Баренцево море
Содержание:
Хозяйственное значение[править | править код]
Баренцево море имеет огромное хозяйственное значение как для России, так и для Норвегии и других стран.
Пищевая промышленность и судоходствоправить | править код
Море богато различными видами рыб, растительным и животным планктоном и бентосом, поэтому Баренцево море является районом интенсивного рыбного промысла. За 2017 год только российские рыбаки выловили в акватории Баренцева моря 259,7 тыс. тонн рыбы и других водных биоресурсов против 212,3 тыс. тонн в 2016 году.
Кроме того, очень важен морской путь, связывающий Европейскую часть России (особенно Европейский Север) с портами западных (с XVI века) и восточных стран (с XIX века), а также Сибири (с XV века). Основным и крупнейшим портом является незамерзающий порт Мурманск — столица Мурманской области. Другие порты в России — Териберка, Индига, Нарьян-Мар; в Норвегии — Вардё, Вадсё и Киркенес.
Военно-морской потенциалправить | править код
Баренцево море — регион дислокации не только торгового, но и военно-морского флота РФ, в том числе атомных подводных лодок.
Нефтедобычаправить | править код
Акватория юго-восточной части Баренцева моря (Печорское море) является одной из самых разведанных по запасам углеводородов на российском шельфе. Именно на Приразломном месторождении, расположенном на шельфе Печорского моря, в 2013 году была добыта первая арктическая нефть. В общей сложности, с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти. Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil) и впервые была отгружена в апреле 2014 года.
В 2000 году норвежское подразделение итальянской компании Eni открыло нефтяное месторождение в Баренцевом море в 85 км от Хаммерфеста на глубине 380 м, которое получило название «Голиаф». Таким образом, месторождение стало первым нефтяным и вторым после газового Снёвит (Snøhvit) месторождением, которое будет разрабатываться на арктическом шельфе Норвегии. По оценке компании, запасы сырья составляют 180 млн баррелей, которых должно хватить на 15 лет, что позволяет говорить об этом проекте, как о крупнейшем на Крайнем Севере. После предоставления документов, а также проекта добывающей платформы, норвежский Парламент выдал лицензию на разработку № PL229/229B для Eni Norge AS (65 %) и Statoil Petroleum AS (35 %). По данным Eni, на месторождении должно будет добываться 100 тыс. баррелей нефти в сутки. Всего согласно проекту планировалось запустить 22 скважины. Производство нефти началось весной 2016 г.
Экология
Ресурсы Баренцева моря и экологические проблемы довольно тесно связаны, так как чрезмерное вмешательство человека в окружающую среду всегда ведет к неблагоприятным последствиям. Экологи считают это место уникальным, ведь такое чистое море около Европы больше и не найдешь. Но все же существует довольно большая проблема – браконьерство. Чрезмерный вылов рыбы приводит к исчезновению видов и нарушению всеобщего баланса. Норвегия и Россия резко пресекают такое нарушение законов, что дает свои результаты. Еще одним богатством Баренцева моря является нефть и природный газ. И не воспользоваться этим люди не могли. Поэтому довольно часто происходят выбросы «черного золота» в водные массы, которые очень губительно влияют на всех животных.
Также уникальным является и ландшафт этого моря. Поэтому Международный фонд защиты природы предупреждает, что малейшая ошибка в процессах добычи или транспортировки горючих ископаемых может привести к экологической катастрофе. Если произойдет такая беда, то даже за 30 лет при усердной работе не удастся полностью ликвидировать все последствия. Ведь ситуация усугубляется тем, что низкие температуры не дают бактериям размножаться, а значит, природный механизм очистки просто не работает. Над этим стоит задуматься.
Таким образом, Баренцево море – уникальный водный объект, который следует беречь. Это место богато на рыбу и природные ископаемые, а также на другие природные ресурсы, что придает ему еще большей значимости.
Экология
Цветение фитопланктона в Баренцевом море. Молочно-синий цвет, преобладающий в цветке, предполагает, что он содержит большое количество кокколитофориды.
Из-за Дрейф Северной Атлантики, Баренцево море обладает высокой биологической продуктивностью по сравнению с другими океанами аналогичной широты. В весеннее цветение из фитопланктон может начаться довольно рано у кромки льда, потому что пресная вода из тающего льда образует устойчивый водный слой поверх морской воды. В фитопланктон цветение кормов зоопланктон такие как Calanus finmarchicus, Calanus glacialis, Calanus hyperboreus, Oithona spp. и криль. В зоопланктон кормушки включают молодняк треска, мойва, полярная треска, киты, и маленький гадюк. Мойва — ключевая пища для высших хищников, таких как северо-восток Арктики. треска, гренландские тюлении морских птиц, таких как обыкновенная кайра и Кайра Брунниха. Рыболовство Баренцева моря, в частности треска рыболовство имеет большое значение как для Норвегии, так и для России.
SIZEX-89 был международным зимним экспериментом 1989 года, основными задачами которого были исследования сигнатур сенсоров для различных типов льда с целью разработки алгоритмов SAR для переменных параметров льда, таких как типы льда, сплоченность льда и кинематика льда.Хотя предыдущие исследования предполагали, что хищничество китов может быть причиной истощения рыбных запасов, более поздние исследования показывают, что потребление морских млекопитающих оказывает лишь незначительное влияние на рыболовство. Модель, оценивающая влияние рыболовства и климата, была гораздо более точной при описании тенденций в изобилии рыбы. Существует генетически отличная Полярный медведь популяция, связанная с Баренцевым морем.
Морская рыбалка в Баренцевом море
Благодаря теплому течению Гольфстрим, этот водоем не замерзает. Поэтому рыбалка тут возможна почти круглый год. Но лучше всего приезжать с конца марта до середины осени. Наилучший клев в этих краях начинается с приходом весны и длится до конца апреля. Тогда мойва идет на нерест, а за ней движется треска. Но и в другое время с пустыми руками не уходят. Об этом свидетельствуют отчеты бывалых рыбаков. В водоеме насчитывается более 100 видов рыбы. К промысловым относятся палтус, треска, камбала, зубатка и другие.
Обычно на рыбалку в Баренцевом море выходят из поселка Териберка или с базы Типановка. Ловля проходит как в заливах, так и в открытом море на судне. Именно второй вид привлекает сюда любителей водной охоты.
Для рыбалки в Баренцевом море заплывают не меньше, чем на 5 километров от берега. На севере Кольского полуострова крайне сложный рельеф, и подъезд к морю не везде возможен. Для въезда некоторые поселки, например Лиинахамари и Заозерск, необходимы спецпропуска. Для этого следует подать заявление через портал Госуслуг, приложить сканы паспортов.
Многие приезжающие на рыбалку на Баренцевом море покупают готовые активные туры. Обычно в программу входит доставка на судне до оговоренного места и возвращение обратно. Улов обрабатывают обычно прямо на корабле. Перед поездкой участники группы проходят инструктаж. Другой вариант – арендовать катер и самостоятельно отправиться в море.
Биологические ресурсы Баренцева моря
Разнообразие флоры и фауны в этом водоеме очень велико, всему этому дает жизнь бентос и планктон. Бентос – наименьшие организмы, которые обитают в песке на дне моря. К нему относятся как животные, так и растения. К зообентосу можно отнести морских звезд, скатов, гребешков, крабов, устриц и других. К фитобентосу относят разнообразные водоросли, которые приспособились жить без солнечного света. Планктон – разнообразные мелкие организмы, которые свободно плавают в воде и не способны проявить хоть какое-то сопротивление течению. К нему относят бактерии, мелкие виды водорослей, моллюсков, личинок рыб и беспозвоночных животных. Растительные ресурсы Баренцева моря в общих чертах очень бедные, так как оно расположено в Северной Арктике. Редких или вымирающих видов здесь не обнаружено. Макроводоросли множества видов (194) обитают на Мурманском побережье. Ученые обнаружили здесь 75 красных, 39 зеленых и 80 бурых подвидов.
Литература
- И. С. Зонн, А. Г. Костяной. Баренцево море: Энциклопедия / Под ред. Г. Г. Матишова. — М.: Международные отношения, 2011. — 272 с., ил., ISBN 978-5-7133-1404-0
- Визе В. Ю., Моря Советской Арктики, 3 изд., т. 1, , 1948;
- Барентсово море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Животные и растения Баренцева моря. — Апатиты: КФ АН СССР, 1981.
- Есипов В. К., Промысловые рыбы Баренцева моря, Л.-М., 1937;
- Танцгора А. И., О течениях Баренцева моря, в кн.: Гидрологические исследования в Баренцевом. Норвежском и Гренландском морях, М., 1959.
- Малашенков А. А., Фёдоров П. В. (недоступная ссылка). — СПб.: Междунар. банк. ин-т, 2017. — 632 с. — ISBN 978-5-4228-0085-8.
- А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин. . tapemark.narod.ru. Дата обращения: 19 августа 2020. // Моря СССР. Изд-во Моск. ун-та, 1982
- Шошина Е. В. . www.mstu.edu.ru. Дата обращения: 19 августа 2020.
Промышленное значение
В последние несколько десятилетий промышленное и хозяйственное значение Баренцева моря увеличилось. Это регион интенсивного промысла рыбы, тут добывают акклиматизировавшегося камчатского краба, треску, пикшу и камбалу. Начиная с XVI века, отмечается бурное развитие северных портов, которые связывали Россию со Скандинавией, Германией и Великобританией.
Основными портами являются:
- Мурманск.
- Киркинес.
- Вадсе.
- Вардё.
В последние годы многие промысловые и транспортные суда предпочитают базироваться в норвежских портах, что объясняется минимальными сборами и созданием оптимальных условий для работы. Несмотря на предпринимаемые российскими властями усилия по развитию северных регионов, грузооборот Мурманска неизменно уменьшается, что отрицательно сказывается на общем экономическом развитии области и всего севера.
В юго-восточной акватории, в так называемом Печорском море, имеется большое количество разведанных месторождений с огромными запасами углеводородов. На приразломном месторождении в 2013 году впервые в России была получена арктическая нефть. На сегодняшний день этот участок является единственным, где Россия добывает углеводородные ресурсы, используя для этого морские платформы.
Норвегия активно занимается добычей нефти на месторождениях, расположенных в экономической зоне этой страны. На сегодняшний день в районе Хаммерфеста действует около 15 огромных платформ, на которых в сутки добывается 100000 баррелей нефти. В ближайшее время планируется запустить в работу ещё 22 скважины, а общие запасы чёрного золота на норвежском арктическом шельфе оцениваются в 180 миллионов баррелей.
https://youtube.com/watch?v=iL22rDRNruY
Значение моря в современном мире
На полярном морском берегу поселения возникли еще в 11 в. Здесь вела полукочевой образ жизни северная народность – саами или лапландцы. Они освоили лишь прибрежные воды, вылавливая в летний сезон на лодках-долбленках щук, налимов, окуней, сига.
Настоящее судоходство началось в средние века, когда Голландия организовала строительство крепких вместительных судов, а голландский мореплаватель и картограф В. Баренц (16 в.) занялся поисками пути в Ост-Индию через Ледовитый океан. Желанное открытие не состоялось, но удалось изучить, закартографировать акваторию, которую спустя почти 2 века в 1853 г. назвали его именем.
Баренцево море на карте находится в северо-западном секторе. На большой протяженности оно сопредельное с европейской частью России, Норвегией, Землями Новая и Франца-Иосифа, архипелагом Шпицберген, островами Медвежий, Вайгач. На морских участках Баренцевы воды соседствуют с Норвежским, Белым, Карским морями.
Баренцево море занимает в Северном Ледовитом океане 1 424 000 км2. Дно в этом районе представляет собой пересеченную отмель, средняя глубина которой составляет 222 м, а перепады глубин варьируются в границах 51-600 м.
Океанографы разделяют донный рельеф на несколько зон:
- центральное равнинное плато;
- высокие участки – возвышенность Персея с толщиной водного слоя местами всего 51 м, Центральная – 63 м, другие банки – около 200 м;
- центральную котловину, где имеются опускания дна до 386 м;
- глубокие желоба – Франца-Виктории (430 м), Западный (600 м), менее выраженные Гусиный, Зюйдкапский, Канинский.
Процентное содержание морской соли незначительно отличается в зависимости от района акватории и годового сезона:
юго-западный сектор | 34,7-35,0 |
восточный | 33,0-34,0 |
северный | 32,0-33,0 |
каботажная (прибрежная) полоса: | |
весенне-летний период | 30,0-32,0 |
окончание зимы | 34,0-34,5 |
Климатическая картина моря формируется за счет смешения ледовитых воздушных масс и теплых атлантических. Борьба воздушных потоков за господство создает изменчивые погодные условия. Для зимы характерны сильные до штормовых юго-западные ветра. Средняя температура в самом холодном месяце марте опускается с -4°С на востоке до -7° на юго-востоке и до -29,4° на западе и в центре.
Летом устанавливается антициклон – атмосферный вихрь, в противоположность циклону перекачивающий верхние воздушные массы к земле. Он приносит плотную пасмурность, осадки, но усмиряет северо-восточные ветра до слабых.
Наиболее теплыми считаются июль-август, поскольку в центре акватории средние плюсовые t равны 8-9°, в юго-восточной части около 7°, на севере – 4-6°. Время от времени с Атлантики прилетает 6-балльный ветер, ненадолго разгоняя тучи.
Межсезонье – время переменных усиливающихся ветров. Весной выпадает много продолжительных осадков, но, не смотря на это, морозы уходят быстро. Осень более сухая, похолодание наступает медленно. В целом метеорологи относят климат к полярному морскому с преимущественно зимним типом погоды, небольшими колебаниями годовых температур, высокой влажностью.
На Баренцево побережье, а именно в г. Мурманск, можно добраться по железной дороге, автомашиной либо самолетом. Учитывая высокую вероятность штормового ветра, вьюг, заноса междугородных трасс, наиболее подходящим вариантом является поезд. Он выигрывает также по стоимости проезда. Из Москвы до Мурманска путь занимает около 1,5 суток, из Санкт-Петербурга примерно на 10 час. меньше.
По прибытии остается перейти на автовокзал поблизости и сесть на пригородный автобус до нужного населенного пункта или воспользоваться гостиничным трансфером. Зимой местный автотранспорт ходит с перебоями, приходится ждать, пока расчистят дороги.
2000 км преодолеть личным автомобилем непросто без туристического опыта. Через города Ярославль, Вологду нужно выбраться на шоссе А119, пересекающее транзитом старинный город Вытегру и устремляющееся к Медвежьегорску, где есть поворот на шоссе Р21. Эта трасса проведет через Кандалакшу, Мончегорск, Оленегорск до самой Колы – города-спутника Мурманска.
Авиаперелеты в условиях ясной погоды значительно экономят время. Из восточных регионов России добраться до Мурманска без пересадки в аэропортах главной или северной столиц не получится. Дальше понадобится всего 2-2,5 часа до приземления в областном центре. Если авиалайнер прибыл в светлое время суток, городской автобус № 106 за час довезет до автовокзала.
Климат[править | править код]
Климат Баренцева моря находится под влиянием тёплого Атлантического океана и холодного Северного Ледовитого океана. Частые вторжения тёплых атлантических циклонов и холодного арктического воздуха определяют большую изменчивость погодных условий. Зимой над морем преобладают юго-западные, весной и летом — северо-восточные ветры. Часты штормы. Средняя температура воздуха в феврале изменяется от −25 °C на севере и до −4 °C на юго-западе. Средняя температура августа — 0…+1 °C на севере, +10 °C на юго-западе. В течение года над морем преобладает пасмурная погода. Годовое количество осадков — от 250 мм на севере, до 500 мм на юго-западе.
Ледовитостьправить | править код
Суровые климатические условия на севере и востоке Баренцева моря определяют его большую ледовитость. Во все сезоны года остаётся свободной от льда только юго-западная часть моря. Наибольшего распространения ледяной покров достигает в апреле, когда около 75 % поверхности моря занято плавучими льдами. В исключительно неблагоприятные годы в конце зимы плавучие льды подходят непосредственно к берегам Кольского полуострова. Наименьшее количество льдов приходится на конец августа. В это время граница льдов отодвигается за 78° с. ш. На северо-западе и северо-востоке моря льды держатся обычно круглый год, но в отдельные, благоприятные годы море почти полностью или даже полностью освобождается от льдов.
Температураправить | править код
Поступление тёплых атлантических вод определяет относительно высокую температуру и солёность в юго-западной части моря. Здесь в феврале — марте температура воды на поверхности составляет +3…+5 °C, в августе повышается до +7…+9 °C. Севернее 74° с. ш. и в юго-восточной части моря зимой температура воды на поверхности — ниже −1 °C, а летом на севере — +4…0 °C; на юго-востоке — +4…+7 °C. Летом в прибрежной зоне поверхностный слой тёплой воды толщиной 5-8 метров может прогреваться до +11…+12 °C.
Горизонт м | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
3,80 | 3,20 | 3,20 | 3,32 | 3,32 | 4,76 | 6,35 | 8,60 | 7,15 | 5,94 | 4,76 | 4,26 | |
10 | 3,82 | 3,27 | 3,22 | 3,22 | 3,28 | 4,71 | 6,25 | 8,56 | 7,11 | 5,86 | 4,78 | 4,24 |
20 | 3,94 | 3,31 | 3,17 | 3,32 | 3,30 | 4,65 | 6,03 | 8,07 | 7,13 | 5,94 | 4,78 | 4,16 |
50 | 3,95 | 3,34 | 3,20 | 3,25 | 3,22 | 4,19 | 4,48 | 4,87 | 5,99 | 5,82 | 4,78 | 4,19 |
100 | 3,96 | 3,35 | 3,17 | 3,27 | 3,13 | 3,80 | 3,97 | 4,35 | 4,90 | 5,03 | 4,78 | 4,20 |
200 | 3,83 | 3,30 | 3,14 | 3,10 | 2,78 | 3,30 | 3,31 | 3,61 | 4,30 | 4,15 | 4,47 | 4,13 |
300 | 3,36 | 2,86 | 2,72 | 2,36 | 2,17 | 2,28 | 2,52 | 2,65 | 3,57 | 3,08 | 3,68 | 3,43 |
Структура вод
Чтобы определить, какая солёность у Баренцева моря, стоит внимательно рассмотреть структуру его вод. На данный момент различают 4 основные массы:
- Атлантические водные массы – эта большая часть вод: от поверхности и до самого дна. Поступают они в основном с северо-востока, севера и с юго-запада из Арктического Бассейна. Подобные массы являются солёными и тёплыми.
- Арктические воды – это массы, которые входят в море с севера в виде поверхностного течения. Эти воды обладают пониженной солёностью, а также отрицательной температурой.
- Прибрежные воды. Эти массы поступают в море с материковыми стоками из Белого моря, а также вместе с прибережным течением из Норвежского моря вдоль берега Норвегии. В летний период эти воды обладают повышенной температурой и незначительными показателями солёности. Зимой характеристики прибрежных масс очень схожи с арктическими массами.
- Воды Баренцева моря – это основная масса, которая формируется в самом море благодаря трансформации атлантических масс и влиянию местных условий. Для них характерны высокая солёность и низкая температура. В зимний период северо-восточная часть полностью заполнена местными водами Баренцева моря, юго-западная часть – атлантическими. Арктические массы полностью отсутствуют, а прибрежные отмечаются лишь в поверхностных течениях. Стоит отметить, что солёность Баренцева моря практически не изменяется. Ведь различные массы здесь быстро перемешиваются.
Кому нужна работа сообща
Согласно договору 2010 года, разработку месторождений, обнаруженных на линии границы, страны должны вести вместе. Таких объектов на приграничной территории пока не установлено, однако у ученых уже давно имеются прогнозы.
В 1980-е годы мурманские геофизики выявили в зоне спорной границы двух стран предполагаемые месторождения нефти и газа — в районе свода Федынского на юге Баренцева моря.
Эти предполагаемые месторождения способны стать одним из крупнейших в мире газовых месторождений: ресурсы в пределах объекта оценены в 5,8 трлн кубометров газа и превышают объемы Штокмановского газоконденсатного месторождения в 3,9 трлн кубометров.
Подтверждений эти цифры со свода Федынского еще не получили, но «Роснефть» (которой принадлежат все лицензии на разведку с российской стороны границы) уже ведет переговоры с итальянской компанией Eni о совместной разведке и разработке близлежащих участков — Федынского и Центрально-Баренцевского.
Норвежский министр Севикнес обошелся без упоминания конкретных топонимов, однако нацелил свою речь именно на подобные «миражи» масштабных проектов.
«Русские, вероятно, найдут нефть, — цитирует Reuters Терье Севикнеса, которому дела соседей, очевидно, не дают покоя. — А если Россия найдет запасы полезных ископаемых на морских границах в Баренцевом море, то нужно сделать все возможное для обеспечения экономических интересов Норвегии».
Россия и Норвегия уже несколько лет обсуждают подходы к совместному освоению трансграничных месторождений. Наша сторона еще в конце 2020 года была готова подписать соглашение об обмене сейсмическими данными, собранными на континентальном шельфе в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Но Норвегия, проявлявшая интерес к документу на стадии подготовки, не спешит довести дело до конца. Похоже, соседи не желают делиться научными открытиями — будущими или уже настоящими?
Отметим, что, по открытым данным, у Норвегии дела с разведкой на своей стороне идут неважно. В 2020 году ведущая нефтегазовая компания страны Statoil разведала пять скважин, однако обнаружила незначительные залежи углеводородов только в одной из них
Для Норвегии нефтегазовый сектор играет огромную экономическую роль. По подсчетам Еврокомиссии, на углеводороды приходится около 22% ВВП страны и 67% экспорта. Норвежские ресурсы покрывают более 20% газовых потребностей Евросоюза.
Однако с середины 2020-х годов эксперты прогнозируют спад объемов добычи в Северном море, поэтому страну спасут только новые значительные открытия.
По оценкам Норвежского нефтяного директората (NPD), запасы норвежской части Баренцева моря — это 65% еще не открытых морских ресурсов страны. Как в южной, так и в еще не разведанной северной части Баренцева моря может храниться до 1,4 млрд кубометров (8,6 млрд баррелей) нефтяного эквивалента.
Правительство Норвегии не торопится утверждать план по освоению ресурсов: ожидается, что он будет подготовлен в 2020 году. Это еще раз доказывает уверенность северных соседей в том, что Россия продолжит соблюдение условий договора 2010 года.
Теоретически разорвать соглашение позволяет Венская конвенция по договорам, но политологи уверены: чтобы открыто признать международный договор угрозой своим национальным интересам, российской власти в ближайшее время не хватит силы воли.
География
Берега Баренцева ( Мурманского ) моря. Из «Tabula Russiae», Джоан Блау, Амстердам, 1614 г.
Южная половина Баренцева моря, включая порты Мурманск (Россия) и Вардё (Норвегия), остаются незамерзающими круглый год из-за теплого дрейфа Северной Атлантики . В сентябре все Баренцево море более или менее полностью освобождается ото льда. До Зимней войны (1939–40) территория Финляндии доходила также до Баренцева моря. Его гавань в Петсамо была единственной незамерзающей зимней гаванью Финляндии.
В Баренцевом море есть три основных типа водных масс : теплая соленая атлантическая вода (температура> 3 ° C, соленость > 35), образовавшаяся в результате североатлантического дрейфа ; холодная арктическая вода (температура <0 ° C, соленость <35) с севера; и теплая, но не очень соленая прибрежная вода (температура> 3 ° C, соленость <34,7). Между атлантическими и полярными водами образуется фронт, называемый полярным фронтом. В западной части моря (недалеко от острова Медвежий ) этот фронт определяется рельефом дна и поэтому относительно резкий и стабильный из года в год, а на востоке (в сторону Новой Земли ) он может быть довольно размытым и устойчивым. его положение может заметно меняться в разные годы.
Земли Новой Земли достигли большей части своей прибрежной дегляциации в раннем голоцене примерно за 10 000 лет до настоящего времени.
Степень
Международная гидрографическая организация определяет пределы «Баренц море» [ так в оригинале ] следующим образом :
- На западе : северо-восточная граница Норвежского моря [линия, соединяющая самую южную точку Западного Шпицбергена [ sic ] с мысом Нордкап Медвежьего острова , через этот остров до мыса Булл и оттуда до Нордкапа в Норвегии (25 ° 45 ‘) E)].
- На северо-западе : восточный берег Западного Шпицбергена [ sic ], пролив Хинлопен до 80 ° северной широты ; южное и восточное побережье Северо-Восточного побережья до мыса Ли Смит ( ).
- На севере : мыс Ли Смит через острова Большой остров , Жиля и Виктория ; Мыс Мэри Хармсворт (юго-западная оконечность Земли Александры ) вдоль северного побережья Земли Франца-Иосифа до мыса Кольсаат ( ).
- На востоке : мыс Кольсаат до мыса Желания (Желание); западное и юго-западное побережье Новой Земли до мыса Куссова Нос и оттуда до мыса западного входа, бухта Долгая ( ) на острове Вайгач . Через остров Вайгач до мыса Гребень; оттуда на материк на мыс Белый Нос.
- На юге : северная граница Белого моря .
Другие острова в Баренцевом море включают Чайчи и Тиманец.
Фон
JW 51B
Конвой JW 51B состоял из четырнадцати торговых судов, перевозивших военные материалы в СССР — около 202 танков, 2046 автомобилей, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11500 коротких тонн (10 433 т; 10 268 длинных тонн) топлива, 12 650 коротких тонн (11 476 т; 11 295 длинных). тонн) авиационного топлива и чуть более 54 000 коротких тонн (48 988 т; 48 214 длинных тонн) других материалов. Их защищали эсминцы HMS Achates , Orwell , Oribi , Onslow , Obedient и Obdurate ; корветы класса « Цветок HMS Rhododendron и Hyderabad ; тральщик HMS Bramble ; и траулеры Визалма и Северная жемчужина . Командиром сопровождения был капитан Роберт Шербрук Р.Н. (флаг в Онслоу ). Конвой отплыл в разгар зимы, чтобы предотвратить атаки немецкой авиации, наподобие той, что разрушила Convoy PQ 17 . Отряд R (контр-адмирал Роберт Л. Бернетт ) с крейсерами HMS Sheffield и Jamaica и двумя эсминцами был независимо размещен в Баренцевом море для обеспечения удаленного прикрытия.
Операция Regenbogen
31 декабря немецкие войска, базирующиеся в Альтафьорде на севере Норвегии, под командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на корабле « Адмирал Хиппер» отправились в плавание в Унтернемен-Регенбоген (операция «Радуга»). После Convoy PQ 18 силы ждали атаки следующего арктического конвоя, но их временное приостановление британцами во время операции «Факел» в Средиземном море и операции FB , направление отдельных кораблей в Россию, не дало возможности начать операцию. В состав сил вошли тяжелые крейсеры Admiral Hipper , Lützow (переименованные в Deutschland ) и эсминцы Friedrich Eckoldt , Richard Beitzen , Theodor Riedel , Z29 , Z30 и Z31 .
Природа
С давних времен воды Баренцева моря, необыкновенно богатые рыбными ресурсами, кормили жителей побережья. Спустя века его роль ничуть не отошла на второй план: на данный момент здесь водится около 114 видов рыб, при этом активно вылавливаются треска, пикша, камбала, морской окунь, сельдь. Однако с растущими потребностями человека, порой берущего от природы даже сверх того, что ему действительно необходимо, Баренцеву морю угрожает серьезное нарушение его природного баланса. Более того, до сих пор морской подводный мир испытывает на себе последствия искусственного разведения камчатских крабов в Баренцевом море, которым в 60-70 гг. XX в. занимались советские специалисты
Теперь популяция крабов растет не по дням, а по часам, ставя под угрозу целостность местной природной биосистемы.Особенное внимание Баренцево море привлекает в свете погони развитых стран мира за новыми месторождениями нефти и газа, многие из которых сконцентрированы в Арктике. Континентальный шельф, над которым разливаются воды Баренцева моря, скрывает огромный топливный потенциал
В связи с этим Баренцево-морская область оказалась в самом центре правового конфликта между Норвегией и Россией. Но 27 апреля 2010 г. Россия и Норвегия подписали договор о разделе границ в Баренцевом море.Вполне естественно, что ученые уже начинают бить тревогу: море и так сильно страдает из-за промысловой деятельности человека и нет твердой гарантии от загрязнения его вод в процессе добычи нефти и ее транспортировки. Это может обернуться катастрофой для всего живого в этой области. Уже сейчас остро стоит проблема радиоактивного загрязнения Баренцева моря: здесь во второй половине XX в. были захоронены ядерные отходы, которые с течением времени все больше дают о себе знать.
Общая информация
Впадающие реки: Печора, Индига.
Крупнейшие острова: архипелаги Новая Земля, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа.
Важнейшие порты: Мурманск (Россия), Вардё (Норвегия), Лонгйир (Шпицберген, Норвегия).
Важнейшие аэропорты: в городах Мурманск, Киркенес (Норвегия), Лонгйир (Шпицберген, Норвегия).
Климат и погода
Полярный морской.
В зимнее время около 75% водной поверхности покрывается льдом (судоходной остается только юго-западная часть моря).Средняя температура лета: +1ºС. ,+10ºС.
Средняя температура зимы: до -22ºС…-25ºС.
Среднее количество осадков: 250-500 мм.
Экономика
Рыболовство (сельдь, морской окунь, пикша, треска и т. д.), китобойный промысел.Транспортное судоходство (важный путь сообщения России с Северной Европой).Добыча угля, начавшаяся с начала XX в. на Шпицбергене, в 2007 г. российским объединением «Арктикуголь» прекращена — по причине ее убыточности.Сфера услуг: полярный туризм, в том числе рыбалка, на Шпицбергене.В перспективе возможно развитие нефтедобывающей и газодобывающей промышленности.
Достопримечательности
Мурманск
- Мурманский океанариум
- Храм Спаса на Водах
- Площадь Пяти Углов (главная площадь города)
- Семёновское озеро
- Мемориал Защитников Советского Заполярья
- Мемориал в честь моряков, погибших в мирное время
Шпицберген (Норвегия)
- Гора Ньютон (1712 м)
- Национальные парки и заповедники архипелага
Для России Баренцево море важно не только как судоходный путь к соседним европейским странам, но и как база Северного флота ВМС России, созданного в 1933 г. как Северная военная флотилия
На данный момент именно он считается самым мощным и технически оснащенным военным флотом России.
Хотя освоение Баренцева моря началось еще а XI в., технологии, позволяющие беспрепятственно проходить оледеневшие участки, появились не так давно, в середине XIX в. Одно из первых в мире судов, приспособленных для путешествий по замерзшим водным участкам, ледокол, — появилось в 1864 г. в России, а англичанами первый арктический ледокол был выпущен лишь в 1898 г. Можно себе представить, каких трудов стоило мореплавателям XVI-XVII вв. преодолевать сложные маршруты Баренцева моря, когда со сменой сезонов возникала угроза остаться зимовать посреди ледяной пустыни (именно такая судьба ждала последнюю экспедицию Виллема Баренца).
В области Баренцева моря может наблюдаться оптический эффект Новой Земли. Суть его заключается в том, что признаки восхода солнца проявляются раньше его фактического появления. В зависимости от сочетания атмосферных факторов солнечный свет может появиться как прямая линия или четырехугольник.
На норвежском острове Западный Шпицберген России принадлежит поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант. Российские граждане могут посещать весь архипелаг без визы.