Вознесенский собор в звенигороде: история, описания, адрес и фото храма

Церковь Богоявления на Городке была построена в 19 веке

Церковь Богоявления на Городке — это еще один храм города Звенигорода, который был построен в 19 веке. Изначально Богоявленский храм был деревянным. Если присмотреться, то можно увидеть некую связь с Успенским собором. Что же это за связь?

Возведен Богоявленский был для того, чтобы в Успенском соборе снижалось количество служб, и на то время храм Богоявления успешно справлялся со своими функциями.

В настоящее время в храме можно увидеть фрески самого Андрея Рублева.

История Богоявленской церкви на Городке довольно печальна, так как в 30 годы 20 века храм был сожжен.

В 2001 году был заложен новый каменный храм в честь Богоявления Господня. Освятили храм в 2003 году.

В настоящее время храм считается действующим и открыт для прихожан. Храм можно посетить по адресу: Одинцовский район, город Звенигород, городок 2.

История храма в XVI-XIX веках

В писцовой книге 70-х годов XVI века Касимов описывается, как деревянный город, построенный среди бескрайних мещерских лесов. В те далекие времена на левобережье Оки уже стоял деревянный Вознесенский храм, который имел придел в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Историки считают, что касимовский собор появился еще в начале XVI века. Он был возведен при царе Федоре Михайловиче, когда влияние татарских царевичей начало ослабевать, и среди жителей Касимова стали преобладать русские.

Известно, что в начале июня 1679 года главный касимовский храм сгорел на пожаре. К счастью, старинные иконы удалось спасти и их перенесли в Пушкарскую Николаевскую церковь. Эти события были подробно описаны в челобитной митрополиту Рязани Иосифу, которую составил священник сгоревшего собора.

Через несколько лет в Касимове построили новый деревянный храм, но он простоял недолго и тоже сгорел при сильном пожаре. Тогда решено было возвести собор из камня и поставить его неподалеку от старой церкви Вознесения. К строительству храма приступили весной 1748 года. Всеми работами было поручено руководить касимовскому воеводе Василию Михайловичу Ховрину. Спустя 6 лет каменный собор с двумя приделами достроили, и его освятил Рязанский митрополит Дмитрий Сеченов.

Сохранилось подробное описание первого каменного касимовского собора. Это была пятиглавая церковь, главки которой покрывала искусно сделанная деревянная чешуя. Кровля тоже была изготовлены из дерева, а наверху возвышались железные позолоченные кресты. Через четверть века старую колокольню заменили на каменную, которую построили на деньги прихожанина храма и предводителя местного дворянства Василия Андреевича Губарева.

Вид собора с Соборной площади

В 1780-е годы власти Касимова провели масштабные ремонтные работы соборного храма. Его алтарь расширили, трапезная была полностью реконструирована, а стены украшены настенными росписями. В касимовском соборе появились два придела, а деревянную кровлю заменили на более долговечную — из железа.

Шло время, и к середине XIX века Вознесенский собор перестал справляться с возросшим потоком прихожан. Во время церковных служб не всем верующим хватало места, поэтому было принято решение снести старое здание и вместо него построить новый собор. Губернский зодчий Николай Ильич Воронихин подготовил проект здания и эскиз иконостаса, и в августе 1854 года провели закладку фундамента.

По добровольной подписке состоятельные жители города собрали на строительство огромную по тем временам сумму – 38 тысяч рублей. Примечательно, что 25 тысяч рублей выделили наследники почетного жителя Касимова М. А. Якунчикова. Пока шла стройка, богослужения проводились в расположенном неподалеку храме Успения Пресвятой Богородицы.

Возведение и отделка здания заняли 13 лет и были закончены в 1867 году. Новый собор, как и предыдущие храмы, посвятили празднику Вознесения Господня, а его приделы – Усекновению главы Иоанна Крестителя, Дмитрию Ростовскому и Святой Екатерине. Стройный, богато украшенный храм стал одной из самых красивых церквей на Рязанской земле. Посмотреть на него приходили не только жители окрестных деревень, но и верующие из дальних концов губернии.

Внутри храма находился роскошный иконостас и четыре изразцовых печи. Из старинных реликвий в соборе хранилось Евангелие, напечатанное в 1677 году, и икона Иоанна Крестителя, которую прислал в Касимов российский государь Алексей Михайлович. Кроме того, здесь берегли старинную грамоту, датированную второй половиной XVII века, в которой царь определял размер годового жалования для священников храма.

Вид собора с ул. Советской

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

История

Современный Вознесенский собор в Звенигороде был построен уже в начале нового тысячелетия, в 2007 году. Торжественное освещение помещения было произведено уже 27 июля, которое проводилось митрополитом Крутицким и Коломенским. В этот же день впервые прошла и литургия под руководством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

На том месте, где построен современный храм, издавна производились идентичные постройки. О первой церкви в Звенигороде известно только то, что она была возведена здесь еще в шестнадцатом веке. Первое же упоминание о храме в летописях датируется семнадцатым веком. В 1630 году его посетил Патриарх Филарет по пути на богомолье. После этого многие патриархи и цари прокладывали через него свой путь, благодаря чему он стал известен.

В восемнадцатом веке Звенигород претерпел некоторые изменения и его поделили на кварталы. Благодаря этому Вознесенский собор рос и развивался. В 1781 году город приобрел статус уездного, который требовал построения нового каменного здания на месте старой деревянной церкви. Готовую к 1782 году постройку была освятили во имя Вознесения Господня, а престолы в пределах соответственно во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

В конце девятнадцатого и вплоть до начала двадцатого века храм посещали многие епископы и митрополиты московские. В частности, в 1914 году здесь служил Дмитрий Можайский. Согласно истории, во времена его служения и началась Первая Мировая война. Тогда епископ призвал горожан к защите царя и Отечества.

История храма

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.

Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Церковь Богоявления на Городке была построена в 19 веке

Церковь Богоявления на Городке — это еще один храм города Звенигорода, который был построен в 19 веке. Изначально Богоявленский храм был деревянным. Если присмотреться, то можно увидеть некую связь с Успенским собором. Что же это за связь?

Возведен Богоявленский был для того, чтобы в Успенском соборе снижалось количество служб, и на то время храм Богоявления успешно справлялся со своими функциями.

 В настоящее время в храме можно увидеть фрески самого Андрея Рублева.

История Богоявленской церкви на Городке довольно печальна, так как в 30 годы 20 века храм был сожжен.

В 2001 году был заложен новый каменный храм в честь Богоявления Господня. Освятили храм в 2003 году.

В настоящее время храм считается действующим и открыт для прихожан. Храм можно посетить по адресу: Одинцовский район, город Звенигород, городок 2.

Храм в Звенигороде Александра Невского был построен между 1898 и 1909 годами

Церковь Александра Невского была построена между периодами 1898 и 1909 годами. Считается, что архитектором этого храма был Шаповалов.

1898 — 1909

в этот период построен храм Александра Невского

В настоящее время храм считается действующим, каждый турист и любитель красивого архитектурного искусства может его посетить.


Храм Александра Невского в Звенигороде. Фото: img.lookmytrips.com

Первоначально храм в Звенигороде Александра Невского был построен из кирпича. При храме Александра Невского имеется трапезная и колокольня. В 30-е годы его судьба немного печально, как и у других храмов и церквей.

В это время церковь очень сильно пострадала, но в 90 годы храм решили восстановить по сохранившимся на то время чертежам и фотографиям. Но так как храм был все-таки отштукатурен, его внешний облик заметно изменился.

В настоящее время храм можно посетить по адресу: улица Московская, дом 35.

Вознесенская церковь Симбирска

Первая Вознесенская церковь появилась в городе через несколько лет после его основания. А в 1731 году, по благословению казанского митрополита, было закончено строительство каменной трехпрестольной церкви с центральным приделом в честь Вознесения Господня. Она находилась на пересечении современных улиц Гончарова и Ленина. Из-за спешки при возведении в дальнейшем потребовался целый ряд серьезных доработок. Прихожанами Вознесенкой церкви были, в основном, купцы и мещане. В начале XIX века храм расширили. А в 1829 году появилась трехъярусная каменная колокольня, увенчанная высоким шпилем. Позднее, в 1859 году, она будет надстроена, а шпиль заменен золоченой главой.

Нередко блаженный Андрей ночами стоял в снежных сугробах перед алтарем Вознесенкой церкви, о чем свидетельствовал его духовник. В этом же храме торжественно проходили похороны симбирского чудотворца: погребальная процессия с телом святого шла на кладбище Покровского мужского монастыря, где хоронили только знатных людей. В 1832 году из состава Казанской епархии была образована самостоятельная Симбирская, первым правящим архиереем которой стал минский архиепископ Анатолий (Максимович). Именно при нем проходили похороны блаженного Андрея.

В 1844 году Вознесенский храм получил статус собора. В 1847 году он был расширен благодаря пристроям с западной стороны. Интересно, что в страшном городском пожаре 1864 года Вознесенский собор пострадал меньше других храмов и был быстро восстановлен. В 1869 году на колокольне собора, который было хорошо видно, установили городские часы, подаренные городу графом В.П. Орловым-Давыдовым. Сейчас они украшают один из символов города Ульяновска – башню Дома Гончарова.

В начале XX века аварийная восточная часть храма была разобрана, а по проекту архитектора Н.А. Розетти на ее месте построено новое масштабное сооружение из красного кирпича в «русском стиле». В 1923 году собор прекратил действовать, а в 1935-м был полностью разобран. Сейчас на его месте находится сквер И.А. Гончарова.

Храм Рождества Христова в Обнинске прототип собора Александра Невского в Варшаве

Также стоит отметить и то, что в Обнинске есть похожий храм в честь Рождества Христова. Его же прототипом считается собор Благоверного Александра Невского в Варшаве, который был построен по проекту Леонтия Бенуа.

Храм имел 3 престола, главный его был во имя благоверного князя Александра Невского, а боковые приделы во имя святителя Николая и равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Храм Рождества Христова в Обнинске

Работа над интерьером храма проходила 12 лет. В это время собор был украшен различными мозаичными композициями, которые были выполнены под руководством художника Виктора Васнецова. В 1916 году в храме состоялось 1 богослужение.

В 1926 году храм вместе с колокольней были полностью снесены. Началось строительство новых только в 1998 году в мае. Этими строительными работами руководил клирик Свято-георгиевского собора города Калуги, протодиакон Владимир Карельский.

Строительство велось на средства, которые выделила калужская епархия.

В 1999 году храм Рождества Христова в Обнинске решил посетить митрополит Московский и всея Руси Алексий второй. Именно на этом месте в городе Обнинске он совершил молебен.

В 2001 году были завершены все строительные и монтажные работы, были установлены купола и кресты, а также началась внутренняя отделка храма.

В 2002 году архиепископ Климент возглавил в нем божественную литургию.

Звенигородский Барбизон

Если стоять у самых ворот монастыря, можно увидеть небольшую, уходящую вниз по крутому заросшему склону холма тропу — это звенигородский Барбизон.

На самом деле, весь Звенигород с его небольшими улицами, провинциальными дворянскими особнячками и приземистыми полукаменными-полудеревянными купеческими домами, кажется, вышел к нам прямиком из Древней Руси. Но местные власти маршрут назвали в честь находящейся во Франции общины живописцев.

О французских предместьях, как и о собственно туристической тропе здесь пока мало что напоминает. Но пройтись по Барбизону стоит.

Преодолев не самый живописный спуск, вы попадете на просторный зеленый луг, где густо пахнет скошенной травой. Открывающиеся отсюда виды вдохновляли поколения именитых русских художников, в том числе, Исаака Левитана и его учителя Алексея Саврасова.

Говорят, что именно здесь у Левитана, тогда еще студента, родился замысел картины «Тихая обитель». Написал он ее лишь через несколько лет, и изображенный на ней пейзаж в итоге — образ собирательный. Но все-таки посмотрите на картину перед прогулкой и, обернувшись на Саввино-Сторожевский монастырь, действительно найдете сходство.

За правильным левитановским светом идти нужно на закате или на рассвете.

И у Левитана, и у Саврасова есть несколько картин, изображающих Саввинскую слободу: деревню, в которую вы попадете, если пересечете луг. Здесь можно просто погулять по деревенским улицам, побольше узнать о местной художественной жизни, увидеть дом, в котором когда-то останавливался Левитан.

Звенигородские звоны служили источником вдохновения для многих музыкантов, в том числе И. Глазунова и С. Танеева. Возле монастыря снимали эпизод кинофильма «Солярис» А. Тарковского.

В Звенигороде в начале своей медицинской карьеры работал врачом Антон Павлович Чехов. С тех времен в городе осталось деревянное здание больницы (улица Лермонтова, 6), в которой будущий великий писатель принимал пациентов.

Общественное значение Вознесенского Собора

Храм Вознесения Господня с самого начала имел статус главного городского храма. Он пользовался попечением русских царей и иерархов. Резиденция Алексия Михайловича тогда располагалась в Саввинно-Сторожевском монастыре. В 1900 году при нем была построена и церковно-приходская школа. Кроме того, можно найти достоверные сведения о том, что недалеко от здания захоронены близкие купца II гильдии Петра Стариченкова, который был его старостой в середине девятнадцатого века.

Сохранились некоторые данные о том, как в начале Первой Мировой войны в храме вел беседы с народом митрополит Московский и Коломенский Макарий о том, как веровать самому и учить других.

Все служители Вознесенского храма занимали существенное место в церковной структуре города и епархии Москвы. Приходская школа, построенная в двадцатом веке, была возрождена в 2000-х годах.

Черты московской школы иконописи

На фресках пилонов можно узнать традиционные черты столичной иконописи XV века, например, узкие фигуры с непропорционально большими головами и миниатюрными конечностями, изящные линии, за счет которых фигуры мучеников становятся похожи на перевернутые чаши. Возникает ощущение, что драпировки наполнены воздухом и неплотно прилегают к телам. Сам рельеф кажется округлым, будто выточенным.

Также выделяется особый тип лаков с припухшими бровями и будто готовыми закрыться глазами. Все это создает ощущение тишины и сосредоточенности. Такое же состояние ощущается и в композициях нижних стен, которые передают мирную беседу наставника с учеником. Неспешные жесты демонстрируют полное согласие и принятие учения. На божественность проповеди указывает поднятая вверх рука ангела.

Монашеские мотивы

Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой — разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление

Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным

Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках

Скорее всего, над ними работали разные мастера.

Возрождение прихода

Успенский собор также долгое время не работал, нередко возникали даже идеи снести его совсем. Как следствие, на эту территорию и окружающую храм местность претендовали местные власти, желающие построить здесь спортивные объекты. Но жители Звенигородского Городка выступили против, считая, что освященную землю нельзя отдавать под светские застройки. Долгое время звенигородцы требовали от администрации города возродить храм, но постоянно получали отказ на свои просьбы.Только в начале 2001 г

внимание на Звенигород обратил Патриарх Всея Руси Алексий II. По просьбе архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря было принято решение возродить храм Богоявления Господня

Учитывая, что вокруг его бывшего месторасположения возник монастырь, то здание было построено в его подворье. Строительство продолжалось два года: в начале 2003 г. кирпичная церковь была завершена. Внешний вид отразил основные черты русской архитектуры XVII века, который стал смутным временем для государства и развития искусства, культуры, живописи. Следовательно, в новом храме достаточно органично сочетаются классические черты и оригинальные — шатровая крыша, крестообразная постройка, купола, конструкция стен.Автором проекта церкви и руководителем всех работ стал известный архитектор Звенигорода Е. Булкин. Средства на строительство выделил Патриарх и частично собраны усилиями прихожан монастыря и собора. Интересно то, что в храме Богоявления проводятся те же обряды и таинства, что и в сгоревшем деревянном сооружении. При этом для постоянных богослужений и церемоний церковное здание не используется. Однако прихожане — наряду с Успенским собором — очень активно посещают и соседний Богоявленский храм. Также этот объект культурно-исторического наследия Звенигорода очень любят местные жители и туристы. Священнослужители могут ознакомить каждого с непростой историей кирпичного здания, показать сохранившиеся могилы, провести интересную и занимательную экскурсию.

Церковь Богоявления Господня на Городке


Город Звенигород

История.В конце XIX века на Городке была построена деревянная Богоявленская церковь к востоку от Успенского собора с целью ограничения количества служб в каменном храме, на стенах которого сохранились фрески Андрея Рублева и, тем самым, сохранения этого редчайшего по красоте и одного из древнейших памятников Подмосковья.

В 30-х годах ХХ века деревянная церковь была сожжена.

5 августа 2001 года с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и наместника Саввино-Сторожевского монастыря (подворьем которого является Успенский собор) архимандрита Феоктиста — настоятель подворья на Городке архимандрит Иероним в сослужении священника Тарасия совершили чин на закладку камня в основание храма во имя Богоявления. А уже 22 февраля 2003 года Архимандрит Феоктист совершил освящение восстановленного храма в честь Богоявления Господня на Городке.

Адрес: 143090, Московская обл., Одинцовский район, г. Звенигород, Городок.

Проезд: от Москвы с Белорусского вокзала до ст. Звенигород (60 км).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector