Большой кремлевский дворец

Новые технологии строительства во дворце

Для возведения большого Московского дворца, архитектор Константин Тон, применял различные революционные нововведения, которые в то время были очень вызывающими. Стропильные конструкции кровель из металла и облегченные большепролетные кирпичные своды, в действительности стали нововведением в технологии строительства того периода времени. Кстати, помимо всего прочего, во время постройки большого Московского дворца был впервые применен цемент.

Об отделке и залах

Благодаря тому, что внутренняя отделка большого Кремлевского дворца выполнена с применением смешения разных стилей, виден безупречный вкус и работу талантливых мастеров, которые применяли в работе элементы русско-византийского и фрагменты ренессанса. Во дворе есть несколько залов, о каждом из которых необходимо говорить в отдельности.

Зал Заседаний

Рядом с Георгиевским залом, находится самый большой зал дворца – для Заседаний. Стоит отметить, что зал стал самым большим благодаря совмещению.

далее: Санкт-Петербургский Дельфинарий

История строительства

До 60— годов прошлого века партийные съезды проходили в Колонном зале Дома Союзов и в Большом Кремлевском дворце. Однако со временем масштаб этих ответственных собраний увеличился, и руководители страны пришли к выводу, что для их проведения необходима более современная площадка. Инициатором строительства нового здания выступил партийный лидер Советского государства — Н.С. Хрущев.

Когда решение было принято, задумались над вопросом — где построить новый дворец? Проектировщики предлагали несколько возможных площадок — территорию Выставки Достижений Народного Хозяйства, место на Воробьевых Горах возле университета и набережную, где теперь стоит Храм Христа Спасителя. Под дворец даже хотели снести знаменитый Гостиный двор. Но в конце концов выбор пал на Московский Кремль. Это место воспринимали, как сердце столицы и символ государственности, поэтому кремлевская территория более других всего подходила для монументального здания.

Затем провели закрытый конкурс архитектурных проектов нового дворца. И среди 12 претендентов выиграл Михаил Васильевич Посохин, который и стал лидером масштабной стройки. Кроме него, в авторский коллектив попало еще несколько архитекторов и инженеров, и всем им по окончании строительства вручили Ленинскую премию.

Дворец со стороны Троицкой башни

Чтобы подготовить большую по размерам площадку, в Кремле снесли шесть построек XV-XIX века. Это были так называемые «допожарные» здания, то есть их возвели до большого пожара 1812 года. Среди других домов ликвидировали старый особняк, который прежде занимала Оружейная палата. Трехэтажное здание в стиле ампир построили в начале XIX века под руководством известного русского архитектора Ивана Васильевича Еготова. Вдоль него стояли старые пушки, и их переместили к кремлевскому Арсеналу. А самую большую по размерам Царь-пушку установили на просторной Ивановской площади.

Сооружение нового дворца прошло в рекордно короткие сроки. Его построили всего за 16 месяцев и открыли в 1961 году. Интересно, что за это непродолжительное время проект несколько раз кардинально переделывали, подстраивая под новые потребности.

Первоначально предлагалось построить зал для заседаний, рассчитанный на 4 тысячи мест. Однако, Н.С. Хрущев, впечатленный новым Дворцом Съездов в Пекине на 10 тысяч зрителей, распорядился увеличить зал в новом кремлевском дворце. Его просьбу удовлетворили, и зал заседаний расширили до 6 тысяч мест. Кроме того возвели большой банкетный зал, рассчитанный на 2,5 тысячи посадочных мест или 4,5 тысячи гостей во время проведения приемов. От этого внутреннее пространство нового сооружения так сильно выросло, что часть этажей пришлось убрать под землю.

Юго-восточный фасад дворца

Торжественное открытие дворца состоялось осенью 1961 года. На банкете по случаю этого события новое здание было названо «детищем оттепели». Приглашенные на открытие гости смогли увидеть концертную программу с отрывком из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и выступлениями артистов разных жанров.

Что посмотреть в Петергофе

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф состоит из Верхнего сада, Нижнего парка и Большого Петергофского дворца. Войдя через главные ворота комплекса, Вы попадаете в Верхний сад. Это обширная парковая территория, расположенная перед дворцом и украшенная фонтанами. Вход на территорию Верхнего сада бесплатный. Далее с правой от дворца стороны Вы сможете найти кассы и турникеты для входа в Нижний парк. Стоимость входного билета в Нижний парк составляет 450 рублей.

На территории Нижнего парка Вы увидите бОльшую часть знаменитых петергофских фонтанов и шутих. Также именно отсюда открывается вид на фасадную часть дворца и примыкающий к ней Большой каскад фонтанов с золочеными статуями. Ажурные мостики, скульптуры, ландшафтные дизайнерские идеи – всё это воплощено во внешнем виде Нижнего парка.

Повсюду в парке расположены каскады фонтанов – Большой находится в центральной части, Шахматная гора – левее от дворца, Золотая гора – правее от дворца, а также Львиный каскад – в партере парка. Перед каждым из них расположены парные фонтаны – Чаши, Римские, Менажерные. Всего, в общей сложности, на территории парка находится около 150 фонтанов, включая шутихи.

Доминантой Петергофского комплекса считается Большой Петергофский дворец. Длина его фасада составляет почти 300 метров! Внутри дворца для осмотра доступны парадные залы, где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, произведения изобразительного искусства, многочисленные скульптуры.

Помимо дворца, на территории комплекса также расположено ещё несколько значимых музеев. Большинство из них находятся в Нижнем парке. К таковым, в частности, относятся музеи «Особая кладовая», «Церковный корпус», дворец «Монплезир», павильон «Эрмитаж», дворец «Марли», музей «Гроты большого фонтана», музей «Императорские яхты», музей «Екатерининский корпус» и некоторые другие.

Из Нижнего парка есть возможность спуститься к побережью Финского залива и погулять по набережной.

Loris Silvio Zecchinato/Панорама Петергофа

Успенский собор

Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя московского Ивана III. За образец был взят Успенский собор города Владимира.

Шесть веков собор занимал культовое место в жизни государства — здесь венчали на царство, короновали императоров, совершали царские бракосочетания, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, отмечались военные победы торжественными молебнами. В XIV – XVII веках здесь хоронили митрополитов и патриархов. В усыпальнице Успенского собора находится 19 захоронений.

Коронация Николая II в Успенском соборе

Последняя коронация в Успенском соборе прошла в 1896 году, когда короновались последний российский император Николай II и его жена Александра Федоровна.

Полезная информация для посетителей

Кассы Государственного Кремлевского дворца расположены недалеко от Кремля, на ул. Воздвиженка, 1. Они работают каждый день, без выходных, с 12.00 до 20.00.

Пройти в Кремль можно только через контрольно-пропускные пункты. Проход по билетам во Дворец Съездов начинается за 1 ч 45 мин до начала концерта или спектакля. В здание не пускают с рюкзаками, портфелями, свертками и громоздким багажом. Если имеется такой багаж, его нужно оставлять в платной камере хранения, которая находится на территории Александровского сада.

Следует иметь в виду, что во время мероприятий внутри дворца не разрешено пользоваться мобильными телефонами, видеокамерами и фотоаппаратами.

Как используется сейчас

@victoria_bakanova

Сейчас Кремлевский дворец используют как резиденцию президента Российской Федерации. Посетителей пускают внутрь в составе специальных экскурсий, на которых можно увидеть:

  • парадный Георгиевский зал, в котором вручают правительственные награды;
  • Александровский зал, двери которого украшают серебряные и золотые орнаменты, а купол – орденские звезды и гербы;
  • Андреевский зал, где испокон веков находился только царский трон;
  • Владимирский зал, облицованный розовым мрамором, с роскошной люстрой, сделанной на заказ в Санкт-Петербурге;
  • Кавалергардский зал, украшенный чинарой (восточным деревом, родственным платану).

Кроме этого, на втором этаже туристам показывают Зеленую гостиную, в которой раньше принимали особенно важных гостей

Внимание также заслуживает Малахитовое фойе, в котором висят портреты всех правителей страны

Царь-колокол

Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны московскими литейными мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Вес царь-колокола почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Это самый большой колокол в мире, по назначению никогда не использовался — ни разу не звонил.

Отливка и формовка колокола происходила в специальной яме на Ивановской площади кремля. Во время московского пожара в 1737 году — кусок колокола откололся. Вытащить колокол из ямы удалось только в 1836 году архитектору Огюсту Монферрану, разработавшему проект подъемного устройства. Он был установлен на специальный каменный постамент, где находится до сих пор.

Царь-колокол интересен не только огромными размерами, но и уникальным декором. Он украшен горельефными портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также изображениями святых, ангелов, растительным орнаментом и надписями об истории создании колокола.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, — это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.

Размеры Георгиевского зала следующие: длина — 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета — белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.

Фрагмент фасада Дворца

Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще — чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.

К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле — Юрия Гагарина.

Парадные Залы Большого Кремлевского дворца

(Парадная лестница Большого Кремлевского дворца, ведущая к залам)

Самый большой зал — ордена Святого Георгия, длина его 61м, ширина 20,5м, высота 17,5м. На стенах и нишах написаны названия отличившихся воинских частей и георгиевских кавалеров.

По фасаду дворца расположены восстановленные Александровский и Андреевский залы, в отделке которых использованы цвета орденов: Святого Александра Невского — красный, и Святого апостола Андрея Первозванного — голубой.

В Андреевском зале восстановлено и тронное место. Екатерининский зал значительное меньше, он открывает так называемую Парадную половину в западной части дворца. Из восьмиугольного высокого зала ордена Святого Владимира можно пройти в Грановитую палату и Теремной дворец.

Георгиевский зал

Этот белоснежный зал — самый большой и известный из всех. Он облицован мраморными досками, на которых — имена Георгиевских кавалеров, на своде и в простенках — знаки ордена, барельефы Георгия Победоносца — на торцах.
На верхах витых белых колонн — аллегорические фигуры, символизирующие царства и земли, вошедшие в состав Российской империи с XV по XIX век.

Андреевский — Тронный — зал

 Тронный зал — Андреевский, в честь ордена Андрея Первозванного — главной воинской награды государства. Зал с золотыми стрельчатыми сводами украшают 10 золочёных пилонов, а двери — цепи и кресты по орденским мотивам. В зале расположен трон с тремя местами, над ним — горностаевый полог и изображение Ока Всевидящего в золоте лучей. К трону ведут 6 ступеней в золотой парче, на плафоне — двуглавый орёл, над входом — вензеля имён Петра первого — основателя Андреевского ордена, Павла Первого и Николая Первого.

В 1932 году Андреевский зал был разрушен и преобразован в Зал заседаний и партийных съездов. В 1994 – 1998 годах зал восстановлен в полной исторической точности.

Екатерининский зал

Екатерининский зал был тронным для императрицы. Его архитектор создавал по образу ордена св. Екатерины — единственного женского ордена в государстве на ту пору. Его изображениями украшен паркет, стены и двери — на двух последних символы ордена усыпаны крупными искусственными алмазами.
Интерьер зала более изящен, утончён относительно прочих. Особенно примечательны пилястры, выложенные узорами из малахита. Своды и стены декорированы жемчужно-серым муаром, золочёными украшениями, созданными вручную.
Сегодня в этом зале принимают глав иностранных государств, устраивают званые обеды, вручают верительные грамоты.

Владимирский зал

Это самый маленький из пяти парадных залов и очень необычный. С помощью ниш ему придана форма восьмигранника, внутренняя форма ещё усложняется за счёт чередования пилястр, колонн, арок. Купол зала выложен из пустых черепичных горшков — так снизили нагрузку на стены и улучшили акустику. В сложную лепнину купола искусно вплетаются орденские знаки св. Владимира.
Паркет зала выложен деревом различных ценных пород. Освещает помещение огромная золочёная люстра из бронзы.

Экскурсии в Большой кремлёвский дворец

Большой кремлёвский дворец и Грановитую палату можно посетить только в составе экскурсии по предварительной записи. Стоимость экскурсии от 5 тыс. рублей (2020 г.), продолжительность около 1,5 часов. Надо быть готовым к тому, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за проведения официальных мероприятий. На экскурсию рекомендуется брать как можно меньше личных вещей. Перед посещением проводится несколько досмотров как в аэропорту. Фотосъемка разрешается только в нескольких парадных залах.

Большой Кремлёвский дворец возводился Константином Тоном по указанию Николая I более десяти лет — с 1838 по 1849 годы. Как и задумывали великие создатели, грандиозное сооружение стало надежным и соответствующим статусу первопрестольной столицы.

Как попасть в Большой Кремлевский дворец?

В Большой Кремлевский дворец попасть еще сложнее, так как там находится резиденция Президента. Посещение возможно только в составе организованной группы до 20 человек по предварительным заявкам в Комендатуре Московского Кремля. Индивидуальное посещение Большого Кремлевского дворца не предусмотрено.

В рамках экскурсии можно увидеть Грановитую палату и торжественные залы Большого Кремлевского дворца

Кроме того, следует быть готовым к тому, что по независящим от турфирмы причинам (официальная церемония, визит глав иностранных государств и пр.) Большой Кремлевский дворец в назначенный день может оказаться закрытым для посещений. Экскурсию могут перенести на другой день, причем не один раз. В таком случае, сумму, потраченную на билеты, можно будет вернуть лишь через несколько месяцев, при условии, что данная функция прописана в договоре туристической компании.

***

На этом все на сегодня. Тем, кто собирается посетить Московский Кремль, также будет полезен наш пост о достопримечательностях Кремля. И не забудьте сохранить эту статью в закладки и поделиться с друзьями. Ярких эмоций и незабываемых путешествий, дорогие друзья!

Грановитая палата

Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.

Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.

Изначальное предназначение

@tima.don

Кремлевский дворец задумывался как царская резиденция. Один из залов был тронным, в нем принимали послов и советников. Однако когда столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, дворец стали использовать лишь во время императорских визитов, и здание постепенно приходило в негодность.

Вторую жизнь Большой Кремлевский дворец обрел после победы над Наполеоном. Николай I хотел, чтобы он стал новым символом могущественной власти. Здесь начали проводить коронацию новых правителей.

В годы советской власти здание реконструировали, оборудовали жилые помещения для членов партии и их семей, а позднее еще и столовую. К старинным гобеленам и мебели относились с пренебрежением, несмотря на протесты наркома просвещения Луначарского.

Дворец серьезно пострадал во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В частности, был серьезно разрушен Георгиевский зал.

Оружейная палата

Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.

Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.

Оружейная палата

Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.

Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.

Задачи национального проекта РФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  1. Реализация программ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автодорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети. Цели: приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог регионального значения, дорожной сети городских агломераций; сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки; ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
  2. Создание механизмов экономического стимулирования сохранности автодорог регионального и местного значения.
  3. Внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автодорог. В том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
  4. Внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения.
  5. Применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов.
  6. Доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100%.
  7. Усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения. Повышение требований к уровню профессиональной подготовки водителей.
  8. Обеспечение соблюдения норм и правил в области безопасности дорожного движения.
  9. Развитие нормативно-правого и нормативно-технического регулирования в области безопасности дорожного движения.
  10. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения и оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
  11. Совершенствование обучения детей основам правил дорожного движения и привитие им навыков безопасного поведения на дорогах.
  12. Протяжённость отремонтированных автодорог не общего пользования Минобороны России, 150 км.
  13. Внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году).
  14. Создание (придание функций ФАУ «РОСДОРНИИ») Общеотраслевого Центра компетенций (и аккредитации) по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автодорог.
  15. Обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 20 крупнейших городских агломерациях (за исключением Московской и Санкт-Петербургской).

Георгиевский зал

Это помещение задумывалось как парадное, такое значение оно играет и по сей день. Оно посвящено ордену Георгия Победоносца. Последний был учреждён Екатериной Великой в шестьдесят девятом году восемнадцатого века. В те времена этот орден считался самой высокой военной наградой в стране. Екатерина Великая задумывала награждать этим орденом людей, отличившихся исключительно в военном деле. В указе выделялось, что ни звание ни раны не могли повлиять на принятие решения о выдаче этой награды. Как правило, этот особый знак носили на ленте, имеющей цвета российского герба.

Георгиевский зал

Само помещение имеет светло голубые и золотые цвета. Этот зал олицетворял воинскую честь и доблесть. Стены украшены золотыми звездами и повязками, имитирующие орденские. На последних можно было увидеть надписи за службу и храбрость.

Георгиевский зал имеет очень внушительные размеры. Его длина составляет шесть десятков метров, ширина в три раза меньше. Высота потолка в этом зале превышает высоту современных шести этажей.

Георгиевский зал

Стены украшены панелями, на которых написаны названия воинских частей. Также, на этих панелях отображены списки тех, кто удостоился чести получить этот орден.

Под потолком можно увидеть скульптурные изваяния, они символизируют земли, которые находятся под властью Российской Федерации.

В темное время суток зал освещается люстрами. Они расположены под самым потолком. Шесть позолоченных люстр из меди освещают зал Большого Кремлевского дворца. Пол украшен очень интересным узором, который сложен из двух десятков пород деревьев.

Георгиевский зал

Когда наступила советская власть, этот зал использовался для приемов, награждений, встреч. Иными словами, власти использовали Георгиевский зал как парадный. На сегодняшний день значение этого помещения не изменилось. Таким образом, Георгиевский зал исполнял свое предназначение вне зависимости от существующей власти. Из последних значимых событий, в этом зале произошло присоединение Крымского полуострова.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

— Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

— Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале.

— Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем, перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

— Дворец отапливался при помощи системы калориферов, которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета. Строительство полностью завершили в 1851 г., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

Большой Кремлевский Дворец в советские годы

При обстрелах Кремля осенью 1917 года один снаряд повредил Верхоспасский собор, который был частью БКД. Но в целом дворцовый комплекс пострадал гораздо меньше других строений на территории крепости, и спустя несколько месяцев стал главной резиденцией правительства новой Страны Советов.

Здесь же расположились квартиры семей членов нового правительства и обслуживающего персонала. Согласно свидетельствам того периода, «под гобеленами XVIII века ставились самовары, на аугсбургских столах сушились детские пеленки». Правда уже вскоре заселение было приостановлено. Причина крылась в том, что в комплексе хранились многочисленные ценности Эрмитажа, дворцов Петрограда, Ливадии, Беловежской пущи, эвакуированные в Москву в 1914-1917 гг. Несмотря на новых жильцов, уже с января 1919 года Большой Кремлевский дворец стал доступен для посещения, и только за первые полтора месяца здесь побывали более 5 тысяч экскурсантов.

Большую часть созданных во дворце в впервые месяцы после революции квартир, ликвидировали в 1930-е годы, но некоторые просуществовали гораздо дольше. Последними «квартирантами» стали Лазарь Каганович (переехал из Кремля в 1957 году) и Климент Ворошилов, сменивший место жительства в 1962 г.

В 1934 году было принято решение о перестройке дворца, его адаптации для административных нужд. В результате «модернизации» было разобрано Красное крыльцо и снесен храм Спаса на Бору, возведена столовая для делегатов между Грановитой палатой и Благовещенским собором. Коснулись переделки и внутреннего устройства комплекса – Андреевский и Александровский залы дворца были объединены и стали единым Залом заседаний Верховного Совета СССР. Кроме того, было создано дополнительное помещение для президиума, изменена форма окон, которые выходили на Москву-реку. Несколькими годами позже, в 1939 году на месте, где ранее стояли императорские троны, установили статую В. И. Ленина, высеченную из мрамора.

В советские годы в Большом Кремлевском дворце проходили международные конгрессы, съезды союза писателей, художников, композиторов, архитекторов и деятелей киноиндустрии. В залах комплекса вручали верительные грамоты иностранным послам (Екатерининский зал), правительственные награды и т.д.

В годы Великой Отечественной войны были предприняты все возможные меры для сохранения дворцового комплекса. Чтобы скрыть его от вражеских самолетов-бомбардировщиков, его маскировали, усиливали охрану. Но полностью защитить строение от разрушений все же не удалось. При первой же бомбардировке Кремля 22 июля 1941 года фугасная бомба пробила крышу и своды Георгиевского зала, уничтожила несколько квадратных метров паркета. Впоследствии, в результате взрыва у одного из подъездов снаряда весом 100 кг в окнах Екатерининского зала и Собственной половины были выбиты стекла, слетала с петель входная дверь, поврежден электрический кабель.

Несмотря на все это, уже 25 июня победного 1945 года в Большой Кремлевском дворце состоялся торжественный прием, посвященный Победе. На приеме присутствовали около трех тысяч гостей, большую часть из которых составляли военнослужащие.

Московский Кремль

Кремль или детениц — это историческая, центральная часть русских городов, укрепленная стенами и рвами. Обычно кремль возводился на высоких холмах, в местах слияния двух рек. Сначала они были деревянными, позднее их строили из камня. Московский Кремль один из немногих полностью сохранившихся до наших дней. Он находится на высоком Боровицком холме Москвы, между Александровским садом, Красной площадью и набережной реки Москвы на юге.

На территории Кремля за высокими стенами находятся старинные площади и улицы, парадные дворцы и древние храмы — это настоящий город в городе, красивый, пронизанный историей и величием.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Государственный Кремлевский дворец


С южной стороны Троицкой площади возвышается серая громада Государственного Кремлевского дворца – самой неоднозначной кремлевской постройки. До сих пор это здание вызывает у искусствоведов и историков крайне негативную реакцию. ЮНЕСКО отказалась включать его в список охраняемых культурных объектов. Действительно, оно совершенно не вписывается старинный ансамбль кремлевской застройки. Но так ли безынтересен этот дворец советской эпохи? Для этого следует познакомиться с его историей. Давно, в те поры, когда краснокирпичный Кремль был молодой крепостью, здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря – почитаемой русской обители.

Затем здесь размещалось здание, в котором непродолжительное время хранилась коллекция нынешней Оружейной палаты. В 1961 году в Москве должен был состояться очередной съезд коммунистической партии. К этому событию было решено приурочить возведение здания, предназначенного для проведения политических и культурных мероприятий. Место, пригодное для строительства этого нового советского дворца, было занято старой Оружейной палатой, которую без толики сожаления снесли и был объявлен конкурс проектов будущего Дворца съездов – именно так изначально назывался Государственный Кремлевский дворец.

В конкурсе победил проект главного архитектора Москвы Михаила Посохина и его соратников. За шестнадцать месяцев предполагалось возвести здание, один зал которого вмещал четыре тысячи человек. На беду архитекторов летом 1959 года генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил празднования дня создания коммунистической партии Китая, которые проходили в Пекине. Китайцы по случаю торжеств выстроили Дворец съездов, зал которого мог вмещать десять тысяч зрителей. Между Китаем и СССР в то время разгоралось серьезное политическое противостояние, и Хрущев не мог допустить превосходства пекинского дворца над кремлевским.

Вернувшись, генеральный секретарь отдал распоряжение пересмотреть архитектурные проекты, расширить банкетный зал и увеличить число мест в зале до шести тысяч. Здание было выстроено в срок, при его внешней и внутренней отделке были использованы редкие и чрезвычайно дорогие материалы: красный карбахтинский гранит, мрамор Коелга, узорчатый бакинский туф. Дуб, ясень, бук, граб, тихоокеанский орех – вот те породы деревьев, которые украсили стены и пол дворца. Фасады же были обложены плитами драгоценного уральского мрамора. Дворец съездов стал важнейшим политическим и культурным центром Советского Союза.

На собраниях коммунистической партии обсуждался будущий курс всей внешней и внутренней политики страны. Однажды во время одного из собраний здесь прозвучала мелодия «Интернационала», которая транслировалась с Луны. Во дворце расположилась вторая сцена Большого театра, здесь проходили самые интересные премьеры оперы и балета, выступали лучшие оркестры страны, звучали голоса звезд мировой величины – Галины Вишневской, Зураба Соткилавы, Елены Образцовой, Тамары Синявской, Владислава Пьявко, Александра Ведерникова. Сцена дворца помнит виртуозную хореографию Мариса Лиепы, Наталии Бессмертновой и Майи Плисецкой.

Кроме того, здесь с самого открытия дворца ежегодно проводилась главная Новогодняя елка страны, попасть на которую для большинства советских ребят было великим событием. До сих пор уже выросшие участники Кремлевской елки с восторгом вспоминают это новогоднее чудо и приводят во дворец своих детей и внуков. Главная Новогодняя елка страны и сегодня остается популярнейшим мероприятием. Фактически во Дворце съездов расположилась одновременно лучшая концертная площадка и крупнейший центр политических собраний СССР. Очень многие важные для огромной страны решения принимались именно в стенах этого неповоротливого серого здания.

Можно сказать, что именно здесь были официально провозглашены распад СССР и становление нового государства. А в 1991 году здесь состоялось первое значительное событие молодой страны – прошла инаугурация первого президента суверенной Российской Федерации. Дворец съездов в 1992 году был переименован в Государственный Кремлевский дворец. Сегодня он является одной из лучших мировых театрально- концертных площадок, местом проведения общественных мероприятий и знаменитой Главной Новогодней елки в Кремле. Репертуарная политика дворца формируется при участии выдающихся артистов и деятелей культуры со всего мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector