Шекспира.

Панорама современного театра «Глобус»

От «Театра» к «Глобусу»

В конце XVI века в Лондоне стали появляться специальные здания театров. В 1576 Джеймс Бёрбедж, отец основателей «Глобуса», построил здание, предназначение которого было предельно ясно из его названия: «Театр». В 1598 владелец повысил арендную плату, и Бёрбедж, разобрав театр, перенес его на новое место возле Темзы, где он был вновь возведен в 1599 уже под именем «Глобуса». Театр Шекспира представлял собой восьмигранник с легкой соломенной крышей.

Спектакли проходили при свете дня. Зрительный зал был овальным и мог вместить до 3 тысяч зрителей! Возле высокой стены располагались привилегированные ложи для аристократов, на следующем ярусе находились места для зажиточных граждан. Простые люди должны были наслаждаться спектаклями стоя прямо перед сценой. Во время представлений зрители любили лакомиться орехами и апельсинами. К тому же существует мнение, что естественную нужду посетители театра справляли тут же, так что легкая крыша была настоящим спасением.

Посетители «Глобуса» справляли нужду в зале театра


Вид Лондона с театром «Глобус», Висхер, 1616 год. (pinterest.com)

Самый первый театр

Интересно, что владельцами нового театра были почти все актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена»: братьям Бёрбедж, Ричарду и Кутберту принадлежало по 25% акций, а доля Шекспира, Хемингса, Филипса и Поупа составляла по 12,5 %. Со временем акции были частично проданы, количество акционеров увеличилось, а доля актёров уменьшилась (например, у Шекспира в результате различных финансовых операций осталось лишь восемь процентов бумаг).

То, что братьям Бёрдбедж принадлежала большая часть акций, не случайность: во время строительства театра были использованы деревянные элементы первого лондонского театра, который принадлежал их отцу и был сооружён на арендованной земле в 1576 году. Когда срок аренды истёк, владелец земли, где находился театр, поднял плату настолько, что выгоднее оказалось здание разобрать, перевезти на новое место и собрать заново.

Новый театр стал популярен практически сразу: имя Вильяма Шекспира, известного драматурга, актёра и совладельца театра сделало своё дело – в этом храме Мельпомены были поставлены почти все его драматургические произведения. На одном лишь Шекспире актёры зациклены не были, а потому на театральных подмостках «Глобуса» можно было увидеть пьесы и других известных драматургов того периода. К сожалению, новое здание просуществовало недолго: в июле 1613 года во время премьеры пьесы Шекспира «Генрих XVIII» его уничтожил пожар.

Внешнее описание первого театра

Возле входа в здание была установлена скульптура Атланта, на плечах которого находился опоясанный лентой земной шар (именно благодаря ему новый театр и получил своё название). На ленте глобуса можно было прочитать: «Весь мир – театр».

В стенах нового здания помещалось около 3 тыс. зрителей. По форме оно напоминало несколько вытянутый амфитеатр (29,6 на 31,1 метр), имело три этажа, а крыша была лишь над сценой. Из-за недостатка освещения представления шли лишь днём, без антрактов, с использованием минимального количества декораций (их успешно заменяли таблички со словами «Лес», «Дворец», «Поле» и т. п.)

Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними – галереи для богатых лондонцев (здесь были установлены сидячие места). Все остальные места были стоячими, а некоторым особо привилегированным зрителям разрешали находиться прямо на сцене. Интересный факт: возле сцены была предусмотрена площадка, где невзыскательные лондонцы, заплатив один пенни, могли смотреть на представление стоя.

Ширина сцены составляла тринадцать метров, глубина была около восьми, возвышалась она над полом на полтора метра и несколько выступала вперёд. В полу был предусмотрен люк, через который артисты имели возможность подниматься на подмостки из подвального помещения (исследователи также допускают наличие других люков вокруг сцены).

В глубине сцены была установлена верхняя площадка, на которой находились музыканты, а если того требовал сценарий, появлялся призрак отца Гамлета или стояла Джульетта во время объяснения с Ромео. Над этой площадкой был расположен «Домик», в окнах которого показывались артисты.

Расположенную над сценой соломенную крышу, «небеса», поддерживали установленные по бокам толстые колонны (исследователи допускают, что на потолке вполне могло быть изображено облачное небо). На этой крыше также было предусмотрено наличие люка, через который актёры при помощи верёвок и канатов спускались вниз.

Театр Кражи Глобуса

Театр Шекспира «Глобус» был построен в Бэнксайде, Лондон, в 1598 году. Примечательно, что он был построен из материалов, спасенных от театра аналогичного дизайна, расположенного через реку Темза в Шордиче.

Оригинальное здание под названием «Театр» было построено в 1576 году семьей Бербедж — через несколько лет молодой Уильям Шекспир присоединился к актерской труппе Бербеджа.

Давний спор о праве собственности и истекшем договоре аренды вызвал проблемы для труппы Бербеджа, и в 1598 году компания решила взять дело в свои руки.

28 декабря 1598 года семья Бербедж и команда плотников разобрали Театр в глубокой ночи и понесли пиломатериалы через реку. Украденный театр был перестроен и переименован в «Глобус».

Чтобы собрать средства для нового проекта, Бербедж продал доли в этом здании, а Шекспир, разбирающийся в бизнесе, вложил деньги вместе с тремя другими участниками.

Планировка «Глобуса»

Реконструкция театра «Глобус» на основе археологических и документальных свидетельств, Уолтер Ходжес

Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29,6-31,1 м), который мог вместить до 3000 зрителей. На эскизе и на «Длинном пейзаже» Лондона Вацлава Холлара (1647) «Глобус» показан в виде круглого здания c башнями. В 1989 году фундаменты «Глобуса» были раскопаны. Обнаруженные фрагменты фундамента внешней стены и одной из башен (отсутствовавшей у Холлара) подтвердили гипотезу о том, что театр был в плане не круглым, но двадцати- либо восемнадцатигранным.

Прямоугольник сцены, также известный как «авансцена», выдвинут в середину открытого двора. Сцена имела размеры приблизительно 43 фута в ширину (13,1 м), 27 футов в глубину и была поднята почти на 5 футов (1,52 м) от земли. На этой сцене был люк, который использовали исполнители для того, чтобы выходить из подвального помещения под сценой. Могли быть и другие люки вокруг сцены. Сцена театра не имела занавеса.

По внутренней стороне стены театра шли ложи для аристократии. Над ними помещены были галереи для зажиточных горожан. Всего было три уровня сидячих мест. Отдельные привилегированные зрители находились прямо на сцене. У основания сцены была площадка — «яма» или «двор» (по аналогии с народным театром, игравшим на постоялых дворах), где за 1 пенни люди («граундлинги» — невзыскательные зрители) могли видеть представление стоя. Граундлинги во время представления ели лесные орехи — во время раскопок «Глобуса» было найдено много ореховой шелухи, сохранившейся в грязи, — или апельсины. Удобства ограничивались табуретами для наиболее богатых зрителей. Туалетов предусмотрено не было, и нужду зрители справляли прямо в зрительном зале. Это, впрочем, не шло вразрез с царившими тогда нравами.

Огромные колонны по сторонам сцены поддерживали крышу над тыльной частью сцены.
Потолок под этой крышей назывался «небесами» и мог быть разрисован небом с облаками. Люк в «небесах» давал возможность исполнителям «спускаться с неба» (deus ex machina), используя некое приспособление из верёвок и канатов.

Задняя стена сцены имела две или три двери на основном уровне с занавешенной внутренней сценой и балконом над ней. Эти двери вели за кулисы, где актёры одевались и ожидали свой выход. Балкон вмещал музыкантов, а также мог быть использован для сцен, требующих использования верхнего пространства, такой, например, как сцена на балконе из «Ромео и Джульетты».

Спектакли в театре шли при свете дня, без антрактов и с минимумом декораций (см. театральная техника в эпоху Шекспира).

Что пережил «Глобус»?

Судьба театра оказалась непростой. Так, в день премьеры хроник Шекспира «Генрих XVIII» в 1613 году в «Глобусе» произошёл пожар. Соломенная крыша в глубинной части сцены загорелась от искры пушечного выстрела, который был необходим по сценарию. Исторические сведения рассказывают, что, хотя никто в этот день не погиб, само здание тем не менее выгорело дотла. Совпадение или нет, но этот момент времени ознаменовался ещё одной трагедией, уже не только для театралов или одних англичан, а, как поймут впоследствии потомки, и для всего мира – Уильям Шекспир закончил с написанием пьес.

Не стоит, однако, думать, что история «Глобуса» на этом обрывается – вовсе нет! Здание вскоре было отстроено заново, причём, наученные горьким опытом, Бёрбедж и его товарищи выбрали в качестве материала камень и кирпич, а солома и любые другие легковоспламеняющиеся элементы были исключены и забыты. Здесь труппа играла вплоть до 1642 года, пока пуританский парламент не запретил любые формы массовых театральных развлечений и не закрыл увеселительные заведения подобного рода. В результате «Глобус» прервал свою историю больше чем на 3 века.

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Том 1. Главный редактор П. А. Марков М.: Советская энциклопедия, 1961 г. стр. 1199
  2. .
  3. Ingleby, Clement Mansfield; Toulmin Smith, Lucy; Furnival, Frederick (1909). Monro, John, ed. The Shakespere allusion-book : a collection of allusions to Shakespere from 1591 to 1700 2. London: Chatto and Windus. p. 373. OCLC 603995070.
  4. Stern, Tiffany. Was ‘Totus mundus agit histrionem’ ever the motto of the Globe Theatre? (англ.) // Theatre Notebook : journal. — The Society for Theatre Research, 1997. — Vol. 51, no. 3. — P. 121. — ISSN .
  5. Egan,, Gabriel. Globe theatre // The Oxford Companion to Shakespeare (неопр.) / Dobson, Michael; Wells, Stanley. — Oxford, England: Oxford University Press, 2001. — С. 166. — ISBN 978-0-19280614-7.
  6. Гибридно-уточнённый перевод П. Вейнберга и Т. Л. Щепкиной-Куперник.
  7. Волкова, П. Д. Сближенье связей отдаленных // Мост через бездну. — 1-е. — М.: Зебра Е, 2013. — Т. 1. — С. 26—33. — 256 с. — ISBN 978-5-94663-967-5.

Известные события

Черный Яго в Отелло

В 1990 году художественный руководитель Майкл Кан и негритянский режиссер Гарольд Скотт выбрали черных актеров на роль Яго и Эмилии, доверенного прапорщика, разжигающего роковую ревность мавра и его жену. Спектакль с Эвери Брукс в роли Отелло, Андре Браугером в роли Яго и Франшель Стюарт Дорн в роли Эмилии был встречен критиками.

Перевернутая раса Отелло

В 1997 году труппа театра Шекспира поставила « Отелло», в котором Отелло был белым с полностью черным оттенком. Актер Патрик Стюарт подошел к художественному руководителю Майклу Кану с концепцией: «Я представлял себя играющим Отелло и, в некотором смысле, готовился к нему с 14 лет. Когда пришло время, я стал достаточно взрослым и достаточно опытным, чтобы сделать это, это было то же самое время, когда для белого актера больше не стало приемлемым надевать черный лицо и притворяться африканцем. Одна из моих надежд на этот спектакль заключается в том, что он будет продолжать говорить то, что сказал бы обычный спектакль «Отелло». о расизме и предрассудках … Я надеюсь, что замена черного аутсайдера белым человеком в черном обществе будет способствовать более широкому взгляду на основы расизма «. Рон Канада исполнил партию Яго. Во время мероприятия «Знакомство с актерами» перед постановкой Стюарт заметил, что он осознал, что, хотя он никогда не играл эту роль, ее исполняли все основные актеры-мужчины в актерском составе, и он будет учиться у них.

Эдип играет на афинском фестивале

После просмотра постановки труппы театра Шекспира «Пьесы об Эдипе» в сентябре 2001 года официальные лица посольства Греции в Вашингтоне организовали приглашение труппе для выступления в рамках Афинского фестиваля 2003 года. Шоу было адаптировано на один вечер Майклом Каном трех пьес Софокла «Царь Эдип» , « Эдип в Колоне» и « Антигона» . Он изменил обстановку с Греции на центральную Африку и использовал полностью черный гипс во главе с Эйвери Бруксом . Спектакль проходил 10–11 сентября 2003 года в полукруглом театре Одеон на 5 000 мест на южном склоне Акрополя . В качестве исторической примечания следует отметить, что оригинальная постановка только что открылась за неделю до терактов 11 сентября . После единственной отмены выступления той ночью шоу продолжилось на следующий вечер (9/12) с новым смыслом для актеров и аудитории. Второе выступление Афин было через два года после нападения.

Шекспир на фестивале в Вашингтоне

С января по июнь 2007 года Шекспировский театр был одним из организаторов Международного фестиваля «Шекспир в Вашингтоне». Это празднование было задумано Майклом Кайзером , президентом Центра Кеннеди, и курировал его Майкл Кан. Более 60 художественных организаций подготовили более 100 презентаций.

Открытие Sidney Harman Hall

1 октября 2007 года Сидни Харман Холл открылся гала-выступлением под руководством Сэма Уотерстона с участием артистов балета Нины Ананиашвили и Хулио Бокка , оркестра Джаз в Линкольн-центре с Винтоном Марсалисом , актрисой Патти Лупоне , скрипачкой Анн-Софи Муттер , Вашингтонским балетом , Массовый хор мужчин и женщин из евангельского общества Вашингтонского общества исполнительских искусств (WPAS) и актеры труппы Шекспировского театра.

Спектакли «Большая игра: Афганистан»

По просьбе официальных лиц Министерства обороны США и при финансовой поддержке из частных источников труппа театра Шекспира пожертвовала Харман Холл и предоставила материально-техническую поддержку для двух специальных представлений в течение всего дня полного цикла «Большой игры: Афганистан» . Выступления 10–11 февраля 2011 года были бесплатно предложены солдатам, раненым ветеранам и правительственным чиновникам в районе Вашингтона.

The modern Globe

At the instigation of American actor, director, and producer, Sam Wanamaker, a new Globe theatre was built according to an Elizabethan plan. The design team comprised Theo Crosby of Pentagram as the architect, Buro Happold as structural and services engineers, and Boyden & Company as quantity surveyors. It opened in 1997 under the name «Shakespeare’s Globe Theatre.» Mark Rylance was appointed as the first artistic director of the modern Globe in 1995. In 2006, Dominic Dromgoole took over.

The reconstruction was carefully researched, so that the new building would be as faithful a replica as possible. This was aided by the discovery of the original Globe site itself, as final plans were being made. Modernizations include the addition of sprinklers on the roof to protect against fire, and the fact that the theater is partly joined onto a modern lobby, visitors center, and additional backstage support areas. Due to modern Health and Safety regulations, only 1,300 people can be housed during a show, less than half the estimated 3,000 of Shakespeare’s time.

The new theater is 200 yards from the original site and was the first thatched roof building permitted in London since the Great Fire of London in 1666.

As in the original Globe, the theater is open to the sky and has a thrust stage that projects into a large circular yard, surrounded by three tiers of steeply raked seating. Tickets to stand in the yard—no sitting allowed—are available for every performance at five British pounds each. The only covered parts of the amphitheater are the stage and the more expensive seated areas. Plays are normally performed between May and the first week of October. In the winter, the theater is used for educational purposes. Tours are available all year round.

Other replicas

A number of other replicas of the Globe Theatre have been built around the world:

  • U.S.A.
    • OSF Elizabethan Theatre, Ashland, Oregon, built in 1935, rebuilt in 1947 and 1959
    • San Diego, California, Old Globe Theatre, built in 1935
    • Cedar City, Utah, Adams Shakespearean Theatre
    • Chicago, Illinois, Chicago Shakespeare Theatre on Navy Pier, built in 1999
    • Dallas, Texas, Old Globe Theatre, built in 1936
    • Odessa, Texas, The Globe Theatre Of The Great Southwest
    • Williamsburg, Virginia, Globe Theatre, built in 1975 in the Banbury Cross section of Busch Gardens Europe


Globe-Theater, Schwäbisch Hall, Baden, Germany

  • Germany
    • Neuss am Rhein, Globe Neuss, built in 1991
    • Rust, Baden, Germany (in German), Europa-Park (in German), built in 2000
  • Italy
  • Japan

Репертуар театра «Глобус»

Сегодня в реконструированном и буквально возрожденном из пепла «Глобусе» так же, как и много лет назад, происходит постановка представлений. Однако из-за того, что ответственные за восстановление здания люди хотели сделать его наиболее приближенным к историческому прототипу, помещение, как и раньше, не имеет крыши, в связи с чем спектакли здесь организуются только в весенний и летний периоды.

Как бы там ни было, экскурсии здесь проводятся регулярно и для всех желающих. Недалеко от места расположения театра открыт тематический парк, который представляет собой музей, рассказывающий о биографии и личности Шекспира. Здесь можно поучаствовать в ряде традиционных увеселительных занятий Средневековья, например, написать сонет, посмотреть поединок рыцарей на мечах, а также попробовать принять на себя роль героя шекспировской пьесы. Кроме этого, здесь представлена исчерпывающая экспозиция о жизни и творчестве великого драматурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector