Тульский кремль: крепость на южных рубежах московского царства
Содержание:
- Как строили колокольню
- Колокола
- Архитектура
- Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия
- Колокола «Ивана Великого»
- Домашние чипсы
- Описание колокольни
- Успенская звонница
- Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»
- Современность
- Месторасположение сооружения
- История
- Колокола
Как строили колокольню
История красивейшего архитектурного ансамбля Московского Кремля началась в далеком 1329 году. Бывший тогда московским князем Иван Калита приказал построить на Боровицком холме храм, в котором, по канонам православного русского зодчества, разместились бы колокола. Церковь возвели после удачной военной кампании в Пскове и освятили в честь Иоанна Лествичника. Богослов из Византии жил на рубеже VI-VII веков и был известен своим трактатом, который описывал ступени добродетели, преодолеваемые христианином на пути к духовному совершенству.
Церковь была небольшой, каменной и ее впервые построили между двумя кремлевскими соборами. Ее диаметр по внешним стенам составлял чуть более восьми метров, а внутреннее пространство имело площадь около 25 кв. м. Храм просуществовал около 170 лет и для него в период княжения Симеона Гордого были отлиты колокола.
В 1505 году началось строительство нового храма. Для разработки проекта и его осуществления был приглашен итальянский зодчий Бон Фрязин. Старую церковь Иоанна Лествичника разобрали, и уже летом 1508 года Соборную площадь украшала новая постройка. Высота колокольни, возведенной в честь Ивана Великого и увенчанной куполом, составляла 60 метров.
Творение итальянца оказалось очень прочным и устойчивым. По городу ходили легенды, что архитектор настолько сильно заглубил фундамент, что он дошел до уровня Москва-реки. В действительности итальянец лишь покрыл дубовые сваи камнем, что обеспечило их сохранность от гниения. Внешний вид колокольни очень напоминал итальянские кампанилы – отдельно стоящие колокольные башни при храмах. Диаметр фундамента звонницы составлял 25 метров, а стены первого яруса были такими внушительными, что их толщина достигала местами пяти метров.
Колокола
Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.
Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.
Центральный ярус
- Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.
Основной ярус звона колокольни Ивана Великого
- Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.
Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.
Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.
Нижний ярус
- Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
- Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
- Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
- Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.
Средний ярус
В среднем ярусе колокольни находятся:
- Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
- Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
- 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.
Архитектура
Светлый, нарядный, богатый деталями и разнообразным декором, собор представляет собой основную достопримечательность Тульского кремля. Имя зодчего, спроектировавшего это рукотворное чудо, осталось, увы, неизвестным. Однако история сохранила для нас имена мастеров, занятых при возведении, – это кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добрынин, кузнец Осип Журов с помощниками. Главы стали золотыми при участии купца из Тулы Лариона Сорокина.
Крепкий, устойчивый, почти кубический массив храма внезапно устремляется ввысь лёгкими луковичками глав, которых у него пять – по количеству «накрытых» ими световых барабанов. С востока к корпусу примыкает низки алтарь – решение, отсылающее к городским соборам XVI–XVII вв. С объёмом, выполненным без изысков, вступает в спор изобильный декор храма – влияние русского барокко. Формы и материалы украшений на стенах особенно разнообразны.
Два ряда окон обеспечивают церкви прекрасное освещение. Все три входа обрамлены порталами. Главный вход украшен двуглавым орлом – символом российской государственности.
Роспись
Ярославские живописцы периода расцвета своей школы показали на примере этого храма всё своё искусство. В тёплое время года в 1765–1766 гг. они работали без устали командой в 36 человек под руководством Афанасия Андреевича Шустова.
Изобразительное оформление стен, простенков, оконных откосов монументально, придаёт облику торжественности. Росписи расположены в соответствии с ярусами, сюжеты их традиционны для православных храмов. Особенностью живописи здесь является чёткая прорисовка даже незначительных деталей.
Иконостас
Иконы работы неизвестных мастеров – наёмных художников Л. Сорокина – и калужского священнослужителя Андрея Филиппова расположены в семь ярусов. Ещё три иконы написал оружейник Григорий Белоусов – признанный иконописец из Тулы. Изначально иконостас состоял из 66 икон, но до наших дней их дошло меньше на 10.
Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия
Храм на Нижне-Архызском городище (Северный). Республика Карачаево-Черкесия, X век. Фотография: pravoslavie.ru Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.
Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.
За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.
В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.
Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.
Колокола «Ивана Великого»
«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.
Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.
Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам
В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.
Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.
В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.
В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.
В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.
Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.
Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.
Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.
Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».
На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.
На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.
В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.
-
Назад
-
Вперед
Домашние чипсы
Многие изготавливают снеки самостоятельно. Только в этом случае будет уверенность их качества и отсутствия химических добавок. При этом можно проявлять фантазию в выборе специй, сочетая их по своему усмотрению.
Кроме картофеля для изготовления снеков можно использовать лаваш и фрукты.
Вопрос, как хранить чипсы домашнего производства, не имеет четких рекомендаций. Все зависит от вида сырья, способа обработки, количества соли специй и т. д. Оптимальный вариант — не делать их слишком много, чтобы употреблять сразу. Даже тщательная упаковка не поможет сохранить исходные свойства продукта. Он быстро потеряет вкус и аромат, а главное – ломкость, придающую ему приятный хруст.
Описание колокольни
На строительство этого здания повлияла итальянская архитектура и традиции построения колокольных башен не вместе с церковью, а отдельно от нее. В этом помещении насчитывалось раньше 33 колокола.
Основными считаются:
- Царь-колокол;
- Реут, или Ревун.
Самый крупный и массивных из колоколов – Успенский. Его вес составляет 65320 кг. На всех колоколах представлены украшения в виде орнаментов и надписей. Практически все они были созданы знаменитыми литейщиками из сплава, в состав которого входили медь и олово.
На сегодняшний день в рабочем состоянии находится всего 22 колокола, а остальные помещены в Музее Московского Кремля, который располагается внутри этого здания. Экспозиция демонстрирует посетителям и туристам историю Кремля и Москвы.
Здесь рассказывается о ее многочисленных укреплениях, расширении территорий и строительстве новых зданий в столице государства. В качестве экспонатов тут можно найти каменные куски первых сооружений, возникших здесь более 500 лет назад.
Высота колокольни — 81 метр.
На сегодняшний день здесь проводят экскурсии, а все желающие могут подняться на колокольню, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Кремль. Билеты имеют фиксированную стоимость – 250 рублей.
Из истории
Расположена колокольня на Соборной площади. Свою историю она ведет уже многие века, начиная с 1329 года. В то время бразды правления были у Ивана Калиты, а на этом месте находилась церковь святого Иоанна Лествичника.
Спустя практически два столетия каменную церковь снесли, а на ее месте была построена новая в честь Ивана III, которая стала основой будущей колокольни. Ее возведением занимался архитектор Бон Фрязин. В 1508 году при Василии III у колокольни появляется второй ярус.
Со временем колокольню начали окружать новые постройки. В 1552 году рядом с ней возникла Успенская звонница, которую спроектировал и возвел Петрок Малый. Через 80 лет Бажен Огурцов пристроил к ансамблю Филаретовую пристройку.
Во время правления Бориса Годунова в 1600 году это место также претерпело изменения: был пристроен 3 ярус колокольни, что придало ей уже современный вид. Об этом также свидетельствовала золотая надпись, располагавшаяся под куполом. После этого события высота этой башни достигала 81 метр, и это здание считалось самым высоким в Москве до XVIII века.
Во время Отечественной войны, когда войска Наполеона заняли Москву, французский император приказал убрать с колокольни позолоченный крест. Но его солдатам сделать этого не удалось. Врагам помешала тогда стая ворон, которая с остервенением набрасывалась на мародеров.
Когда армия Наполеона отступала из Москвы, она взорвала многовековую конструкцию. Чудесным образом сохранился только столп здания, все остальное – звонница и пристройка – были полностью уничтожены. Восстановили их былой вид только по истечению трех лет.
Успенская звонница
Успенская звонница в Московском Кремле сооружалась в несколько этапов. С северной стороны столпа Колокольни «Иван Великий» в 1532-1539 годах по проекту итальянского зодчего Петрока Малого построили прямоугольную звонницу с храмом «Воскресения Христова». Звонница имела колокол «Благовестник». Завершение работ происходило после отъезда архитектора при руководстве московских мастеров (1543-1552 годы). Храм находился на третьем ярусе звонницы, поэтому в 1552 году с западной стороны установили высокую каменную лестницу. В 1555 году храм переименовали в Рождественскую церковь. В конце XVII века церковь преобразовали в звонницу и дали название «Успенская».
Колокольня Иван Великий, Успенская Звонница и Филаретова пристройка. Московский Кремль.
Здание Успенской звонницы после Отечественной войны 1812 года вновь обыгрывает свой силуэт в 1814-1815 годах. Проект осуществляется архитекторами Жилярди и Еготовым на фундаменте постройки XVI века. В архитектурном убранстве фасада Успенской звонницы добавляются элементы декора начала XIX века. На пятом ярусе сооружения над трех пролетной звонницей возвышается высокий барабан, на котором отблескивает близкая по форме верха столпа Колокольни золоченая глава в виде луковицы. В XIX веке в Успенской звоннице обустраивается церковь Николы Гастунского, которая сюда была перенесена с Ивановской площади Московского Кремля. Высокое открытое крыльцо западного фасада Успенской звонницы – работа архитектора К.А. Тона (1849-1852 год постройки). Каждый колокол архитектурного ансамбля «Иван Великий» имеет свою историю.
Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»
Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.
Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.
Современность
Вид на колокольню с Софийской набережной, 2013
Колокольные звоны в Московском Кремле возобновились на Пасху 1992 года. Колокола к звонам допустили после экспертизы учёных. Сначала их запустили на втором, а потом и на третьем ярусе колокольни. В 1993 году впервые после 1918 года зазвонил крупнейший из колоколов — Успенский, но его используют редко, потому что язык колокола весит около 2 тонн и нуждается в регулировке для сокращения числа звонарей. В настоящее время звоны совершаются во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов.
В 2005—2007 годах была проведена реставрация колокольни. В 2008 году в колокольне начались работы по музеефикации её интерьеров. 18 мая 2009 года в колокольне был открыт Музей истории Московского Кремля и смотровая площадка, что было приурочено к празднованию Международного дня музеев. Второй по высоте звонницей в Москве является Новоспасская, открытая после реставрации в сентябре 2017 года (её высота составляет 80 метров).
Месторасположение сооружения
Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.
Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:
- Успенский собор;
- Архангельский собор;
- Патриаршая палата;
- Грановитая палата;
- Церковь Ризоположения;
- Царь-колокол;
- Царь-пушка.
Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.
Как добраться
Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.
Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:
- Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
- Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
- Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
- Филевская линия — станция «Александровский Сад».
История
Изначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий.
Спонсировали стройку Софрон Сиднев, Андрей Володимиров и купец Лукьян Коптельцев (после его смерти – бургомистр Тимофей Чечулин). Возведение прихода завершилось спустя два года, а уже в 1766 году прошло его освящение. Однако храм изначально не отапливался, поэтому выполнял функции «летней» церкви и открывал свои двери только с Пасхи по Покров.
Советский период в истории собора
В 1930-м году Советская власть закрыла храм. В нём хотели организовать музей атеизма, но создания так и не дошло. Иконы и облачения частично отошли Николочасовенской церкви.
В 1945 году храм стал памятном Всесоюзного значения. Через 15 лет здание поставлено на государственную охрану, однако это не помешало в следующем же году разместить в Успенском соборе склад промтоваров. Реставрация проходила в рамках восстановления тульского кремля и началась в 1965 году; иконостас реставрировался с 1975 года в плоть до 1986 года.
Огонь в разные периоды времени повредил стенопись. В 1988 году восстановить её взялись московские художники во главе с В. Л. Лагутиным.
Возрождение
Возрождение храма началось в 1991 году храм был передан Тульскому епархиальному управлению. Предполагалось совместное использование собора с краеведческим музеем, отвечавшим за архитектурное сооружение в целом. Но из-за отсутствия финансирования реставрационные работы постепенно сошли на нет и возобновились лишь в 2013 году, опять же в рамках общей реставрации кремля. До этого, в 2005 году, впервые включена была подсветка собора.
Торжественно открыли восстановленный храм в 2015 году, когда в городе праздновался день рождения.
Колокола
Колокола звонницы, 2005
Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год
Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола.
- Основные колокола ансамбля
- Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры. Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году. Колокол украшен шестью горельефными портретами членов императорской семьи и рельефными иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным.
- Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Фёдоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым, известным как автор Царь-пушки. После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место.
- Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным, украшен орнаментами в стиле барокко и скульптурными ликами ангелов.
-
Памятная монета Банка России, 1998 г. «Всемирные юношеские игры», колокольня Ивана Великого, 1 рубль.
Колокола нижнего яруса - Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным.
- Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке, в эпоху княжения Василия III. Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи.
- Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора. Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны. На орнаменте колокола изображены апостолы Пётр и Павел, держащие свиток с видом Петропавловской крепости.
- Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми. Орнамент колокола напоминает скань.
- Cлободской (масса — чуть более 5 тонн) — отлит в 1641 году, автор неизвестен.
- Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом. Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V и Петра I и царевны Софьи.
- Колокола второго яруса
- Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона.
- Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны.
- Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
- Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
- Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник Андрей Ляпунов.
- Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых.
- Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов.
- Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
- Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев.
- Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах.
Третий ярус образуют колокола XVII века меньшего размера: Родионовский (1647 год), колокол авторства Андрея Чохова (1621 год) и колокол авторства Филиппа Андреева (1687 год).