Религии в боснии и герцеговине
Содержание:
Историческое прошлое
Некоторые утверждают, что боснийская идентичность (в нерелигиозном смысле) восходит к столетиям, сербская и хорватская для христианских боснийцев — столетие, а боснийцы (боснийские мусульмане) — даже совсем недавно.
Во времена Османской империи термин Бошнак использовался для описания боснийцев ( боснийских эялет ) в этническом или «племенном» смысле. После австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 году австрийская администрация официально утвердила «боснийство» как основу многоконфессиональной боснийской нации. Эта политика была направлена на изоляцию Боснии и Герцеговины от ее ирредентистских соседей (православная Сербия, католическая Хорватия и мусульмане Османской империи) и отрицание концепции хорватской и сербской государственности, которая уже начала укрепляться среди католиков и католиков Боснии и Герцеговины. Православные общины соответственно.
В Королевстве Югославия сербы, хорваты и словенцы были составными («старыми») нациями. Во время правления короля Александра I современная единственная югославская идентичность безуспешно пропагандировалась, чтобы стереть партикуляристские идентичности. С образованием Социалистической Югославии было шесть республик и пять составляющих наций, добавив македонцев и черногорцев (чья идентичность ранее не признавалась); боснийские мусульмане были признаны только в конце 1960-х годов.
Для переписи 1961 г. была введена новая этническая категория — мусульмане, с которой идентифицировали 972 954 боснийца. В 1964 году мусульмане были объявлены Narod ( «народ»), как и другие пять «народов», но не были приписаны национальной республикой. В 1968 году Центральный комитет Боснии заявил, что «… мусульмане — это отдельная нация». Соответственно, для переписи 1971 года было введено понятие «мусульмане в смысле нации».
Религия
- Макарий Соколович , сербский патриарх (с. 1557–1571)
- Антоний Соколович , сербский патриарх (с. 1571–1575)
- Герасим Соколович , сербский патриарх (с. 1575–1586)
- Саватие Соколович , сербский патриарх (с. 1587)
- Гаврило II , сербский патриарх (1752 г.)
- Василий Острожский (1610–1671), православный епископ Захумле.
- Висарион , православный митрополит Герцеговины (с. 1590–1602)
- Саватие Любибратич , православный митрополит Захумле и Далмации (с. 1693–1716)
- Ничифор Дучич (1832–1900), православный богослов, историк, филолог и писатель.
- Йовица Илич (эт. 1834–), православный священник, лидер повстанцев
- Павле Тврткович (1834–1851 гг.), Православный священник, служил при сербском дворе.
Государственное устройство и политическая система Боснии и Герцеговины
Процесс государственного строительства Боснии и Герцеговины находится на первоначальном этапе. Это — государство с уникальной формой устройства и правления, сочетающее элементы федерации и конфедерации (институт коллективного президентства, наличие двух армий и т.д.). Действует Конституция, принятая в 1995 (является частью Дейтонского соглашения).
Босния и Герцеговина состоит из двух Образований (энтитетов): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.
Наиболее крупные города: Сараево, Баня Лука, Тузла, Мостар, Зеница.
Функцию главы государства выполняет коллективный орган — Президиум Боснии и Герцеговины, который составляют три представителя государствообразующих народов. Высший законодательный орган — Парламентская скупщина (парламент), состоящая из двух палат (палаты народов и палаты представителей). Высший орган исполнительной власти — Совет министров.
Президиум Боснии и Герцеговины: Б.Паравац (серб), С.Тихич (бошняк) и Д.Чович (хорват) (2003).
Коллегия палаты народов: В.Юкич (хорват), Г.Милоевич (серб) и М.Памук (бошняк).
Коллегия палаты представителей: Ш.Джафарович (бошняк), Н.Шпирич (серб) и М.Рагуж (хорват).
Члены Президиума Боснии и Герцеговины и руководства парламентских палат ротируются на месте председательствующего каждые 8 месяцев.
Глава Совета министров — А.Терзич.
Члены Президиума Боснии и Герцеговины и депутаты палаты представителей избираются прямым тайным голосованием отдельно в каждом энтитете (сербский представитель в Президиуме и 1/3 депутатов палаты представителей от Республики Сербской, представители бошняков и хорватов в Президиуме и 2/3 депутатов палаты представителей от Федерации Боснии и Герцеговины). Срок полномочий 4 года (нынешний состав избран в 2002). Палату народов (5 сербов, 5 бошняков и 5 хорватов) формируют парламенты Образований.
Образования (Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская) обладают широкими полномочиями с элементами государственной самостоятельности, имеют собственные Конституции. Функции исполнительной и законодательной власти в каждом из Образований осуществляют президент, правительство и парламент, которые действуют фактически независимо от центральных властей.
Партийная система строится на национальной основе. Ведущие партии представляют сербов, хорватов и бошняков: Сербская демократическая партия, Хорватское демократическое содружество, Партия демократического действия. Предпринимаются попытки создания мультиэтнических партий (наиболее влиятельная из них — Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины).
Внутренняя политика направлена на реализацию Дейтонского соглашения, предусматривающего укрепление государственных институтов, возвращение беженцев, урегулирование межнациональных отношений, модернизацию экономики. Значительное влияние на внутреннюю жизнь страны оказывает широкое международное присутствие (миротворческий военный контингент, институт Высокого представителя и др.).
Главные приоритеты внешней политики — интеграция в европейские и евроатлантические структуры и региональное сотрудничество.
Вооружённые силы в Боснии и Герцеговины представлены двумя самостоятельными армиями Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской в пропорции 2 : 1. Общая численность ок. 12 тыс.чел.
Босния и Герцеговина имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией с 1995.
Политика Боснии и Герцеговины
Согласно Конституции принятой Парламентом политика Боснии и Герцеговины формируется на основе многопартийной системы и возможности принятия свободного выбора на все уровни управления государством, начиная от Президиума Боснии и Герцеговины, Парламента и оканчивая муниципальными органами самоуправления. Президиум Боснии и Герцеговины состоит их трех представителей народностей образующих государство Босния и Герцеговина, а именно это представители боснийцев, сербов и хорватов. Срок данного выборного органа определен Конституцией в четыре года с последующими перевыборами представителей Президиума.
Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины является законодательным органом и состоит из двух палат: Верхней палаты народных представителей, по 5 членов от каждой из трех общины и Палаты представителей общин, по 14 человек от каждых трех общин. А исполнительным органом власти государства является Совет министров, который состоит из девяти профильных министерств определяющих основную экономическую политику в основных направлениях экономики страны.
Органами местного самоуправления являются: собрание кантона (skupština) и его правительство, как исполнительная власть (vlada) и на уровне общины, это общинный совет (Općinsko vijeće) и начальник общины (Načelnik općine).
Католичество
В Боснии и Герцеговине католическая администрация представлена архиепископатом Врхбосны с центром в Сараеве и тремя епископатами – Банялучским, Мостарско-Дуваньским, Требиньско-Мрканским. Католические кафедральные соборы есть в Сараеве, Баня Луке, Мостаре, Требине.
Епископы Боснии и Герцеговины. The Catholic news agency of the Bishops’ Conference of Bosnia and Herzegovina, CC BY-SA 3.0
На протяжении османского периода (1463—1878) на территории Боснии и Герцеговины было разрешено действовать только одному католическиму ордену – францисканскому. Этот орден до сих пор представлен очень широко, и монахи-францисканцы пользуются огромным уважением. В доосманские времена орден имел 35 монастырей, из которых до наших дней дошли лишь три. В середине 19-го века появилась возможность возрождать монастыри и строить новые, сейчас их 17, среди них Рама-Шчит, Хумац, св. Бонавентуры, Широки Бриег, св. Анте на Бистрике.
С 1869 года в Баня Луке существует монастырь траппистов «Мария Звезда». Орден иезуитов вернулся в страну в конце 19-го века после четырёхвекового перерыва. Орден кармелитов обосновался на Бушском озере в 2006 году.
Монастырь св. Духа
Национализм
Босния и Герцеговина была оккупирована и управлялась Австро-Венгрией в 1878 году, и ряд боснийцев покинули регион. Согласно австро-венгерским данным, 56 000 человек (в основном боснийцы) эмигрировали между 1883 и 1920 годами; число боснийских эмигрантов, вероятно, больше, поскольку официальные данные не отражают эмиграцию до 1883 года и не включают тех, кто уехал без разрешений. Большинство эмигрантов, вероятно, бежали, опасаясь возмездия после межобщинного насилия во время восстания 1875–1878 годов. Многие сербы из Герцеговины уехали в США в тот период. По оценкам одного географа, в Турции проживает 350 000 боснийцев, хотя эта цифра включает потомков мусульманских южных славян, эмигрировавших из региона Санджак во время (и после) Первой балканской войны . Очередная волна боснийской эмиграции произошла после окончания Первой мировой войны , когда Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия .
Городские боснийцы особенно гордились своей космополитической культурой, особенно в столице Боснии Сараево; до Второй мировой войны здесь проживали процветающие боснийские, сербские, хорватские и еврейские общины. После 1945 года Сараево было одним из самых этнически смешанных городов бывшей Югославии.
С зарождением иллирийского движения боснийская интеллигенция собралась вокруг журнала « Босния» в 1860-х годах (который продвигал идею боснийской нации); Отец боснийского поэта Сафвет-бега Башагича был членом этой группы. Группа боснийцев оставалась активной в течение нескольких десятилетий, сохраняя преемственность идей и используя архаичное боснийское имя. С 1891 по 1910 год издали журнал « Босняк» . Однако к началу 20 века группа почти вымерла; его наиболее выдающиеся члены умерли или приняли хорватскую идентичность.
Администрация Benjamin Kallay , в Австро-Венгрии губернатора Боснии и Герцеговины , в жизнь идею боснийского народа ( Bosanci ) , который будет включать в себя католиками, православными и мусульманами. Этой идее яростно выступили хорваты, сербы и ряд мусульман.
Мусульманская национальная организация (MNO), политическая партия, основанная в 1906 году, выступала против режима и продвигала мусульман отдельно от сербов и хорватов . Хотя группа хорватских мусульманских диссидентов сформировала Мусульманскую прогрессивную партию (MNS), она не получила широкой поддержки и вскоре исчезла.
В первой конституции Боснии и Герцеговины 1910 года сербы, хорваты и мусульмане назывались «коренными народами». На выборах, состоявшихся вскоре после этого, МО, Сербская национальная организация (SNO) и Хорватское национальное сообщество (HNZ) получили почти единодушную поддержку в отдельных бюллетенях; их члены сформировали парламент, хотя у него было мало власти в австро-венгерской провинции Босния и Герцеговина.
Идентификация
Играющий боснийский гусл , картина Иваны Кобылицы , ок. 1900 г.
Согласно последней официальной переписи населения, проведенной в Боснии и Герцеговине, большая часть населения идентифицирована с боснийской , хорватской или сербской этнической принадлежностью. Некоторые люди идентифицированы с «боснийской» национальностью, однако они перечислены в категории «Другие» (наряду со всеми другими вариантами, такими как этнические мусульмане , евреи , рома и т. Д.). Согласно последней переписи населения (2013 г.), «других» было около 2,7%.
В справочнике CIA World Factbook , который используется в этой статье в качестве источника данных, не упоминается единственная «боснийская» национальность. Вместо этого в нем упоминаются «боснийцы», «герцеговины», тем самым подчеркивая региональное значение и равенство этих терминов.
Этнические меньшинства на этой территории, такие как евреи , рома , албанцы , черногорцы и другие, могут рассматривать слово «боснийцы» как прилагательное, изменяющее их этническую принадлежность (например, «боснийские рома») для обозначения места проживания. В других случаях они используют (с равными правами) термин «герцеговинцы».
Кроме того, значительная часть населения Боснии и Герцеговины считает, что термин «боснийцы» определяет народ, который составляет отдельную коллективную культурную идентичность или этническую группу. Однако, по данным последней переписи (2013 г.), это население не превышает 2,7%.
В опросе 2007 года, проведенном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), 57% опрошенных в первую очередь идентифицировали себя по этническому признаку, в то время как 43% выбрали вариант «быть гражданином Боснии и Герцеговины». Кроме того, 75% исследователей положительно ответили на вопрос «Считаете ли вы себя не , а также гражданином всей Боснии и Герцеговины?». В том же опросе 43% заявили, что они идентифицируют себя как гражданина Боснии и Герцеговины в качестве основной идентичности, 14% идентифицируют себя с определенной этнической или религиозной группой, а 41% выбрали двойную идентичность.
Согласно исследованию, проведенному Университетом Черногории , факультетом спорта и физического воспитания в Никшиче , Черногория, и Университетом Нови-Сада в Сербии , боснийцы — самые высокие в мире.
Политика
Prvomajska Street в Нови Пазаре
Первая крупная политическая организация мусульман Санджака произошла на конференции в Шенице , состоявшейся в августе 1917 года, во время австрийско-венгерской оккупации Санджака в Нови-Пазаре . Представители мусульман на конференции решили обратиться к австрийско-венгерским властям с просьбой отделить Санджак Нови-Пазар от Сербии и Черногории и объединить его с Боснией и Герцеговиной или, по крайней мере, предоставить региону автономию.
После окончания Первой мировой войны и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году Санджакский регион также стал частью вновь созданной страны. На выборах в Конституционное собрание, состоявшихся в 1920 году, мусульмане Санджака проголосовали за Радикальную народную партию . Основной причиной поддержки радикалов было обещание нескольким влиятельным мусульманам получить компенсацию за потерю земель в ходе аграрной реформы.
Для защиты своих интересов санджакские мусульмане объединились с албанцами в партию Джемиджет , которая охватывала территорию современного Косово , Северной Македонии и Санджака. Основной целью Джемиджа была защита интересов славянских мусульман и албанцев. Компания Džemijet была основана в 1919 году в Скопье и возглавлялась Нексипом Драга, а затем его братом Ферхатом Бей Драга . После ее основания в Скопье отделения партии вскоре были основаны в Косово, Санджаке и остальной части Македонии. Районные и муниципальные отделения в Санджаке были основаны на собрании Джемиета, состоявшемся в Нови Пазаре в 1922 году. Встреча была очень посещаема и настаивала на единстве мусульман, а не на разделении на различные политические партии.
Одной из самых важных политических партий является Партия демократического действия Санджака, возглавляемая Сулейманом Угляниным , которая имеет парламентское представительство и участвовала в коалиционных правительствах.
20 век
После Первой мировой войны Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия . Сербская монархия, один из победителей войны, искала хорватско-словенскую коалицию . МНО, преобразованный в качестве югославской мусульманской организации (JMO), уронил стремление к мусульманской национальной идентичности и ориентирован на защиту интересов мусульман посредством союзов с другими партиями — иногда с сербскими партиями, такие как Пашич «s Народной радикальной партии и Стоядинович » s Сербская радикальная партия .
Только сербы , хорваты и словенцы были признаны этническими группами в переписи 1921 года, и многие боснийцы оставили поле этнической принадлежности незаполненным. Это явление было предметом споров среди ученых и политиков в течение многих лет, причем некоторые говорили, что те, кто не заявлял о своей этнической принадлежности, являются потомками турок и должны быть изгнаны. Однако благодаря влиянию JMO случаи притеснения боснийцев были единичными.
Затем ряд оппозиционных партий признали мусульман отдельной нацией; согласно документу 1930-х годов, среди них была Коммунистическая партия Югославии . Многие боснийские мусульмане присоединились к партии и стали партизанами , некоторые из них стали командирами и политическими лидерами.
Во время Второй мировой войны власти марионеточного нацистского независимого государства Хорватия пытались объединиться с боснийцами (которых они считали хорватами-мусульманами) против сербов. Зал искусств в Загребе , разработанный Иван Мештрович , был превращен в мечеть.
Боснийцы в Боснии и Герцеговине в 1991 году, до боснийской войны
Декларация Государственного антифашистского совета национального освобождения Боснии и Герцеговины (ZAVNOBiH) с той же формулировкой, что и конституция 1910 года, изданная партизанским правительством 25 ноября 1943 года, считается конституционной основой современной Боснии. и Герцеговина . Декларация была нарушена сразу после окончания войны, поскольку в конституции Союзной Народной Республики Югославии (впоследствии Социалистической Федеративной Республики Югославии ) в качестве коренных народов упоминались только сербы и хорваты. По данным югославской переписи 1948 года, 90 процентов мусульман заявили, что их национальность не определена; многие из тех, кто зарегистрировался как сербы или хорваты, сделали это в основном из-за социального и экономического давления. Когда в 1953 году стал доступен вариант «Югославия, гражданство необъявлено», 900 000 человек зарегистрировались как таковые.
Сербское господство в боснийском коммунистическом руководстве ослабло, и появилась возможность для новой национальной идентичности. В югославской переписи 1961 года впервые появился вариант этнического мусульманства; к 1963 году в конституции Боснии мусульмане числились вместе с сербами и хорватами. В 1968 году «мусульманин» обозначал этническую (а не религиозную) идентичность. Хотя это решение обсуждалось коммунистическими властями, боснийская национальная идентичность продолжала развиваться до югославских войн . Было два подхода: мусульманский национализм (поддержанный Хамдией Поздерак ) и исламское религиозное возрождение, поддерживаемое Алия Изетбегович . Эффект обеих концепций боснийского мусульманина (которые иногда противоречат друг другу) можно увидеть и по сей день.
В сентябре 1993 года Конгресс боснийской интеллигенции ( боснийский : Drugi bošnjački sabor ) вновь ввел историческое этническое название боснийцы . Хотя сербы и хорваты возражали против этого имени как от уловки, чтобы изобразить их как боснийских иностранцев, архаичный термин означает «боснийцы» и когда-то использовался для всех жителей Боснии (независимо от религии). По словам боснийцев, боснийцы — это исторический термин для обозначения их нации; если бы они хотели монополизировать боснийскую историю, они могли бы использовать термин « босанчи» . Это название использовалось за пределами Боснии с 1990-х годов для славянского мусульманского населения других бывших югославских республик, таких как Сербия и Северная Македония ; в нем проводится различие между боснийцами и боснийцами, которое совпадает с различиями между сербско-сербскими и хорватско-хорватскими этническими группами и местожительством.
Религия Боснии и Герцеговины
Данный вопрос для страны долгие годы являлся довольно больной темой. Ведь религия Боснии и Герцеговины, начиная со времени вхождения ее с состав Римской империи претерпела большое количество изменений имевших иногда трагические последствия для всего общества этой страны. В частности, будучи христианским государством до X века и находящимся под юрисдикцией Римской католической церкви, Босния и Герцеговина уже в XV-XVI веках попадают под влияние Османской империи, что привело к поголовной исламизации населения Боснии и Герцеговины. В этом смысле, конечно, и культура претерпела изменения…
Что в последствие, в свою очередь, сказалось на последующей истории государства в частности на причинах Боснийского конфликта, который привел к гибели более ста тысяч мирного населения страны и эмиграции более полутора миллионов боснийцев. На сегодняшний день в Боснии и Герцеговине конфессионный состав общества, представляет собой, следующее соотношение: православные сербы 31%, католики хорваты 15%, мусульмане( а это и сербы, и хорваты) до 40% населения.
Музыка Боснии и Герцеговины
Те из нас, кто ежегодно отслеживает творческие перипетии такого музыкального фестиваля, как «Евровидение», наверное, замечали, что Босния и Герцеговина, являются постоянными участниками этого своеобразного соревнования. И хотя достижения у представителей Боснии и Герцеговины не были такими впечатляющими, как у той же Финляндии, Швеции и России, но выступления боснийских артистов всегда выделялся своей самобытностью и наличием национального колорита.
И среди таких личностей стоит отметить такого сербскохорватского музыканта и композитора, как Горана Бреговича, который стал довольно известным после его работы над фильмами знаменитого боснийского кинорежиссера Эмира Кустурицы.
Баня-Лука
Этот город сложно советовать как must see. Если есть вагон свободного времени, то сюда можно приехать ради любопытства. Если вы приземлились в местном аэропорту — сто процентов пойдёте бродить по центру, где огромное количество студентов, бульваров, кафан, сербских флагов (этот город расположен в Республике Сербской). Если же вы находитесь в режиме «первый раз и самое-самое», то город, расположенный на реке Врбас, пожалуй, можно пропустить. Кстати, «под рейсы» к аэропорту подают автобус. 5 евро — вжух — и вы в центре. Валюта здесь та же, те же цены и т. д., но отдельная есть заявочка на «мы — не Босния». Местные очень этим гордятся. Всё на кириллице, Сербия, но в боснийских декорациях. Вечер можно провести, прогуливаясь по Господской улице — местному Арбату, разглядывая Храм Христа Спасителя, любуясь Ферхадией, мусульманской святыней города. К сожалению, в 1993 году её взорвали, практически полностью уничтожив, но в 2016-м торжественно открыли снова. Для настойчивых скажу, что из Сараево сюда проще всего доехать на поезде (время в пути — 5 часов; цена — 22 марки). Очень часто поездку в Баню соединяют с путешествием в Зеницу (не надо тратить время) и Травник. А вот на нём остановимся подробнее.
Климат
Умеренный континентальный. Общая картина природно-климатических условий страны неоднородна — фактически здесь можно наблюдать большое разнообразие микроклиматических зон, связанных с особенностями местного рельефа — даже соседние участки одной долины могут заметно отличаться друг от друга по погоде из-за различной топографии. К характерным особенностям местного климата также относится быстрое изменение локальной погоды в течение дня, что связано с различным нагревом горных склонов под воздействием солнечных лучей, меняющих свой азимут и угол падения в течение дня.
Средняя температура летом в долинах от +16 до +27 С, и до +10-21 — в горных районах (в столице средняя температура июля +21 С). Зимой от 0 С до -7 С соответственно (в столице в январе около -1 C, но температура может опускаться до -16 С). Осадков выпадает от 400 (восточные склоны гор) до 1500 (западные) мм в год, преимущественно летом и в начале зимы.