Дворец съездов

Московский Кремль

Кремль или детениц — это историческая, центральная часть русских городов, укрепленная стенами и рвами. Обычно кремль возводился на высоких холмах, в местах слияния двух рек. Сначала они были деревянными, позднее их строили из камня. Московский Кремль один из немногих полностью сохранившихся до наших дней. Он находится на высоком Боровицком холме Москвы, между Александровским садом, Красной площадью и набережной реки Москвы на юге.

На территории Кремля за высокими стенами находятся старинные площади и улицы, парадные дворцы и древние храмы — это настоящий город в городе, красивый, пронизанный историей и величием.

История Государственного Кремлевского Дворца

Расположение этого
великого сооружения на территории Кремля, в самом священном, для каждого
русского человека, месте, максимально удовлетворяло требованиям правительства
России. Так как Кремль являлся не только выдающимся памятником архитектуры и
логичным центром всей земли русской, но и политическим и культурным центром
государства — местом, где сосредоточились все высшие органы власти. Именно
здесь было принято решение провести возведение Дворца, который впоследствии
получил название Кремлевский.

Был проведен закрытый
конкурс, и в его рамках было представлено 12 работ, среди них, члены комиссии
избрали проект М.В. Посохина. Через некоторое время, Посохин, находясь на
должности Главного архитектора столицы, и начальника ее Главного
архитектурно-планировочного управления
был удостоен престижнейшей Ленинской премии.

Кремлевский Дворец уже
давно зовется главнейшей театральной и концертной площадкой России. Так как
Дворец расположился на территории резиденции Президента Российской Федерации,
за ним закреплен особый статус, а мероприятия, проводимые на нем — имеют большую значимость, как для участников, так и
для зрителей. Афиша Кремлевского Дворца — это расписание самых значимых общественных событий в жизни нашего
государства.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

— Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

— Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале.

— Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем, перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

— Дворец отапливался при помощи системы калориферов, которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета. Строительство полностью завершили в 1851 г., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

Интересные факты

  1. Кремлевский Дворец, фото зала которого со XXII съезда Коммунистической партии, открывшего новое здание, представлено ниже, является выявленным объектом культурного наследия Московского Кремля с 2020 г.
  2. Здание Дворца в стиле советского модерна выбивается из общей стилистики Московского Кремля, что не позволило включить Дворец в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  3. Археологические раскопки перед строительством смогли охватить всего 200 кв. м. территории Дворца. Пропали под котлованом здания множество культурных пластов истории Москвы.
  4. На банкете в честь окончания строительства главный архитектор Москвы Михаил Посохин назвал Никиту Хрущева «главным зодчим» и построенное здание «детищем оттепели».
  5. Проектировщики Дворца, всего 7 человек, в 1962 г. получили Ленинскую премию.

Государственный Кремлевский Дворец, с развитой технологией оборудования, сценического оснащения конкурирует с известными концертными залами, фото которых можно найти на любом Интернет-ресурсе.

Нельзя не отметить, что советский модерн наложил отпечаток на интерьере Кремлевского Дворца, который невозможно изменить в настоящее время. Но грамотно выстроенный репертуар, умелый менеджмент поставили Дворец в один ряд с другими престижными концертными залами мира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Современные реалии

В настоящее время объект имеет статус центральной театрально-концертной площадки страны. Он находится в резиденции Президента Российской Федерации. Этим и продиктовано его особое звание. К мероприятиям, которые проводятся здесь, предъявляются очень высокие требования.

Всегда есть множество желающих посетить Кремлевский дворец. Хорошие места лучше бронировать заранее. Сейчас местный репертуар значительно расширен. Тут проходят различные эстрадные выступления, юмористические программы и другие шоу. Большой зал, расположенный здесь, является одним из лучших в мире. На его сцене регулярно выступает множество известных коллективов. Есть здесь и свой театр-балет. Кремлевский дворец всегда поддерживался на должном уровне. В нем регулярно проводится техническое переоборудование, осуществляется профилактика светового и звукового оснащения. Все это делается для поддержания высокого статуса.

Архангельский собор

Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались  кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. 

Усыпальница Архангельского собора

Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.

Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.

Здание Военной школы имени ВЦИК

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2016 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.

Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.

Деятельность

Партийные съезды

Здание создавалось для проведения общественно-политических мероприятий, в первую очередь съездов КПСС и сессий Верховного Совета. В 1961—1990 годах в его стенах проходили XXII—XXVIII съезды партии, а также заседания ВЛКСМ и ВЦСПС. С 1989 по 1991 год в нем проходили Съезды народных депутатов СССР. В 1992 году Кремлёвский дворец съездов был переименован в Государственный Кремлёвский дворец и перестал быть главным местом собраний делегатов коммунистической партии. Несмотря на это, в нём продолжают проводиться общественно-политические мероприятия. На сцене Дворца съездов состоялось одно из наиболее знаменательных новейшей истории России — инаугурация первого президента Бориса Ельцина. 9 октября 1999 года здесь прошёл съезд «Партии пенсионеров», а 25 апреля 2008 года состоялся III съезд партии «Справедливая Россия», на котором присутствовало более пяти тысяч делегатов. 12 декабря 2019 года во дворце прошел юбилейный съезд ЛДПР которой исполнилось 30 лет, в съезде приняло участие шесть тысяч делегатов.

Значимые события и концерты

Балет «Жизель» в исполнении «Кремлёвского балета», 2003 год

Помимо проведения социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется для концертов и театральных постановок. С момента открытия главный зал был передан в эксплуатацию Большому театру и функционировал как его вторая сцена. Здесь проходили оперные и балетные выступления из театрального репертуара, показывались премьеры с участием ведущих исполнителей. На этой сцене выступали Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого и многие другие коллективы. Среди наиболее выдающихся гостей Дворца съездов — танцоры Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Марис Лиепа, оперные певицы Галина Вишневская, Елена Образцова, Бэла Руденко и другие. С советского времени в стенах дворца каждый год проводится главная Новогодняя ёлка страны. Всего за годы работы во дворце прошло более 10000 общественно-политических и культурно-просветительских мероприятий. После технической модернизации зала в 2013 году он стал в один ряд с другими известными мировыми сценическими площадками.

Театр «Кремлёвский балет»

В 1990 году был открыт «Театр балета Кремлёвского дворца съездов» под руководством хореографа Андрея Петрова, через два года переименованный в «Кремлёвский балет». Театр имеет целью развитие балетного искусства на основе сценической постановки классических литературных произведений. В учреждении работали хореографы Юрий Григорович, Владимир Васильев, Вэйн Иглинг, Андрис Лиепа. Руководитель «Кремлёвского балета» Андрей Петров поставил на сцене дворца ряд классических произведений и авторских балетов. За 28 лет работы труппа провела более 100 гастролей в разных странах мира.

Что можно увидеть во дворце

В наши дни на сцене дворца показывают спектакли театра «Кремлевский балет». Этот театральный коллектив был основан в 1990 году, и в его первых постановках танцевали ведущие солисты Большого театра страны.

Сегодня в спектаклях театра участвуют музыканты самых известных оркестров России. Во Дворце Съездов показывают классические балеты «Макбет», «Руслан и Людмила», «Щелкунчик», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Волшебная флейта», «Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Жизель».

Кроме того, здесь проходят фестивали балета, детского, студенческого творчества, благотворительные программы и творческие вечера. На сцене выступают именитые оркестры, хоры, камерные музыкальные коллективы, популярные актеры и известные солисты. Здесь играют джаз и рок, звучит авторская и народная песня, популярная музыка и романсы, а также демонстрируют свое мастерство хореографические ансамбли.

Каждый год в Государственном Кремлевском дворце организуют главную Новогоднюю елку России. В советские годы билеты на нее было почти невозможно достать, так их распределяли среди детей номенклатуры и между отличниками школ Москвы. Представления с елки транслировали по телевидению, а подарки для участников запаковывали в красивые пластиковые коробки, сделанные в виде Спасской башни Кремля.

Отражение Арсенала

Экскурсии в Большой кремлёвский дворец

Большой кремлёвский дворец и Грановитую палату можно посетить только в составе экскурсии по предварительной записи. Стоимость экскурсии от 5 тыс. рублей (2020 г.), продолжительность около 1,5 часов. Надо быть готовым к тому, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за проведения официальных мероприятий. На экскурсию рекомендуется брать как можно меньше личных вещей. Перед посещением проводится несколько досмотров как в аэропорту. Фотосъемка разрешается только в нескольких парадных залах.

Большой Кремлёвский дворец возводился Константином Тоном по указанию Николая I более десяти лет — с 1838 по 1849 годы. Как и задумывали великие создатели, грандиозное сооружение стало надежным и соответствующим статусу первопрестольной столицы.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.

Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.

Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.

Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Полезная информация для посетителей

Кассы Государственного Кремлевского дворца расположены недалеко от Кремля, на ул. Воздвиженка, 1. Они работают каждый день, без выходных, с 12.00 до 20.00.

Пройти в Кремль можно только через контрольно-пропускные пункты. Проход по билетам во Дворец Съездов начинается за 1 ч 45 мин до начала концерта или спектакля. В здание не пускают с рюкзаками, портфелями, свертками и громоздким багажом. Если имеется такой багаж, его нужно оставлять в платной камере хранения, которая находится на территории Александровского сада.

Следует иметь в виду, что во время мероприятий внутри дворца не разрешено пользоваться мобильными телефонами, видеокамерами и фотоаппаратами.

Примечания


  1. Андрей Моисеенко. . Культура (15 декабря 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.
  2. ↑ , с. 8—12.

  3. . ТАСС информационное агентство (31 июля 2014). Дата обращения: 30 марта 2018.

  4. . Россия сегодня (29 апреля 2016). Дата обращения: 30 марта 2018.

  5. Кира Латухина. . Российская газета (1 августа 2014). Дата обращения: 30 марта 2018.

  6. . ТАСС информационное агентство (11 мая 2016). Дата обращения: 30 марта 2018.

  7. . Россия сегодня (30 декабря 2016). Дата обращения: 30 марта 2018.
  8. Павел Зарубин. . Россия сегодня (31 июля 2014). Дата обращения: 30 марта 2018.

  9. . Хранители Наследия (2014-20-12). Дата обращения: 30 марта 2018.


  10. Татьяна Пелипейко. . Дилетант (28 октября 2016). Дата обращения: 30 марта 2018.

  11. Александр Гамов. . Комсомольская правда (2 октября 2014). Дата обращения: 30 марта 2018.

  12. Андрей Колесников. . Коммерсантъ (29 ноября 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.
  13. Денис Бабиченко, Николай Сидоров.  (недоступная ссылка). Итоги (22 апреля 2002). Дата обращения: 30 марта 2018.
  14. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). — 1991.
  15.  (рус.).
  16. Александр Гамов. . Комсомольская правда (2013-03-8). Дата обращения: 30 марта 2018.


  17. . Россия сегодня (17 мая 2016). Дата обращения: 30 марта 2018.
  18. Евгения Смурыгина. . БФМ.РУ (20 ноября 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.

  19. ↑ , с. 7—18, 20.
  20. . Россия сегодня (24 октября 2014). Дата обращения: 30 марта 2018.


  21. . Россия сегодня (17 мая 2017). Дата обращения: 30 марта 2018.
  22. . Россия сегодня (5 августа 2014). Дата обращения: 30 марта 2018.


  23. Александр Можаев. . «Вести» интернет-газета (22 января 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.
  24. . Городской информационный канал m24.ru (2016-06 -02). Дата обращения: 30 марта 2018.

  25. Юрий Зайнашев. . Взгляд.ру (2 августа 2016). Дата обращения: 30 марта 2018.

  26. Коваль В. Ю., Зайцева И. Е., Модин Р. Н. «Древнейшие горизонты: материальная культура» // Археология Московского Кремля: Раскопки 2016—2017 гг. / Под ред. Н.А. Макаров и В. Ю. Коваля. М., 2018
  27. . РБК (1 ноября 2017). Дата обращения: 30 марта 2018.

  28. . ТАСС (4 ноября 2020). Дата обращения: 10 ноября 2020.

  29. . РИА Новости (4 ноября 2020). Дата обращения: 10 ноября 2020.

  30. Давид Смолянский. . МирТесен (29 ноября 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.

  31. Павел Зарубин. . ТВ Центр-Москва (21 ноября 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.

  32. Павел Зарубин. . Россия сегодня (7 мая 2009). Дата обращения: 30 марта 2018.

  33. Павел Зарубин. . «Вести» интернет-газета (25 ноября 2015). Дата обращения: 30 марта 2018.

  34. , с. 24—26.

Что посмотреть в Петергофе

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф состоит из Верхнего сада, Нижнего парка и Большого Петергофского дворца. Войдя через главные ворота комплекса, Вы попадаете в Верхний сад. Это обширная парковая территория, расположенная перед дворцом и украшенная фонтанами. Вход на территорию Верхнего сада бесплатный. Далее с правой от дворца стороны Вы сможете найти кассы и турникеты для входа в Нижний парк. Стоимость входного билета в Нижний парк составляет 450 рублей.

На территории Нижнего парка Вы увидите бОльшую часть знаменитых петергофских фонтанов и шутих. Также именно отсюда открывается вид на фасадную часть дворца и примыкающий к ней Большой каскад фонтанов с золочеными статуями. Ажурные мостики, скульптуры, ландшафтные дизайнерские идеи – всё это воплощено во внешнем виде Нижнего парка.

Повсюду в парке расположены каскады фонтанов – Большой находится в центральной части, Шахматная гора – левее от дворца, Золотая гора – правее от дворца, а также Львиный каскад – в партере парка. Перед каждым из них расположены парные фонтаны – Чаши, Римские, Менажерные. Всего, в общей сложности, на территории парка находится около 150 фонтанов, включая шутихи.

Доминантой Петергофского комплекса считается Большой Петергофский дворец. Длина его фасада составляет почти 300 метров! Внутри дворца для осмотра доступны парадные залы, где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, произведения изобразительного искусства, многочисленные скульптуры.

Помимо дворца, на территории комплекса также расположено ещё несколько значимых музеев. Большинство из них находятся в Нижнем парке. К таковым, в частности, относятся музеи «Особая кладовая», «Церковный корпус», дворец «Монплезир», павильон «Эрмитаж», дворец «Марли», музей «Гроты большого фонтана», музей «Императорские яхты», музей «Екатерининский корпус» и некоторые другие.

Из Нижнего парка есть возможность спуститься к побережью Финского залива и погулять по набережной.

Loris Silvio Zecchinato/Панорама Петергофа

Грановитая палата

Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.

Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.

Архитектура и интерьеры

Внешний вид холла, 1964 год

Кремлёвский дворец съездов выполнен в стиле советского модернизма, который обозначил отход от сталинской архитектуры. Здание характеризуют стилистическая целостность и монументальность. Как отмечают исследователи, его «объемно-пространственная композиция, архитектурное решение фасадов и парадных интерьеров тесно связаны между собой». Спокойная геометрия сооружения, строгость его форм и акцент на мелких членениях подчёркивают важные общественно-политические функции дворца.

Дворец имеет прямоугольную форму и объём около 40 тыс. м³. В нём насчитывается более 800 помещений. Центральную часть здания занимает зрительный зал (в советское время — зал заседаний) на 6000 мест. В плане зал образует квадрат, а его сцена, балкон и партер организуют единое архитектурное пространство. Зал декорирован вертикальными деревянными рейками, форма и крепление которых служат лучшему отражению звука. Расположение мебели и интерьеров также способствует улучшению акустических возможностей. Специальная техника позволяет осуществлять перевод на 12 языков. К основному залу примыкает банкетный, второй по размеру, из него открывается вид на Московский Кремль. Вокруг двух центральных пространств здания расположены остальные помещения: фойе, подсобные, артистические и технические комнаты.

Историк архитектуры Андрей Иконников отмечает открытость внутренней планировки дворца и его интерьеров. По его мнению, в постепенных переходах между фойе и вестибюлями задействован принцип «переливающегося построения пространства», что символизировало преемственность с архитектурными экспериментами советского авангарда 1920-х.

Во внешнем облике здания вертикальные выступы сочетаются с зеркальными проёмами между ними. Фасады облицованы белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Во внутренней отделке использованы красный карбахтинский гранит, коелгинский мрамор и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, изготовленный скульптором Алексем Зеленским. Позднее символ убрали на склад и заменили на герб Российской Федерации. Внутренним оформлением
дворца занимался художник Александр Дейнека, выполнивший мозаичные эмблемы в банкетном зале и фриз в фойе. Профиль Ленина в зале заседаний сделал художник Андрей Мыльников, барельеф на фасаде Дипломатического корпуса — мастера Николай Брацун и Юрий Орехов.

Успенский собор

Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя московского Ивана III. За образец был взят Успенский собор города Владимира.

Шесть веков собор занимал культовое место в жизни государства — здесь венчали на царство, короновали императоров, совершали царские бракосочетания, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, отмечались военные победы торжественными молебнами. В XIV – XVII веках здесь хоронили митрополитов и патриархов. В усыпальнице Успенского собора находится 19 захоронений.

Коронация Николая II в Успенском соборе

Последняя коронация в Успенском соборе прошла в 1896 году, когда короновались последний российский император Николай II и его жена Александра Федоровна.

Архитектура и интерьеры

Внешний вид холла, 1964 год

Кремлёвский дворец съездов выполнен в стиле советского модернизма, который обозначил отход от сталинской архитектуры. Здание характеризуют стилистическая целостность и монументальность. Как отмечают исследователи, его «объемно-пространственная композиция, архитектурное решение фасадов и парадных интерьеров тесно связаны между собой». Спокойная геометрия сооружения, строгость его форм и акцент на мелких членениях подчёркивают важные общественно-политические функции дворца.

Дворец имеет прямоугольную форму и объём около 40 тыс. м³. В нём насчитывается более 800 помещений. Центральную часть здания занимает зрительный зал (в советское время — зал заседаний) на 6000 мест. В плане зал образует квадрат, а его сцена, балкон и партер организуют единое архитектурное пространство. Зал декорирован вертикальными деревянными рейками, форма и крепление которых служат лучшему отражению звука. Расположение мебели и интерьеров также способствует улучшению акустических возможностей. Специальная техника позволяет осуществлять перевод на 12 языков. К основному залу примыкает банкетный, второй по размеру, из него открывается вид на Московский Кремль. Вокруг двух центральных пространств здания расположены остальные помещения: фойе, подсобные, артистические и технические комнаты.

Историк архитектуры Андрей Иконников отмечает открытость внутренней планировки дворца и его интерьеров. По его мнению, в постепенных переходах между фойе и вестибюлями задействован принцип «переливающегося построения пространства», что символизировало преемственность с архитектурными экспериментами советского авангарда 1920-х.

Во внешнем облике здания вертикальные выступы сочетаются с зеркальными проёмами между ними. Фасады облицованы белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Во внутренней отделке использованы красный карбахтинский гранит, коелгинский мрамор и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, изготовленный скульптором Алексем Зеленским. Позднее символ убрали на склад и заменили на герб Российской Федерации. Внутренним оформлением
дворца занимался художник Александр Дейнека, выполнивший мозаичные эмблемы в банкетном зале и фриз в фойе. Профиль Ленина в зале заседаний сделал художник Андрей Мыльников, барельеф на фасаде Дипломатического корпуса — мастера Николай Брацун и Юрий Орехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector