Храм успения пресвятой богородицы в вешняках, москва

Содержание:

Воскресная школа

На территории храма работает воскресная школа для детей любых возрастов. В зависимости от возраста, учащиеся поделены на классы, где изучают свои предметы. Для учащихся младшей школы это уроки закона Божьего, церковного чтения, уроки молитв. Дети проходят важнейшие библейские события, изучая их в игровой форме и с выполнением различных творческих работ, рисунков или поделок.

Рождество в воскресной школе

Для детей средней и старшей группы существуют уроки библейской истории, церковно-славянского языка, уроки пения. Учащиеся воскресной школы регулярно ставят различные спектакли на церковные праздники, для детей проходят чаепития и общение в кругу друзей.

Престольные праздники

В храме находится главный нижний престол в честь праздника Успения (празднование 28 августа), престол верхнего храма и несколько престолов боковых приделов. Придел нижнего храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского (день памяти 8 октября, 18 июля день обретения мощей), величайшего основателя монастырей, основоположника старчества на Руси и величайшего подвижника Русской земли.

Вербное Воскресение

Главный престол в верхнем храме освящен в честь Воскресения словущего: праздника в честь освящения Храма Гроба Господня в Иерусалиме на месте погребения и воскресения Иисуса Христа, его празднование отмечается 26 сентября. Южный придел освящен в честь почитаемого Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая).

Северный придел освящен в честь библейского пророка Илии (2 августа). Дополнительный «приставной придел» освящен в честь мученицы Татианы Римской, ее память празднуется 25 января.

Храм в советские годы

13 сентября 1940 года решением исполкома Московского областного совета храм был закрыт и до войны никак не использовался. С приближением немцев к Москве здесь разместились мастерские по ремонту танковых двигателей, затем военный склад, столовая.

Известно, что во время войны, когда церковь закрывалась и разбирался иконостас, местные жители ближайших деревень Выхино и Вязовки взяли то, что смогли унести, — наиболее чтимые иконы. Хранили их по домам до момента, когда храм был возвращён верующим.

Несмотря на старания прихожан спасти как можно больше реликвий, многие иконы древней церкви пришлось хранить на колокольне, где они погибли от перепада температур и влажности.

Вешняковская церковь была возвращена верующим в 1947 году, и 25 января в день памяти мученицы Татианы, здесь была отслужена первая литургия

Храм в советские годы

13 сентября 1940 года решением исполкома Московского областного совета храм был закрыт и до войны никак не использовался. С приближением немцев к Москве здесь разместились мастерские по ремонту танковых двигателей, затем военный склад, столовая.

Известно, что во время войны, когда церковь закрывалась и разбирался иконостас, местные жители ближайших деревень Выхино и Вязовки взяли то, что смогли унести, — наиболее чтимые иконы. Хранили их по домам до момента, когда храм был возвращён верующим.

Несмотря на старания прихожан спасти как можно больше реликвий, многие иконы древней церкви пришлось хранить на колокольне, где они погибли от перепада температур и влажности.

Вешняковская церковь была возвращена верующим в 1947 году, и 25 января в день памяти мученицы Татианы, здесь была отслужена первая литургия

Архитектура

Братцевская церковь представляет собой бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников. С запада к храму примыкала трапезная и колокольня, поставленная на одной оси, с востока — сильно выдвинутая трёхчастная апсида. Отсутствие высокой и стройной колокольни, когда-то дополнявшей и уравновешивавшей здание, является существенным недостатком современного вида храма.

Главный карниз был украшен цветными изразцами; такими же точно изразцами, только с более мелким рисунком, были украшены и все пять глав храма. Наличие изразцов — одна из примечательных особенностей храма. Изразцовый пояс обходит храм со всех сторон под кокошниками основного четырёхгранника. Он состоит из набора отдельных прямоугольных плиток, покрытых поливным многоцветным орнаментом в виде розеток. На зелёном фоне выделяются низкого рельефа геометрические изображения, имитирующие соцветия, покрашенные в жёлтые, синие, белые цвета. Основному поясу вторит нижний поливной валик и гусёк карниза. Уникальны рельефы херувимов в тимпанах кокошников. Их синие крылья и скульптурного вида головы резко выделяются на фоне побелки, придавая дополнительную выразительность полихромному наряду верхней части храма. Последний ряд изразцовых украшений венчал верхние части барабанов под главами церкви. До наших дней он не сохранился. Именно изразцы наделили храм нотами праздничности.

Храм на данный момент имеет два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святителя Иоанна Златоуста.

История[править | править код]

История районаправить | править код

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в —1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.

Успенская церковьправить | править код

Храм возвышался на высоком , окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.

В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Памятный крест на церковном кладбище, посвящённый воинам, погибшим за Веру, Царя, народ и Отечество наше

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

Советский периодправить | править код

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.

Храм, построенный в Барашевской слободе

Существуют достоверные сведения о храме, являвшемся предшественником ныне существующей Введенской церкви. Ряд исторических документов позволяет заключить, что построен и освящен он был в 1647 году. Кроме того, известно, что в середине 60-х годов при храме действовала начальная школа, открытая на собственные средства священником И. Фокиным. Расположен он был в Барашевской слободе именно на том месте, где ныне помещается церковь, о которой идет речь в нашей статье, и, следовательно, являлся ее предшественником.

Попутно отметим, что свое название слобода получила от старинного слова «бараши», которым обозначались царские слуги, ведавшие изготовлением, хранением и установкой его шатров. Они же исполняли обязанности армейских квартирмейстеров и, по своей многочисленности, селились отдельной слободой. Кроме Свято-Введенского храма, поблизости был возведен еще один – Воскресенский, о котором также упоминается в документах той эпохи.

Восстановительные работы

 Восстановительные художественно-реставрационные работы проводили специалисты центральных реставрационных мастерских им. И. Грабаря под руководством замечательного художника Павла Дмитриевича Корина. Ими были написаны иконы и изготовлены утраченные детали храмовых иконостасов. В верхнем храме отреставрировали местные образы Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери кисти знаменитого царского изографа XVII века Тихона Филатьева, большая Иерусалимская икона Божией Матери и многие другие.

  Так же был уложен мозаичный пол. Он выполнен в художественном стиле орнамента XVII века. В 1970–х годах в храме трудился известный художник Анатолий Тимофеевич Силин. Он полностью восстановил центральный алтарь верхнего храма. Он же написал иконы для временного иконостаса придела прп. Сергия Радонежского.

   Следующий ремонт начался в 2003 году. Тогда был укреплён фундамент, крышу покрыли медью, поновили храмовую живопись, отлили новый набор храмовых колоколов. В 2014 году был изготовлен венец из драгоценных металлов, камней и жемчуга к чтимой Иверской иконе Божией Матери. Летом того же года очистили росписи центрального верхнего храма, установили подсветку и звуковое оснащение верхнего и нижнего храма.

   Вешняковцы очень любят свой храм и волнуются за его будущее. Близость строительства Северо-Восточной хорды может привести к обрушению этого памятника архитектуры, сумевшего устоять в суровые годы борьбы с религией. Будем надеяться, что разум восторжествует и церковь Успения Пресвятой Богородицы будет по прежнему принимать своих прихожан.

Выдано разрешение на проведение работ по реставрации церкви Покрова Пресвятой Богородицы на северо-западе столицы, сообщили в Мосгорнаследии.

Храм входит в ансамбль усадьбы Братцево, построенной в XVII–XIX веках. Сам он возведен в 1672 году – дата постройки указана на каменной плите на западном фасаде здания.

«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – образец подмосковного сельского храма второй половины XVII века. Ее история неразрывно связана с историей усадьбы Братцево, которая принадлежала боярину Дмитрию Годунову и дворянам Зубовым. Реставраторы приступили к фасадным работам, они займут порядка трех месяцев», – рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, передает портал mos.ru.

Храм находится на ул. Саломеи Нерис, д. 4, корп. 2 в районе Северное Тушино. Специалисты отреставрируют кирпичную кладку фасадов и архитектурный лепной декор. Они обновят белокаменные поверхности цоколя и крыльца, металлические решетки и козырьки, воссоздадут оконные и дверные заполнения, отремонтируют водосточные системы. Завершить работы планируется в октябре 2019 года.

Реставрация проводится в рамках программы предоставления субсидий религиозным организациям для сохранения объектов культурного наследия религиозного значения.

С 2012 по 2018 год удалось осуществить ремонт и реставрацию 52 памятников культового зодчества. Особенность этой программы в том, что разработку проекта и часть работ оплачивает сама церковь, а основные реставрационные работы ведутся за счет выделенных государством средств.

Архитектурная особенность церкви Покрова Пресвятой Богородицы – фасады, богато украшенные мелкими деталями из тесаного кирпича. Кроме того, специалисты отмечают изразцовый пояс из прямоугольных плиток с многоцветным орнаментом. До наших дней не сохранился последний ряд изразцов. Историки предполагают, что на нем было изображено павлинье око. Такие же рисунки украшают соборы Новоиерусалимского и Иосифо-Волоцкого монастырей.

К 1913 году из строя вышла система отопления церкви, местами обвалилась штукатурка, крышу стала разрушать ржавчина, а живопись, украшающая здание, повредилась. Тогда была запланирована реставрация, но провести работы, вероятнее всего, помешала Первая мировая война. В 1920 году иконы из храма передали в Государственный исторический музей.

Церковь закрыли в 1934-м. Вскоре была снесена колокольня и разобраны барабаны глав. В середине XX века в здании храма разместились фабрика по изготовлению красителей, склад и станция техобслуживания.

Современная жизнь храма

Первое богослужение (Всенощное бдение) состоялось 13 октября 1992 года; было совершено малое освящение храма. Первая Божественная литургия была совершена 17 апреля 1993 года в Великую субботу. С 1992 по 1993 год настоятелем храма являлся священник Алексий Машков, с 1993 по 1994 год — священник Анатолий Гуданов, с 1994 по 2012 год — протоиерей Михаил Малеев, с 2012 года и по сей день — иерей Димитрий Ефанов.

В настоящее время при храме существуют детская и взрослая воскресная школа, проводятся катехизаторские курсы, огласительные беседы, работает приходская библиотека и образовательный лекторий. Кроме того, действует молодежное движение «Образ», есть фотошкола, кружок английского языка для детей, проводятся мастер-классы. При храме работают православные психологи и логопед, есть возможность получить юридическую помощь. При храме открыта церковная лавка.

В рамках социальной деятельности ведётся сбор и раздача гуманитарной помощи по социальным учреждениям, а также среди малоимущих многодетных семей, нуждающимся сельским храмам Подмосковья. В центрах социального обслуживания округа проходят концерты и мастер-классы, в организации и проведении которых участвуют прихожане храма.

История строительства

История храмового строительства связана с нахождением здесь старинного поместья, связанного с боярским родом Шереметевых. Им принадлежало поместье Вешняково и ими же, а конкретно Ф. И. Шереметевым, была заложена Успенская церковь в 1644 г.

Он был известным политическим деятелем своего времени, и, благодаря его трудам, был заключен Поляновский договор, завершивший русско-польскую войну в 1634 г. и убравший польскую угрозу. Тогда же он решил отойти от государственных дел и построить церковь, согласно данному им когда-то обету. Вскоре после завершения строительства Шереметев ушел в отставку и ушел в монашество.

Строительство было завершено к 1647 г., но в 1655 храм было решено увеличить и достроить к нему дополнительные приделы. За благословением на достройку обратились к московскому патриарху Никону. Он выразил свое согласие и добавил заметку о куполах, запретив впредь делать их островерхими.

В то время популярными были шатровые храмы, в которых вместо луковичных глав были пирамидальные и высокие. Главный купол церкви уже был сделан шатровым и его не переделывали. Никон был противником такого навершия храмов и всячески настаивал на новом виде церквей с одной или несколькими обязательно круглыми главами.

Колокольня, была пристроена в 1695 году

Позднее, примерно в 1695-м, к храму пристроили колокольню, а в 1734 г. был завершен шатровой купол. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках пережил множество перестроек, реставраций и изменений внешнего и внутреннего вида. Точно нельзя сказать, было ли это связано с некачественным строительством или с пожеланиями владевших землей, но храм несколько раз перекрашивали.

При реконструкции стен были обнаружены слои предыдущих покрасок, которых насчитывалось более 12-ти. Храм в разное время был выкрашен в различные цвета, основываясь на приделы: в желтые и изумрудные святительские оттенки, в бордовые и красные – мученические. В советское время храм серьезно пострадал: уже 22 мая 1922 г. из храма начался вывоз различных драгоценностей и предметов старины.

Были вывезены и бесследно исчезли:

  • золотые и серебряные украшения;
  • ризы на иконах;
  • старинное Евангелие;
  • запрестольный и напрестольный крест;
  • дарохранительница;
  • подсвечники;
  • священные сосуды и чаши для причастия;
  • множество облачений;
  • плащаницы ручной работы;
  • ткани.

Несмотря на это, церковь продолжала функционировать, здесь совершались богослужения, и собиралась община вплоть до 1940 г., когда церковь была закрыта и переоборудована.

В 1947 г. храм был передан обратно и здесь снова продолжились богослужения. Хоть множество ценностей были изъяты, некоторое удалось сохранить в домах прихожан и спрятать в колокольне. В частности, таким способом были спасены старинные иконы, хоть хранение в сыром месте и при перепадах температуры повредило и доски, и краску. Позднее иконы были отреставрированы.

Видео — история храма и немного общей информации:

После возврата здания церкви приходу здесь была проведены масштабные ремонтные работы. Храму вернули его первоначальный вид, а так же развели отопление. Теперь и верхний храм подходил для зимних богослужений. В 1951 г. работы были закончены полностью, последней была отремонтирована колокольня и восстановлен шпиль.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

Храмовому комплексу нередко отводится роль действующей культурной площадки. Здесь проводятся разнообразные мероприятия, которые посещают не только местные жители, но и москвичи из других районов города. Так, на Пасхальные, Рождественские концерты воскресной школы приходят не только прихожане храма, но и жители близлежащих домов. Совместно с жителями отмечается Масленица, Рождество.

В праздничных гуляниях участвуют дети разных возрастов, члены Молодежного церковного объединения, прихожане, жители района. Непосредственно к храмовой территории примыкает пространство городского парка «Радуга», где помимо аллей и скамеек оборудована большая спортплощадка и детская игровая зона.

Через дорогу располагаются Перинатальный центр, две общеобразовательные школы и здание Детской футбольной академии. Если пройти пешком от церкви по Жемчуговой аллее, то можно попасть в музей-усадьбу «Кусково».

Достопримечательности рядом:

  • Парк «Радуга». На его территории находится каскад прудов, Большой и Малый графские пруды, Мост влюбленных.
  • Памятный камень, заложенный в честь 60-летия Победы Великой Отечественной войны.
  • Памятный камень «Ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы».
  • Детские площадки.
  • Футбольное поле.

Дальнейшие видоизменения

Но какие еще видоизменения претерпел Храм Успения Богородицы в Вешняках? В 1759 году решено было убрать шатер, располагавшийся над колоколом, и установить тонкий длинный шпиль. После этого верхнюю часть храма больше не трогали. Однако в последующем неоднократно проводились различные ремонтные работы, затронувшие нижнюю область церкви. Также храм расширили.

В 1838 году церковь заново освятили, в 1867 сделали более просторной. Она выстояла во время Отечественной войны, а на заре ХХ века ее отреставрировали. У этого архитектурного памятника действительно богатая история. Чтобы по-настоящему окунуться в нее, нужно лично приехать в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Вешняках лучше посещать по воскресеньям.

История храма без этих имён осталась бы не полной

   История храма была бы не полной без рассказа о священниках, которые служили здесь и были причислены к лику священномучеников. Вот их имена: Пётр Зверев, архиепископ Воронежский, Сергий Цветков, Иоанн Плеханов и Иоанн Янушев.

   У настоятеля храма Воскресения Христова в Вешняках Константина Зверева и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и Варвара. Свои первые шаги служения Богу Василий начал делать именно в вешняковской церкви, помогая отцу за богослужениями. Рано утром звонарь, завидев идущего с сыном священника, ударял три раза в колокол. А маленький Василий считал, что два раза звонят отцу, а третий ему. В 1900 году он принял монашество с именем Пётр и был рукоположен в сан иеромонаха.

   Рассказывают, что после его ареста в Сормове в мае 1921 года, рабочие объявили трёхдневную голодовку. Тогда им пообещали его отпустить, а на самом деле отправили в Москву на Лубянку. Освободили его лишь в начале 1922 года. Весной начался голод в Поволожье, владыко Пётр объявляет сбор пожертвований в помощь голодающим… А летом произошёл обновленческий раскол, против которого он активно выступает. В итоге его вновь арестовывают и приговаривают к двухлетней ссылке в Туркестан. Местом пребывания определяют город Перовск.

   К моменту окончания ссылки освобождается место священнослужителя в Воронеже и верующие зовут его к себе, желая чтобы владыка Пётр взошел на Воронежскую кафедру. Прихожане призывают его не участвовать в политических играх. Но надо сказать, в это время многие храмы в Воронеже были захвачены обновленцами, так что ему довольно сложно было оставаться в стороне от событий. А порой и невозможно… В результате арихиепископа стали вызывать на допросы в ОГПУ.

Духовенство, наставники

Настоятелем храма служит священник Виктор Мальшаков. Иерей родился в 1974 г. Окончил Государственную Консерваторию им. А. Неждановой по специальности «Хоровое дирижирование» и Одесскую Духовную семинарию. Параллельно с обучением трудился регентом и чтецом в храмах родного города.

В 2001 г. поступил на очное отделение Московской Духовной Академии. В июле 2005-го после её окончания был рукоположен в сан диакона, а уже через месяц в сан иерея. До того как стать клириком в Вешняках, отец Виктор служил в таких приходах, как Ильинский храм в Черкизове и храм Святого великомученика Димитрия Солунского в посёлке Восточный. За отличные заслуги награждён набедренником и наперсным золотым крестом.

Какие ценности уцелели?

Прихожане снова принесли в Храм Успения в Вешняках сохраненные иконы. Через некоторое время и Царские Врата вновь стояли там, где и положено. К несчастью, некоторые образы, которые не были унесены прихожанами, на протяжении длительного времени лежали на колокольне и были испорчены сыростью. Но остальные иконы немного отреставрировали и повесили на их законное место. Уцелели и церковные фрески, созданные в 18-19 веках.

В 1951 году была немного переделана колокольня – над ней стала красоваться чаша, из которой «вырастает» красивый шпиль. Таким архитектурным великолепием и прославился приход Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Вешняках хотели увидеть многие верующие и просто интересующиеся люди.

Великолепные иконы

В храме огромное количество святынь и знаменитых образов, в том числе созданных в XVII веке. Здесь можно увидеть осветлившуюся (самостоятельно обновившуюся) прямо во время службы икону Богородицы под названием «Взыскание Погибших». Также имеется Тихвинский образ Божьей Матери, в свое время спасенный от захватчиков. Особого внимания заслуживает икона Спаса Нерукотворного, которая, по мнению прихожан, способна даровать выздоровление.

Образ Иверской Божьей Матери тоже заслуживает всяческого почтения. Совсем недавно церкви была подарена красивейшая икона Иисуса под названием «Несение Креста». Вот какими ценностями обладает приход Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Вешняках – место, где можно увидеть настоящие шедевры.

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда

с сайта накарте.ру:

Расписание

: ежедн. Утреня и Литургия в 8 ч., по воскр. и праздн. Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч. 164.

Телефон

: 374-50-58 М

Адрес

: ул. Юности, 17

Проезд

: М.» Рязанский проспект «, авт. 133, 208, м.»Выхино», авт.127, 620.

Ближайшее метро

  • Метро «Рязанский проспект»
  • Метро «Выхино»

Духовенство:

Настоятель — прот. Матфей Грицак, прот. Вячеслав Марченков, иерей Игорь Чехарин.

Внимание!

Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Храм Алексия Мечёва в Вешняках сегодня

Храм в честь святого праведного Алексея (Мечёва) Московского расположен в муниципальном округе г. Москвы – Вешняки. Своим появлением он как бы завершает схематичный крест, составленный районными храмами и хорошо заметный на карте: сверху церковь Введения, внизу Успенский собор, слева монастырь Всемилостивого Спаса, справа – храм вправедного Алексия.

Храм Алексия Мечёва в Вешняках находится в ведении Восточного викариата Рождественского благочиния Московской епархии РПЦ. На территории прихода регулярно совершаются богослужения, действует приходская школа, служба паломников, активно развивается миссионерская деятельность.

Алексей Мечёв появился на свет в Москве в марте 1859 г. Его отец исполнял обязанности регента кафедрального хора Чудова монастыря. Детство мальчика проходило в атмосфере любви, добросердечности и живой искренней веры. Окончив Заиконоспасское училище и Московскую духовную семинарию, он увлёкся медициной и всерьёз задумывался о врачебной карьере. Но прислушавшись к родительскому совету, изменил решение и избрал для себя путь проповедника.

Восхождение к святости началось с должности псаломщика Знаменской церкви. В 1884 г. юноша становится диаконом Георгиевской церкви на Лубянке. В диаконском чине он пробыл почти 10 лет, и в марте 1893 г. епископ Нестор рукоположил Алексея Алексеевича в священнический сан. Ему достался один из самых малых столичных приходов – Никольская церковь на Маросейке.

Долгое время священник служил практически без прихожан. В последующие годы, приложив много усилий, ему удалось сплотить вокруг себя многочисленную и дружную общину. Не оставляя молитвенного подвига и духовного бодрствования священнослужитель, как мог, обустраивал быт вверенной ему общины. Он ввел в храме ежедневное богослужение. Его стараниями был открыт сиротский приют для малоимущих.

На нижнем этаже церкви была организована церковно-приходская школа. В течение 13 лет протоиерей А. Мечёв служил преподавателем в женской гимназии Е. В. Винклер, проповедовал и разъяснял Закон Божий. В 1902 г. произошло его знакомство с праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн, видя скромность и прозорливость священника, благословил его принять на себя подвиг старчества (быть наставником).

Прихожане отца Алексия вспоминали, что его советы всегда были деликатны и человеколюбивы. Проповедовал он без нотаций, очень искренне и сердечно. Наставления старца проникали глубоко в души верующих и всегда находили там живой отклик. Одним из духовных сыновей пастыря был философ Н. Бердяев.

В первую половину XX в., во времена гонений на монашество, А. Мечёв избежал ареста, поскольку был тяжело болен. Он умер в мае 1923 г. и был похоронен первоначально на Лазаревском, а позже его останки перенесены были на территорию Введенского кладбища. Сегодня опубликованы многие его поучения, записанные по памяти преданными учениками.

Святой праведный Алексей Московский был канонизирован Синоидальной комиссией на Архиерейским соборе в 2000 г. Сын священника, протоиерей Сергий Мечёв, также прославлен в лике святых, но уже как новомученик и исповедник российский. Святые мощи протоиерея Алексея Мечева хранятся в Московском Никольском храме в Кленниках, на Маросейке, где он провел последние годы в качестве настоятеля.

Воскресная школа

На территории храма работает воскресная школа для детей любых возрастов. В зависимости от возраста, учащиеся поделены на классы, где изучают свои предметы. Для учащихся младшей школы это уроки закона Божьего, церковного чтения, уроки молитв. Дети проходят важнейшие библейские события, изучая их в игровой форме и с выполнением различных творческих работ, рисунков или поделок.

Рождество в воскресной школе

Для детей средней и старшей группы существуют уроки библейской истории, церковно-славянского языка, уроки пения. Учащиеся воскресной школы регулярно ставят различные спектакли на церковные праздники, для детей проходят чаепития и общение в кругу друзей.

Духовенство и наставники

На сегодняшний день в храме служит полноценный священнический штат. Настоятелем является иеромонах Афанасий (Иванов), кандидат богословия, закончил Перервинскую духовную семинарию и аспирантуру Московской духовной академии. В 2012 г. пострижен в монашество.

Диакона Димитрия Кельманова переводят в сан священника

Сослужащий священник – протоиерей Василий (Клочков), закончил Московскую духовную семинарию, священник с 1996 г. Так же в священнический штат входят иереи Димитрий (Сериков), Александр (Подпалов), Дмитрий (Кельманов).

С 1991 г. при храме служит протодиакон Александр (Каргин), обладатель Медали преподобного Сергия Радонежского I степени и Ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени за церковные заслуги.

История

После необходимых согласований (проводимых Финансово-Хозяйственным Управлением Московской Патриархии) Русской Православной Церкви был выделен земельный участок. Был разработан и утвержден проект храма на 500 человек (автор проекта — организация «МосПроект-3»), проведены необходимые публичные слушания по данному строительству в здании управы района Вешняки.

Строительство началось после молебна 27-го августа 2011 года (см. фотогалерею) и, с Божией помощью, успешно продолжается. Назначен настоятель храма, идет формирование приходской общины. На территории, отведенной под храмовый комплекс, совершаются еженедельные молебны — каждое Воскресенье в 13.00.

Внутреннее убранство

Несмотря на различные перестройки, храму удалось сохранить достаточно старинных икон, иконостас и почти нетронутый внутренний вид. Сейчас в нижнем храме находится старинный иконостас неизвестных мастеров. На иконостасе размещены иконы: многие из них очень темные от времени и постепенно будут реконструированы.

Основные работы по внутреннему убранству проходили в 1950-х, тогда были добавлены отсутствующие части иконостасов, вставлены иконы, соответствующие стилю сохранившихся. Пол храма был заново украшен и отделан, вместо досок был настелен особый мозаичный пол в орнаментарном стиле XVII-го века.

Над центральным алтарем работал А. Т. Силин, известный московский художник. Его стараниями были написаны иконы для иконостасов боковых приделов, а так же иконы для центрального иконостаса и роспись внутри алтаря. В 2003 г. храм был отремонтирован и заново расписан.

Сейчас внутренние стены полностью украшает роспись на библейские сюжеты, истории Нового Завета, здесь размещены иконы местных святых. Храм богато украшен растительными орнаментами. В 2014 г. была изготовлена драгоценная риза и венец для Иверской иконы.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Точное имя архитектора не сохранилось, но считается, что им был один из московских мастеров того времени, который мог заниматься строительством подобных храмов на территории Москвы и близлежащих городов и сел. Изначально храм представлял собой здание на высоком цокольном этаже, который называется подклет и весьма распространен в храмах того времени.

С трех сторон сооружение охватывала открытая галерея. На цокольном этаже размещался «зимний» не отапливаемый храм. Уже после завершения строительства и уже совершения богослужений, к храму пристроили дополнительные симметричные приделы. Сейчас функционирует и нижний, и верхний храм. Кроме здания храма, здесь находился дом священника, был разбит сад.

Внешне храм отделан облицовочным кирпичом. Купола, изначально однотонные, окрашены в голубой цвет с размещением звезд – символа и цвета Богородицы. Боковые приделы ниже основного здания храма.

Снаружи стены украшены различными архитектурными элементами: выступающими вверх полуарками, иконами снаружи, украшениями над окнами и полуколоннами. Ворота снаружи храмовой территории выполнены в таком же стиле.

Внутреннее убранство

Несмотря на различные перестройки, храму удалось сохранить достаточно старинных икон, иконостас и почти нетронутый внутренний вид. Сейчас в нижнем храме находится старинный иконостас неизвестных мастеров. На иконостасе размещены иконы: многие из них очень темные от времени и постепенно будут реконструированы.

Основные работы по внутреннему убранству проходили в 1950-х, тогда были добавлены отсутствующие части иконостасов, вставлены иконы, соответствующие стилю сохранившихся. Пол храма был заново украшен и отделан, вместо досок был настелен особый мозаичный пол в орнаментарном стиле XVII-го века.

Над центральным алтарем работал А. Т. Силин, известный московский художник. Его стараниями были написаны иконы для иконостасов боковых приделов, а так же иконы для центрального иконостаса и роспись внутри алтаря. В 2003 г. храм был отремонтирован и заново расписан.

Сейчас внутренние стены полностью украшает роспись на библейские сюжеты, истории Нового Завета, здесь размещены иконы местных святых. Храм богато украшен растительными орнаментами. В 2014 г. была изготовлена драгоценная риза и венец для Иверской иконы.

Расписание богослужений

Для всех желающих собор Введения Пресвятой Богородицы открыт с 8.00 до 19.00, парковка на территории закрывается позже – в 20.00.
В будни христиане приходят на утреннюю литургию к 8.00, в выходные добавляется вечерняя служба – в 17.00.

Ежедневно в часы богослужений можно исповедаться. В дни христианских праздников часы служб прописаны в расписании.

Контактные данные

Это в 15 минутах пешей ходьбы от ст. метро «Новогиреево». Также от нее можно добраться на автобусе №21, ост. «Петровский рынок – Платформа Новогиреево». Тем, кто добирается на электричке Горьковского направления нужно выходить на станции «Платформа Новогиреево».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector