Дворец топкапы

Буколеон (Bukoleon sarayı)

Руины дворца Буколеон

Еще один памятник архитектуры византийского периода – дворец Буколеон, выстроенный на вершине холма, на самом побережье Мраморного моря. Относится этот шедевр зодчества к 5 веку, ко временам правления императора Феодосия II. К настоящему времени от Буколеона («Лев и бык»), носившего некогда названием Хормисадес, остались лишь руины.

Известно, что комплекс был переименован при Юстиниане. Ученые предполагают, что дворец получил новое имя в честь скульптурных композиций льва и быка, возведенных на побережье, перед главными воротами. Теперь эти статуи хранятся в залах Музея Истории в Стамбуле.

Каждый новый император вносил изменения в облик дворца. Так, при Феофане у здания появилась красивая терраса, а также была благоустроена летняя площадка. Но воины-крестоносцы, напавшие на город, сильно разрушили дворец «Быка и льва». Восстанавливать его после этого уже не стали.

При строительстве железнодорожных путей руины дворца пришлось частично разобрать, большую часть ценного строительного материала растащили по домам местные жители. До наших дней дошла лишь одна стена с окнами, напоминающая об эпохе Византии.

Руины дворца Буколеон находятся ближе к морю, в самом низу старого города Султанахмет. Чтобы выйти по направлению к бывшему дворцу, пройдите вниз по дороге, что отходит от Обелиска Константина на площади Ипподром, вниз, по направлению к набережной.

Дворец Плача почему так называется. Почему так называется?

История Стены Плача – это еще и история самого названия, дословно на иврите оно имеет немного другой смысл, более точно можно перевести, как «стена стенаний». Однако «стена плача» звучит более комфортно для восприятия.

То, что памятник так называется, сложилось исторически – после разрушения римлянами святыни, простоявшей свыше 600 лет, под тень уцелевшей стены начали приходить иудеи, «плакать», как рассказывают написанные в Риме хроники.

Paul Arps / flickr.com

Именно от иудейских стенаний по разрушенному священному месту и пошло это название западной стены.

Парадоксально, но с тех же времен стали замечать, что все просьбы, обращенные к Богу под Стеной – сбывались. Конечно, древние евреи не писали записок, они просто сетовали, молились, просили и верили, что все сказанное здесь обязательно должно сбыться.

История, достопримечательности, фото дворца Топкапы

Подробный план дворца Топкапы с объектами по дворам и открытая для публики часть гарема (5 планов – 4 двора+гарем)

До 15 века османские султаны жили во дворце, который находился в районе Стамбульского Университета в Бейязыте.

Дворец Топкапы было решено построить на мысе, окруженного водами Босфора, Мраморного моря и Золотого Рога. От основного города дворец Топкапы был отделен стеной в 1400 метров. Сам дворец – это не единое здание, а комплекс различных строений – дворцовые и хозяйственные постройки, павильоны, фонтаны, сады. Около 400 лет это был главный дворец Османской империи, пока двор не переехал в 19 веке в новый дворец Долмабахче.

Главные ворота дворца Топкапы называются Баб Хумаюн, т.е  Высочайшие (Великие) ворота. Их построили в 1478 году, но со временем они неоднократно перестраивались.

За воротами находилась площадь – первый двор, где проходили различные публичные события. Также тут был вкопан столб, на котором выставлялись головы провинившихся знатных преступников. Эта территория была открыта для всех. Здесь же сохранилась византийская церковь св. Ирины. Турки ее приспособили под арсенал. Сегодня ее можно посетить.

Далее шли Ворота Приветствия с восьмиугольными башнями. Построены в 1468 г.  Но в 16 веке при Сулеймане I ворота приобрели тот вид, который имеется и сегодня . Со временем добавлялись лишь небольшие элементы. Только иностранные послы, великие визири и приближенные чиновники могли пройти эти ворота. Они доезжали до них, а далее обязаны были идти пешком. Только султану было позволено въезжать через них  на лошади.

За воротами находился второй двор с площадью , где проходили различные знаменательные события – отмечались религиозные праздники, возводился на трон султан. Двор был заложен в 1465 г. и окончательно сформирован  к 1529 г.

Также во втором дворе располагались кухни, которые в день обслуживали от 4000 до 12000 человек при разных султанах – от слуг и стражей до самого султана. В 1574 г. кухни сгорели. Их восстановил Синан. Сегодня здесь выставляется коллекция фарфора – более 10000 предметов.

Была в Топкапы и дворцовая кондитерская, здание также построено Синаном. Здеcь готовили варенья, мармелады и, конечно же, многочисленные сладости. Сейчас в этой части выставлена старая кухонная утварь.

Также во втором дворе находился “Диван” , или Зал заседаний. Это несколько комнат, включающих различные Палаты и кабинеты. Комнаты облицованы фаянсом. Имелась и потайная комната, где незримо для других мог присутствовать султан, видя и слыша все происходящее.

Рядом с Диваном находится Оружейная палата с богатейшей коллекцией оружия 7-19 веков – луки, стрелы, кольчуги, кинжалы, пистолеты и пр. А раньше здесь была Сокровищница, где хранилась казна, которая до построения Топкапы хранилась в крепости Едикуле.

Во втором дворе также располагались жилые помещения охраны дворца. Охрана была лишь одной из функций этого “департамента”. Они отвечали также за организацию визитов, церемоний, поддержание внутреннего порядка.

На территории второго двора еще  имелись бани и  мечеть, построенные в 1736 г. главным евнухом  Хаджы Бешир Ага.

Через ворота Баб Саадет, или Ворота Счастья, попадаем в третий двор с кипарисовыми аллеями. Здесь была жилая часть. Ни один человек, включая главного визиря, не мог пройти через эти ворота без специального разрешения султана. Через эти же ворота можно было попасть к гаремной части дворца Топкапы.

За воротами находилась часть главного евнуха гарема. Евнухи и осуществляли охрану ворот.

В третьем дворе находится Тронный зал.

Сам трон был выполнен в виде дивана с балдахином и украшен драгоценными камнями и металлами. Здесь султан принимал визирей, высокопоставленных чиновников и гостей. А все слуги Тронного зала были глухими, чтобы никто не мог подслушать разговоров.

В третьем дворе дворца Топкапы находились и одни из покоев султана.

Рядом с Тронным залом находилась библиотека Ахмеда III с 24000 книг. Здесь также были и древние пергаменты и манускрипты – наследие от византийских библиотек.

В третьем дворе в здании бывшего дормитория,  где жили слуги, сегодня находится выставка одежды султанов и принцев, образцы дорогих тканей. Часто одежда была украшена драгоценными камнями.

Четвертый двор служил место отдыха, и представлял из себя сад с фонтанами и павильонами.

Тут расположена и самая поздняя постройка Топкапы – дворец султана Абдул Меджида I, построенный в 1840 году. Из него открывается очень
красивый вид на Босфор.

Павильоны четвертого двора – Реван и Багдадский

Безопасность дворца Топкапы

Исходя из того, что дворец имел множество ворот и отделённых зон, можно смело сказать – Султан проживал в крепости. Почему? Потому что в случае атаки на дворе, враги встречались с новыми препятствиями и с оборонительными действиями султанской армии. Пока враг пробивался сквозь первый двор, Султан отдалялся всё дальше и дальше во дворец.

Последний двор был бы ключом к спасению Султана и его близких, ведь там находился подземный тоннель, который обеспечивал беспрепятственный выход к морю. Преодолел не малое расстояние, правитель отправился бы в другую страну на кораблях, если бы хоть однажды в этом была необходимость. Если Вы подумали, что дворец Топкапы никогда не атаковали, Вы совершенно правы! Возможно, кто-то и хотел позариться на турецких правителей, но глядя на эту миссию объективно, осознавали, что это не имеет никакого смысла.

Для сбора всех глав страны было предусмотрено особое здание. Башня «Адалет» — самое высокое сооружение на территории дворца Топкапы. Здесь регулярно собиралось множество сановников, для обсуждения и регулирования каких-либо государственных задач. Находясь в башне, все присутствующие могли наблюдать за территорией и удостоверяться в своей безопасности.

Здание дивана также было предназначено для приёма гостей. Это здание было также предусмотрено для приёма гостей визирём, чтобы правитель мог слышать весь разговор через маленькое окно, при этом, не присутствуя во время разговора лично.

В Топкапы большую часть всей территории занимали помещения для приготовления пищи. Так как населения дворца было не малое и всех было необходимо накормить, большая часть дворцовой прислуги была сконцентрирована в кухонных помещениях. Если сегодня посмотреть на дворец, не составит труда найти одну из кухонь. Здания выделяются на фоне других трубами, торчащими из крыш. В настоящее время в них размещены различные экспонаты и коллекция посуды из фарфора. Самый древний экспонат, который предоставлен на всеобщее обозрение относится к 7 веку. Около 12 тысяч различных экспонатов предоставлены глазу туриста в кухнях Творца Топкапы.

Сокровища Топкапы

Турецкие султаны собирали и хранили раритеты и драгоценности. В роскошно украшенной комнате Сохранности – коллекция вещей, сделанных из золота и украшенных серебром, рубинами и изумрудами, нефритом, жемчугом и алмазами.

Кинжал Топкапы со множеством алмазов и крупных изумрудов изготовлен в подарок иранскому шаху. Отправленные с подарком послы вернулись назад с известием о смерти шаха. Кинжал пополнил сокровищницу и стал орудием убийства соперников правящего султана. Встроенные в рукоять часы показывали время убийства.

Кашикчи, алмаз ложечника – крупный бриллиант, обрамленный 49 маленькими бриллиантами. Бедняк, нашедший камень в куче мусора, не знал цены и обменял у ювелира на 3 ложки. Ювелир, в надежде на благосклонность, преподнес алмаз султану.

«Жемчужина» сокровищницы – троны падишахов. Султан Селим I привез из иранского похода выкованный из чистого золота трон шаха, украшенный перламутрами и изумрудами. Трон падишаха Мурата IV выполнен из редкого эбенового дерева и украшен по периметру драгоценными камнями и золотом. Золотой трон «Байрам» использовался при вступлении султана на престол.

Коллекция фарфора с 10 тысячами экспонатов образца X-XIII веков, который ценился во времена султанов.

Военные доспехи султана Мустафы III: кольчуга, щит и меч из железа, покрытые позолотой и украшенные россыпью алмазов, топазов и рубинов.

Два золотых подсвечника, каждый весит 48 килограммов. Украшены топазами и 6666 бриллиантами (столько же в Коране выражений).

Ордена, перстни, щиты и доспехи, драгоценные камни. Дорогой алмаз в 48 каратов, расписанные шкатулки из слоновой кости и лук в золотом чехле безмолвно говорят о привычках повелителей. Печать султана с изумрудами и коллекция шелковых молитвенных ковров знакомят с укладом мусульманского быта.

В Топкапы хранятся мусульманские святыни:

  • Трехметровое знамя Пророка.
  • Священная мантия Мухаммеда.
  • Письмо пророка Мукавкаса, личная печать, волосы из бороды и отпечаток ноги на камне.

В сокровищнице сохранились христианские реликвии:

  • Фрагмент черепа святого апостола Петра.
  • Рука святителя Иоанна Предтечи.
  • Ковчеги с частицами мощей святых.

Всего в сокровищнице 65 тысяч экспонатов. Топкапы превращен в Музей, хранящий реликвии мусульманского мира и открытый для любого посетителя.

Интересные факты

  • Жена Сулеймана I Великолепного — важнейшая персона в истории дворца, которая настояла на переносе гарема в Топкапы. По легенде, девушку из украинского села взяли в плен крымские татары, затем её продали в рабство и подарили будущему султану в качестве наложницы. Анастасия Лисовская, на Западе прозванная Роксоланой, в гареме получила имя Хюррем, что значит «весёлая». Сулейман влюбился в Хюррем, она отодвинула на второй план главную жену султана и вопреки турецким традициям получила официальный статус жены. Впоследствии стала фактически основным советником Сулеймана.
  • Каждые три месяца во втором дворе проходила церемония распределения жалованья — Победное заседание. Солдаты становились стройными рядами и получали щедрые порции еды и зарплату. Обычно церемонию совмещали с приёмом иностранных послов, чтобы показать им богатство Османской империи.

  • На заседаниях дивана султан не присутствовал, но следил за ними из комнаты в Башне правосудия. Когда он не соглашался с решением визирей, закрывал окно, и собрание прерывалось. После этого министры должны были продолжать обсуждение вопроса с правителем в Тронном зале.
  • Дворцовые служащие zülüflü выполняли самые разные обязанности, от уборки в гареме до ведения конфиденциальных переписок султана. Zülüflü в переводе с турецкого означает «плетёный»: работники носили свисающие косы, которые мешали видеть то, что происходило в гареме.
  • Пажи Продовольственной палаты, которая находилась рядом с Сокровищницей, готовили лекарства для дворцового лазарета, а в апреле собирали дождевую воду и преподносили её турецкому правителю, веря в целебные свойства такой воды.
  • В четвёртом дворе есть позолоченный павильон Ифтарийе, который возвышается над садами Топкапы, Золотым Рогом и Галатской башней, отсюда открывается красивый вид. Правители любили здесь поужинать и встретить закат.

  • Несмотря на мусульманскую культуру, в Топкапы хранятся и христианские реликвии, которые попали сюда после завоевания Константинополя, например мумифицированная рука святого Иоанна Предтечи, которой он крестил Иисуса, и части черепа святого апостола Петра.
  • В годы расцвета во дворце Топкапы проживало до 5 тысяч человек. При этом в дворцовых кухнях одновременно работало до тысячи поваров. Каждый год сюда привозили 30 тысяч цыплят, 23 тысячи баранов и 14 тысяч телят.
  • В гарем предпочитали брать чернокожих евнухов. Если султанская жена или наложница каким-то невероятным образом забеременела бы от чёрного евнуха, их ребёнка-негритёнка невозможно было бы выдать за султанского. Кроме того, считалось, что чёрнокожие болели после кастрации меньше белых.
  • В наложницы попадали девочки, украденные османами или проданные в гарем собственными родителями. В гаремную школу брали девочек от пяти лет, там их учили этикету и искусству до 15 лет. Когда девушка попадала в гарем, ей давали новое имя. После рождения ребёнка от султана наложница получала право на отдельную комнату и свою прислугу.

Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.

Трансфер

Во дворец можно попасть несколькими из способов. В крайнем случае, не забывайте, что всегда можно вызвать такси, которое довезёт Вас в необходимое место.

  1. Авиаперелёт. Если Вы прибыли в аэропорт Ататюрка, то просто спуститесь в метро и отправляйтесь на станцию Аксарай, после чего на трамвае доезжаете до Султанахмет. Прибыв на эту трамвайную остановку до дворца, необходимо пройтись пешком.
  2. Паром. Если Вы отправились в музей по морю, Вам необходимо выйти на станции Сиркеджи, далее – пешком до дворца Топкапы через здание Муниципалитета Стамбула и парк Гюльхане.
  3. Трамвай. Ближайшие остановки возле дворцовой территории Гюльхане и Султанахмет. От обеих перечисленных трамвайных остановок путь во дворец пеший, следуя указателям.

Общие моменты


Общие моменты

Комплекс занимает площадь более 70 гектаров. Этот райский уголок утопает в роскоши, здесь всего в избытке – золота, драгоценностей, природных и рукотворных шедевров, архитектурных изысков и аксессуаров.

Часто задаваемые вопросы
Чем примечателен дворец Топканы в Стамбуле? На площади комплекса, превышающей 70 гектаров, располагаются покои султана, библиотеки, сокровищница, большая кухня, мечеть, арсенал и т.п. На сегодняшний день Дворей Топканы в Стамбуле является одним из самых знаковых культурных памятников в мире. Кроме того, на территории достопримечательности снимали некоторые сцены популярного сериала «Великолепный Век», что сделало дворец ещё более популярным у туристов.

Древние мусульманские поэты не скупились на похвалы, называли Topkapı Sarayı «Дворцом вечного счастья, ниспосланного его обитателям самим Всевышним». Это выражение имело под собой определенный базис – каждый султан Турции наделялся званием халифа, хранителя Исламской религии.

Дворцовый комплекс кроме покоев султана вмещал в себя множество государственных учреждений:

  • библиотеки с самыми ценными изданиями, в том числе новейшими достижениями медицины, техники, размышлениями о социальном устройстве мира и пр.;
  • сокровищницу, в которой хранились и приумножались богатства султаната;
  • кухню невероятных размеров, где работали тысячи поваров, задачей которых было накормить самого султана, его семью, наложниц и прочую челядь;
  • мечеть – место размышлений халифа;
  • арсенал и другие строения.

В помещениях комплекса проживали почти 4000 сановников, и это не считая семьи султана. Для охраны держали особую армию из 50000 человек.

Не побывать в Топкапы, это значит, не видеть Турцию, не вдохнуть ее колорит и прелесть. Ежегодно архитектурный шедевр посещают миллионы путешественников. И тому есть причины – каждый хочет хотя бы на минутку погрузиться в роскошь и недостижимый комфорт, который окружал халифов Турции.

Популярности объекту добавил сериал «Великолепный Век». Кинофильм вышел на экраны в 2011 году, многие сцены снимали в интерьерах дворцового комплекса. Почитатели саги о перипетиях красотки Роксаланы, ее сложном пути от рабыни до любимой супруги султана, с трепетом осматривают знакомые по кино места и представляют себя на месте различных героев.

Дворец в наши дни

Топкапы – это музей под открытым небом, хотя есть тут и обычные экспозиции внутри зданий. Во дворце есть внешний периметр – это первый двор, а есть внутренний – второй, третий и четвертый дворы. Вход во дворец Топкапы в Стамбуле бесплатный, но это касается только первого двора. Формально внешний периметр даже не относится к музею, но здесь тоже есть, что посмотреть. С первого двора и начнем прогулку.

Первый двор

Внутрь – пока еще бесплатно – мы заходим через главные Императорские Ворота. При султанах здесь стояли подсобки и дома прислуги, только сюда пускали обычных людей. Теперь здесь стоят уже не подсобки, а памятники архитектуры – бывшая хлебопекарня, казарма, монетный двор. Отсюда можно попасть в археологический музей и в сам дворец Топкапы в Стамбуле. Фото схемы территории поможет разобраться.

Внутри первого двора стоит и церковь святой Ирины. Первую базилику на этом месте построили в начале IV века, современное здание отстроили после землетрясения 740 года. После прихода турок церковь не стали переделывать в мечеть, а просто открыли тут склад оружия. Ныне внутри концертный зал, но зайти сюда стоит ради древних интерьеров (довольно простых, скажу честно), которым больше 1200 лет!

Второй двор

Во внутренний дворец Топкапы (Стамбул) мы попадаем через Ворота Приветствия. Здесь нужно купить билет и пройти проверку металлодетектором. Но в прошлом все было еще суровее – простолюдины не могли попасть во второй двор вообще. Во внутреннем периметре султан общался с гостями, пока служащие вели дела в канцелярии. Тут же находилась и казна, и кухня для жителей дворца.

На территории второго двора сейчас показывают выставки. Если стоять спиной к Воротам Приветствия, то справа будет длинный зал кухни. Внутри собрана коллекция азиатского фарфора и холодного оружия. Слева находятся конюшни, в них организуют временные выставки. За конюшнями ближе к третьему двору стоит башня Правосудия –самое высокое здание дворца. Под башней – вход в гарем, но о нем позже.

Третий двор

Проходим второй двор по прямой аллее и выходим к Воротам Счастья. Здесь дворец Топкапы в Стамбуле переходит в личные покои султана. Во времена империи османов в этом дворе работал зал для аудиенций, библиотека, сокровищница. В эндеруне жил султан и его близкие, а в шимширлике – дворе с самшитовыми деревьями – держали наследников престола.

В экспозиции музея особо советую заглянуть в сокровищницу. Здесь хранится «кинжал Топкапы», полумифическое оружие. По легенде, ассасины убивали им братьев будущего султана, чтоб те не помешали наследнику занять престол. На рукоятке кинжала с алмазами, по той же легенде, были часы – чтоб точно знать время убийства. Всего же дворец Топкапы в Стамбуле содержит 60 тысяч экспонатов! Есть и уникальные:

  1. «Алмаз Кашикчи», похожий на ложку – 86 карат!
  2. Инкрустированный перламутром веер.
  3. Официальная султанская печать.
  4. Мантия пророка Мухаммеда.
  5. Посох Моисея.
  6. Портрет Сулеймана Великолепного.

Четвертый двор

Между сокровищницей и палатой пажей в третьем дворе найдем небольшой проход. Он ведет в четвертый двор, где султан и придворные отдыхали. Полюбуйтесь на павильоны и фонтаны по пути к главному зрелищу. Лично я уверен, что дворец Топкапы (Стамбул) стоит посетить ради вида на бухту, пролив и море. После прогулки по четвертому двору возвращаемся тем же путем к выходу.

Гарем Топкапы

Во втором дворе задержимся, помните же про гарем? Он стоит как бы в стороне от основных дворов, потому что это пристройка. Сулейман I специально для Роксоланы перенес гарем из Изразцового павильона в новый комплекс у самого дворца. Гарем султана во время Османской империи был одним из самых закрытых мест во всей стране. Наверное, поэтому сейчас за вход сюда придется заплатить отдельно от всего дворца.

Гарем – это то, ради чего многие и едут во дворец Топкапы в Стамбуле. Покои Хюррем, фото в которых обязательно делают все девушки, включают разные павильоны и комнаты. Здесь есть двор матери султана, двор любимых наложниц и жен, двор евнухов, бассейн, тайные комнаты. Пройдитесь по Золотому Пути – по нему каждую ночь в покои султана шла одна из наложниц.

Если не задерживаться подолгу у каждого экспоната, то на прогулку по всему комплексу хватит 3 часов. Когда закончите, выходите через Императорские Ворота в первый двор и обходите церковь святой Ирины слева. Сразу за ней будет дорожка, которая выведет вас к мечети Айя-София – символу Стамбула. Если же пойти от церкви святой Ирины направо, то попадете в просторный парк Гюльхане.

Музей невинности

История: Музей невинности — это и роман, и музей, сотворённые знаменитым турецким писателем и нобелевским лауреатом Орханом Памуком. Сначала писателю в голову пришла идея создать музей старинных вещей, каждая из которых бы напоминала счастливые моменты и переносила в определённые этапы жизни.

Он выкупил старое здание, отреставрировал его и параллельно начал писать роман — красивейшую историю любви Кемаля и Фюсун, на которую его в том числе вдохновляли купленные на блошиных рынках вещицы. Оформление музея и написание романа были плотно взаимосвязаны, роман был издан в 2008 году, а музей открыт в 2012 году. Коллекция музея собиралась более 15 лет! 

Музей невинности. Фото: Attica/Shutterstock

Почему стоит посетить: потому что такого чувственного, личного и вызывающего трепет музея ты больше не найдёшь. Памук как будто вселил жизнь, всю свою любовь и горечь в тщательно собранные вещи. Среди экспонатов представлены вещи главных героев романа (можно даже увидеть несколько тысяч окурков, которые выкурила Фюсун). Каждый стенд посвящён отдельной главе романа. Просто приходи и почувствуй эту ностальгическую атмосферу.

Как добраться: пешком или на трамвае, ближайшая остановка — Tophane.

Второй двор

За Вратами Приветствия (Баб-ус-селям) с двумя восьмиугольными башнями, увенчанными коническими крышами, находится Второй двор. Доступ в него во времена империи был строго регламентирован, а сами обитатели дворца выходили из него редко. Дворец жил как автономное образование. Через эти ворота на коне мог проехать только лишь один султан или его мать, все остальные могли идти только пешком. У этих воротами помногу дней ожидали приема иностранные послы… До 18 века послы, даже с верительными грамотами, должны были претерпевать многочисленные мытарства и унижения, добиваясь аудиенции главы государства.

Проходим внутрь, и перед нами открывается огромный парк с кипарисами, платанами, кустами роз. Некогда здесь, по дорожкам, словно в райском саду, разгуливали газели, лани и павлины.

От входных ворот разбегаются дорожки к дворцовым кухням, дворцовым конюшням, к Дивану, где решались государственные вопросы, к Гарему и следующим воротам – Вратам Счастья, ведущим в третий двор.

В бывшей дворцовой конюшне – выставка упряжи и экипажей самого султана и Валиде Султан, причем некоторые из карет – дорогие подарки европейских монархов .

Дворцовые кухни тянутся по правой стороне всего двора. Их проектировал знаменитый архитектор Синан. Заслуживают внимания широкие трубы на крыше .Один только взгляд на них дает отчетливое представление о том, какую уйму народа кормили во дворце в прежние времена. Вообще-то на кухнях работало больше 800 человек, целая армия поваров, поварят, кондитеров, которые парили-жарили на 5 тысяч едоков, а в торжественных случаях они могли накормить до десяти тысяч человек.

Сейчас здесь представлены выставки коллекций редкого и драгоценного китайского и японского фарфора, привезенного по легендарному Шелковому Пути. Среди них есть один сервиз, цвета морской волны, который, как уверяют дворцовые летописи, имел необыкновенно полезное свойство менять цвет при контакте с отравленной пищей. А для султанов Османской империи это было просто бесценно, поскольку немало их ушло в лучшие миры от отравления.

Помимо фарфора здесь можно посмотреть на дворцовую коллекцию из керамики, стекла, серебра. Еще там есть любопытная экспозиция разнообразной кухонной утвари: огромные котлы, казаны, поварешки, кастрюли.

Но самое главное на этом дворе – это имперский совет – Диван , что находится слева от входа. В нем четыре раза в неделю встречались, обсуждали дела, принимали важные решения государственные мужи – великий визирь и девять обычных визирей, которые были как бы его замами, с разными обязанностями. В эту элегантно оформленную куполообразную комнату с восхитительными изникскими плитками вызывались ведущие должностные лица османской империи.

В стену, над местом, где сидел Великий визирь, была вделана золоченая решетка, через которую из соседнего помещения, оставаясь невидимым, султан мог слушать все обсуждения. Никто и никогда на собраниях Дивана не мог с уверенностью сказать, есть ли султан за стеной, слушает ли он их. Незримое, но недремлющее око повелителя очень помогало и стимулировало практическую работу подчиненных. Для вящего соблюдения секретности включался фонтан в центре комнаты, и под его журчание обсуждались вещи, которые должны были остаться абсолютной тайной.

Здание Дивана венчает Башня Правосудия , она двухступенчатая и четырехгранная, с конической крышей. Поскольку она возвышается над всем дворцовым комплексом, то с нее осуществлялся визуальный контроль территории, особенно тщательный во время заседаний Дивана. В такие дни во дворе было не протолкнуться от разодетых вельмож и их челяди. Но тишина при этом стояла почти абсолютная. И это просто поражало иностранцев.

К Дивану примыкает здание бывшего Казначейства, сейчас там Музей оружия, где представлена огромная выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много впечатляющей военной одежды и доспехов.

Наличие Гарема традиционно было знаком богатства и власти. Официальный вход в султанский га рем располагался в этом дворе. Но  Гарем мы посетим чуть позже, а пока пройдем дальше.

Полезная информация

2.1. Где находится

В центре старого Стамбула в районе Султанахмет на берегу пролива Босфор в 15 минутах ходьбы от Айя-Софии и Голубой мечети.

Вход во дворец легко найти по указателям:

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

Заказать экскурсию

Экскурсия – отличный способ посетить дворец Топкапы. И трансфер будет включен в стоимость, и гид расскажет кучу нового и интересного. Экскурсию можно заказать как в своем отеле, так и через интернет. Кстати, многие обзорные экскурсии по Стамбулу включают и посещения Дворца Топкапы:

Скоростной трамвай

На скоростном трамвае Т1 доезжаете до остановки Султанахмет. Если встать спиной к трамвайным путям, выйдя из вагона, то справа будет Голубая мечеть, а слева – дворец.

Пешком

Пешком до музея можно легко добраться из Аксарая, Лалели, Эминёню и Гюльхане.

Проходим через ворота мимо парка Гюльхане:

Напротив археологического музея – очередной указатель в сторону Дворца Топкапы:

Такси

По традиции, такси – самый удобный, но и самый дорогой вид транспорта в Турции. Поймать такси можно просто на улице, можно заказать в отеле, а можно заранее заказать индивидуальный трансфер.

2.3. Время посещения

Музей открыт для туристов с 09.00 до 17.00 (с ноября по середину апреля) и с 09.00 до 19.00 (с середины апреля по конец октября).

2.4. Стоимость

Кассы с билетами во дворец. Цена входа на территорию – 60 лир, в гарем – 35 лир, и то, и другое в комплекте – 95 лир:

Билет также можно купить и заранее вот здесь. Такой билет включает в себя трансфер от отеля и позволит избежать очередей.

Не все залы открыты ежедневно. Рядом с кассой табличка с указанием павильонов, доступных для посещения:

Во дворце Топкапы действует музейная карта. Так что при ее наличии стоять в очереди не нужно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector