Ново-иерусалимский монастырь: уголок святой земли в городе истра московской области

История

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Как добраться

Доехать к обители можно на электричке, автобусе или автомобиле. Поездка электричкой займет примерно 50-60 мин. Необходимо сесть на станции Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино и доехать до Новоиерусалимской. Теперь подъехать к монастырю можно на маршрутном такси или пройти пешком.

Поездка на автомобиле займет около 40-60 мин. Можно добраться по Волоколамскому шоссе, минуя Красногорск и через речку Песочная. Если ехать от МКАД по Новорижскому шоссе, то на повороте в г. Истра нужно переехать на Волоколамское шоссе и потом двигаться до монастыря. Если стоянка у парадного входа занята транспортом, то можно будет проехать на более просторную стоянку у западных ворот.

Палаты Нового Иерусалима

По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.

Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.

От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.

Краткая история монастыря

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

Монастырь с высоты птичьего полёта

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Новый Иерусалим

Это название в Истре применимо к двум туристическим объектам – монастырю и музею. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ виден издалека, он сияет после реставрации. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота – девять метров, настоящая крепость.

В огромном, феерически красивом Воскресенском соборе –Голгофа с благоуханным кипарисовым крестом, потрясающе прекрасный огромный купол собора, уникальный керамический иконостас.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Здесь же – подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды.

При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него – холм Елеон с часовней, на севере – холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом.

Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году основал патриарх Никон. Цель постройки — создать образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле, чтобы главная из христианских святынь — храм Гроба Господня стал чуть ближе к верующим, живущим в России.

Для постройки вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Сам холм получил имя Сион

На освящении Воскресенского собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, он и дал молодому монастырю его имя — Новый Иерусалим. К XVII веку в монастыре сформировалась богатейшая библиотека и даже работала собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря.

На рубеже XIX и ХХ веков монастырь становится одним из главных паломнических центров в России: перед Первой Мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год. Монастырь закрыли в 1919 году, спустя год в его стенах появился музейно-выставочный комплекс. Во время Великой Отечественной войны фашисты взорвали Воскресенский собор, на восстановление построек ушли годы.

В углу священнослужитель отпускает грехи. Справа лестница на Голгофу

В 1959 году музей вновь начал принимать посетителей, а с 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Как было сказано выше — одна из главных архитектурных жемчужин монастыря — это, конечно же, Воскресенский собор. Никон при жизни его достроить не успел, но все равно внешний вид храма действительно напоминает храм Гроба Господня. Как и в иерусалимском храме, к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены — с той лишь разницей, что на Святой земле она находится в скале.

Гроб Господень

Голгофа

Смотровая площадка

.Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Среди просторов можно и не заметить огромное трехэтажное сооружение футуристического вида, мягко вписанное в пространство, почти скрытое в валах. Высокотехнологичный проект архитектора Валерия Лукомского выдержан в духе “зеленой архитектуры”. Стилистика была выбрана не случайно: при разработке проекта предполагалось, что доминирующая роль ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков – останется неизменной.

И монастырь и музей расположены в городе Истра Московской области.

30 января 2013 года. Освящение колоколов для воссозданной Колокольни Воскресенского собора

30 января 2013 года в реставрируемой Колокольне Воскресенского собора установлен первый Воскресенский колокол, весом 8,5 тонн. Всего на Колокольне было установлено 15 колоколов.

 Из исторических описей известно о наборе колоколов, отливка которых была выполнена при Патриархе Никоне еще до возведения колокольни.

 По утвержденной концепции новый набор колоколов был отлит в традициях Нового Иерусалима: основу изображений составили особо почитаемые иконы праздников и святых; в орнаментах были использованы мотивы керамического декора.

Накануне установки наместник Монастыря игумен Феофилакт совершил отдельный чин освящения набора колоколов.

Святыни и монастырский некрополь

  1. Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
  2. Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
  3. Икона «Господь Вседержитель».
  4. Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
  5. Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
  6. Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
  7. Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
  8. Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
  9. Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.

Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

История создания храма

Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.

При этом строился Новоиерусалимский монастырь в Московской области в несколько этапов. Первый из них длился с 1656-1666 гг. (в период царствования Тишайшия Алексея Михайловича). Затем работы были приостановлены из-за опалы Патр. Никона и возобновились только в 1679 г. согласно распоряжения Федора Алексеевича.

В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.

Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.

История Новоиерусалимского монастыря

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами  холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.

Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.

Воскресенский собор. Декоративные элементы

Воскресенский собор. Изразцы

Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)

Работы на руинах Нового Иерусалима начались уже в 1942 г. В 1943 г. бригада Академпроекта под руководством академика А.В. Щусева выполнила обмеры уцелевших и поврежденных частей памятников Ново-Иерусалимского монастыря и дала предварительные чертежи их реставрации. Итоги работ были изложены А.В. Щусевым в публикации 1946 года «Проект восстановления города Истры».С ноября 1950 г. Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ) начинают работы по приведению в порядок и реставрации памятника, разбирались завалы, исследовались отдельные части памятника.В 1952 году П.Д. Барановским составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея».К 1957 г. были разобраны завалы, сделаны крыши над сохранившимися частями собора, укреплены конструкции подземной церкви и юго-западного пилона, разработан проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов. Однако к концу 1950-х гг. из-за отсутствия финансирования пилоны так и не были закончены.Пилоны до уровня пят подпружных арок в период с 1965 по 1972 г. были возведены согласно документации ЦНРМ 1957 г. Большая глава Воскресенского собора была восстановлена к 1975 г. В процессереставрации глава оказалась завышена более чем на полметра, ее шлемовидный силуэт и конструкция креста искажены. В начале 1970-х гг. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни и укреплен 1-й ярус керамического иконостаса придела под колокольней. В 1978 и 1979 гг. монтировался изразцовый пояс с храмозданной надписью. В 1982-м и в 1983-м устанавливались изразцы подвесок и наличников.В 1983 г. разобрали макет, устроенный в 1978 г., и приступили к монтажу шатра ротонды новой конструкции. В 1991–1993 гг. были смонтированы окна-люкарны трех ярусов. Параллельно с монтажными работами по шатру ротонды велись локальные ремонтные работы по всему собору, включая подземную церковь. Повсеместно делались вычинки кирпичной кладки и белокаменных деталей, инъектировались трещины; реставрировались гипсовые капители, в наличники окон верхнего яруса ротонды установлены вновь сделанные лепные херувимы. Были укреплены и законсервированы изразцы наличников окон верхнего яруса собора, расчищены каменные блоки облицовки рва подземной церкви, побелены фасады, покрашены металлические кровли и главы и т.д. В течение 1980-х гг., помимо текущего ремонта, продолжались исследования по отдельным элементам декора храма, исполнялись проекты для реставрации керамического и лепного декора, иконостасов Голгофского придела и подземной церкви. В 1982–1984 гг. отреставрированы картуши на алтарной стене собора со стороны заалтарного обхода, затем отреставрирована лепнина в ряде приделов и подземной церкви. Одновременно реставрировались киоты, резные распятие и иконостас в приделе Голгофа. Металлическая часть иконостаса подземной церкви воссоздана в 1988–1991 гг.В процессе обследования лепного декора в Воскресенском соборе обнаружены следы фресковой живописи XVII века. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи сохранившиеся под штукатуркой фрагменты орнаментальной росписи были укреплены, законсервированы и оставлены для обозрения. На стене алтаря со стороны заалтарного обхода открылся небольшой фрагмент росписи «в руст», который тоже был укреплен.

Изображение в тексте: Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

1 мая, Великая суббота.

  • 05:00. Молебен с акафистом преподобному Сергию в Троицком соборе.
  • 5:30. Ранняя Литургия в Успенском соборе.
  • 8:30. Поздняя Литургия в Успенском соборе.

После нее, с 9:00 до 20:00 можно будет освятить яйца и куличи в Сергиевском Трапезном храме.

  • С 18:00 до 24:00 в Предтеченском храме пройдет вечерняя исповедь.
  • В 23:20 начнется Пасхальная полунощница. Она пройдет одновременно в Троицком, Успенском соборах и в Сергиевском Трапезном храме.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕНСлужбы во время Страстной недели:

  • 26 и 27 апреля службы начнутся в 5:30. А вечернее богослужение — в 16:45.
  • 28 апреля утренняя служба намечена на 5:00 (Молебен с акафистом преподобному Сергию в Троицком соборе). Вечерняя служба — в 16:45, после чего будет соборование и вечерняя исповедь в Успенском соборе.
  • 29 апреля утреннее богослужение начинается в 3:30, вечернее — в 16:45.
  • 30 апреля, в пятницу (Великий пяток), утренний молебен пройдет в 5:00. В 14:00 состоится Великая Вечерня и вынос Святой Плащаницы. В 18:00 начнется вечерняя служба — она называется «Погребение Святой Плащаницы» — в 18:00.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Борис Годунов в 1594 году подарил монастырю колокол «Лебедь», который сохранился до наших дней. Он весит более 10 тонн. Ну а в Лавре находится фамильная усыпальница Годуновых.

Как добраться:

г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Электричка

С Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево.

Автобус

№388 от метро «ВДНХ» до г. Сергиев Посад. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок — час с небольшим.

Машина

Ехать надо по Ярославскому шоссе (трасса М8). На 46-м километре будет поворот на г. Сергиев Посад. Центральная улица — Проспект Красной Армии — и приведет к Лавре.

Паломнические туры

Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов. Узнать подробнее

Как доехать до монастыря Новый Иерусалим

На электричке

Вариант 1. От Рижского вокзала или со станций «Тушино» (метро «Тушинская»), «Ленинградская» (метро «Войковская»), «Дмитровская» (метро «Дмитровская») отправляются электрички до станции « Новоиерусалимская» . Подходят поезда, у которых конечными станциями значатся Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск, Шаховская.

На станции «Новоиерусалимская» по подземному переходу идете в сторону здания вокзала. Недалеко есть подземный переход на другую сторону улицы Панфилова. После перехода идете дальше по улице Панфилова, никуда не сворачивая. Ориентиром может служить ТЦ «Иерусалим». Перейдя по мосту речку Истра (Иордан), вы сможете полюбоваться открывшимся видом на монастырь. Время в пути 20 минут.

Вариант 2. Д оехать на электричке до станции «Новоиерусалимская» либо до станции «Истра» и на маршрутке доехать до остановки «Монастырь» или попросить водителя остановить поближе к воротам монастыря.

На автобусе

От станции метро «Тушинская» автобусом № 372 доехать до остановки «Почта» в городе Истра. Дальше пересесть на автобус или маршрутку до остановки «Монастырь».

На автомобиле

К Новоиерусалимскому монастырю можно добраться по Волоколамскому шоссе или Новорижскому шоссе через город Истра, далее выехать на улицу Советская.

https://youtube.com/watch?v=5qCR65DjlJQ

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия — часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты. Первые сооружены значительно более нарядно — украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Во время Великой Отечественной войны монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее — его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь — в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), — подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святые места

Новый Иерусалим

Кувуклия («опочивальня») состоит из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. С восточной стороны Собора находится подземная церковь Константина и Елены . Ведь при обретении Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой на месте обретения Креста был обновлен Иерусалимский храм Воскресения. Колокольня обрушилась в 1941 г. вследствие взрыва фашистами Собора, поэтому Трехсвятительский колокол был временно установлен на звоннице с юга от собора.

— придельная церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), — придел Поругания Господня, или Тернового Венца, — придельная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

Наиболее близок к Иерусалимскому храму южный фасад.

Восточнее от Красных и Судных врат в стене есть вход в гробниц у Патриарха Никона .

Рядом с ним устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи , который предварил пришествие Христа своим рождеством и проповедью, предварил добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Святейший патриарх Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно на этом месте, под Голгофой.

В XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.

Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector