Большой петергофский дворец
Содержание:
- Как устроен дворец Монплезир внутри и снаружи
- Коттедж
- Монплезир
- Архитектура Монплезира
- История строительства и архитектурные особенности
- Как добраться до Петергофа
- Дворец Марли
- История
- Большой дворец в Петергофе — описание
- Каким был дворец в XVIII-XX веках
- История
- Краткое описание
- Дворец сегодня
- История Петергофа
- Экскурсии
Как устроен дворец Монплезир внутри и снаружи
В центре дворцового комплекса находится Парадный зал. Его купол украшают скульптурные работы и росписи, аллегорически повествующие о четырех стихиях и смене времен года. Стены облицованы дубовыми панелями. Центральная часть связана с лустгаузами (в переводе «веселыми домиками») посредством протяженных галерей, каждая длиной 22 м. Их огромные окна с мелким остеклением в голландской манере придают всей постройке легкость и прозрачность.
Главный корпус имеет выходы в сад и на Морскую террасу — променад. С этой площадки открывается великолепный вид на Кронштадт и Финский залив. При строительстве Монплезира применялись все самые передовые технологии того времени. В резиденции на берегу залива был сделан водопровод и проточная канализация. Стены здания выполнены из мелкого кирпича без оштукатуривания. Белая известковая расшивка кирпичной кладки добавляет строению легкости и изящества.
GAlexandrova
Что внутри
Внутреннее убранство дворца, в отличие от скромного экстерьера, поражает роскошью. Полы сделаны из черных и белых мраморных плит, уложенных в шахматном порядке. Стены украшены живописными полотнами в черных лаковых рамах из петровского собрания западноевропейских мастеров. К Парадному залу примыкают Лаковый (Китайский) кабинет, кухня с буфетной, с другой стороны — Морской кабинет и спальня Петра. Дворец украшали голландские изразцы, изысканная лепнина и росписи. На консолях и полках стояли коллекции японского и китайского фарфора.
Особый интерес представляет собрание лаковых панно из Китайского кабинета. Первые доски с миниатюрной росписью в китайском стиле были выполнены русскими иконописцами под руководством голландского мастера. К сожалению они были сожжены в годы Второй мировой войны. Новые панно по уцелевшим фрагментам написаны в 50-х гг. прошлого века мастерами Палеха и снова украшают Лаковый кабинет Петра.
L2V
Вокруг дворца
Особого внимания заслуживает дворцовый сад Монплезира. Его парадная партерная планировка и система фонтанов созданы по эскизам Петра I архитектором Николо Микетти и французским фонтанным мастером Полем Суалемом. Четыре партерных цветника с замысловатым узором разделены крестообразной аллеей. Сад окружен живой изгородью из стриженого самшита. По обеим сторонам высажены рядами каштаны, клены и липы.
В центре ландшафтной композиции находится фонтан «Сноп». С четырех сторон от него симметрично расположены четыре фонтана-колокола, увенчанные скульптурами Сатира, Вакха, Психеи и Аполлино. В начале XIX в. свинцовые оригиналы статуй петровского времени заменили на позолоченные бронзовые модели скульптора Ивана Мартоса. В скамейках были спрятаны фонтаны-шутихи, призванные пугать гостей дворца, неожиданно обливая их водой. Фонтаны Монплезирского сада — одна из жемчужин фонтанного ансамбля Петергофа.
Фонтан «Сноп», Наталья Филатова
Коттедж
Комплекс Петергофской резиденции продолжал достраиваться до начала 20 века. В 1825 году император Николай Первый приказывает построить сельский домик для обеспечения резиденции необходимыми продуктами. Так появился дворец Коттедж. Это не ферма, а небольшое здание для императорской семьи, в котором ее члены могли заниматься повседневными хозяйственными делами. Сооружение выполнено в стиле средневековой английской готики. 19 век — время, когда семья монархов не только начала стремиться жить парадами и балами, но и хотела иметь возможность пожить обычной жизнью. Это было трудно сделать в Санкт-Петербурге, и для этого прекрасно подходил Петергоф. Дворец, экскурсия по которому очень интересна, показывает императрицу Александру Федоровну как очень практичную и умную хозяйку. Здесь можно увидеть ее кабинет, библиотеку, Большую и Малую гостиные, выдержанные также в готическом (столь редком для России) стиле.
Монплезир
Рассматривая дворцы Петергофа, нельзя пройти мимо Монплезира. Он был построен при Петре Первом, он сам выбрал место на побережье Финского залива, откуда прекрасно видны проплывающие корабли. Здание установлено на высокой гранитной «подушке», что подчеркивает его легкость и воздушность. Этот летний дворец в Петергофе сложен из красного кирпича и по своему стилю напоминает столь любимые императором голландские дома. Центральная квадратная часть сооружения покрыта шатром, к ней примыкают две галереи с павильонами. Дворец является образцом лаконичности и рациональности. Они проявляются не только в планировке и внешнем виде, но и во внутреннем убранстве. Залы дворца декорированы изразцами, мрамором, китайскими панно, декоративной резьбой и лепниной. Центр дворца – Парадный зал, к которому примыкают спальня, кабинет, секретарская, кухня, буфетная.
Архитектура Монплезира
Дворец выглядит скромно и изящно: в убранстве нет ничего помпезного и лишнего. Монплезир – одноэтажное кирпичное здание протяженностью 67 метров, с высокой шатровой крышей, не имеет крыльца, пол начинается на уровне земли.
К центральной части примыкают две галереи с небольшими павильонами. Стены прорезаны узкими окнами, чередующимися с глубокими нишами, что подчеркивает представительность здания.
Прямо над водой со стороны выходящего к морю фасада поднимается высокая каменная терраса, выстланная голландским кирпичом и обнесенная белой балюстрадой. Фигурные столбики ограждения подчеркивают уют и изящество сооружения.
Петр любил засыпать во дворце под звук волн. Выйдя днем на террасу, любовался Кронштадтом и Петербургом. У основания террасы громоздятся мощные гранитные валуны. Ближе к берегу установлена гранитная статуя Нептуна, владыки морей, – символ победы России в борьбе за выход к Балтийскому морю.
Дворец воплотил веяния голландской архитектуры с атмосферой легкости и безмятежности, которая перенесена и во внутренние покои дворца.
История строительства и архитектурные особенности
Архитектурный ансамбль Нижнего парка формировался в 1714—1723 гг. Его создателей вдохновляли достижения французских садоводов того времени. Закладка парка началась главным архитектором («генерал-архитектором») Петербурга Жан-Батистом Леблоном, учеником выдающегося ландшафтного архитектора Франции Андре Ленотра. Регулярный стиль паркового комплекса предусматривает симметричное размещение объектов — аллей, построек, скульптур, прудов, фонтанов и каскадов.
Татьяна Лискер
Дворец Марли расположен в западной части сада, к его фасаду из центральной части радиально сходятся три большие аллеи: Марлинская, Малибанская и Березовая. Марли построен на перемычке, разделяющей Большой Марлинский и Секторальный пруды. Эти водоемы в петровское время предназначались для содержания и разведения рыбы, их точно выбранные пропорции вписаны в стиль и парадную элегантность регулярного парка.
Большой Марлинский пруд перед дворцом имеет размеры 160 м х 75 м, а общий диаметр Секторальных прудов — 80 м. По обеим сторонам большого пруда были устроены «Сады Венеры и Бахуса» предназначенные для выращивания фруктов и винограда, не нарушаюшие барочной планировки Нижнего парка. С южной стороны от Марли находятся Менажерные фонтаны и каскад «Золотая гора», а от моря дворец отделен «Садом Венеры» с подпорной стенкой и длинной волнистой балюстрадой.
Белоусов Кирилл
Как добраться до Петергофа
Петергоф расположен в 40 км от Санкт-Петербурга. Добраться к музею-заповеднику можно различными способами. Среди общественного транспорта в направлении Петергофа ходят электрички, автобусы/маршрутки, метеоры. Кроме того, доступны такие варианты, как такси, личный автомобиль или же можно приехать в Петергоф в составе организованной экскурсии. По сути, вид транспорта зависит от Ваших личных предпочтений.
Основными точками отправления в Санкт-Петербурге можно считать метростанцию «Автово», метростанцию «Проспект ветеранов», метростанцию «Ленинский проспект», Балтийский вокзал. Именно от этих остановок отходит общественный транспорт в направлении Петергофа.
На электричке
Если Вы в качестве передвижения выбрали электричку, то отходят составы от Балтийского вокзала. На электричке можно доехать до остановки «Новый Петергоф» или «Ораниенбаум». Если доезжаете до «Ораниенбаума», то оттуда ходят автобусы №356 и 351А непосредственно до Петергофа. Выходить на станции «Ораниенбаум» имеет смысл, если Вы решили в одну поездку совместить посещение Ораниенбаума и Петергофа.
Электрички курсируют по маршруту с завидной регулярностью и отходят по расписанию в 06.00, 06.40, 07.30, 08.00, 08.30 (по будням), 09.13, 10.40 (по субботам), 11.15 (по выходным), 13.10, 13.30, 14.45, 15.40, 17.00, 17.20, 18.15, 18.45, 19.00, 19.15, 20.10, 21.15, 22.00, 23.00 ежедневно, если не указано иное. Время в пути составляет, в среднем, 40 минут.
В обратном направлении электрички от станции «Новый Петергоф» отправляются по расписанию: 05.40, 06.30, 06.56 (по будням), 07.17, 07.29 (по будням), 07.38, 08.12, 08.50, 09.14, 09.46, 10.16 (по будням), 10.46, 12.36 (по выходным), 14.06 (по субботам), 14.40, 15.36, 16.48, 17.10, 18.06 (по будням), 18.32, 18.57, 19.16 (по будням), 20.06, 20.34, 20.54, 22.34 ежедневно, если не указано иное. Стоимость билета в одну сторону составляет 60-70 рублей.
Daniel Thornton/Петергоф
На метеоре
В летнее время можно использовать более экзотичный способ добраться – прокатиться до Петергофа на метеоре. Средняя стоимость такой поездки составит 450 рублей в одну сторону. Метеоры отправляются от Дворцовой и Английской набережных от причалов, расположенных напротив здания Эрмитажа (центр Санкт-Петербурга). Морской вояж осуществляется частными компаниями, каждая из которых имеет свое собственное расписание, но, в целом, отправка осуществляется каждые 15-30 минут. Приобрести билеты можно в кассах или в режиме онлайн на сайтах перевозчиков. Можно сразу купить билеты туда-обратно. Время в пути займет около 30 минут до причала Петергофа.
На автобусе/маршрутке
Маршрутки и автобусы в направлении Петергофа отходят от метростанций «Автово», «Проспект ветеранов» и «Ленинский проспект», а прибывают в Петергофе на остановку «Фонтаны». От «Автово» курсируют автобусы №200 и 210, а также маршрутки К-224, К-300, К-424. От «Проспекта ветеранов» курсируют маршрутки К-343, К-639Б. От «Ленинского проспекта» ходят маршрутки К-103, К-420. Время в пути сильно зависит от загруженности дорог и занимает от 40 до 60 минут. Стоимость проезда составляет порядка 100 рублей в одну сторону, городские проездные не действуют.
David Orban/Большой Петергофский дворец
На машине
Если Вы путешествуете на авто, то Вам следует двигаться по КАДу (внутреннему кольцу) к Красносельскому шоссе, а затем по Санкт-Петербургскому шоссе до Петергофа. Расстояние составляет чуть больше 40 км, а время в пути, в зависимости от пробок, от 40 до 60 минут.
Также возникает вопрос со стоянкой у дворцово-паркового комплекса. Здесь имеются как платные, так и бесплатные стоянки. Найти парковку можно по улице Волконская, по улице Прудовая, по улице Конно-Гренадерской. Все они находятся в пешей доступности от главного входа в парк.
С экскурсией
Если Вас интересует возможность не только добраться в парк, но и узнать что-то новое, то можно воспользоваться организованными экскурсиями из Санкт-Петербурга в Петергоф. Чаще всего, это автобусные групповые экскурсии, но бывают и индивидуальные или рассчитанные на мини-группы. Часто экскурсии в Петергоф предлагают прямо на улице, в центре Санкт-Петербурга, различные туристические фирмы. Также забронировать интересующую экскурсию можно заранее через специализированные сервисы, например, на Tripster или Sputnik8. Там же можно приобрести билет в режиме онлайн на метеоры или входные билеты в парк и дворец.
ANouslaRussie.fr/Фонтаны Нижнего парка
Дворец Марли
Рекомендовать место
9
1
Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов — Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV.
Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее.
На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека.
В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году.
История
История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте — в так называемой пустоши Чёрная грязь.
В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.
Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.
Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.
Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.
Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.
Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».
В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.
В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.
Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.
Большой дворец в Петергофе — описание
Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».
Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.
Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.
В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.
Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.
Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.
Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.
По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:
- Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
- Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
- Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
- Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
- Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
- Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.
За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.
Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
Каким был дворец в XVIII-XX веках
В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.
Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.
Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон
Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.
История
1705–1755
Павильон Озерки (1840-е), автор Егор Мейер
В начале 1700-х годов первоначальный Петергоф выглядел совсем иначе, чем сегодня. Многие фонтаны еще не были установлены, а весь Александринский парк и Верхние сады не существовали. То, что сейчас является Верхним садом, использовалось для выращивания овощей, а его пруды, которых тогда было всего три, для рыб. Фонтан Самсон и его массивный пьедестал еще не были установлены в Морском канале, а сам канал использовался как величественный морской вход в комплекс.
Пруд Ольгин (1840-е), автор Егор Мейер
Возможно, самым важным изменением, дополняющим дизайн Петра, было повышение Большого дворца до центрального статуса и известности. Изначально Большой дворец назывался просто «Верхний» и был едва ли больше других построек комплекса. Добавление крыльев, предпринятое между 1745 и 1755, был один из многих проектов по заказу от итальянского архитектора Бартоломео Растрелли по Елизаветы Петровны . Точно так же Большой каскад на начальном этапе постройки был более скудно украшен. Расширение первоначальных фонтанов Петергофа и добавление новых продолжалось и в 19 веке.
1941 — наши дни
Петергоф, как и Царское Село , был захвачен немецкими войсками в 1941 году и удерживался до 1944 года. За несколько месяцев, прошедших между вторжением Германии в Советский Союз и появлением немецкой армии, служащие смогли спасти лишь часть сокровища дворцов и фонтанов. Была предпринята попытка разобрать и закопать скульптуры фонтана, но три четверти, включая все самые крупные, остались на месте.
Памятник высадке морского десанта в Нижнем саду Петергофа у пристани.
23 сентября 1941 г. немецкие войска захватили Петергоф. Две недели спустя, 5 октября 1941 года, советские войска попытались отбить город и перекрыть шоссе высадкой с моря. 510 морских пехотинцев советского Балтийского флота высадились на берегу соседнего парка Александрии, но столкнулись с сильным огнем немцев. Командующий операцией погиб, весь десант дезорганизован, один десантный корабль потоплен, другой пропал без вести. Несмотря на попытки советских войск прикрыть десант береговой артиллерией из Кронштадта, они были быстро приостановлены из-за отсутствия связи с десантом. Попытки эвакуации также не увенчались успехом из-за сильного обстрела немецкой артиллерией (с воды был поднят только один морпех). Высадка в Петергофе провалилась, все десантники были отрезаны от берега и окружены. Некоторые из них достигли Нижних садов и сражались до победного конца, включая рукопашный бой. 7 октября были уничтожены последние очаги сопротивления. Несколько десятков немецких овчарок были выпущены в сад, чтобы найти прячущихся морских пехотинцев. Многие из раненых морских пехотинцев были закусаны до смерти, а некоторые попали в плен. В 1980 году у пристани Нижних садов воздвигнут мемориал.
Оккупационные силы немецкой армии в значительной степени разрушили Петергоф. Многие фонтаны были разрушены, а дворец частично взорван и оставлен гореть. Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны и продолжаются по сей день. Нижний парк был открыт для публики в 1945 году.
Название было изменено на «Петродворец» ( «Дворец Петра») в 1944 году в результате военного времени антинемецкой настроений и пропаганды, но первоначальное название было восстановлено в 1997 году пост- советского правительства России . В 2003 году Санкт-Петербург отметил свое 300-летие. В результате большая часть здания и скульптур в Петергофе была отреставрирована, и появилось множество новых позолоченных работ .
«Назначением» Петергофа было празднование и претензия на доступ к Балтике (в то время как Петр Великий также расширял прибрежную полосу Черного моря). Таким образом, Петергоф знаменует собой имперскую экспансию (и модернизацию России). Внутри Петергофа много картин с морскими сражениями знаменитого Ивана Айвазовского .
Краткое описание
Большой дворец в Петергофе – творение (1745-1755) итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Того же самого, что даровал Петербургу Зимний и Екатерининский дворец в Царском селе.
Роскошное, хотя и лаконичное – все на своих местах и ничего лишнего, – здание, которое сегодня могут лицезреть посетители, возникло на месте скромной резиденция царя Петра I. Построенной Браунштейном, Леблоном и Микетти в 1714-1725 годах. И во времена Елизаветы Петровны очевидно никак не соответствовавшей статусу Российской Империи. Претендовавшей на главенствующую роль в Европе и достойную ее!
В качестве модели для подражания был выбран Версальский дворец. Но гений Растрелли проявил себя в полной мере – сходства нет даже в деталях. Сравнивать можно разве что грандиозность замысла и исполнения.
Главный фасад – северный. Он обращен к морю и имеет длину 268 метров (вместе с Церковным и Гербовым флигелями). Южный фасад Большого дворца заметно более скромен. Он также решен в стиле елизаветинского барокко, но выглядит по-домашнему уютно, гармонируя с Верхним парком.
Посетители попадают внутрь именно через ворота Верхнего парка. Разительный контраст между спокойным видом южного фасада и величественным – северного… на самом деле ошеломляет! Только что был зеленый парк, нежно журчали фонтаны, стояли не шевелясь (достаточно скромные) статуи, нежно желтел фасад дворца, белели тонко прорисованные окна. И вдруг!
Ярость и огонь: Большой каскад Петергофа! Самсон, раздирающий пасть сопротивляющемуся льву, золотые статуи – полное впечатление античности – на пенящихся террасах. Канал, идущий прямо от ковша главного фонтана и втыкающийся в туманящееся на горизонте Балтийское море – так и ждешь, что по нему пойдут корабли.
А Воронихинские колоннады, обрамляющие партнерные цветники, по краям Морского канала, они как футляр для драгоценностей…
Все это совместно производит сильное впечатление – как хорошая театральная постановка! Поставленная силами великих архитекторов и мастеров ландшафтного дела прошлого.
Дворец сегодня
Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность постройки стала результатом труда трудившихся здесь талантливых архитекторов. В наши дни здание открыто для туристов. Путешествующие по нему могут наслаждаться красивыми интерьерами, старинной мебелью, коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства и картинами.
Вид дворца с морского канала
Фасад, обращенный в сторону Финского залива, протянулся на 268 м. Он производит сильное впечатление, но на самом деле дворец довольно узкий и не такой большой, как выглядит от Морского канала. Внутри него находится около 30 залов и комнат.
Посетители начинают знакомство с дворцом с Парадной лестницы, расположенной в западном флигеле. Белоснежные стены вокруг лестницы богато украшены золотом и искусно расписаны темперой, поэтому ни у кого не остается сомнений, что лестничные марши ведут в императорскую резиденцию. Резные барельефы, вазы и картуши ярко блестят и создают праздничное настроение. Потолок над лестницей украшает расписной прямоугольный плафон, изображающий аллегорию весны.
Танцевальный зал
Все западное крыло занимает Танцевальный зал — самый пышный во дворце. По преданию, строившая его Елизавета Петровна распорядилась не жалеть для этого зала золотых украшений, потому что он служил для приема купцов, которые были очень неравнодушны к золоту. Изюминкой Танцевального зала считают эффектные зеркала-обманки на северной и западной стенах. Такие же зеркала помещены в проемах между окон, и их обилие создает эффект умножения пространства.
Голубую комнату назвали так по цвету стен, затянутых переливчатой голубой тканью. С XVIII века это небольшое помещение использовалось для дворцовой канцелярии. Сегодня в Голубой комнате можно увидеть раритетную мебель XIX столетия, красивые изделия из бронзы и вазы. Чесменский зал был создан для прославления знаменитого Чесменского сражения (1770 год), и эпизоды битвы отражены на живописных полотнах, которыми украшены стены зала.
Тронный зал
Самое большое помещение дворца — это Тронный зал, который занимает 330 кв. м. Благородный белый цвет и лепнина придают ему особенную торжественность. В Тронном зале находится много картин и 12 изящных люстр. Аудиенц-зал имеет гораздо меньшие размеры и в прежние времена служил для приемов гостей. Его стены украшают ложные зеркальные окна, выразительные резные капители и пилястры, а свод — большой живописный плафон.
Рядом с Аудиенц-залом расположена Белая столовая, декорированная в матовых тонах. В отличие от большинства помещений дворца, в ней нет живописи, а стены отделаны только гипсовой лепниной. Сейчас в столовой выставлен старинный сервиз, рассчитанный на 30 гостей и состоящий из 196 предметов.
Картинный зал
От старых Нагорных палат сохранился двухсветный Картинный зал, на стенах которого размещено множество портретов в шпалерной развеске. Женская половина дворца начинается с Куропаточной гостиной, названной так потому, что ее стены обиты нежной шелковой тканью с изображением растительных орнаментов и куропаток. Следом за ней идут Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы.
История Петергофа
Решение о застройке южного берега Финского залива и возведении летней парадной резиденции императора было принято Петром Первым. В 1712 году начались первые работы по созданию жилого комплекса. Император хотел построить такую резиденцию, которая бы могла сравниться с французским Версалем. Он непременно хотел, чтобы перед дворцом был роскошный комплекс фонтанов. Именно поэтому был отвергнут предыдущий проект резиденции в Стрельне. При Петре Первом был возведен довольно скромный дворец по проекту Ж. Леблана в стиле петровского барокко. Но при Елизавете Петровне дворец был полностью перестроен и появилось то здание, которое сегодня составляет славу Петергофа.
В годы Второй мировой войны дворцово-парковый комплекс был почти полностью разрушен захватчиками. После Победы была проведена колоссальная восстановительная работа, и сегодня туристы могут увидеть Петергоф во всей красе.
Экскурсии
Дворец не является музеем, поэтому его посещение разрешено всего несколько раз в месяц. Для этого необходимо предварительно записаться не ранее чем за 30 дней, указав паспортные данные и заранее произвести оплату через туристическую фирму или интернет. Группа составляет 20-25 человек, экскурсия проводится только в будни в первой половине дня (обычно сбор в 10 часов утра), длится полтора часа.
Перед входом во дворец посетители подвергаются тщательному досмотру. Фотографировать и снимать камерой можно только в некоторых разрешенных местах. Для осмотра доступны парадные залы (кроме Екатерининского), Теремной дворец, Грановитая палата.