Народы россии: лезгины

Хозяйство

Становление земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства у лезгин, как и во всем Дагестане, произошло в неолите (конец VII-VI в. до н. э.). На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных.

Прекращение кочевнического давления способствовало установлению в ХVI-ХIХ вв. естественной хозяйственной специализации по природно-географическим зонам, с наложением на них естественно-экономических зон и основных хозяйственно-культурных ареалов: 1) равнинно-нижепредгорный ареал оседлых пашенных земледельцев и стационарных скотоводов; 2) среднегорный ареал оседлых пашенных (террасовые поля) земледельцев и отгонных скотоводов (в форме трансюманса); 3) высокогорный ареал оседлых подвижных скотоводов и пашенных (склоновые поля) земледельцев.

Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное (главным образом овцы). Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарство. До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

ЛЕЗГИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ КОРЕННЫМ НАРОДОМ РЕГИОНА, исторический ареал расселения которого юг Дагестана и несколько районов на севере Азербайджана.

Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. п. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т. п. Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др.

В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры (табак), произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у азербайджанских лезгин), животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Терминология и классификация

В дореволюционной литературе под наименованием «лезгинские» языки порой ошибочно фигурировали разные дагестанские языки. И. А. Гюльденштедт (1745—1781), описывая путешествие по Кавказу, привёл следующий перечень языков: «Лезгинские: анцугский, джарский, хунсагский, дидойский». Первые три являются диалектами аварского, а последний — одним из языков аваро-андо-цезской ветви. Классификация, предложенная И. А. Гюльденштедтом, тут же оказалась ошибочной.Также он ошибочно в состав аварцев включил лезгиноязычные общества Ахтыпара и Рутул. Ещё одна ошибочная классификация была дана Клапротом, который под названием «лезгинские» языки указал аварский, акушинский, казикумухский (то есть лакский) и другие.

В Списке народностей СССР, составленном в 1927 году по материалам Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран, языки агул, арчинцев, будугов, джеков, крызов, рутульцев, табасаран, удин, хапутцев, хиналугцев и цахур отмечены как принадлежащие к «».

По классификации немецкого лингвиста А. Дирра кюринская подгруппа делится на две части:

  • самурская: агульский, собственно кюринский (то есть лезгинский), рутульский, табасаранский, удинский и цахурский языки
  • шахдагская: будухский, джекский (то есть крызский), гапутлинский и хиналугский языки.

Советский лингвист Р. М. Шаумян, обследовавший в 1937 году гильский диалект лезгинского и шахдагские языки, в одной из своих статей высказал мнение, что термин «шах-дагская подгруппа» несостоятелен, поскольку им нельзя в едино объединить языки (крызский и будухский с одной стороны и хиналугский с другой), которые различны на уровне лексики и грамматики.

Другим названием языков лезгинской группы является Самурские языки. Стоит отметить, что этот термин также включал разный перечень языков. Так, по приблизительной схеме дагестанских языков, описанной в Литературной энциклопедии А. Л. Шамхаловым, выделяется Лезгинская группа, состоящая из лезгинского, табасаранского и самурских (агульского, будугского, джекского, крызского, рутульского, удинского, хапутлинского, хиналугского и цахурского) языков. То же самое повторяет 1-е издание БСЭ (В 1-м издании БСЭ встречались также наименования «кюринская (лезгинская) языковая группа» и «кюринская языковая группа»).

По 2-му изданию БСЭ «Самурские языки» состоят из агульского, арчинского, рутульского, табасаранского, цахурского и шахдагских языков — будухского, джекского и хиналугского (то есть без удинского, но с включением табасаранского).

По классификации, разработанной русским лингвистом Н. Трубецким, состав лезгинских языков следующий:

  • Самурская группа
    • северо-восточная подгруппа (агульский, кюринский и табасаранский);
    • юго-восточная подгруппа (будухский, джекский, рутульский и цахурский);
  • арчинский язык;
  • удинский язык;
  • хиналугский язык.

В настоящий момент в составе лезгинских языки выделяются следующие группы:

  • арчинский язык
  • удинский язык
  • восточнолезгинская — лезгинский, табасаранский и агульский
  • рутульско-цахурская — рутульский и цахурский;
  • шахдагская — крызский и будухский.

Четыре подгруппы образуют так называему собственно лезгинскую группу, противопоставленную удинско-агванской группе. Таким образом, удинский язык (и его предок агванский язык) занимает в составе группы наиболее периферийное положение: он раньше всего отделился от пралезгинского языка (по разным оценкам, 3-3,5 тыс. лет назад).

По наиболее современной классификации в 2018 году хиналугский язык не признается частью лезгинской ветви, а образует отдельную ветвь в составе нахско-дагестанской (восточно-кавказской) семьи языков[источник не указан 991 день].

Лезгинские праздники

Цуькверин сувар – Арбе, или Праздник цветов

, отмечали в конце мая – начале июня, как только горы покрывались зеленью. Тамадой, или шахом, праздника каждый год избирали наиболее предприимчивого и весёлого мужчину в поселении. В назначенный день празднующие отправлялись в поход за цветами. Они надевали свою самую красивую одежду, заготавливали запас еды. Зурнач и барабанщик зазывали людей весёлыми песнями. В полночь участники празднества уходили из селения и отправлялись в горы, где танцевали, пели, состязались, собирали цветы для украшений и крапиву, щавель, черемшу для пирогов. К вечеру первого дня возвращались домой. Молодых людей встречали старики, которым отдавали собранные цветы.

ПIинийрин сувар – Кiару, или Праздник черешни,

– традиционный день земледельцев и скотоводов. Праздновали в садах в конце июня, и готовились к нему все лезгины и лезгинки в селении. Джигиты объезжали коней, надевалась нарядная одежда, проводили скачки, пели песни и народные сказания. Плясались народные танцы. Девушки пели хором и по одиночке лирические или специальные обрядные песни.

Яран сувар, иными словами, Новый год

, лезгины отмечали весной. К празднику готовили различные угощения и сладости, подарки для родственников и друзей. Отмечали масштабно, всем селом. С самого утра по домам ходили молодые люди, надевшие овечьи шкуры наизнанку, и дети с сумками чанта, в которые складывали подаренные лакомства. Днём угощали гостей. Вечером по всему селу разжигались костры, вокруг которых танцевали и через которые, чтобы очиститься от грехов и защититься от болезней, прыгали. Существовал обычай «кражи огня». Человек, которому удавалось «украсть» чужой костёр, считался ловким и мужественным, хозяин дома, упустивший огонь, напротив, позорил себя.

Ночью 22 марта по всему аулу палили в ружья и спускали с близлежащих склонов гор огромные подожженные колёса. Молодые люди устраивали салют, запуская в небо горящие деревянные пропеллеры. Зажиточные семьи на новый год готовили семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, сушёных ножек и головы барана. Одно из блюд, гитI, было обязательным к приготовлению. Крутили раскрашенные куриные яйца: побеждал тот, у кого яйцо крутилось дольше. Яр (по разным источникам, данное название произошло либо от имени древнего лезгинского бога весны, либо обозначало краску, утренние лучи солнца или слово «любимый»/»любимая») продолжался пятнадцать дней: с 22 марта по 6 апреля. Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую.

С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты. Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду. В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека.

  1. nazaccent.ru

Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.

Народный танец, известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше

Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец — тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

История и расселение лезгинов

Лезгины – это потомки древнейшего населения Южного Дагестана. В IХ-Х вв. эти территории упоминаются в арабских источниках как «царство лакзов». В Средние Века вокруг крупных селений лезгин (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре) образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие.

Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В XVIII в. часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств. В конце XVIII в. село Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812 года – столицей самостоятельного Кюринского ханства, которое сразу же после образования вошло в состав России. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины.

Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. территория лезгин окончательно вошла в состав Российской Империи и перед революцией входила в Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских. Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

По данным переписи населения 2002 г., на территории России проживает более 411 тысяч лезгин. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана.

Название

Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби».

В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.

Христианство доминирует в Абхазии

Абхазия или Апсны по-грузински — это регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Исторически в её состав входило и входит 7 областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.

В настоящее время Абхазия считается частично признанной Республикой Абхазия. Грузия считает Абхазию частью своей территории и согласно документам ООН она признается Абхазской Автономной Республикой.

Новоафонский монастырь в ходе реконструкции 2014 года. Новоафонский монастырь считается одной из главных святынь Абхазии, где большинство н7аселени себя считают христианами. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство населения Абхазии признает себя христианами. Именно поэтому можно достаточно легко ответить на вопрос: какая религия у абхазцев. При этом по состоянию на 2003 год среди жителей Абхазии:

  • 64 % — христиане, как правило, православные;
  • 14 % — мусульмане, как правило, сунниты;
  • 8 % — атеисты;
  • 3 % — приверженцы абхазской религии;
  • 3 % — язычники;
  • 2 % — прочие конфессии;
  • 6 % затруднились ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности.

64%
столько абхазов считает себя христианами

Институтом Востоковедения РАН в 1994 — 1998 годах, были проведены исследования, которые показали, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. На это указывает то, что христиане в Абхазии редко посещают церкви.

Абхазские мусульмане едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто из верующих читает Библию или Коран. Кроме того, исследователи отмечают, что религиозные праздники христиане, мусульмане и представители традиционной абхазской религии отмечают совместно религиозные праздники.

Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии. Фото: ic.pics.livejournal.com

Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Религиоведы говорят о том, что абхазская религия — это уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества Поэтому её можно признать реликтом, дожившим до наших дней.

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, два монастыря. Также в стране иметься, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви, синагога. В любом случае большинство абхаз — это христиане или мусульмане.

Дела семейные

Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться. Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой.

Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью.

Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни. Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она – новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг.

Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому. Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели.

Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку – значит, опозорить себя на всю общину.

В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения.

Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества.

Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась.

Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться.

По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших. Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения.

Поселения

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум); 2) хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3) отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг-запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию

Исследования, проведенные в 1994 — 1998 годах Институтом востоковедения РАН, свидетельствуют о том, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм).

Многие из них, при этом, считают себяихристианами или мусульманами. Это отражается во многих сторонах жизни абхазов.

Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания. Фото: planetguide.ru

Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями. Так, например, значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия.

Кроме того, они не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Что же касается абхазов-мусульман, то они едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку.

Абхазские христиане и мусульмане не читают Евангелие и Коран.

Большинство абхаз не читает Евангелия или же Корана, кроме того, христианские, мусульманские и традиционные праздники отмечаются в Абхазии совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. Это обстоятельство позволяет некоторым религиоведам утверждать, что абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма. Также утверждается, что она представляет собой реликт, доживший до наших дней.

Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом. Фото: cdn1.img.sputnik-abkhazia.info

Христианство неоднозначно относится к традиционной национальной религии Абхазии. Так, например, в абхазской национальной религии присутствует обожествление человека, что неприемлемо для христиан.

Кроме того, традиционно, за абхазским застольем первый тост звучит как «уа Анцәа улха ҳат» (о Анцва, освети нас лучами своими).

Христианам также запрещено произносить такой тост, так как это трактуется как «вспоминаешь бога только тогда, когда тебе хорошо». Также этот тост не поднимают за Аллаха, Иисуса Христа, иудейского Бога и т.д.

Культура

Античный лесгинский ковер, восточный Кавказ, ок. 1880 г.

Материальная культура существенно влияет на Азербайджан, особенно лезгин, проживающих в Азербайджане. В народных песнях центральное место занимают лирические песни танцевального персонажа с яркими инструментальными фрагментами; Сама инструментальная музыка полна мелизматики. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространенная у народов Кавказа. Есть более спокойный мужской танец Зарб макам, а также неторопливые танцы Ахтынский чай Перизат Ханум Усейнель, Бахтавар.

Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Лезгинский государственный музыкально-драматический театр им. С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Гусаре.

Языки

В Лезгинский язык принадлежит к Лезгическая ветвь из Северо-восточная кавказская языковая семья (с Агуль, Рутул, Цахур, Табасаран, Будух, Хыналуг, Джек, Хапут, Крыц, и Уди).

Лезгинский язык имеет три тесно связанных (взаимно понятных) диалекта: куринский (также называемый гуней или курах), ахти и куба. Куринский диалект является наиболее распространенным из трех, и на нем говорят на большей части лезгинских территорий в Дагестане, включая город Курах, который исторически был важнейшим культурным, политическим и экономическим центром лезгинского края в Дагестане и бывшая резиденция Куринского ханства. На ахтинском диалекте говорят в юго-восточном Дагестане. В Куба диалект, наиболее тюркизированный из трех, широко распространен среди лезгин северных Азербайджан (назван в честь города Куба, культурного и экономического центра региона).

Религии

Сегодня лезгины преимущественно Мусульмане-сунниты, с Шииты меньшинства, проживающие в селе Мискинджа в Дагестан.Основной тип поселения у лезгин — село («хур»). Что касается социальных групп, лезгинское село разделено на кварталы. Распространен крупный территориально связанный поселок (один квартал — один тухум). В каждом селе была мечеть, сельская местность — Ким, сход жителей (мужская часть) на сельское собрание для решения важнейших вопросов общественной жизни села.

Танец

Лезгины танцуют лезгинку в селе Ахти, 1900 г.

У многих народов Кавказа распространены лезгинский танец, в том числе сольный, мужской и парный, в танце используется 2 образа. Человек движется по пути «орла», чередуя медленный и быстрый темп. Наиболее эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он стоит на цыпочках, разводя руками в разные стороны. Женщина движется в форме «лебедя», завораживая изящной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Неудивительно, что распространенный у всех кавказских народов танец был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: словом «лек» (Лезгинский: лекь) означает орел.

Жилище

Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.

Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.

Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.

 

Брак и семья

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую) комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать

лезгинские народы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

[править] Источники

  1. Согласно переписям населения России, Азербайджана и др. республик бывшего СССР
  2. Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины. // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: Наука, 2002. — С. 377. ISBN 5-02-008808-0
  3. , с. 42
  4. Доклад Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств», стр. 19
  5. James Stuart Olson. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — С. 438. — ISBN 0313274975, 9780313274978.
Более 10 млн человек Русские 
От 1 до 10 млн человек Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне 
От 500 тысяч до 1 млн человек Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки 
От 200 тысяч до 500 тысяч человек Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики 
От 100 тысяч до 200 тысяч человек Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы 
От 30 тысяч до 100 тысяч человек Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты 
От 10 тысяч до 30 тысяч человек Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector