Храм рождества пресвятой богородицы в путинках, москва: описываем со всех сторон
Содержание:
- Московский храм в XV — XVI веках
- История
- История возникновения храма
- Еще немного истории о церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах: интересные факты
- Правила посещения храма
- Архитектура и внутреннее убранство
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
- Святыни церкви Богородицы в Крылатском
- Краткое описание
- История создания храма
- Правила посещения храма
- Как найти храм?
- Молебен Петру и Февронии
- Храм успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: фото, история района
- История Успенского храма
Московский храм в XV — XVI веках
Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.
1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.
История
До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.
Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.
Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».
Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.
Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.
В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.
В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.
История возникновения храма
Как уже было сказано, что прошение и деньги на постройку были выделены действующей камергершей Нарышкиной. Она хотела возвести храм как память о ее умершей на даче тринадцатилетней внучке Анне Булгари. Разрешение и одобрение было дано и проект заказали архитектору Тюрину. Но его проект напомнил Николаю 1 Петровский дворец и он был отклонен. По этому новый проект поручили сделать Рихтеру и именно его затем стали воплощать в жизнь.
Некоторые даты в истории:
- 7 апреля 1844 года – был заложен храм.
- 5 сентября 1847 года – произошло освящение верхнего Благовещенского храма.
- 1899 – его здание было вновь расписано и позолочено и 4 июля вновь прошло его освящение.
- 18 марта 1901 года – на колокольне были установлены колокола.
- 29 ноября 1904 года – был освящен центральный престол в имя Боголюбской Богородицы.
- Затем храм был закрыт. Точной даты нет, но предположительно это 1934 год.
- 25 сентября – храм был передан Русской Православной церкви.
- 29 сентября – была проведена первая божественная Литургия.
- 13 сентября 1991 года – был вновь освящен.
Еще немного истории о церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах: интересные факты
Как бы то ни было, но войска Наполеона в 1812 году все же прошлись по храму Успения и вынесли из него все, что можно было, а дворы прихода сожгли. Только уже к 1836 году удалось его частично восстановить и перестроить, появились новые сооружения, главы и кресты, к колокольне был пристоен южный портал. До настоящего времени сохранилась ограда, датируемая началом XIX века. Однако в 1898 году перестройкой храма занимался архитектор Л. О. Васильев. Уникальный иконостас, оформленный в стиле XVII века, состоит из очень древних икон XVII-XVIII веков. При советской власти каким-то удивительным образом храм сохранился.
В 1948 году по договору православных Русской и Болгарской Церквей, как живая связь между двумя родными церквями, в храме было создано Подворье Болгарской ПЦ.
Вот такую историю имеет обитель Успения Пресвятой Богородицы – храм в Гончарах. Можно добавить, что в 2020 году настоятель храма архимандрит Феоктист сказал, что московских прихожан-болгар тут осталось немного, основная часть их в основном живет в р-не ул. Красный Мак, где стала строиться новая церковь в честь св. Киприана. Поэтому основная масса посетителей этого храма – русские.
Правила посещения храма
Одежда прихожанина должна быть скромной и закрытой. Женщины одевают юбку длиной ниже колена. Верхняя часть наряда должна иметь скромный вырез и закрывать локти. На голову прихожанки покрывают платок. Мужчины наоборот снимают перед входом в храм головной убор, а также на них должны быть брюки, сорочки или футболки (без надписей).
Кроме этого, при посещении любого православного храма следует соблюдать определенные правила и рекомендации:
На богослужение необходимо приходить за некоторое время, чтобы успеть подать записки, поставить свечи и приложиться к иконам. Также необходимо занять удобное место, на котором человек не будет затруднять ход службы. К посещению храма с детьми следует подготовиться заранее. Их можно свозить в церковь в свободное от службы время, рассказать о смысле совершаемых действий, просмотрев видеозапись литургии. Во время богослужения следует сосредоточиться на молитве и отпустить все мирские мысли и заботы. Не следует здороваться и переговариваться даже со знакомыми людьми.
Архитектура и внутреннее убранство
К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.
Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.
Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.
Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:
икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Православная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва) – действующий храм в столице России. Адрес: ул. Малая Дмитровка, 4 (ближайшие станции метро — Чеховская, Пушкинская, Тверская).
Другие названия
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках; Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь.
Архитекторы
- Имя автора первоначального проекта храма, к сожалению, неизвестна.
- 1897: Султанов Н.В. – реставрация.
- 1954-1957: Свешников Н.Н. – реставрация.
Из истории храма
Упомянутый храм в Москве — приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сохранившийся храм заложили в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Строительство Церкви завершили в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.
О названии «в Путинках»
Большинство современных исследователей связывают это название с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор. В нём останавливались прибывавшие в Москву европейские послы. Не противоречит этому выводу и другая версия. А именно — о связи словосочетания «в Путинках» с тем, что Церковь находилась «на путях» в Дмитров и другие северные города.
Краткое описание Церкви
Церковь представляет собой каменный шатровый храм, построенный из специально формованного кирпича. Здание построено в стиле «русского узорочья». По форме – это вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами. В состав храма входит также пониженный прямоугольный алтарный объём
Важной частью является кубообразный придел Неопалимой купины, который увенчан завершением в виде шатрика на барабане. Гармонично украшают Церковь двухъярусная колокольня и небольшая трапезная, примыкающая к четверику с запада
Ещё один исторический факт
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон повелел прекратить строительство шатровых храмов на Руси. В результате указанная Церковь Рождества Богородицы ныне является одним из последних крупных шатровых каменных храмов в истории русской архитектуры.
О достройках и перестройках Церкви
За всё время существования дошедшая до наших дней Церковь неоднократно достраивали и перестраивали. Так, в конце XVII века к храму пристроили новую широкую трапезную с приделом великомученика Феодора Тирона. Соорудили сторожку с выходом на колокольню. В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма (переделанное впоследствии в ходе очередной реставрации). В 1897 году архитектор Султанов Н.В. провёл реставрацию храма. Ещё одну прекрасную реставрацию по проекту архитектора Свешникова Н.Н. провели в 1957 году. Не случайно она получила высочайшую оценку Академии архитектуры.
Закрытие Церкви
В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храме состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского. В том же году приход закрыли. После закрытия в церковном здании устроили конторские помещения. Позже здесь разместили репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене». Вплоть до лета 1990 года на ней дрессировали собак и обезьян.
Церковь в наше время
В 1990 году храм возвратили Русской Православной Церкви, после чего начали его восстановление. Настоятелем храма церковные власти назначили игумена Серафима (С.П.Шлыкова). Однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священника при невыясненных обстоятельствах убили. Несмотря ни на что восстановление храма было продолжено. Восстановительно-реставрационные работы Церкви проводятся и в наши дни.
Статус Церкви
Ныне Церковь – это объект культурного наследия, является памятником архитектуры и охраняется государством. Кроме того, она имеет статус Патриаршего подворья.
Ещё один интересный храм
Менее чем в 1,25 км на юго-запад от указанной Церкви расположен ещё один интересный храм. Это – старинная Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (Москва).
Святыни церкви Богородицы в Крылатском
С конца 19-го века в храме хранился образ, источающий чудеса по молитвам верующих людей, — Рудненская икона Божьей Матери. По преданию, была обнаружена недалеко от стен храма, в траве у ручья. На этом месте была выстроена часовня.
Родник, протекающий неподалеку, стали считать чудотворным. И поныне сюда приходят за водой жители окрестных домов, верящие в его живительную силу. При советской власти, в середине 30-х годов, чудотворный образ был уничтожен.
Некоторые жительницы деревни, одевали на себя юбки, сшитые из священнических облачений, ходили в таком виде по улице, сжигали на площади иконы. Такая же участь постигла и Рудненский образ Божьей Матери.
Для справки! Жительница села, осмелившаяся поднять руку на святой лик, закончила свою жизнь трагично. Когда немцы бомбили село, единственный дом, в который они попали, принадлежал этой женщине, где она на тот момент находилась вместе со своей дочерью.
Сейчас в храме находится один из ранних списков чудотворной иконы Рудненской Божьей Матери, датируемый началом 20-го века. Его передала в церковь одна благочестивая женщина, Параскева Ивановна Мухина, хранившая святой образ до своей смерти, совпавшей с началом Великой Отечественной Войны.
Далее икона перешла в руки дочери Варвары (до 1984 г.) и впоследствии досталась ее крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. Последняя отреставрировала святой образ и в 1990 года передала восстанавливающему храму в Крылатском.
Икона Николая Чудотворца
Удивительна история этого иконописного образа. До революции это была надвратная икона ткацкой фабрики в Кунцево. При новой советской власти образ сняли и отправили доживать свой век в сарай. Один из рабочих фабрики, родом из Крылатского, выпросил икону у начальства и увез ее домой.
Через семьдесят лет потомки этого благочестивого человека передали святой образ вновь открывшемуся храму. Перед иконой св. Николая молятся о всех житейских нуждах, неурядицах и святой помогает страждущим.
Мощи преп. Иова Анзерского
Храм на Крылатских холмах — единственное место в Москве, где хранятся мощи Соловецкого чудотворца Иова Анзерского. Были переданы церкви Рождества Богородицы иеромонахом Евлогием, скитоначальником Голгофо-Распятского скита на Соловках.
Вместе с частицей мощей святого была подарена небольшая старинная литография с его изображением, на основе которой была написана икона. Работу выполнил И. В. Мясников, художник и реставратор, член Российской Академии живописи.
Икона и мощевик святого Вонифатия
В 2010 году в храме появилась частица мощей мученика Вонифатия. Икона святого и мощевик были переданы прихожанами Н. Мезенцевой и К. Мирейским настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.
Св. Вонифатий помогает людям исцеляться от болезней, особенно, от пьянства, наркомании. Находится образ святого мученика у солеи храма в киоте.
Источник
Святой источник, где была найдена икона Божьей Матери, называется Рудненским. Известен он еще со времен Иоанна Грозного. Именно из него снабжался водой царский двор.
На территории парка есть и другие родники, но этот пользуется наибольшей популярностью. По преданию, обладает целебными свойствами, поэтому сюда регулярно приходят верующие «испить водицы».
К сожалению, экспертизы, проведенные уже в наше время, не подтверждают высокое качество воды из него. Официальные власти регулярно выставляют таблички с надписью, что вода не пригодна для питья. Однако верующих людей не так просто переубедить. Чаще всего таблички срывают и уничтожают, родником продолжают пользоваться.
Обратите внимание! Каждый престольный праздник храма, на Рудненскую икону Божьей Матери, а также в Крещенскую ночь, проходит крестный ход с освящением воды в источнике
Краткое описание
Церковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню. Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию — каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны. Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники.
Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой.
Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара — это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз — красочная композиция в виде горизонтальной полосы.
Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам».
Церковь Рождества Богородицы в Путинках — это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова
С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль “Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма. И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино.
История создания храма
Этот храм неизменно ассоциируется с императорской семьёй. Почему так?
Во-первых, спонсором и идейным вдохновителем стала камергерша Анна Нарышкина, которая захотела построить церковь в Петровском парке в честь своей внучки Анны Булгари. Девочка умерла в возрасте 13 лет и Нарышкина долго по ней горевала.
Во-вторых, разрешение на постройку было выдано по указу самого императора. Анна Нарышкина обратилась к нему с личной просьбой, когда, взяв в аренду территорию Петровского парка ей было отказано в строительстве там.
Дело в том, что территория эта относилась к приходу церкви Всех Святых и ее служители были против возведения еще одного храма, ведь тогда они бы потеряли существенный доход. И Совет Консистории одобрил запрос на постройку только после обращения самого императора. Аренду парка и строительство по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера полностью проспонсировала Нарышкина.
Император также принял участие в строительстве, именно он одобрил проект Рихтера и отказал Тюркину, который изначально должен был строить, поскольку его проект слишком был похож на Петровский дворец. В итоге, 7 апреля 1844 года был заложен храм Благовещения, а уже к концу 1844 года бо́льшая часть работ была закончена.
В 1847 году Нарышкина оповестила митрополита Филарета о конце строительства и готовом убранстве. Духовенство было назначено из церкви св. Иоакима и Анны с Большой Якиманке, а всего на строительство было потрачено более 200 тыс. рублей, исключая затраты на покупку утвари, книг и прочего убранства. Помимо этого, Нарышкина выделила 10 000 рублей на содержание служителей и их жилье.
Приходской церковь стала не сразу, первое прошение Нарышкиной об этом было отклонено и храм остался без прихода. Это было сделано в пользу Всехсвятской церкви. Анна Дмитриевна сагитировала жителей Петровского парка для составления нового прошения, которое было удовлетворено Консисторией.
Близость к императорскому дворцу и царской семье стало причиной роста прихожан и благосостояния самого здания. Так, в 1856 году в нем был сделан ремонт по случаю коронации Александра II.
Мозаичная икона «Благовещение» на южном фасаде Благовещенской церкви в Петровском парке
История его содержит несколько важных дат:
- 1881 год — построены новые дома для служителей купцом И. В. Натрускиным;
- 1880-е — построен забор;
- 1884 год — начинается строительство приходского училища для юношей;
- 1899 год — капитальный ремонт и новое освящение;
- 1901 год — устанавливают тяжелые колокола;
- 1900-е — здание расширяют за счет постройки 2 боковых приделов и осуществляют его реконструкцию по проекту И. Гаврилова;
- 1916-1917 года — оформляют интерьер нижнего храма.
С приходом советской власти приход, как и другие церковные здания, серьезно пострадал. Его закрывают предположительно в 1934 году и перестраивают, для чего были разрушены близлежащие деревянные постройки.
Внимание! Только с 1990-х начинается его реконструкция и восстановление, вскоре после передачи его обратно в лоно Православной Церкви в 1991 году и повторного освящения. В 1997 году храму было 150 лет
Он стал местом паломничества и просто регулярного посещения местными прихожанами и всеми желающими.
Правила посещения храма
Одежда прихожанина должна быть скромной и закрытой. Женщины одевают юбку длиной ниже колена. Верхняя часть наряда должна иметь скромный вырез и закрывать локти. На голову прихожанки покрывают платок. Мужчины наоборот снимают перед входом в храм головной убор, а также на них должны быть брюки, сорочки или футболки (без надписей).
Кроме этого, при посещении любого православного храма следует соблюдать определенные правила и рекомендации:
На богослужение необходимо приходить за некоторое время, чтобы успеть подать записки, поставить свечи и приложиться к иконам. Также необходимо занять удобное место, на котором человек не будет затруднять ход службы. К посещению храма с детьми следует подготовиться заранее. Их можно свозить в церковь в свободное от службы время, рассказать о смысле совершаемых действий, просмотрев видеозапись литургии. Во время богослужения следует сосредоточиться на молитве и отпустить все мирские мысли и заботы. Не следует здороваться и переговариваться даже со знакомыми людьми.
Как найти храм?
Если вы едете на метро, то выходите на одной из следующих станций:
«Пушкинская».»Чеховская».»Тверская».
Ближе всего, по мнению тех, кто часто бывает в этих краях, будет станция «Пушкинская» («сиреневой ветки»). Выйдя из метро, поверните налево. И потом нужно повернуть еще налево. Так вы обогнете здание. Перед вами будет вход в издательство «Известия». Проходите мимо него. Справа через дорогу увидите кинотеатр «Пушкинский». Но вам нужно будет перейти дорогу только один раз – у перекрестка со светофором. Посмотрите налево, перед вами будет улица Малая Дмитровка. Идите по ней до тех пор, пока не пройдете кинотеатр «Ленком». Продолжайте идти до перекрестка, где есть пересечение Малой Дмитровки с Успенским переулком, затем поверните направо. Пройдите около 100 метров, и перед вами в своем величии предстанет храм Успения Богородицы в Путинках. Его адрес — Успенский переулок, дом 4.
Молебен Петру и Февронии
Если в понедельник нет большого церковного праздника, то в воскресенье в 17.00 служат молебен святым Петру и Февронии с чтением акафиста. В этот момент храм Успения в Путинках, как правило, переполнен прихожанами – молодежью, желающей создать семью.
Если вы ищете вторую половинку, желаете создать крепкую семью, хотите попросить защиты у святых для вашей семьи, то приезжайте обязательно на молебен. В притворе на стойке напишите записку о здравии и с пометкой «Молебен и акафист свв. Петру и Февронии» (свв. – принятое сокращение, когда упоминают двух и более святых). Отнесите записку к свечнице. Молебен стоит 50 рублей.
Обычно служит молебен добрый и мудрый батюшка отец Алексий (Гомонов). По окончании он говорит долгую, но очень интересную проповедь специально для ищущих спутника жизни и семейных пар. Очень полезно послушать всем.
Храм успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: фото, история района
Большой Таганский холм – один из самых старых московских районов, который стал заселяться примерно в XV-XVI веках, и все благодаря ремесленникам, которых выселили из города из-за их огнеопасного ремесла (в большинстве своем это были гончары и кузнецы). Сначала в XVII веке в слободе гончаров был построен деревянный Успенский храм, который расположился за рекой Яузой.
Так называемое Заяузье с востока было укреплено Земляным Валом. Первые и единственные ворота находились на Таганской площади, поэтому это место стало одним из самых людных в Москве. Очень удобно и компактно здесь расположились дворцовые ремесленные слободы, каждая из которых строила свой храм. По той же самой причине рядом с Успенским храмом находилась и Никольская обитель, датированная 1632 годом.
История Успенского храма
Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку. По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта — на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.
Предположительно название Путинки — это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.
Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название — Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.
Строительство каменного храма
Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца.
Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня.
Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма.
На церковном погосте были возведены постройки, в которых расположились:
- Священник.
- Дьякон.
- Дьячок.
- Женщины, выпекающие просвиры.
Святыни храма Успения Божией Матери
В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон.
Среди них находятся иконы с изображением:
- Успения Богородицы.
- Великомученика и целителя Пантелеймона. В православной традиции он почитается как грозный святой, целитель, покровитель воинов и страждущих. А также в храме покоятся и его мощи.
- Николая Мирликийского Чудотворца, святителя.
- Луки Крымского, которого при жизни тайно рукоположили в епископы, при этом он был хирургом. Известны случаи необъяснимых, чудесных явлений, сотворённых святым Лукой.
- Благоверных Петра и Февронии Муромских — супругов, известных своим милосердием, верностью и благочестием.
- Чудес архангела Михаила в Хонех.
Особо почитаемая икона из Царьграда
К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда. Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию.
В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.
Ремонт и разрушение Успенского храма
В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма — 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью.
В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы.
Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды — постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.
Сокращение территории и возвращение в лоно церкви
Со временем здание было окружено пристройками, которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин.
Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.