Религия в албании

Литература

  • Ган, «Albanes. Studien» (Йена, );
  • его же, «Reise durch das Gebiet des Drin und Wardar im Jahre 1863» (Вена, );
  • Кнейт, «А. narrative of a recent travel in Albania» (Лондон, );
  • Гопцевье, «Oberalbanien und seine Liga» (Лейпц., );
  • его же, «Oberalbanien und die Gegen» (в «Unsere Zeit», , I),

и литературу к статье Албанцы.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Албания, королевство, расположенное длинной и узкой полосой в западной части Балканского п-ова вдоль Адриатического моря; климат имеет теплый и влажный. А. занята продолжением малодоступных Динарских гор, покрытых бедной растительностью. Реки А. — Дрин и Шкумби. Площадь А.— 37,6 тыс.км².

Население — 831.877 чел. () (30 чел. на 1 км²)—состоит из албанских скотоводческих племен, живущих разрозненно в горах. Земледелие возможно лишь в долинах рек и отчасти на береговой полосе, где разводятся табак, оливки, виноград. Сеются также зерновые хлеба, но собственного хлеба недостаточно для прокормления страны. Железных дорог — около 600 км. Обрабатывающая промышленность—кустарная и ремесленная (производство утвари, оружия, одежды). Большое значение имеет горное дело: разрабатываются богатейшие залежи асфальта; наличие нефтяных месторождений привлекает иностранный капитал — пять иностранных компаний получили концессии и производят разведки (1926); имеются также залежи боксита (сырье для алюминия).

В своей внешней торговле Албания связана на 80% с Италией. Ввоз А. — 80,29 млн р. (), вывоз—63,27 млн р. (1925) — состоит из шкур, сыра, оливок, скота, боксита, асфальта. Из 8,5 млн руб. бюджета 1,85 млн р. расходуется на военные цели.

Главные города: столица — Тирана (12 тыс. жит.), Скутари (22 т. жит.), Корица (26 тыс. жит.), порты — Валона, Дураццо.

Народное образование. В 548 начальных школах Албании обучается ок. 25.000 детей (850 учителей). Почти все эти школы — одногодичные школы грамоты и только 24 школы — пятилетки. Кроме этих школ, есть 12 дополнительных, 2 средних школы, учительский ин-т и американ. технич. школа.

Я. Букшпан.

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria

Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:

Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании. Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.

Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.

По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër, а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. Portalostranah.ru) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным», пишет албанское издание.

Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:

«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается».

Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.

Статистика

  • — в Албании 181 тыс. православных
  • — 200 тыс. верующих, 4 епархии, 438 общин, 27 монастырей
  • ок. нач. — 250 тыс. верующих, 4 епархии, 354 храма и 300 часовен, 370 приходских священников, 28 монастырей, 2 духовные семинарии (в Тиране и Корче)
  • — 440 клириков
  • 13 января — ок. 400 тыс. православных (вероятно, преувеличение), 4 епархии, 473 храма (из них 50 не действовали из-за невозможности содержать священников), единственная духовная семинария (недейств., главным образом из-за отсутствия средств. Русских эмигрантов осталось 5-6 семей, русских священников уже не было .
  • сер. 1960-х — 350 тыс. чел., 365 храмов, 206 священнослужителей, 12 монастырей
  • — в Албании ок. 272 тыс. православных (17% населения), 4 епархии, 400 приходов в 20 благочиниях; 20 монастырей.
  • ок. — 22 клирика
  • — 160 тыс. членов
  • ок. кон. 1990-х — ок. 300 тыс. человек (в подавляющем большинстве албанцы, также небольшая группа греков на юге страны)
  • — с начала 1990-х годов построено 74 новых храма, восстановлено из руин 65 храмов и 5 монастырей, отреставрировано 130 храмов, рукоположено 114 священников
  • — с начала 1990-х построено 83 новых храмов; отремонтировано 140 храмов; восстановлено 5 монастырских корпусов ; имелось 125 священников (из них 3 из докоммунистического поколения)
  • не позднее 1 января — 400 тыс. членов; 4 архиерея; 134 священнослужителя; 410 приходов
  • нач. — с начала 1990-х построено 85 новых храмов; восстановлено как памятники культуры 75 храмов; отремонтировано 150 храмов; рукоположено 144 священнослужителей
  • ок. сер. — 14 детских садов, 1 общеобразовательная школа, 2 техникума
  • ок. — ок. 500 тыс. приверженцев; 909 приходов
  • ок. — с начала 1990-х построено 150 новых храмов; восстановлено из руин 70 храмов, монастырей и культурных памятников; отремонтировано 160 храмов
  • сер. — 7 митрополитов, 1 епископ, ок. 150 священников, 4 диакона

Христианство[править | править код]

Православная церковь в Либохове, (XII век)

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны (по данным Pew Research Center — 18 %). Христианство исповедуют часть албанцев, а также македонцы, арумыны, итальянцы, черногорцы, греки и сербы.

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи — 10 %). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь. Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи — 6,75 %); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников.

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих. Свыше половины из них — пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты, адвентисты, плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года — Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Богослужение в албанской синагоге

География расселения албанцев

Албанцы – это один из балканских народов общей численностью в 8 миллионов человек. Примерно треть из них проживает в пределах современной Албании (около 2,5 млн. человек). Помимо этого, большое количество этнических албанцев населяет следующие страны:

  • Косово (1,5 млн человек).
  • Турция (1,2 млн человек).
  • Македония (0,5 млн человек).
  • Италия (0,5 млн человек).
  • Греция (0,48 млн человек).

В самой Албании, помимо коренных жителей (их здесь около 95%), проживают также греки, румыны, сербы, итальянцы и представители других национальностей.

В России, по данным последней переписи населения, проживает не более 300 албанцев. В Украине представители данного этноса компактно проживают в нескольких селах Одесской и Запорожской области. Так, например, в селе Жовтневом Болградского района с населением 2600 человек каждый второй житель – этнический албанец.

Предстоятели

  • (21 ноября 1923 — 1924)
  • Виссарион (Джувани) (февраль 1929 — май 1936)
  • Христофор (Киси) (1937 — 25 августа 1949)
  • Дамиан (Коконеши) (апрель 1966 — октябрь/ноябрь 1973)
  • Анастасий (Яннулатос) (с 2 августа 1992)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит Дурресский, предстоятель всей Албании (упом. 21 ноября 1923 )
  • митрополит Дурресский, архиепископ всей Албании (упом. февраль 1929 )
  • митрополит Тиранский и Дурресский и архиепископ всея Албании (февраль 1950 — ?)
  • архиепископ Тиранский и всей Албании, митрополит Тиранский, Дурресский и Эльбасанский (упом. 2006 — упом. 2012)
  • архиепископ Тиранский, Дурресский и всей Албании (упом. 2016 )

Исторические сведения

Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.

Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.

В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.

В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.

Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.

В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.

В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.

Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.

В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.

До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.

В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.

В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.

Города Албании

Тирана — столица Албании

  • Тирана — шумная и современная столица Албании, которая имеет очарование небольшого городка. Это место с необычным сочетанием старины и современности, космополитической атмосферы и традиций. 
  • Эльбасан — большой промышленный город, мало интересный туристу. 
  • Берат — один из древнейших городов Албании с уникальной османской архитектурой.
  • Фиери — прибрежный город, возле которого находятся руины древнего Аполлония. 
  • Гирокастра — город-музей, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Является родиной Энвера Ходжи и славится великолепной архитектурой османского периода. 
  • Корча — город на юго-востоке Албании, крупный культурный центр страны.
  • Шкодер — самый большой город в северной Албании, который считается столицей албанской культуры. 
  • Влёра — оживленный приморский город с отличными пляжами. 
  • Круя — древний город с замком и старым базаром. Известен своими коврами. 

Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании
довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.

Братство конфессий (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Период господства атеистического коммунизма вырастил целое поколение албанцев, которые на вопрос о своем вероисповедании не могут дать твердого ответа. Албания, религия которой сейчас проходит этап возрождения, может служить современному миру образцом мирного сосуществования людей различных религиозных убеждений.

Мечети и храмы возрождаются наравне. Христиане и мусульмане не только мирно живут и работают рука об руку, но и создают семьи. Интересная страна эта Албания. Религия в жизни ярко представлена на примере семьи албанского премьер-министра. Дедушка главного министра страны Эди Рамы был православным, а бабушка – католичкой. В этой вере она и воспитала своих сыновей. Нынешняя супруга главы кабмина – мусульманка, двое сыновей от разных браков – приверженцы православия и католицизма. И такая многоконфессиональная семья в Албании не одна.

Население Албании

По статистике, 57 % жителей государства исповедуют ислам. Еще 6,75 % – христианство. Католиков здесь примерно 10,03 %. Отсюда видно, какую религию исповедуют албанцы: большая их часть — мусульмане.

Около миллиона местных жителей уезжают работать за границу, поэтому основным источником доходов являются именно те средства, которые были переведены из другой страны. В Албании сохраняется высокий уровень эмиграции.

Что касается этнического состава:

  1. Албанцы – 95 %.
  2. Греки – 3 %.
  3. Другие – 2 %. Среди них — цыгане, румыны, македонцы, сербы и др.

Также до 1990 года здесь существовала еврейская диаспора. Она прекратила свое существование по той причине, что последние 11 человек отбыли на родину – в Израиль.

Достопримечательности Албании

Гирокастра

Гирокастра — живописный город-музей, расположенный в 120 км от Тираны на горных склонах над рекой Дрина. Включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Гирокастры — великолепный пример османской архитектуры. Поселение здесь было известно как торговый центр с 13 столетия. В османский период город развивался благодаря базару. В Гирокастре можно посмотреть на красивые османские дома, красочный базар, остатки римских укреплений, крепость 15-го века, османские стены, мечеть 15 века и несколько христианских церквей. 

Замок в Гирокастра

Замок в Гирокастра — одно из крупнейших подобных сооружений на Балканах. Крепость здесь была построена уже в 12 столетии, хотя большая часть сохранившихся строений датируются 19 веком. Замок в коммунистический период албанской истории использовался в качестве тюрьмы.

Берат

Берат — ещё один город-музей, расположенный в 122 км к юго-востоку от Тираны. Является одним из древнейших городов Албании и имеет целую россыпь старинных достопримечательностей: от древней крепости и средневековых христианских церквей до османских мечетей.

Замок Преза 

Замок Преза — средневековый замок 15 века, расположенный недалеко от Тираны. Основан был ещё в 6 веке в период правления византийского императора Юстиниана. Известен как один из опорных пунктов албанского сопротивления османам во главе с Скандербегом. 

Тет

Тет — каменная церковь 19 века, расположенная среди живописных гор. Это сооружение выглядит гораздо старше, благодаря традиционной архитектуре. 

Часовая башня

Часовая башня — один из символов Тираны. Это сооружение было построено османскими архитекторами в 1822 году. Башня имеет высоту 35 метров. 

Бутринт

Бутринт — руины древнегреческого города, основанного в 4 веке до н.э. греческими колонистами с острова Корфу. В античный период он являлся одним из важнейших поселений на Балканах, достигнув максимального расцвета и процветания в период существования Византии. Самые интересные его достопримечательности: античный театр 3 века до н.э., древний храм того же периода и фрагменты крепостной стены.

Аполлония

Аполлония — руины античного иллирийского города, расположенные близ города Фиери. Большая часть этого древнего поселения до сих пор погребена под землёй. Этот город был основан греками еще в 855 году до нашей эры и являлся важным средиземноморским полисом. Самые интересные его достопримечательности: римские колоннады, древний амфитеатр, фрагменты крепостных стен и средневековый монастырь. 

Крепость Розафа

Крепость Розафа — главная достопримечательность города Шкодер. Она была основана ещё иллирийцами, а затем восстановлена венецианцами и перестроена османами. Также в Шкодере нужно обязательно увидеть великолепную мечеть шейха Абдуллы Аль Замиля. 

Дуррес

Дуррес — старинный город в 38 километрах к западу от Тираны с потрясающими древними памятниками. Поселение здесь было основано греками в 7 веке до н.э. и на протяжении многих веков считалось крупнейшим портом Адриатического моря. Здесь можно увидеть византийскую стену, соединенную с венецианской башней и амфитеатром, в котором была найдена крипта раннехристианского периода с настенной мозаикой редкой красоты.

Замок Порто Палермо

Замок Порто Палермо — одна из самых красивых крепостей в стране, построенная в османский период. 

Озеро Коман

Озеро Коман — потрясающее горное озеро, которое считается одним из самых живописных мест Албании. 

Ислам

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82.1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами преимущественно ханафитского мазхаба. До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины, которая появилась в Албании в 1934. Ахмадийской мусульманской общине принадлежит одна из самых больших мечетей Албании — мечеть «Байтул Аввал» в Тиране.

Албания – жемчужина в бункере

Теплая, добрая и гостеприимная Страна Орлов, или «Щиптара», как именуют свою родину сами албанцы, осталась в стороне от многолюдных курортных маршрутов. И виной тому не отсутствие климатических достопримечательностей. С этим как раз все наоборот: ласковые и теплые воды Ионического и Адриатического морей, мягкий климат, соседство с популярными курортами Греции, Черногории, Сербии, Македонии… Виной всему – коммунистическое прошлое, которое укоренилось в этой стране наиболее глубоко.

Преданность прежнего правительства делу Ленина и Сталина достигла такого фанатизма, что, когда в СССР начался процесс десталинизма, Албания порвала все связи с бывшим «другом». Полная изоляция от внешнего мира, тотальное уничтожение религиозности привели к тому, что даже сегодня население Албании самое атеистическое в мире.

Православные храмы и мусульманские мечети разрушались или превращались в постройки социально-бытового назначения. Вместо них массово возводились бункеры — убежища от нападения «злых империалистов». После смены правительства верующие, независимо от вероисповеданий, с радостью востанавливают забытые традиции предков.

Предстоятели

  • (21 ноября 1923 — 1924)
  • Виссарион (Джувани) (февраль 1929 — май 1936)
  • Христофор (Киси) (1937 — 25 августа 1949)
  • Дамиан (Коконеши) (апрель 1966 — октябрь/ноябрь 1973)
  • Анастасий (Яннулатос) (с 2 августа 1992)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит Дурресский, предстоятель всей Албании (упом. 21 ноября 1923 )
  • митрополит Дурресский, архиепископ всей Албании (упом. февраль 1929 )
  • митрополит Тиранский и Дурресский и архиепископ всея Албании (февраль 1950 — ?)
  • архиепископ Тиранский и всей Албании, митрополит Тиранский, Дурресский и Эльбасанский (упом. 2006 — упом. 2012)
  • архиепископ Тиранский, Дурресский и всей Албании (упом. 2016 )

Страна-загадка: 8 интересных фактов об Албании

В современной густонаселенной Европе осталось не так много «белых пятен». Одним из таковых можно смело назвать страну Албанию. История этого государства богата и насыщена разнообразными событиями, однако еще недостаточно хорошо изучена учеными. Долгое время Албания развивалась обособленно и практически не контактировала с внешним миром. Видимо, именно поэтому среднестатистический европейский обыватель ничего не ведает о том, кто такие албанцы и что представляет собой их страна.

Наше знакомство с Албанией и албанцами мы начнем со следующего списка. Многие из нижеперечисленных фактов наверняка вас удивят:

  • Албания входит в десятку самых безопасных стран мира (из числа государств с населением до 5 миллионов человек).
  • Албания – одна из шести стран мира, в которых применение ГМО запрещено на законодательном уровне.
  • Несмотря на то что 60% албанцев – это мусульмане, государство по конституции является светским.
  • И католическое Рождество, и мусульманский Курбан-байрам здесь считаются государственными праздниками.
  • В рейтинге стран по Индексу человеческого развития (ИЧР) Албания находится на 75-м месте, опережая ряд других европейских государств (в частности, Македонию, Украину, Молдову, Боснию и Герцеговину).
  • В албанском городе Дурресе сохранился самый крупный на Балканах древнеримский амфитеатр.
  • А в городе Влере расположена самая длинная набережная Балканского полуострова (7 км).
  • Далеко не всем известно, что Албания не входила в состав Югославии. Более того, она не участвовала ни в одном из военных конфликтов на Балканах после распада СФРЮ.

[править] История

Первые сведения об албанах

Наиболее ранние сведения об албанах относятся к IV веку до нашей эры, что вытекает из книги «Поход Александра» древнегреческого историка II века Арриана, где тот сообщает об участие албанов в битве при Гавгамелах (331 г. до н. э.) на стороне армии ахеменидского царя Дария III. По уточнению Арриана, ссылавшегося на Аристобула, в построенном для сражении войске Дария III албаны занимали место около середины всей фаланги: «… затем албаны и сакасены, эти к середине всей фаланги». Тот же Арриан указывает, что албаны были в числе тех, кто окружал Дария III: «Когда же близко уже оказались войска, то видимы стали и Дарий, и те, кто окружали его, яблоконосцы-персы, и индусы, и албаны, и карийцы, насильно приведённые, и марды-стрелки, поставленные против самого Александра и царского отряда».

Впервые западный мир столкнулся с албанами, когда римские легионы преследовали понтийского царя Митридата VI Евпатора, который бежал в Колхиду через Армению и Иберию. Поход возглавил древнеримский полководец Помпей. Сорокотысячное албанское войско (по словам Плутарха) во главе со своим царём Оройсом (Оройзом) в начале зимы 66 года до нашей эры, во время заключительного годового римского праздника сатурналий (17—24 декабря), совершило внезапное нападение на римские войска, которые расположились на зимнюю стоянку около реки Куры. Нападение было отражено и Оройз спешно перешёл через Куру, но Помпей «на переправе настиг арьергарды албанов и многих из них здесь перебил».

Первые подробные сведения об албанах приводит сочинение «География» древнегреческого географа Страбона, жившего на рубеже I века до нашей эры — I века нашей эры, который в Албании и не был. У древнегрческого математика Эратосфена (III — II века до нашей эры), труды которого казались Страбону более достоверными, имелись выписки из отчёта селевкидского военачальника Патрокла, труд которого полностью не сохранился. Последний, в III веке до нашей эры, совершил объезд Каспийского побережья и Страбон в своём труде использовал в основном сведения из труда Патрокла. Потому А. Сумбатзаде считал, что приведённые Страбоном описания были значительно устаревшими.

Возникновение государственности

Будучи раздроблены, проживавшие на правобережье реки Куры племена шаков, утий и гаргаров-албан не могли воспрепятствовать покорению их земель и во II веке до нашей эры правобережье, как и ряд других областей, были присоединены царём Арташесом I к Древнеармянскому государству. Как писала К. В. Тревер: «необходимость сплочения сил для сопротивления нападениям со стороны Армении, а также со стороны северных кочевых племён привела к началу консолидации этих разноязычных племён и к формированию у них государственности».

В начале I века до нашей эры из племён Азербайджана образовался обширный племенной союз, который возглавлялся албанами, а уже в середине того же века сложилось раннерабовладельческое государство, известное в истории как Кавказская Албания. Своё наименование оно получило по возглавившему движение племени. По-армянски её точным названием было «Алваниц ашхарh», то есть «страна алван». Под «Албанией» греко-римскими классиками, в силу государственно-политических причин, понимался край между Грузией и Каспием (левобережье), в то время как Арменией они считали край до русла реки Аракса (правобережье), поскольку последний составлял часть Древнеармянского государства. Те же классики отмечали, что албаны проживали не только в левобережном (Албанском) царстве, но и к югу от реки Куры.

Со слов Страбона мы узнаём, что над всеми албанами ныне «царствует один (царь), а прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя; наречий же у них двадцать шесть вследствие отсутствия частых сношений одних с другими». По замечанию А. Сумбатзаде, переводчики передали слова Страбона «26 наречий» на русский язык как «26 языков». Критично к тексту подошла К. В. Тревер. Она указывает, что Страбон не привёл термина, обозначавший бы «племя», «народ» или «царство» и из данного текста «видно, что вместо названия этнической единицы Страбон употребляет слово “язык”, как бы говоря, что “у каждого языка был свой царь”»

Христианство

Православная церковь в Либохове, (XII век)

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны (по данным Pew Research Center — 18 %). Христианство исповедуют часть албанцев, а также македонцы, арумыны, итальянцы, черногорцы, греки и сербы.

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи — 10 %). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь. Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи — 6,75 %); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников.

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих. Свыше половины из них — пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты, адвентисты, плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года — Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Богослужение в албанской синагоге

Православие в Албании

Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.

После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.

Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.

Фестивали

  • Dita e Verës (Verëza) : «Летний день», весенний праздник в Албании, отмечаемый 1 марта по юлианскому календарю ( 14 марта по григорианскому календарю ). В старом албанском календаре он соответствует первому дню нового года (по- албански : Kryeviti, Kryet e Motmotit, Motmoti i Ri, Nata e Mojit ) и отмечает конец зимнего сезона (вторая половина года) и начало летнего сезона (первая половина года) в день весеннего равноденствия . Другой праздник весеннего равноденствия — Навруз (по- албански : Dita e Sulltan Nevruzit ), отмечаемый 22 марта .
  • Ната-э-Бузмит : « Ночь Святочного бревна » отмечается во время зимнего солнцестояния , с 22 декабря по 6 января. В албанских верованиях она знаменует возвращение солнца на лето и удлинение дней.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector