Религии и конфессии в российской федерации

Российская Федерация — светское государство

Какая вера в России была основной до революции можно ответить точно — это православие. После революции вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи, были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года.

В результате государственная религия в стране была отменена. Пришедшее на смену Временному правительству большевистское руководство взяло курс на построение атеистического общества и государства, поэтому какая религия в России во времена СССР была наиболее массовой сейчас сказать сложно.

Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде. Несмотря на то, что в Россия — светское государство, православие здесь основополагающая религия. Фото: upload.wikimedia.org

В настоящее время можно говорить о том, какие религии на территории России наиболее распространены, так как официальная религия в стране отсутствует. Действующая в государстве Конституция 1993 года закрепляет светский характер Российского государства.

1993
с этого года Россия — светское государство

Основной закон страны гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

В России отсутствует государственная религия.

Таким образом, этими законами о свободе совести в России закреплен факт отсутствия в ней государственной религии. Кроме того, в Российской Федерации отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями.

Несмотря на то, что Россия является светским государством, в ней активно используется понятие «традиционные религии».

Ими обычно признаются: (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, иудаизм и буддизм. Кроме того, многие жители России считают себя неверующими.

Христианство в России

За последние десятилетия население нашей страны все активнее стало возвращаться к религиозным традициям своих предков. Люди вновь потянулись в храмы и стали стараться соблюдать религиозные традиции и предписания. Большая часть населения осталась верной традиционному вероисповеданию — христианству. В России его исповедует более половины населения страны. Однако не все из тех, кто причислил себя к данной религии, посещают храмы и службы. Чаще всего они называются христианами номинально, подразумевая под этим вековые традиции славянского народа в целом.

Но не стоит забывать, что сама религия имеет несколько течений и представители практически каждого живут на территории российского государства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • старообрядцы и другие немногочисленные по составу течения.

Если констатировать факты, не вдаваясь в подробности, то подавляющее своим большинством последователей вероисповедание в России – православие. И только потом следуют остальные течения. Но все они однозначно заслуживают уважения и внимания.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Религиозный состав населения России: опрос 2012 года

Официальной
статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все
данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных
социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии
оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований.

В 2012
году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить
картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались
численность, географическое и административное распределение, следование
религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические
характеристики респондентов.

Опрос
проводился среди россиян, проживающих в городах и сельской местности. Выборка
составила 56 900 респондентов в возрасте от 18 лет из 79 субъектов РФ.

Религиозная
принадлежность

Число
последователей

Православные
(воцерковленные)

41 %

Верующие (без определенной
религиозной принадлежности)

25 %

Атеисты

13 %

Мусульмане

4,7 %

Христиане

4,1 %

Мусульмане-сунниты

1,7 %

Православные вне
Церкви

1,5 %

Язычники

1,2 %

Буддисты

0,5 %

Староверы

0,5 %

Протестанты

0,5 %

Мусульмане-шииты

0,5 %

Католики

0,5 %

Иудаисты

0,5 %

Индуисты

0,5 %

Пятидесятники

0,5 %

Согласно
опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой,
Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в
Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и
Дагестан.

Самый
высокий процент мусульманского населения в Кабардино-Балкарской Республике,
Башкирии, Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане и Татарстане. Меньше всего
мусульман (около 0,1 %) проживает в Орловской, Смоленской, Тамбовской,
Нижегородской, Вологодской, Курской областях и Забайкальском крае.

Буддисты
проживают главным образом в Тыве, Калмыкии, Бурятии, а также в Забайкальском
крае. Меньше всего буддистов в Калининградской, Тюменской, Мурманской областях,
в Республике Башкортостан, Москве и Санкт-Петербурге.

Самые
высокие показатели атеизма у населения Приморского края, Алтайского края,
Якутии, Амурской области, Хабаровского края, Калининградской области и
Еврейской автономной области. Меньше всего атеистов в Дагестане и Северной
Осетии.

Христиане в современной России

Согласно
опросу ВЦИОМ 2010 года, две трети россиян соблюдают религиозные обряды, но не
систематически, а лишь от случая к случаю (главным образом по праздникам).

По
данным опроса, христианами являются 75 % населения России. Из числа христиан 84
% приняли крещение (в 1989 году — 89 %). Около 50 % христиан читали Священное
Писание (в 1989 году читавших было только 38%).

Среди
православных крещены 94 % респондентов, среди последователей других
христианских религий — 58 %. Меньше всего крещеных верующих на Дальнем Востоке
(66 %). Среди женщин, исповедующих христианскую религию, крещение приняли 88 %,
среди мужчин — 79 %.

Протестанты в России представлены множеством деноминаций

По данным на 2014 год численность протестантов в России оценивается в 3 млн человек. В основном это прихожане многочисленных пятидесятнических и неопятидесятнических церквей.

3 млн
столько протестантов насчитывается в России по данным на 2014 год

Другими крупными протестантскими конфессиями, насчитывающими десятки тысяч верующих каждая, являются лютеране, евангельские христиане-баптисты, евангельские христиане (прохановцы) и адвентисты седьмого дня.

В стране также действуют общины методистов, пресвитериан, реформатов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и др.

Старейшая из действующих, протестантская Сарептская кирха (Волгоград, 1772). Большинство протестанских религиозных организаций в России поддерживается из-за рубежа. Фото: upload.wikimedia.org

Необходимо отметить, что протестанты в России обычно проживают в крупных городах. Достаточно крупные общины действуют в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах, а также на Дальнем Востоке. Большая часть религиозных организаций протестантов в России спонсируется из-за рубежа.

Межрелигиозные отношения[править]

В г. создан Межрелигиозный совет России (МСР), который объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.

Россия переживает религиозное возрождение. В школьный курс обучения с 2006 года вводится предмет «Основы православной культуры». Рассматриваются идеи введения полковых священников.

11 марта Совет муфтиев России сделал заявление, в котором выступил против введения в Вооружённых силах РФ института штатных полковых священников и введения предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ страны. Совет муфтиев подверг критике подготовленный в Главной военной прокуратуре законопроект «О военных священниках» как «противоречащий Основному закону РФ». В заявлении говорится: «Попытка грубого „продавливания“ введения института священников в армии чревата тяжелейшими последствиями для судеб поликонфессиональной по своему составу российской армии, общества в целом… Нашу тревогу разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские».

Что касается введения «Основ православной культуры» в программу средних школ, то «подобная практика будет нарушением положений Конституции РФ и законов, касающихся равенства религий перед лицом государства…, проявлением государственной политики в сфере образования и первым шагом к проявлению признаков становления „православного“ государства… обучение детей в стенах государственной школы основам только одной религиозной традиции может привести к пропаганде превосходства одной религии над другой, дискриминации граждан и детей по их религиозной принадлежности, к расколу внутри нашего общества».

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Статистические данные

Чтобы узнать о вероисповедании в России в процентах, необходимо обратиться к официальным источникам. Однако с ними в стране существует некая напряженность. Дело в том, что благодаря свободе вероисповедания, государство не контролирует количество верующих. Оно не может привести точных данных о конфессиях и религиозной самоидентификации граждан. Поэтому сколько-нибудь полезную информацию возможно извлечь только из социологических опросов населения, а за их достоверность ручаться сложно. Более того, большинство данных социологов довольно противоречивы и только после тщательного сравнительного анализа можно делать какие-то выводы.

Если ориентироваться на последние данные Российской академии наук (2012-2013 годов), то в процентном соотношении религиозная картина выглядит следующим образом:

  • православными считают себя семьдесят девять процентов опрошенных;
  • мусульманами – четыре процента россиян;
  • к другим религиозным течениям причислили себя не более одного процента граждан страны;
  • не отнесли себя ни к одной религии девять процентов респондентов;
  • атеистами назвались семь процентов населения.

А вот как выглядит список вероисповедания в России на те же годы в процентах согласно данным одной из социологических организаций:

  • православие исповедуют шестьдесят четыре процента россиян;
  • иные христианские течения – один процент;
  • ислам – шесть процентов;
  • другие религии – один процент;
  • не могут самоопределиться около четырех процентов граждан.

Как видите, информации из разных источников немного отличается друг от друга. Однако подобная статистика вероисповеданий в России общей картины не искажает.

Языковые группы

Этническая многочисленность людей ведет к слиянию и консолидации нескольких народностей, близких по традициям и языковой культуре в более крупную группу. Ассимиляция заключается в том, что представители одной расы проживают в превалирующей среде другого народа и наследуют культуру и язык. При этом изменяется национальное сознание. Иногда сближение этнических групп происходит без слияния ценностей, например, в результате интеграции населения.

Языковые группы на территории РФ делятся на следующие семьи:

  1. Индоевропейская.
  2. Алтайская.
  3. Уральская.
  4. Северокавказская.

Нация, которая предоставляет название территориальному национальному формированию, носит наименование титульной. Другие народы проживают в субъектах РФ и составляют этнические диаспоры в больших центрах и мегаполисах. Образования помогают мигрирующим членам обосноваться в доминирующей среде и получить адаптацию.

Сведения о семьях

Индоевропейская семья включает славянскую группу. Сюда входят украинцы, русские, поляки, белорусы и другие народы. Русскими областями считаются площади Северо-Запада, Европейского Севера и центра РФ, но народ проживает и одновременно преобладает во многих областях, особенно на юге Сибири и Урале. Россия является самой крупной славянской страной в мире. Одновременно индоевропейская семья в РФ представлена германской, иранской, осетинской группой.

Представителями алтайской семьи являются народности тюркской группы, в которой есть чуваши, казахи, татары, тувинцы и другие. Татары относятся ко второй по распространению и численности национальности. Основная часть представителей тюркской группы проживают за Уралом и в Поволжье, остальные сообщества рассредоточиваются в южных регионах Сибири, Дальнего Востока. Алтайская семья содержит монгольскую и тунгусо-маньчжурскую группу.

Крупной группой уральской семьи является финно-угорское сообщество. В него входят удмурты, коми-пермяки, мордовцы, финны. Вторая самодийская группа содержит представителей ненцев, нганасанов. Сюда входит и юкагирская группа. Народности уральской семьи проживают за Уралом и на территории Поволжья, определенные скопления отмечаются в северных регионах Европейской части России.

Северокавказская семья включает дагестанскую и абхазско-адыгейскую группу. В первое сообщество входят даргинцы, чеченцы, лезгины, ингуши. Вторая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Одновременно на территории РФ встречаются народы из чукотско-камчатской группы — коряки, чукчи и представители семей, которые относятся к другой семейной принадлежности (арабы, китайцы, вьетнамцы).

Наречия в государстве

Русский язык является всеобщим средством межнациональных контактов, хотя все наречия народов признаются равноправными. Многонациональная РФ строится по территориальному признаку, но предполагает государственную целостность. В стране предусматривается единство государственной власти, но допускается разграничение полномочий между федерацией и местными самоуправленческими формированиями на местах.

РФ включает 85 региональных субъектов, 31 из которых представлены автономными областями, округами и республиками. Национальные образования охватывают 53% площади РФ, на их территории живет 26 млн людей. Русские люди составляют почти половину населения в региональных субъектах

Наречия народностей имеют различное происхождение, поэтому при проведении переписи обращается внимание на владение государственным языком.

По информации 99,4% людей в государстве могут общаться на русском диалекте. Самый высокий уровень знаний языка присутствует у русского населения, Затем следуют чеченцы, кабардинцы. По статистическим сведениям, хуже всего владеют государственным диалектом белорусы, буряты, украинцы. При опросе 93,7% людей в стране называют родным этническое наречие, а русский признают родным 5,8% населения (русские не входят в опросную группу).

Буддизм

Убеждения и вероисповедание можно изучать бесконечно. Для каких регионов РФ традиционен буддизм? Он распространён в Бурятии, Калмыкии и Туве. Буддийская ассоциация России подсчитала, что число людей, поклоняющихся Будде, составляет от 1,5 до 2 миллионов.

Вообще численность «этнических» буддистов на Руси (в соответствии с информацией о переписи жителей 2012 года) составила: калмыки — 174 тысячи человек, буряты — 445 тысяч, тувинцы — 243 тысячи человек. Итого около 900 тысяч душ традиционно относят себя к тибетскому буддизму школы Гелуг.

В 90-х годах ХХ века дзэн и тибетский буддизм завоевали огромную популярность у городской интеллигенции. В те времена появились даже соответствующие общины.

В Санкт-Петербурге расположена самая северная в мире буддийская церковь. Её возвели ещё до революции в Петрограде («Дацан Гунзэчойнэй»). Сегодня это здание — туристический и культовый центр буддистской культуры.

Армения

А давайте теперь изучим вероисповедание армян. Что оно собой представляет? Известно, что большая часть жителей Армении — христиане, именующие себя приверженцами Армянской апостольской церкви. В этой стране христианство появилось в I веке н. э. Именно тогда здесь проповедовали Христовы апостолы Варфоломей и Фаддей, которые считаются сторонниками Апостольской армянской церкви.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 — Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 — молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Протестантизм

Количество протестантов в России Р. Н. Лункин оценивает в три миллиона человек (2014 год). Он сообщил, что свыше половины из них являются прихожанами большого количества пятидесятнических и неопятидесятнических церквей. К иным крупным протестантским конфессиям относятся десятки тысяч верующих граждан: баптисты, лютеране, евангельские христиане и адвентисты.

По числу официально оформленных Минюстом религиозных организаций протестанты в стране находятся на втором месте, уступая лишь православным. Кстати, протестанты в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах уступают также мусульманам, а в Дальневосточном округе занимают первое место.

Религиозный состав России

Многочисленные народы страны исповедуют различные религии. Большинство верующих России (более 80%) исповедуют православие (рис. 36). Помимо славянских народов православными являются народы, говорящие на финно- угорских языках. Они проживают в Волго-Вятском и Северном районах страны (карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва и др.). Православие распространено и среди представителей многих северных народов.

Тюркоязычные народы России, а также народы, говорящие на языках северокавказской группы, исповедуют ислам (рис. 37). Исключение составляют тюркоязычные чуваши, проживающие на Урале, которые являются православными, и осетины — единственный северо- кавказский народ, исповедующий православие.

Православие и ислам — две крупнейшие религии, которым отдаёт предпочтение большая часть населения нашей страны. Другие религии в России распространены меньше. Их исповедует небольшое число народов. Буддизм (рис. 38) распространён среди бурят, калмыков и тувинцев. Иудаизм исповедуют евреи, живущие обычно в крупных городах.

Второй патриарший период

В 1917 году Русская церковь воспользовалась сложной политической ситуацией, чтобы вновь увеличить свой вес в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства были против восстановления власти патриарха, успех большевиков, которые были антирелигиозны в своих взглядах, позволил церкви «продавить» свою позицию.

Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.

Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.

К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.

Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.

Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.

В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.

Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого

Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования

После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.

Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector