Святой остров валаам

История Валаамского монастыря

Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.

Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.

В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.

С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.

В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.

В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.

В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.

Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.

Что привезти

Самая чтимая на острове святыня — Валаамская икона Божией матери кисти иеромонаха Алипия. Она мироточит, и именно ее копии покупают туристы и паломники. Для православных верующих ценным приобретением станут деревянные четки и диски с записями монастырских певчих. Кроме религиозной атрибутики, которой на Валааме много на любой вкус, туристы везут с острова сувениры из карельской березы — выжженные на спиле местные пейзажи. Популярен сувенир в виде подушечки, наполненной сухим можжевельником. Они славятся успокаивающим действием и характерным лесным ароматом.

Шунгит — редкая горная порода, отложения которой встречаются в Карелии. Еще один подарок, который можно привезти с Валаамского архипелага, — бусы, четки, фигурки из него. Такие изделия продаются здесь повсеместно — этому камню, который называют «аспидным», приписывают лечебные свойства.

Карелия знаменита своими бальзамами. На Валааме есть собственная разновидность такого напитка — «Аптекарский сад». На острове произрастает много северной ягоды — морошки, клюквы, брусники, голубики. Продукты из нее можно также привезти в качестве подарка.

Достопримечательности Валаама

После осмотра территории Спасо-Преображенского мужского монастыря

можно отправиться к скитам. По главной монастырской дороге (она начинается от Паисьева сада) идем в Гефсиманский скит.

«Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню», — эта надпись на поваленном дереве никак не вяжется с туристическим ажиотажем на острове.

Гефсиманский скит (1911 г.) находится у подножия горы Елеон. Деревянный храм в русском стиле на фоне леса выглядит потрясающе!

От Гефсиманского скита можно пройти к Воскресенскому скиту, расположенному на горе Сион. Его еще называют Красным, видимо, потому, что все постройки — из красного кирпича. В интерьере церкви главная святыня — подобие Гроба Господня в мраморной часовне.

Церковь Воскресения Христова, Воскресенский скит:

Если у вас есть время, можно вернуться немного назад по главной дороге и свернуть налево, к Коневскому скиту.

Часовня Коневского скита

Экскурсионные группы возят в Никольский скит, расположенный на Никольском острове. Если повезет, то с кораблика можно увидеть ладожскую нерпу.

Никольский скит Валаамского монастыря:

Часовня Валаамской иконы Божией матери:

Достопримечательности Валаама

Главной достопримечательностью священного острова, безусловно, является Валаамский монастырь. Точная дата основания обители остается неизвестной, однако первые упоминания о монастыре относятся к 1407 году. За время своего существования Валаамский монастырь пережил немало взлетов и периодов упадка, но сохранил самые важные святыни и до сих пор является объектом паломничества для верующих из разных стран.

Помимо основного комплекса монастыря, на удивительном острове можно ознакомиться с несколькими достопримечательностями.

Интерес для туристов представляет и природный музей-заповедник на острове Валаам. В ходе самостоятельного путешествия или экскурсионного тура можно изучить особенности и уникальные черты северной природы, полюбоваться на величественные и суровые пейзажи Валаама, ознакомиться с флорой и фауной заповедного края.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Монахи Валаамского монастыря

Валаамский монастырь на дивном острове Валаам славится своим строгим уставом, во многом повторяющим традиции знаменитого Афона. В настоящее время в обители проживает более 200 монахов, ежедневно занятых молитвами и упорным трудом. Распорядок дня для братии Валаама выглядит следующим образом:

  • в 17 часов вечера в монастыре начинается малое повечерие, за ним следует монашеское правило, три канона с акафистом Богоматери и чин прощения;
  • в 21 час после ужина наступает время безмолвия, в течение которого монахи читают молитвы келейно и совершают поклоны;
  • в 22 часа совершается отход ко сну, а уже в 5 часов утра происходят полунощница и утреня;
  • после этого служится ранняя литургия, после которой монахи направляются на утренний чай и последующие послушания;
  • в 13 часов следует обед, после которого читаются творения святых отцов и служится молебен у мощей преподобных Германа и Сергия.

Особенностью жизни монахов является то, что каждый из иноков находится под началом духовного отца или настоятеля. Время и продолжительность келейных молитв определяются для каждого монаха индивидуально.

Строгие правила действуют на территории Валаамского монастыря относительно сна монахов. Ночью на отдых отводится от 4 до 5 часов, еще 1-2 часа монахи могут поспать днем после обеда. По словам настоятеля Валаамского монастыря игумена Панкратия, правило о продолжительности сна берется из святоотеческих книг, в них рекомендуется спать не более 6-7 часов.

Важно! Большой известностью обладает хор Валаамского монастыря, в его состав входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им

Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры, певцы музыкальных театров и вокальных коллективов Петербурга.

Чем известен монастырь?

По легенде, Валаамский монастырь был основан в конце XI — начале XII веков, при этом точная дата так и остается неизвестной. По преданию, еще апостол Андрей Первозванный, который был одним из 12 учеников Христа, установил на Валаамских горах крест, когда странствовал по северу, распространяя христианство. Спустя практически тысячелетие монастырь основали монахи Сергий и Герман, жившие, предположительно, в X веке.

Первые достоверные сведения об истории монастыря относятся к XIV веку, когда он упоминается в житии Савватия Соловецкого. К началу XVI столетия тут жили около 600 монахов, однако остров регулярно подвергался нападениям шведов, что в результате привело к его запустению.

В 1715 году в ходе Северной войны Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители по просьбе православных священников, в частности, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря. В 1719 году был освящен деревянный Спасо-Преображенский храм.

Активно развиваться монастырь начал после 1730 года. К 1765 году в нем жило 11 монахов. Наибольшие подъем обители приходится на XIX век, когда настоятелем был отец Дамаскин. Он ею руководил 42 года. Именно при нем на острове проводились работы под руководством квалифицированных архитекторов, в том числе академика Алексея Горностаева.

При отце Дамаскине был установлен суровый режим для послушников. В частности, вводились длительные трудовые послушания, обязательное попечение старцев о молодых монахах и послушниках. После его смерти руководство монастырем принял Ионафан II, который завершил строительство Спасо-Преображенского собора, рассчитанного на три тысячи человек. По замыслу валаамских сподвижников, обитель должна была превратиться в Новый Иерусалим, поэтому в начале XX столетия тут стали появляться названия, отсылающие верующих во времена Нового завета — гора Елеон, Кедрон, Воскресенский скит, Гефсимания. Когда началась Первая мировая война, на острове жили около тысячи монахов.

После Октябрьской революции Валаам вошел в состав Финляндии. Монахи испытывали на себе дискриминацию, так как в Финляндии главенствующей религией было лютеранство. Во время советско-финской войны боевые действия велись на территории монастыря. Монахи покинули остров, забрав с собой главные святыни. Среди них были подлинник Валаамской иконы Божией Матери, колокола.

Послушники вернулись на остров только в 1989 году. Возрождение обители начали только шесть монахов. По последней информации, в монастыре проживают более двухсот монахов. На постоянной основе работают от 30 до 40 сотрудников.

Валаамский монастырь считается ставропигиальным. Это означает, что он находится под непосредственным управлением Московского патриархата. Ежегодно его посещают около ста тысяч паломников, из которых до 90 процентов — это туристы. На территории острова находятся четыре гостиницы, которые одновременно могут разместить до двухсот человек. На территории монастыря установлен строгий порядок паломничества, так как в летние месяцы наблюдается крайне большой наплыв паломников. За основу распорядка взяты правила пребывания в афонских монастырях.

Где располагается Валаамский монастырь?

Валаамский монастырь располагается в северной части Ладожского озера на одном из островов. Вокруг него находится вода. Расстояние до собора составляет примерно 20 км. Архипелаг Валаама составляет более 50 островов. В местности находится не только огромное количество различных редчайших растений, животных, птиц, но и много увесистых скал, тенистых аллей и прочих природных красот. В связи с этим архипелаг является наиболее красивым островом во всём мире.

И вправду, что может быть замечательнее, чем красота, которая нас окружает? Только лишь по возможности духовной красоты. Многие люди, которые верят в Бога именуют Валаамский монастырь, как Северный Афон. Первоначально записи о Валааме встретились в 800-ом году до рождения Христа. В описании говорилось, что это было место язычника, в котором приносилась человеческая жертва. И только лишь к началу 12-го века имеются упоминания о том, как жрецы принимали христианскую веру и разрушали собственные капище. В данном участке Апостол Андрей возвел крест из камня.

Спустя некоторое количество веков, на эту православную стезю и ступила братья Валаамского монастыря. Монахам Валаамской обители приходилось довольно часто отстаивать собственное право. В современном мире очень часто рассказывает о том, что именно они говорили о большом количестве событий, что происходили в последствии. Однако зачастую о них вспоминают при песнопении. Из большого количества наиболее популярной является «Невеста неневестная Валаамского монастыря». Люди, которые хотя бы раз в жизни услышали рассказывают, что это самое прекрасное и певучие, что они когда-либо слышали.

История Валаама

Само название острова происходит от финно-угорского слова “валамо”, что в переводе означает “высокая гора”. Позже название смешалось и ассимилировалось с именем пророка Валаама. Еще одна версия происхождения названия связывается с именем славянского бога Велеса, которому на этом месте язычники приносили жертвы.

По преданию сам Андрей Первозданный преложил свою руку к строительству монастыря, хотя мнения историков по поводу даты основания монастыря расходятся – одни считают, что монастырская община была основана в 10-12 веках, а другие – в 13-14 веках.

Во время войн монастырская обитель неоднократно разрушалась, а затем заново отстраивалась. В 1887 году состоялось освещение соборного камня главного монастыря.

В 20 веке остров некоторое время был территорией Финляндии, а после снова был присоединен сначала к СССР, а затем и к Российской Федерации. Во время обострения российско-финских отношений монастырь и другие постройки подвергались бомбардировкам.

С 1979 году монастырские сооружения активно реставрируются. Сейчас остров Валаам является одним из популярнейших туристических направлений Карелии.

История Валаама

Раньше, до 1917 года, остров Валаам входил в состав Великого Княжества Финляндского. Сюда, на святые места, неоднократно приезжали российские императоры – Александр I и Александр II.

После революции и провозглашения независимости Финляндии остров остался финским, но позже вошел в состав СССР по итогам советско-финской войны 1939 – 1940 гг.

В 1950-е годы в монастырских зданиях открылся дом инвалидов. Сюда привозили или приезжали сами ветераны войны, проживавшие в Карело-Финской ССР: контуженные, лишившиеся рук или ног, с психическими заболеваниями. Память о некоторых из них сохранилась благодаря портретам из серии «Автографы войны» художника Геннадия Доброва, часто приезжающего в Валаамский дом инвалидов. В 1984 году дом инвалидов был закрыт, а его обитатели переехали в село Видлица Олонецкого района.

В 1965 году на острове открыли заказник, на Валаам стали приезжать туристы на теплоходах. В 1979 году здесь открылся филиал Карельского государственного краеведческого музея — историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1984 году он стал самостоятельным музеем. Здесь проводились выставки, концерты колокольной музыки, велась научная деятельность, осуществлялась реставрация зданий.

В 1989 году Совет министров Карелии решил передать Русской православной церкви собор и ближайшие скиты. С этого момента началось возрождение монастыря на острове. В 1991 году Верховный совет Карелии решил вернуть церкви все храмовые и административно-хозяйственные здания. В связи с этим музей на Валааме был ликвидирован, на основе его фондовых коллекций в городе Сортавала был создан музей Северного Приладожья.

С приходом монахов и послушников на остров началось их противостояние с местным населением — жителями поселка Валаам. Поселок был создан после войны в 1946 году. Сюда приехали репатриированные из Германии граждане СССР и переселенцы из других регионов страны. Здесь осуществлял работу Валаамский Рыбпромкомбинат Сортавальского района и лесхоз, был открыт дом инвалидов, а позднее музей-заповедник. В поселке работали почта, метеостанция, дом культуры, школа, детский сад, больница, библиотека. Проживало здесь около 500 человек.

Сейчас много жителей перебралось на материк, они были просто вынуждены уехать: монастырь с молчаливого согласия власти принудительно выселяет людей из их квартир, чтобы освободить помещения, которые формально являются его собственностью. Пик конфликта пришелся на 2016 год, когда в ночь на 1 мая сгорело историческое здание — Зимняя гостиница, где проживало множество людей.

Кроме права жить на острове, монастырь запретил продавать сувениры и вести здесь какой-либо бизнес. Все услуги оказывает монастырь, либо его многочисленные фирмы. Например, туруслуги оказывает ООО «Паломническая служба Валаамского монастыря».

Сейчас в монастыре обитает всего около 80 монахов и послушников. В год Валаам посещает более ста тысяч человек, их обслуживают несколько сотен трудников и волонтеров. Валаам — это гигантская туристическая индустрия, принадлежащая РПЦ и получающая огромные средства из федерального бюджета на «развитие». Развитие идет полным ходом, здесь строятся VIP-виллы, скиты и церкви. Также осваиваются острова Валаамского архипелага, которые никогда не принадлежали монастырю, а также те, на которых находятся памятники истории и культуры, например, остров Оборонный.

На Валаам любит приезжать Владимир Путин. В июле 2019 он приехал на остров вместе с белорусским президентом Александром Лукашенко. На Валааме находятся резиденция патриарха и гостевой дом для президента. Жаль, что для коренных жителей острова, родившихся здесь или приехавших сюда много лет назад работать, не находится места.

Валаамский церковно-археологический и природный музей-заповедник

Музей работает на территории монастыря. В его коллекции представлены экспонаты, рассказывающие об истории Валаама и его святынь. Здесь есть картины художников, совершивших паломничество в монастырь: И.Шишкина, А.Куинджи, П.Балашова, Ф.Васильева. В конце 19 века монастырь издал альбом П.Балашова с репродукциями картин с видами Валаама. Шишкин, вернувшись с острова, представил на очередной выставке 18 пейзажей, написанных на Валааме. Кроме того, в музее хранится коллекция старинной меднолитой пластики.

Деятельность музея не ограничивается только просветительской деятельностью, он также является научно-исследовательским центром. Основное направление работы – изучение природы, истории монастыря, письменных свидетельств о монастырской жизни в разные периоды. По итогам исследований готовятся выступления на научно-практических конференциях по культуре и истории Русского Севера.

Музей на Валааме не совсем обычный — научные сотрудники живут и трудятся бок о бок с монахами, совместно возрождая уникальный монастырь.

История Валаамского монастыря

Исходя из данных исторических исследований, первыми поселенцами острова считались представители финно-угорских племен. Позже островная территория была заселена карелами. Первыми христианами, ступившими на земли Валаама, были Сергий и Герман. Именно им отдается пальма первенства в основании монашеского братства.

Однако древнее предание гласит, что ещё раньше сам апостол Андрей Первозванный установил каменный крест на землях величественного Валаама, тем самым положив основание монастыря. При этом историки не выражают единой точки зрения относительно времени образования святой обители. Расхождение в датах сводится к двум столетиям: X—XII века или XII—XIV века.

История острова ознаменовалась множеством разных событий.

  • Захват земель шведами с 1617 года по 1703 год.
  • Возрождение монастырских зданий по указу Петра I в 1720 году.
  • Освящение Храма Преображения Господня в 1774 году.
  • Посещение монастыря императором Александром I в 1819 году.
  • Начало строительства Спасо-Преображенского собора в 1889 году.
  • Пребывание Валаама в составе Финляндского княжества в 1811—1917 гг
  • Пребывание Валаама до 1940 года в составе Финляндии.
  • Переоборудование монастыря в советское время в школу юнг в 1940 году.
  • Возвращение на остров монашеской жизни с 1989 года.

За свою долгую историю монастырь успел пережить периоды рассвета и полного упадка, но сейчас, в начала XXI века Валаам вновь принимает паломников и туристов, и считается одним из самых святых мест в России.

Кстати, сами монахи, живущие на Валааме, сравнивают многочисленных туристов, которых с каждым годом становиться всё больше, с послушанием. Это и понятно, ведь люди чаще всего уходят в монастырь в поисках мира и покоя. Может быть, поэтому из всех времён года большинство монахов предпочитают зиму — сезон прекращения судоходства, когда остров практически отрезан от мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector