Народы россии: кабардинцы
Содержание:
- Как влияют современные европейские традиции на празднование кабардинской свадьбы?
- Свадебные обычаи
- Локализация
- Этнонимы[править | править код]
- Авторы Гайдпарка
- Язык и письменность[править | править код]
- Традиции и обычаи кабардинцев
- Численность и расселение
- Религия
- Смотрины и выкуп невесты
- Официальная регистрация брака
- Одежда
- Разрушенные сёла
- Население
- Этнография
- [править] Источники
- История зарождения маленькой, но гордой республики
- История
Как влияют современные европейские традиции на празднование кабардинской свадьбы?
Современные европейские веяния проникают в традиции всех народов, живущих за пределами Европы. С каждым годом национальные обряды забываются, теряется самобытность. Теперь ни одна свадьба не обходится без дорогостоящего автомобиля, все присутствующие стараются облачиться в наряды по последнему писку моды. Ну и, конечно, торжественное событие обязательно должно быть заснято на видео, записано на цифровой носитель информации. Также подготавливаются специальные кабардинские тосты на свадьбу.
Мнения коренных жителей разделились на противоположные: одни одобряют нововведения, другие остаются приверженцами традиций предков.
В конечном итоге право выбора того, как праздновать свадьбу, предоставляется родственникам молодоженов. В любом случае кабардинские свадьбы проходят весело и зрелищно.
Кабардинская свадьба − это не только зрелищность и веселье, это и споры, возникающие в ходе мероприятия. И дело здесь кроется не в плохой организации торжества или в конфликтности присутствующих. Это старинная национальная традиция, которая насчитывает несколько десятков лет.
Традиционное действо длится не один день и начинается с поиска невесты родственниками жениха. Как только подходящая кандидатура будет найдена, в дом к невесте направляется сам жених, его близкие родственники. Они просят у отца невесты благословения на свадьбу. Следует отметить, что согласие на брак жених не всегда получает сразу. В случае отрицательного ответа он приходит к родителям невесты второй, третий раз. Иногда на получение согласия уходит несколько месяцев.
Как только цель была достигнута, семьи будущих супругов начинали вести переговоры о калыме. Этот неспешный разговор длился столько, сколько требовалось для принятия обоюдного решения. После того, как решение было принято, наступал следующий этап кабардинской свадьбы.
Свадебные обычаи
Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака
Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители
О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.
Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.
После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.
Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.
Кабардинцы в традиционных нарядах
Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.
Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.
Кабардинская свадьба
Локализация
Территория, называемая «Кабардой», в разные исторические периоды могла охватывать не всегда одну и ту же область, а авторы исторических сочинений часто могли по-своему трактовать её местоположение на карте Северного Кавказа. Множество сообщений о населении и границах Кабарды сохранили русские летописные источники. Согласно «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI века) Кабарда располагалась на левом берегу Терека между реками Ардан (совр. Ардон) и Кизыл (совр. Аргудан?):
Севернее указанных территорий, в районе рек Малки, Баксана, Чегема и Черека, «Книга Большому Чертежу» называет «землю Пятигорских черкасов», но фактически, описанные в ней территории входили в возникшую здесь позже область, так называемой, Большой Кабарды. В свою очередь расширение Кабарды на восток привело к появлению Малой Кабарды.
Этнонимы[править | править код]
Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.
Впервые русским источникам адыги, в частности, будущие кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с XI века, когда языческий касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что теряет силы, взмолился Богородице и поверг противника на землю, затем вытащил из-за голенища сапога нож, зарезав Редедю. Впоследствии Мстислав крестил касогов и отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. В это время византийцы живших в горах адыгов-христиан по-прежнему именовали зихами. А часть адыгов живших выше в высокогорьях, именовалась ими папагами.
Авторы Гайдпарка
-
валерий рыженко
Дурочка
Читать полностью
-
Геннадий Коваленко
Никогда я женщин не пойму
Читать полностью
-
Влад Сказочник
Чипировался
Читать полностью
-
Владимир Давыденко
Что должно произойти, чтобы все люди стали уважать друг друга?
Читать полностью
-
Виктор Смирнов
Почему растет колличество политических заключенных в России
Читать полностью
-
Виктор Беседин
О русских героях и национальных меньшинствах-нужно ли нам прогибаться?
Читать полностью
-
Влад Сказочник
Смена приоритетов
Читать полностью
-
валерий рыженко
По кругу колдовскому
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Запад собирается воевать с Россией, сидя на пороховой бочке? Крайне неразумно!
Читать полностью
-
Владислава Сверхонцева
Безопасный «Артек»: международный детский центр готовится принять восьмую смену
Читать полностью
-
Антон Савельев
Вакцинация. Эффективность
Читать полностью
-
Аллес Капут
Поезда воинской славы следуют по городам России
Читать полностью
Язык и письменность[править | править код]
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1670 дней].
14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».
С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.
Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.
Традиции и обычаи кабардинцев
Россия – многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом и нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек наследует от своих родителей. Кабардино – Балкария – один из живописнейших уголков Северного Кавказа. Главное богатство республики – её люди: трудолюбивые и храбрые, щедрые в дружбе и гостеприимстве, суровые с недругами. Труженики Кабардино – Балкарии превратили прежде отсталый край в мощный промышленный район страны. Новые электростанции, фабрики и заводы мирно соседствуют с остатками старинных боевых башен, памятниками древним народным героям – защитникам от иноземных пришельцев.
Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа – кабардинцы и балкарцы. Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев – в их фольклоре.
Кабардинцы называют себя «адыге». «Адыге» — общее название и двух других, родственных кабардинцам народов – адыгейцев и черкесов, которые живут в Адыгейской и Карачаево – Черкесской автономных областях. В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. Они создали и общий фольклор, известный под названием адыгского.
Гость адыга в крепости сидит
Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.
Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества
Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.
Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.
Численность и расселение
Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.
Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
Субъект Федерации | Численность кабардинцев чел. |
---|---|
Кабардино-Балкария | 490 453 |
Ставропольский край | 7993 |
Москва | 3698 |
Северная Осетия | 2802 |
Московская область | 1306 |
Санкт-Петербург | 1181 |
Краснодарский край | 1130 |
Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)
(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):
Доля кабардинцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % кабардинцев |
Баксанский МР | Кабардино-Балкарская | 95,7 |
ГО Баксан | Кабардино-Балкарская | 93,3 |
Зольский МР | Кабардино-Балкарская | 90,9 |
Лескенский МР | Кабардино-Балкарская | 90,2 |
Терский МР | Кабардино-Балкарская | 87,9 |
Урванский МР | Кабардино-Балкарская | 79,1 |
Чегемский МР | Кабардино-Балкарская | 73,7 |
ГО Нальчик | Кабардино-Балкарская | 48 |
Черекский МР | Кабардино-Балкарская | 34,5 |
Прохладненский МР | Кабардино-Балкарская | 28 |
Эльбрусский МР | Кабардино-Балкарская | 9,6 |
Майский МР | Кабардино-Балкарская | 5,2 |
Кабардинская диаспора
Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.
На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).
Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
Смотрины и выкуп невесты
Неторопливость кабардинцев полностью отображается в свадебных традициях. После сватовства проходят обрядовые смотрины невесты. И только в случае успешного их завершения начинают готовить обручение. Следует отметить, что ритуала обмена обручальными кольцами долго ждать не приходится. Выкуп невесты или «схождение с подушки» проходит очень интересно: девушка, окруженная друзьями, становится на подушку, а родные жениха начинают ее выкупать. Когда жених вносит заранее оговоренную часть калыма, он может вывести свою будущую жену из дома ее родителей. Невеста должна выходить и входить в дом исключительно с правой ноги. При этом не оборачиваясь и не спотыкаясь, ведь согласно верованиям, под порогом обитают души умерших. Молодоженов обязательно поселяли в отдельных домах. Согласно обычаю, жениху не разрешалось видеться и разговаривать с родственниками, невестой и старейшинами до дня свадьбы. Только после дней проведенных наедине с самим собой, с собственными мыслями, невесту приводили в дом будущего супруга. Поселялась она в комнате, которая отводилась для их совместной жизни. А вот общий зал девушке нельзя было посещать пару недель. Существует еще один очень забавный свадебный обычай и называется он «побег старушки» — бабушки новобрачного. Его проводят, чтобы показать свое уважительное отношение к старшим. Молодожены после побега обязаны вернуть бабушку обратно, показывая, таким образом, что ей всегда будут рады в их доме. Кабардинские свадьбы очень зрелищные. К сожалению, с каждым последующим поколением обычаи и традиции забываются. А на современных свадьбах часто присутствуют только национальные наряды и танцы, что вызывает негодование у старших жителей.
Официальная регистрация брака
Когда брак зарегистрирован Имамом, можно начинать готовиться к официальной части праздника. После первой брачной ночи принято показывать гостям простынь, хотя это и не входит в рамки современным нынешних принципов морали. Первые двое суток перед подготовкой к свадьбе родные жениха активно празднуют предстоящее торжество. На третьи сутки к ним присоединяются родные молодой, привезя с собой приданое. Берут лучшее вино, закалывают барана. Родители новобрачных на официальной части бракосочетания не присутствуют. Когда свидетельство о заключении брака получено, все отправляются в дом жениха на празднование торжества. За столом присутствуют только мужчины с обеих сторон. Они поздравляют жениха, знакомят со старейшинами, а затем выключают свет и пытаются его головной убор. Парень не должен этого допустить. При знакомстве невесты с родственниками мужа, на центр зала выносится шкура барана. Девушка становится на нее и должна удержаться, пока шкуру будут выдергивать у нее из-под ног. За этим следуют танцы и осыпание невесты мелкими деньгами и пшеном. Согласно этикету женщины и мужчины веселятся по отдельности. А невеста должна быть спрятана под покрывалом от взгляда других мужчин. Раньше кабардинская свадьба длилась целую неделю. Сейчас взгляды изменились, но это по прежнему самый долгожданный день в жизни молодых, их друзей и родственников.
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
Разрушенные сёла
Даже в наши дни в Кабардино-Балкарии можно увидеть значительное число разрушенных селений, дома которых уже напоминают руины. В 1944 году была проведена депортация местного населения в Среднюю Азию.
В эшелонах было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были даже младенцы. Возвратиться на родину им не позволили, а потому опустевшим домам и целым сёлам оставалось лишь тихо “умирать”, разрушаясь от времени.
Кабардинцы — народ крайне гостеприимный, но гордый. Они не терпят неуважения и пренебрежения к своим ценностям, и в этом их можно понять. Кабардино-Балкария славится своей богатейшей природой, живописными видами, уникальными историческими местами и целебными источниками. Но главным достоинством республики являются её люди.
Кабардинская культура за многие столетия и времена гонений не потеряла своих яркости и колорита, а сами кабардинцы остаются верными благородным принципам предков.
Население
Кабардинцы — самое крупное черкесское (адыгейское) племя в мире в целом и самое большое черкесское племя в России, Турции, Египте и некоторых других странах региона. По состоянию на 2002 год в Кабардино-Балкарии , Россия, кабардинцы насчитывали около 520 000 человек . и около 50 000 человек в Карачаево-Черкесии , Россия. В Турции, где проживает более 1 миллиона из них, они сосредоточены на плато Узуньяйла в провинции Кайсери и вокруг (Центральная Турция), хотя есть кабардинские деревни в Балыкесире , Дузче , Эскишехире (Северо-Западная Турция), Чоруме , Самсуне и Токат (Черноморский регион) и многие другие. Значительные группы кабардинцев также проживают в Иордании ; и есть сообщества в Соединенных Штатах. Однако в Израиле и Иордании племена шапсугов и абзах соответственно являются самыми многочисленными.
Этнография
Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские-кузнечное, оружейное, ювелирное, женские-сукновальное, войлочное, золотошвейное. Традиционные мотивы шитья — стилизовованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.
Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая.
Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в. Жилище разделено на несколько помещений с отдельными входами — по числу сегментов большой семьи.
Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.
Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшенной муки с солодом.
Система родства арабского типа. В сфере духовной культуры особое место занимает адыгэ хабзэ — совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет). Традиционные игры и зрелища носили военизированный характер (стрельба по подвижным и неподвижным мишеням, стрельба в мишень на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших и др.). Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др.
Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
[править] Источники
- У хазар.
- С.А. Плетнева Хазары
- С.П. Толстов В связи с историей хорезмийско-хазарских отношений
- Schiinemann Neue Nachrichten iiber die hungarischen Landhehmezeit. Ung. Jahrb, II, стр. 221.
- Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. М.,1997. ISBN 5-6004-105-5.
- Кабарский семисвечник
- Будаев Н.М. Западные тюрки в странах Востока. Нальчик, 2002.
- О родословии горских евреев Нальчика
Кабары относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме хазар • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) |
История зарождения маленькой, но гордой республики
Историки утверждают, что самые древние следы человека на территории Адыгеи можно отнести к эпохе нижнего палеолита. В этот период здесь оказались предки коренного населения республики — адыги. Сама по себе адыгейская народность начала формироваться только в XIII веке, а именно в эпоху покорения адыгов Золотой Ордой.
Помимо Золотой Орды, начиная с XVI века, в течение двух веков на адыгов постоянно нападали крымские ханы и турецкие султаны, что заставило народ искать поддержки со стороны России. В результате получения покровительства государства — адыги с 1557 г
стали официально именоваться добровольно присоединившимися к России, а она превратилась в их родину.
Важной вехой в истории Адыгеи стала русско-кавказская война в XIX веке, по итогам которой многие адыги уехали в Османскую империю, а оставшаяся часть была расселена на равнинных землях на левом берегу Кубани. Уже в начале XX века (1918 год) эта территория стала частью Кубано-Черноморской советской республики, а в 1928 году она начала именоваться Адыгейской автономной областью с центром в Краснодаре.
За послевоенные и последующие советские годы Адыгея в составе Краснодарского края смогла добиться статуса аграрно-индустриальной области с отлично развитой промышленностью. Выйти из состава края Адыгеи удалось только в 1992 году: она стала суверенной республикой в составе Российской Федерации, каковой и является на сегодняшний день. Тогда же был избран и первый президент республики – Аслан Джамиров.
История
Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:
1. Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.
2. Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.
3. Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.
С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.
Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.
В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.