Топ-10 самых известных созвездий на небе
Содержание:
- Флуоресцентные и люминесцентные наклейки
- Как фотографировать звездное небо — статичные звезды
- Центавр
- Дева
- Акварельные краски
- Оборудование
- Гидра
- Место и время для съёмки
- Как может выглядеть потолок «звездное небо»
- Дракон
- Монтаж натяжного потолка
- Убийца №5: Непредвиденные условия, блокирующие звезды
- Названия звезд по цвету
- Созвездия для детей все самое интересное
- Красивые названия звёзд
Флуоресцентные и люминесцентные наклейки
Это самый простой способ сделать звёздное небо на потолке своими руками. Но дизайн выглядит не очень реалистично. В основном такой вариант оформления используется в детских.
Наклейки делают из пластика, винила или бумаги. Сверху покрываю слоем светящейся краски. Для флуоресцентной нужны направленные УФ-лучи. Люминесцентные звёзды заряжаются от солнечных лучей или лампочки. При хорошем освещении 30 минут достаточно для 4 часов свечения. Первые полчаса они яркие, затем постепенно затухают.
Для крепления берут кусочек двустороннего скотча, прикладывают к потолку в нужном месте, а затем наклеивают звезду. Некоторые варианты делают самоклеящимися. Тогда просто снимают защитный слой и прикладывают к поверхности. В дальнейшем неоновые звёзды можно переклеить на другое место.
Такие наклейки продаются наборами на рынках и в строительных магазинах в отделах декора. Можно заказать через интернет.
Как фотографировать звездное небо — статичные звезды
Cтатичные звезды. ISO1600, 11mm, f2.8, 30sec
Выдержка
Ну что же, перейдем к фотографиям и непосредственно съемке. Как вы уже поняли, из-за того, что звезды движутся, они остаются в виде неподвижных точек только до определенной выдержки. А если она будет иметь большее значение, то они превращаются в полоски. И для того, чтобы вычислить то самое критичное значение выдержки существует правило «600».
Нужно разделить 600 на фокусное расстояние вашего объектива и мы получим максимальную выдержку, при которой звезды будут еще точками. Такая формула действительна для полнокадровых камер, кроп-фактор 1:
15 мм — 40 сек
24 мм — 25 сек
35 мм — 17 сек
50 мм — 12 сек
85 мм — 7 сек
135 мм — 4 сек
200 мм — 3 сек
300 мм — 2 сек
600 мм — 1 сек
Чаще всего, все и я в том числе, пользуются не полнокадровыми камерами. А значит, нужна поправка – делим 600 еще и на ваш кроп-фактор. Для камер Canon это 1.6:
10 мм — 38 сек
11 мм — 34 сек
12 мм — 32 сек
15 мм — 25 сек
16 мм — 24 сек
17 мм -22 сек
24 мм — 15 сек
35 мм — 10 сек
50 мм — 8 сек
Очевидно, что полнокадровая матрица и широкоугольные объективы имеют больший запас по выдержке. То есть, снимая объективом 50 мм на кропнутую матрицу, у вас есть всего 8 секунд, а это очень и очень мало, звезд не будет видно. К тому же такому объективу может не хватить угла обзора.
По моим наблюдениям выдержку все-таки можно увеличить раза в полтора. Да, при зуммировании на компьютере звезды уже будут черточками, но на небольших фотографиях (для блога, для распечатки 10х15) этого может быть и не особо видно.
Выдержка больше, чем 34 секунды. ISO1600, 11mm, f2.8, 59sec
Диафрагма
Диафрагму лучше всего открывать как можно шире. Если объектив позволяет открыть на 1.6-1.8, то можно будет и выдержку не увеличивать выше критичной и ISO не ставить выше 800. Падает резкость, но что поделать.
Ручной фокус
В ночи можно забыть про автоматическую фокусировку, поэтому придется использовать только ручной фокус. Обычно советуют ставить в крайнее положение на бесконечность, ведь звезды же снимаем. Но я столкнулся с тем, что мои объективы почти никогда сами не выкручивают фокус на бесконечность в режиме автомата. Проверял, фокусируясь на луну, на далекие фонари (это, кстати, варианты для автофокусировки в ночи). Оставалось совсем чуть-чуть до крайнего положения, его я и использовал в дальнейшем.
Фокусное расстояние
Еще раз повторюсь, чем больше фокусное расстояние, тем короче должна быть выдержка, звезды ведь ближе становятся, а значит, чтобы не допустить треков, нужно уменьшать время съемки. К тому же, вам может не хватить угла обзора, не будете же вы просто одно небо снимать без всего. Да и плотность звезд уменьшается при приближении.
Центавр
Центавр – довольно внушительное по площади созвездие (1060 квадратных градусов). Жители Северного полушария не смогут насладиться его красотой.
Его расположение – Южное полушарие, линия от Большой Медведицы к созвездию Девы.
В России действует следующий принцип: чем южнее город, тем лучше видно созвездие. Но в нашей стране нет возможности увидеть его целиком. Формой созвездие напоминает кентавра, это множество ярких звезд.
Если верить греческим мифам, то мудрый кентавр Хирон – сын верховного божества Кроноса и прекрасной нимфы Филиры.
Есть и другой прообраз – это кентавр Фол, его на небо отправил Геракл. Он подстрелил кентавра отравленной стрелой.
Дева
Созвездие Дева – второе по величине, его площадь 1294 квадратных градусов. Местоположение – экватор, между созвездиями Льва и Весов.
Дева известна так же тем, что здесь располагается точка осеннего равноденствия.
В станинных атласах созвездие изображают в виде девушки, которая держит колосок пшеницы. Конечно, вряд ли обычному человеку удастся разглядеть в небе подобную картину.
Есть ориентир, по которому легко разыскать это созвездие – это звезда первой величины Спика. Всего невооруженным глазом можно увидеть 171 звезду.
Древнегреческие мифы объясняют возникновение созвездия необычной историей. Богиня правосудия Дика была настолько недовольна людьми, что предпочла покинуть Землю и улетела в небо. Там она поселилась рядом с символом правосудия, созвездием Весы.
Акварельные краски
Работа с акварельными красками требует несколько иного подхода к изображению небосвода и облаков на нем.
Существует несколько основополагающих моментов, которые помогут наиболее эффектно изобразить небесный свод:
Белый цвет
Знаменитый американский художник Рокуэлл Кент своими северными пейзажами доказал, что в природе не существует чисто белого цвета. Не только снег и лед, но и облака не бывают белоснежными. Все зависит от того, каковы погодные условия, как падает солнечный свет. Чтобы добиться максимальной натуральности и показать, каков в действительности цвет облаков, следует смешать белый с желтым, пурпурным, фиолетовым или голубым цветом. С целью придания облакам большей прозрачности и естественности следует добавить оранжевый оттенок.
Необходимые отличия
Создавая свое произведение с помощью фотографии, откажитесь от некоторых элементов, «схваченных» фотоаппаратом. Даже самая современная техника значительно изменяет цветовые соотношения на фотографии.
Темные участки скрывают множество мелких деталей. Следует их «восстановить», опираясь на собственную интуицию и фантазию. Весьма эффектным приемом может оказаться смещение облаков или берега водоема, «перенос» растительности в другое место.
Облако как неподвижный предмет
Начинающему художнику намного легче будет нарисовать облака, если он представит их как не меняющий свою форму неподвижный предмет. Представьте облако как геометрическую фигуру, тогда будет легче определить, где и как выделить затемненные и светлые участки.
Следует выполнить черновой набросок, проанализировать, откуда исходит свет, в какую сторону падают тени, какие области облаков должны оказаться в полутени.Время от времени попытайтесь со стороны взглянуть на свое произведение. Постарайтесь сгладить углы, придать облаку наиболее естественную форму.
Чаще наблюдайте за бегущими по небу облаками. Практика – основа любого мастерства. Главное помните – потолка в совершенстве не существует. Достичь высот профессиональных художников, может быть, не сможете, но усовершенствовать навыки и писать весьма приличные этюды можно научиться, благодаря упорному труду.
Важность мягких переходов
Нигде больше в природе невозможно встретить такого мягкого перехода одного предмета в другой, как при изображении облаков на небе.
Здесь все зависит от правильного распределения четких и размытых границ
Крайне важно в данном моменте использовать технику лессировки, т.е. накладывать один слой краски на другой с соблюдением непреложного условия – полного высыхания первого слоя.Лессировка позволяет получить сложные оттенки цвета, что и придаст «размытость» границ объектам картины
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод – какими бы материалами вы не пользовались – гуашью, пастельными мелками или акварелью, научиться рисовать небо и облака на нем не очень трудно, если следовать определенному плану. Используя полученные знания, с успехом можно справиться с изображением любого другого несложного пейзажа.
Необходимо учитывать один важный момент – бумага, предназначенная для работы с гуашью и особенно с акварельными красками, должна быть слегка шероховатой. При увлажнении бумага должна равномерно и очень быстро впитывать наносимую краску. Наиболее подходящим вариантом для начинающих живописцев является ватман.
Оборудование
Камера
Вам понадобится фотокамера с большой матрицей (кроп-фактор не более 2) и ручными настройками экспозиции, т.е. зеркалка, беззеркалка или, на худой конец, продвинутый компакт. Мыльница с маленьким сенсором бесполезна даже при наличии ручных настроек, поскольку любые звёзды утонут в шумах, вплоть до полной неразличимости. Мобильный же телефон на ночной фотосессии может пригодиться разве что в качестве фонарика.
Мне неприятно об этом писать, но съёмка звёздного неба – это один из тех редких случаев, когда полнокадровый фотоаппарат обладает объективным преимуществом перед кропнутыми моделями. При прочих равных условиях полнокадровая матрица даёт выигрыш по шуму примерно на одну ступень по сравнению с матрицей формата APS-C, а в условиях острого дефицита света это немало. Впрочем, как показывает практика, умеренно кропнутые аппараты также позволяют получать достаточно неплохие снимки ночного неба – просто картинка будет чуть менее чистой.
Зеркальные камеры предпочтительнее беззеркальных в связи с наличием оптического видоискателя. Электронный видоискатель некоторых беззеркалок порой слепнет в темноте, в то время как традиционный оптический видоискатель позволяет худо-бедно скомпоновать кадр даже при свете звёзд.
Объектив
Возьмите самый широкоугольный и светосильный объектив, который имеется в вашем распоряжении. Широкоугольный, чтобы вместить в кадр побольше неба и уменьшить эффект смазывания звёзд из-за вращения Земли, а светосильный потому, что света будет по-настоящему мало, и возможность открыть диафрагму на лишнюю ступень покажется вам ценной как никогда раньше.
Идеальный вариант – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием 20-24 мм (в 35-мм эквиваленте) и светосилой f/1,4 или f/1,8. Зум или фикс со светосилой f/2,8 приемлем, но далеко не так хорош. Однако даже если всё, что у вас есть, это китовый зум 18-55 мм с максимальной диафрагмой f/3,5 в широкоугольном положении, не стоит унывать: сгодится и он.
Обычно я не жалую объективы типа «рыбий глаз», но для съёмки звёздного неба они (при умении ими пользоваться) вполне уместны.
Дистанционный спуск
Пульт или тросик дистанционного спуска удобен, но не обязателен. Мы будем использовать столь длинные выдержки, что любая вибрация, вызванная спуском затвора, займёт лишь небольшую часть от общего времени экспозиции и на резкость конечного изображения практически никак не повлияет.
Фонарик
Фонарик нужен, чтобы в кромешной темноте не свалиться в овраг и не наступить в коровью лепёшку, а также для облегчения фокусировки. Кроме того, фонарик позволяет подсветить элементы пейзажа, если того потребует художественный замысел. Чем мощнее будет фонарик, тем лучше.
Гидра
Гидра – самое длинное созвездие, его площадь 1300 кв. градусов. Место расположения – Южное полушарие.
В России его лучше всего наблюдать в конце зимы или весной. Полностью увидеть созвездие смогут жители южных городов.
229 звезд можно наблюдать без помощи телескопа и бинокля, но особой яркостью они не отличаются.
В созвездии много интересных звезд: Альфа Гидра, Гамма, Кси Гидры, а также рассеянные скопления.
Прообраз – Водяной змей. Ворон Аполлона отправился за водой и слишком долго отсутствовал. В качестве извинения за задержку птица принесла богу змея. Разгневавшийся Аполлон швырнул в небо ворона, змея и чашу с водой. Так появились созвездия Ворон и Гидра.
По другой версии, Гидра – противник Геракла, семиглавое чудовище.
Место и время для съёмки
Чем дальше от города, тем меньше засветка от уличного освещения и тем лучше видны звёзды. Световое загрязнение является главной и наиболее трудноустранимой помехой при съёмке ночного неба. Именно из-за него небо на ночных фотографиях вместо чёрного часто выглядит бурым или даже оранжевым. Словом, чем более глухое место вы выберете для съёмки, тем лучше. Желательно, чтобы до ближайшего населённого пункта, имеющего минимальное уличное освещение, было не менее пары километров, а расстояние до крупных городов должно измеряться десятками километров. При желании можно воспользоваться картой Blue Marble, чтобы оценить масштабы светового загрязнения в вашем регионе.
Кстати, лунный свет тоже неплохо засвечивает небо, и потому, если ваша основная цель именно звёзды, а не освещённый луной пейзаж (что, в общем-то, тоже по своему красиво), то снимать стоит по возможности в безлунные ночи.
Очевидно, что небо должно быть ясным, так что не лишним будет ознакомиться с прогнозом погоды, чтобы сплошная облачность не застала вас врасплох. С другой стороны, наличие в небе незначительных полупрозрачных облаков иногда может даже украсить снимок. В сущности, даже световое зарево от лежащих на некотором отдалении городов можно использовать в художественных целях, если уж убежать от него всё равно никак не получается.
Что же касается времени съёмки, то после захода солнца должно пройти не менее двух часов (справедливо для 54° северной широты, где я проживаю). Чем ближе к полуночи, тем лучше (кстати, в Беларуси астрономическая полночь наступает примерно в 1:00). Самые тёмные ночи с яркими, как самоцветы, звёздами обыкновенно случаются зимой. Жаль только, что зимой погода у нас чаще всего пасмурная и звёзд на небе не видно, а редкие безоблачные зимние ночи всегда сопровождаются сильными морозами.
Как может выглядеть потолок «звездное небо»
Есть несколько вариантов. Их используют по отдельности или в комбинации.
Галактики и туманности
За основу берут изображения, полученные с мощных телескопов. Основной фон, как правило, тёмный, но присутствуют яркие и пастельные тона. Формы разнообразные, округлые, спиральные и т. д.
Звезды
Изображаются точками или символическими рисунками, распределяются хаотично либо в виде какой-нибудь фигуры. Ночное небо выглядит более естественно, если сделать точки разных размеров и цветов (не только белые, но и жёлтые, светло-зелёные, розоватые, голубые), потому что в реальности интенсивность свечения и оттенок звёзд различаются. Ребёнку больше понравится вариант с яркими разноцветными звёздочками в стиле рисованных пятиконечных фигур.
Планеты
Тёмный фон с мерцающими точками дополняют изображениями тел Солнечной системы. Можно выбрать одну планету или расположить сразу все, выстроенные по порядку.
Реалистичные созвездия
Чтобы воссоздать реалистичные созвездия, учитывают расположение, яркость и цвет звёзд. Для этого выбирают какую-то часть карты ночного неба и переносят на потолок. Изображение копируют в «Автокад» или другую подобную программу подложкой, сверху накладывается план комнаты. Затем настраивается масштаб и поворот карты так, чтобы получалась красивая картинка. После этого точки переносятся на потолок, соблюдая масштаб, расстояния, цвет и класс яркости.
Такой вариант выбирают для спальни. С выключенным светом создаётся впечатление ночёвки на природе.
Знаки зодиака
Такие рисунки придутся по вкусу любителям астрологии. Обычно наносят одну или две картинки, соответствующие обитателям комнаты, либо изображают все 12 символов. Рисунок дополняют мерцающими точками или подсветкой.
Звездное небо на белом потолке
Картина, которая видна постоянно, со временем надоедает, а сменить её непросто. Удачный вариант — космос, заметный только ночью. Звезды становятся видны в темное время суток благодаря внутренней подсветке, днем это просто обычный белый потолок.
Теперь рассмотрим способы реализации звездного неба. Разберем подробно все варианты, от самых простых и бюджетных, до сложных и дорогостоящих технических решений.
Дракон
Дракон – одно из самых больших, его площадь 1083 квадратных градусов. Различить его довольно трудно. Место расположения – Северное полушарие, область между Малой и Большой Медведицами.
Звезды Дракона неяркие, слабые, количество звезд, превышающих 6m (величина измерения яркости), 80.
Если посмотреть на небо в районе Большой медведицы, можно увидеть длинную кривую линию, которая заканчивается четырехугольником. Это голова дракона.
Лучше всего наблюдать за этим созвездием летом и осенью, с мая по декабрь.
История происхождения созвездия окутана мифами и тайнами. По одной версии, огромный зверь решил сражаться с олимпийскими богами. Афина была очень зла на него и швырнула змея в небо. Так и появилось созвездие Дракона.
Монтаж натяжного потолка
В первую очередь необходимо установить проектор. Его размещают в удобном месте так, чтобы в случае чего можно было легко до него добраться. Если проектор устанавливается в гипсокартонный короб, то можно проделать специальный люк, через который светогенератор можно будет вынуть.
Затем производят разметку для направляющих профилей. Не забывайте, что полотно натяжного потолка будет ниже от базовой поверхности примерно на 15 см. Чуть выше установленного профиля натягивается сетка. В данном случае можно использовать как специальную малярную сеть, так и обычную рыбацкую. Плоскость сетки должна быть параллельна полотну. Ее ячейки должны быть достаточно мелкими, так, чтобы через них было удобно протягивать нити.
После этого необходимо прогреть помещение и полотно. Затем ПВХ-пленку закрепляют в одном из углов комнаты. Материал прогревают и растягивают по диагонали. В полотне проделываются отверстия под оптоволокно. Для этих целей используется паяльник с тонким жалом или обычная иголка. В полученное отверстие протягивают одну или несколько нитей оптоволокна. При этом нить должна свисать с полота минимум на 15 см. Не нужно вытягивать нити до такой меры, чтобы они натянулись. В любом случае должен остаться запас по длине так, чтобы пучок можно было легко вынуть из проектора. Также аккуратно следует отнестись к перегибанию волокна.
После этого полотно крепят по углам, продолжая делать отверстия и вставляя оптоволокно. Когда все полотно подготовлено данным образом и натянуто по углам, его окончательно закрепляют.
После фиксации полотна можно приступать к закреплению нитей в своих отверстиях. Для этих целей используют быстросхватывающийся клей. После процедуры, нити обрезаются заподлицо или с выступом в 2 мм от ПВХ полотна.
Вместо того, чтобы использовать сетку, можно применить простую конструкцию из листового материала. Но в этом случае монтаж немного усложнится за счет необходимости проделывания отверстий в листах.
Существует и другой метод монтажа подсветки потолка. Нити оптоволокна можно не продевать сквозь полотно, а закрепить их торцы с изнаночной стороны потолка. Конечно, в результате получится не такое яркое сияние, но в данном случае нет нужды «дырявить» поверхность ПВХ пленки, да и вид потолка не будет портиться немного выступающими концами оптоволоконных нитей. Для того же, чтобы получить большую яркость звезд, необходимо использовать более толстые нити. Также можно закрепить на концах волокон светодиоды.
Подобный монтаж, то есть без продевания оптоволокна через полотно, отличается большей сложностью. Но здесь можно немного схитрить. Так, можно выполнить фальшпотолок из гипсокартона или натяжного полотна, проделать в нем отверстия и протянуть сквозь них нити. Рядом с отверстием закрепляют саморезы, к которому фиксируют пучок оптоволокна. В итоге, после монтажа основного потолка, торцы нитей оптоволокна будут упираться в его поверхность, при этом будучи четко зафиксированными.
Убийца №5: Непредвиденные условия, блокирующие звезды
Вы, наверное, уже знаете, что вы не можете отправиться в облачную ночь и рассчитывать на успешную съемку звезд. Вам нужно чистое небо. Как это проверить? Существует множество приложений для просмотра погоды, пользуйтесь тем, к которому привыкли.
Но это еще не все. У меня было много неудачных попыток поснимать звезды, когда в небе не было ни облачка. Они были разрушены такими вещами, как пылевые облака, дым и туман. Эти вещи могут все испортить.
Например, в пустыне и слабый ветер поднимает в атмосферу пыль и мелкий песок, что существенно блокирует звезды. Если вы находитесь в прибрежной среде, морской туман может делать то же самое. Лесные пожары за сотни километров могут также повлиять на вашу фотосъемку.
Поэтому не забудьте внимательно ознакомиться с условиями вашем районе съемки. Поверьте, это не весело ездить в течение многих часов, а затем даже не расчехлить камеру.
Названия звезд по цвету
Цвет звезды зависит от температуры, а температура зависит от массы и возраста. Самые горячие – это молодые массивные голубые гиганты, их температура поверхности доходит до 60 000 Кельвинов, а масса до 60 солнечных. Ненамного уступают звезды класса В, ярким представителем которых является Спика, альфа созвездия Девы.
Самые холодные – маленькие, старые красные карлики. В среднем температура поверхности составляет 2-3 тысячи Кельвинов, а масса – треть от солнечной. На схеме хорошо видно как цвет зависит от размера.
По температуре и цвету звезды делят на 7 спектральных классов, обозначенных в астрономическом описании объекта латинскими буквами.
Созвездия для детей все самое интересное
Любопытным юным астрономам будет интересно узнать о созвездиях и увидеть их в небе. Родители могут устроить ночную экскурсию для своих детей, рассказав об удивительной науке астрономии и увидев вместе с ребятами некоторые созвездия своими глазами. Вот такие короткие и понятные истории наверняка понравятся маленьким исследователям.
Большая и Малая Медведица
В древней Греции боги превращали в зверей всех подряд, и закидывали на небо кого попало. Такие уж они были. Однажды жена Зевса превратила в медведицу нимфу по имени Каллисто. А у нимфы был маленький сын, который ничего не знал о том, что его мама стала медведицей.
Когда сын вырос, он стал охотником и пошел к лесу с луком и стрелами. И случилось так, что встретилась ему мама-медведица. Когда охотник поднял лук и выстрелил, Зевс остановил время и забросил всех вместе – медведицу, охотника и стрелу на небо.
С тех пор Большая Медведица ходит по небу вместе с маленькой, в которую превратился сын-охотник. И стрела на небе тоже осталась, только она никогда никуда не попадет такой на небе порядок.
Большую Медведицу всегда легко найти на небе, она похожа на большой ковш с ручкой. А если вы нашли Большую Медведицу, значит и Малая гуляет неподалеку. И хотя Малая Медведица не такая заметная, есть способ ее отыскать: две крайние звезды в ковше укажут точное направление на полярную звезду это хвост Малой Медведицы.
Полярная звезда
Все звезды медленно кружатся, только Полярная стоит на месте. Она всегда указывает на север, за это ее называют путеводной.
В древние времена люди плавали на кораблях с большими парусами, но без компаса. А когда корабль находится в открытом море и берегов не видно, можно легко потеряться.
Когда такое происходило, опытный капитан ждал ночи, чтобы увидеть Полярную Звезду и найти северное направление. А зная направление на север, можно с легкостью определить, где остальные части света, и куда плыть, чтобы привести корабль в родной порт.
Дракон
Среди ночных светил на небе живет звездный дракон. По легенде дракон участвовал в войнах богов и титанов, на самой заре времен. Богиня войны Афина в пылу битвы взяла да и забросила огромного дракона на небо, как раз между Большой Медведицей и Малой.
Дракон большое созвездие: 4 звезды образуют его голову, 14 – хвост. Его звезды не слишком яркие. Должно быть это оттого, что Дракон уже старенький. Ведь с зари времен прошло много времени, даже для Дракона.
Орион
Орион приходился Зевсу сыном. В своей жизни он совершил множество подвигов, прославился как великий охотник, стал любимцем Артемиды, богини охоты. Орион любил хвалиться силой и удачливостью, но однажды его ужалил скорпион. Артемида бросилась к Зевсу и просила спасти своего любимца. Зевс бросил Ориона на небо, где великий герой древней Греции живет до сих пор.
Орион самое примечательное созвездие на северном небе. Оно большое и состоит из ярких звезд. Зимой Орион виден полностью, найти его легко: ищите большие песочные часы с тремя яркими голубоватыми звездами в середине. Эти звезды называются поясом Ориона, их имена Альнитак (слева), Альнилам (в середине) и Минтак (справа).
Зная Орион, легче ориентироваться в остальных созвездиях и находить звезды.
Сириус
Зная положение Ориона, можно легко найти знаменитый Сириус. Нужно провести линию вправо от пояса Ориона. Просто ищите самую яркую звезду
Важно помнить, что виден он на северном небе только зимой
Сириус – самый яркий на небе. Входит в созвездие Большого Пса, верного спутника Ориона.
На самом деле в Сириусе две звезды, кружащиеся друг вокруг друга. Одна звезда горячая и яркая, ее свет мы видим. А другая половина такая тусклая, что в обычный телескоп ее не разглядишь. Но когда-то давно, много миллионов лет назад, эти части были одним огромным целым. Если бы мы жили в те времена, Сириус светил бы нам в 20 раз сильней!
Красивые названия звёзд
Язык современной астрономии сух и практичен, среди атласов вы не встретите звезд с именами. Но древние люди назвали самые яркие и важные ночные светила. Большинство имен – арабского происхождения, но есть и уходящие корнями в седую древность, ко временам древних Аккадов и Шумеров.
Полярная. Неяркая, последняя в ручке ковша Малой Медведицы, путеводный знак всех мореходов древности. Полярная почти не движется и всегда указывает на север. У каждого народа северного полушария есть имя для нее. «Железный кол» древних финнов, «Привязанный конь» хакасов, «Дыра в небе» у эвенков. Древние греки, известные путешественники и мореходы, звали полярную «Киносура», что переводится как «собачий хвост».
Сириус. Имя, видимо, пришло из древнего Египта, где звезда связывалась с ипостасью богини Изиды. В древнем Риме носил имя Каникула, и наши «каникулы» происходят прямиком от этого слова. Дело в том, что Сириус появлялся в Риме на рассвете, летом, в дни самой большой жары, когда жизнь города замирала.
Альдебаран. В своем движении всегда следует за скоплением Плеяд. В арабском языке имеет значение «последователь». Греки и римляне звали Альдебаран «Глазом тельца».
Зонд Пионер-10, запущенный в 1972 году, движется как раз по направлению к Альдебарану. Расчетное время прибытия – 2 миллиона лет.
Вега. Арабские астрономы звали ее «Падающий орел» (Ан нахр Аль ваги) От искаженного «ваги», то есть «падающий», произошло название Веги. В древнем Риме день, когда она пересекала горизонт перед восходом солнца, считался последним днем лета.
Вега была первой (после Солнца) сфотографированной звездой. Это случилось почти 200 лет назад в 1850 году, в Оксфордской обсерватории.
Бетельгейзе. Арабское обозначение – Яд Аль Джуза (рука близнеца). В средние века из-за путаницы в переводе слово было прочитано как «Бель Джуза», так и возникло «Бетельгейзе».
Звезду любят фантасты. Один из персонажей книги «Автостопом по галактике» родом с маленькой планеты системы Бетельгейзе.
Фомальгаут. Альфа Южной Рыбы. По-арабски – «Рыбий Рот». 18-е по яркости ночное светило. Археологи обнаружили свидетельства почитания Фомальгаута еще в доисторический период, 2.5 тысяч лет назад.
Канопус. Одна из немногих звезд, в имени которой нет арабских корней. По греческой версии слово восходит к Канопу, кормчему царя Менелая.
Планета Арракис, из знаменитой серии книг Ф. Герберта, вращается вокруг Канопуса.