Спасская башня московского кремля

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже — в 1624–1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота — самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня — квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота — 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла — герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

История

В 1706 году были установлены новые часы. Он был приобретен Петром Великим в Голландии, перевезен из Амстердама в Москву в 30 вагонах и установлен часовщиком Экимом Гарновым. На циферблате у него был 12-часовой циферблат. Новые часы прослужили с некоторыми перерывами до середины 19 века. Он был поврежден пожаром в 1737 году и восстанавливался только в 1767 году. С 1770 года он играл немецкую мелодию « О, дорогой Августин ». Во время московского пожара 1812 года часы снова были повреждены.

Современные Кремлевские часы были реконструированы в 1851 году братьями Бутенопами в Москве. Для более мелодичного звонка 24 колокола были сняты с Троицкой и Боровицкой башен и перенесены на Спасскую башню. Большая часть реставрационных работ на самой башне велась тогда же под руководством архитектора Герасимова. Металлические полы, лестница и постамент часов выполнены по чертежам русского архитектора Константина Тона , проектировщика Храма Христа Спасителя . Отныне в 12 и 6 часов звучали « », а в 3 и 9 часов — гимн Дмитрия Бортнянского «Как славен Господь наш на Сионе» . Первоначально был предложен гимн « Боже, царя храни! », Но царь Николай I запретил его, заявив, что «на курантах можно сыграть любую песню, кроме гимна». В 1913 году, к 300-летию Дома Романовых , была проведена новая реставрация часов.

2 ноября 1917 года во время штурма Кремля большевиками часы были поражены снарядом и остановились. Одна из рук была сломана, и механизм, контролирующий вращение рук, был поврежден. Часы остановились почти на год. В августе – сентябре 1918 г. по указанию Ленина часы ремонтировал часовщик Н. Беренс. С большим трудом новый маятник весом 32 кг (71 фунт) был изготовлен из позолоченного свинца. По указанию нового правительства художнику и музыканту Михаилу Черемных было поручено сочинить новую революционную музыку для часов. В полдень он играл « Интернационал », а в полночь — «Ты пал жертвой».

В 1932 году Кремлевские часы снова отреставрировали. Установили новое лицо, точную копию оригинала. Обод, цифры и стрелки были покрыты золотом (всего 28 кг золота). Единственное, что осталось без изменений, — это использование Интернационала . Однако с 1938 года куранты молчали и не играли мелодий. Часы просто отбивали часы и четверть часа, поскольку Специальная комиссия признала, что звук музыкальных колокольчиков стал неудовлетворительным, потому что механизм перезвона был изношен, а сезонные морозы сильно исказили звук.

Часы Московского Кремля бьют в 2012 году. Мелодия, которую слышит перед ударом, исполняется один раз в первой четверти часа, дважды в получасовой и трижды в третьей четверти часа. Фраза воспроизводится четыре раза в течение полного часа, после чего следуют удары. После ударов иногда играет дополнительная мелодия; обычно короткая фраза из государственного гимна.

В 1941 году специально для выступления на « Интернационале» был установлен специальный электромеханический привод, который впоследствии демонтировали. В 1944 году по указанию Иосифа Сталина были предприняты безуспешные попытки перезагрузить часы, чтобы сыграть новый Государственный гимн Советского Союза .

Капитальная реставрация курантов и всего часового механизма была проведена в 1974 году. Механизм остановлен на 100 дней, полностью разобран, восстановлен, заменены некоторые старые детали. Однако механизм музыкальных колоколов остался без ремонта.

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу над кремлевскими курантами, но выяснилось, что их на три колокола не хватило на то, что нужно для советского государственного гимна . Эта проблема вновь возникла в 1995 году «патриотической песни» от Михаила Глинка была принята в качестве нового национального гимна. В 1996 году, во время инаугурации Бориса Ельцина , кремлевские часы снова отбили мелодию после 58 лет молчания. Из-за отсутствия нескольких колоколов, необходимых для исполнения государственного гимна, в дополнение к колоколам были установлены металлические биты. В полдень и в полночь куранты играли «Патриотическую песню», а каждые три часа — мелодию хора «Слава, слава Тебе, святая Русь!». из оперы «Жизнь за царя» (тоже Глинки). Последняя капитальная реставрация была проведена в 1999 году после шести месяцев планирования. Стрелки и цифры были повторно позолочены. Вместо «Патриотической песни» в курантах звучал новый Государственный гимн России , утвержденный в 2000 году.

Звезды Спасской башни

До 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орел, который был демонтирован. На его месте установили пятиконечную звезду из нержавеющей стали и красной меди. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом.

Такие же звезды водрузили еще на 4 наиболее значимые башни. Однако они очень быстро потускнели, да и выглядели в общем архитектурном ансамбле Кремля громоздко и неуклюже.

2 ноября 1937 года их заменили. С тех пор светящаяся рубиновая звезда сияет на вершине башни. Размах лучей – 3,75 м, вес – около тонны. Вращающаяся звезда в виде многогранной пирамиды с подсветкой изнутри состоит из двух слоев стекла. Внутренний слой – из стекла молочного цвета, наружный – из рубинового. Внутри автономные лампы с вентиляционной системой для предохранения их от перегрева.

С распадом Советского Союза появились призывы к восстановлению двуглавого орла над Спасской башней Кремля. Официальных заявлений на этот счет со стороны власти нет.

Башни Кремля

1. Спасская башня

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Башня является аутентичной (кроме пристроенного в 17 веке навершия).

Высота строения – 71 м;

Долгое время её называли Фроловской из-за стоящего рядом одноимённого монастыря. Спасской башня называться стала в 17 столетии, так как у неё появилась икона Спаса Нерукотворного;

2. Сенатская

Архитектор – неизвестен

Является аутентичной

До 18 века была Безымянной башней, а в 18 веке за ней было построено здание сената.

Рядом с постройкой находится мавзолей

Высота – 34 м;

3. Никольская

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Неаутентична, так как в 1812 году была взорвана и заново отстроена архитектором Осипом Бове, который не воссоздавал её, а спроектировал свою.

Высота строения – 70 м;

4. Угловая Арсенальная

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Аутентична

До 18 века – Собакина башня, так как рядом жили бояре Собакины. Была переименована после строительства поблизости от неё здания арсенала (оно видно на фото- жёлтое строение)

Высота – 60 м

Круглая по форме

5. Средняя Арсенальная

Высота – 39 м

Долгое время называлась Гранёной

В 19 столетии был построен грот в дорическом стиле, который является визитной карточкой и яркой отличительной особенностью этого строения. Своим названием башня обязана также близостью к кремлёвскому арсеналу.

6. Троицкая

Архитектор – Алевис Фрязин

Аутентична

Высота – 80 м;

Находится напротив здания Манежа, соединена мостом с Кутафьей башней

7. Кутафья

С 17 века имеет машикули (подобие бойниц, отверстия для вертикального обстрела)

Была отводной башней (т.е. её основной функцией являлась защита)

8. Комендантская

Аутентична

Высота – 41 м

До 19 века – Колымажная (раньше рядом находился двор с колымагами).

*На фото видно, что внутренняя часть как бы встроена в стену здания потешного дворца.

9. Оружейная

Высота – 32 м

До середины 19 века – Конюшенная башня (в ней имелись ворота, через которые можно было проехать к Конюшенному приказу. Оружейной названа после постройки Оружейного приказа на месте бывшего Конюшенного.

10. Боровицкая

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Название дано по месту, так как раньше там был сосновый бор;

В настоящее время через неё осуществляется въезд — выезд автотранспорта.

11. Водовзводная

Круглая по форме 

Высота – 61 м

Неаутентична

Связана с появлением первого московского водопровода

Ранее – Свиблова башня (из-за бояр Свибловых)

В 19 веке заново отстроена Осипом Бове;

Аутентичная

Высота – 30 м;

13. Тайницкая

Архитектор – Алевис Фрязин

Высота – 38 м

В 18 столетии взорвана при Екатерине II, чтобы сделать ходы для постройки Кремлёвского дворца (который так и не был построен)

В ней располагался тайный ход — колодец (отсюда и название: тайный- тайницкая)

Неаутентична;

14. 1-я Безымянная

Высота – 34 м

Неаутентична

Её можно назвать самой «многострадальной». Раньше там был пороховой склад, который потом взорвался. В 18 веке башню взорвали для строительства Кремлёвского дворца. В 19 веке была снова взорвана при отходе Наполеона;

Аутентичная

Высота – 30 м

Когда-то в ней располагалась кузница;

16. Петровская

Высота – 27 м

Ранее – Угрешская (рядом был Угрешский монастырь)

В 17 веке разрушена во время польской интервенции, в 18 веке взорвана при строительстве дворца, а в 18 – при Наполеоне.

Неаутентична

Отстроил О. Бове;

Высота – 46 м

Было много бойниц, которые заложили кирпичом в 19 веке

Имеет машикули;

Высота – 37 м

Аутентична

В ней располагалась пыточная;

19. Набатная

Высота – 38 м

Раньше там была звонница

В 18 столетии во время московского чумного бунта с неё раздавался звон для восстания против чумы. После Екатерина II распорядилась «прилюдно» убрать колокола;

20. Царская

Высота – 16 м (вместе со стеной)

Построена в 17 веке

Использовалась как смотровая площадка для царей.

Некоторые башни Московского Кремля сохранились с самого начала их постройки, некоторые неоднократно разрушались и восстанавливались. Имеющиеся у всех построек навершия (в виде своеобразной надстройки с крышей) были поставлены в 17 веке. До этого момента они выглядели так:

Как выглядит Спасская башня

В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.

До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.

После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.

Часы на Спасской башне

Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового

Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.

И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.

В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.

Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.

В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.

Традиции и обычаи Спасских ворот

Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, «проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедует иную, а не православную веру». Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.

Вопрос-ответ

От дуба к кирпичу: как менялся московский Кремль? Инфографика

На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились).

Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Тайны Спасской башни. Какие чудеса не видно с Красной площади.

Подробнее

Спасская башня в 16-17 веках

На примере постройки Спасской башни можно видеть процесс формирования каменных  стен и башен всего кремлевского оборонительного ансамбля, начиная с середины 16 века. Первые два яруса башни построены, как и часть стен в 1555 году из плит волжского известняка, а верхние ярусы, как и остальные стены кремлевского оборонительного сооружения, строились уже с 17 века из красного кирпича. Декорированное оформление 16 века хорошо сохранилось с северной (внутренней) стороны башни. Оно состоит из типично псковских простых декоративных лопаток.

Со стороны Кремля можно разглядеть специфику архитектуры 16 столетия

Первоначально башня была сооружена двухъярусной, квадратной в основании, с толщиной стен более 2 метров. Второй ярус был оснащен боковыми галерейными стрельницами  и дозорной вышкой. Своей монолитной массивностью данное сооружение являло яркий пример оборонительно-дозорной средневековой башни. Через нижний ее ярус проходил коленчатый проезд, названный так потому, что находился он не в центральной стене башни, как сейчас, а в  выступающей боковой части нижнего яруса. 

Стратегическая цель коленчатого проезда состояла в том, чтобы защитить ворота от разрушительных действий во время атак неприятеля, которые могли использовать стенобитные машины или пушечные ядра. Да и ворваться в боковой проход крепости атакующей массе наступающих было бы проблематично. Такой проход сохранился до сих пор  в другой проездной башне казанского Кремля – Тайницкой. Из-за бокового коленчатого прохода нижний ярус башни намного выдвинут из линии самой крепостной стены. 

Сегодня след от коленчатого прохода можно увидеть с восточной стороны

В те далекие средневековые времена проезд был закрыт двойными воротами из дуба, с внутренней стороны обшитыми железом. Ночью они запирались на замок, а ключ хранился у воеводы. Кроме этого со стороны крепости опускалась тяжелая решетка. Казанский Кремль был практически неприступен. К этому надо добавить, что по всем правилам постройки военных крепостей, между Спасской башней и посадом, начинающимся от Спасской площади – находился глубокий и широкийТезицкий ров, глубиной 6,5 и шириной более 15 метров. Кремль соединялся с посадом посредством подъемного моста, перекинутого через этот ров.

С юго-запада Спасская башня имела расширение, там была расположена Спасская церковь. Церковь и башня практически изначально, существуя бок о бок, стали составлять единое архитектурное целое. В самом конце 17 века, когда башню реставрировали после очередного пожара, ее надстроили двумя новыми кирпичными восьмигранными ярусами с шатровым завершением. Высота башни выросла практически до 45-47 метров. Архитектурное решение двух верхних ярусов (ширинки парапета в оформлении гульбища, декорирование оконных проемов и т.д.) говорит об их московском авторстве.

Так выглядела Спасская башня на рисунке Турнерелли. Сер. 19 века

Верхний ярус имел высокие арочные оконные проемы и служил звонницей. Тогда же на башню был перенесен ратный колокол, который вплоть до начала 20 века оповещал население о пожарах. А гульбище, находящееся на высоте 30 метров, и площадка с набатным колоколом стали  первой смотровой площадкой Казани для жителей и гостей города. Оттуда просматривались замечательные виды окрестностей, и вход на нее был свободный. В более поздний период посетителям для осмотра даже предоставлялся бинокль.

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского — Василия — их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля.

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель — монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов — мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов — мастер-литейщик. 

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом — нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше — в устроенном восьмерике. 

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес — 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок — 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр — 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки — в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора — отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Башни Московского Кремля

Кутафья башня Московского Кремля / фото автора

Перед вами Кутафья башня — самая широкая и низкая из всех кремлевских. Слово означает: маленькая, полноватая, неуклюжая. В старину так говорили про неповоротливых женщин. Сегодня это единственная сохранившаяся в цитадели башня-стрельница.

От Кутафьей башни дорога идет по Троицкому мосту — старейшему каменному в столице. Здесь в 1598 г. народ и войско встречали избранного на царство Бориса Годунова. Мост оформлен зубцами «ласточкин хвост». До начала XIX века под ним текла река Неглинная.

Впереди Троицкая башня. В XVI-XVII веках через ее ворота из Кремля выезжали царица, царевны и патриарх. Здесь же в Кремль проходили на работу дьяки Кремлевских приказов и служащие царских дворцов.

Всего в столичной цитадели 20 башен. О Спасской, Царской и других читайте в статье «Москва за один день: маршрут для тех, кто в столице проездом».

История курантов

По мнению историков, главные часы России были созданы более 6 веков назад, хотя потом их несколько раз полностью переделывали. Благодаря царю Петру I, желавшему иметь куранты европейского образца, они обзавелись механизмом с колоколами, способным играть музыку. А последнюю радикальную модернизацию устройство пережило в 1851-1852 годах. То есть современным часам уже исполнилось более 150 лет, что делает их самыми старыми в Европе. И за этот период они ни разу не останавливались по причине поломок, только по воле людей.

Считается, что Спасская башня была построена в самом конце XV века и называлась изначально Фроловской (до XVII века). Примерно в этот же период, вероятно, появились и часы. В 1624 году по велению царя Михаила Федоровича они были заменены на новые, оснащенные 13 колоколами, но 2 года спустя из-за пожара устройство сгорело вместе с башней. В 1668 году на восстановленном строении, названном в честь иконы Спаса Нерукотворного, снова установили механизм для отсчета времени, который сгорел в 1701 году.

Спустя 5 лет по указу Петра I в Кремле появились часы с музыкальным боем и европейским циферблатом, поделенным на 12 секторов. В 1770 году по воле Екатерины II устройство заменили на большие английские куранты, которые играли музыку. В 1852 году вместо них установили часы, которые использовались до 1935 года, а затем в них пришлось заменять обветшавший механизм. В 1996 году к колоколам добавили специальные металлические детали, благодаря чему стало возможным воспроизведение гимна Российской Федерации — он звучит в полночь и в полдень, а также в 6 часов утра и вечера. В 3 часа, 9 и 15 часов и 21 час проигрывается отрывок «Славься» из оперы «Иван Сусанин». О завершении очередной 60-минутки возвещает удар большого колокола.

Солнечные часы и золотой циферблат

Высотка главного здания Московского государственного университета видна издалека: знаменитый шпиль — такая же архитектурная доминанта города, как Останкинская башня и сталинка на Котельнической набережной. По четырем сторонам его опоясывают корпуса с башнями, которые украшены термометром, барометром и гигантскими часами, крупнейшими в Европе. Отсчитывают ход времени на девятиметровых циферблатах минутная стрелка длиной 4,2 метра и часовая — 3,7 метра. На расстоянии кажется, что часы переливаются золотом, но на самом деле этот эффект создает золотистое стекло, на котором закреплены цифры. Первые несколько лет смотрителям приходилось каждый день подниматься на 25-й этаж, чтобы завести часы, но в 1957 году они стали работать от электрического двигателя. 

Псевдоготическое здание Синодальной типографии на Никольской улице, где сейчас располагается Историко-архивный институт, украшено солнечными часами. В те времена, когда строили корпуса печатни, солнечные часы были в моде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector