Георгиевский зал

Интересные факты

  1. Кремлевский Дворец, фото зала которого со XXII съезда Коммунистической партии, открывшего новое здание, представлено ниже, является выявленным объектом культурного наследия Московского Кремля с 2020 г.
  2. Здание Дворца в стиле советского модерна выбивается из общей стилистики Московского Кремля, что не позволило включить Дворец в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  3. Археологические раскопки перед строительством смогли охватить всего 200 кв. м. территории Дворца. Пропали под котлованом здания множество культурных пластов истории Москвы.
  4. На банкете в честь окончания строительства главный архитектор Москвы Михаил Посохин назвал Никиту Хрущева «главным зодчим» и построенное здание «детищем оттепели».
  5. Проектировщики Дворца, всего 7 человек, в 1962 г. получили Ленинскую премию.

Государственный Кремлевский Дворец, с развитой технологией оборудования, сценического оснащения конкурирует с известными концертными залами, фото которых можно найти на любом Интернет-ресурсе.

Нельзя не отметить, что советский модерн наложил отпечаток на интерьере Кремлевского Дворца, который невозможно изменить в настоящее время. Но грамотно выстроенный репертуар, умелый менеджмент поставили Дворец в один ряд с другими престижными концертными залами мира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Алмазный фонд

Коронационные регалии

На территории Оружейной палаты находится Алмазный фонд России — собрание ювелирных шедевров XVIII-XIX веков, уникальных драгоценных камней, золотых и платиновых самородков. Здесь находится собрание крупнейших именных алмазов, в том числе алмаз «Мир» массой 342,57 карата.

В Алмазном фонде хранится Большая императорская корона Российской империи, созданная для коронации императрицы Екатерины II и представляющая огромную историческую и художественную ценность. Корону из серебряного каркаса украшают 4936 бриллиантов и 75 крупных жемчужин, венчает корону ярко-красная шпинель. Здесь же хранятся другие коронационные регалии — Малая императорская корона, скипетр со знаменитым алмазом «Орлов», держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Большая императорская корона Российской империи

Алмазный фонд был создан Петром I в 1719 году, наиболее ценные поступления произошли во время правления Елизаветы и Екатерины II. Комната для хранения коллекции драгоценностей — ее называли Бриллиантовая, сначала находилась в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. С началом Первой мировой войны в 1914 году коллекция была перевезена в Москву, в Оружейную палату. После октябрьской революции множество романовских драгоценностей было расхищено и продано за границу советской властью. В 1920 году было создано Государственное хранилище ценностей — Гохран, в ведение которого поступила Бриллиантовая комната. В настоящее время Алмазный фонд по прежнему находится в ведение Гохрана России.

Впервые выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году, в честь 50-летия революции и вызвала огромный интерес, из-за чего было решено временную экспозицию сделать постоянной. Алмазный фонд является одной из самых посещаемых выставок в Москве. Увидеть своими глазами роскошные драгоценности Романовской династии приезжают желающие со всего мира.

Экскурсии в Большой кремлёвский дворец

Большой кремлёвский дворец и Грановитую палату можно посетить только в составе экскурсии по предварительной записи. Стоимость экскурсии от 5 тыс. рублей (2020 г.), продолжительность около 1,5 часов. Надо быть готовым к тому, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за проведения официальных мероприятий. На экскурсию рекомендуется брать как можно меньше личных вещей. Перед посещением проводится несколько досмотров как в аэропорту. Фотосъемка разрешается только в нескольких парадных залах.

Большой Кремлёвский дворец возводился Константином Тоном по указанию Николая I более десяти лет — с 1838 по 1849 годы. Как и задумывали великие создатели, грандиозное сооружение стало надежным и соответствующим статусу первопрестольной столицы.

Стоимость билетов

Широкий и разнообразный репертуар Кремлевского дворца охватывает разные зрительские аудитории: от детских спектаклей и утренников до серьезных музыкальных фестивалей. Стоимость билетов зависит от популярности артиста, а также от места в зрительном зале.

Цены варьируются от 100 рублей до 50 тыс. рублей на места для важных персон. Самые дешевые места на балконе с левой и правой стороны на откидных креслах. По мере приближения к сцене цены на билеты дорожают.

Билеты на Кремлевскую елку (цена одного подарка 545 рублей. На 18-00 допускаются только родитель с ребенком).

Начало спектакля Места в зале Цена детского билета, в руб. Цена группового билета Цена билета на 2-х:родитель и ребенок
С 24 декабря по 8 января 25, 29 декабря
10-00 Все зоны 2650 2400 Не продается
14-00 Все зоны 2650 2400
18-00 1 зона партера, без подарка 4400 4400 4400
2 зона партера, без подарка 3800 3800 3800
3 зона партера, без подарка 3300 3300 3300
4 зона партера 5400 с подарком 5900 с подарком 2800 без подарка
Амфитеатр 4500 с подарком 4900 с подарком 2500 без подарка
Балкон 3600 с подарком 3900 с подарком 1900 без подарка

Георгиевский зал

Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи — ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.

Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.

Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.

Напольное покрытие — подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала — копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному на Красной площади.

Основные цвета зала — белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.

Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.

История строительства

Решение о строительстве нового дворца на территории Кремля было принято Николаем I в первые годы правления, когда Москва еще только приходила в себя после наполеоновских войск и крупномасштабных пожаров. По задумке императора, дворец должен был стать своего рода памятником всем русским воинам. Автором проекта Кремлевского Дворца стал Константин Андреевич Тон. Также в работах по его созданию принимали участие Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев, Н. А. Шохин и многие другие.

До начала строительства на месте запланированного цоколя был заложен памятный камень с лаконичной надписью «1838 г. июня 30 дня». Кроме того, под цоколь угловой части комплекса, где согласно планировке должен был быть размещен кабинет императора, была помещена табличка из меди, на которой значилось: «Заложен в царствование государя Николая I, под управлением министра Императорского двора генерала от инфантерии князя Петра Михайловича Волконского, обер-гофмейстера барона Боде. Строителем был архитектор Константин Тон».

Изначально постройка нового кремлевского дворца оценивалась в 6 миллионов рублей, однако в итоге в него было вложено почти в два раза больше.

При проектировании комплекса К. А. Тон запланировал возведение облегченных кирпичных сводов и металлических стропильных конструкций кровли. На тот момент это было первое в России здание с подобным каркасом. Также при строительстве были использованы металлические конструкции, цемент и бетон, что также стало необычным новшеством. Все эти инновационные методы позволили автору воплотить в жизнь ряд интересных идей, среди которых подвесной потолок в одном из залов дворца.

Для отопления дворцовых помещений, в подвале установили 56 больших калориферов, которые поставляли горячий воздух по тепловым каналам, расположенным в межстенном пространстве, во все уголки строения. В качестве дополнительного источника тепла использовали камины.

В сенях, коридорах, служебных помещениях и комнатах слуг пол был выложен серым ревельским камнем, белым коломенским мрамором и гжельской лещадью. В парадных же залах и императорских покоях пол был паркетным.

Мебель, двери и предметы декоративного оформления выполняли по специальным заказам на крупных известных заводах и фабриках Москвы и Санкт-Петербурга. При этом все полотна, используемые для обивки стен и драпировок, включали золотые и серебряные нити. Впоследствии технология изготовления подобных тканей была утрачена, поэтому при последней реставрации использовали обивку с цветными, а не с металлическими нитями.

Мебельные гарнитуры для дворцовых комнат делали в московских мастерских Эрнеста Блехшмидта, Федора Дункера, Александра Шмидта и других известных мебельщиков. Они также выполнили двери из ценных сортов дерева в парадных апартаментах и жилых покоях Собственной половины. Люстры и светильники парадных комнат были созданы на гальванопластической и литейной фабрике, принадлежавшей мужу княжны Марии Романовой — Максимилиану Лейхтенбергскому, и на предприятии Феликса Шопена.

Под куполом дворца поместили часы с боем. Колокола для часов были сняты с Троицкой башни и отличались чистым звуком. В самом куполе сделали 4 слуховых окна, а на его вершине установили позолоченный флагшток для императорского штандарта. При участии академика Д. М. Перевощикова и майора И. И. Ильина, купол был объединен металлическими связями с кровлей дворца. Эти связи служили громоотводами.

Новый дворцовый комплекс получил название Большого Кремлевского. После завершения строительства Николай I лично проинспектировал все помещения. По его указу участники строительных работ были вознаграждены и отмечены медалью «За строительство Кремлевского Дворца».

Освящение Большого Кремлевского Дворца состоялось на Пасху, 3 апреля 1849 года.

День сегодняшний

Первые попытки вернуть зданию исторический облик были сделаны уже в 1968 году. Во время реставрационных работ мастера укрепили штукатурный и красочный слой росписей, покрыли позолотой отдельные детали, восстановили инкрустации, стеновую и мебельную обивку. В это же время были отреставрированы мраморные стены парадной лестницы, отремонтированы лестничные ступени и пролеты.

В 1994-1999 годы по решению президента Б. Ельцина реконструкторы вернули исторический облик Андреевскому и Александровскому залам, воссоздали царское место с тронами, восстановили барельефы на фасаде.

В настоящее время в Большом Кремлевском Дворце располагаются резиденции президента России и патриарха Московского и всея Руси. Однако, несмотря на это, побывать во дворце вполне возможно – здесь регулярно проводят организованные экскурсии. В ходе этих экскурсий посетители могут осмотреть Грановитую палату, помещения Теремного дворца, Собственную половину императоров, императорский кабинет и Золотую Царицыну палату, а также парадные залы за исключением Екатерининского.

Мероприятия в Кремлевском дворце

Кремлевский Дворец, зрительный зал которого запечатлен на уникальных фото во время проведения мероприятий, никогда не имеет пустых мест или незаполненных рядов. Аншлаги на всех концертах и мероприятиях говорят о слаженной работе коллектива, интересном репертуаре и исполнителях, которые талантом и творчеством собирают полные залы.

С 1961 г. сценическая площадка Кремлевского Дворца, переданная Большому Государственному Академическому театру, проводила выступления известных ансамблей, исполнителей, открывала собственные премьерные оперные и балетные спектакли, которые неизменно собирали зрителей.

В советское время ведущие солисты оперы и балета, артисты эстрады приветствовали делегатов съездов, давая большие концерты. Среди их имен незабываемые таланты и личности: Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа, Галина Вишневская, Елена Образцова, Муслим Магомаев, Зураб Соткилава и другие.

Ежегодно проводятся Новогодние утренники – главная Елка России с обязательным фееричным спектаклем.

В репертуаре:

  • симфонические концерты;
  • камерные концерты по разным направлениям музыки;
  • творческие вечера;
  • сольные концерты;
  • фестивали и форумы;
  • балетные спектакли;
  • концерты рок-музыки;
  • мюзиклы;
  • церемонии вручения национальных наград;
  • мемориальные вечера, посвященные памяти известных людей;
  • бал «Выпускник».

С 1990 работает «Кремлевский балет», художественным руководителем которого является Андрей Петров. Театр за время работы поставил и сыграл почти все классические и современные спектакли балетного искусства. Труппа объездила с гастрольными поездками многие страны мира.

Талантливый и молодой коллектив с удовольствием работает с педагогом-репетитором Екатериной Максимовой, выдающейся балериной русской хореографии. Екатерина Максимова с Андреем Петровым придали труппе свой почерк, который узнается примами и премьерами, являющимися ведущими солистами не только на сцене Кремлевского Дворца, но и других престижных сцен мирового балета.

Отечественная и зарубежная критика оценили с положительной стороны опыт и спектакли Кремлевского балета, дав высокие баллы таланту и новаторству молодого театра. Аншлаги на спектаклях говорят о том, что зрители принимают молодую труппу наравне с именитыми театрами с многолетней историей.

Георгиевский зал

Это помещение задумывалось как парадное, такое значение оно играет и по сей день. Оно посвящено ордену Георгия Победоносца. Последний был учреждён Екатериной Великой в шестьдесят девятом году восемнадцатого века. В те времена этот орден считался самой высокой военной наградой в стране. Екатерина Великая задумывала награждать этим орденом людей, отличившихся исключительно в военном деле. В указе выделялось, что ни звание ни раны не могли повлиять на принятие решения о выдаче этой награды. Как правило, этот особый знак носили на ленте, имеющей цвета российского герба.

Георгиевский зал

Само помещение имеет светло голубые и золотые цвета. Этот зал олицетворял воинскую честь и доблесть. Стены украшены золотыми звездами и повязками, имитирующие орденские. На последних можно было увидеть надписи за службу и храбрость.

Георгиевский зал имеет очень внушительные размеры. Его длина составляет шесть десятков метров, ширина в три раза меньше. Высота потолка в этом зале превышает высоту современных шести этажей.

Георгиевский зал

Стены украшены панелями, на которых написаны названия воинских частей. Также, на этих панелях отображены списки тех, кто удостоился чести получить этот орден.

Под потолком можно увидеть скульптурные изваяния, они символизируют земли, которые находятся под властью Российской Федерации.

В темное время суток зал освещается люстрами. Они расположены под самым потолком. Шесть позолоченных люстр из меди освещают зал Большого Кремлевского дворца. Пол украшен очень интересным узором, который сложен из двух десятков пород деревьев.

Георгиевский зал

Когда наступила советская власть, этот зал использовался для приемов, награждений, встреч. Иными словами, власти использовали Георгиевский зал как парадный. На сегодняшний день значение этого помещения не изменилось. Таким образом, Георгиевский зал исполнял свое предназначение вне зависимости от существующей власти. Из последних значимых событий, в этом зале произошло присоединение Крымского полуострова.

История

История возникновения Большого Кремлевского дворца не менее интересна, чем само здание. По изначальному замыслу объект должен был стать резиденцией царской семьи во время продолжительных визитов в Москву. Реализация проекта долго откладывалась из-за дороговизны и масштабов постройки.

На картине старая Москва начала 19 века

Резиденцию в Кремле построили по указу Николая I. Строительство началось в 1838 году и длилось практически 10 лет. Над созданием роскошного облика трудилась целая группа именитых архитекторов: Бакарев, Герасимов, Рихтер, Чичагов. Автором выступал Константин Тон. Доподлинно известно, что Николай I принимал активное участие в разработке стиля будущей резиденции. Специалисты и государь решили придерживаться византийско-русской концепции. По некоторым данным прототипом будущего Кремлевского дворца послужил Коломенский проект. За основу взяли его монументальную форму и роскошное убранство, а также внедрили новые строительные технологии. Здание имело облегченные своды из кирпича и металла с использованием революционной на тот момент смеси — цемента.

«Вид Московского Кремля» (до строительства дворца), Максим Воробёв, 1819 год

Обитель для царской семьи решили возводить на Большом Боровницком холму, где раньше стояло другое сооружение. Новая постройка вобрала в себя лучшие черты архитектуры 15-го века. Исследователи и вовсе утверждают, что царский дом перекликается с шедевром Растрелли: окна нижнего яруса соответствуют аркам подклета 15-го века, терраса напоминает внешнее гульбище. Внутри разбили Зимний сад, напоминающий легендарные висячие сады Алексея Михайловича.

На картине освящение дворца в Соборе Спаса Нерукотворного (1849 год)

Из-за масштабных размеров остро стоял вопрос о сносе некоторых построек на участке. Особо ценные и уникальные малые архитектурные объекты решили объединить. Так, в состав резиденции вошел Теремной Дворец Алексея Михайловича, несколько храмов и Грановитая палата. В готовом проекте насчитывалось 700 комнат, просторные вестибюли и пять торжественных залов.

Внутренний двор Кремлевского дворца на картине середины 19 века

В 1849 году Николай I освятил построенный Большой Кремлевский дворец. В этот же период приступили к возведению Оружейной палаты. Ее внешний вид и убранство соответствовали концепции главной постройки. Два объекта образовали законченный и гармоничный архитектурный ансамбль.

Московский Кремль в 1879 году

После революции 1917 года комнаты использовались в качестве жилых помещений. На сегодняшний же день в парадном зале проводится инаугурация президента, а также торжественные государственные мероприятия.

Именно в Большом Кремлевском дворце приносит присягу президент РФ

Александровский зал

Данное помещение посвящено ордену Святого Александра Невского. Эта награда появилась в семьдесят пятом году восемнадцатого века, по приказу Екатерины Первой. Однако, эта награда задумывалась еще во времена Петра Первого. У него возникла идея разработать орден, который можно было бы вручать только за заслуги на военном поприще. Тогда началась разработка этой награды. Она прервалась со смертью императора. Награду возродил и принял другой великий правитель – Екатерина.

Александровский зал

Стены зала декорированы розовым мрамором. Он имеет купол и парусообразные своды. Последние украшены звездами и орденскими гербами. Этот узор дублируется и на бархатных обшивках стульев. Все цвета зала согласованы с цветами ордена.

Александровский зал

Стены этого зала Кремлевского дворца украшены живописью. Полотна отражают жизнь и дела Александра Невского.

Примечания

  1. , с. 40—41.
  2. ↑ , с. 34.
  3. ↑ , с. 45.
  4. Александр Гамов, Игорь Девятов. . Комсомольская правда (6 ноября 2016). Дата обращения: 12 сентября 2018.
  5. , с. 40—4141.
  6. , с. 52—53.
  7. , с. 17.
  8. , с. 40.
  9. , с. 224.
  10. , с. 39—40.
  11. ↑ , с. 339.
  12. ↑ , с. 115.
  13. Татьяна Тутова. . Известия (9 марта 2009). Дата обращения: 5 октября 2018.
  14. ↑ .
  15. , с. 82, 93-94.
  16. ↑ . ВВП (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018.
  17. , с. 39.
  18. Ева Меркачева. . Московский комсомолец (24 мая 2015). Дата обращения: 4 октября 2018.
  19. , с. 165.
  20. Юрий Дризе.  (недоступная ссылка). Поиск (2013). Дата обращения: 13 октября 2018.
  21. . Городской портал Москвы (28 мая 2017). Дата обращения: 4 октября 2018.
  22. . Комсомольская правда (15 апреля 1961). Дата обращения: 4 октября 2018.
  23. , с. 80, 110—115.
  24. , с. 56—58.
  25. .
  26. . Администрация Президента России (18 марта 2014). Дата обращения: 13 октября 2018.

  27. . ИА REGNUM (18 марта 2018). Дата обращения: 13 октября 2018.

  28. . ТАСС (28 мая 2017). Дата обращения: 3 октября 2018.
  29. , с. 132.
  30. , с. 14.
  31. , с. 33.
  32. , с. 36.
  33. , с. 205.
  34. ↑ .
  35. ↑ , с. 354.
  36. ↑ , с. 109.
  37. , с. 37.
  38. ↑ , с. 206.
  39. , с. 36—37.
  40. , с. 144.

  41. . ВВП (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018.
  42. ↑ , с. 38.
  43. ↑ , с. 355.
  44. , с. 90.
  45. ↑ , с. 15.
  46. , с. 58.
  47. , с. 151.
  48. , с. 39.
  49. . Проект «РУНИВЕРС» (2018). Дата обращения: 13 октября 2018.

  50. . Культурный ландшафт (2018). Дата обращения: 13 октября 2018.

  51. ↑ . Аргументы и Факты (2 декабря 2013). Дата обращения: 12 сентября 2018.
  52. . РИА Новости (2008-20-09). Дата обращения: 4 октября 2018.
  53. Тюстин А. В. . Пензенские хроники. Дата обращения: 27 сентября 2018.

Екатерининский зал

Назван в честь ордена Святой Екатерины. Последний был учрежден Петром Первым. На самом деле, эта награда была на тот момент единственной в своем роде. Ей могли награждать женщин. Появление ордена связывают с Прутским походом, случившемся в одиннадцатом году восемнадцатого века. Он был неудачным, Екатерина, сопровождавшая Петра, смогла добиться приемлемых условий капитуляции русской армии. Орден имеет две степени.

Екатерининский зал

Зал, названный в честь этой награды, задумывался как парадный. Когда его только создали, власти использовали это помещение как тронное для венценосных особ женского пола.

Пол выполнен из паркета, на котором изображен орден. Последний изображался при помощи золотистого рисунка. Это изображение повторяется и на вертикальных плоскостях – стенах и дверях.

Екатерининский зал

Зал занимает в длину двадцать метров. Украшением зала служат пилястры, которые декорированы вставками из малахита. Их можно увидеть рядом с проемами дверей, на столбах.

Своды зала украшены шелковистой тканью, имеющей серый оттенок. Ткань обрамлена подобно орденской ленте. Кроме того, в зале можно увидеть различную лепнину, над которой работали местные мастера.

Екатерининский зал

Над оформлением зала работал Солнцев Федор. Освещают зал красивые люстры, которые состоят из бронзы. Хрусталь для их канделябров изготавливался на Санкт-Петербургском заводе стекла.

Сенатский дворец

Сенатский дворец был построен в неоклассическом стиле по указу Екатерины II в 1776-1787 годах знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Трехэтажное желтое здание украшает купол, над которым развевается российский флаг. Когда-то его украшала императорская корона, а позже флаг СССР.

Проект дворца необычен — в форме равнобедренного треугольника со срезанными углами и внутренним двором. Главное украшение дворца — ротонда с круглым Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом. Купол Сенатского дворца хорошо виден на Красной площади, он возвышается над кремлевской стеной за мавзолеем Ленина.

В Сенатском дворце императорская семья не жила, использовала для этого Большой кремлевский дворец. В здании размещались различные учреждения: Окружной суд, Судебная палата и другие, здесь была квартира московского окружного прокурора, служебная квартира министра императорского двора. После революции в 1918 году сюда въехало советское правительство. На третьем этаже Сенатского дворца размещалась квартира Ленина, где он жил с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой.

В Сенатском дворце жил Сталин с детьми, куда он переселился после самоубийства жены Светланы Алилуевой, здесь были квартиры Хрущева, Брежнева, Горбачева. Тут размещался рабочий кабинет Бориса Ельцина, сейчас во дворце рабочая резиденция Путина, которая разделяется на деловую и представительскую. В Сенатском дворце проходят протокольные мероприятия и международные встречи.

Царь-колокол

Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны московскими литейными мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Вес царь-колокола почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Это самый большой колокол в мире, по назначению никогда не использовался — ни разу не звонил.

Отливка и формовка колокола происходила в специальной яме на Ивановской площади кремля. Во время московского пожара в 1737 году — кусок колокола откололся. Вытащить колокол из ямы удалось только в 1836 году архитектору Огюсту Монферрану, разработавшему проект подъемного устройства. Он был установлен на специальный каменный постамент, где находится до сих пор.

Царь-колокол интересен не только огромными размерами, но и уникальным декором. Он украшен горельефными портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также изображениями святых, ангелов, растительным орнаментом и надписями об истории создании колокола.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЗАЛ

Изначально на месте Александровского зала располагалась Набережная, или Посольская палата, существовавшая со времён правления Ивана III до возведения комплекса дворца при Елизавете Петровне. После строительства Большого Кремлёвского дворца Александровский зал получил название в честь ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Помещение расположено в центральной части 2-го этажа по южному фасаду комплекса и соединено с Георгиевским массивными посеребрёнными дверьми с золотыми орнаментами, изображающими орденские ленты и звёзды.

Длина прямоугольного помещения достигает 31 метра, ширина и высота — 20 метров. Общая цветовая гамма соответствует орденской: стены облицевали розовым искусственным мрамором, мебель обили бархатом в цвет красной орденской ленты с изображениями звёзд. Также зал украшен гербами всех губерний и областей Российской империи, настенными зеркалами, четырьмя мраморными каминами и канделябрами, выполненными на заводах герцога Лейхтенбергского. Сверху он перекрыт эллиптическим куполом на четырёх пилонах с изображениями орденских гербов, звёзд и вензелем святого Александра. Паркет выложен из тридцати пород деревьев, комнату освещала люстра на 4 500 свечей.

Изначально в Александровском зале поместили шесть картин художника Фёдора Моллера, изображавших моменты из жизни Александра Невского: его въезд в освобождённый Псков, бой со шведами в 1240 году, бракосочетание с полоцкой княжной, пребывание в Золотой Орде, а также мифический сюжет, посвящённый Ледовому побоищу, отказ в принятии католичества.

По свидетельству историка Сергея Бартенева, во время торжественных церемоний в Александровском зале собирались «почётные городские дамы». Для них в помещении находилось около пятидесяти деревянных позолоченных стульев, обитых бархатом под цвет ленты. Также в этот период существовал обычай перед празднествами заставлять четыре мебельные горки, обитые малиновым бархатом, старинной золотой посудой из кладовых Оружейной палаты. В 1930-е годы помещение было реконструировано и вошло в состав Зала заседаний. Интерьеры восстановили в 1994—1999 годах и в дальнейшем помещение использовали для заседания Государственного совета.

Екатерининский зал Кремля

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.

Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.

Паркетный пол выполнен с нанесением стилизованного изображения Ордена Святой Екатерины в виде золоченого рисунка. Изображение ордена в обрамлении искусственных алмазов и надписью «За любовь и Отечество» присутствует и на стеновых плоскостях и парадных дверях помещения.

Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.

Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.

Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.

В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.

Фото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector