Современное машиностроение россии

Состояние современного машиностроения России

Вес машиностроительных отраслей в экономике России

Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

  • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
  • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
  • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
  • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
  • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного

Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию

В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать

Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Особенности развития

Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

Наукоемкость

Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

Трудоемкость

Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

  • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
  • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
  • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

Металлоемкость

Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

  • производство горно-шахтного оборудования;
  • металлургическая промышленность;
  • энергетическая сфера.

Наличие развитых транспортных узлов

Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

Потребитель продукции

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

Дислокация тракторостроения

Годы перестройки и приватизации почти разрушили тракторостроительную отрасль. Финансовые барьеры разорвали связь между заводами и профильными НИИ. Отсутствие научных наработок, дефицит оборотных средств привели к снижению конкурентоспособности выпускаемой техники, падению объёмов производства, ликвидации ряда предприятий, например, таких, как Волгоградский тракторный.

Машиностроение России никак не оправится от кризисных явлений, установить причины несложно:

  • заводские мощности изношены;
  • техническое перевооружение не проводится, технологическая база отстаёт в развитии;
  • многие профтехучилища закрылись, сложился дефицит кадров, особенно в металлообработке;
  • потребители предпочитают более современную импортную технику.

К действующим центрам тракторостроения относятся предприятия:

  • в Санкт-Петербурге, где выпускаются сельскохозяйственные трактора, тракторная техника специального назначения, продукция экспортируется во многие страны мира;
  • в Челябинске по выпуску колёсной и гусеничной техники;
  • в Чебоксарах, где производиться тяжёлая бульдозерно-рыхлительная техника;
  • в Петрозаводске, на Алтае по выпуску машин для лесопромышленного, газового и нефтяного комплексов.

Предприятия тракторо- и станкостроения могут получить дальнейшее развитие, если выпускаемая техника будет соответствовать зарубежным аналогам по экономичности, надёжности, экологическим параметрам. Восстановление утраченных позиций машиностроения требует особого государственного внимания по типу национальных проектов, какие уже приняты по ряду направлений.

Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации

Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.

Историческая справка

Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.

До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.

Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.

Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.

Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения 

Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.

Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.

При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.

Проблемы отрасли

Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.

Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.

Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке

Перспективы отрасли

Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.

Ведущие игроки отрасли

Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:

  • ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»;
  • ООО «Юргинский машиностроительный завод»;
  • ОАО «Тяжпрессмаш»;
  • ОАО «Южно-Уральский машиностроительный завод»;
  • АО «Тяжмаш»;
  • ПАО «Ижорские заводы»;
  • АО «Суходольский завод специального тяжелого машиностроения»;
  • АО «Сибнефтемаш»;
  • ОАО «Стройдормаш»;
  • ОАО «Анжерский машиностроительный завод».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.

20.12.2019

Факторы размещения машиностроения в России

Главная > Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России

НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.

Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.

) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.

Трудоемкость

Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.

Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.

Специализация и кооперирование

Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий.

Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей.

Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны.

Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).

Транспортный фактор

Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях

Металлоемкость

Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Ориентация на потребителя

К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.

Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.

Военно-стратегический фактор

Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию

При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен

Общая характеристика

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль современной промышленности, без которой другие отрасли попросту не могли бы существовать.

К особенностям машиностроения относят:

  • Высокая стоимость продукции. На данную отрасль приходится около трети стоимости мировой промышленной продукции.
  • Высокая трудоемкость производства, которое является лидером по количеству занятой рабочей силы. Наиболее трудоемкими являются производства, выпускающие сложную технику: аэрокосмическая и электротехническая промышленность, приборостроение, атомное машиностроение.
  • Высокий показатель наукоемкости. Все важнейшие достижения НТП в первую очередь внедряются в машиностроение и только потом применяются в других отраслях.
  • Сложный отраслевой состав. Стремительное развитие науки приводит к быстрому устареванию и смене различных производств, которых в настоящее время насчитывается более трехсот.
  • Стабильно высокий спрос на продукцию машиностроения. Ассортимент данной отрасли постоянно расширяется и насчитывает несколько миллионов наименований.
  • Машиностроение является неотъемлемой частью международных экономических связей.

Машиностроение как отдельная отрасль промышленности возникла в 18 веке. Толчком для ее развития послужило изобретение ткацкого станка, прядильной машины, паровой машины. На предприятиях возникла острая потребность в механизации процессов для повышения эффективности производства. Переход от мануфактуры к механизированному производству стал началом новой эпохи, в которой главенствующая роль досталась машиностроению.

Рис. 1. Ткацкий станок 18 века.

История

История железнодорожного машиностроения тесно переплетается с созданием ж/д сообщения. Процесс начался еще в XVIII веке, при этом он продолжается по сей день. Разработка железных дорог впервые совершена в Англии, где создавались паровые двигатели и инфраструктура. В 1763 году ученый и инженер Ползунов И. И. спроектировал первую паровую машину, которая обладала мощностью в 40 лошадиных сил. Но ее предназначение связывалось с работоспособностью плавильной печи.

Эту разработку переняли и дополнили для создания первой действующей паровой машины. Что касается паровозов, то они появились в 1804 году

Для развития представленной сферы важно было создавать рельсовые пути. В Алтае первая железная дорога сформирована в 1755 году, она предназначалась для движения вагонеток

Первое полноценное железнодорожное полотно между населенными пунктами появилась в 1788 в Петрозаводске.

Бум производства и потребности в технике произошел в 80-х годах XIX столетия. В ХХ веке появились модели локомотивов с электрической тягой. Также оборудование начали использовать в военной индустрии, что расширило назначение и способы эксплуатации. Современное железнодорожное машиностроение – это сложная система производств, которые занимаются сборкой машин и технических средств для эксплуатации в различных сферах деятельности. Большое количество предприятий остались с советских времен. Тем не менее, появляются новые производители, в том числе с иностранным капиталом.

Основные факторы

Выделим два основных вида машиностроения по этому признаку:

  1. , которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение
    , которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Факторы размещения отраслей машиностроения

Экономисты выделили основные факторы, которые существенным образом влияют на размещение машиностроения:

  • металлоемкость;
  • трудовые ресурсы;
  • сырьевая база;
  • наукоемкость;
  • территориальная концентрация;
  • потребительский фактор.

Практически для всех отраслей основными являются такие факторы размещения машиностроения, как наукоемкость и рабочая сила. Соотношение и количество других факторов для каждого вида машиностроения может существенно отличаться. Например, развитость аграрного комплекса в стране способствует росту спроса на землеобрабатывающее оборудование. Таким образом, возникает потребность расширять сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения наукоемких отраслей (радиоэлектроника, вычислительные машины) сводятся к регионам, где находится достаточное количество квалифицированных специалистов и есть возможность проводить научные опыты и исследования.

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Каковы особенности машиностроения в России?

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности как по величине (около 27% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения (бытовая техника, автомобили, компьютеры и др.) определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении — необходимое условие прогресса во всём хозяйстве страны.

Особенность машиностроения — широкие производственные связи предприятий.

Машиностроение чрезвычайно сложно по своей структуре (рис. 93). Продукция отрасли насчитывает десятки тысяч наименований изделий. В целом это отрасль свободного размещения, где главный фактор — положение завода по отношению к другим машиностроительным заводам. Ведь невозможно, например, на авиационном заводе выпускать абсолютно все мелкие и крупные детали самолёта. Однако и авиационный, и автомобильный, и другие заводы нуждаются во множестве однотипных деталей и узлов. Поэтому в машиностроении развита специализация. 1) на выпуске отдельных деталей и узлов; 2) на выпуске определённых видов готовых изделий; 3) на выполнении одной или нескольких операций технологического цикла. Обратная сторона этого процесса — кооперирование. Крупные современные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих отдельные детали, узлы, материалы, а также со смежниками. Главное условие успешной работы — бесперебойное снабжение предприятий всем необходимым, а значит, хорошие транспортные связи (рис. 94).

Важный фактор размещения машиностроения — наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров

Для размещения наукоёмкого машиностроения, кроме квалифицированных кадров, важно наличие научного потенциала проектных и научно-исследовательских институтов. Это позволяет создавать самую современную продукцию на основе высоких технологий

Например, появление таких продуктов электронного машиностроения, как электронные компьютерные компоненты, привело к внедрению в производство нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоордипатных машин и роботов.

Машиностроение не испытывает жёсткого влияния сырьевого, топливно-энергетического и водного факторов. Однако исторически металлоёмкое машиностроение размещалось вблизи металлургических баз и районов потребления продукции.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО РАЗМЕЩАТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ В ХОРОШО ОСВОЕННЫХ РАЙОНАХ С ГУСТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ.

Подъёмно-транспортная отрасль

Производству подъемно-транспортного оборудования отводится 9 % в отраслевой структуре машиностроения.

Это одна из тех отраслей, которая показывает динамичный рост, ведь еще в 2000 году ей отводилось 7 %. Рост обусловлен спросом на продукцию, который связан с активным развитием промышленности и сферы услуг в мире. Так, всего за четыре года, в период 2004–2009 годы, только в России объем выпуска этого оборудования увеличился с 21,5 млрд руб. до 40,1 млрд руб.

Самый большой потребитель подъемно-транспортного оборудования – Азия (40 % продаж). Это связано с тем, что крупные страны, такие как Индия и Китай, развиваются по пути индустриализации. Эксперты ожидают также, что будет расти спрос на такое оборудование и в Латинской Америке (пока на этот регион приходится только 5 % продаж). На Западную Европу приходится 28 % спроса.

По сфере применения оборудования можно выделить следующие виды:

  1. Подъемно-транспортное оборудование для горнодобывающей промышленности.
  2. Лифты, подъемники и конвейерное оборудование.
  3. Складское и транспортное оборудование для предприятий обрабатывающей промышленности.
  4. Подъемно-транспортное оборудование для сферы услуг.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector