Дом на котельнической набережной

Первый, Третий и Четвертый Голутвинские переулки


Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/3-й Голутвинский переулок

Название Голутвинских переулков известно с XIX века. Получили его они по подворью коломенского Голутвина монастыря (в летописи Голутвинский двор монастыря упоминается уже в 1472 году), который, видимо, наименован по урочищу Голутвино (голутва – «просека, вырубка в лесу», то есть голая местность, без растительности). Также здесь находилась Голутвинская или Голутвина слобода.

Три небольших переулка занимают суммарно 2,2 га. Однако здесь установили больше всего лавочек и урн: после благоустройства тут появилось 225 малых архитектурных форм (МАФов). Чтобы сидеть на лавочках было комфортно, высадили 17 деревьев и 63 кустарника, а также поставили 55 фонарных столбов. Гранитной плиткой покрыли 12,3 тыс. кв. м тротуара, новым асфальтом – 4,2 тыс. кв. м дорог, которые ограничены 4,1 тыс. погонных метров бордюра. Помимо этого строители привели в порядок 16 фасадов зданий и убрали все провода под землю.

Знаменитые советские жильцы

В советском журнале, посвященному советской архитектуре, был посвящен абзац жильцам элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди – рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток. В доме на Котельнической проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим».

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, известная актриса, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре, одна из тех, кто отмечал новоселье в образцовом доме. Удивительная история предшествовала ее заселению.

К актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.

В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и единственным препятствием на этом поприще является тот факт, что она проживает в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц она расстилала скатерть в новой квартире на белоснежной кухне.

А еще через месяц в органы гос. безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ.

После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы. Сама актриса пояснила свой поступок очень просто: «…дать много органам я не могу, а мало мне не позволяет совесть – проклятое воспитание!».

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

В корпусе «Б» на 6-ом этаже 12 лет жила великая балерина Галина Уланова. В 2004 году в ее квартире № 185 был открыт музей, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи. Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой.

Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина несмотря на возраст и состояние здоровья каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки.

В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова российская актриса, телеведущая и режиссер соседствует с актером, музыкантом, шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».

Звезда на жилом здании на Котельнической набережной

Кто строил дом на Котельнической и кто в нем жил

Возведение дома осуществлялось как ни странно руками заключенных, которые во время строительства тут же и жили. Странное то, что Сталин допустил использование рабочей силы, явно не любящей вождя. А ведь затея у Сталина была далеко не только в том, чтобы построить удивительные по своей архитектуре здания. Он вкладывал в комплекс из восьми высоток смысл некого энергетического центра невиданной силы и непостижимой нами пока энергетики.

Дом на Котельнической сдали в эксплуатацию первым из сталинских высоток. В доме тогда насчитывалось около 700 квартир. Как теперь выражаются – квартиры с отделкой и мебелью. Во всяком случае кухни были обставлены  белоснежной мебелью, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками.

Квартира в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для проживания военных, а другое отдали творческой элите. Жильцам дома предоставлялось и представляется много удобств – живут прямо в центре Москвы, прекрасные виды из окна, зимой можно кататься на лыжах прямо на крыше дома и там же встречать Новый год – прямо с видом на Спасскую башню и под бой курантов, но не по телевизору или радио.

Квартиры в этом доме, а точнее их количество, является одной из самых странных тайн высотки на Котельнической. Ходит легенда о том, что в доме существует специальная сеть тайных проходов, по которым когда-то перемещались бдительные чекисты дабы узнать о чем говорят жильцы.

Учитывая, что дом строился также под контролем чекистов это не очень убедительная версия – подслушивающие устройства (пусть и не такие миниатюрные как теперь) существовали и тогда. Вероятнее, в доме действительно существуют тайные помещения, но вряд и они предназначены для контроля над жильцами дома.

Как строился жилой дом на Котельнической набережной

Формально строить жилой дом на Котельнической набережной начали только по окончанию Великой отечественной войны. Одно крыло было возведено еще в 30-х годах в качестве самостоятельного строения. В дальнейшем жилой дом на Котельнической набережной стал одной из семи Сталинских высоток, возведенных на стрелке реки Яузы и Москвы-реки.

Согласно замыслам архитектора, жилой дом на Котельнической набережной на левом берегу Москвы-реки должен был обозначить место впадения Яузы в ее русло и продолжить концепцию проектируемого 400-метрового Дворца Совета.

Одним из авторов проекта жилого дома на набережной был Д. Чечулин, которому было также доверено проектирование высотного здания в Зарядье. И что удивительно, государственную премию он получил не за жилой дом на Котельнической набережной, а за проект так и не построенного небоскреба в Зарядье.

Генеральный план реконструкции столицы 1935 года предусматривал возведение 9-12 этажных сооружений. Согласно проекту Д. Чечулина центральная часть дома на Котельнической набережной должна была составлять 25 этажей, что не только не вызвало протестов, а наоборот, архитектору было рекомендовано увеличить конструкцию до 26 жилых этажей без учета еще 6 технических.

Новый небоскреб, по замыслу проектировщиков, должен был просматриваться со всех наиболее значимых точек города.  Как с другими сталинскими высотками в процессе проектирования и строительства высота жилого дома на Котельнической набережной увеличивалась неоднократно. В итоге высота составила 173 метра.

Вид с набережной

В художественном плане все сталинские небоскребы и жилой дом на Котельнической набережной не исключение, являются результатом смешивания совершенно разных и не похожих архитектурных решений, названных «сталинским ампиром». Композиция дома проложила мотивы Троицкой, Никольской и Спасской башен Московского Кремля. Главный корпус здания украшен резными башенками, ажурными арками, шатровыми навершиями со шпилями и конечно, центральным шпилем со звездой.

Благодаря элементам, типичным для строений исторической части столицы, жилой дом на Котельнической набережной архитектора Д. Чечулина на набережной вписался в силуэт города. Невзирая на размеры, небоскреб на набережной отчасти гармонирует с башнями Кремля, колокольней Ивана Великого, и стенами Новодевичьего монастыря.

В воспоминаниях архитектора не мало написано о периоде уничтожения старой части города. И то же время, как писал Д. Чечулин, громадные небоскребы как раз способствовали сохранению образа Москвы. Такое утверждение совершенно не соотносится со сносом исторических памятников – Сухаревской башни, Китайгородской стены и многих других.

План реконструкции города был рассчитан на 20–25 лет, но многим номенклатурным деятелям очень хотелось его ускорить и отчитаться о выполнении. Чечулин, в своей книге «Жизнь и зодчество» описывая историю реконструкции города, часто употребляет такие слова как «мне посоветовали», «мне было рекомендовано» и т.д. Причем никогда не указывается, кто посоветовал и кто порекомендовал.

Так свои воспоминая излагали большинство деятелей сталинской эпохи, не было нужды указывать на конкретных персон, все и так знали, что необсуждаемые указания мог давать только одни человек в стране. Хотя официально куратором строительства этого строения был товарищ Берия.

Иосиф Сталин лично указания архитекторам давал крайне редко. Чаще всего свои пожелания он высказывал через подчиненных. И несмотря на то что, это были пожелания, их неисполнение не сулило ничего хорошего.

Отличительной чертой всех сооружений сталинской эпохи является то, что все они напоминают большие праздничные торты. Это ярко выражено в архитектуре жилого дома на Котельнической набережной. Каждый ярус конструкции украшен многочисленными уникальными барельефами, скульптурами, обелисками и парапетами.

Верх главного объема и крыльев венчает множество небольших шпилей, наверший и башенок, что придает сооружению вид огромной короны. Особенно волшебно жилой дом на Котельнической выглядит ночью, когда зажигается электричество в комнатах, и сходство с короной дополняется ярким свечением, похожим на игру света в драгоценных камнях.

Жилой дом на Котельнической набережной

Проектирование небоскреба на Баррикадной

Конструктивные особенности

Архитекторы высоток рассказывали в своих мемуарах, что им в ультимативной форме было запрещено пользоваться иностранными изданиями, посвященными высотному строительству в США и Европе. В отсутствие информации о технологиях возведения высоток, применяемых на западе, советские инженеры изобретали новые методы и технологии строительства, которые превосходили мировые.

Решить в первую очередь необходимо было проблему раскачивания высотки. Первые небоскребы США были выстроены таким образом, что на последних этажах при сильном ветре отчетливо ощущалось отклонение здания от оси. Раскачивающиеся люстры и плескающаяся вода в графине должны были быть исключены в образцовом советском небоскребе.

Сложная конструкция арматуры из улучшенной стали проблему не решала, поэтому архитекторы все внимание обратили на устойчивость самого здания, за счет формы. Со времен древнего Египта известно, что пирамида одна из самых устойчивых конструкций

Архитекторы, планируя высотку на Баррикадной, применили ту же пирамидальную форму, что и в проекте Гостиницы Украина. Лаконичность, красота и стройность линий была основана на гармонии всех частей здания.

Вторая проблема – это освещенность квартир в высотках. Нью-Йоркские многоэтажки отличаются неприятной особенностью: в окна помещений расположенных, ниже 4-5 этажей, прямые солнечные лучи не попадают.

Решали эту проблему советские инженеры очень скрупулезно. В архивах сохранились упоминания о многочисленных таблицах, при помощи которых архитекторы считали сколько минут в день солнце будет в каждом окне. Исходя из полученных дынных, они корректировали конструктивные элементы высотки на Баррикадной.

Строительство высотки на Площади Восстания

Проект площади Восстания

Архитектурной основой проекта высотки на Кудринской площади стали классические русские мотивы. В завершающих элементах высотки отчетливо просматриваются архитектурные решения Московского Кремля. Центральный объем сооружения завершают четыре небольшие башенки по углам и центральная шестиугольная башня со шпилем.

Площадка, выбранная для строительства высотки на Баррикадной, возвышается над уровнем Москвы-реки почти на 70 метров. Такое расположение позволяет зданию эффектно возвышаться над городом.

Приступая к проектированию сооружения, архитекторы сначала продумали концепцию всей площади, в рамках которой зелень зоопарка должна плавно переходить в парковую зону вокруг здания. Согласно тогдашнему генеральному плану зоопарк должен был переехать на юго-запад, ближе к проектируемому зданию МГУ.

Огромное основание высотки проектировщики ювелирно и точно вписали в архитектурную композицию всего района. Строителям удалось уберечь от сноса многие памятники архитектуры на Баррикадной улице и на Садовом кольце, включая «Вдовий дом», построенный в конце 18 века по проекту архитектора Ивана Жилярди. Он предназначался для содержания вдов, чьи мужья прослужили на государственной службе более 10 лет. Сейчас в этом здании располагается Институт усовершенствования врачей.

Концепцию изменения всего района от Баррикадной до улицы 1905 года реализовать не удалось из-за смерти И. Сталина. Работа по развенчанию культа личности коснулась и архитектурных решений Москвы. Многие проекты остались завершенными лишь наполовину, а некоторые так и остались на бумаге, включая знаменитый Дворец Советов и высотка в Зарядье.

В современных условиях изменение облика города происходит настолько стремительно, что от первоначального замысла архитекторов высотки на Баррикадной практически ничего не осталось. Здание обросло несуразными конструкциями, которые выглядят невероятно дешево и убого на фоне облицованных гранитом цокольных этажей. Соседство с Новинским пассажем размыло образ небоскреба в панораме Садового кольца.

Широкий резонанс вызвала замена брусчатки на Баррикадной улице. По мнению городских властей, неравномерное покрытие из гранитной брусчатки, когда-то снятой с красной площади, сильно тормозит движение в этом районе.

Общественность и представители Архнадзора выступали категорически против еще одного улучшения Баррикадной улицы. Строительные работы были остановлены, и гранитная брусчатка вернулась к подножью высотки.

Проект вестибюля высотки

Про соседей и подъезд

У всех жителей этого дома есть общая фишка, некое советское чувство интеллигентности. Оно как будто передается с заселением или пропиской. Например, когда снимаешь квартиру в обычном доме, тебя чаще всего спрашивают, где ты работаешь и сколько зарабатываешь, а здесь хозяйка первым делом узнала у меня, в какой школе я училась

Ей было важно, чтобы я окончила хорошую школу в центре Москвы

В прошлом году в другом корпусе дома Игорь Шувалов купил восемь квартир — то есть весь этаж. После этого во всем доме стали делать капитальный ремонт. Причем ремонт делали, скорее всего, за счет государства, потому что жители его точно не финансировали.

В моем подъезде в основном живут местные жители старше 40 лет, молодых очень мало, да и тех, кто снимает квартиру, тоже. Большинство соседей милые и дружелюбные. Когда в нашем доме было открытие «Пятерочки», местные жители пришли на мероприятие и активно вели неспешные светские беседы. Периодически между седьмым и восьмым этажами проходят собрания жителей подъезда

Я ни разу там не была и не знаю, что они обсуждают, но знаю, что многим жильцам было важно, чтобы в рамках ремонта во все квартиры поставили одинаковые входные двери и ручки. Поэтому теперь у меня такая же ручка, как в «Пятерочке» и как у Шувалова

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», были заложены в один день — 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше — в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка — Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов — и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём «послания»: номера своих отрядов, «строили зеки» и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности — точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр «Знамя» (с 1966 года — «Иллюзион»).

В «старый» корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин — автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать «новые русские», чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года — во время вооружённого конфликта на востоке Украины — на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро «Таганская» Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также «Марксистская» Калининско-Солнцевской линии.

Про район

От высотки до входа в метро «Таганская» идти достаточно долго, поэтому я пользуюсь такси. Но в районе из-за строительства парка «Зарядье» постоянные пробки. В какую сторону ни выезжай — везде машины. Между местом моей работы и домом — восемь километров, и обычно дорога занимает час, поэтому я начинаю работать прямо в машине. Максимальное время, которое я потратила на дорогу, — полтора часа. Иногда я хожу до библиотеки имени Ленина и оттуда беру такси за сто рублей — так получается быстрее и дешевле.

В теплую погоду я люблю гулять по набережной или по чудесному мосту до «Новокузнецкой» или до «Китай-города». В пяти минутах ходьбы находится Powerhouse, однако больше пойти особо некуда. Ближайшие кафе и рестораны находятся около «Таганской», да и их не очень много. На Китай-городе ситуация намного лучше, но до него еще нужно дойти.

Еще хуже обстоят дела с магазинами. Вроде живешь в центре города, а поблизости нет никакой инфраструктуры. Зимой в здании дома открыли забавный магазин «Пятерочка». Его потолки и стены покрыты мрамором, а внутри развешаны объявления о картошке за 40 рублей. Но меня такая сюрреалистическая эстетика не смущает.

Ближайшая круглосуточная аптека находится около метро «Пролетарская». Если ночью станет плохо, пойти некуда. Сбербанк в здании высотки работает с 10 утра до 5 вечера, неудобно. Хотя пожилым жителям, наверное, здесь жить комфортно: все находится под рукой и работает днем.

Про вечеринки, соседей и район

Периодически мы с соседями устраиваем в квартире вечеринки, ужины, показы работ современного искусства и небольшие электронно-акустические квартирники друзей-музыкантов. О таких встречах мы заранее предупреждаем соседей и стараемся все закончить до 11 вечера. Хозяин квартиры не против вечеринок, он любит художников, и доверяет нам. А вот консьержки переживают, если к нам приходит больше 20 человек. После одного инцидента мне даже пришлось познакомиться с участковым.

В главном здании высотки находится три корпуса, у каждого из которых свой подъезд и своя консьержка, но пока идет ремонт, работает только центральный вход и три консьержки сидят вместе. Они бдительны и могут не пустить гостей без присутствия хозяев, потому что внутрь часто пытаются попасть туристы и люди, которые хотят подняться на крышу.

Я в хороших отношениях с соседями по подъезду: здесь все приветливы и не прочь пообщаться в лифте. У жителей высотки есть собственное сообщество в фейсбуке, в котором они обсуждают косяки ремонта, следят за публикациями о здании и обсуждают новости района. Я встречал, конечно, среди жителей дома состоятельных людей, но все-таки высотка на Котельнической — это не элитный жилой фонд. В основном здесь живут пожилые люди, точно такие же, как на Речном вокзале или в любом другом месте Москвы.

Я мало гуляю по району, в основном провожу время либо в квартире, либо по работе хожу в печатную мастерскую на моей же улице. Еще мне нравится внутренний двор высотки, в юности я часто проводил там время. Во дворе есть подземный гараж, на крыше которого находятся бывшие теннисные корты. В этом году двор должны реставрировать. Сейчас он немного обшарпанный, но в нем все равно приятно и уютно. В какой-то степени он заменяет мне парк.

Метро «Академическая»


Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Станция «Академическая» была открыта в 1962 году в составе участка «Октябрьская» – «Новые Черемушки». Название получила по существовавшим ранее Академическим проездам, ныне все они переименованы. В проекте находилась под названием «Черемушки».

Наземных вестибюлей станции нет, выходят в город из нее по подземным переходам на площадь Хо Ши Мина, к пересечению улиц Дмитрия Ульянова, Профсоюзная и проспекта 60-летия Октября. Станция сооружена по проекту архитекторов Петуховой, Колесниковой и Фокиной. Художественное оформление станции сведено к минимуму: «Академическая» – одна из первых московских станций мелкого заложения с отсутствием декора, получивших народное прозвище «сороконожек».

Строители благоустроили 5,6 га вокруг станции. Все провода скрыли под землей и для их обслуживания подготовили 95 кабельных колодцев. Тротуары поменяли на новую гранитную плитку на площади 1,4 тыс. кв. м, а вокруг них разбили 733 кв. м газона. Высадили 166 деревьев, установили 57 лавочек и урн, пять навигационных стел, а для лучшего освещения поставили 46 новых фонарных столбов.

Дом на Котельнической набережной​

Огромный жилой дом был построен не сразу. В 40-х годах возвели маленькое крыло, а в 1952 году закончили все остальное. Центральный корпус здания составляет 176 метров и включает в себя 4 технических этажа. В общей сложности здесь находятся 700 квартир, причем в самой высотке их большинство (500). Никаких пентхаусов вы здесь не найдете — внутри все достаточно скромно (в основном двух- и трехкомнатные квартиры). Тем не менее внутри все очень симпатично.

Вот так выглядит главный холл жилого здания.

Над лифтами можно заметить интересные советские барельефы.

Конечно, в советские годы это жилье считалось элитным. Его выдавали работникам НКВД, ученым-ядерщикам и творческой интеллигенции. Среди них были, например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова и Галина Уланова (в квартире которой в 2004 году открылся музей). А из современных знаменитых жильцов дома можно отметить Дмитрия Нагиева и Александра Ширвиндта.

Спрос на квартиры в этом доме есть и сейчас. Например, в 2014—2016 годах Сергей Котляренко купил 10 квартир на 14-м этаже (видимо, в надежде их объединить). Но вскоре борцы с коррупцией провели расследование, согласно которому за ничем не примечательным юристом стоит не кто-нибудь, а первый зампред правительства Игорь Шувалов.

Другие подъезды этого дома выглядят чуть менее торжественно.

На этажах главного корпуса всё смотрится довольно роскошно. Особенно по советским меркам.

Журналисты заглянули и в квартиры. Кое-где остались следы ушедшей эпохи. Например, кухонный кафель.

Старые советские плафоны.

Забавное приспособление для форточки.

Изначально пол был паркетным и тоже кое-где остался, как и оригинальные двери между комнатами.

Все вартиры оборудованы очень полезным атрибутом — задней дверью, ведущей на чёрную лестницу. Выглядит она так:

Есть у этой высотки и одна забавная деталь. На крыше перед последней башенкой здания установлена скульптура мужчины и женщины, разворачивающих свиток с советским гербом.

Если присмотреться к женской фигуре, то обнаружится, что авторы обошлись с патриотическим материалом крайне фривольно: обратите внимание на грудь комсомолки. Видимо, скульпторы рассчитывали, что на такой высоте этого никто не заметит

Особенности высотки

Интерьер в холле высотки, 2007 год

Деталь речного фасада, постройка 1940 с послевоенными переделками, 2014 год

Евгений Евтушенко

Тараканы в высотном доме –
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике –
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода –
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий
рыжий чёрт …

Поэт проживал в высотке в советское время

Высотка, г-образная в плане, состоит из трёх корпусов: центрального, в котором насчитывается 32 этажа, и двух боковых высотой в 8—10 этажей. Особенностью центрального корпуса является планировка в виде трёхлучевой звезды, один луч которой направлен в сторону двора. Герб, венчающий шпиль здания, расположен на высоте 176 м.

Оформление типично для сталинского ампира. На прилегающей к дому территории был создан сквер с клумбами и фонтанами. Нижние пять этажей облицованы розовым гранитом, остальное здание — керамическими блоками. Высотка украшена скульптурными группами. На одном монументе скульптор по неизвестной причине изобразил комсомолку в разорванном платье, где видно пышную грудь.

В отделке жилых помещений и вестибюлей использовался мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы. В центральном корпусе было установлено 10 лифтов, отделанных похоже. Холл высотки украшен барельефами и потолочными росписями, на которых изображены счастливые советские граждане.

В жилом доме был создан уникальный для советского времени уровень обслуживания. Непосредственно в здании действовали бюро заказов и бытового обслуживания проживающих, а также четыре магазина. В центральном корпусе было помещение для хранения колясок и велосипедов. Под внутренним двором находится подземная парковка на 212 машиномест.

С середины 1950-х в здании действовал кинотеатр, первоначально носивший имя «Знамя». В 1966-м его переименовали в «Иллюзион», тогда же и адаптировали под показ фильмов из Госфильмфонда. В высотке проживали сотрудники НКВД, партийная элита и множество советских деятелей искусства. В репертуаре кинотеатра были фестивальные зарубежные фильмы, фактически, избежавшие цензуры.

Изначально в доме насчитывалось 540 квартир, из которых в высотном объёме — 344, в том числе 7 однокомнатных и 13 четырёхкомнатных. По аналогии с доходными домами царского времени, в сталинской высотке существовали выходы из квартир на «чёрную» лестницу. Как и в других высотках, в доме были реализованы передовые инженерные сети. В доме функционировала и обычная вентиляция, и централизованная система кондиционирования. Воздух с улицы поступал в квартиры круглый год, проходил специальные фильтры, нагревался или охлаждался до нужной температуры. В стены была вмонтирована централизованная система пылеудаления: пыль собиралась с помощью шлангов и попадала в фильтрующие станции, откуда её сбрасывали в канализацию, а очищенный воздух попадал на улицу. А для отопления в подвальных помещениях были установлены бойлеры.

Во всех квартирах на кухнях были установлены электрические холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов. Непосредственно на кухнях были установлены люки мусоропровода. Именно это конструктивное решение вскоре после ввода дома в эксплуатацию стало источником крупных неудобств: дом был поражён тараканами, из-за этого жильцы постепенно стали заваривать металлические люки. Электрическая проводка здания создавалась с расчётом актуальных на тот момент нагрузок, поэтому в двухкомнатных квартирах существует всего три розетки, причём ни одной на кухне. По современным стандартам, в межэтажных перекрытиях недостаточное количество звукоизолирующих материалов. Современные жильцы отмечают высокую слышимость из квартир сверху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector