Августовский канал в гродно

В Святске работа кипит

Августовский канал хорош во все времена года. Здесь можно отдохнуть семьёй или компанией и провести время на природе вдали от людской суеты. Доедешь и на машине, и на автобусе. Для любителей покрутить педали организовали веломаршрут «Августвело» с парковками и местами для отдыха.

По пути на канал сворачиваем с основной магистрали на новую дорогу к дворцово-парковому комплексу Святск. Здесь продолжается реконструкция. На территорию комплекса вход и въезд запрещены. Однако прогуляться по аллее вековых деревьев у водоёма — пожалуйста. Оттуда видно, как кипит работа в Святске, как возводят бровар и конюшни. Видны обновлённые забор и въездные ворота, фасад дворца и оранжевая черепица.

Кстати, дороги к каналу наконец привели в порядок. Новый асфальт проложили от Святска до Немново через Василевичи, так что ездить комфортно.

Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый

По приезду на Домбровку мы решили проверить, что есть из развлечений. Однако, были не сильно удивлены. Перекусить негде – рабочих точек общепита не оказалось. На территории мы обнаружили 2 туалета. Они представляют собой старые деревянные конструкции, зайти в которые неприятно из-за плохого запаха, исходящего оттуда. Не каждый решится его посетить.

Из развлечений здесь: катание на теплоходе «Неман», прокат катамаранов, лодок и велосипедов.

Есть несколько беседок, которые можно арендовать. Но не все из них в пригодном состоянии:

«Мы приезжаем сюда из Гродно из-за ковида каждые выходные. Зимой реже – опасаемся, что могут быть не расчищены дорожки. Но здесь негде даже воду купить. Стоят эти будки,а зачем? Не помним, чтобы что-то работало. То, что было сделано в предыдущие годы – сейчас практически разрушается. Это обидно. 10 лет назад, когда тут только все оборудовали, мы приезжали с детьми на пикник. Сейчас в эту беседку зайти невозможно – крыша преломилась, пол и скамейки прогнили. Такое запустение к сожалению. Что-то поддерживается, но далеко не все. Места для отдыха, качели и развлечения для детей – все гниет. Процветает шашлычно-спиртовой отдых. Можно поставить какие-то горочки – ведь приезжают сюда и с малышами. Сюда нужно привлекать. Как-то все на троечку. Но природа на все 20 баллов» – рассказала пара отдыхающих.

Как добраться до Августовского канала

Один из основных вопросов : как доехать? Рассказываем.

Расстояние от Гродно до канала чуть больше 30 км. Добраться можно несколькими способами: автомобиль, велосипед, автобус. Однако, последний ходит редко, что создает неудобства у желающих отдохнуть на канале.

Гродно – Немново.

Время отправления:

Среда, суббота, воскресенье – 08:45 ( стоимость – 4 руб.94 коп.);

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10 (стоимость – 5 руб. 23 коп.);

Гродно – Горячки (стоимость до ост. Соничи – 4 руб. 08 коп.);

Ежедневно( кроме воскресенья) – 05:40;

Ежедневно – 13:35;

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10.

Гродно – Калеты (стоимость – 4 руб. 34 коп. )

Суббота  – 8:00, 17:20

Кому теплоход?

В будние дни прокат на «Домбровке» почти не востребован: лодки, катамараны, велосипеды, которые пользовались спросом, простаивают. Шлюз оживает на выходных, когда прибывают гродненцы.

Аренда лодки или катамарана стоит 10 рублей, велосипеда — 5 рублей в час. Есть карта с веломаршрутами — выбирай и катайся. Можно устроить пикник в беседках или под навесами (садовый домик стоит 3 рубля в час, навес с мангалом — 6 рублей).

Нет огромных очередей на теплоход «Неман», на котором любили плавать по каналу «безвизовые» туристы, приезжавшие автобусами. Можно свободно купить билет (8 рублей, дети до 5 лет бесплатно), главное — дождаться ещё с десяток желающих.

Есть где остановиться с палаткой. Поляна для кемпинга находится в начале деревни Рынковцы: надо повернуть налево и спуститься к каналу. Впрочем, мест для дикого отдыха хватает.

На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой. А что у нас?

Августовский канал облагораживают уже не один десяток лет и потратили несколько миллионов рублей. Но почему до идеала еще далеко? Мы пообщались со Светланой Екимовой, директором туристического бюро «ДонКихот» и узнали ее мнение, почему не развивается инфраструктура на канале, что необходимо, чтобы привлечь и удержать туристов и какие различия между Польской и Беларуской сторонами:

«Частная инициатива с удовольствием бы туда пришла, при наличии для этого условий. Есть определенные моменты, связанные с санпинами. И не все верят, что отобьют вложенные инвестиции. Нам не хватает инфраструктуры. Если человек приезжает и ничего не знает – он 15 минут прогуляется и, возможно, пожарит шашлык. Но ему надо его привезти с собой, найти где заплатить за беседку и его приготовить. Мне нравится, что в Святске собираются открывать пивоварню-ресторан. Вот чего нам не хватает –  места, где можно красиво, вкусно, классно поесть, а не в ларьке на пластиковом стуле и за пластиковым столом. Это колоритно, круто. Люди очень такое любят. И они обязательно туда поедут» – считает Светлана.

На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой – почти на каждый километр канала приходится около 5 объектов : от примитивного ларька с шаурмой до отелей. Есть конкуренция между компаниями по прокату байдарок и каяков, в то время, как у нас этим занимается всего пару фирм. Это объясняется тем, что в байдарочном бизнесе достаточно высокий порог входа:

«Закупка оборудования требует нормальной системы финансирования и кредитования, чтобы люди могли вложить в это деньги. Но у нас с этим сейчас вообще печально, поэтому вкладывать много никто не хочет. Люди пытаются что-то делать, но, как правило, пытаются обойтись «малой кровью». От этого страдает качество» – рассуждает Светлана Екимова.

Поляков и литовцев всегда привлекала нетронутость канала. Когда можно плыть 10 км и никого не встретить. Однако, это нравится, пока не нужно думать, где остановиться на каяке и покушать.

Светлана поделилась, что в работе с туристами, ей не хватает интерактива: «Но в этом отношении Августовский канал еще не худший вариант. В Сопоцкине есть хороший музей Писанки, где можно взять мастер-класс, музей рушника в д.Заречанке и центр культуры в Сопоцкине. Есть где танцевать – негде поселить, есть где поселить – негде покормить. Такой замкнутый круг» – говорит она.

Где остановиться у Августовского канала

Выбор гостиниц возле самого Августовского канала пока что невелик. Ближайшие отели находятся в Гродно.

Если вы хотите пожить в Гродненской пущие, рекомендуем обратить внимание на одну из местных усадеб. Они рассчитаны на небольшое количество человек, так что при планировании поездки сразу забронируйте ночлег

Ещё один вариант — домики смотрителей шлюзов XIX века. Однако любителей аутентики порой бывает слишком много, так что лучше и в этом случае забронировать место заранее.

Если вы проголодаетесь, то знайте, что с кафе и ресторанами у Августовского канала дела идут не очень. Ближайшие точки питания — в Гродно. В Сопоцкине работает три магазина, где вы можете купить продукты или мясо для шашлыка. Возле канала есть мангалы, так что с приготовлением проблем не возникнет.

Августовский канал — отличный вариант времяпрепровождения на выходные. Приезжайте и убедитесь в этом сами. 

Посмотреть на карте Августовский канал

Уникальное гидротехническое сооружение, имеющее всего два аналога в мире. Расположен на территории двух государств: Беларуси (Гродненская область) и Польши (Подляшское воеводство). Соединяет реки Неман и Вислу. Входит в особоохраняемую зону ЮНЕСКО. Имеет протяженность 102 километра, начинается от озера Сервы близ польского Августова и тянется до белорусского Гродно. Каналом связаны 7 озер и 11 рек.

Идея необходимости канала как транспортной системы для сплава древесины и товаров возникла в XVIII веке (инициатором была польская сторона). Однако строительство началось лишь в XIX и продлилось 15 лет. Данная водная артерия давала выход к Балтийскому морю (на севере) и Черному (на юге, через Двину, Березинскую водную систему, Днепр, Огинский канал). Во второй половине XIX века канал утратил свою востребованность ввиду развития сети железных дорог. Но приобрел статус туристического объекта, поскольку пролегал по живописнейшим, неповторимым местам.

Во время Первой мировой войны, в также Великой Отечественной канал подвергался разрушению, однако каждый раз восстанавливался и снова принимал туристов.

С 2004-го по 2006 год велась реконструкция белорусского участка канала протяженностью 22 километра. Специалистами восстановлены старинные гидротехнические сооружения, обрушенные и подмытые участки; русло, не использовавшееся с 50-х годов прошлого века. Многие элементы (разводные мостики, шлюзы, деревянные колонны) восстанавливались вручную и сохранили свой первоначальный вид.

В 2005 году для туристов на байдарках и лодках начал работать сезонный пункт пропуска «Лесная–Рудавка» через белорусско-польскую границу. В 2017 году планируется открыть его для пеших туристов и велосипедистов.

В 2011 году на территории, прилегающей к живописному водному пути, создан парк «Августовский канал» площадью около 6 тысяч гектаров. Здесь можно совершить прогулку на теплоходе или катере, велосипеде или пешком, взять напрокат катамаран или лодку, сплавиться на байдарке. Имеются оборудованные места отдыха и ночлега.

На канале и его притоках существует свыше 10 водных маршрутов. Трансграничный водно-велосипедный маршрут «Августовский канал — Беловежская Пуща» считается одним из самых протяженных (более 272 километров).

План развития туристической зоны Августовского канала включает в себя множество интересных проектов: строительство причалов для малых судов, туристического комплекса «Рынковцы» (с кемпинговыми местами, кафе, площадками для развлечений), спортивно-рекреационного комплекса «Песчаны» (с отелем, зоной отдыха) и др.

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

Инфоцентр, отель, велодорожки

В Сопоцкине, который находится рядом с каналом, в прошлом году заработал инфоцентр, где каждый турист может взять карты с маршрутами. Рядом обустроили прокат велосипедов. С этим помогли польские партнеры. Западная соседка на туристические нужды в местечке планировала затратить 114 тысяч евро.

Ночлег для туристов предоставляет Дом милосердия благотворительной организации «Каритас» при местном костеле. Реконструкцию здания под отель закончили в 2018 году. Гостиница рассчитана на 50 мест. Здесь принимают группы за пожертвования. 

В Сопоцкине работает кафетерий. Традиционно организуют выездную торговлю рядом с самим каналом, а питание по предварительной записи – близлежащие агроусадьбы «Соничи», «Радзивилки», «Тартак». 

Напомним, что рядом с деревней Черток собираются построить гостинично-ресторанный комплекс. По заявке, объект включает 25 посадочных мест и 12 домиков для проживания. За реализацию проекта взялось ООО «Августовская инвестиционная компания», зарегистрированное в СЭЗ «Гродноинвест» в конце прошлого года. Компания оценивает объект в сумму около 400 тысяч евро и обещает завершить работы в 2024 году.

К концу лета планируют сдать часть дворцово-паркового комплекса «Святск». В княжеских покоях должна разместиться здравница. Появятся ресторан и даже мини-броварня. Какую территорию откроют в ближайшее время, не уточняется.

Туристы могут воспользоваться веломаршрутом, который обкатали в прошлом году. Эта международная трасса начинается в Польше и проходит через ПП «Лесная – Рудавка». У нас 50-километровый путь начинается на Августовском канале и заканчивается в Гродно. 

По маршруту обустроили три стоянки с беседками, велопарковками и биотуалетами. Зоны отдыха для велосипедистов разместили в деревнях Домбровка, Крулевщина, Заречанка. Работы финансировал МИД Польши. Объект обошелся в 90 тысяч евро. Сегодня устно договорились продолжить проект, сделав прокат велосипедов в Сопоцкине и обустроив места их обслуживания.

С 2018 года на Августовском канале можно посетить экспозицию старинных предметов сельского быта. Для выставки собрали более сотни аутентичных вещей: от прялки и повозки до саней и молотилки. Здесь можно узнать, как жили сельчане окрестностей, ведь предметы обихода предоставили местные жители. Экспозиция «прописалась» в помещении возле дома смотрителя, что на шлюзе Домбровка. Сосед новой выставки – музей истории канала, в котором собрано более 200 иллюстраций с макетом шлюза и даже рыболовными снастями. Стоимость входного билета – 3 рубля. 

К слову, в прежнем режиме планирует работать военный экскурсионный музей, который включает оборонительные доты и форты. По-прежнему открыты двери частной экспозиции в собственном доме Зажецких на шлюзе Немново. Там можно увидеть шкалу для измерения глубины, втулку и даже лопату, которой пользовались при строительстве канала в XIX веке. Кроме этого, в Сопоцкине открыт Музей писанки.

История Августовского Канала

Удивительно, хоть Августовский канал и проходит по живописным местам, но первоначально был построен не для туризма, а по политико-экономическим причинам. Он стал первым искусственным водным путём в Европе и напрямую связал две большие реки — Вислу и Неман.

Сама идея создания канала родилась еще в 70-е годы 18 века, во времена правления короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в 19 веке, после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов через Балтийские порты. Инициатором же выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий, а разработкой проекта занимались военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским.

Проект Августовского канала одобрил император Александр І в 1824 году, а само строительство заняло около 15 лет. За это время было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов и 24 объекта для обслуживания канала.

Интересный факт: по тем временам стоимость сооружения Августовского канала обошлась в весьма солидную сумму 1,5 миллиона серебром.

Однако его история, в качестве важного транспортного пути для сплава древесины и товаров, была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок

Однако, протекая по живописным природным местам, Августовский канал стал пользоваться популярностью у туристов.

Интересный факт: в 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия,  а позже открылся первый конный маршрут.

Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из-за оборонительных сооружений, возведенных здесь в конце ХІХ – начале ХХ вв.

В 1920 – 1939 годах Августовский канал вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка каждый год проходил популярный  «Праздник моря». Также в это время был издан первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе был разрушен.

В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала, который составляет 22 км, отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.

Шлюзы, деревянные колонны, разводные мосты, мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков  – всё это реставрировалось вручную и сохранило аутентичный вид.

Сплав на байдарках по каналу

Сегодня Августовский канал – это прекрасное место для активного отдыха, особенно водного.

На белорусской части канала действуют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза – Немново, Домбровка, Волкушеки Кужинец. Немново – самый большой четырехкамерный шлюз Августовского канала. Его длина составляет 9,6 метров, перепад воды – почти 10 м, а шлюзование занимает примерно час.

На канале и его притоках разработано более 10 водных маршрутов. Один из самых протяженных – трансграничный водно-велосипедный маршрут “Августовский канал – Беловежская пуща” (272, 4 км).

Например, маршрут «Августовский шлях» предлагает несколько дней плавания по каналу и таким рекам как: Черная Ганьча и Марыха.

Одним из самых популярных водных маршрутов считается трансграничный: «Неизвестная Европа» (по Польше, Беларуси и Литве). Перейти границу не займет много времени и сделать это можно не выходя из байдарки, а пограничники тратят не более трех минут на каждого туриста.

ПРОГРАММА ТУРА

Гродно — самый красивый город Беларуси! Аромат его старины невозможно спутать ни с чем. Он привольно и роскошно расположился на Замковой горе, там, где Неман делает крутой поворот к литовской границе… Следуя по этому маршруту, путешественник сможет припасть к животворной кринице прошлого, из которой веками черпали силы старинные поселения Понеманья — края замков, рыцарей и поэтов.

Удивительной красоты пейзажи и история многочисленных населенных пунктов, расположенных вблизи дороги в ГРОДНО, оставят у путешественника яркие воспоминания. Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по городу-музею. В его историко-культурном наследии ведущую роль доныне играют замечательные архитектурные ансамбли различных эпох и стилей. Постройки гродненской архитектурной школы XII в. соседствуют со зданиями модернистов и конструктивистов XX в. А кроме того, готика, ренессанс, зрелое барокко и строгий классицизм… В прошлом город выполнял роль столицы Речи Посполитой, с ним связаны судьбоносные события нашей истории. Королевский готический замок (т. н. СТАРЫЙ ЗАМОК) возник во времена Витовта. В конце XVI в. король Стефан Баторий перестроил его в ренессансный дворец, сыгравший значительную роль в истории государства. Сейчас замок на реконструкции — возвращает свой первоначальный королевский облик! Рядом находится НОВЫЙ ЗАМОК (XVIII в.), где проходили драматические события второго и третьего разделов Речи Посполитой — так называемый «молчаливый сейм». Оба замка живописно раскинулись на высоком берегу Немана. В Гродно также множество костелов и церквей; здесь находится самая старая церковь Беларуси — Коложская, построенная еще в XII в. Самый монументальный и изысканный гродненский костел — Фарный (бывший иезуитский) поражает величием фасада и скульптурным богатством интерьера. На улицах, расходящихся во все стороны от бывшей Рыночной площади, сохранились многочисленные монастыри — католические (бернардинский, бригитский, францисканский) и православный Рождества Богородицы, а также особняки знати и рядовая застройка. На самой изысканной пешеходной улице города — Советской — Вы увидите старинную рядовую гражданскую застройку города и поймете, что такое «человеческий» масштаб в архитектуре. Здесь же уютные кафе с изысканными интерьерами и знаменитыми гродненскими угощениями…

Выезд на Августовский канал. По дороге увидим достопримечательности этой части Гродненщины: старинные местечки, стройные силуэты костелов и церквей; в живописном городке Сопоцкин осмотрим изящный костел Вознесения Девы Марии 1789 г. АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ — выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман. Его общая длина составляет более 100 км, из них 22 км проходит по территории Беларуси. Уникальные гидротехнические сооружения канала и непревзойденной красоты природные ландшафты привлекают сюда тысячи туристов. Здесь нас ожидает ПРОГУЛКА НА ТЕПЛОХОДЕ по Августовскому каналу. Большое количество шлюзов и разводных мостов добавляют к прекрасным ландшафтам некоторую техногенную изюминку… Незабываемые впечатления и прекрасные фотографии Вам гарантированы!

В стоимость входит:

  • Проезд автобусом туркласса
  • Экскурсия по маршруту
  • Катание на теплоходе по Августовскому каналу
  • Фирменный сувенир

Примечание: Туристическое агентство оставляет за собой право изменять порядок посещения объектов (экскурсий) и вносить некоторые изменения в программу без уменьшения объема и качества услуг. Фирма не несет ответственности за задержки, связанные с погодными условиями, пробками на дорогах, ситуациями форс-мажора, а также другими, независящими от фирмы обстоятельствами.

Размещено: 06.07.2021

«Трудно с современными видами оплаты»

Основное развлечение на Домбровке – шлюзование. Часть туристов катались на теплоходе «Неман» и прошли шлюз, остальные – смотрели со стороны. Мы расспросили людей о впечатлениях от отдыха на Августовском канале:

Большинство отдыхающих привлекает, конечно же, природа:

Приехали с подругой прогуляться, зарядиться от природы душевным спокойствием. Нам всего здесь хватает. Между собой называем канал «местом силы». По общепиту бы еще добавили чего-то  интересного» – рассказали отдыхающие.

Есть и те люди, кого не отталкивают недостатки в инфраструктуре:

«Нас поразила природа. Очень хорошо задуманы беседки для отдыха. Захотелось вернуться с мангалом и шашлыками. Катамараны есть – развлечение для ребенка. Хотим посмотреть как происходит шлюзование, никогда не видели. В целом хочется вернуться сюда. Мы любители поездить, посмотреть новое. У нас всегда есть желание вырваться из города» – поделилась еще одна семья туристов.

Стоимость аренды на Августовском канале:

Велосипед (1 час) – 5 рублей , водный велосипед (1 час) – 10 рублей;

Лодка весельная (1 час) – 10 рублей;

Билет на теплоход «Неман» – 8 рублей (детям до 5 лет – бесплатно);

Катание на моторной лодке «Славутич» (30 мин.) – 15 рублей;

Беседка – от 3 рублей за 1 час.

Что посмотреть около канала

В ближайшем крупном населенном пункте, местечке Сопоцкин, сохранился католический храм XVIII века, неоготические часовни и самое старое еврейское кладбище в Беларуси — некоторые могилы датируются XIII веком.

Будет здесь интересно и любителям военной истории: около Августовского канала во время Первой мировой войны стоял фронт, и форты Гродненской крепости сохранились. Возле Августовского канала можно увидеть доты из укрепрайона Линии Молотова, которая проходила по границе только образованного СССР.

Одна из самых впечатляющих достопримечательностей, пожалуй, не только Гродненщины, но и всей Беларуси, — усадьба Воловичей в Святске. Она находится в 10 километрах от шлюза «Домбровка». Усадьба была построена в 1779 году по проекту  известного итальянского архитектора Джузеппе де Саке в стиле барокко.

Итальянский мастер спроектировал не только здание. Под его руководством создавали интерьер: располагали мебель, часы, камины, люстры, украшали стены лепниной.

Вокруг усадьбы был парк в английском стиле, а чуть поодаль — сад с редкими деревьями.

За более чем 200 лет существования усадьба сменила много хозяев. Во времена Советского союза здесь находился санаторий. В 2005 году санаторий прекратил работу, и усадьба начала разрушаться. К сожалению, реконструкция удивительного дворца пока что не началась.

Ещё один пункт культурной программы — усадьба Гурских в Радивилках, всего в 3 километрах от Августовского канала. Съездить туда стоит хотя бы ради каскада из пяти прудов, расположенных в естественной лощине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector