Туркменские племена
Содержание:
- Происхождение и история туркмен. Салоры и их переселение в Мерв, Ирак и Мангишлак
- Культура
- Отрывочные сведения по дальнейшей истории туркмен
- Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва
- Туркмены гокланы, икдыр, абдал и огурджали
- Ханская власть, сердары и занятие аламанством
- Личная жизнь
- Положение женщины в семействе
- Административное управление
- Брак
- Лингвистика
Происхождение и история туркмен. Салоры и их переселение в Мерв, Ирак и Мангишлак
Салоры, от которых произошло большинство туркменских племен, обитающих в области, были одной из ветвей Огузова племени. Ветвь эта древнего происхождения: она ведет свое начало от Салора, сына Таг Хана и внука Огуз Хана, этого мифического героя тюркских племен, современника Кеюмерса, жившего за 6000 лет до настоящего времени на берегах Иссы-Куля.
Туркмены теке, йомуд и сарык, составляющие главную массу туркмен области, считают своим родоначальником Салор Казана и, как кажется, совершенно основательно. Историю туркмен, как самостоятельной народности, отличной от остальной части Огузова племени, нужно начинать с переселения салор из Туркестана в Мавераннахр, т. е. на левый берег Аму-Дарьи и в округ Мерва. Переселение это было последствием упорной вражды и беспрерывных войн в течение 5-6 поколений с тюркским племенем беджне, которое выгнало их с занимаемых ими до сего времени мест и заставило бежать за Аму-Дарью. Это событие произошло при жизни отца Салор Казана — Энкеша,бывшего старшиной салорского племени во время владычества в Мерве Аббасидской династии в 300 годах мусульманского летосчисления, т. е. около 1000 лет до настоящего времени.
С этого времени, т. е. со времени Салор Казана началась упоминаемая Абуль Гази перемена типа туркмен, обособившая их в отдельную этнографическую группу.
Этим переселением Абуль Гази почти заканчивает связную историю Огузова племени, которое вскоре распалось на мелкие части и прекратило существование в качестве отдельного монархического государства.
Как и где жили салоры с этого времени, Абуль Гази дает нам мало указаний.
Очевидно, часть их продолжала жить в Мерве и при следующих династиях; это мы видим из отрывочных указаний арабских писателей того времени.
После междоусобных войн в царствование Али-Хана многие племена Огузова племени, в числе которых были и салоры с присоединившимися к ним племенами имр, икдыр и другими, откочевали в Мангишлак и в горы Хиссара.
В то же время 10 тысяч кибиток салор под предводительством Дингли Бека ушли в Хорасан, где оставались много лет; оттуда они перекочевали в Ирак и Фарс, и «там устроились, как на родине». Когда султан Мелик Шах, отец Султан Санджара, завоевал Ирак и Фарс и перенес свою столицу в Исфахан (около 1070 г.), часть салоров получила разрешение перекочевать из Ирака в Мангишлак.
«В старину говорили», пишет Абуль Гази: «закочевало Огузово племя. Есть ли для него кочевья, есть ли для него стоянки?».
Культура
Исторически у каждого туркменского племени был свой неповторимый узор ковра, одежда, головной убор и диалект. На туркменских коврах теке часто присутствует стандартная розетка теке ( туркменский : гёль ), называемая гушлы гёль , которая, по словам О’Бэннона, «имеет наименьшее количество вариаций среди всех туркменских гулов [ sic ] и, по-видимому, меньше всего изменилась со временем. дизайн, который также называют Королевской Бухарой … Он почти всегда соединяется пересекающимися синими или черными линиями. Это восьмиугольник овальной формы, обычно не более четырех дюймов в высоту и восьми дюймов в ширину. Вторичный гуль представляет собой ромб. фигурной формы и иногда упоминается как «птицеед».
Типичная текинская туркменская розетка (гёль) на узловатом ковре
Фотография карты Восточного базара Алтын Асыр (Толкучка) в Ашхабаде, Туркменистан
Государственный флаг Туркменистана с изображением пяти розеток основных племен с розеткой теке наверху
Дизайн этой розетки воспроизводится на макете базара « Алтын Асыр» в Ашхабаде и является самой верхней розеткой на государственном флаге Туркменистана.
Отрывочные сведения по дальнейшей истории туркмен
Некоторые сведения по дальнейшей истории туркмен за время их поселения в пределах нынешней Закаспийской области можно найти в истории Хивинского ханства, в подданстве которого, иногда номинальном, они находились. За неимением других данных, мы здесь воспользуемся разрозненными указаниями в сочинениях позднейших историков. По этому предмету мы находим некоторые отрывочные сведения у Веселовского (Веселовский, очерк истории и географич. сведений о Хивинском ханстве , изд. 1877 г.), который указывает, что при Софиаре, Хане хивинском, в начале десятого века, туркмены занимали Мангишлак, Балханские горы, и жили по берегам Аму-Дарьи и в Дегистане и платили дань хивинцам.
В то вреимя по реке Аму, которая текла в Каспий, от Ургенча до Балхан были сплошные поселения туркмен: от Пишгяха до Кара Кичита (черный брод) кочевало племя адаклы хызыр, от него до Балхан племя али, а оттуда до моря Тиведжи.
Абуль Гази хан в 1637 г. усмирил туркмен, забравших власть в свои руки. Они жили в Теджене, Бами, Беюрме и на берегах Атрека и Гюргена.
Около 1736 г. Надир Шах победил Хиву и приказал живших там теке и йомудов водворить в Хоросане.
По показанию Гладышева и Муравина, бывших в Хиве в 1741 году туркмен было 4 тобы: теке-йомуд, човдур, Мангишлак и Теджен, а всего до 30 тыс. человек, и все они состояли под властью Хивы.
Филипп Еремов, бывший пленником в Хиве около 1785 года, указывает, что теке и салор кочевали по Аму вниз от Чарджуя; кочевья же туркмен к западу от Хивы начинались в 25 в. от сел. Амбар.
В конце восемнадцатого столетия туркмены являлись бичом Хивинского ханства. В 90-х годах того же столетия при Авяз Инаке были 4 возмущения туркмен йомудов, которые при всякой смене хана производили смуты в стране.
В 1813 году Мухмед Рахим Хан предпринял поход на Персию. Племена теке и гоклан отказались идти с ним. Возвратившись в Хиву, он пошел наказать их и разбил туркмен теке совершенно; их пахатные земли были отобраны и захвачено много пленных. Текинцы под начальством Мурад Сердара скрылись в горах. Голод заставил их уплатить дань Хивинскому хану, и часть их перекочевала в Хиву. Также он призвал в Хиву поколение човдор и ессен-или (гокланы), кочевавшее в Мангишлаке, которое препятствовало торгу между астраханскими купцами и Хивой. Поколение ата, кочевавшее близ Каспия, было вытеснено из Балханских гор йомудами и прибегло под защиту Хивы.
В 1832 году Хивинский хан Алла Кул взял Мерв и Серахс. Текинцы заплатили контрибуцию. В 1839 году снова был поход, чтобы наказать туркмен теке за неповиновение.
В 1846 году бухарцы подстрекнули текинцев завладеть Мервом, принадлежавшим Хиве, и те напали и вырезали всех хивинцев. С этого времени начались ежегодные походы Хивинского хана против туркмен, но последние скрывались в песках.
В 1858 году туркмены со своим ханом вели борьбу с вновь назначенным в Хиве ханом Сеид Мухамедом и осадили несколько городов. В том же году йомуды, приглашенные на помощь Кунградскому беку Мухамед Феналу, провозгласили его Хивинским ханом.
Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва
Петрусевич (Зап. Кавк. Отд. Имп. Р. Г. О. кн. XI вып. I, 1880 г.) сообщает, что по рассказам Буджнурдского и Кучанского правителей, текинцы заняли Ахал 163 года тому назад, во времена шаха Тахмаспа; с тех пор до настоящего столетия они ограничивались пределами оазиса. Но увеличение населения и ограниченное количество воды заставили текинцев отыскивать себе новые места, годные под поселения. Под предводительством Ораз Хана часть текинцев вышла из Ахальского оазиса и поселилась по Герируду, верстах в 80 прямо на восток от селения Гяурса.
Ораз Хан, перебравшись к Герируду, устроил на правом его берегу укр. Теджен или Ораз-Кала, вследствие чего и вся река Герируд от укр. Серахса до своего окончания стала называться Теджен-Дарьей. Поселившись по Теджену, текинцы получили возможность делать набеги на северо-восточные провинции Персии, пока выведенный из терпения грабежами текинцев правитель Хорасана Асифуд-доуле Алла-Яр-Хан в 40-х годах этого столетия не напал на них и не уничтожил их поселений.
Текинцы опять собрались в Ахал, но недостаток воды и земли заставил снова искать для поселения новые места. Тогда тот же самый Ораз Хан с другими выборными от текинцев явился к правителю Хорасана с просьбой дозволить поселиться в старом Серахсе, на правом берегу реки Герируда, и занять местность вокруг него. В то время пространство около старого Серахса по об стороны реки было свободно. Получив разрешение, текинцы сначала жили мирно с персами и обратились для грабежа к северу в Бухару и Хиву и к кочевьям сарыков и салоров. Бывший в то время Хивинским ханом Мухамед Эмин два раза ходил усмирять их и во второй свой поход в 1855 году был убит, с тех пор текинцы в Серахсе сделались еще смелее и стали грабить не только бухарцев, хивинцев, сарыков, (живших в Мерве), но и вес провинции Хорасана.
Наконец, правитель Хорасана (Султан Мурад Мирза Хыссамус Султанэ) решился окончательно усмирить текинцев; в старом Серахсе появились персидские войска, все поселения были разорены, и текинцы бежали в Мерв на Мургаб (Это было в 50-х годах XIX в.). Но тут жили сарыки. Между текинцами и сарыками завязалась борьба за обладание Мервом и низовьями Мургаба. Побеждены были сарыки, которые и ушли вверх по течению реки к урочищам Елотану и Пенде вытеснив, в свою очередь, из Елотана салоров (Мы сохраняем везде старинное вазвание племени, вместо нынешнего «салыр»), которые перебрались с разрешения персидского правительства к развалинам города Зур-Абада, лежащим на левом берегу Герируда в 120 верстах южнее Серахса. С этого времени текинцы сделались в Мерве полными хозяевами всех земель на оконечности реки. Набеги их и грабежи сделались еще более ужасными для северо-восточных провинций Хорасана и северных окраин Афганистана. Все это заставило персидское правительство двинуться на Мерв с целью разорить его окончательно. Предварительно, в 1860 году, было устроено укрепление на левом берегу реки Герируда, против старого Серахса, названное новым Ссрахсом, и в 1861 году двинулось через Серахс к Мерву персидское войско; потерпев совершеннейший погром (Многочисленная артиллерия, взятая текинцами в этом сражении, хранится при Мервском Уездном Управлении), персы окончательно оставили мысль действовать против текинцев Мерва и ограничились только охраной своих провинций от их набегов. Текинцы же после такого успеха сделались вполне независимыми, ибо до того времени то признавали себя хивинскими, то персидскими подданными, смотря по тому, на чьей стороне была сила.
В 1870-х годах текинцы Мерва напали врасплох на салоров у Зур-Абада, захватили все стада и многие семьи и предложили остальным следовать в Мерв, где и расселили их между всеми своими родами небольшими группами, в 10-12 семей.
К этому следует добавить, что в 1884 году Тедженский оазис снова был занят текинцами, пришедшими из Мерва, когда по распоряжению генерала Комарова была восстановлена Карры-бендская плотина.
Туркмены гокланы, икдыр, абдал и огурджали
Кроме туркмен салорского поколения в области проживают туркмены других поколений племени Огуз-Хана: гокланы, икдыр, абдал и огурджали.
Около 750 кибиток гокланов живут в Каракала и по Чандырю на персидской границе, куда они переселились в 1881 году из Персии и Хивы. По письменным преданиям они происходят от Кай-Хана, сына Гюн-Хана, внука Огуз-Хана. Впоследствии, племя Кай, теснимое с востока монголами, спустилось в долину Сыр-Дарьи, где уже получило название туркмен, затем, постепенно перешло за Аму-Дарью, к Мерву и, наконец, при Кара-Хане часть племени переселилась в горы Абуль-Хан (Балхан), а часть заняла полуостров Мангишлак. Письменные предания гоклан этим и кончаются. Устные же рассказы передают, что гокланы, которые тогда еще носили общее название «каи», занимали долину Атрека ниже Чата. Рассказывают также, что один из персидских шахов построил выше слияния рек Атрека и Сумбара, на правом берегу последней, город Мешеди-Мисриян и для снабжения его водой воздвиг на местности Сюзюк на Атреке плотину из свинца, при помощи которой отводил воду этой реки по арыкам к Мешеди-Мисрияну. Племя «каи», оставшись без воды, решилось разрушить эту плотину и с этой целью один из них развел на ней большой огонь и плотина была прорвана. Жители Мешеди-Мисрияна, чувствуя недостаток в воде, послали узнать, что делается с плотиной и на вопрос гонца, кто открыл воду, люди видевшие разводившего огонь на плотине, отвечали: «человек на серой (гюк) и хромой (лянк) лошади», откуда будто бы и произошло название «гоклан», которым после этого события стали именоваться туркмены рода «кай».
Племена икдыр в числе около 400 кибиток и абдал — 60 кибиток кочуют по берегу Каспийского моря к югу от форта Александровского до Карабугазского залива и, отчасти, к северу от Красноводска.
Племя икдыр ведет свое начало от сына Тенгиз-Хана, младшего сына Огуз хана.
Племя огурджали, обитающее в числе 1025 кибиток по берегу Каспийского моря, между Красноводском и Чикишляром и на островах Челекене, Долгом и Огурджинском, принадлежит к племенам, присоединившимся к йомудам. Никаких преданий о его происхождении не сохранилось. Полагают, что но составилось из беглых и бродяг от разных туркменских племен, которых привлекал берег моря и занятие морскими разбоями. Самое название их производят от слова «огурджа» — вор.
Ханская власть, сердары и занятие аламанством
До занятия края русскими туркмены не имели никакого государственного устройства. Принцип братства, равенства и свободы проводился ими в жизнь более полно и последовательно, чем в любой из современных республик. Это было вольное казачество, где вес были совершенно равны и не было никакой придержащей власти. Никакой наследственной ханской власти у них не существовало, и они давали звание хана от времени до времени с общего согласия тому или другому из своих более заслуженных членов, причем с этим званием не было соединено никакой власти.
Хан избирался не целым племенем, а отдельным поколением или группой аулов, которые не платили ему никакого содержания или подати, а только давали по 2 всадника от каждого аула для преследования разбойников, приходивших зачастую из Персии и угонявших туркменский скот.
Не меньшим чем ханы почетом и значением пользовались «сердары».
Сердар, это — военачальник, предводительствовавший туркменской вольницей во время аламанов (разбойничьих набегов), или других военных предприятий. Набеги и разбои в соседних округах Персии были главным занятием туркмен Ахала, а отчасти, и других оазисов; были промыслом, средством к существованию. Скотоводство и земледелие, в особенности последнее, были лишь занятием второстепенным, подспорным.
Время от времени тот или другой сердар, а их было не мало, оповещал по аулам о предполагаемом набеге. Все, желающие принять в нем участие, собирались к нему в назначенный срок, или присоединялись на дороге.
К известным своим искусством сердарам собиралось до 1000 и более всадников. Ехали всегда налегке, не забирая с собой много продовольствия. Легкость и быстрота были главной их тактикой. Они внезапно налетали на селение, хватали и связывали жителей, клали их на крупы своих лошадей и быстро скрывались.
Главной добычей туркмен были люди, а потому они старались возможно меньше употреблять в дело оружие. После аламана добыча распределялась по числу участников поровну, сердар же получал вдвое.
Пленников туркмены не любили держать у себя, а потому быстро продавали скупщикам, отправлявшим их на рынки Бухары и Хивы.
Грабежи и набеги на персов-шиитов, которых туркмены считали худшими из неверных, почитались делом богоугодным и не мешали народу оставаться высокочестным и нравственным в своих взаимных отношениях.
Таково бурное историческое прошлое населяющих область туркменских племен.
Предыдущая страница | Читать далее
Личная жизнь
Ума Турман – вегетарианка с 11 лет. Актриса занимается йогой, ухаживает за садом, резвится со своими собаками и вяжет в свободное время. Вязание она называет разминкой для мозга, хотя признает, что готовые вещи получаются «уродливыми».
Embed from Getty ImagesУма Турман и Гэри Олдмен
Впервые Ума попробовала устроить личную жизнь в 20 лет. Супруг Гэри Олдмен был старше на 12 лет, любил женщин, запойно пил. Терпения Умы хватило на 2 года, а затем она решилась на развод. Олдмен тогда заявил журналистам, что жена – ангел, а с ним невозможно жить. Общих детей у актеров не было. Британец Гэри благодаря браку со звездой получил американское гражданство, излечился от алкоголизма и впоследствии еще трижды женился.
Второе замужество тоже оказалось неудачным. В браке с Итаном Хоуком, коллегой по фильму «Гаттака», актриса родила двоих детей: в 1998 году – дочь Майю, а в 2002-м – сына Левона. Союз это не спасло, и в 2005-м супруги развелись. Причины развода не скрывали: Итан изменял с няней детей и в целом не был верен Уме.
Embed from Getty ImagesУма Турман и Итан Хоук с детьми
У Умы Турман проблемы с кровеносной системой, рожать врачи ей не советовали, но женщина выносила и родила троих. Отец третьего ребенка Турман — швейцарский финансист Арпад Буссон, отношения с которым продлились почти 7 лет. За это время пара дважды объявляла о помолвке и дважды ее расторгала. В 2014 году союз распался.
На Каннском фестивале 2014 года Ума Турман появилась в сопровождении Квентина Тарантино. Актрису и режиссера связывает многолетняя дружба, мужчина обещал актрисе всегда оставаться ее другом. Тем не менее однажды режиссер в шутку рассказал журналистам, что хотел бы, чтобы его спутница жизни была похожа на Турман.
Embed from Getty ImagesУма Турман и Квентин Тарантино
СМИ предположили, что дружба переросла в нечто большее. Ума и Квентин арендовали одну виллу на двоих, на всех мероприятиях появлялись вместе. Звезды позволяли себе явно романтические жесты, держались за руки, Ума клала голову на плечо спутнику. Все, кто видел пару, ощущали притяжение между ними. Но ни актриса, ни режиссер не выступили с официальным подтверждением или опровержением романтических отношений.
В 2018-м Турман присоединилась к волне разоблачений Харви Вайнштейна, выступавшего продюсером в том числе и проектов Тарантино. Она рассказала о домогательствах, которым подвергалась на съемках «Убить Билла». Квентин поддержал подругу и поделился воспоминаниями о том, что тогда пригрозил Харви остановить работу над фильмом, если тот не оставит Уму в покое и не извинится.
Осенью того же года кинорежиссер женился на певице и модели Даниэле Пик. Муза на свадьбе не присутствовала. Отношениям с Турман пришел конец, когда актриса поделилась подробностями аварии, произошедшей на съемочной площадке «Убить Билла – 2». По словам Умы, она едва не погибла за рулем автомобиля, о неисправности которого Квентин якобы знал.
Позднее женщина согласилась вновь сниматься у Тарантино, «если предложат хорошую роль и интересный сценарий». Режиссер сделал предложение, но не Уме, а ее дочери Майе: триллер «Однажды в Голливуде» со звездным составом вышел на экраны в 2019 году.
Положение женщины в семействе
Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.
Административное управление
Кроме Военного Министерства и Туркестанского Генерал-Губернатора, которым принадлежит высшее руководство в делах управления областью, непосредственное управление населением осуществляется Начальником Закаспийской области, как высшим местным административным органом, уездными начальниками в уездах, приставами и управляющими населением в приставствах и районах. Все вышеуказанные начальствующие лица назначаются из воинских офицерских чинов.
Ближайшая исполнительная власть в отдельных аулах вверена аульным старшинам, выбираемым самим населением из своей среды. Кроме того, внутренние дела аулов ведаются аульными сходами, состоящими из всех кибитковладельцев аула.
Брак
Туркменские браки, как уже было сказано, отождествлены обычаем с торговой сделкой, которая совершается, за редким исключением, без всякого участия брачующихся молодых людей их родителями или опекунами. При этом торгуются из-за цены, как и при продаже товара, и, зачастую, брак расстраивается именно по этой причине. Цена девушки, равная 20 лет тому назад 30 ахальским туманам (туман около 4 рублей), возросла в настоящее время до 200 и более туманов. Богатые люди или вдовцы и многоженцы платят иногда до 400 и 600 туманов за девушку. Такое поднятие цен на девушек делает брак для людей недостаточных мало осуществимой мечтой, в поисках за которой большинство молодых туркмен, не имеющих большой и зажиточной родни, проходят суровую школу труда и лишений, отказывая себе во всем в течение долгого ряда лет и отдавая всякую заработанную копейку и приобретенный скот своему будущему тестю, памятуя, что только по уплате всей цены они могут получить себе жену. Такой обычай дурно влияет на правильность распределения женщин между населением, оставляя многих молодых людей в вынужденном безбрачии и позволяя богатым иметь по нескольку жен. Громадное большинство туркмен имеет по одной жене и многоженства не одобряет.
Брачный союз заключается обыкновенно в возрасте от 10 до 15 лет, хотя бывают случаи и более ранней выдачи девушек в замужество.
Цель таких ранних браков есть желание скорее получить калымную плату, дать возможность мужу выплатить всю потребную сумму до наступления совершеннолетия и получить право на пользование лишней долей общественной воды и земли.
Туркменский брак совершается следующим образом: после предварительных переговоров о размере калыма (выкупной цены) со стороны жениха едут к родителям невесты несколько человек аксакалов (почетных стариков) и уплачивают за нее часть выкупа, из коего половина обыкновенно уплачивается деньгами, а другая половина скотом; затем, делают подарки родственницам невесты и дарят по несколько кранов женщинам и мужчинам, перегораживающим путь выхода невесты и, наконец, доставляют ее в кибитку жениха. В тот же день совершается кем-либо из присутствующих грамотных туркмен обряд бракосочетания. Вечером собравшихся гостей угощают пловом, чаем и сдобными чуреками; приглашают несколько человек бахши (певцов) и пир длится до поздней ночи. На следующий день с утра устраиваются скачки и состязания в борьбе, беге и стрельбе в цель. Всем выигравшим выдаются отцом жениха небольшие призы, состоящие обыкновенно из халатов или нескольких аршин бумажной материи; следующий вечер и следующий день гостям доставляются те же удовольствия, как и накануне.
У туркмен часто практикуется увоз девушек, устраиваемый по взаимному соглашению жениха и невесты. Бежавшие скрываются в кибитку какого-нибудь почетного аксакала, которому волей-неволей приходится принять на себя роль посредника и мирить родителей жениха и невесты.
После бракосочетания молодая остается в кибитке мужа три дня, если брак совершен между малолетними, и до 10 дней, если молодые достигли половой зрелости; потом, жена возвращается в дом своих родителей или опекунов, где и живет до полной уплаты калыма, что при несостоятельном женихе случается через 8-10, а иногда и больше, лет. В течение этого срока молодым супругам строго воспрещаются всякие ночные свидания, за чем зорко следят родители, так как в случае беременности жены в этот период, обычай требует безотлагательного возвращения ее в кибитку мужа, не дожидаясь полной уплаты калыма; поэтому часто случается, что влюбленный муж, пожелавший поцеловать в неурочный час свою законную супругу, бывает жестоко избит ее родителями.
Лингвистика
Лингвист Ларри Кларк писал:
- «На текеском диалекте [] говорят представители племени теке, поселившиеся в южных районах Туркменистана и вдоль северной оконечности гор Кёпетдаг, от Гизиларбат до берегов рек Мургап и Теджен. Этот диалект имеет два поддиалекта:
- а) Ахал: районы Теджен и Ашхабад до Гызыларбата, включая районы Бузмейин, Гёкдепе, Бэхердин, Бами и Гоч.
- b) Марийский: Марийский, Тюркменгальский, Сакарчагский, Мургапский и Байрамалинский районы ».
Официальный Туркменский язык основан на ахалтекинском и маритекинском диалектах. Стюарт писал в 1881 году: «Туркманы говорят на тюркском языке, который очень мало отличается от тюркского языка, на котором говорят по всей Северной Персии, и турки Персии понимают это, хотя есть некоторые различия. Персы называют тюрков, на которых говорят туркманы, джагатаями. . » Обычное использование Чагатай как тюркский лингва франка Центральной Азии, однако, изменились под Советский правил в 1924 году, когда русский стал общим литературным языком Центральной Азии, и местные диалекты тюркских языков были разрешены для использования в публикациях.
Первые попытки в конце 1920-х — начале 1930-х годов создать общий литературный туркменский язык, включающий элементы всех основных диалектов, потерпели неудачу, когда Чистки Иосифа Сталина привел к гибели вовлеченных интеллектуалов. После обретения независимости политическое господство племени теке привело к де-факто принятие текинского диалекта в качестве стандарта литературной туркменской речи и письма. Как выразился Кларк,
- «Стандартный туркменский язык считается своим национальным языком всеми туркменами, проживающими в Туркменистане, и, по мнению многих туркмен, по крайней мере, некоторыми из тех, кто живет в соседних странах. Этот частично абстрактный стандартный язык наиболее близок к настоящему языку диалекта теке. и особенно его ахалского поддиалекта, на котором говорят в Ашхабадском регионе, потому что многие из специалистов, сформулировавших литературный язык в 1930-х годах, были ахалтекинцами, а большинство чиновников, бизнесменов и интеллектуалов, которые обычно используют литературный язык, — ахалтекинцы или живем в Ашхабаде ».