Народы россии: башкиры

Традиционный плов

Плов — национальное узбекское блюдо, которое в обязательном порядке сопровождает любое крупное событие в жизни, будь то появление на свет ребенка или окончание службы в армии. Не может обойтись без него и такое важнейшее событие, как свадьба. Каждая узбекская свадьба начинается с приготовления традиционного плова или «нахор оши». По традиции его готовят в доме невесты. В прежние времена накануне свадьбы семья жениха передавала в дом невесты огромное количество продуктов: живых баранов, десятки килограммов риса, лука и моркови. Всю ночь родственники невесты готовили из этих ингредиентов плов в гигантских казанах, так, чтобы его хватило не только родным, но и соседям, и просто знакомым. Варят его исключительно мужчины, как со стороны жениха, так и со стороны невесты: они же и приглашаются на праздничный завтрак. Он продолжается около 2 часов, и, помимо главного блюда, к столу подают также чай и лепешки. Пока гости угощаются пловом, приглашенные артисты развлекают их национальными песнями и танцами. Игнорирование приглашения на утренний плов или опоздание на мероприятие узбеки считают проявлением крайнего неуважения к хозяевам.

Какая религия у башкир сейчас? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Башкирия в составе России

История Башкирии со второй половины XVI века неразрывно связана с историей Российского государства — сначала царства, затем империи, после — СССР и современной Российской Федерации. Во время правления Ивана IV Грозного началось значительное расширение территорий на Запад и Восток. Против Казанского и Сибирского ханства первый русский царь выступил войной, к Башкирии же отношение было иным: Иван IV призвал народ добровольно стать частью Русского государства, пообещав сохранить автономность управления, религию и другие права. На территории Башкирии сохранялось войско, землёй местные правители распоряжались по своему усмотрению. Взамен Россия помогала в отражении внешней агрессии и получала ясак — налог пушниной и мёдом, которые высоко ценились в западной части континента.

В 1555—1556 годах башкиры отправили в Москву посольство, члены которого обсудили условия интеграции. А в 1557 г. был подписан официальный документ — сначала северо-западная, а затем и восточная часть Башкортостана присоединилась к Русскому государству. Правители Башкирии получили особые жалованные грамоты, согласно которым закреплялось их право на управление территорией, сохранение религии (ислама, в то время как Русь была по большей части православной) и другиеправа и обязанности. Исключительность отношений между коренным народом и Россией нашла отражение в «Соборном Уложении» — своде законов царства, принятом в 1649 году. Русским дворянам, боярам и чиновникам запрещалось покупать, менять, принимать в заклад у башкир их земли. Наказанием за нарушения закона (и, следовательно, территориальной целостности Башкирии) служила государева опала и конфискация всего имущества.

В 1574 году был заложен первый камень в Уфимском остроге. Некогда первая русская крепость на территории Башкирии сейчас стала столицей республики и носит название город Уфа.

Генетика башкир

Основная доля Y-хромосом в субпопуляциях башкир относится к мутациям R-M269, R-M73, SRY10831.2 и N-tatчто соответствует распространённой в Западной Европе и на Южном Урале гаплогруппе R1b (R-M269 и R-M73) и распространённым в Восточной Европе и Средней Азии гаплогруппам R1a (SRY10831.2) и N (N-tat). Частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и достигает в отдельных субпопуляциях 86 %, что, очевидно, связано с присутствием кроманьонского дотюркского субстрата.

Митохондриальная ДНК

Большинство типов мтДНК башкир (60 %) соответствует линиям мтДНК Европы и Ближнего Востока, что свидетельствует об общих предковых линиях мтДНК, специфичных для европейцев. С другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Восточной Евразии, также достигает больших значений (до 40 %). Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир.

Этноним

Не существует общепринятой этимологии слова башҡорт. Наиболее распространены следующие версии:

  • У башкирского историка Р. Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — «главный, основной» и ҡор(т) — «род, племя».
  • По версии исследователей XVIII века В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает «главный волк».
  • Антрополог и этнолог Р.М.Юсупов считал, что интерпретация этнонима ‘башҡорт’ в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время, имел ираноязычную основу в форме «бачагург», где «бача» – потомок, ребенок, дитя, а «гург» – волк (иран.) . Другой вариант этимологии этнонима ‘башҡорт’ по мнению Р.М.Юсупова связан также с иранским словосочетанием «бачагурд» и переводится как «потомок, дитя богатырей, витязей». В этом случае «бача» переводится так же с иранского, как «дитя, ребенок, потомок», а «гурд» – «богатырь, витязь». После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд – бачгурд – бачгорд – башҡорд – башҡорт.
  • Венгерский исследователь Дьёрффи Дьёрдь полагает, что этноним башҡорт этимологически связан с хантыйским словом башкёр ‘росомаха’. Росомаха, по народным преданиям хантов и других угорских народов, вывела обских угров на их современную территорию. Примечательно в связи с этим то, что по преданиям башкир путеводителем их народа на Урал был волк. В том и другом случае определённое животное выступает тотемом для обозначения целого народа; если для обских угров это была росомаха, то для древних башкир – это был волк.
  • В 1847 году историк-краевед В. С. Юматов писал, что башҡорт означает «пчеловод, хозяин пчёл».
  • Российский историк и этнограф А. Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает «отдельный народ».
  • По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н. А. Баскакова слово башҡорт состоит из двух частей бадж(а) — «свояк», (о)гур — «угр» и означает «свояк угров.
  • По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) — легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик.
  • Согласно Д. М. Данлопу (англ.)русск. этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть «пять племён, пять угров». Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны.

Знатные башкиры

  • Ильдар Абдразаков ,
  • Салават Юлаев , национальный герой Башкирии
  • Зеки Велиди Тоган , историк, тюрколог, лидер башкирского национального движения начала 20 века.
  • Шайхзада Бабич , башкирский поэт, писатель и драматург. Участник башкирского национально-освободительного движения, один из членов правительства Башкирии (1917–1919).
  • Шагит Худайбердин , коммунист-революционер
  • Тагир Кусимов , советский военачальник
  • Мустай Карим , башкирский советский поэт, писатель и драматург. Был назван Народным поэтом Башкирской АССР (1963), Героем Социалистического Труда (1979), лауреатом Ленинской премии (1984) и Государственной премии СССР (1972).
  • Загир Исмагилов , композитор и педагог
  • Муртаза Рахимов , первый президент Башкортостана
  • Лясан Утяшева , (мать-башкирка) телеведущая, светская львица и бывшая художественная гимнастка
  • Алина Ибрагимова , скрипачка
  • Моргенштерн , рэпер и интернет-личность

Смесь стилей

Так географически сложилось, что татары проживали между Европой и Русью, Востоком и центральной Азией. На протяжении веков происходил контакт с ними. Сначала Русь была захвачена Татарами, а после падения Орды они вошли в состав Руси, христианского государства. Естественно, это привело к смешению стилей архитектуры храмов.

Первые мечети больше напоминали крепости, так как Орда без конца находилась в состоянии войны. Тогда было не до красоты и в ходе этих боев многие храмы были разрушены. Восстановление и постройка новых начались, когда татары уже вошли в состав России. К проектам мечетей приложили руки не только исламские строители и инженеры, но и христианские.

А самым ярким примером сотрудничества двух конфессий стала Анаповская мечеть в городе Казань. Ее строительство началось при царствовании Екатерины 2 в 1768 году, под личным руководством императрицы.

Причем смешивание происходило и в быту, речи, письменности, да и межнациональные браки не редкость. Татары и русские контактировали веками и заимствование было в обе стороны.

Обычаи гостеприимства

Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.

Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.

Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки

Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье

С помощью подарков их задабривали.

Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища

Также перед едой требуется прополоскать рот.

Башкиры

— тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Древность и Золотая Орда

Первые следы пребывания человека на территории современной Республики Башкортостан относятся к раннему и среднему палеолиту — то есть, эпохе, длившейся более 300 тысяч лет назад. Стоянка «Мысовая», где были обнаружены рубила, ручные остроконечники и другие орудия труда палеолитического человека, была открыта в 1955 году. Она сохранилась до сих пор.

Люди жили в Башкирии постоянно — об этом свидетельствуют многочисленные стоянки, обнаруженные на территории Южного Урала археологами: Кызыл-Яр-2, Утюльган-8, пещера Иманай, Шульган-Таш и другие.

Башкирский народ сформировался как самостоятельный этнос в первом тысячелетии нашей эры. Антиковед Соломон Яковлевич Лурье утверждал, что башкиры упоминаются как аргиппеи в трудах древнегреческого историка Геродота, датируемых V веком до нашей эры. А востоковед Ахмет-ЗакиВалиди отождествлял народы будущей Республики Башкортостан и племя пасиртаев, упоминаемое в трудах Клавдия Птолемея (II век нашей эры). В китайской «Книге Суй» (VII век нашей эры) среди племён, которые авторы-составители называют «телесскими», встречаются баушкили — это древнекитайское название башкиров. Бушками их называют в «Армянской географии» VII века. Однако первые письменные источники датируют упоминание этноса серединой IX столетия. Арабский историк и путешественник СалламТарджеман впервые называет в своём описании самоназвание народа — «башкорт». В X—XIII веках большая часть современной республики являлась частью государства Волжская Булгария.

Однако в XIII веке всё изменилось. Это было время, когда на запад шла мощная и устрашающая Золотая Орда под предводительством первого великого хана Монгольской империи Чингисхана. Башкирский народ в течение 14 лет (с 1220 по 1234) воевал с монголами, оказывая упорнейшее сопротивление продвижению ордынцев на запад. Даже в «Сокровенном сказании монголов» — историческом памятнике монгольского народа, — башкиры отмечены среди народов, сопротивлявшихся татаро-монгольскому нашествию сильнее всего.

В течение двух веков вся территория, где жили башкиры, входила в состав Улуса Джучи. При этом фактически они были государством в государстве — татаро-монгольские правители вручили им ярлыки, означавшие автономию местных правителей. Управляли территориями князья-бии. В конце XIV века состоялась битва при Кондурче, названная впоследствии «битвой народов». В сражении участвовали армии Тохтамыша — хана Золотой Орды и Тамерлана — эмира Самарканда. Золотоордынцы проиграли, их империя распалась. В течение следующих полутора столетий территория современного Башкортостана переходила под контроль Ногайской орды, Казанского, а затем Сибирского ханства.

Культура

Праздники

Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из который самых старых праздников является прилет грачей,  символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.

Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.

Фольклор

Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.
Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили 

выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.

Как провожали умершего?

Ислам оказал большое влияние на погребально-поминальные обряды башкир. Но можно было встретить и элементы доисламских верований.

Процесс похорон включал пять этапов:

  • обряды, связанные с охраной покойника;
  • подготовка к погребению;
  • проводы умершего;
  • захоронение;
  • поминки.

Если человек был при смерти, то к нему приглашали муллу или человека, знающего молитвы, и он читал суру “Ясин” из Корана. Мусульмане верят, что это облегчит муки умирающего и отгонит от него злых духов.

Если человек уже умер, то его клали на жесткую поверхность, вытягивали руки вдоль тела и клали на грудь поверх одежды что-то жесткое или лист бумаги с молитвой из Корана. Покойный считался опасным, и поэтому его охраняли, а хоронить старались как можно быстрее — если умер утром, то до полудня, а если после полудня, то до первой половины следующего дня. Один из пережитков доисламских времён — приносить покойному милостыню, которая потом раздавалась нуждающимся. Увидеть лицо покойника можно было до обмывания. Тело обмывали специальные люди, которые считались важными наряду с копателями могилы. Им же вручали и самые дорогие подарки. Когда в могиле начинали копать нишу, тогда начинался процесс обмывания покойника, в котором принимали участие от 4 до 8 человек. Сперва обмывающие совершали ритуальное омовение, а затем мыли умершего, обливали водой и вытирали насухо. Затем покойника заворачивали в три слоя в саван из крапивной или конопляной ткани, а между слоями ставили листок с аятами из Корана, чтобы умерший мог ответить на вопросы ангелов. Для этой же цели на груди покойника имитировалась надпись “Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад Его Пророк”. Саван перевязывался веревкой или полосами ткани над головой, в поясе и на коленях. Если это была женщина, то до заворачивания в саван на неё надевали платок, нагрудник и штаны. После обмытия покойника перекладывали на покрытый занавесью или ковром луб.

При выносе покойника давали в дар живность или деньги тому, кто будет молиться за душу умершего. Им обычно оказывался мулла, а всем присутствующим раздавали милостыню. По поверьям, чтобы покойник не вернулся, его выносили вперёд ногами. После выноса дом и вещи омывались. Когда до ворот кладбища оставалось 40 шагов, читалась особая молитва — йыназа намаз. Перед погребением снова читалась молитва, и умершего на руках или полотенцах опускали в могилу и укладывали лицом к Каабе. Нишу прикрывали досками, чтобы земля не попадала на покойника.

После того как на могилу попадал последний ком земли, все усаживались вокруг холмика и мулла читал молитву, а в конце раздавалась милостыня. Процесс похорон завершали поминки. Они, в отличие от похорон, не были религиозно регламентированы. Их справляли на 3, 7, 40 день и через год. На столе, кроме национальных блюд, обязательно была жареная еда, так как башкиры верили, что этот запах отгонял злых духов и помогал умершему легко ответить на вопросы ангелов. После поминальной трапезы на первых поминках раздавали милостыню всем, кто участвовал в похоронах — мулле, охранявшим покойника, обмывавим и копавшим могилу. Часто, кроме рубах, нагрудников и других вещей, давали мотки ниток, что, согласно древним поверьям, символизировало переселение души с их помощью. Вторые поминки устраивались на 7 день и проходили так же, как и первые.

Поминки на 40 день были главными, так как считалось, что до этого момента душа умершего бродила вокруг дома, а на 40 окончательно покидала этот мир. Поэтому на такие поминки приглашалась вся родня и накрывали щедрый стол: “гостей принимали как сватов”. Обязательно забивали лошадь, барана или телку и подавались национальные блюда. Приглашенный мулла читал молитвы и раздавалась милостыня.

Поминки повторялись через год, которые завершали похоронный обряд.

Социальная структура в досоветское время

В рейтинговой таблице получено служебное дворянство России Башкир Тархан / бий Фахретдин Ишмухаметович Уметбаев (р. 1831)

У башкир, как и у некоторых обществ Средней Азии и Кавказа, всадник в доспехах , в основном представители низшего дворянства, просуществовал до начала XIX века . Иллюстрация 1812 г.

Со времен средневековья в племенном объединении башкир сложились иерархические классовые различия. Поместьями башкирского общества были:

  1. высшее дворянство из некоторых аристократических семей, в основном татаро-монгольского происхождения ( мирза ),
  2. вожди племен ( бий или тарчан ),
  3. низшее дворянство в военной свите ( асабэ ),
  4. свободные крестьяне ( ясаклы ),
  5. эти бедные фермеры ( tipter ), этническая группа, гетерогенная
  6. безземельные крестьяне ( сравнимые с батраками-батраками) и
  7. группы кочевников ( таснак ).

Многие политические вопросы дворяне уже решали исключительно, но в консультации друг с другом. Тем не менее, в отличие от соседних татар, башкиры не создали централизованного государства под одним правителем. В 17/18 Век под Кучук Султан и его сыновья в сопротивлении России тенденция к централизации, но это длилось недолго.

(Tipter Teptyar ) имущество состояло из безземельных людей этнически гетерогенного происхождения , которые осели на башкирских землях, большинство из которых были татары, которые бежали на востоке башкир от несуществующего Казанского ханства . Но в этой группе встречаются и представители соседних финно-угорских народов. За право пользования своей землей они платили башкирским помещикам земельную ренту. В результате восстаний XVIII века эта обязанность платить была снята, и тептяры превратились в свой собственный военный класс.

История

Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было многозверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.
 

Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось

Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым

В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.

Как проходит торжество?

Свадебные церемонии чеченского народа изобилуют различными интересными обрядами и красивыми церемониальными жестами. С самого раннего утра невеста проходит через несколько ритуалов, первым из них становится купание. Комнату молодой окуривают различными благовониями, наполняют ванну водой и наливают в нее травяные настои.

Потом девушка надевает платье. Необходимо, чтобы оно было непременно в пол, с хорошо закрытыми плечами, руками, спиной и зоной декольте, а на голову повязывается праздничный платок. На подол обычно крепят острую иглу, а в руки молодой дают небольшой платочек с лентой и небольшой серебряной монетой. Эти подарки девушка затем будет беречь всю оставшуюся жизнь: считается, что они являются ее оберегом, защищающим от недобрых сил, нищеты и бедности. Еще с вечера девушка собирает свои вещи, куда родственники тайком укладывают абрикосовые косточки или фасоль: таким образом они желают молодой плодовитости и скорейшего появления первенца.

Тем временем в доме жениха начинается подготовка к торжеству. Именно сюда приезжает кортеж, состоящий из большого количества дорогих и красивых машин, причем самое лучшее авто предназначено для девушки. Этот кортеж едет к невесте, где мулла вместе с молодыми считает специальные суры из Священного Корана. Потом шафер трижды обводит девушку вокруг домашнего очага, а затем символично разрывает веревку – этим он как бы отрывает молодую от дома ее родителей. Девушка садится в автомобиль и направляется к дому своего будущего мужа.

Обычно родственники девушки всячески препятствуют отъезду кортежа. Они натягивают веревки или ставят самые разнообразные препятствия, чтобы получить калым. Все собранные в ходе этого ритуала деньги потом отдают невесте, тем самым подчеркивая, что именно она становится хозяйкой в семье. В доме мужчины мулла завершает свадебный обряд, и с того момента пара становится уже женатой. По пришествии в дом мужчины девушку поджидает еще одна проверка: на пути к жилищу свекрови ее ждет небольшой ковер и метла.

Согласно обычаям родственницы мужчины должны осыпать девушку деньгами и конфетами, а затем налить в ложку смесь меда с маслом и дать отпить сначала свекрови, а затем самой молодой. В этот момент обычно раздаются выстрелы, которые призваны отпугнуть злых духов. Это может быть только духовое ружье, поскольку огнестрельное оружие в Чечне запрещено официально. Традиционно чеченские свадьбы проводят в ресторане, поэтому из дома супруга девушку забирает шафер и приводит к месту торжественного мероприятия, где для нее, в соответствии с традициями, отведено место в самом углу.

Банкет

Надо сказать, что церемония празднования брака для девушки довольно непроста: несмотря на то, что на свадьбу может прийти каждый желающий, сама молодая весь вечер обязана находиться в дальнем углу, при этом ей запрещено и пить, и есть, и даже перемещаться. Время от времени к ней может подходить подруга или родственницы, но усадить ее за стол может только свекровь либо золовка, и то в самом конце церемонии, предварительно сняв с нее фату.

А вот молодой супруг совсем не попадается на глаза гостям свадьбы: он празднует в отдельном зале вместе со своими ближайшими друзьями. Все остальные приглашенные располагаются в большом зале. Обычно мероприятие проводит имал-тамала, который и руководит процессом, он же объявляет начало танцев. Обычно танцпол разделяют на две зоны: в одной части танцуют дамы, в другой мужчины. Совместные танцы здесь не допускаются.

За столом мужчины также сидят обособленно от женщин, при этом они располагаются по старшинству. Маленьким детям вовсе места не отведено – они проводят время возле накрытого стола. Семья невесты обычно не принимает участия в этом мероприятии, поэтому для них такой праздник скорее грустное событие.

Подарки

В конце праздника на чеченской свадьбе принято дарить подарки. Обычно они выбираются с учетом статуса молодого супруга: чем он выше, тем дороже должен быть подарок. В прежние годы чаще всего дарили бытовую технику, ковры, домашний скот. В наше время предпочтение все чаще отдают деньгам с тем, чтобы супружеская чета сама смогла распорядиться средствами и приобрести то, что им нужно.

С подарками связана еще одна интересная традиция, уходящая корнями в старые времена. Существовал такой обычай: если женился брат, то его сестра первой открывала чемодан его жены, смотрела вещи и брала то, что ей нравится. По всей видимости, девушкам не очень хотелось расставаться с дорогими предметами, поэтому они стали готовить подарок для своей золовки: как правило, это кольцо или другое украшение, которое они кладут прямо на чемодан. Таким образом, сестра мужа понимает, что этот презент для нее, и ни на что более не претендует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector