Значение и роль спасской башни московского кремля в истории москвы и государства

Спасская башня значение в наши дни. Спасская башня — великий символ России

Спасская башня – это символ России. Она была сооружена ещё в 1491 году, и названа в честь Спаса Нерукотворного.

Сейчас Спасская башня – это не только многовековый символ страны, но и популярное место среди россиян и туристов. Ранее, войти в Спасскую башню было не так уж просто, приходилось оформлять пропуски, для чего требовались время и деньги. Теперь, Спасская башня открылась перед посетителями. Внутри архитектурного шедевра можно не только осмотреться, но и послушать интересные экскурсии, побывать в палатах, которые раньше были закрыты.

Спасская башня была свидетелем многих событий, которые изменили историю России. Она всегда была символом религиозности, а её ворота считались главными среди всех других Кремлёвских ворот. Их всегда считали святыми. Вход в Спасскую башню сопровождался всеми традициями православия, мужчины были обязаны снять головной убор, а женщины не могли пройти через врата без головного убора, чаще всего, это был платок.

В наши дни религиозные традиции соблюдаются не всеми. Пройти через врата Спасской башни может любой желающий, будь он в головном уборе или без него.

Спасская башня также символизирует бескрайние просторы России. Ежегодно, на Красной площади проводится военно-музыкальный фестиваль, посвящённый великой башне. Название фестиваля также символизирует его направленность, фестиваль «Спасская башня» поднимает патриотический дух у россиян. Самые разные музыкальные коллективы собираются на площади, здесь находится место и для зарубежных оркестров, и для военно-музыкальных коллективов России, также на фестивале можно увидеть и услышать выступление почётной охраны Президента РФ.

Фестиваль очень популярен, ежегодно его посещает около 55 тысяч человек. В 2014 году фестиваль будет традиционно проходить с 30 августа по 7 сентября. Он пересекается с днём города Москвы, который проходит в первую субботу сентября. В этот раз праздник города выпал на 6 сентября. В связи с насыщенной программой, праздник будет проходить 2 дня, 6 и 7 сентября.

Часовни

Деревянную часовенку построили для защиты от непогоды священнослужителей, осуществлявших требы перед иконой Спаса . В 1802—1803 г. по обе стороны башни воздвигли две каменные пристройки.

Они получили наименования:

  • Спасская часовня или «Великого Совета Ангел»
  • Смоленская часовня или «Великого Совета Откровение»

Находились под патронатом Покровского храма. На протяжении 19 в. здания неоднократно подвергались изменениям и переустройству. В 1925 г. их разобрали.

Спасская часовня

Внутри сооружения находился список с надвратной иконы Спасителя. Образ покоился в ризе из серебра, украшенной самоцветами. Общий вес 26 кг. Икона почиталась в качестве чудотворной. На пожертвования было создано 70 лампад, покрытых золотом. В часовне также стоял огромный канделябр.

Поверхность стен была покрыта фресками на религиозные темы и иконами:

  • Гребенской Божией Матери
  • Николая Чудотворца
  • русских святых

На потолке нарисовано звездное небо. Облицовка стен выполнена из искусственного мрамора. Наружную дверь украшал лик Христа в ангельском образе. За это часовня получила прозвище – «Великого Совета Ангел». В праздник Спаса Смоленского совершалось торжественное богослужение.

Смоленская часовня

В середине постройки располагался иконостас. В его состав входили иконы Спасителя, Богородицы, архангелов и святых. Все иконы помещались в ризы из драгоценных металлов, украшенных резьбой и эмалью. Входная дверь имела собственные изображения:

  • снаружи – Благовещения
  • внутри – Спасителя

Ежегодно в часовне проводили всенощную службу накануне праздника Смоленской иконы Божьей Матери.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное славянскими цифрами и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

Сообщение 2

Одним из самых узнаваемых в мире памятников, по праву, считается Спасская башня. Стоит показать ее изображение любому иностранцу, как он мгновенно назовет страну и город, где расположено это произведение русского зодчества. Вполне возможно они не вспомнят название, но необычайно красивый, уникальный внешний вид, надолго запечалится в памяти людей.

Спасскую башню построил архитектор Пьетро А. Солари, в 1491 г. Она является частью ансамбля Кремлевской стены. В 1624 г. был достроен уникальный многоярусный готический верх, украшенный курантами, которые, на тот момент, являлись одними из старейших часов мира. В 1852 г. их заменили уже на современные, механические. Это те самые часы, бой которых, Новогодней ночью, ежегодно, слышат миллионы жителей нашей необъятной страны. Завершает образ рубиновая звезда, установленная на макушке строения в 1937 г.

В прошлом, ворота и стены Кремля опоясывал ров. В 1508 г. к Спасской башне перекинули мост. Начиная с XVI века на ней можно увидеть двуглавого орла, сделанного из дерева.

В 1367 г., на месте Спасской башни стояла стрельница Кремля. Изначально ее нарекли «Фроловской», по названию, не сохранившейся, церкви Фрола и Лавра. В 1658 г., благодаря указу царя Алексея Михайловича и иконам «Спаса Смоленского» и «Спаса Нерукотворного», располагавшимся на ее воротах, ее нарекли «Спасской».

Ворота, под Спасской башней, считаются главными проездными воротами Кремля, выводящими на самую знаменитую площадь страны. В древности они считались святыми. Проходили сквозь них только пешком, мужчины обязательно преклоняли непокрытую голову перед иконой Спасителя, расположенной над въездом. Традиция поклона, перед заходом внутрь, настолько укоренилась в народе, что ее вскоре закрепили в особом государственном указе, где требовали кланяться перед входом даже иностранцев, исповедовавших, отличную от русского народа, религию.

В определенный исторический период (1803), по сторонам сооружения построили две небольшие часовенки: Спасскую и Смоленскую. В течение времени, их периодически реставрировали и перестраивали. Однако, в 1925 г., они были окончательно снесены.

Спасская башня – уникальное наследие великой страны, которое прошло через множество губительных исторических событий, но, несмотря на это выстояла и продолжает радовать не только нас, но и гостей столицы своей великой красотой и мощью.

2, 3 класс.

Башни Московского Кремля для детей

Кремль примечателен не только крепостью и длиной стен. Башни, которые стоят на страже – настоящее средневековое достояние. Всего их 20, и у каждой есть своя уникальная история и имя. Без названия только две башни Московского Кремля – Первая и Вторая Безымянная. Раньше в них были пороховые склады. Они периодически взрывались и разрушали строения. Поэтому имена им так и не придумали.

  • Набатная башня так называется из-за набатного колокола, который висел на ней долгое время. Он должен был звонить при пожарах. Но в 1771 колокольным звоном был собран Чумной бунт. После этого Екатерина распорядилась удалить ему язык.
  • Царская. Самая невысокая красавица, похожая на теремок. Ее возвели последней. Похожие теремки строились в конце 17 века. Собственно, тогда же появилась башня.
  • Никольская. Считается, что покровителем этой башни является сам Николай Чудотворец. Любой желающий может подойти к ней, помолиться, и попросить о чуде. Говорят, молитвы москвичей у башни не раз помогали спастись от войн.
  • Кутафья. Единственная сохранившаяся башня-стрельница. Если присмотреться, на ней можно увидеть щели от цепей. Раньше на них крепился подъемный мост через ров.
  • Троицкая. Самая высокая башня в Московском Кремле. Ее высота со звездой – 80 м. Она выше 10-ти этажного дома в два раза! Ее ворота – это главный вход в Кремль. Давно в середине сооружения проходили торжественные встречи. Сегодня там располагается Президентский оркестр.
  • Беклемишевская (Москворецкая). Поговаривают, что внутри нее спрятан тайник. А еще это одна из немногих башен, которая сохранила свой первоначальный вид со дня постройки.
  • Угловая Арсенальная. Самая мощная башня с 18 гранями. Благодаря расширенному основанию и высоким стенам она выглядит очень устойчивой. В войну 1812 года она сильно пострадала, поэтому в конце 19 века ее переделали.

Описание каждой башни:

Спасская башня Кремля для детей

Каждый знает эту башню по огромным курантам. А еще с ней связано больше всего легенд. Давным-давно башню называли Фроловской по названию церкви Фрола и Лавра, которая стояла неподалеку. Позже ее снесли. Церковь стояла вплотную к Кремлю, перекрывала въезд и являлась причиной распространения пожаров. Башню и ворота под ней стали звать Иерусалимскими. Пока не случилось чудо.

Когда Алексея Михайловича венчали на царство, слепой Петр Палкин прозрел от иконы Спаса Нерукотворного. Это сочли добрым знаком. Икону сняли с молитвами и понесли в Москву. Собралось много народа, и Алексей Михайлович внес ее через ворота башни. После этого и появилось название – Спасские ворота и Спасская башня.

Главный проезд в Кремль почитался, как святой. Через ворота запрещалось въезжать верхом. Проходя перед образом Спасителя на внешней стороне постройки, мужчины должны были снимать шляпы. В народе верили, что латинская надпись над воротами проклинает всех нарушивших этот наказ.

Традиции и обычаи Спасских ворот

Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, «проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедует иную, а не православную веру». Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.

Вопрос-ответ

От дуба к кирпичу: как менялся московский Кремль? Инфографика

На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились).

Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Тайны Спасской башни. Какие чудеса не видно с Красной площади.

Подробнее

Часы Спасской башни[править]

В XVI веке на башне были установлены первые часы. Они просуществовали до 1625 года, когда мастера Христофор Галовей и Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы.

Нижний четверик башни завершался поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с позолоченными флюгерами. Затем поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами — замечательным техническим новшеством того времени. Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху — изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звоном, в котором размещались часовые колокола. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.

В нишах аркатурного пояса, дошедших до наших дней, были установлены белокаменные статуи — «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки — одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1653 года статуи обгорели и рассыпались.

К концу XVII века башенные часы Галовея пришли в полную негодность. При Петре I в —1709 годах были установлены новые голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые неоднократно ремонтировались. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».

Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в —1852 годах братьями Н. и П. Бутеноп.

При штурме Кремля в дни октябрьских боев 1917 года Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина, их исправил в 1918 году часовщик Н. В. Беренс.

Спасские часы занимают три этажа (7-й, 8-й и 9-й) и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Они приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг (10—14 пудов). Точность хода часов обеспечивается при помощи маятника весом около 32 кг. Механизм боя часов состоит из девяти четвертных колоколов и колокола, отбивающего полный час. Вес четвертного колокола — 320 кг, часового — 2 160 кг. Колокола отлиты в XVII— XVIII веках, украшены орнаментом, некоторые из них имеют надписи. Одна из надписей гласит:

Бой часов осуществляется при помощи специального молотка, соединенного с часовым механизмом и ударяющего по поверхности колокола. Часовой механизм заводится электромотором два раза в сутки.
Циферблаты, расположенные по сторонам башни, имеют диаметр 6,12 м; высота цифр — 72 см; длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,28 м.

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. В полдень и полночь куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в каждую четверть — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году.

Спасская башня в 16-17 веках

На примере постройки Спасской башни можно видеть процесс формирования каменных  стен и башен всего кремлевского оборонительного ансамбля, начиная с середины 16 века. Первые два яруса башни построены, как и часть стен в 1555 году из плит волжского известняка, а верхние ярусы, как и остальные стены кремлевского оборонительного сооружения, строились уже с 17 века из красного кирпича. Декорированное оформление 16 века хорошо сохранилось с северной (внутренней) стороны башни. Оно состоит из типично псковских простых декоративных лопаток.

Со стороны Кремля можно разглядеть специфику архитектуры 16 столетия

Первоначально башня была сооружена двухъярусной, квадратной в основании, с толщиной стен более 2 метров. Второй ярус был оснащен боковыми галерейными стрельницами  и дозорной вышкой. Своей монолитной массивностью данное сооружение являло яркий пример оборонительно-дозорной средневековой башни. Через нижний ее ярус проходил коленчатый проезд, названный так потому, что находился он не в центральной стене башни, как сейчас, а в  выступающей боковой части нижнего яруса. 

Стратегическая цель коленчатого проезда состояла в том, чтобы защитить ворота от разрушительных действий во время атак неприятеля, которые могли использовать стенобитные машины или пушечные ядра. Да и ворваться в боковой проход крепости атакующей массе наступающих было бы проблематично. Такой проход сохранился до сих пор  в другой проездной башне казанского Кремля – Тайницкой. Из-за бокового коленчатого прохода нижний ярус башни намного выдвинут из линии самой крепостной стены. 

Сегодня след от коленчатого прохода можно увидеть с восточной стороны

В те далекие средневековые времена проезд был закрыт двойными воротами из дуба, с внутренней стороны обшитыми железом. Ночью они запирались на замок, а ключ хранился у воеводы. Кроме этого со стороны крепости опускалась тяжелая решетка. Казанский Кремль был практически неприступен. К этому надо добавить, что по всем правилам постройки военных крепостей, между Спасской башней и посадом, начинающимся от Спасской площади – находился глубокий и широкийТезицкий ров, глубиной 6,5 и шириной более 15 метров. Кремль соединялся с посадом посредством подъемного моста, перекинутого через этот ров.

С юго-запада Спасская башня имела расширение, там была расположена Спасская церковь. Церковь и башня практически изначально, существуя бок о бок, стали составлять единое архитектурное целое. В самом конце 17 века, когда башню реставрировали после очередного пожара, ее надстроили двумя новыми кирпичными восьмигранными ярусами с шатровым завершением. Высота башни выросла практически до 45-47 метров. Архитектурное решение двух верхних ярусов (ширинки парапета в оформлении гульбища, декорирование оконных проемов и т.д.) говорит об их московском авторстве.

Так выглядела Спасская башня на рисунке Турнерелли. Сер. 19 века

Верхний ярус имел высокие арочные оконные проемы и служил звонницей. Тогда же на башню был перенесен ратный колокол, который вплоть до начала 20 века оповещал население о пожарах. А гульбище, находящееся на высоте 30 метров, и площадка с набатным колоколом стали  первой смотровой площадкой Казани для жителей и гостей города. Оттуда просматривались замечательные виды окрестностей, и вход на нее был свободный. В более поздний период посетителям для осмотра даже предоставлялся бинокль.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час — один удар, второй — два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру — 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля — иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года, пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года — в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии — «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

ТРОИЦКАЯ

ТРОИЦКАЯ башня называется по церкви и Троицкому подворью, находившихся некогда поблизости на территории Кремля. Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 метров. К воротам Троицкой башни ведёт Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней.

Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля. Построена в 1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем . Башня называлась по-разному: Ризоположенская, Знаменская и Каретная. Своё нынешнее название получила в 1658 году по имени Троицкого подворья Кремля. В двухэтажном основании башни в XVI—XVII веках размещалась тюрьма.

С 1585 по 1812 год на башне находились часы. В конце XVII века башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями. В 1707 году из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжёлые пушки. До 1935 года на вершине башни был установлен имперский двуглавый орёл.

Из истории башни и Кремля

Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.

В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.

Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.

Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.

Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.

Как добраться до фестиваля «Спасская башня»

Найти месторасположения фестиваля не сложно: Красная площадь — это сердце российской столицы. Наиболее удобный способ добраться до Красной площади — на метро. Станции «Охотный ряд» (Сокольническая линия), «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия) и «Театральная» (Замоскворецкая линия) расположены в нескольких минутах ходьбы от места проведения фестиваля.

Схема московского метро

Также в шаговой доступности расположены остановки общественного транспорта:

  • «Манежная площадь» и «Театральная площадь»: автобусы М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 101, 144, 904.
  • «Красная площадь»: автобусы М5 и 158.
  • «Зарядье»: автобус 255.

Лариса Киселева

Расписание общественного транспорта Москвы

От трех вокзалов (Казанский, Ярославский, Ленинградский)

Путь от трех вокзалов (Казанский, Ярославский, Ленинградский) начинается у станции метро «Комсомольская»: по красной ветке до станции «Охотный Ряд» (проехать 4 станции). Далее пешком 3–4 минуты.

От аэропортов

  • Домодедово: на аэроэкспрессе до Павелецкого вокзала, далее — на метро до станции «Театральная», по зеленой ветке без пересадок.
  • Шереметьево: на аэроэкспрессе до Белорусского вокзала, далее — на метро по зеленой ветке до станции «Театральная».
  • Внуково: на аэроэкспрессе до Киевского вокзала, затем на метро по синей ветке до станции «Площадь Революции».
  • Жуковский: от аэропорта на автобусе № 441э до метро «Котельники». Затем сесть на сиреневую ветку метро и следовать до станции «Китай-Город». Далее — пешком около 1 километра.

Лариса Киселева

На такси

Такси в столице стоит недешево. Сделать поездку немного бюджетнее можно с помощью приложений такси для смартфонов. В Москве функционируют приложения: Uber, Gett, Rutaxi (Такси Везёт), Яндекс. Такси и Maxim.

Фестиваль «Спасская башня»: видео

Фоторепортажи фестиваля:

Как выглядит Спасская башня

В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.

До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.

После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.

Часы на Спасской башне

Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового

Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.

И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.

В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.

Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.

В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в Грановитой палате. В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский – русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в истории часов, когда они играли иностранную мелодию.

Царская башня Кремля

История: Это самая молодая и маленькая башня Кремля, построенная неизвестным архитектором в 1680 году. Ее высота вместе с флюгером составляет 16.7 метров. Она напоминает шатер, только выстроенный из камня. Или классический теремок из русских сказок. Историк Сергей Бартенев отмечал, что «в сущности, это не башня, а каменный двухъярусный шатёр, поставленный прямо на стену». Башня выделяется на фоне остальных разнообразием архитектурных деталей: она украшена позолоченным флюгером, башнями-пирамидками и висячей гирькой. А так вспоминали коронацию последнего императора современники, описывая Царскую башню: «Во время коронации последнего императора Николая II Кремль был необычайно красиво иллюминирован. Стены и башни Кремля были удивительно подсвечены. Подсветили и Царскую башенку. Жёлто-матовое освещение Царской башни в эти праздничные дни изящно оттенялось на фоне красного огня, которым была залита Безымянная башня, и синего огня Константиновской».

Интересный факт: Считается, что на месте кирпичной башни ранее находилась похожая, сделанная из дерева. Ее построили специально для того, чтобы Иван Грозный мог восседать там во время всех важных событий государственного значения, потому что с этого места открывается вид на всю Красную площадь. Говорят, что и свое название она получила в честь известного царя, который облюбовал это место. Кроме того, по существующим легендам, российские правители после коронации выходили на Царскую башню показаться народу, собравшемуся на Красной площади.

Чудодейственные иконы

Новое название башня получила благодаря иконе Спаса Смоленского, расположенной над воротами со стороны Красной площади, и Спаса Нерукотворного, которая раньше украшала ворота со стороны Кремля. Спас Смоленский уникален в своем роде — это первое изображение «Спаса с припадающими» в русской иконописи. К ногам Христа припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Икону обрамили золоченой ризой, поместили в киот.

Спас Смоленский считался чудотворным. Поговаривали, будто в 1812 году, когда французы взяли Москву, мародеры пытались увезти драгоценный оклад с собой, но лестница неожиданно упала, и икона осталась цела. Ризу Спаса Нерукотворного французы все-таки украли, ее заменили чуть позже серебряной с драгоценными камнями.

Освящение отреставрированной иконы Спаса Смоленского. (pinterest.com)

До 2010 года считалось, что икона Спаса Смоленского безвозвратно утрачена: никто не знал, что случилось с ней в советские времена. Последние свидетельства о Спасе Смоленском относились к 1934. Но с помощью зондирования удалось выяснить, что икона на самом деле скрывается под слоем штукатурки. Вероятно, когда советские реставраторы получили приказ уничтожить образ, они на свой страх и риск спрятали его под специальной сеткой и штукатуркой.

Икона Спаса Нерукотворного пропала во времена СССР. В Москве она появилась в середине XVII века благодаря Алексею Михайловичу. Россия тогда страдала от чумы, и только Хлынов (сегодняшний Киров) мор обошел стороной якобы из-за чудодейственной иконы. Царь приказал доставить ее в столицу. Образ Спаса так ему полюбился, что он решил оставить его в Новоспасском монастыре, а обратно в Хлынов отправить список. Еще одну копию разместили над воротами Спасской башни.

Спас Нерукотворный, начало XX в. (pinterest.com)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector