Загадочный дворец: история главного дома усадьбы люблино
Содержание:
Дачник Достоевский
Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.
В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822–1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».
Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма. Голофтеев восполнил этот пробел, купив на Политехнической выставке в 1872 году деревянную одноглавую церковь, которую освятили во имя святых Петра и Павла. В советское время ее разобрали.
Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея – изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала. Водруженная на опустевший бельведер, статуя невольно катализировала легенду про крест ордена Святой Анны Дурасова – в ней стали видеть православную святую, в честь которой был назван этот орден.
В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещался Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.
В 2019 году при благоустройстве территории археологи обнаружили на небольшой глубине мраморную женскую статую XVIII века. В ней узнали аллегорическую фигуру «Молчание», которая при Голофтеевых стояла у входа во дворец. После реставрации она вернется на свое место.
Что можно увидеть в усадьбе в наши дни
Осмотр усадебного комплекса лучше начинать со знакомства с главным домом, который часто называют дурасовским дворцом. Он был выстроен в 1800 году. В наши дни внутри здания находится музей.
Широкие лестничные марши ведут посетителей в галерею. Отсюда они могут перейти в Круглый зал, который в свое время служил хозяевам столовой комнатой. Интерьеры украшает многоцветная роспись, мастерски сделанная в технике «гризайль». Стены декорированы живописными изображениями архитектурных элементов – фризов, барельефов и медальонов. Пролёты между колоннами заполняют пейзажи, а в залах находится множество росписей на античную тематику.
Круглый зал
Круглый зал венчает высокий купол, который декорирован плафоном. На нем можно увидеть изображение богини Афродиты, мчащейся на колеснице. Из широких окон дворца открываются старинный пруд, тихие тенистые аллеи и изящная беседка, построенная в форме ротонды. Пол выложен дубовым паркетом, а посредине располагается розетка со звездой.
Мраморный зал усадьбы также оформлен с роскошью и большим вкусом. На его стенах видна роспись, имитирующая мрамор и барельефы. В этом зале хозяева усадьбы проводили светские балы и чаепития, которые были известны всем знатным москвичам. Меж окон установлены изящные скульптуры, позолоченная мебель и старинные подсвечники.
Мраморный зал
Колонный зал был местом приема гостей. Два строгих портика с колонами делят его на равные части. Зал украшает настенная живопись «гризайль», а остальное пространство закрашено в нежно-розовый тон. Для отделки колонн здесь применен дорогой мрамор розового цвета. Над карнизом помещено панно, где изображены сцены из древнегреческой мифологии. Особый колорит этому залу придает роспись с пейзажами самой усадьбы. Верхние этажи главного дома использовались, как жилые.
Ценителей русского зодчества не оставят равнодушными фасады главного дома – воплощение стиля классицизм. В них гармонично сочетаются квадратные и округлые элементы, купол-крыша и величественная полукруглая колоннада. Третий этаж построен в виде круглой надстройки – бельведера. Желтый фасад освежают белые барельефы со сценами из греческих мифов. На одном из них можно увидеть обряд посвящения юных девушек Афродите.
Розовая гостиная или Колонный зал
В усадьбе также находится здание театра. Отличный театр и первоклассные спектакли Дурасова были хорошо известны при дворе российского государя. Когда в 1818 году в усадьбу прибыла Мария Федоровна, она высоко оценила и искусство крепостных актеров, и красоту усадебной оранжереи.
Во время прогулки по усадьбе, можно увидеть дом управляющего, оранжерею и флигель, служивший пансионом для дворянских детей. В глубине двора стоят также конюшня и еще два хозяйственных здания. Кроме старого парка, утратившего свой первозданный вид, на приусадебной территории сохранился и Люблинский пруд – место, где очень любят отдыхать москвичи.
Находится бывшее дворянское гнездо неподалеку от станции московского метро «Волжское», на улице Летней.
История усадьбы
Люблино известно с допетровских времен. В XVII веке поселение принадлежало московскому боярину Григорию Петровичу Годунову и по фамилии владельца называлось «Годуновым».
Дом-орден
В конце XVIII века деревню переименовали в Люблино. По прихоти новых владельцев местность называли с ударением на втором слоге – ЛюблИно. Почему – не понятно, но в старые времена хозяева часто называли свои усадьбы милыми «пасторальными» именами.
В 1800 году новым хозяином имения стал богатый человек – Николай Алексеевич Дурасов. В начале XIX века он построил роскошный архитектурный комплекс, которым мы любуемся до сих пор.
Из документов известно, что семья Дурасовых перебралась в Москву из Симбирска. Провинциалы очень стремились войти в высшее московское общество. Они имели много денег, построили для себя роскошный особняк в центре города – на Покровском бульваре и купили подмосковные имения. Однако кичливая московская знать не спешила признавать Дурасовых. На приезжих без дворянства москвичи смотрели как на выскочек.
Храм Аполлона
Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.
Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.
Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус – тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.
Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами – бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша – благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.
В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.
Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской – поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.
К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных – «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» – были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Люблинский пруд
Вид на Люблинский пруд Большой водоем устроен на речке Чурилихе, длина которой 13,5 км. Извилистая река берет начало в районе Перово, течет через Кузьминский лесопарк, мимо Люблинского парка и уже под землей впадает в реку Нищенка.
По одной из версий название Чурилиха происходит от старинного имени «Чурила», а по другой – от древнего слова «чур», древнеславянского бога хранителя очага. На некоторых картах речка подписана как Пономарка, Голедянка или Люблинка.
Люди селились в этих местах очень давно. Археологи нашли в пойме Чурилихи несколько курганов-погребений славянского племени вятичей XI-XIV в. Места археологических раскопок с 1991 года имеют статус памятников истории.
Пруд возле Люблинского парка вытянут с востока на запад, занимает 16,8 га. Это один из самых больших искусственных водоемов Москвы.
Длинная Краснодонская улица делит водоем на две части. В пруду водятся караси, поэтому здесь всегда можно увидеть людей с удочкой. На северном берегу, в небольшом парке Шкулева, есть зона отдыха и пляж, но из-за грязной воды купаться в пруду запрещено.
Легенда о бригадирском ордене
К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, — в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.
Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.
Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру — центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.
Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.
В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) — автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь — Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.
Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба — ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.
Описание усадьбы Люблино
Главный вход во дворец расположен с юго-восточной стороны. По широкой лестнице, ведущей в галерею, можно войти в его залы. Центральный круглый зал высотой в два этажа – парадная столовая. Он, как и другие залы дворца, богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объёмных барельефов, коринфских колонн, многофигурного фриза по периметру всего зала, круглых медальонов. Росписи дворца выполнял модный в то время художник Джермано Скотти.На барельефах круглого зала представлены известные мифологические сюжеты (начиная от входа в ЗАО по часовой стрелке): «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». Купол Круглого зала украшает живописный плафон «Триумф Венеры». Пол зала выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркульные окна открываются виды парка и пруда.Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме он предназначался для балов и был облицован искусственным мрамором различных оттенков. Впечатление парадности создаётся так же лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном на потолке «Пир Вакха на острове Наксос».
В этих залах щедрый хозяин устраивал званые обеды, балы и празднества, сопровождаемые игрой замечательного оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать.Жилые и служебные помещения были расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях дворца. Третий этаж представляет собой бельведер, венчающий всё здание, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. В прошлом свод зала был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений – пейзажная живопись.
Купол дворца, задуманного Н.А. Дурасовым как Храм искусств, венчала скульптура Аполлона, уничтоженная сильнейшим ураганом в 1904 году. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде – копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н.э.).В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий имения. Руководил театром замечательный актер и писатель-драматург П.А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Слава о театре дошла до царского двора. В мае 1818 г. театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна, которая пришла в восторг от увиденного представления.Частично сохранились и некоторые другие строения усадьбы: дом управляющего, флигель, фрагмент здания дворцовой оранжереи, конный двор и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма.
2005 гг.
Религия[ | ]
Храм патриарха Тихона
Ныне действующие
Храм патриарха Тихона
В районе имеется храм патриарха Тихона, входящий в состав Влахернского благочиния Русской православной церкви. Адрес храма: Ставропольская улица, д. 25-а.
Деревянный храм построен в 1999—2001 годах по проекту архитектора А.Н. Оболенского. Подвальный этаж благоустроен, в нём освящён престол, имеется баптистерий.
Престолы
- Святителя патриарха Тихона (верхний)
- Люблинской иконы Божьей Матери (приставной)
- Новомучеников и исповедников Российских (нижний).
Храм Святой Мученицы Татианы Римской
В 2011 г. начинается возведение храма в парке, разбитом на месте пустыря (бывшей территории тепличного комбината), около станции метро «Люблино». 25 января 2012 г. состоялось открытие и освящение временного храма.
Строительство каменного храма, освящённого во имя Святой Мученицы Татияны Римской, завершилось в 2020 г.
Недействующие
Церковь Петра и Павла в 1899 г.
Церковь Петра и Павла
В 1873 г. владельцы усадьбы К.Н. Голофтеев и П.Н. Рахманин выкупают уникальный храм сборно-разборной конструкции проекта архитектора Н.А. Шохина, получившего за него большую золотую медаль Политехнической выставки 1872 г. Из Александровского сада церковь переехала в Люблино, и 29 июня 1873 г. освящена во имя апостолов Петра и Павла и приписана к церкви Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках. В 1917 г. к церкви был приписан молитвенный дом, расположенный на Молитвенной улице (позже получила имя Ф.С. Шкулёва, ныне упразднена, на её месте построен дом 61 по Люблинской улице).
После Октябрьской революции церковь была несколько раз разграблена атеистами, а затем решением Люблинского горсовета передана комсомольскому клубу.
В усадебном парке здание церкви простояло до 1927 г., когда было разобрано и перевезено в село Рыжево Егорьевского уезда Рязанской губернии, где стоит по настоящее время.
Как добраться
До музея-усадьбы можно доехать на наземном транспорте до остановки «Школа им. Достоевского» или на метро, ближайшая станция — «Волжская» Люблинской линии (первый вагон из центра).
Схема московского метро
Необходимо выйти из метро на Краснодонскую улицу, затем повернуть направо и идти по этой улице к мосту, затем нужно перейти пруд и по расположенной по диагонали асфальтовой дорожке выйти на улицу Летняя. Она и приведет к музею, который расположен во дворце.
На машине нужно подъезжать со стороны Ейской улицы и двигаться до шлагбаума, рядом расположена бесплатная парковка.
Также можно добраться до усадьбы на такси: Яндекс.Такси, Такси «Москва», Такси «Максим», Uber, Gett, Везет и других.
Интерьеры дворца Дурасова в усадьбе Люблино на Google-панорамах
Музей-усадьба Люблино: видео
Как попасть в усадьбу Люблино
Если вас заинтересовало это историческое место, то вы должны знать, что усадьба находится по адресу: Москва, ул. Летняя, дом 1, корпус 1. Сюда можно доехать на метро до станции «Волжская». По подземному переходу выходите на улицу Краснодонскую. Поворачиваете направо и идете по этой улице к мосту, переходите Люблинский пруд и выходите на улицу Летняя, которая приведет вас ко дворцу Дурасова. Теперь вы знаете, где находится усадьба Люблино, как добраться до нее. Советуем не откладывать поездку и посетить это великолепное место.
Всем посетителям музея-усадьбы следует знать, что на территорию парка можно попасть ежедневно, кроме понедельника, с девяти до восемнадцати часов. Экспозиция дворца открыта для просмотра с десяти до семнадцати часов. На территорию музея вход бесплатный. Посещение музея для граждан РФ – от двадцати до ста рублей. Усадьба Люблино, отзывы о которой просто восторженные, – это прекрасное место для проведения досуга.
Экскурсии
Для детей и взрослых, а так же иностранных туристов в усадьбе проводятся экскурсии. «Люблино милое» – так называется обзорная программа, которая длится восемьдесят минут. Посетителей знакомят с историей, экспозицией музея, интерьерами поместья.
«Прогулка по Люблинскому дворцу» длится сорок минут и предполагает посещение одного из концертов, которые регулярно проходят в усадьбе. Кроме того, туристам предлагаются художественные программы, во время которых взрослые и дети могут познакомиться с оперным искусством, послушать старинные романсы, представить себе быт русского помещика девятнадцатого века.
Под Новый год усадьба Люблино предоставляет своим гостям программу «Старая добрая сказка», а другая тематическая экскурсия предлагает отметить масленицу в доме Дурасова.
Вызывают огромный интерес посетителей музея концерты классической музыки. На них звучит музыка великих композиторов, романсы в исполнении известных артистов России и зарубежных гостей. Нередки концерты, посвященные музыке народов мира. В усадьбе отмечают многие праздники – День Города, День Победы и другие.
Усадьба Воронцово в русской литературе
Совсем скоро усадьбе «Воронцово» исполнится 400 лет. Какие только события не происходили здесь за это время! Усадьба переходила от одного владельца к другому, пережила наступление французских войск во время Отечественной войны 1812 года, запустение и разрушения после революции 17-го года. Долгое время Воронцово было популярным местом для летнего отдыха, здесь располагались дачи, где проводили время представители высшего света и принимали у себя в гостях известных политиков и деятелей искусства.
Конечно, такое популярное место не могло не найти отражения в русской литературе. Одно из самых интересных исторических событий в усадьбе — строительство воздушного шара Леппиха — отображено во многих литературных источниках, в первую очередь — в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Подъём привязного воздушного шара Кутеля перед битвой у Мобежа, 1794 г.
Об этом же эпизоде упоминает впоследствии Николай Лесков в критической статье «Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому», которая вышла в 1869 году. Строительство шара инженером Леппихом упоминается в связи с именем графа Растопчина, чья персона выставляется откровенно неуклюжей и комичной. Растопчин возлагал надежды на воздушный шар Леппиха, образ Иверской иконы и сражающихся против французов московских барышень. Все это, по мнению графа, могло переломить ход войны. В конце статьи Лесков вспоминает несколько анекдотов, связанных с именем московского главнокомандующего.
В книге «Три цвета времени» Анатолия Виноградова, изданной в 1931 году, строительство шара снится поручику Ахтырского гусарского полка Ширханову.
В 1990 году вышла книга Константина Сергиенко «Бородинское пробуждение». В ней автор тоже обращается к истории создания воздушного шара, но представляет события совсем в иной, непривычной трактовке. Впрочем, этот роман и не претендует на историческую правду, автор допускает вольности в обращении с фактами. В «Бородинском пробуждении» инженер Франц Леппих — на самом деле русский Иван Лепихин, ученый и полиглот, который в свое время обучался за границей, а затем взял себе иностранное имя, так как ученому из Европы легче получить деньги на исследования в России. Воздушный шар — это легенда для царя Александра Первого и генерал-губернатора Растопчина, которые отвели усадьбу Воронцово для строительства этой машины. А на самом деле Иван Лепихин мечтал создать машину времени.
Строительство воздушного шара упоминается в детском фантастическом романе Елены Ленковской «Повелители времени. Спасти Кремль» (2011 год). Дети — Луша и Руся — попадают в прошлое, и оказываются в усадьбе «Воронцово» в разгар Отечественной войны 1812 года, а заодно — строительства аэростата, который должен был помочь русским в борьбе против французов.
Строительство аэростата нашло наибольший отклик в у русских литераторов и стало самым популярным сюжетом из всей 400-летней истории усадьбы «Воронцово». Несмотря на то, что это далеко не единственное масштабное событие в истории усадьбы, авторы пишут именно о нем как об одной из самых смелых идей в науке и военном деле.
Разбогатевшие провинциалы
Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года. В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:
«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».
Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Фото: mos.ru