Урарту — urartu
Содержание:
Этно-племенной состав
Индоевропейцы
Лувийские племена
Лувийские племена были родственны хеттам. Они говорили на индоевропейском языке и населяли западные области Армянского нагорья начиная с XXV века до н. э. Письменность основывалась на иероглифах (иероглифический хеттский язык, XVI в. до н. э.) и клинописи (XIV—XII вв. до н. э.). С XIII века до нашей эры началось слияние лувийских племён с другими племенами, жившими на Армянском нагорье, и к VIII—VII векам до н. э. они полностью растворились в едином армянском народе..
Хайасские племена
Хайасские племена населяли западные и северные области Армянского нагорья начиная минимум с XXIII века до нашей эры. Земли хайасских (хайских) племен, к XV веку до нашей эры, простирались от Черного моря на севере, до истоков реки Тигр — на юге, от полуострова Малая Азия — на западе, до берегов озеро Ван — на востоке, фактически занимая всю территорию исторической Западной Армении. В XVI—XIII веках до н. э. в хеттских клинописях упоминается обширное государство Хайаса со столицей в городе Кемах (рядом с современным городом Эрзинджан в Турции). Хайаса имела 10-тысячную регулярную армию, что для того времени было внушительной военной силой. В XIII веке до нашей эры Хайаса распалась на множество мелких княжеств, которые были захвачены хурритскими племенами.
Мушкские племена
Мушкские племена в XIII веке до нашей эры вторглись из Европы в Анатолию и расселились в западных областях Армянского нагорья и в Киликии. Территории первичного расселения мушкских племен охватывала область от Северного Тавра до отрогов Армянского Тавра у истоков р. Тигра (Сасунских гор), включая долину верхнего Евфрата по обе стороны реки, то есть то, что в хеттское время было «странами» Паххува, Цухма, Тегарама, Исува, Мальдия и Алзи — а также сам район Сасунских гор (Арме-Шубрия). Центральная из этих областей называлась Цупа (Софена)
Говорили на индоевропейском языке. По мнению большинства современных авторов, язык мушков лёг в основу армянского языка. В XIII—VI вв. до нашей эры мушки участвовали в этногенезе армянского народа.. Все племена, населявшие Армянское нагорье, в этот период влились в единый армянский народ, который говорил на языке, основанном на мушкском языке, родственном языку греков, фракийцев и фригийцев и имевшем родство с языками других индоевропейских групп (германских, славянских, кельтских, анатолийских, романских, индо-иранских и т. д.).
Урарто-хурритские племена
Хурритские племена
Хурритские племена появились в северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.. Принадлежали к неизвестной языковой группе. В и Месопотамии жили вперемешку с семитами. В XVI—XIII веках до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии и в горах Армянского Тавра государство Митанни, оказывавшее сильное влияние на Хеттское царство. В XIII веке до н. э. захватили государство Хайаса на Армянском нагорье. В 1-м тысячелетии до н. э. жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья. В период этногенеза армянского народа перешли на армянский язык и влились в состав этого народа.
.
Урартские племена
Урартские (или ванские) племена прибыли с берегов озера Урмия и расселились в центральных, южных и восточных областях Армянского нагорья. Населяли государство Урарту, известное как союз племён с XIII, а как государство — с VIII века до н. э. и просуществовавшее до VI века до н. э..
Урарты в период формирования армянского этноса перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского этноса, составив его основной генетический компонент Впоследствии, когда и сами урарты перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, — в котором они, вероятно, составили большинство, — название «хетты» стало и их самообозначением. По-протоармянски это название могло звучать *хатйос или *хатийос (հատ(ի)յոս) — в дальнейшем отсюда по законам армянской фонетики получилось հայ (хай). Начиная с VI века до наше эры, термин «урарты» стал синонимом термину «армяне».
География
Урарту 715–713 гг. До н. Э.
Урарту занимал территорию примерно в 200 000 квадратных миль (520 000 км 2 ), простирающуюся от Евфрата на западе до озера Урмия на востоке и от Кавказских гор на юге до гор Загрос на севере Ирака. Он был сосредоточен вокруг озера Ван, которое находится в современной восточной Анатолии .
В своем апогее Урарту простирался от границ северной Месопотамии до южного Кавказа , включая нынешнюю Турцию , Нахчыван , Армению и южную Грузию (до реки Кура). Археологические памятники в его границах включают Алтынтепе , Топраккале , Патнос и Хайкаберд . Крепости Урарту включали крепость Эребуни (современный Ереван), крепость Ван , Аргиштихинили , Анзаф, Айкаберд и Башкале , а также Тейшебаини (Кармир Блур, Красный курган) и другие.
Рекомендации
- ^ Чахин, Мак, 148
- ^ Пиотровский Б. Б. Искусство Урарту VIII — VI вв. до н. э. («Искусство Урарту, VIII – VI вв. До н.э.»). (Эрмитаж, Ленинград, 1962 г.
- Афанасьева В. К., Дьяконов И. М. (1968). Искусство Передней Азии 2 — середины 1 тысячелетия до н. э .. Памятники мирового (Искусство Западной Азии искусство 2 — середина 1 тыс. до н. э. Памятники мирового искусства). Выпуск 2 (1 серия). Искусство Древнего Востока. Москва: Искусство.
- ^ Музей анатолийских цивилизаций, Анкара, Индюк
- Паллоттино, М. (1958). «Урарту, Греция и Этрурия». Восток и Запад. Рим. 9 (1–2).
- Амандри П. Objets orientaux en Grèce et en Italie aux VIIIe et VIIe siècles avant Jésus-Christ, Syria, XXXV, 1-2, Paris 1958
- Максвелл, М., Хислоп К.Р. Урартские бронзы в этрусских гробницах, Ирак, XVIII, 2, 1956 г.
- ^ Национальный музей истории Армении, Ереван
- Пиотровский, Б. Б. Кармир-Блур II, Результаты раскопок 1949–1950 (Кармир Блюр II, Результаты раскопок 1949–1950), Академия наук Армении, Ереван, 1952
- Чахин, Мак, 156
- Пиотровский, Б. Б. Кармир-Блур III, Результаты раскопок 1951–1953 гг. (Кармир Блур III, Результаты раскопок 1951–1953 гг.), Академия наук Армении, Ереван, 1955 г.
- Меликишвили, Г. А. Урартские клинообразные надписи (урартские надписи), АН СССР, Москва, 1960.
- ^ Музей Эребуни, Ереван, Армения
- ^ Есаян С. (2003). «Ювелирное искусство Урарту (Ювелирное искусство Урарту)». Историко-филологический журнал. Ереван. 3.
- Марр Н. Я., Орбели И. А. Археологическая экспедиция 1916 года в Ван (Археологическая экспедиция 1916 года в Ван), Петроград, 1922 год.
- Чахин, Мак, 160
- Ходжаш С. И., Трухтанова Н. С., Оганесян К. Л. Эребуни. Памятник Урартского города VIII — VI в. до н. э. (Эребуни. Памятник архитектуры Урарту VIII – VI вв. До н.э.), «Искусство», Москва, 1979.
- Оганесян К. Л. Арин-Берд I, Архитектура Эребуни по материалам раскопок 1950–1959 гг. (Арин-Берд I, Архитектура Эребуни из раскопок 1950–1959 гг.). Академия наук Армении, Ереван, 1961 г.
- ^ Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) (Ванское царство (Урарту)), Издательство восточной литературы, Москва, 1959
- Аракелян Б.Н. Клад серебряных изделий из Эребуни (Серебряные сокровища, раскопанные в Эребуни) Советская археология, 1971, т. 1
Примечания
-
Дьяконов И. М. История древнего мира: Упадок древних обществ. — М.: Глав. ред. восточной лит-ры, 1989. — Т. т. 3. — С. 282. — ISBN 5020169773, 9785020169777.
Оригинальный текст (рус.)В состав армянского народа вошли элементы протоармянские, хуррито-араратские, лувийские; если армянский язык, вероятно, еще до начала новой эры был лингва франка, то уже к I в. н. э. он стал койнэ (как это видно из указания Страбона). И тем не менее еще важнее, чем язык, было сознание государственной, а в отсутствие государства — религиозной общности
- Իշխանյան Ռ.Ա. «Պատկերազարդ պատմություն Հայոց», Երևան 1989 (на армянском), в переводе Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении, Ереван, 1989
- Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении. Ереван, 1989 (арм.)
- Barnett R.D.. Urartu // Edwards I.E.S., Gadd C.J., Hammond N.G.L., Boardman J. Cambridge Ancient history. — London: Cambridge University Press, 1982. — Vol. 3, part 1. — P. 314—371. — ISBN 0-521-22496-9.
- «Armenians» // Encyclopedia of Indo-European Culture or EIEC, edited by J. P. Mallory and Douglas Q. Adams, published in 1997 by Fitzroy Dearborn.
- В. А.ЯКОБСОН / Глава VI «МЕСОПОТАМИЯ в XVI—XI вв. до х. э.» Стр. 153—154 /История Востока. Т. 1: Восток в древности. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 688 с.
-
Дьяконов И. М. История древнего мира: Упадок древних обществ. — М.: Глав. ред. восточной лит-ры, 1989. — Т. т. 3. — С. 282. — ISBN 5020169773, 9785020169777.
Оригинальный текст (рус.)В состав армянского народа вошли элементы протоармянские, хуррито-урартские, лувийские, арамейские (в городах) и некоторые окраинные протогрузинские; если армянский язык, вероятно, ещё до начала новой эры был лингва франка, то уже к I веку н. э. он стал койнэ (как это видно из указания Страбона). И тем не менее ещё важнее, чем язык, было сознание государственной, а в отсутствие государства — религиозной общности
-
Оригинальный текст (рус.)
Из всего изложенного видно, что история армянского народа — прямое продолжение истории не только протоармян, но и, — во всяком случае в не меньшей мере, — хурритов, урартов и лувийцев
- автор= Дьяконов И. М.:цитата: Основная часть урартоязычного населения жила на территории образования армянского народа и влилась в его состав…
Бронзовые статуэтки
Хотя урартские мастера были способны изготовить большие бронзовые статуи, до сих пор не обнаружены даже их фрагменты. В литературе упоминается, что ассирийцы, грабя город Мусасир, убрали бронзовую статую король Аргишти I весом 60 таланты (около 1,8 тонны). Небольшие бронзовые предметы искусства изготавливались исключительно для королевского дворца и делятся на три группы: трон украшения, украшения на меди котлы и, реже, статуэтки урартских богов.
Тронные украшения
В период с 1877 по 1885 год местные охотники за сокровищами продали несколько небольших бронзовых фрагментов нескольким европейским музеям. Эти фрагменты впоследствии оказались частями престола одного и того же урартского царя. Они были отлиты из бронзы в форму, а затем позолочены путем обертывания тонкой золото листы. В настоящее время фрагменты хранятся в британский музей, Эрмитаж, Лувр, Метрополитен-музей и в частных коллекциях в Париж и Брюссель.
Бронзовые части одного трона (Эрмитаж, Россия). Набросок предмета из Британского музея справа показывает, что эти два предмета идентичны.На всех фигурах есть выступы и крючки для горизонтального или вертикального крепления, а также закодированные знаки, вероятно, идентифицирующие место на троне. |
Украшения котла
Слева: котел с бычьими головами, найденный в Ван, Индюк. Справа: котел из Фригийский город с фигурами, присвоенными богу Шивини.
Украшения для котлов являются наиболее хорошо сохранившимися предметами из урартской бронзы и поэтому использовались в начале 20 века для обозначения урартского стиля в искусстве. Украшенный медь котлы, по-видимому, использовались для ритуальных церемоний. Например, анналы ассирийского царя Саргон II упомянуть бронзовый сосуд, наполненный вином, как часть жертвы богу Aldi.
Бронзовые статуэтки были отлиты отдельно и прикреплены к котлу. Среди них бычьи головы и крылатые божества, возможно, бог Шивини и его жена Тушпуеа. Техника Кастинг бронзовые украшения распространяются из Урарту в соседние страны, в частности в Фригия, а затем в Европу. Урартские украшения для котлов были найдены в Родос, Афины, Беотия, Delphi, Олимпия И в Этрусский гробницы. Некоторые урартские бронзовые фигуры были извлечены из котлов и использованы другими народами для украшения новых сосудов.
Статуэтки богов
Слева: бог погоды Тейшеба, найденный в 1941 г. при раскопках на г. Кармир Блюр, в руинах урартской крепости Тейшебаини назван в честь бога. Справа: богиня Арубани, жена Жальди.
Сохранились всего три бронзовые статуэтки с изображением урартских божеств. Один, возможно, бога Aldi, хранится в Британском музее, а два других — в Национальном музее истории Армении (копия в музее Эребуни, Ереван, см. изображение).
Рекомендации
Литература
- Ашхарбек Калантар , Материалы по истории Армении и Урарта (с участием Мирджо Сальвини), Civilizations du Proche-Orient: Series 4 — Hors Série, Neuchâtel, Paris, 2004; ISBN 978-2-940032-14-3
- Борис Б. Пиотровский , Древняя цивилизация Урарту (перевод с русского Джеймса Хогарта), Нью-Йорк: Книжная компания Cowles, 1969.
- М. Сальвини, Geschichte und Kultur der Urartäer , Дармштадт, 1995.
- RB Wartke, Urartu — Das Reich am Ararat In: Kulturgeschichte der Antiken Welt, Bd. 59, Майнц 1993.
- П.Е. Зиманский, Экология и империя: структура урартского государства , , Чикаго: Восточный институт, 1985.
- ЧП Зиманский, Древний Арарат. Справочник по урартским исследованиям , Нью-Йорк, 1998.
[править] Источники
- Хачатурян В.А. Урарты или урартийцы – кто они?
- К вопросу о царских хозяйствах и рабах-пленниках в Урарту
- Eight Millennia of Matrilineal Genetic Continuity in the South Caucasus».
- Урартские клинообразные надписи
- Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту
Урарту в темах |
|
---|---|
Язык | Урартский язык · Хуррито-урартские языки · Kelashin Stele · Клинопись · Лувийские иероглифы |
Цари | Арама · Лутипри · Сардури I · Ишпуини · Аргишти I · Сардури II · Руса I · Аргишти II · Руса II · Сардури III · Эримена · Руса III · Сардури IV · Руса IV |
Города и крепости | Аргиштихинили · Арзашку1 · Бастам · Эребуни · Haykaberd · Horom · Kelashin · Мусасир · Русахинили · Сугуния · Тейшебаини · Teyseba · Тушпа2 · Van |
Мифология | Artinis · Bagvarti · Халди · Шеларди · Шивини · Тейшеба |
Религия
Современное изображение бога Джальди на основе урартских оригиналов.
Урартский пантеон, по-видимому, состоял из разнообразной смеси хурритских, аккадских, армянских и хеттских божеств.
Начиная с правления Ишпуини, урартский пантеон возглавляла триада, состоящая из Халди (верховный бог), Тейспаса (Тейшеба, бог грома и бурь, а иногда и войны) и Шивини (солнечный бог). Их король был также верховным жрецом или посланником Халди. Некоторые храмы Джальди были частью королевского дворцового комплекса, а другие были самостоятельными постройками.
С расширением урартской территории многие боги, которым поклонялись покоренные народы, были включены в урартский пантеон как средство подтверждения аннексии территорий и обеспечения политической стабильности. Некоторые главные боги и богини урартского пантеона включают:
- Aldi
- Theispas
- Шивини (Сиуини)
- Арубаини (Багварти)
- Hutuini
- Себиту
- Куера
- Тушпуэа
- Селарди или Меларди
- Баба
Халди не был коренным урартским богом, а, по-видимому, малоизвестным аккадским божеством (что объясняет расположение главного храма поклонения Шалди в Мусасире , который, как полагают, находился недалеко от современного Равандиза, Ирак ). Изначально урарты не поклонялись Шальди как своему главному богу. Его культ, по-видимому, не был введен до правления Ишпуини .
Тейспас был версией хурритского бога Тешуба .
Согласно Диаконову и Вячеславу Иванову , Шивини (вероятно произносится как Шивини или Сивини ), вероятно, был заимствован у хеттов.
На воротах Мехр (Мехри-Дур), выходящих на современный Ван, надпись перечисляет в общей сложности 79 божеств с указанием того, какие жертвоприношения следует делать каждому; козы, овцы, крупный рогатый скот и другие животные служили жертвоприношениями. Урарты не совершали человеческих жертвоприношений.
Ряд богов, упомянутых в Воротах Мехра, могут иметь армянское происхождение, в том числе Ара (или Арва) и, возможно, богиня Селарди (хотя есть путаница в отношении пола и имени этого божества, некоторые считают, что его следует читать Меларди) .
Обзор
Урартское искусство находилось под сильным влиянием соседней Ассирии и, несмотря на очевидные стилистические различия, долгое время считалось ветвью ассирийского искусства. Урартское искусство характеризуется 1) стилем, следующим за своим каноник более строго, чем в других культурах Древнего Востока, 2) предпочтение украшения а не репрезентативные сцены из жизни, и 3) практика копирования старых примеров вместо их улучшения. В результате стиль урартских мастеров оставался неизменным на протяжении нескольких столетий и постепенно упрощался. Урартское искусство было относительно плохо охарактеризовано до 1950-х годов, когда крупные археологические работы были начаты в древних урартских городах. Тейшебаини и Эребуни и многие урартские клинопись таблицы были расшифрованы.
[править] Изучение
В начале 19 столетия деятели науки сфокусировали свой взгляд внимание на сообщении Моисея Хоренского об участии ассирийской царицы Шамирам в постройке города на берегу Вана. В 1827 году Французское азиатское общество направило туда Фридриха Шульца, который в итоге погиб в результате нападения бандитов, но материалы его работы к 1840 году попали во Францию и были опубликованы
Шульц зарисовал обнаруженные им клинообразные надписи и дал первое описание Ванской скалы, древней резиденции урартских царей в Тушпе, а дальнейшие исследования определили, что надписи сделаны не на ассирийском языке.
Позже германский учёный Иоганнес Фридрих первым высказал подтвердившееся затем предположение о родстве урартского и хурритского языков и выпустил урартскую грамматику.
Основными источниками знаний об этой цивилизации стали урартийские, ассирийские и вавилонские надписи, а также прочие археологические артефакты, в том числе найденные в ходе работ интенсивно шедших в Армянской ССР.
В СССР изучением данной цивилизации занимались многие учёные, такие как Б.Б. Пиотровский, Н.Я. Марр и др.
Появление государства Урарту
Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако многочисленные раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём.
В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности, в Цалкинском районе, было “обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности.
На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились на черноморском побережье Кавказа, в частности, в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности, хеттов.
В Армении, в частности, в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.
Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и, в особенности, результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район.
Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности, у осетин и у сванов.
Письменность Урарту – традиционная для региона клинопись
[править] Хроника событий
С начала XIII в. до н. э. урартский племенной союз находился во вражде с Ассирией — в это время Уруатри впервые появляется в ассирийских текстах — Салманасер I описывает кампанию против Уруатри, в ходе которой он разрушил 52 города. В X—IX вв. возникло раннегосударственное образование Урарту.
Страна была гористой, а перевалы труднодоступны, поэтому сильнейшая ассирийская армия веками не могла покончит с независимостью Урарту.
В раннеурартский период была введена клинопись, надписи на которой составлялись при Сардури I на аккадском, а начиная с его сына Ишпуини — и на урартском. Ишпуини со своим сыном Менуа в ходе походов в район Урмии подчинил царство Муцацир в долине реки Большой Заб и сделал его бога Халди главой урартского пантеона.
В среднеурартский период правитель Менуа занимался строительством, упрочил контроль над сельхоз долинами и торговыми путями из Анатолии и Средиземноморья в Месопотамию и Среднюю Азию, подчинил долину реки Аракс. При Аргишти I обострился конфликт с Ассирией за Северную Месопотамию, с Маннейским царством за бассейн Урмии, началось освоение Араратской долины, были построены крепости Эребуни и Аргиштихинили (ныне Армавир). Сардури II сформировал антиассирийскую коалицию в Северной Сирии, которая была разгромлена Тиглатпаласаром III в —735 гг. до н. э. Ряд земель отпали от Урарту, начались восстания на окраинах. Руса I сосредоточился на укреплении северных границ, успешно отразив атаку киммерийцев, на ассирийском направлении установил контроль над Муцациром. Во внутренней политике Руса I ослабил власть начальников областей, создал мощный хозяйственный комплекс к северу от Урмии. В 714 г. до н. э. урартская армия была разбита Саргоном II, совершившим поход против Муцацира и Урарту. Руса I покончил с собой, но его преемник Аргишти II продолжил антиассирийскую политику, вступая в союзы с сирийскими врагами Ассирии и развивая экспансию в сторону Каспия. Наблюдался расцвет обширных царских хозяйств, использовавших труд государственных рабов. Большинство населения, впрочем, составляли свободные общинники.
В позднеурартский период Руса II развернул по всей стране возведение городов-крепостей (Тейшебаини, Русахинили, Русаипатари и др.) и храмов (Русахинили), провёл реформу адм. аппарата и ввёл ряд новых богов в урартский пантеон. Продолжались войны с Ассирией и её союзниками, совершались походы в Малую Азию. К 650 г. до н. э. рост бюрократического аппарата и внутренние конфликты привели страну к кризису. В ходе междоусобной войны к власти пришёл Руса III, признавший власть Ассирии и введший её бога Ашшура в урартский пантеон. О последних урартских царях (Сардури III, Руса IV, Сардури IV) известно немногое, существование некоторых из них как самостоятельных правителей оспаривается. Многие города были разрушены во 2-й половине XVII в. в ходе междоусобиц, вторжений скифов и мидийцев.
Уарту была захвачена Мидией не позднее 590 г. до н. э., хотя некоторые учёные считают, что остатки урартской государственности просуществовали до завоевания персидским царём Киром II в 547 г. до н. э. Последние упоминания Урарту как аккадского обозначения сатрапии Армина в составе Ахеменидской империи относятся к началу IV в. до н. э.
[править] Общие сведения
Находилось на территории Армянского нагорья и включало в себя территорию нынешней Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской автономной республики Азербайджана — примерно 520 000 км2.
Столица — Тушпа, находилось около обширного озера Ван, отчего царство также часто называют Ванской державой (Kingdom of Van), и судя по надписям, исконным названием царства было Биайнили. Помимо Вана, у этого государства были и другие озёра — Урмия и Севан.
Правили страной цари, а их родственники занимали высокие должности. Страна была разделена на провинции, которыми управляли из крепостей.
Другим названием страны было Наири — по одной из гипотез название хурритов, что вполне соответствует научным выводам и данным о родстве урартского и хурритского языков.
Основное население — урарты — обособились от хурритских племён в середине 3-го тысячелетия до н. э. (по мнению И.М. Дьяконова «хурриты и урарты представляли собой первоначально один этнос»).
Экономика страны зиждилась на земледелии и животноводстве. Имелись залежи железа, меди, свинца и олова. Армянское нагорье было древнейшим центром металлургии. Развитие получили различные ремесла. Привлекался труд рабов.
Армия была сравнительно сильной, на её вооружении стояли железные мечи, луки, некоторые воины имели бронзовые шлемы и кольчуги, имелись и колесницы. Колесницы были укомплектованы двумя воинами, лучник рядом с возничим. Оба были в остроконечных шлемах и носили рубашки с короткими рукавами и ремни или кольчуги. Бронзовый щит имел диаметр около 1 м и весил 5,1 кг. Армия царя Ишпуини имела 100 колесниц, 10 тысяч всадников и 3 тысяч пехотинцев. Наличие крепостей говорит о фортификационном и инженерном деле. Войском правили царь и туртаны (генералы).
Канал Менуа, построенный по приказу царя Менуа для снабжения водой Тушпы, действует и поныне.
У Урарту имелась собственная богатая культура — язык, письменность; археологами были найдены урартские сооружения (в том числе крепости), памятники и предметы искусства. Многие архитектурные сооружения сохранили следы яркой цветной росписи.
В числе божеств выделялись три главных: Халди (главное божество), Тейшеба и Шивини. Всего же было 79 божеств. Город Ардини служил религиозным центром. Богам приносились в жертву животные.
Крепости как правило находились в труднодоступных местах: на вершинах скал либо в местах, защищенных водными преградами. Основания крепостных стен делались до 3 м толщиной и обычно имели циклопическую каменную кладку с камнями, достигающими размеров 6×0,8×0,8 м. Город-крепость Тейшебаини занимала площадь 4 гектара и включала ~ 150 помещений. В некоторых городах для благоустройства строили водопроводы, водохранилища, мосты, парки и бани.
Некоторые урартийские города, например Эребуни — Ереван — существуют и поныне.
Жившие в царстве племена участвовали в формировании армян. В исследовании, вышедшем в 2017 году, были изучены полные митохондриальные геномы 4 древних скелетов из Урарту, выяснилось, что современные армяне имеют наименьшее генетическое расстояние до этих людей.
Искусство и архитектура
Бронзовая фигурка крылатой богини Тушпуэа , с крючком для подвешивания
Есть ряд остатков крепкой каменной архитектуры, а также несколько сырцовых кирпичей , особенно когда они были обожжены, что помогает выжить. Каменные остатки — это в основном крепости и стены, храмы и мавзолеи, а также множество высеченных в скалах гробниц. Стиль, в котором возникли региональные вариации, имеет особый характер, отчасти из-за более широкого использования камня по сравнению с соседними культурами. Типичный храм был квадратным, с каменными стенами такой же толщины, как открытая внутренняя площадь, но с использованием сырцового кирпича для верхней части. Они были размещены на самой высокой точке цитадели и, судя по сохранившимся изображениям, были высокими, возможно, с остроконечными крышами; их упор на вертикальность был заявлен как влияние более поздней христианской армянской архитектуры .
Искусство Урарту особенно заметное для тонких выплавляемых восковых бронзовых предметов: оружия, статуэток, сосудов , включая величественные котлы , которые были использованы для жертвоприношений, фурнитура для мебели, и шлемы. Также сохранились остатки резьбы по слоновой кости и кости, фрески , цилиндрические печати и, конечно же, керамика. В целом их стиль представляет собой несколько менее сложную смесь влияний соседних культур. Археология обнаружила относительно немного образцов ювелирных изделий из драгоценных металлов, которые ассирийцы хвастались вывозом в больших количествах из Мусасира в 714 году до нашей эры.