Великая китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты
Содержание:
Минус пятый – очень крутые подъемы
Участок Симатай знаменит именно своими перепадами высоты стены. В некоторых местах приходится подниматься по ступеням вверх с уклоном 60 градусов. Проделав путь вверх от одного входа до другого, большинство туристов выдыхаются. Конечно, это не подъем на Эверест, но все же очень утомительно.
Но есть альтернативный вариант – подняться на канатной дороге наверх и уже не подниматься вверх по стене, а спускаться. Это удовольствие стоит еще 90 юаней.
Участки Великой Китайской стены
Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.
Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.
Участок стены Бадалин
Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.
Участок стены Мутяньюй
Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).
Участок Великой Китайской стены Сыматай
От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».
Степной участок Великой Китайской стены
В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.
Обрывистый участок Великой Китайской стены
Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.
Руины заставы ЯнгуаньРуины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены
Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.
Возведение стены
В одной китайской легенде говорится о том, что раствор, которым скрепляли между собой камни, делали из порошка, приготовленном из костей людей, которые погибли во время работы на стройке. Естественно, это неправда: строительный раствор древние мастера готовили из обыкновенной рисовой муки.
Интересные факты гласят, что вплоть до эпохи правления династии Цинь при строительстве стен использовались любые подручные материалы. Для этого между прутьями выкладывали слои из глины, мелких камешков, иногда использовали необожжённые, высушенные на солнце кирпичи. Именно из-за использования подобных строительных материалов китайцы и прозвали свою стену «земляным драконом».
Когда к власти пришли представители династии Цинь, для возведения стены начали использовать каменные плиты, которые клали впритык на утрамбованную землю. Правда, камень использовали в основном на востоке страны, поскольку достать его там было нетрудно. На западных землях он был труднодоступен, поэтому стены возводили из утрамбованной насыпи.
Предварительное строительство
Возводить Длинную стену начали в третьем веке до нашей эры ещё до объединения царств в одну империю, когда они воевали друг с другом. В её строительстве принимали участие более одного миллиона человек, что составляло 1/5 от общей численности китайского населения.
В первую очередь она понадобилась для того, чтобы защитить города, которые превратились в крупные торговые центры, от кочевников. Первые стены представляли собой глинобитные конструкции. Поскольку в то время единой Поднебесной империи ещё не существовало, сооружать их вокруг своих владений начали сразу несколько царств:
- Царство Вэй – около 352 г. до н.э.;
- Царства Цинь и Чжао – около 300 г. до н.э.;
- Царство Янь – около 289 г. до н.э.
Император Цинь Шихуанди: Начало строительства
После того как Шихуанди объединил воюющие между собой царства в одну страну, Поднебесная империя стала чрезвычайно могущественной державой. Именно тогда полководец Мэн Тянь получил приказ начинать строительство (в первую очередь возле хребта горной цепи Иншаня).
Возводили стену на протяжении десяти лет, и давалась работа чрезвычайно нелегко: тяжёлая для проведения таких работ местность, отсутствие полноценного питания и воды, многочисленные эпидемии и тяжелейший труд. В итоге здесь погибла не одна тысяча людей (поэтому эту стену неофициально называют самым длинным кладбищем планеты).
У китайцев существовала целая погребальная церемония, специально предназначенная для тех, кто потерял свою жизнь на строительных работах. В то время как родственники покойника несли гроб, на нём стояла клетка с находившимся в ней белым петухом. Согласно поверьям, крики птицы не давали уснуть духу мёртвого человека до тех пор, пока похоронная процессия не пересечёт Длинную стену. Если так не сделать, то дух покойного будет до окончания века бродить вдоль погубившей его конструкции.
Исследователи утверждают возведение стены, сыграло немаловажную роль в свержении династии Цинь.
Строительство во времена династии Хань
Когда страной стали править представители династии Хань (206 г. до н.э –220 г.н.э), строительство было продолжено на запад, и таким образом, дошло до Дуньхуана. Кроме того, в это время её соединили со сторожевыми башнями, расположенными в пустыне (их основное предназначение было защитить караваны от кочевников).
Представители династии Хань реконструировали уже существующие стены и достроили ещё около десяти тысяч километров (что в два раза больше, чем их предшественники). В строительстве приняло участие около 750 тыс. человек.
Строительство во времена династии Мин
Участки стены, что неплохо сохранились до наших дней, с 1368 по 1644 гг. построили представители династии Мин. Для этого они использовали кирпич и каменные блоки, которые делали сооружение значительно крепче и надёжнее, чем до этого. Именно в это время Великая Китайская стена была построена в Шаньхайгуане и соединена с западной заставой Юймэньгуань.
https://youtube.com/watch?v=aGRoAPqytUg
Особенности
Чайна хайлайтс рекомендует: Перевал Симатай Великой китайской стены сохраняет оригинальный вид эпохи правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.). Фантастические по красоте пейзажи и разнообразные ландшафты делают, Перевал Симатай великолепным местом для осмотра достопримечательностей, пеших прогулок и познавательных экскурсий.
Характеристики: Длина Перевал Симатай Великой китайской стены составляет 5,4 километра. Общее количество сторожевых башен равняется 35. В восточной части Перевал Симатай Великой китайской стены высота над уровнем моря резко изменяется с 295 метров до 986 метров. Это делает виды в этом месте очень живописными.
Опасности: Перевал Симатай Великой китайской стены был построен среди труднодоступных горных цепей. Самыми крутыми секторами здесь являются районы Небесная лестница и Мост к небесам. Небесная лестница – это очень крутая и узкая стена со скалами по обеим сторонам, уходящая вверх под уклоном в 85 градусов. В самом узком месте ее ширина составляет только 50 см. На ее конце находится Мост к небесам, длина которого составляет не более 100 м. а ширина – только 40 см. Во время строительства этого участка кирпичи доставлялись на вершину горы при помощи коз.
Пейзажи: Пейзажи в районе Перевал Симатай Великой китайской стены великолепны в любое время года.
Разнообразие: Туристы могут познакомиться с Перевал Симатай Великой китайской стены, используя канатную дорогу, транспортер или лодку. Перевал Симатай Великой китайской стены разделен на две части Симатай водохранилищем, через которое с востока на запад переброшен подвесной мост. Другой популярный способ знакомства с Перевал Симатай — пешие прогулки. Наибольшей популярностью пользуется маршрут пешеходная экскурсия Цзиньшаньлин Великой китайской стены до Перевал Симатай, Этот путь занимает около 4 часов.
Множество сторожевых башен: Среднее расстояние между сторожевыми башнями составляет от 100 до 200 метров. Самое близкое расстояние между двумя башнями равняется только 44 метрам. Это очень плотная застройка, так как в среднем дистанция между сторожевыми башнями на Великой китайской стене в эпоху правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.) составляла 500 метров.
Общая информация: Интересным является то, что туристы могут увидеть сектор стены, в котором на кирпичах написана дата, когда они были уложены в стену, а также номер воинского подразделения, которое принимало участие в строительстве стены на этом участке.
История: Его строительство началось в ранние годы правления императора Хун У (с 1368 г. по 1398 г.) в эпоху правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.). Как и многие другие участки Великой китайской стены, построенные в эпоху правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.), Перевал Симатай был также построен под руководством генерала Ци Цзигуаня (1528 г. – 1588 г.).
Достопримечательности: частки Великой китайской стены Губэйкоу и Цзиньшаньлин находятся только в 20 минутах ходьбы. Дистанция от участка Цзиньшаньлин Великой китайской стены до Перевал Симатай является очень популярным маршрутом для пеших прогулок.
Видео: Великая Китайская стена
Это интересно: Поездка в Пекин, советы для самостоятельных путешественников
Великая Китайская Стена: истории и легенды
Одна из самых известнейших достопримечательностей Поднебесной таит в себе десятки интересных рассказов и сказаний. Для строительства Стены рабочие приложили все усилия, мудрость, кровь и пот, слезы и преданность. Тысячи жизней унесло возведение удивительного памятника архитектуры. Неудивительно, что с уникальным сооружением связано много мифов и легенд, а о некоторых из них пойдет речь дальше.
О Мэн Цзян Нюй
Сказание о вере и искренних чувствах. Когда-то жила девушка Мэн Цзян Нюй, которая сильно грустила за мужем. Строительство Великой Стены отобрало у нее супруга. Юная красавица настолько сильно плакала, что соленые слезы разрушили один из участков стены и вскоре он обрушился. Девушка увидела своего возлюбленного и тысячи других рабочих, которые отдали свои жизни во время строительства Китайской стены. Эта история входит в список популярнейших легенд об сооружении.
Уже несколько веков во всем Китае ставят тематические спектакли и пишут оперы по мотивам сказания. В память о Мэн Цзян Нюй даже строят храмы. Среди десятков подобных зданий есть один особый храм на перевале Шаньхай. Сооружение до сих пор в хорошем состоянии и сюда часто приходят туристы.
Металлический суп на Китайской Стене
Самый знаменитый участок памятника находится недалеко от пригорода Пекина и носит название Хуанхуачэн, что переводится как “цитадель с желтыми цветами”. Это имя выбрано не просто так, поскольку в летнее время на ближних холмах расцветают красивые растения желтого цвета. А также существует и необычная легенда, которая связана со строительством этого участка.
В 1368-1644 годах в Китае правила династия Мин. Однажды император отдал приказ построить участок Великой Стены Хуанхуачэн, а заняться этим должен был генерал Цай Кай. Военачальник работал по очень строгой системе и усердно контролировал качество работы. Генерал многие годы упорно трудился над участком.
Однако в один прекрасный день военный министр решил проверить, сколько же финансов ушло на этот проект. После проверки чиновник решил, что Цай Кай потратил слишком много из казны императора. Министр долго не думал и приказал отрубить голову генералу за излишнюю расточительность.
Позже на участок приехал служащий из двора императора. Чиновник отметил, что стена получилась очень прочная. К тому же, на ней были крутые участки, неприступные для врагов. Об этом доложили во дворец и государь понял, что казнь Цай Кая была ошибкой.
Позже по приказу императора построили гробницу и поставили мемориальный камень в честь генерала. Оказалось, что Цай Кай хорошо потрудился и обеспечил безопасность своему государству. На камне выгравированы слова Jintang, которые переводятся как “суп из металла”. Император придумал такое сравнение, когда хотел подчеркнуть особую прочность участка Хуанхуачэн.
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.
Кто, как и из чего строил Великую Китайскую стену?
Ранние постройки периода Сражающихся царств, а также времен династий Цинь и Хань практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом была обычная утрамбованная земля. Самые сохранившиеся участки эпохи династии Мин были выстроены из гранитных блоков и камней, добытых в местных карьерах. Также, впервые были использованы прототипы современных кирпичей. На равнинных и пустынных участках старались использовать песок, тростник. По приблизительным подсчетам рабочим пришлось транспортировать около 100 000 000 тон строительных материалов! В большинстве случае «транспортировочным средством» выступала спина каторжников или заключенных, отбывавших наказание на стройке. Для подъема сыпучих материалов использовали примитивные конвейеры, изготовленные из корзин, веревок и шкивов.
Несомненно, в процесс транспортировки были вовлечены лошади, волы. Для перевозки материалов на дальние расстояния в равнинных областях использовали даже верблюдов! Существует ничем не подтвержденная сомнительная легенда о том, что для строительства участка стены в высоких горах области Бадалинга рабочие приручили горных козлов. Строители привязывали кирпичи к рогам животных и поднимались на крутые скалы.
К сожалению, сохранившиеся исторические записи не позволяют точно оценить, сколько всего людей работало на таком масштабном строительстве. Ведь возведение Великой Китайской стены так или иначе длилось почти 2000 лет. Записи эпохи Цинь говорят о том, что только во время первых строительных работ было призвано примерно 500 000 солдат и нанято 400 000 рабочих. В строительстве участвовали каторжники и заключенные, подсчетом которых никто не занимался. Ученые считают, что на пике строительных работ в эпоху Цинь было задействовано не менее чем 1,5 миллиона человек.
Как добраться до Великой китайской стены из Пекина?
Бадалин находится в 70 км от Пекина, и это самый известных участок стены со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если приехать зимой, то будет нормально 🙂
Добраться до Бадалина из Пекина проще всего на автобусах 919, 877 и 890 за 12 юаней и полтора часа в пути. Они отправляются от ворот Deshengmen, что в 500 м к востоку от станции метро Jishuitan.
Мутяньюй расположен в 90 км от столицы, и чтобы доехать до китайской стены, надо сесть на автобус 867 от автостанции Dongzhimen. Автобусы отправляются в 07-00 и 08-30, в пути 2 с половиной часа, а стоимость 16 юаней.
Также можно сесть на автобус 916 до города Huairou (12 юаней, час в пути, часто ходят) от автостанции Dongzhimen Transport Hub. Оттуда уже можно доехать на микроавтобусе за 20 юаней или такси.
Чтобы добраться до Цзянькоу, также понадобиться сесть на 916 автобус и выйти там же в Huairou, а дальше на такси до дальних участков стены за 100 юаней в одну сторону.
Для посетителей
Время не пощадило китайскую стену. Она понемногу разрушается и нуждается в реконструкции. Лишь несколько участков доступны для посещения туристами. В основном они расположены в окрестностях Пекина. Их посещение платное.
Участки Великой Китайской стены и стоимость посещения
В начале правления династии Мин столица была перенесена из Нанкина в Пекин. Поэтому участок Бадалин стал играть ведущую роль в защите города с севера от захватчиков. Его называли северным ключом к воротам Пекина. Благодаря тому, что ближе остальных участков расположен к Пекину (всего в 70 км), сюда чаще всего едут туристы. Входные билеты стоят 45 юаней в высокий сезон (апрель-октябрь) и 40 юаней в низкий сезон (ноябрь-март). На вершину стены можно подняться по канатной дороге. За билет в один конец придется заплатить 40 юаней, туда и обратно – 60 юаней.
Мутяньюй также расположен в непосредственной близости от Пекина (в 80 км). Основание его заложено в VI веке. Затем на оставшейся основе достраивалось укрепление уже при династии Мин. Ему придавалось большое значение для защиты Пекина с севера. Участок проходит по горным хребтам, из-за этого здесь такие большие перепады высот – от 500 до 1000 метров. Так что прогулка по нему с постоянными спусками и подъемами будет нелегким делом. Интересно, что бойницы на этом участке расположены с двух сторон стены, что даже породило гипотезу о том, что укрепления строили славяне для защиты от Китая. Этот участок стены построен из гранита. Чтобы попасть сюда, придется заплатить 40 юаней.
Участок Симатай расположен в скалистой местности. В некоторых местах стена построена под большим уклоном. Так, Небесная Лестница имеет угол наклона 85 градусов. Часть крутых участков, в том числе и Небесный мост, ширина которого составляет всего 30 см, закрыта для туристов. Симатай интересен сторожевыми башнями. Всего их 35, но в хорошем состоянии сохранились лишь 20. Этот участок стены расположен в скалистой местности. Входной билет стоит 40 юаней.
Шаньхайгуань называют еще «Головой дракона». Конец участка уходит в Желтое море. Здесь же располагается крепость Чэнхайлоу. На каждой ее стороне сделаны ворота. Восточные получили название «Первого прохода под небесами». Участок стены, расположенный около «Головы дракона», стал музеем под открытым небом. Входной билет обойдется в 50 юаней. Старый город в крепости и музей Великой Китайской стены можно посетить бесплатно. Билет в «Первый проход под небесами» стоит 40 юаней летом, 15 юаней зимой.
Посещение всех участков детьми ростом до 1,2 м бесплатное.
Как добраться
Для тех, кто первый раз приехал в Китай, лучше взять экскурсию.
Добраться до Великой Китайской стены можно и с помощью общественного транспорта. Но этот вариант подходит для тех, кто хоть немного владеет языком и ориентируется в городе. Сложность может возникнуть из-за того, что автобусы с одинаковыми номерами могут идти в разные города. Потребуется знание иероглифов, чтобы понять направление движения автобуса. Рассчитывать на подсказку местных жителей тоже не приходится – многие не владеют английским языком. До большинства участков, за исключением Бадалина, из Пекина придется добираться с пересадками.
Время посещения
Попасть на китайскую стену можно лишь в определенные часы. Каждый участок имеет свое расписание, которое будет зависеть от сезона.
Название участка | Режим работы в высокий сезон (апрель-октябрь) | Режим работы в низкий сезон (ноябрь-март) |
Бадалин | 6.40-18.30 | 6.40-18.30 |
Мутяньюй | 17.30-18.00
(в выходные до 18.30) |
8.00-17.00 |
Симатай | 8.00-22.00 | 8.00-21.00 (в выходные до 21.30) |
Шаньхайгуань | 7.00-18.00
Музей работает с 8.00 до 17.00. |
7.30-17.00
Музей работает с 8.00 до 17.00. |
История строительства Великой Китайской стены
В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.
Какой император начал строительство стены
Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.
Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства
В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.
Что разделяет китайская стена
Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.
Из чего сделана Великая Китайская стена
Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.
Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.
Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.
В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.
Сколько лет Китайской стене
Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.