Торжокский борисоглебский монастырь

Настоятели, наместники

  • Тихон (1533 — 1536)
  • Киприан (1537 — 1551)
  • Мисаил I (1552 — 1588)
  • Иоаким (1589 — 1598)
  • Никифор, келарь (1599)
  • Константин (1600 — январь 1609)
  • Евфимий (1637 — 1652)

    Иоасаф (? — 1647)

  • Феодосий (1653 — 1664)
  • Кирилл (1665 — февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 — 1680)
  • Сергий I (Велтахов) (1680 — сентябрь 1682)
  • Тарасий (1682 — декабрь 1695)
  • Варлаам I (1696 — 1697)
  • Евфимий II (1697 — 1700)

    Иона (1697 — 1700)

  • Иоиль (1700 — 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 — 1704)
  • Герасим (1705 — 1712)
  • Исаия (1713 — 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий I (1720 — 1726)
  • Варсонофий (1726 — 1734)
  • Иларион I (в конце 1734 — 1735)
  • Викентий (1736 — 1744)
  • Адриан (1745 — 1756)
  • Иоасаф (1757 — февраль 1758)
  • Наркисс (февраль 1758 — 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 — 1764)
  • Кирилл (Флоринский) (1764 — 1768)
  • Варлаам II (Петров) (1768)
  • Феофилакт II (1768 — май 1775)
  • Стефан (май 1775 — 14 сентября 1776)
  • Иларион (Копьев) (1776 — 22 ноября 1777)
  • Палладий (1777 — июль 1785)
  • Макарий II (1785 — июль 1791)
  • Мисаил II (14 июля 1791- июль 1795)
  • Евгений (Романов) (1795 — 1799)
  • Никанор (1800 — 1819)
  • Сергий II (1819 — 1831)
  • Арсений (1831 — 1836)
  • Платон (1837 — 1840)
  • Сергий III (август 1840 — 1849)
  • Христофор (Эммаусский) (1849 — 1 апреля 1850)
  • Анастасий (Лавров) (май 1850 — 1864)
  • Антоний (Диевский) (1864 — 1887)
  • Макарий (Драницын) (19 августа 1887 — 11 декабря 1897)
  • Арсений (Лебедев) (11 декабря 1897 — 26 декабря 1908)
  • Феофан (Предтеченский) (20 января 1909 — 11 февраля 1913)
  • Иоасаф (1920 — ?)
  • Феодосий (? — 7 сентября 1928)
  • Андрей (Комаров) (упом. 22 августа 1927 — упом. 2 января 1928)
  • Сщмч. Захария (Лобов) (упом. февраль — 7 мая 1929 )
  • Александр (Торопов) (1929 — 1931)
    1931 — 1993 — монастырь закрыт

Введенская церковь Борисоглебского монастыря: что рядом?

Введенская церковь Борисоглебского монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Борисоглебский монастырь ~ 0,0 км. Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре ~ 0,1 км

Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре ~ 0,1 км

Научно-просветительский отдел Всероссийского историко-этнографического музея ~ 0,1 км

Благовещенская (Михайловская) церковь ~ 0,3 км

Власьевская церковь ~ 0,3 км

Старовознесенская (Тихвинская) церковь ~ 0,6 км

Ансамбль Спасо-Преображенского собора и Входоиерусалимской церкви ~ 0,6 км

Выставочный зал Всероссийского историко-этнографического музея ~ 0,8 км

Исторические данные

Надвратная церковь с колокольней

Известно, что в 1577 году во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 году, при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря — Введенская церковь, была построена в XVII веке на месте сожжённой поляками (вместе со всей братией и некоторыми жителями города) старой деревянной. В 1717 году между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь, реставрировавшаяся в 1980-е годы. Большой урон монастырю нанёс пожар 1742 года.

Во второй половине XVIII века началось возрождение монастыря. В 1785—1796 годах на месте старого Борисоглебского собора был возведён новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Александровича Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Её строительство вёл известный российский архитектор Яков Ананьин

Привлекает внимание и необычная по форме Свечная башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне. Её реставрация проводилась в 1970—1980-е годы.

В 1925 году монастырь был распущен, а на его территории размещена тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После неё в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последнее время — Всероссийский историко-этнографический музей. Руководство музея приложило немало усилий для реставрации архитектурного ансамбля, изуродованного тюрьмой.

В 1993 году в монастырь вернулись верующие, разделив помещения монастыря с музеем. Настоятелем возрождённого монастыря стал игумен Вассиан (Кураев) по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. 31 марта 2009 года решением Священного Синода наместником монастыря назначен архимандрит Даниил (Могутнов), в мае 2010 его сменил иеромонах Арсений (Леонов).

Фото и описание

Собор Бориса и Глеба в Нововоторжском Борисоглебском монастыре был заложен 9 июня 1785 года на том месте, где раньше стояла первая монастырская церковь. Первая церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была построена в 1038 году преподобным Ефремом и его учеником преподобным Аркадием.

По легенде, после убийства князей Бориса и Глеба, слуга Бориса – Ефрем сбежал в северные леса, в которых заложил небольшую пустынь. В соборном Борисоглебском храме Ефрем и Аркадий были похоронены. Обитель обладала драгоценной церковной утварью, царскими грамотами 17 века, книгами. Каждый год из всех городских церквей 28 февраля в честь святого преподобного Ефрема совершался крестный ход, 11 июня крестный ход проходил вокруг монастыря с обнесением мощей преподобного.

В 1577 году после открытия архимандритом монастыря Мисаилом мощей преподобного Ефрема, в храме, построенном им, справа, была возведена придельная церковь в честь преподобного Ефрема, новоторожского чудотворца; а слева от основного здания в 1589 году построили другую, в честь святых Иоакима и Анны.

В 1784 году при архимандрите Макарии было решено старую церковь разобрать и возвести новую. Древний иконостас этой церкви был помещен во Входоиерусалимский храм. При заложении новой соборной трёхпрестольной церкви присутствовала императрица Екатерина II, положив своими руками первый камень в основание храма. Собор строился под руководством сведущего в деле архитектуры действительного статского советника, Н.А. Львова и местного архитектора Франса Ивановича.

Храм выполнен в русском классическом стиля, в котором ярко проявляются черты палладианства. Львов в архитектуре здания использовал античный прием – ступени, которые поднимаются ко входам с четырех сторон света, ставят собор как бы на подиум и придают ему величия и монументальности. Строго, но в то же время колоритно выглядят формы римских дорических портиков, линии итальянских окон и ниш, которые объединяют окна первого и второго света.

В интерьере храма архитектором был реализован уже использованный им в могилевском соборе «двойной купол». Этот прием заключается в отделении пространства храма от купола кольцом диафрагмы, которое скрывает окна и мягко рассеивает свет. Во внутренней отделке храма Львов использовал спокойные тона. Отделка стен и колонн имитировала мрамор, а пол был выстлан чугунными плитами. Все большие и малые иконы были написаны великим русским портретистом В.Л. Боровиковским. Иконостас был деревянным, резным и был покрыт червонным золотом. Три престола храма располагались в одну линию. В новом храме придел Иоакима и Анны переименовали в честь императрицы Екатерины в придел великомученицы Екатерины.

В 1839-1840-е годы храм обновили, переделали и освятили 1 июня 1841 года. Купол храма – шарообразной формы, напоминает купол Иерусалимского храма Христа Спасителя.

Посреди храма справа на довольно высоком пьедестале поставили мощи преподобного Ефрема под бронзовой сенью с украшением венецианским бархатом и золотой бахромой и кистями. С левой стороны на таком же пьедестале установлена рака с мощами преподобного Аркадия. Престолов было сделано три: центральный – в честь святых князей Бориса и Глеба, справа – в честь преподобного Ефрема, слева – в честь преподобного Аркадия.

Посещение и паломничество

Архитектурный ансамбль святыни – безусловно, главная достопримечательность города Торжок. Вполне естественно, что в столь древнее и священное место съезжаются туристы и паломники со всей страны и даже из-за рубежа. Администрация Борисоглебского монастыря помогает с размещением паломнических групп. На территории функционирует и предоставляет услуги по проживанию монастырская гостиница, где предусмотрены номера на двоих и даже четверых посетителей.
Как часто бывает в случае с монастырями, они принимают посильную помощь так называемых трудников. В качестве таковых нередко выступают, например, ученики воскресных школ, да и обычных, приезжающих на все лето или его часть. Любой желающий может послужить на благо храмов Борисоглебской обители. Однако ему необходимо преодолеть собеседование, кроме того, он не должен быть алкоголиком или наркоманом. В случае успешного прохождения проверки трудник будет участвовать в службах наравне с братией, заниматься трудом с целью благоустройства зданий и территории, то есть вести практически монашеский образ жизни. Все это позволяет получить единение с Богом и самим собой, после подобного времяпрепровождения человек становится совершенно другим, преисполненным смирения и спокойствия, неколебимый в своих мыслях и ясно видящий свою дальнейшую жизнь.
Туристы же любят фотографировать Торжок, находясь на мосту, соединяющему берега реки Тверцы, ведь вид Борисоглебского монастыря делает довольно тривиальный русский пейзаж пышным и особенно святым. Каждому ясно, что фотографий тут мало – нужно видеть великолепие вживую. Обитель не выглядит исконно русской в плане архитектуры, но в мотивах души – еще как.
Для посещения туристами сегодня доступен лишь Введенский храм. Однако всеобъемлющий облик комплексу дарят несколько более новые здания – это Борисоглебский собор и церковь Спаса. Можно говорить об особенностях архитектуры этих сооружений и заваливать специальной строительной терминологией, а можно просто и ясно сказать – они были грандиозны и необычны, не совсем похожи на русские храмы и оставляют обликом приятное впечатление. Церковь Спаса вообще возвышается над монастырем на внушительную высоту и видна во всем Торжке.
За время СССР тут было место лишения свободы, профилакторий, а несколько позднее – и вовсе музей. К сожалению, эти времена некорректного использования оставили монастырь в плачевном состоянии, местами близком к руинам. В церковь Спаса попасть официально не получится, договориться с братьями у вас не выйдет. Но если туда все же проникнуть, сразу становится очевидно, насколько много красоты было утрачено в угоду надписей и вандализма

Рискнув и оказавшись внутри Спасского храма, нужно осторожно идти по лестнице к смотровой площадке – открывшийся вид не оставит вас равнодушным

Россия известна и знаменита такими святыми местами, как Борисоглебский монастырь. Подобное сосредоточение любви к Господу, смирения и невозмутимости просто необходимо посетить, если вы уже находитесь в славном городе Торжке. Положительные эмоции и некоторое переосмысление мирской суеты – вот что вы получите по уходу с территории уникальной православной святыни.

Фото и описание

Зимняя церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена на месте более древней деревянной церкви, которая была уничтожена поляками в 1609 году. В ней были сожжены архимандрит монастыря с братией и некоторые горожане. После пожара обгорелые кости были собраны и погребены, а на месте бывшей церкви поставили деревянную часовню, в которой каждый год 25 января совершалось торжественное поминовение об упокоении душ, которые были сожжены с архимандритом Константином, а также всех погибших во время нашествия поляков.

Новая каменная двухэтажная Введенская церковь была построена, предположительно, в 1620 году (по другим данным в 1670-х годах). С 1620 и до 1832 годов церковь два столетия пребывала в том виде, в котором она была построена – с келарской, трапезной, ризничной комнатой. В 1833 году внутри церковь перестроили: алтарь переделали в пономарскую комнату, а саму церковь – в алтарь, оставшуюся же часть церкви вместе трапезной обратили в церковь, которую в тот же год освятил Высокопреосвященнейший архиепископ Григорий.

В 1879 году при помощи новоторжского купца И.К. Штанковского с левой стороны храма был устроен придел в честь святых праведных Иоакима и освятили его в этом же году. В Введенской церкви было выполнено новое крыльцо с лестницей из тесаного камня, в 1887 году на церкви была вызолочена глава и сделана под церковью духовая печь. Одновременно с церковью была возведена колокольня. Колокольня – трехъярусная, многоугольная столпообразная, заканчивается шпилем с шаром из жести с железным крестом; карнизы и шпиль покрыты белой старицкой плитой.

В советский период иконы и внутреннее убранство церкви было утрачено.

Введенский храм одним из первых зданий Борисоглебского монастыря был передан монахам. Это произошло в декабре 1997 года. Литургическая жизнь в церкви возобновилась в июне 1998 года в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского.

Бывший Новоторжский кремль

Если двигаться по Кузнечной улице, то на некотором расстоянии вдоль дороги можно увидеть Земляные валы бывшего Новоторжского кремля. В прошлом он был обнесен 1,5-километровой стеной с 11 башнями, некоторые из которых, по мнению ряда исследователей, были каменными.

Земляные валы бывшего Новоторжского кремля

Во время большого пожара 1742 года все деревянные постройки кремля сгорели и больше не восстанавливались. Сейчас на части территории создан комплекс «Новоторжский кремль», экспозицию которого составляют реконструкции древнего оружия и оборонительных средств времен осады города войсками хана Батыя.

С.М.Прокудин-Горский. Крепостной вал около Борисоглебского монастыря. Лето 1910 года

Соборным комплексом Спасо-Преображенский соборВходоиерусалимская церковь

Спасо-Преображенский собор

С.М.Прокудин-Горский. Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь в Торжке с левого берега р. Тверцы. 1910 год

Период возрождения

В 1993 году право на совместное владение монастырскими постройками и территорией обретает музей и православная церковь. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил игумена Вассиана (Кураева) на место настоятеля возрождаемой обители.

Целых два года приехавшие в полуразрушенные здания пять братьев строят для проживания корпус.

В 1995 году посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ, приехавшим на празднование четырехсотлетия Нило-Столобенской пустыни, дается толчок в воскрешении Торжской святыни.

Богослужение в Борисоглебском монастыре

Архитектурный ансамбль Введенской церкви передается в собственность монастыря в 1997 году, и уже 24 июня 1998 года древнейший Борисоглебский монастырь принимает прихожан на первую после восстановления Литургию.

К 2003 году в ново отреставрированной обители проживает 11 насельников.

Легендарная история

Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин венгерского происхожденияЕфрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы.

Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века.

Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря

Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!

Колокольня надвратная с церковью Спаса Нерукотворного Образа

В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.

С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Лето 1910 года

Роспись внутри надвратного храма Спаса Нерукотворного образа в колокольне Новоторжского Борисоглебского монастыря

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа

Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!

Внутри колокольни

Временная лестница внутри колокольни

Внутри колокольни

Внутри колокольни

По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.

Панорама Торжка

А вот Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.

Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь

Борисоглебский собор и панорама реки Тверцы

Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.

Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы Римского

Кирпичи внутри колокольни

Кирпичная кладка колокольни

Панорама Торжка

С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная, ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.

Река Тверца в Торжке

За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка, построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.

Панорама Тверецкой набережной

С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь, поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.

Панорама Торжка в сторону Старовознесенской (Тихвинской) церкви

Необычайно интересен восьмигранный ярус звона. К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.

Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собора

Ярус звона колокольни

Колокольные хомуты

Хомут колокола

И снова путь наверх по узкой лестнице.

Кирпичная кладка колокольни

И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.

Беседка-бельведер

Панорама Борисоглебского монастыря

Панорама Торжка

Панорама Торжка

Основание Борисоглебского монастыря

Основатель Борисоглебского монастыря – преподобный Ефрем Угрин, который вместе с братьями Моисеем и Георгием служил младшим сыновьям князя Владимира – Борису и Глебу. Любимые сыновья Владимира Крестителя славились праведностью и религиозностью.

После смерти князя Владимира старший из сыновей Святополк, считая младших братьев конкурентами за власть, тайно подослал к ним стражников, которые закололи царевичей мечом в сердце. Вместе с молодыми князьями погиб брат Ефрема Георгий.

Ужасы кровопролитной схватки между братьями так повлияли на Ефрема, что он ушел из Киева, удалившись от суеты мира в глухие места. Основавшись в Торжке, боярин Ефрем по мере сил служил Господу: он устроил странноприимный дом, где ухаживал за больными и бездомными, облегчая их жизнь.

В 1038 году вместе с преданным учеником Аркадием Ефрем основал в Торжке каменный Борисоглебский храм в память об убиенных князьях Борисе и Глебе. Преподобный Ефрем неустанно трудился, обустраивая обитель, ночи проводил в молитвах.

Вокруг постройки собирались монахи, преподобного Ефрема назначили архимандритом обители, кем он и оставался до смерти 1053 года. Преподобный Ефрем, мощи которого почитались как святыни, похоронен в построенном им храме.

Монастырь страдал от пожаров и разорения захватчиков. В конце XIV века в обители не осталось ни одного инока, знавшего грамоту. Процветания и возвышения обитель достигла усердием настоятелей.

История основания обители

В начале второго тысячелетия на территории Руси женские и мужские монастыри только начали появляться. В начале 11 века началось возведение Киево-Печерской лавры, а параллельно с ней был заложен Борисоглебский монастырь в Торжке.

Борисоглебский монастырь в Торжке Тверской области

  • По преданию в 1038 году, после кровавых событий, в результате которых были убиты сыновья Владимира Великого Борис и Глеб, их верный слуга, позже преподобный отец Ефрем, основал обитель в память об убиенных молодых князьях.
  • Потрясенный жестокостью убийства братьев князем Святополком, Ефрем удаляется в одинокое строение, стоящее на берегу реки Дорогоще, чтобы в уединении служить Богу. В этом странноприимном доме находили приют, уход и успокоение бедные, нищие, больные и сироты.
  • Позже праведнику было ведение устроить монастырь на горе около реки Тверцы, в которой он прожил до 1053 года, 10 февраля почил и был похоронен. Верным братом и учеником, разделившим все трудности бытия Ефрема, был Аркадий.
  • Прошло 500 лет, при правлении Иоанна Грозного во время раскопок, 24 июня были обретены нетленные мощи преподобного Ефрема, этот день почитается русскими православными и поныне.

Важно! В подтверждение святости и чистоты преподобного Аркадия стало обретение и его нетленных мощей еще через столетие. 23 декабря православный мир празднует день обретения святых мощей преподобного Аркадия. Испытания и Божья милость шли рядом в истории строительства мужской святыни

Испытания и Божья милость шли рядом в истории строительства мужской святыни.

  • В 1167 году во время междоусобной войны Торжский монастырь был сожжен, и отстроен заново.
  • 1237 год — нападение монголо-татарского войска, 1258 год — город пал в результате осады литовскими захватчиками, обитель была разорена, братия разогнана.
  • Пожар 1372 года снова уничтожает святыню, но она по воле Божьей восстает, как птица Феникс, из пепла.
  • В 1609 году, во время правления В. Шуйского, теперь уже поляки грабят и уничтожают монастырские постройки, полностью сжигают Введенскую церковь вместе с архимандритом Константином и братией.

Преподобный Ефрем Новоторжский

Вопреки всем потрясением стоят и остаются неповрежденными каменные постройки главного собора.

В начале 15 века Торжская святыня представляет жалкое зрелище, в нищете несколько неграмотных иноков поддерживали уголек духовной жизни в ней.

15-19 века относятся ко времени процветания, усердие и ревность священнослужителей, ходатайственные молитвы и письма к государям сделали свою работу.

В процветающей мужской обители Торжка особое внимание уделялось:

  • строгой иноческой жизни;
  • соблюдению уставов Церкви;
  • поддержанию духа древнего православия.

В результате этого обитель посещало множество прихожан, увеличивались пожертвования, и монастырь процветал вплоть до нового испытания, революции 1917 года.

Легендарная история

Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин венгерского происхожденияЕфрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы.

Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector