Храм илии пророка в обыденском переулке, москва

Деятельность прихода

Под сводами церкви сегодня располагаются:

  • православная библиотека, фонд которой составляет 10 тысяч книг;
  • детская и взрослая воскресные школы, занятия в которых проходят не только по воскресеньям, но и вечерами по будням;
  • молодежный театр, занимающийся постановками христианской и нравственной тематики;
  • детские студии изобразительного творчества и церковного пения;
  • социальная служба, отвечающая за работу с детьми-сиротами, людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, кроме того, миссионеры этого отдела организуют благотворительные фестивали и акции, сотрудничают с больницами.

Храм Илии Пророку был построен благодаря Илье Озакову

Илье Озакову многие обязаны, ведь именно он открыл ныне существующий храм, который никогда не закрывался. В советские годы многие церкви в России были снесены с лица земли, но храм Пророка Божия Илии уцелел. Еще с древнейшего времени и по настоящее время храм оглашает колокольным звоном восточные окрестности столичного града. Изначально храм был деревянным, построен был в честь небесного покровителя Илии Озакова.

После была построена каменная церковь, крест которой виден очень далеко. В праздники и в будние дни, в храм стекалось огромное количество народу. Приезжали не только из ближайших деревень, но и приезжали из самой Москвы. Особенно много народу собиралось в престольный праздник, в Ильин день.

Фото времен, когда храм Илии Пророка в Черкизове уже был построен каменный, крест которой виден был очень далеко. Храм был построен в честь небесного покровителя Илии Озакова

Конечно, многие века в этом месте молились и ходатайствовали перед Богом святого Пророка Божия Илию, это и принесло свои плоды. Храм пережил многие войны, революции, а также годы лихолетий и богоборчества. Но в итоге храм все же выстоял.

Есть один момент, который как покажется совсем не такой простой, в центре Москвы, в Обыденском переулке, тогда стоял еще один храм Илии Пророка, который также никогда не закрывался. Можно посчитать это простой случайностью или совпадением, но у многих верующих людей на этот счет совсем другие мысли и точки зрения.

Святитель Алексий, митрополит Московский купил у Илья Озакова это село на свои келейные деньги. После чего куплю закрепил жалованной грамотой у князя Василия Темного. Совсем не случайно в переписной книге 17 века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной».

Начиная с того времени, очень часто храм сменял другой, но в 1690 году наконец была построена каменная с приделом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

Митрополит Алексий сделал Ильинский храм летней резиденцией московских патриархов, сто не удивительно, ведь храм располагался в живописнейшем месте, на берегу Сосенки

После был устроен еще один придел во имя Честнаго Креста Господня. Была сооружена новая колокольня, об этом указано в книге П.В. Синицина.

По этим же сведениям, село Черкизово впервые встречается в духовной грамоте Святителя Алексия, которое было найдено митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году.

В далекие годы, с было довольно далеко от шумной суеты Москвы. Здесь все было расположено для уединения и отдыха на природе в окружении дубрав и живописной речки Сосенки.

Митрополит Алексий построил дачу, куда обычно он приезжал в теплое время года. Это место летнего пребывания было не только для него, но и для его последующих приемников.

В своей книге Синицын пишет, что царь Иоанн Васильевич с царевичами ездил в Черкизово на охоту и для отдыха. Также следует отметить, что митрополит Алексий завещал село Чудову монастырю.

История

Черкизово на Сходне ( Новоподрезково )- крайний населенный пункт Северного административного округа Москвы ( Молжаниновский район); в составе Москвы- с декабря 1985 года. Храм в честь Рождества Христова находится на дороге из Москвы в Санкт- Петербург, и в конце XIX века он так и назывался Христорождественским в селе Черкизово на Санкт- Петербургском тракте.

Расположенное на месте древнего волока от Всходни к Клязьме , на оживленном тракте между Москвой и Тверью, Черкизово в XIV веке было дано великим князем князем Дмитрием Ивановичем Донским в вотчину знатному выходцу из Золотой Орды царевичу Серкизу(получившему во святом Крещении христианское имя Иоанн) и , таким образом , в своем названии сохранило тюркское имя первого вотчинника.

Описание храма в 1682 году: он представлял собой клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей- папертью с двумя входными лестницами. Сруб храма и паперть были покрыты тесом. Отдельно от храма стояла колокольня: восьмиугольный сруб с шатровым завершением, крытый тесом. На колокольне помещался скромный звон в четыре колокола общим весом 10 пудов. Построенный на дворцовые средства храм был богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах, располагал необходимым количеством богослужебных книг и другим церковно-ризничным имуществом. Местный ряд иконостаса включал храмовую икону “Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в киоте оклад серебряной басемной золочен , 13 венцов серебряных резных золоченых, образ Нерукотворенного Образа Спасова , образ Пресвятыя Богородицы Казанския, образ Чудотворца Николая с житием , образ Огненное восхождение пророка Илии”. Кроме местного ряда , в описании упоминаются иконы деисусного и праздничного чинов. В трапезной храма находились чтимые иконы Рождества Христова и жен- мироносиц.

Многочисленные документы датируют строительство каменной церкви в Черкизове 1789 годом и называют имя храмоздателя графа К.Г. Разумовского.

Изначально церковь была однопрестольной с иконостасом “каменным с лепными гипсовыми украшениями , двухъярусным, царские двери, состоящие из двух створов, гладкие, верхушки имеют вид полукружий”. Известны габариты главного иконостаса : длина 4 сажени, высота 15 аршин.

31 мая 1855 года о. Васили Надеждин и церковный староста крестьянин Андрей Романов обратились к митрополиту Филарету с прошением разрешить расширить Христорождественский храм двумя теплыми пределами. В 1857 году митрополит рассмотрел и утвердил рисунок иконостаса придела в честь Казанской иконы Божьей Матери с правой стороны трапезы. О дате устройства и освящения придела Святителя Николая с левой стороны трапезы сведений не найдено.

О жизни черкизовского прихода в 1930-х годах никаких архивных свидетельств не сохранилось. Последний священник церкви Рождества Христова Голубев, судя по материалам следственных дел НКВД, в 1938 году был арестован и расстрелян. Следствие вел оперуполномоченный уголовного розыска, сержант милиции А.Т. Климов. Ныне выяснилось , что этот палач сфабриковал 11 дел, по которым были расстреляны 8 человек , в том числе 2 священника и одна монахиня.

Во время Великой Отечественной Войны Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под мельницу, позже- под склад, клуб и мебельный магазин.

В 1991 году при церкви Рождества Христова была вновь образована и зарегистрирована православная община . С августа 1992 года начались работы по расчистке церковного помещения и демонтажу чердачных перекрытий. Первая литургия была совершена настоятелем о. Иоанном Кочкиным в Великий Четверток 1993 года.

Храм входит в состав Знаменского благочиния Москвы.

Схема Черкизовского кладбища

Телефон

8

В храме подаются требы и проводятся службы для тяжелобольных и людей при смерти:

  • соборование
  • исповедь
  • причастие на дому, в больнице

Ritual.ru поможет заказать требы и службы при организации похорон:

  • Отпевание в храме и на дому, заочное отпевание
  • Панихиду
  • Сорокоуст
  • Записки об упокоении

Погребальный православный комплект:

Погребальное покрывало (саван), венчик на голову, нательный крест, крест в руку, листок с разрешительной молитвой, крест надгробный восьмиконечный.

Средние размер пожертвования за отпевание в храме

По устоявшейся традиции на отпевание делают посильное добровольное пожертвование – обычно в сумме 2-5 тыс. рублей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

XVII-XX века

Церковь Ильи Пророка почти полностью сохранила свой первоначальный облик, но все-таки и она подвергалась перестройкам. В XVIII веке позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей. Черепица была заменена на чешуйчатое покрытие. Такое покрытие, имитирующее деревянную черепицу на куполах, было характерным «фирменным знаком» ярославской архитектуры в это время.

Этот храм стал центром нового Ярославля, перестраивавшегося по генеральному плану 1778 года. Вокруг него развернулась главная городская площадь с административными строениями: здесь были поставлены губернские присутственные места и казенная палата (сейчас в этих зданиях по-прежнему располагается городская администрация). Неподалеку были торговые ряды Мытного рынка.

В конце XIX века реставрируется весь ансамбль Ильинской площади. Средства на это выделил Иван Вахрамеев, городской голова, общественный деятель и меценат из купеческой семьи. Он пожертвовал 60 000 рублей на благоустройство городского центра. При нем здесь появилось электрическое освещение, по площади прошла первая трамвайная линия. Церковь была отреставрирована и обнесена новой изящной оградкой, взамен обветшавшей старой. Она была создана по проекту художника и архитектора А. Павлинова, а автором реставрации самого церковного здания был Н. Султанов. Были заменены обветшавшие окна, двери и крыша, укреплен провалившийся с севера фундамент, заново позолочены главки и кресты, расчищены от копоти и новых слоев краски старые фрески.

После революции церковь была закрыта. В 1920 году она поступила в ведение Ярославского музея. В 1930-е годы храм пришлось отстаивать — атеистическая общественность требовала убрать церковь с главной городской площади, а на ее месте поставить памятник борцам революции, погибшим во время ярославского мятежа. Вмешался самый известный реставратор советского времени — П. Д. Барановский, а директор Ярославского музея Н. Кузнецов просто дневал и ночевал в храме, пока над ним нависала опасность сноса. Храм все-таки был сохранен. На некоторое время он стал антирелигиозным музеем под руководством одного из основателей ярославского Союза воинствующих безбожников В. Ковалева. Надо отдать ему должное — он постарался сохранить древние фрески и просто включить их в антирелигиозную экспозицию, а не уничтожить, как предполагалась раннее. Часть икон осталась в храме, часть хранятся теперь в собрании древнерусской живописи Ярославского музея-заповедника и выставлены в экспозиции келейного корпуса Спасо-Преображенского монастыря.

Под купол был подвешен знаменитый маятник Фуко. Тогда здесь появились новые экспонаты, которые находятся здесь и сейчас: два резных моленных места, больших помоста под балдахинами. Они поступили сюда из церкви Николы Мокрого, и по преданию были выполнены в 1650 году для патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Третий пример деревянной резьбы XVII века был здесь изначально — это узорчатая алтарная сень, которую удалось сохранить в XIX веке реставраторам под руководствами И. Вахромеева.

После войны храм был уже закрыт для посетителей, использовался для хранения музейных фондов и поэтапно реставрировался. С 1989 года здесь периодически проходят церковные службы по согласованию с музеем.

Первые упоминания о селе Черкизове начинаются только с 14 века

Впервые о селе Черкизово упоминается в 14 веке. Названо оно было по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына татарского царевича Серкиза, в крещении Ивана. Андрей Серкизов погиб на Куликовом поле как герой в 1380 году.

Теперь очевидно то, что село принадлежало Серкизовым совсем недолго, потому что в одной из книг П.В. Синицына, которую он составил и издал в 1895 году «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем подмосковного села Черкизово в 14 столетии был Илья Озаков.

Читать книгу «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» на rulit.me

Этот человек тоже был выходцем из Золотой Орды, который добровольно принял христианство.

Книга «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее». изданная в 1895 г. Синицыным П.В.

Имя этого человека также встречается с именем митрополита Киевского Михаилом. В 1377 году в числе сопровождавших людей на постановление митрополита Михаила в Константинополь, был Сергей Озаков, родной брат владельца села Черкизова — Ильи Озакова.

Также известен еще один факт, что в 14 столетии Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, митрополиту Московскому.

Святитель Алексей — митрополит Московский. Именно ему Илья Озаков продал подмосковные села и деревни

Среди всего этого также есть упоминание о селе Черкизовском, которое было отдано по духовному завещанию митрополита в монастырь Святого Архангела Чюда в 1378 году. А также село Алымово, которое принадлежит с 16 века Чудову монастырю.

Можно предположить, что татарская деревня Алымово в те годы тоже относилась к Черкизову. Поэтому село Черкизово, стоящее на речке Сосенке, становится одним из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с одним общим двором и хозяйством.

История создания

В 14 веке появился Ильинский храм в Черкизове. Данное селение получило свое название благодаря его владельцу – Царевичу Серкизи. Со временем он продал свое владение такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Он был крещенным татарином и все его знали как довольно набожного человека. Благодаря ему и появился храм, который он назвал в честь своего небесного покровителя.

Эта церковь была возведена в очень живописном уголке на берегу речки Сосенка. Вместе со своим братом Илья были слугами митрополита Алексия. Именно к нему и перешло владения Ильи Озакова. Местоположение храма было очень по душе митрополиту и он сделал его летней резиденцией московских патриархов. Наибольшего роста и развития обитель приобрела при святителе Иннокентии.

В 1689-1690 году на месте старой сгоревшей деревянной церкви возвели каменный храм. Освятили его 18 июня 1690 года. За 20 век храм был реставрирован дважды:

1821-1825 годы – на некоторое время он стал пятиглавым.некоторые письма говорили о том, что необходима реконструкция храма. Проект был обнародован 1888 году, а уже в 90-х годах было проведено освящение.

Кладбище данного храма является неким некрополем, которое смогло устоять перед разорением в советское время. Кроме того, тут похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша.

Полезные статьи:

ОТНОШЕНИЕ К ЦЕРКВИ
«Я не пойду в церковь, я ее не выношу, потому что у попа богатый мерседес, а у Патриарха дорогие часы» — несется из всех щелей. Надо ли говорить о том, что те, кто это заявляет, никогда в нее и не ходили. Просто все время актуализировались оправдания. Уже были злые старухи. Уже бы… Читайте далее

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко
Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна ег… Читайте далее

СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёр… Читайте далее

История о лайнере, потерпевшем крушение
Учительница рассказывала классу историю о лайнере, потерпевшем крушение:
“… На корабле оказалась супружеская пара, которая сумела добраться до спасательной шлюпки, но, к несчастью, там было только одно место. Вдруг муж оттолкнул жену, и сам забрался в лодку. А жена перед с… Читайте далее

Обязательно к прочтению:  Храм Спаса Всемилостивого в Митино, расписание богослужений

Советский период им удалось пережить хитростью. Священнослужители собрали 1 млн. средств и отправили Сталину. Таким образом обитель была взята под контроль. Также сюда привозили иконы, которые собирались уничтожить.

К основным святыням относят:

икона «Успение»,икона «Живоносный источник»,образ «Исцеление свт. Алексием Тандулы»,икона Богоматери Иерусалимской,икона семи отроков Ефесских с частями мощей,Афонский список Иверской иконы Богородицы.

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в — годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Ильинский храм в 1915 году

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector