Дацан «гунзэчойнэй»

История создания

Конец XIX в. был для Санкт-Петербурга временем новых религиозных и философских веяний. Прибывшим в город приверженцам буддизма из Калмыкии и Бурятии, а также необуддистам не хватало места для духовных практик. Этим и было вызвано ходатайство об основании молельни в 1898 г., которое подал учитель буддизма из Бурятии Агван Доржиев, представлявший XIII Далай-ламу. Несмотря на это желание, собранные ламами и обычными буддистами средства, приобретенный участок для строительства, дацан возвели только в 1915 г.

Строительство длилось 6 лет, использовались долговечные и дорогие материалы (в частности, гранит), были задействованы именитые люди (князья, короли, академики, врачи тибетской медицины и путешественники). Особо стоит упомянуть художника Николая Рериха и архитектора Гавриила Барановского. Здание было исполнено целиком в духе тибетской архитектуры: вход направлен на юг, к Шамбале, а стены наклонены вовнутрь. Первая служба, которую в тибетском буддийском храме в Санкт-Петербурге удалось провести в 1913 г., была памятной не только для поклонников Будды, но и для почитателей царской семьи: Романовым исполнилось 300 лет. Название храму дали длинное и тибетское: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».Помните главное: ни в коем случае не показывайте Будде спину. Навлечете много неприятностей.

По окончании строительства храм недолго использовался по назначению: время было военное, буддистов в Петербурге не осталось, растворились в чужих карманах и богатства дацана. Возобновились молебны только в 1920 г. и то на десятилетие. 1937 г. принес с собой репрессии для служивших при храме монахов. Здание принимало в своих стенах и радиостанцию, и институтскую лабораторию. Религиозность к дацану вернулась только в 1990 г., и только в 2003 г. домой возвратилась потеря – подаренная королем Сиама статуя Будды. С тех пор на территории дацана появляются ступы в память об умерших служителях культа.

Посещение. Режим работы

Буддийский храм в Санкт-Петербурге работает каждый день с 10:00 до 19:00 помимо среды, так как среда является выходным днем. Каждый день и каждый месяц (согласно лунному календарю) в дацане проводятся хуралы (другое название – молебны).

С 10:00 до 12:00 обычно состоится Балдан Лхамо (другое название – Шрам Дэви). С 15:00 до 16:00 проводится мольба, посвященная восхвалению всех Будд прошлого, настоящего и будущего времени.

За более точными и подробными объяснениями, условиями и расписаниями следует обратиться также либо к официальным представителям Дацана Гунзэчойнэя в интернете, либо позвонить по телефону и задать интересующий вопрос.

Для посещения храма нет ограничений по половому или религиозному признаку. Открыт он с 10 до 19, исключая среду.Есть определенные правила, которых стоит придерживаться:

  • Нельзя заходить в алтарный зал (дуган) в обуви (есть вариант купить на входе бахилы).
  • Недопустимы непристойная одежда (в том числе шорты) и головные уборы.
  • Запрещены прикосновения как к гостям, так и к монахам.
  • Садиться на возвышенности позволено только монахам, для остальных есть скамейки или ковер. Причем сидеть можно не во всех позах (можно в лотосе/полулотосе), не стоит вытягивать ноги к алтарю.
  • Запрещено обходить фигуры и ступы не по часовой стрелке, оказываться спиной к статуе Будды.
  • Снимать можно только во дворе дацана.
  • Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования на деятельность храма.
  • Недопустимо заходить в дуган после начала службы (это неуважение по буддийским меркам), разговаривать.
  • Можно обратиться за благословением к ламам после службы. Если он к вам прикоснется каким-то предметом, оно получено, и можно поклониться у алтаря. Затем следует налить в левую руку освященную воду из чайника, совершить 3 глотка, умыться и ополоснуть голову.

Если очень хочется посетить храм группой, нужно записаться в киоске возле дацана. Если нужна бесплатная экскурсия, по субботам в 17:00 ее лично проводит Цультим лама, объясняя детали буддизма и ритуалы. Кроме того, если вас интересуют астрология, тибетская медицина или даже тибетский язык, это здесь тоже практикуют (правда, медуслуги платные).

Прихрамовая территория Буддийского храма Дацан СПБ

На территории при храме установлены вращающиеся красные цилиндры, или молитвенные барабаны. В тибетской традиции принято крутить эти барабаны в молитве, придавая духовному содержанию физическое подкрепление.
Но и люди, неразделяющие взгляды буддизма на мир, неищущие помощи, поддержки или удачи, найдут, чем заняться в Дацане Петербурга. Ещё с 60-х годов прошлого века здание признано архитектурным наследием Петербурга, а недавно храм пополнил Белую книгу – перечень зданий, составляющих гордость Петербурга, так что храм может принести и исключительно эстетическое наслаждение.
Тёмные стены из гранитного камня, прямые рубленые линии, тяжеловесное строение на первый взгляд давит и довлеет над окружающим пространством. Подойдя ближе, можно заметить яркую отделку Дацана, характерные орнаменты вдоль крыши и яркие многоцветные флажки, связывающие деревья на храмовой территории с самим зданием.
Во дворе живут устрашающие львы и стоят ярко-красные молитвенные барабаны, которые оживят соцсети самого привередливого посетителя. Внутреннее убранство погружает зрителя в совершенно другую реальность. Пройдя за тяжёлые двери Буддийского храма в Петербурге, легко забыть, что находишься в северном городе. Чувственно-яркие краски, многоцветные полотна и фрески украшают стены высокого здания, а во время служений монах читает молитвы, погружая слушателей в некий транс.
Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй в Санкт Петербурге СПБ находится на берегу реки Большой Невки. Добраться до него удобнее всего пешком от станции метро Старая Деревня – достаточно пройти железнодорожные пути и спуститься на насколько сотен метров по Липовой аллее. Пропустить это необычное сооружение при всём желании сложно.

Обитатели монастырей и их образ жизни

В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».

В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.

Пандито Хамба Лама Даши-Доржо Итигэлов

У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.

Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.

Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.

К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:

  • литературу для ритуалов и обрядов,
  • учебники,
  • книги с популярным изложением вероучения.

Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.

Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:

  • выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
  • пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
  • денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
  • высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.

Службы и ритуалы

Ежедневно в Дацане Санкт-Петербурга читаются хуралы Сахюсан и Согчен, если на этот день не приходятся другие молебны. В зависимости от месяца и дня в храме читаются следующие хуралы:

  1. Балдан лхамо, позволяющий создать мощную защиту от зла, прочитывается для устранения препятствий и преодоления проблем.
  2. Согчен хурал — молебен о продлении жизни и преодолении различных препятствий, встречающихся на пути.
  3. Лмчиг нинбо — молебен, открывающий перед каждым двери к учению Будды, помогающий бороться с препятствиями, мешающими духовной практике. Также этот хурал помогает обрести спокойствие.
  4. Юроол — хурал для благих пожеланий, молитвенные слова о лучшем перерождении всех умерших.
  5. Банзарагша — молебен, посвященный благополучию маленьких и новорожденных детей, беременным женщинам.
  6. Намсарай — молебен, посвященный покровителю материального благополучия и благоденствия.
  7. Алтан Гэрэл — молебен, который способствует семейному взаимопониманию, благоденствию в теперешней и будущей жизни после перерождения.
  8. Сундуй — ритуал, защищающий молящихся от сглаза, порчи, проклинающих слов, болезней, наговоров, плохих снов, мистических знаков.

Помимо молебнов, в Дацане проводятся традиционные буддийские ритуалы. Некоторые из них — это полноценные хуралы, другие — отдельные самостоятельные службы. Многие ритуалы проводятся ламами по просьбе прихожан-буддистов. Также бывают частные служения, помогающие людям справиться с трудными жизненными ситуациями. Обращающиеся к ламам верующие буддисты вновь обретают способность взглянуть на проблему свежим взглядом, настраиваясь на внутренние изменения. Все традиционные ритуалы проводятся по расписанию.

Буддизм

Буддизм — это учение, проповеданное Буддой Шакьямуни (Сиддхартхой Гаутамой) в Индии. Позднее буддизм попал в Тибет. Буддизм учит всех живых существ любить и сострадать друг другу, развивать в себе благие качества и избавляться от негативных. По-тибетски слово «будда» звучит как «сангье», и означает «тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества». Буддизм учит, как избавиться от страданий сансары и обрести постоянное счастье (нирвану). Под сансарой в буддизме подразумевается не мир, населенный существами, а три яда, отравляющих сознание существ — неведение, гнев и привязанность. Избавление от этих трех ядов и есть достижение Освобождения, или Нирваны шраваков и пратьека-будд. Освобождение также называется малым путем или Тхеравадой (Хинаяной). Если же ум практика полон сострадания и любви ко всем живым существам, то он вступает на Большой Путь, или Махаяну. Он становится бодхисаттвой и развивает в себе бодхичитту (просветленный ум). Реализовав в себе полный потенциал, который заложен в каждом существе, такой человек становится Просветленным, или Буддой. Он достигает полной Нирваны. Но, полный сострадания, он не уходит в Нирвану, а перерождается в мирах сансары, чтобы вести живых существ к Просветлению.

Что это такое

В обиходе так часто называют храмы тибетской линии буддизма.

Однако в традиции гелуг в Тибете дацаном называется какой-либо университетский факультет при буддийском монастыре. Обычно это философский и медицинский факультеты, а в некоторых бывает и тантрический.Его особенностью является то, что поступить на него можно только пройдя обучение на философском.

Так как учёба занимала длительный период, обычно родители отдавали ребёнка в монастырь в раннем детстве.

Некоторые тибетские дацаны по размеру занимаемой территории и количеству членов монашеской сангхи в десятки тысяч послушников были сравнимы с небольшим городом. Таковы, например:

  • Гаман,
  • Гумбум,
  • Сэра.

Российские буддисты тоже в большинстве своём придерживаются тибетской ветви буддизма, но исторически сложилось так, что дацаны были только в Бурятии. Свою историю они ведут с 1773 года, когда каждому бурятскому роду было разрешено иметь свой храм.

Раньше культ отправляли в юртах из войлока, где располагались разрозненные молельни и сумэ – так у монголоязычных народов называется малый храм, обычно посвящённый какому-то одному божеству.

Только в начале XX века появился первый дацан в европейской части страны. Это Гунцзэчойнэй в Санкт-Петербурге.

Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг»

В 250 км к востоку от Улан-Удэ расположился буддийский дацан, в котором, по преданию, хранится единственная прижизненная скульптура Будды Шакьямуни — Сандаловый Будда.

Датой основания монастыря является 1820 год. Дацан был построен бурятами тайно, на добровольно собранные пожертвования.

В 1934 году в дацане насчитывалось около 12 храмов и 8 строений. Также при дацане было 103 отдельных двора и 216 жилых помещений. В скульптурах использовалась глина из близлежащего озера Ухэр-Нур, которая ценилась тем, что была жирно-масляная и не давала трещин. Рядом с дацаном были сооружены четыре храма-сумэ: Хурдэ, Майдари, Аюши, Дара-эхэ. На территории монастыря были классы буддийской философии в дугане Чойра и медицины в дугане Мамба, классы совершения молебнов, изготовления святой воды — аршана и благовоний — адиса. Перед закрытием в дацане числился 41 учёный лама.

В 1937 году Эгитуйский дацан был закрыт и разрушен и только в 1991 году началось восстановление монастыря.

Скульптура Будды, высотой 2 м 18 см, сделана из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны. Была доставлена в дацан в 1901 году из Китая в качестве трофея после подавления Боксёрского восстания.

В период гонений на религию Сандаловый Будда был перевезён в Улан-Удэ и хранился в фондах Музея истории Бурятии до 1991 года.

Для мировой буддийской святыни было построено специальное отдельное здание по современным технологиям, с поддержанием постоянного микроклимата.

Более подробную информацию см. на сайте egituiskiydatsan.ru

Откуда взялись буддисты в Петербурге?

Ответить на этот вопрос непросто. По некоторым историческим документам, первые буддисты в Петербург прибыли из Калмыкии и принимали участие в строительстве Петропавловской крепости. Если верить этим свидетельствам, буддийская община присутствовала в городе практически с момента его основания. Однако подтверждают этот факт лишь единичные документы. Если же верить официальной переписи населения, представители буддизма стали появляться на невских берегах лишь во второй половине XIX века. Первый и единственный на то время буддист зарегистрирован в Петербурге в 1869 году.

В конце XIX — начале ХХ веков число представителей буддизма в столице Российской Империи перевалило за сотню – стала формироваться община. Составляли ее преимущественно буряты и волжские калмыки. Также в их число входили выходцы  Китая, Японии, Монголии.

Некоторое количество буддистов насчитывалось и среди русских. Ними стали представители интеллигенции, занимавшиеся духовным поиском альтернативы ортодоксальному христианству. Их приверженность буддизму имела западные корни, поскольку основные идеи учения Дхармы были давно положительно восприняты в европейских столицах, откуда попали в высшие круги Петербурга. Распространению буддизма способствовало постановление Государственной Думы от 1909 года, узаконившее свободную смену вероисповедания. 

С ростом количества адептов мировой религии встал вопрос о строительстве храма.

История дацана

По меркам религии, которая насчитывает более 2500 лет, буддизм проник на территорию нашей страны не так давно. Первые упоминания о российских буддистах появились в XVII столетии.

При Петре I на берега Невы попали буддисты из Волжской Калмыкии и Забайкалья. Сначала их было совсем мало. В конце XIX века среди жителей города насчитывалось 75 приверженцев буддизма, а перед Первой мировой войной – 184 буддиста.

В начале прошлого века российскими буддистами руководил Агван Лобсан Доржиев. Он был официальным представителем Далай-Ламы XIII и предпринимал много усилий, чтобы сблизить Тибет и Россию. В 1900 году Доржиев прибыл в столицу страны, чтобы собрать пожертвования для монастырской школы, встретился с Николаем II и получил от императора разрешение на строительство дацана.

Вид на Буддийский храм с Приморского проспекта

Уникальный проект буддийского храма был создан талантливым архитектором и искусствоведом Гавриилом Васильевичем Барановским. Деньги на возведение монастыря пожертвовали Доржиев, Далай-Лама XIII, верующие калмыки, буряты и русские. Участок для нового дацана купили на тихой окраине, за Черной речкой.

Строительство началось в 1909 году и длилось 6 лет. Первую службу провели в еще недостроенном дацане в честь 300-летия императорской династии. В 1915 году, когда храм открыли, его священнослужителем стал Доржиев.

В те времена это был первый дацан в Европе. Создание буддийского храма в Санкт-Петербурге получило большую поддержку в странах, где издавна исповедовали буддизм. Король Сиама Рама V дружил с российским императором Николаем II. В качестве подарка тайский монарх отправил в Санкт-Петербург старинную статую Будды.

Вид на фасад Буддийского храма

К сожалению, история дацана началась с трагических событий. Питерский храм появился в неспокойные времена. С 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и тратила огромные средства на содержание и вооружение армии. Многие россияне обнищали. Буддистам в Санкт-Петербурге было тяжело видеть нарастающий в стране хаос. В 1916 году они покинули город, и храм опустел.

Во время Гражданской войны дацан разграбили мародеры. Пропали библиотека буддийской литературы и собранный Доржиевым архив. С 1919 по 1921 год в культовом здании находилась казарма для красноармейцев.

В 1924 году буддийские молебны в храме разрешили, но верующих было мало. Буддийской усадьбой владела Тибетско-монгольская миссия, которой тогда покровительствовал Наркомат иностранных дел СССР.

Вход в Буддийский храм

Спокойное время длилось недолго. В начале 1930-х годов в стране развернулась кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». Репрессии коснулись не только христиан, но и мусульман, и буддистов.

В 1937 году, когда начался Большой террор, НКВД стал разрабатывать дело о японских разведчиках и диверсантах. Под подозрение спецслужб попали немногочисленные буддийские монахи и жившие при храме русские ученые-востоковеды. Их стали считать изменниками родины, агентами японской разведки и арестовали.

Большинство из тех, кто имел отношение к дацану, в скором времени были расстреляны. Безвинно погиб ученый, литератор и основатель бурятской письменности Базар Барадиевий Барадийн. Создатель дацана и его первый лама – Агван Доржиев в возрасте 85 лет скончался в Улан-Удэ после жестокого допроса в тюремной больнице. Оставшихся буддистов выслали в Сибирь, и они оказались в ужасных условиях лагерей для политзаключенных.

Перед войной буддийское здание отдали физкультурникам, а предметы культа отправили в Музей религии и атеизма. В военные годы в бывшем храме оборудовали мощную радиостанцию, которая использовалась для глушения радиосигналов.

Ситуация поменялась в лучшую сторону в 1960 году, когда по просьбе Юрия Николаевича Рериха храм приспособили под лаборатории, принадлежавшие Зоологическому институту Академии наук. Спустя 30 лет здание вернули буддистам.

Современность

статуя Будды на первом этаже в дацане в Санкт-Петербурге

Только спустя более полувека после тех трагических событий 9 июля 1990 года постановлением Ленгорсовета Дацану был возвращен статус буддийского храма, он был передан Ленинградскому обществу буддистов. С этого дня началось его восстановление и вторая жизнь.

В 1994 г. в главном алтаре была установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле (из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом). Высота туловища Будды – 2 1/2 м., вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды» (подарена в 1914 г. русским консулом в Бангкоке Г.А. Плансоном).

Революция 1917 года, гражданская война и антирелигиозная политика, приведшая к репрессиям лам и национализации храмов, помешали формированию окончательного облика дацана, который обычно представляет собой целый архитектурный комплекс, где центральный главный храм Цогчен-дуган окружают ступы — субурганы и сумэ.

Только в 2012 году здесь появилась ступа. Эта первая на территории дацана ступа — мемориальная, была построена в память о ламах Санкт-петербургского дацана. Ее освятили 24 июля в последний день Майдари хурала — буддийской службы в честь Будды будущего времени — Майтреи. Несмотря на то, что ступа построена совсем недавно, она уже имеет богатую историю. Ее навершие когда-то венчало памятник в форме ступы на могиле гелонг-ламы Янгажинского дацана Данжи Ирдыниева. Хамбо лама Итигэлов командировал его в Санкт-Петербург для оказания помощи при строительстве дацана. В год приезда в столицу русской империи гелонг-лама скончался, был погребен на Смоленском кладбище. В 1990-х гг в Дацан передали уцелевшие реликвии — плиту и навершие ступы с могилы Данжи Ирдыниева, сама ступа к тому времени не сохранилась. Позже возникла идея реконструировать историческую мемориальную ступу и установить ее на территории храма. Общим решением лам и прихожан эта ступа посвящена памяти всех репрессированных и расстрелянных в 1930-гг лам Санкт-Петербургского дацана.

Сейчас ведется сбор средств на создание второй ступы, приуроченное к 160-летию иерарха российского буддизма, освятившего Санкт-Петербургский дацан — XII Пандито Хамбо ламы Итигэлова, и 10-летию его возвращения. Это будет переносной субурган (ступа), относящийся к виду «Ступа Чудес» и расположенный в алтарной части храма.

Дацан Гунзэчойнэй молитвенные барабаны Ом Мани Падме Хунг

Теперь Санкт-Петербургский Дацан — важный центр развития традиционного буддизма, с богатой событиями жизнью, это и буддийский храм и монастырская школа, где ламы проводят регулярно семинары по буддизму и читают лекции, а также культурный и медицинский центр, где можно получить консультацию буддийского врача, знатока тибетской медицины. (О расписании мероприятий можно узнать на официальном сайте Дацана.)

Здесь есть и кафе, где можно познакомиться с национальной бурятской кухней и отведать легендарные вкусные позы, или иначе — буузы — приготовленное на пару, напоминающее пельмени блюдо, в форме цветов лотоса.

Особенности архитектуры

На архитектурный стиль этих культовых заведений влияло то, что возводили их русские зодчие мастера, учитывавшие суровый климат и географические особенности местности. Первые постройки имели план в виде креста, где в северной глухой части без окон был алтарь. Здание было пятиглавым.

С южной стороны располагался вестибюль, который не давал холодному воздуху проникнуть в главный зал, в то время как в монгольские и тибетские храмы верующие заходили прямо с улицы.

Если в Тибете храмы были каменными, и их стены возводились без использования раствора, за счёт чего имели наклон вовнутрь, то в Бурятии большинство храмов были деревянными. Первым каменным дацаном стал Агинский.

Позже строители привнесли больше восточных элементов в здания храмов. Они стали ближе к квадрату по форме, многоярусными, с галереями и колоннами, с загнутой вверх крышей, как в китайских пагодах.

Кстати сказать, японские храмы тоже в большинстве своём деревянные, но строятся для вентиляции на сваях из-за сырости и угрозы наводнений.

Богатое внутреннее убранство бурятских храмов соответствовало тибетскому стилю.

Дацан в Санкт Петербурге СПБ в наши дни

Теперь храм вновь живёт религиозной жизнью под своим настоящим именем, Дацан Гунзэчойнэй, что в примерном переводе с тибетского значит «монастырь-это источник святого учения Сострадающего». Благодаря активной деятельности монахов храма и захватившей мир моде в Петербурге стало разрастаться буддийское сообщество, и теперь в городе можно встретить десятки групп, многие из которых не относят себя к тибетскому буддизму.
Дацан открыт для всех людей любого пола, конфессии и возраста каждый день, кроме среды, с 10 до 19. В главном зале регулярно утром и днём проходит служба, а на втором этаже желающие могут попросить благословения, совета или помощи. На втором этаже ведут приём астрологи и врачи-тибетологи, специализирующиеся на традиционной тибетской медицине. В подвальном этаже проходят лекции, семинары и мастерские по созданию мандалы и других элементов буддийского искусства. Дацан Петербурга ежемесячно выпускает собственную газету и активно ведёт профили и группы монастыря в современных соцсетях. Там можно узнать о расписании особых мероприятий, увидеть необычные фотографии храма, заглянуть в повседневную жизнь монахов и откликнуться на просьбу о волонтёрской помощи.

Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ — на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».

В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг — уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.

Далее ниже следует — Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.

Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

Семантика слова Ламхай, произносительная норма : «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.

Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

Этот трон имеет восемь украшений:

  1. изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
  2. изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
  3. изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
  4. изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния — не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
  5. изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
  6. изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
  7. изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
  8. изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).

Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

  • Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
  • Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
  • Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) — это премьер-министр.

Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

7. Дарма-Доди Жалсараев (1980- 1986 гг.)

8. Чимит-Доржи Дугаров (1986-1989 гг.)

9. Содбо Доржиев (1989-1991 гг.)

10. Дашинима Гармажапов (1991- 1995 гг.)

11. Дашинима Содномдоржиев (1995-1998 гг.)

12. Балдан Жамсуев (1998-1999 гг.)

13. Дагба Очиров (1999-2011 гг.)

14. Аюр Цырендылыков (2011- н.в.)

Как вести себя в буддийском храме

Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы 
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы  
  • Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Символизм Дацана

Когда буддийский питерский собор только возводился, он сразу же стал ассоциироваться с «аметистовым храмом». Такое этичное сравнение возникло неспроста. Причиной тому стал оттенок графитовых стен, выполненных в красных и фиолетовых тонах. Действительно, Дацан в СПБ уподобляют драгоценным камням. Буддизм превозносит значение натуральных камней, считая их бесценными вещами, исполняющими желания, воплощающими нерушимость и чистоту ума, природу Будды в каждом живущем на земле существе.

Издревле Дацан ассоциируется с прочностью и непоколебимостью. Такие строения возводятся с глубокой верой и усердием многих людей. Дацан Гунзэчойнэй в Питере смог устоять во время революций, войн, репрессий, эгоистических страстей. Этот монастырь — единственный буддистский храм на Севере и Западе Российской Федерации, прославляющий учения Будды.

Что привело буддистов в Петербург?

Буддизм проник в Россию вместе с калмыцкими племенами, принявшими подданство в XVII веке. Интерес же к этой необычной религии появился, когда Петр I повелел изучать восточные языки, а после присоединил к империи Бурятию.

В летописях упоминают, что среди строителей Петропавловской крепости были волжские калмыки, но согласно официальной переписи населения, представители буддизма появились на берегах Невы лишь во второй половине XIX века.

В 1869 года в Петербурге зарегистрирован один буддист. В 1897-ом – 75. В 1910 году – 184. Наряду с выходцами из Забайкальской области, Астраханской, Ставропольской губерний и области Войска Донского, в северной столице жили буддисты-иностранцы: китайцы, японцы, сиамцы.

На государственном уровне буддизм признали в 1741-ом при Елизавете, а приравняли к православию и другим действующим религиям в годы правления Екатерины Великой. За это бурятские ламы назвали её земным воплощением Белой Тары – просветленного существа, исполненного мудрости.

Учением Будды увлекались декабристы – братья Муравьевы и Лев Николаевич Толстой. От монаха 19-летний граф узнал закон ахимсы ‒ правило ненасилия.

Переломным моментом стал приезд в северную столицу посланника Далай-ламы XIII Агвана Лобсана Доржиева с дипломатической миссией. Тибет искал покровительства большой державы. По мнению Доржиева, Россия была лучшим выбором: ведь именно на её территории, как считали буряты и калмыки, находится легендарная Счастливая Страна – Шамбала.

Посланник мечтал создать в Петербурге центр буддистской духовности и культуры. На тот момент дацаны были только в Тыве и Забайкалье.

В 1906-ом ламе устроили аудиенцию у Николая II. Император был благосклонен, но православное духовенство инакомыслящих отвергало. Вопрос решился спустя три года после новой встречи с императором. «Белый царь» пообещал: «Буддисты в России могут чувствовать себя, как под крылом могучего орла».

Иволгинский дацан

Прекрасный памятник истории и архитектуры расположился в 30 км от Улан-Удэ в Республике Бурятия.

Этот буддийский монастырь-дацан начал возводиться в послевоенные годы при активном участии верующих и уже в декабре 1945 годы здесь была проведена первая открытая служба. Позднее было решено организовать монастырский комплекс, для этого были построены жилые дома, хозяйственные и служебные здания для лам.

В последующие годы были возведены большинство храмов дацана, второй восьмистенный Цогчен-дуган, третий (современного) соборный храм, преобразованный в Деважин Сумэ.

В 1991 году при дацане создан Буддийский университет «Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева», где в настоящее время обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском.

Осенью 2002 года Иволгинский дацан обрёл нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. В январе 2003 года принято решение о возведении Дворца-храма для хранения священной реликвии. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм.

В настоящее время в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Дацан посещают множество паломников и туристов из разных стран.

С расписанием работы хурала и новостями можно ознакомиться на сайте www.datsan.buryatia.ru

Почему ушёл Гребенщиков?

В годы перестройки особенно популярен буддизм стал среди актеров и музыкантов. Им увлекались Виктор Цой, Александр Башлачев, Сергей Курехин, Майк Науменко, Сергей Шнуров. Еще один из известных приверженцев ‒ Борис Гребенщиков. Он даже встречался с Далай-ламой. Лидер «Аквариума» входил в крупнейшую подшколу тибетского буддизма ‒ Карма Кагью. Но когда его духовный учитель Оле Нидал потребовал следовать только практикам Карма Кагью, музыкант был категоричен. «Это не буддизм, а КГБ», ‒ ответил Гребенщиков и ушёл.

Сегодня его можно встретить как в буддийских храмах, так и в православных церквях. А составлением чудотворных икон России поэт и композитор занимается так же увлеченно, как и переводит священные буддийские тексты и поёт молитву-мантру «Ом мани падме хум», которая написана на ритуальных барабанах у входа в дацан Гунзэчойнэй.

Двери петербургского храма открыты не только для верующих. В его стенах врачуют и дают советы и составляют гороскопы каждому. Помнить стоит лишь несколько правил: не входить в головном уборе, с оголенными частями тела, не шуметь и не поворачиваться спиной к статуе Будды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector