История свято-тихоновского преображенского монастыря

Паломничество в Задонск

Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.

Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь — это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.

Запустение обители

С 1918 г. начались репрессии церковнослужителей — иноков отправляли на принудительные работы.

После революционных событий вышел декрет о национализации церковного имущества. Другими словами, установившееся власть забирала все ценное из церквей, монастырей и храмов. В Задонске в 1918 г. осквернили мощи Тихона, а уже в 1919 начали расформировывать Свято-Тихоновский монастырь.

Предполагают, что его расформировали из-за:

  • удаленности от города, где верующие не могли возмутиться;
  • большой территории и выгодного месторасположения.

Послушники пытались сохранить часть имущества, но на них поступил донос. За невыполнение указа монастырь закрыли одним из первых в Воронежской области. Насельников разделили на 2 группы. Часть отправили на принудительные работы, а другую перевели в дом гражданских инвалидов.
Территорию обители всегда использовали под нужды: в 1922 г. находился совхоз, в 1923 г. детская колония. Во время Второй мировой войны располагалась военная школа и госпиталь. Тогда же пришлось разобрать колокольню (могла служить ориентиром для вражеской авиации).

После военных действий территория была разрушена. Руины частично использовали в 1950-60 гг., когда их перестроили под нужды психоневрологического интерната. Однако, медсестры втайне ходили с больными к источнику, старались поддерживать его в целости и чистоте. Нередко противники веры устраивали неприятности, особенно в дни памяти Тихона Задонского:

  • подсыпали хлорку в воду;
  • цементировали родник;
  • оцепляли нарядами милиции.

Интернат существовал около 30 лет, до 1991 г. За столь долгий период даже остатки построек пришли в запустение, были разобраны или ушли в землю.

Где находятся мощи Тихона Задонского

Мощи святого Тихона Задонского были официально освидетельствованы 19 мая 1860 г. Гроб вскрыли и обнаружили, что сами доски прогнили и стали трухлявыми, а тело сохранилось практически полностью. Были зафиксированы допустимые изменения:

  • кожные покровы стали коричневыми;
  • немного разошлись суставы рук и ног, но не отделились от тела.

Открытие произошло 13 августа — сегодня это день памяти святого. При царской власти мощи почитались и опочивали в разных монастырях в зависимости от времени года. Во времена большевизма мощи были вывезены из города в специальный антирелигиозный музей. После Второй Мировой войны их выставили в Орле в кафедральном Богоявленском соборе.

В октябре 1961 г. останки снова спрятали подальше от человеческих глаз в комнаты краеведческого музей. В конце 1990-х гг. начались прошения о возврате бывших зданий ныне действующим церквям. Тело ссохлось и мумифицировалось, а левая рука осталась почти нетленной.

Сегодня мощи Тихона Задонского находятся в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре. Над ними установлена прекрасно убранная сень. Мощи исцеляют от душевных, телесных и нравственных недугов.

История основания обители

Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск

Скит святителя Тихона

Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».

После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.

Лесной скит

В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.

Святой источник Тихона Задонского

В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.

Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.

Основание монастыря

Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.

К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:

  • Троицкий собор;
  • трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
  • ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
  • настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
  • братский корпус;
  • трапезная.

Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

В обители постоянно проживали более 100 монахов.

Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.

Время испытаний

Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:

  • концентрационный лагерь для врагов советской власти;
  • детская колония «Уют»;
  • военный госпиталь;
  • интернат для душевнобольных.

В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.

Возрождение

Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.

В праздник Преображения Господня в одноимённом храме, расположенном в звоннице, произошло первое богослужение в восстанавливающейся обители. В течение 10 лет благодаря Божией помощи и стараниям настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского монастыря монахине Зиноне монастырский ансамбль полностью восстановили.

Интерьер Троицкого собора Задонского Тихоновского монастыря

Его центр — Троицкий храм — восстановили и освятили в 1993 году. В 2000 году началась реставрация его нижнего уровня — Успенской церкви. Через год после освящения главного храма восстановили колокольню. В 1995 году расширили купальню, устроив отдельное помещение для священнослужителей. В следующем году построили каменную ограду с угловыми башнями, в одной из которых устроили часовню Тихона Задонского. Насельницы и паломницы проживают в двух просторных корпусах: сестринском (1997 г.) и гостевом (2001 г.).

Исторические события

Два монаха-старца, Кирилл и Герасим, покинув родную Сретенскую обитель, пришли на берег Дона, где и решили остаться навсегда. С собой они принесли единственную свою ценность – Владимирскую икону Божией Матери, давшей свое имя новой монашеской обители. Именно ей и был посвящен первый небольшой храм, построенный в 1630 году.

Монастырь быстро развивался, вокруг его стен селился народ, образовав крестьянское поселение, которое получило название по протекающей здесь реке Тешевке. В 1779 году оно было переименовано в Задонск («за Доном от Москвы»). Но почти за 100 лет до этого события, в 1692 году произошла большая беда: пожаром было полностью уничтожено монастырское, уже немалое подворье.

Необъяснимым образом уцелела на пепелище только одна вещь – Владимирская икона Богоматери, прослывшая с того момента чудотворной. Паломники, желая прикоснуться к святыне, заспешили к пожарищу, жертвуя свои сбережения на восстановление обители.

Уже через 5 лет все монастырские строения были восстановлены, и братия приступила к возведению новых культовых сооружений. В 1741 году появилась первая каменная церковь, освященная именем Иоанна Предтечи, а позже выросла стройная колокольня с храмом Николая Угодника в нижнем этаже. Подворье увеличилось келейными корпусами, кладовыми, было окружено каменным забором.

Вскоре о Задонской скромной обители вновь услышал весь православный мир: известный религиозный просветитель, глубоко почитаемый в XVIII веке богослов Тихон, епископ, возглавлявший в последние годы служения Воронежскую епархию, решил уйти на покой и обосновался в Задонске.

С 1769 года до дня своей смерти в 1783 году он вел здесь аскетическую, молитвенную жизнь, написал много трудов, обрел дар исцеления. Своей бесконечной любовью к людям он спасал души, став для многих духовным наставником и отцом. После его кончины число паломников к его гробнице сильно увеличилось.

Спустя полвека произошло новое событие, оставившее след в истории Задонского монастыря: чудотворная слава святого образа Богородицы многократно усилилась после спасения насельников монастыря от чумы, свирепствовавшей в крае в 1830-31 годах.

Перед иконой Богородицы каждый день читались молитвы, и страшная болезнь обошла монахов стороной. Задонский монастырь Тихона Задонского продолжал свое благополучие и развитие в XIX-XX веках.

На территории происходили следующие изменения:

  • Была сооружена красивейшая трапезная, щедро декорированная скульптурами и лепным узором по фасаду. Позже великолепное сооружение переделали в церковь.
  • Келейный корпус из двух этажей был значительно обновлен.
  • Появилось здание больницы, где работали наемные медицинские специалисты.
  • В 1829-1835 годах была возведена новая звонница с храмом св. Николая. На ней установили 11 колоколов, крупнейший из которых весил 5 т. Масса следующих по величине была 1,9 и 1,1 т соответственно.
  • Были возведены гостиница, аптека, всевозможные необходимые постройки, церковная школа.

В 1845 году приступили к строительству главного монастырского собора в ознаменование Владимирской иконы Богородицы. Перед событиями 1917-го года монастырь имел 6 храмов и был владельцем 2 заводов по производству кирпича.

Слава монастыря достигла таких высот, что православные паломники, отправлявшиеся на богомолье в Иерусалим, считали необходимым сначала посетить российские святыни: Задонск и Киев.

После революции для обители наступили страшные времена: были осквернены святые места, вскрыты раки с мощами, арестованы и посажены в застенки ее насельники. Те, кому удалось избежать тюрьмы, остались без крова над головой. За годы запустения строения превратились в руины: в них размещались цеха и склады овощного производства, фабрика по изготовлению колбас, медицинское учреждение.

Возвращение монастыря в лоно церкви из рук государства протекало с 1988 года целых пять лет. Первым делом взялись за восстановление главного собора. Свой 4-хвековой юбилей возрожденный монастырь отметил в 2010 году обновленными храмами, вновь возведенными сооружениями, почитанием верующих и благодарственными богослужениями, которые возглавил патриарх Кирилл.

Деятельность комплекса в XX веке

Двадцатый век насельники обители встретили в монастыре с 6 храмами, духовным училищем, больницей, гостиницей.

Памятник Тихону Задонскому у церкви Рождества Пресвятой Богородицы Задонского монастыря

Храмовый комплекс сам обслуживал себя, имея фабрику по производству свечей и 2 завода, где изготавливают кирпичи. Своим христианским долгом паломники, отправлявшиеся в Святую землю, считали вначале посетить Богородицкую обитель в Задонске, Киев, а затем уже отправляться в Иерусалим.

Революция не пощадила святыню, мощи святителя Тихона вскрыли, отправили в музей Задонска, а затем переправили в Орел.

Священство и монахов арестовали, часть расстреляли, часть отправили в ссылки.

В 1929 году после конфискации имущества христианскую святыню, служащую пристанищем для русского народа в часы бед, закрыли. В святых храмах устраивали детский дом и больницу, в этих стенах сушили овощи, изготавливали колбасы.

Возрождение Русского Иерусалима

Только в 1988 году было начато возрождение Русского Иерусалима, здания постепенно освобождались от производства и возвращались насельникам, живущим в нескольких кельях.

В 1991 году был совершен первый послереволюционный обряд пострига в монахи, когда иночество приняло 5 послушников. В этом же году при собрании тысяч православных мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в Задонский храм, а через 2 года вернули мощи остальных праведников.

В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси при посещении храмового комплекса дал свое Первосвятительское благословение.

2003 год — все прежние здания были возвращены монастырю.

Возрождение обители шло очень быстро. При храме работали художники в иконописной мастерской, восстанавливающие иконостасы. Владимирский храм снова привлекал прихожан золотым сиянием куполов, а в 2005 году пятитонный колокол огласил округу колокольными переливами.

Настоятели, наместники

  • Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
  • Леонид
  • Ефрем I
  • Ефрем II
  • Трифон (1693 — 1697)
  • Игнатий
  • Филарет
  • Антоний
  • Евфимий I
  • В схим. Авель
  • Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
  • В схим. Никита
  • В схим. Иринарх
  • В схим. Пахомий
  • В схим. Тихон I
  • В схим. Тихон II
  • В схим. Питирим
  • Стефан
  • Тихон III
  • Варсонофий I (- 1735)
  • Варсонофий II (1751 — ?)
  • Корнилий, в схиме Кирилл (1763 — ?)
  • Зосима
  • Нифонт, в схиме Николай (1767 — 1774)
  • Феодосий (1774 — 1776)
  • Самуил I (1776 — 1777)
  • Венедикт (конец 1777 — 14 июля 1778)
  • Самуил I (14 июля 1778 — 1787)
  • Климент (Белошапкин) (конец 1787 — 1789)
  • Тимофей (Самбикин) (1789 — 1805)
  • Зосима, в миру Михаил

Иннокентий (Алексеев) (1805 — 1807)
Евграф (1807 — 1814)
Самуил II (Стебловский) (1814 — 1833)
Иларий (Иродионов) (1834 — 1836)
Досифей (Немчинов) (1836 — 1840)
Мартирий (Горбачевич) (1840 — 1842)
Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 — 1845)
Серафим (Покровский) (1845 — 1855)
Дионисий (Долгополов) (1855 — 1860)

Варсонофий (? — 1861)

Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
Прокопий (Тенеровский) (1882 — 1893)
Иоанникий, в схиме Иоанн (1893 — 19 января 1902)
Леонид (Быковский) (1902 — 1904)
Нафанаил (Чулков) (1904 — 1912)
Александр (Зеленев) (1913 — 1920)
Митрофан (Гринев) (1920 — 1921)
Никандр (Стуров) (1923 — 1925)
Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
Нафанаил (Черняк) (конец 1990 — (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
Никон (Васин) (с октября 1991)

  • Гермоген (Крицын) (2004 — 2005)
  • Трифон (Голубых) (2005 — 2011)

Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)

История возникновения мужской обители

Рождество-Богородицкий храмовый комплекс обязан своим существованием двум старцам — схимонахам Кириллу и Герасиму. В 1610 году выходцы Сретенской обители со списком чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери пришли в задонские земли и основали мужскую обитель в 1630 году. Так было положено основание Русского Иерусалима, который быстро обрастал храмовыми строениями.

Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Задонске, Липецкая область

Новость о чуде молниеносно распространилась далеко за пределы обители, к иконе устремились паломники, приносящие пожертвования на восстановление святыни.

Интересно! В 1692 году после сильного пожара храмовые постройки были полностью уничтожены, но среди пепелища был найден неповрежденным Владимирский святой образ Богородицы.

Прежде монастырские храмы назывались Тешевскими, а в 1779 году с переименованием города в Задонск появился Задонский Богородицкий мужской монастырь. В 1769 году слава Богородицкого монастыря засияла по-новому, благодаря поселению в нем святителя Тихона.

Российский Златоуст обладал дарами:

  • любви;
  • исцеления;
  • чудотворения;
  • утешения;
  • веры и постоянной молитвы.

Ни один нищий или обездоленный не ушел из храма без утешения и молитвенной поддержки.

В 1783 году, 13 августа святитель Тихон тихо отошел к Богу, после чего началось настоящее паломничество к могиле святого. Проявилась чудотворная сила святого лика Божьей Матери в дни свирепствования чумы 1830 года. Насельники мужской обители проводили часы в молитве перед чудотворной иконой, и ни один из них не умер во время чумы.

Интересно! В 1846 году, при строительстве нового собора Владимирской иконы Богородицы, мощи святителя Тихона были найдены нетленными.

13 августа 1861 года в день кончины святого по случаю его прославления небольшой городок Задонск с населением в семь тысяч человек принял более трехсот тысяч паломников.

Николай Второй своим указом возвел Задонский Рождество-Богородицкий храмовый комплекс в ряды первого класса.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

В 7 километрах от Богородицкого монастыря на склоне холма в лесу укрылся от посторонних глаз Свято-Тихоновский монастырь.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь (фото: sezenovo-mon.ru)

Это место 250 лет назад святитель Тихон называл «земным раем» — он основал здесь скит, выкопал колодец, молился и работал над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое». Сразу после канонизации Тихона, в лесной глуши на берегу речки Проходня в его честь была основана новая обитель. В 1920 году Тихонов Задонский монастырь был разрушен, буквально стерт с лица земли. Но через 70 лет в нем снова затеплилась жизнь. В апреле 1991 г. насельницами «земного рая» стали монахини. Первым был восстановлен надвратный храм Преображения, и обитель получила название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. На её территории находятся три храма — Троицкий, Преображенский и Успенский, есть гостиница для паломников, купальня на Святом источнике.

Ю. Демьянов «Лето красное»

Возрождение монастыря сопровождалось чудесными знамениями, которые укрепляли дух сестер, трудившихся во славу Божию:

  • Келья святителя Тихона возникла на месте полуразрушенной башенки в стене. Проходя однажды мимо неё крестным ходом, все сестры почувствовали там чудесный запах ладана. Было решено оборудовать в угловой башне часовню в память о молитвенном уединении и духовных трудах Тихона. Часовня так и называется – Келья Тихона Задонского.
  • Иверская икона Божией Матери – образ, прибывший в Свято-Тихоновский Скит с Афонской горы еще до революции. В советские годы святая икона служила дверью на скотном дворе, пока не попала в боголюбивую семью. Через три поколения пронесли члены семьи святую реликвию и передали её в Тихоновский монастырь, не подозревая, что это и было её законное место. Иверская икона находится в Троицком сборе — мироточит, исцеляет и дарит бездетным семьям родительское счастье.
  • В 2000 году в Тихоновском монастыре появилось Кровоточивое Распятие: из-под тернового венца, на пробитых гвоздями руках просочились капельки крови. Это произошло в день памяти всех российских святых. Сегодня чудесная реликвия находится в Успенском соборе Свято-Тихоновского монастыря.
  • Камень здоровья – место, к которому с молитвой и надеждой на исцеление припадают многие паломники и получают просимое. Предполагается, что под камнем находится захоронение нетленных мощей одного из прежних насельников монастыря. Камень лежит неподалеку от часовни на месте бывшего монастырского кладбища.

Сегодня в Тихоновском Преображенском монастыре живет около ста сестер. Их стараниями место уединенных подвигов Тихона Задонского стало настоящим раем на земле для многих сотен людей.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть – это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

История возведения

Началом основания считают 1814 г. Тогда недалеко от источника возвели небольшую церковь, посвященную иконе Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”. К тому времени в окрестностях проживали уединившись от мира сестры, которых и пригласили поселиться в возведенных стенах. Прямое отношение к основанию монастыря имеет Алексей Викулин.

Это соседний помещик, тесно общавшийся с Антонием и Тихоном, когда они покинули свою деятельность. По преданиям, именно он услышал разговор будущих святых о том, что на таком благодатном месте возле источника следует возвести хотя бы часовню.

Помещик начал возводить первые постройки. По его приглашению в кельи пришли сестры. Увы, в 1820 г. он скончался, а его преемник не питал энтузиазма к возведению обители. Поэтому начались тяжелые времена для сестер:

  • постройки храма признались аварийными, церковь была опечатана, но насельницы проводили богослужения;
  • у монастыря отобрали 20 десятин земли из ранее выделенных 43;
  • возбудили уголовное дело об умышленном поджоге храма сестрой (сфальсифицировано).

Однако, даже при невзгодах обитель просуществовала еще 17 лет.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Уже четыре столетия Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стоит на левом берегу Дона.

Рождество-Богородицкий монастырь

Здесь находятся две святыни: Владимирская икона Божией Матери и мощи Святителя Тихона Задонского.

С 1610 года список иконы Владимирской Божией Матери, принесенный из Сретенского монастыря, освящал Задонский монастырь и прославлял его многими чудесами:

  • В 1692г. пожар уничтожил все постройки монастыря – целой и невредимой осталась лишь икона. Жителей поразил этот факт. К иконе стали притекать паломники, каждый стремился помочь возрождению обители: кто деньгами, кто продовольствием, кто своим трудом.
  • В 30-е — 40-е годы XIX века в Задонске дважды свирепствовала холера. Не обошла стороной она и монахов, но из молившихся перед святой иконой ни один не умер от страшной болезни.
  • В 1861 и 1869 годах в Задонске опять запылали дома. Икону с молитвой подносили к очагам огня – и стихия отступала, позволяя людям тушить пожар.

Традиционно с престольными праздниками Владимирской Божией Матери были связаны Задонские ярмарки, проводившиеся трижды в конце мая, июня и июля. Они вызывали огромный приток паломников и способствовали развитию монастыря.

Чудотворной иконе посвящена главная постройка монастыря – Владимирский собор. Огромный трехэтажный красавец-храм с колоннадами возведен в середине XIX века по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона. Украшенная жемчугом и драгоценными камнями икона находится справа у клироса — это восстановленный по описаниям список чудотворной Владимирской иконы Задонского Богородицкого монастыря. Сама она, к сожалению, была утеряна в годы большевистского лихолетья.

Рождество-Богородицкий монастырь, Владимирский собор

Вторая святыня Богородицкого монастыря — мощи Тихона Задонского. Он провел в обители последние 15 лет своей жизни, удалившись на покой после служения в должности Воронежского епископа.

  • 1769-1783 гг. — Тихон жил в Задонском мужском монастыре, обретя дар непрестанной молитвы, чудотворения, прозорливости, любви к ближнему; создавал творения, которые стали духовной пищей для многих православных; здесь же, в Задонском монастыре, он и был похоронен под алтарем Владимирского собора;
  • 1846 г. — при перестройке собора тело угодника Божия было обретено нетленным, началось стихийное народное почитание его мощей;
  • 1861 г. — состоялась официальная канонизация Тихона Задонского;
  • 1919 г. — мощи святого были вывезены из монастыря в Орел;
  • 13 августа 1991 г. — святыня была возвращена в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — возобновились чудесные исцеления, документально подтвержденные врачами.

Образ святителя в полный рост в архиерейском облачении — единственная икона, сохранившаяся в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector