Языки афганистана — languages of afghanistan

Талибы образца 2021 года более опасны для России

Наступление талибов поставило под угрозу работу российского генконсульства в афганском Мазари Шарифе. Об этом заявил спецпредставитель президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИДа Замир Кабулов.

В Таджикистане сейчас располагаются

  • военная база России,
  • китайский форпост в Бадахшане
  • и военно-воздушная база Индии в Фархоре.

Заметим, что «Талибан» образца 2021 года отличается от версии 1996 года, поскольку он больше не является исключительно суннитской пуштунской силой, а состоит почти на 40% из этнических афганских таджиков и узбеков.

Неслучайно замечен захват талибами точек выхода через Амударью в соседний Таджикистан, талибы окружают приграничные районы, крупные города и стратегические дороги, ведущие в Узбекистан. Далее через Киргизию и Казахстан «Талибан» получает выход в Россию.

Победа талибов в Афганистане также имеет серьёзные последствия для безопасности России и с той точки зрения, что они захватывают американское оружие и военную технику. В июне «Талибан» захватил 700 грузовиков и «Хаммеров» афганских сил безопасности, а также десятки бронетранспортеров и артиллерийских систем, ПЗРК, сообщает Forbes.

Кроме того, рост исламского фундаментализма и его победа в Афганистане также создаст проблемы в плане усиления исламистской пропаганды и скажется на внутренней обстановке в России. Таджикистан поставляет в Россию гастарбайтеров, это канал для проникновения экстремистов и их идеологии.

Как сказал Pravda.Ru военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, обстановка в Афганистане стремительно меняется и «рано или поздно в Афганистане опять вспыхнет гражданская война» в условиях выхода талибов на таджикско-афганскую границу.

На территории Таджикистана состоялись пять тактических учений, сообщает пресс-служба ЦВО МО РФ. В манёврах приняли участие

  • мотострелковые,
  • танковые,
  • артиллерийские,
  • разведывательные подразделения
  • и расчёты зенитных ракетных систем С-300ПС из 201-й российской военной базы.

Всего к учениям привлекли около трёх тысяч военнослужащих. Бойцы 201-й базы готовились отражать нападение неприятеля при различных условиях.

*Террористическая организация, запрещённая в России.

Читайте по теме:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Армия талибов захватила Афганистан. Под ударом Таджикистан!

Редактор: Елена Тимошкина, Куратор: Любовь Степушова

Письменность языка пушту

5.1 Алфавит пушту

Алфавит пушту — алфавит, который употребляют для записи языка пушту. Алфавит содержит 44 буквы, слова записываются справа налево, как и в арабском. Является разновидностью персидского алфавита.

Это интересно! Для обозначения афганской валюты (афгани) существует специальный знак ؋.

5.2 Грамматика языка пушту

Непривычная для европейца грамматика языка пушту требует особого подхода к изучению.

Действуют такие грамматические правила: прилагательное ставят впереди существительного, а общая схема предложения — субъект-объект-глагол. Личные местоимения имеют формы прямого и косвенного падежа, а существительные и прилагательные могут склонятся только для двух родов (муж. / жен. множественного и единственного числа. Но падежей всего четыре они делятся на: прямой, косой I, наклонный II и звательный.

Конструкция глаголов наиболее сложная и разветвленная, в нее входят времена: настоящее, простое прошедшее, прогрессивное прошедшее, совершенное настоящее и совершенное прошедшее время. Помимо этого, глаголы могут быть переходными и непереходными, а также применим и глагол-связка, в основном в именных предложениях.

В стандартных вариантах глагол согласуется с подлежащим и в переходных, и в непереходных предложениях, но если действие, завершенное в любом из прошедших времен, то возможны исключения. Около 40 глаголов, являясь по смысловому значению переходными, несут эргативную структуру и употребляются в прошедшем времени в инфинитиве. Простые предлоги и послелоги употребляются как в словосочетаниях, так и самостоятельно. Есть и сложные предлоги,-устойчивые сочетания послелогов и простых предлогов с именами.

Различные диалекты пушту также имеют различия и в грамматике, и в произношении.

Диалекты в Афганистане

Диалект пушту принято разделять на два ключевых наречия. Именно на нем принято говорит в крупных районах Пакистана. Вне зависимости от того, что появляются все новые и новые инициативы со стороны правительства в рамках продвижения языка пушту, персидский язык все – таки занимает первоочередное место и сместить его с пьедестала «официального языка Афганистана» невозможно.

На языке дари в Афганистане разговаривает порядка 50% всего населения страны, а вот пушту считается официальным языком всего о 30-45% жителей государства.

Остальные 5-10% занимают прочие диалекты. Так, в качестве третьего по распространенности языка называют узбекский. На нем разговаривает около 9% жителей, а на туркменском – 2%.

Афганистан не является популярном туристической Меккой. Но, если вам придется приехать в эту страну стоит понимать, что английским языком владеет около 7% населения. Причем эти граждане проживают лишь в столицы Афганистана.

Язык дари выступает в качестве языка межэтнического общения. На нем разговаривают в северных регионах страны, в Кабуле и ряде провинций. Ученые представляют, что дари является смесью таджикского и персидского языков. Это объясняет тот факт, что граждане Афганистана и Таджикистана отлично понимают друг друга.

В языке дари имеется большое количество заимствованных слов и словосочетаний, которые берут свое начало из хинди и пенджаби, а также из урду и бенгальского диалекта.

Пушту обычно распространен на южных границах Афганистана, а также на юго-востоке. Он имеет в своем составе несколько диалектов. Учитывая разделение граждан страны на две большие группы по употреблению того или иного языка, в Афганистане все-таки признаны в качестве официального языка только дари и пушту.

Поэтому, приезжая сюда нужно понимать сложности, которые возникнут у вас при общении с местным населением.

История пуштунов и языка пушту

На сегодняшний день не известно точное происхождении народа пуштунов, как и языка пушту.

В Средние века языком афганской знати являлся дари, или фарси-кабули, однако в среде пуштунской элиты создавались многие художественные и исторические произведения, например «Кадастровая книга шейха Мали» XV века.

В средние века языком, на котором говорили высшие афганские сословия был дари, или фарси-кабули.

С начала XVIII в. Афганистаном правят выходцы из пуштунских племен (кроме Хабибулы Калакани), однако при дворе продолжают использовать персидский (дари).

В начале XX века начинается движение по распространению использования языка пушту в различных областях жизни афганцев, следствие которого становится основания кабульского университета в 1932 году.

В 1933 году выходит постановление об употреблении дари и пушту официальными лицами, а уже спустя три года язык пушту становится государственным.

Позднее, в 1964 году, был официально признан в качестве национального языка, а афганский персидский получи название дари. Гимн страны переводится на пушту.

4.1. История языка пушту

Современный лингвистический мир до сих пор не пришел к единому мнению о происхождении языка пушту. Выдвигается несколько версий, в том числе и прямое происхождение от авестийского языка, но большинство востоковедов придерживаются мнения восточноиранского происхождения, аргументировано сходство с хорезмийским и согдийским языками.

Исторические исследования подтверждают, что территория, населенная пуштунами, находилась под властью Греко-Бактрийского царства, а уже с III века н.э.,есть упоминания в летописях под именем афганец (Абган). Видный афганский историк Абдул Хай Хабиби в своих трудах отмечал, что первые пуштунские произведения относятся к Амир Крор Сури из начала периода Гуридов восьмого века.

С другой стороны, современные лингвисты такие как Дэвид Нил Маккензи и Люсия Серена Лой, которые перевели пушту на современный язык, нашли не состыковки с изложением и алфавитом.

Открытие рукописи на языке пушту –Пата Хазана — произвело сенсацию в 1944 году и споры о ее подлинности ведутся до сих пор. Рукопись датируется ранним гуридским периодом до Хотакского времени восемнадцатого века и содержит сборник произведений неизвестных поэтов. Исследования относят издание данного сборника под патронажем пуштунского императора Хуссейна Хотака в Кандагаре.

4.2. Писатели и поэты, писавшие на пушту

В данный период поэзия была популярной среди пуштунов, многие известные исторические личности писали на языке пушту такие как: Баязид Пир Рошан (создатель пуштуского алфавита), Хушал Хан Хаттак, Рахман Баба, Назо Тохи и Ахмад Шах Дуррани, основатель современного государства Афганистан.

Но оригинальная рукопись недоступна для исследования, и единого мнения о сроках ее возникновения нет. Современный язык пушту подвергается слиянию с персидским и арабским, но многие народности используют старый словарный запас, хотя диалект отличается территориально.

Это интересно! Старейшая датированная книга на языке пушту это Хайруль-Байян (خیرالبیان — «Преблагая весть») суфия Баязида Ансари, отмеченная датой 6.09.1651 года. Это собрание стихов, которое содержит также и религиозные стихи на фарси, арабском и панджаби.

4.3. Пуштуны на карте народов Пакистана

В пуштунских областях Пакистана, на пушту обучаются дети 1-2 классов, однако в дальнейшем дети обучаются на урду (одном из государственных языков Пакистана). Зачастую в частных школах пушту не преподается. Отдельные ученые высказывают мнение, что установление урду, как языка для обучения в школах, является причиной кризиса множества языков коренных народов Пакистана, считая и пушту.

Дари, официальный язык Афганистана

Одним из официальных языков Афганистана является дари, также известный как фарси или персидский афганец. Это считается современным диалектом персидского языка. Из двух официальных языков он является более доминирующим и считается языком лингва франка, или торговым языком страны. Он используется правительством, его администрацией и средствами массовой информации. Как общий язык, его можно услышать в основном в центральных, северных и западных регионах страны. Приблизительно 49% населения говорят на дари в качестве первого языка и еще 37% в качестве второго языка. Из тех, кто говорит на этом языке, 42% также грамотны в своих произведениях. Основными этническими группами, которые говорят на дари как на родном языке, являются таджики, хазары и аймакы. Ученые считают, что дари возникла во времена династии Сасанидов, которая длилась с 224 по 651 год нашей эры, как язык, на котором говорили в судах и религиозные деятели и ученые.

История

Предки современных узбеков и таджиков жили на территории Афганистана на протяжении многих сотен лет. Хотя, отмечает Райан Брашер, доцент политологии колледжа Формана, обозначениям этнических групп долгое время не хватало определенности. Групповая идентичность зависела от религиозной или конфессиональной принадлежности, места проживания, языка, культуры, племенных связей и других факторов — при этом люди могли быть частью широкой этно-религиозной общности, но «гораздо более значимыми для них были их местные родственные связи».

«Представления о том, кого относить к таджикам, в частности, могли отличаться в разных местах, — объясняет Брашер. — Одно из них характеризовало группу по месту проживания, конфессиональной принадлежности и языку. При этом, например, некоторые хазарейцы, переходя из шиизма в суннизм, начинали называть себя таджиками. Хотя соседи могли, как и прежде, считать их хазарейцами».

Роль этнических групп усилилась в период гражданской войны и советского вторжения в Афганистан. Помимо прочего, отмечает Брашер, этому способствовали стороны конфликта, стремившиеся «мобилизовать людей по этническому признаку».

«Командирам, которые противостояли коммунистическому правительству, было проще набирать сторонников и получать доступ к территориям, откуда они были родом, — писал он. — Хотя на решение людей поддержать правительственные или мятежные силы все равно влияли и местные факторы — представители одной общины, например, таджикской, но из разных мест, могли оказаться по разные стороны конфликта из-за прежних разногласий».

История

Пуштуны часто считаются теми пактиями из сочинений Геродота или народом пактха из Ригведы. До сих пор не ясно, как сложилась древнейшая история этого народа, как и история его языка.

Древнейшим из образцов письменной литературы на этом языке считают стихи амира Крора VIII века, хотя это утверждение является спорным.

В Средние века языком афганской знати являлся дари, или фарси-кабули, однако в среде пуштунской элиты создавались многие художественные и исторические произведения, например «Кадастровая книга шейха Мали» XV века.

С начала XVIII в. все правители тогдашнего Афганистана (за исключением Хабибулы Калакани) являлись этническими пуштунами и владели пушту в качестве второго языка. Тем не менее, при дворе использовали персидский (дари), тогда как пушту был языком пуштунских племён.

Процесс популяризации пушту начался при Аманулла-хане и приобрёл статус своеобразной государственной идеологии. В 1930-х гг. начало действовать движение за расширение употребления языка пушту в общественной жизни и государственном делопроизводстве, что привело к созданию кабульского университета в 1932 году и восстанию в академии «Пашто Толына» в 1937 году. Однако, несмотря на данные события, афганская элита продолжала рассматривать дари как язык интеллигенции и как «символ культурного воспитания». В 1933 году Захир-Шахом был издан указ об изучении и использовании дари и пушту должностными лицами, а через три года пушту официально получил государственный статус с полными правами на применение в правительстве и в образовании. При этом этнически пуштунская королевская семья и большая часть чиновников продолжали разговаривать на дари. В результате этих мер язык пушту приобрёл статус национального языка, став символом афганского национального движения. Официальный статус языка подтверждён в 1964 году Конституционным собранием страны, вместе с этим афганский персидский язык был переименован в дари. Также был осуществлён перевод гимна страны на пушту.

Пуштуны на карте народов Пакистана

В Пакистане официальный статус имеют английский и урду. На региональном уровне язык имеет статус в провинции Хайбер-Пахтунхва и на севере провинции Белуджистан. В 1984 году было получено право на использование языка для преподавания в начальных школах. В государственных школах, находящихся в пуштунских регионах, пушту сейчас является языком обучения в 1-2 классах, а также обязательным предметом до 5 класса, при этом урду остаётся основным языком обучения. Англоязычные частные школы не преподают пушту даже на первичном уровне. По мнению некоторых исследователей, введение урду в качестве языка обучения стало причиной упадка многих языков коренных народов Пакистана, в том числе и пушту.

Этнический состав

Население Афганистана было оценено в 2017 году на 29,2 млн. Из них 15 миллионов мужчин и 14,2 миллиона женщин. Около 22% из них — горожане, а остальные 78% проживают в сельской местности. Еще около 3 миллионов афганцев временно проживают в соседних Пакистане и Иране , большинство из которых родились и выросли в этих двух странах. Таким образом, общая численность населения Афганистана составляет около 33 332 025 человек, а его текущие темпы роста составляют 2,34%.

Правительство Афганистана объявило, что начнет выпуск электронных удостоверений личности (e-Tazkiras), в которых в заявлении будет указываться этническая принадлежность каждого гражданина. Ожидается, что этот процесс позволит выявить точные цифры о численности и составе этнических групп страны .

Примерное распределение этнических групп показано на диаграмме ниже:

Этнические группы в Афганистане
Этническая группа World Factbook / Страновые исследования Библиотеки Конгресса (последняя оценка) World Factbook / Страновые исследования Библиотеки Конгресса (оценки до 2004 г.)
Пуштун 42% 38–50%
Таджикский 27% 25–26,3% (из них 1% — гызылбаши )
Хазара 9% 12–19%
Узбекский 9% 6–8%
Аймак 4% От 500 000 до 800 000 человек
туркменский 3% 2,5%
Белудж 2% 100000 человек
Другие ( паши , нуристани , араб , брахуи , памирцы , гуджар и др.) 4% 6,9%

Недавняя оценка, приведенная на приведенной выше диаграмме, подтверждается проведенными ниже недавними общенациональными опросами общественного мнения , целью которых было узнать, как группа из примерно 804–13 943 местных жителей Афганистана думает о текущей войне, политической ситуации, а также экономической и социальной жизни. проблемы, влияющие на их повседневную жизнь. Десять опросов были проведены в период с 2004 по 2018 год Азиатским фондом (выборка представлена ​​в таблице ниже; опрос 2015 года не содержал информации об этнической принадлежности участников), а один — в период с 2004 по 2009 год совместными усилиями телерадиовещания. компании NBC News , BBC и ARD .

Ответы об этнической принадлежности от 804 до 13943 афганцев в общенациональных опросах общественного мнения
Этническая группа «Афганистан: положение вещей» (2004–2009 гг.) «Опрос афганского народа» (2006 г.) «Опрос афганского народа» (2007 г.) «Опрос афганского народа» (2012 г.) «Опрос афганского народа» (2014 г.) «Опрос афганского народа» (2018)
Пуштун 38–46% 40,9% 40% 40% 40% 37%
Таджикский 37–39% 37,1% 35% 33% 36% 37%
Хазара 6–13% 9,2% 10% 11% 10% 10%
Узбекский 5–7% 9,2% 8% 9% 9% 9%
Аймак 0-0% 0,1% 1% 1% 1% 1%
туркменский 1–2% 1,7% 3% 2% 2% 2%
Белудж 1–3% 0,5% 1% 1% 1% 1%
Другие (пашайи, нуристани, араб и др.) 0–4% 1,4% 2% 3% 5% 5%
Нет мнения 0–2% 0% 0% 0% 0% 0%

Лингвогеография

Географическое распространение

Пашто на карте языков Афганистана

Как национальный язык в Афганистане, пушту распространён, прежде всего, на востоке, юге и юго-западе страны, а также в отдельных анклавах на севере и западе. По различным оценкам, пушту — родной язык 35-60 % населения Афганистана.

В Пакистане пушту — региональный язык, примерно 15,42 % населения всего Пакистана говорят на нём. Большинство носителей пушту сосредоточено в провинции Хайбер-Пахтунхва и в Зоне Племён, а также на севере Белуджистана. Кроме того, на пушту говорят в уездах Миянвали и Атток провинции Пенджаб, а также крупные диаспоры в Карачи и Хайдарабаде.

Пуштунские общины имеются в Таджикистане, Джамму и Кашмире, ОАЭ, Саудовской Аравии, северо-восточном Иране (в основном в провинции Восточный Хоросан, у афганской границы), а также в США, Британии, Таиланде, Канаде, Германии, Голландии, Швеции, Катаре, Австралии, Японии, России, Новой Зеландии, Казахстане и т. д.

Диалекты

Произношение самоназвания в различных диалектах пушту
Город Произношение
Хост Pāçte
Вардак Paçto
Банну, Вана Pāšte
Кветта Pašto
Кандагар Paʂto
Кабул Paxto
Джамруд Pāxto
Пешавар Puxto

Существует несколько вариантов классификации диалектов пашто. Обычно выделяют четыре региональных стандарта (престижных диалекта): пешаварский (северо-западный), кабульский (северо-восточный), кандагарский (юго-восточный), кветтинский (юго-западный).

По историческим и племенным критериям выделяют карланские диалекты (все «фонетические» центральные). По особенностям консонантизма разделяют южную (западную) и северную (восточную) ветви: в первых ʃ~ʂ и ʒ~ʐ, а во вторых x и g. По особенностям вокализма выделяют центральные (южные) диалекты: в них литературной гласной ɑ соответствует гласная ɒ~o, они же в свою очередь делятся на южные (с ʃ и ʒ и переходами o>e, u>i), северные (с x и g, без изменений o и u) и переходные (с x и g как у северных и переходами o>e, u>i как у южных).

Взаимопонимание носителей центральных и «внешних» диалектов затруднено. На центральных диалектах говорит до 15 % всех пашто-язычных. Они населяют провинции Пактия и Хост, северную и восточную части провинции Пактика в Афганистане, а также несколько округов провинций Нанграхар и Вардак. На территории Пакистана носители южных диалектов расселены на обширной территории, полностью охватывающей агентства Куррам, Северный Вазиристан, Южный Вазиристан, а также часть округа Банну.

Большая часть носителей пашто говорит на диалектах северной ветви, хотя географически большую территорию занимают южные диалекты.

1. Южная ветвь (или Западная, Юго-западная, «мягкий» пашто)

  • Кандагарский пушту (или южный, юго-западный)
  • Кветтинский пушту (или юго-восточный)
  • Шерани
  • Марвати (Беттани)
  • Язык/диалект Ванеци (иногда не включается)

2. Центральные диалекты (или Южные)

Южные:

  • Хаттакский
  • Баннуци
  • Масудвола (Масидвола)
  • Вазирвола
  • Гурбазвола
Переходные:

  • Тани
  • Дзадрани
Северные:

  • Хости
  • Африди
  • Бангаши-Тури-Зази
  • Хогьяни
  • Вардаки

3. Северная ветвь (или Восточная, Северо-восточная, «жёсткий» пахто)

  • Хароти
  • Центральный пушту (или северо-западный, Гильзаи, диалект Кабула)
  • Северный (или восточный, диалект Джалал-Абада)
  • Юсуфзаи (или северо-восточный, диалект Пешавара)

Кандахари (южный)
Кветтинский (юго-восточный)
Шерани
Вазирвола
Масудвола
Марвати
Баннучи
Тани
Хости
Хаттаки
Бангаш-Тури
Вардаки
Гильзаи
Северный
Юсуфзаи
Африди
Задрани
Хогьяни
Ванеци

Примечания

  1. Также в русском языке используются названия пашто́, афга́нский язы́к (чаще), пашту́, пахто́, патха́ни́ (крайне редко).
  2. См. таблицу по диалектам в статье.
  1. ↑ Hallberg, Daniel G. 1992. Pashto, Waneci, Ormuri. Sociolinguistic Survey of Northern Pakistan, 4.
  2. Comrie, Bernard. The World’s Major Languages. Oxford University Press, 1990
  3. Gawarjon (高尔锵/Gāo Ěrqiāng). Outline of the Tajik language (塔吉克语简志/Tǎjíkèyǔ Jiǎnzhì). — Beijing: Nationalities Publishing House, 1985.
  4. . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 7 декабря 2010.
  5.  (недоступная ссылка). Central Intelligence Agency. The World Factbook. Дата обращения: 18 сентября 2010.
  6. . — «Pashto, which is mainly spoken south of the mountain range of the Hindu Kush, is reportedly the mother tongue of 60 % of the Afghan population.».
  7.  (недоступная ссылка). UCLA International Institute: Center for World Languages. University of California, Los Angeles. Дата обращения: 10 декабря 2010.
  8. . Ch. M. Kieffer. Encyclopædia Iranica. — «A. Official languages. Paṧtō (1) is the native tongue of 50 to 55 percent of Afghans…». Дата обращения: 10 октября 2010.
  9. Sharmeen Obaid-Chinoy. . PBS (17 июля 2009). Дата обращения: 24 августа 2010.
  10. . The National (24 августа 2009). Дата обращения: 24 августа 2010.
  11. . SIL International. Ethnologue: Languages of the World, 14th edition (2000). Дата обращения: 18 сентября 2010.
  12. . Khyber.org. Дата обращения: 7 июня 2009.
  13. (PDF). CRULP. Дата обращения: 7 июня 2007.
  14. . SIL International. Ethnologue: Languages of the World. Дата обращения: 27 сентября 2010.
  15.  (недоступная ссылка). SIL International. Ethnologue: Languages of the World. Дата обращения: 27 сентября 2010.
  16. . SIL International. Ethnologue: Languages of the World. Дата обращения: 27 сентября 2010.
  17. Сатцаев Э. Б. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮЖНЫХ ДИАЛЕКТОВ АФГАНСКОГО ЯЗЫКА
  18. Translated by George Rawlinson.  (англ.) (недоступная ссылка). The History Files. 440 BC (3 November 2013). Дата обращения: 8 марта 2014.
  19. ↑ Дворянков Н. А. Язык пушту. — Москва : «Восточная литература», год не указан.
  20. ↑ Бертельс Е. Э. Строй языка пушту. — Ленинград : Ленинградский научно-исследовательский институт языкознания, 1937.
  21. Tariq Rahman. Pashto Language & Identity Formation in Pakistan. Contemporary South Asia, July 1995, Vol 4, Issue 2, p151-20.
  22. Septfonds, D. 2006. Pashto. In: Concise encyclopedia of languages of the world. 845—848. Keith Brown / Sarah Ogilvie (eds.). Elsevier, Oxford: 2009.
  23. David Neil MacKenzie: The Development of the Pashto Script. In: Shirin Akiner, Nicholas Sims-Williams (Hrsg.): Languages and Scripts of Central Asia. School of Oriental and African Studies, University of London, London 1997, S. 140.
  24. David Neil MacKenzie: The Development of the Pashto Script. In: Shirin Akiner, Nicholas Sims-Williams (Hrsg.): Languages and Scripts of Central Asia. School of Oriental and African Studies, University of London, London 1997, S. 138 ff.
  25. Annemarie Schimmel: The Empire of the Great Mughals. History, Art and Culture. Translated by Corinne Atwood. Reaktion Books, London 2004, ISBN 1-86189-185-7, S. 250 f.
  26. ↑ Грюнберг А. Л. Очерк грамматики афганского языка (пашто).
  27. Tegey, Habibullah; Robson, Barbara. A Reference Grammar of Pashto.
  28. Anna B. David. A Descriptive Grammar of Pashto and its Dialects (англ.). — De Gruyter Mouton, 2014. — ISBN 978-1-61451-303-2.
  29. Лебедев К. А. Афганистан: Язык, литература, этнография. — Москва : «Муравей», 2003.
  30. Яцевич Л. С., Остапенко В. Б. Учебник языка пушту. Москва, «Муравей-гайд», 2001 г.

Языки Афганистана

культура образование общество

Афганистан – многоязычная страна, в которой два языка – пушту и дари – являются официальными и наиболее широко распространенными. Дари – официальное название персидского языка в Афганистане. Его часто называют афганским персом. Как пушту, так и персидские языки являются индоевропейскими языками из подгруппы иранских языков. Другие региональные языки, такие как узбекский, туркменский, белуджинский, пашайский и нуристанский, говорят меньшинствами по всей стране.

Незначительные языки могут включать хинди-урду, панджаби, ашкуну, камката-вири, васи-вариа, трегами и калаша-ала, памири (Шюгни, Мунджи, Ишкашими и Вахи), Брахуи, Кызылбаш, Аймак, Пашай и кыргызы. Лингвист Харальд Хаарманн считает, что в Афганистане проживает более 40 второстепенных языков с примерно 200 различными диалектами.

Языковая политика
Дари является самым разговорным языком официальных языков Афганистана и выступает в качестве лингва-франка для страны. В 1980 году другие региональные языки получили официальный статус в тех регионах, где они являются языком большинства. В статье 16 Конституции Афганистана 2004 года говорится, что узбекские, туркменские, балочы, пашайи, нуристани и памири – помимо Пашто и Дари – третий официальный язык в тех областях, где большинство говорит им. Практические условия осуществления этого положения определяются законом ».

Политика именования
Дари – это термин, давно рекомендованный афганскими властями для обозначения персидских диалектов, произнесенных в Афганистане, в отличие от диалектов, произнесенных в соседнем Иране. Хотя он еще широко известен как «фарси» («персидский») для носителей языка, имя было официально изменено на Дари в 1964 году. Дари не следует путать с диалектом Кабула, который является доминирующим персидским диалектом в Афганистане. Помимо нескольких основ словаря, однако (и более индо-персидских каллиграфических стилей в персо-арабском шрифте), между официальным письменным персом Афганистана и Ираном мало различий. Термин Дари часто свободно используется для характерного говорящего персидского Афганистана – вообще говоря, на диалекте Кабула, но лучше всего ограничивается официальными речевыми реестрами (поэзия, речи, выпуски новостей и другие широковещательные сообщения).

обзор
Дари функционирует как лингва-франка нации и является родным языком различных афганских этнических групп, включая таджиков, хазарей и аймаков. Пушту является родным языком пуштунов, доминирующей этнической группы в Афганистане. Из-за многоэтнического характера Афганистана, разнообразие языков, а также двуязычие и многоязычие являются обычными явлениями.

Точные данные о численности и составе различных этнолингвистических групп недоступны, поскольку в Афганистане в течение десятилетий не проводилось систематической переписи. Оценки предполагают следующие основные языки:

Согласно опросу общественного мнения 2006 года, в котором приняли участие 2626 случайно выбранных афганских граждан Азиатским фондом, Дари был первым языком в 49%, а еще 37% указали на способность говорить на Дари в качестве второго языка; 42% смогли прочитать Дари. Во-вторых, пушту был первым языком 40% опрошенных, в то время как еще 28% говорили на нем как на втором языке; 33% смогли прочитать «Пушту». Узбекский язык был первым языком в 9%, а второй – 6%. Туркменский язык был первым языком 2% и вторым языком для 3%. На английском языке говорили 8%, а урду – 7%.

В более позднем исследовании было установлено, что Дари был, по большому счету, самым распространенным языком в городском Афганистане, причем 93% афганцев заявляют, что они говорят на нем, но только 75% сельских афганцев заявляют об этом.

Значительное население Афганистана, особенно в Кабуле, может также говорить и понимать хинди-урду из-за популярности и влияния фильмов и песен Болливуда в регионе.

Tags: Languages of Afghanistan Languages of Asia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector