Церковь покрова на нерли. самый совершенный храм, созданный на руси

[Summary]

The Church of the Intercession on the Nerl, like the «Lay of Igorʼs Host» and Andrei Rublevʼs icons, is one of the greatest creations of early Russian artistic genius. For eight centuries it stood on the Suzdal land, a small white island amid luscious green water meadows. The church is in harmony with the mood of the surrounding countryside and seems to be an integral part of it rather than a creation of a man.

The Church of the Intercession on the Nerl is testimony to the energetic building activities of Prince Andrei Bogolyubsky. It was erected on the River Nerl near its confluence with the River Klyazma, a kilometre and a half from Prince Andreiʼs residence in the village of Bogolyubovo. It was consecrated to the new Russian church feast of the Intercession of the Virgin, which symbolized the Heavenly Queen, the patron of Vladimir Principality and of its prince.

Architecturally the Church of the Intercession on the Nerl is a typical example of Vladimir-Suzdal architecture. At the same time it is inimitable in its beauty. This fine, graceful building radiating light as it were, does not seem to be erected of heavy white limestone slabs, but rather of something airy, almost weightless. All means possessed by the builders were subordinated here to a single purpose: to give the building an added sense of slender verticality. Vertical lines predominate in the decorations of the façades and the small groups of stone carvings in the arches of the façades are placed in such a way as not to stress the horizontal lines of the masonry.

The verticality of the whole edifice is achieved with soft flowing lines. The pilasters decorating the façades end in soft arches and the deeply splayed portals in semi-circular archivolts, while the engaged columns of the drums and the outlines of the windows form arches of various configuration. The general motif of softly rounded-off vertical is stressed throughout in the architectural ensemble of the church.

The overall perpendicular effect was even more apparent in the original appearance of the church when it had a gallery running round three sides. On the south-western corner there was a tower and a staircase leading to the upper gallery. The artificial hill on which the church was erected was paved with white-stone slabs.

The architectural lines of the church have almost the rhythm of a hymn. It is a lyrical song materialized in stone.

The breadth of poetic generalization in the carved compositions of the church is in fact the source of their artistic influence on the people at a time when the people no longer remembered their symbolism, which had once so impressed the contemporaries of the Vladimir autocrats.

The church had not lost its exquisite beauty with the passing of time, though it has assumed a more modest aspect. The storms and strifes of past centuries deprived the church of its majestic splendour, stripped it of its festive raiments of galleries, covered it with a new roof, an ugly affair which disguises the base of the slender drum, and replaced the proud golden helmet with a dark onion dome resembling a monkʼs cowl.

But even with its present appearance we appreciate and admire the anonymous Vladimir builders and the work of art they have created.

Архитектура

Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.

При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.

Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.

Закрытие обители Церковь покрова на Нерли и музеефикация

В начале XX века Боголюбовский монастырь переживал сложные времена. После революции и Гражданской войны, в связи с политикой нового государства, Покровский храм стал охраняться обществами Владимирской губернии. Постановлением губернатора в начале XX века обитель была закрыта, а храм стал относиться к ближайшему заповеднику.

В 80-е годы XX века государство выделило средства на реставрацию:

  • рабочие очистили белые стены монастыря, заделали выбоины и трещины, стены покрыли специальным составом;
  • была сделана крыша из меди;
  • внутреннее помещение отмыто от слоя пыли.

Впоследствии был восстановлен постамент барабана на крыше, на котором осталась одна узкая башня. Остальные полуразрушенные башни были разобрали. Купол ее напоминал луковицу, что соответствовала правилам русского зодчества, но нарушало исторический факт.

Мастера же не задумались, что разрушают непревзойденное строение, поэтому связали стены Храма железными стяжками, хотя в этом не было необходимости, сбили рельефные фигуры и заменили их гипсовыми. Богослужения под куполом церкви шли несколько раз в год, по церковным праздникам, но в любой день в храме разрешалось ставить свечку.

В начале XXI столетия года в Церкви продолжены реставрационные работы:

  • проведено повторное археологическое исследование пойменного луга;
  • повторно обновлены стены здания;
  • была сделана пешеходная тропа.

Храм (Церковь) Покрова на Нерли

«Молчаливая лебедушка» 8 столетий отражается в водной глади небольшого озера Нерли – старицы реки Клязьмы. В зимние дни Храм сливается с окрестностями, и кажется, что именно природа, а не человек, ваяла небесное сооружение. Место для постройки было выбрано не случайно.

Там, где Нерли впадала в Клязьму, завершалась водная магистраль Владимиро-Суздальской земли. Обогнув церковь, корабли поворачивали к княжеской пристани, но чувство восхищения русской землей долго не проходило. Храм был воздвигнут правителем князем Андреем в честь сына Изяслава, отдавшего жизнь в сражениях с волжским булгарами.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Храм Покрова сегодня: что посмотреть

Храм стоит в поистине уникальном месте: на заливном Боголюбском лугу, в излучине речки Нерль, на рукотворном холме. Здесь ощущаются чистота, высокая духовность и вдохновение, не случайно возле церкви много художников. Белокаменная настенная резьба в сочетании с вертикальными линиями и небольшим уклоном стен придает строению легкости и воздушности.

В половодье церковь будто плывет по воде: она похожа на белую лебедь, а еще ее сравнивают со свечой, невестой у алтаря и другими романтическими образами.

От небольшого крестово-купольного здания 12 века сохранились квадратный остов-четверик и глава, остальные части были разрушены временем и восстановлены в 19 столетии. Стены строго вертикальны, но из-за тонко подобранных пропорций они как будто слегка наклонены, отчего помещение кажется выше. Внутреннее убранство церкви более чем скромное: фрески были сбиты со стен при реставрационных работах 1877 г., но есть небольшой иконостас с иконами.

Снаружи сохранились резные настенные рельефы с библейскими фигурами, птицами, животными и масками. В центре изображен царь Давид, читающий псалмы с поднятой в благословлении десницей, рядом — лев, символизирующий княжескую власть, и голубь — знак духа и кротости.

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

Царь Давид Женские Маски Львы Голуби орнамент фасада

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Боголюбский монастырь

Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.

Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.

После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.

В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.

Как добраться в Боголюбово.

Удобнее всего отправиться в Боголюбово из Владимира. Отличное качество дорожного покрытия, несколько полос для движения и прекрасный вид из окна, вот что ожидает Вас в пути. Удобнее всего добираться до п. Боголюбово на городском автобусе. Из Владимира сюда ходят маршруты № 103, а также 152. Их остановочные пункты находятся у Соборной площади и у Золотых ворот. Село Боголюбово заметно уже издали. Ориентиром служит большой монастырь, который находится с правой стороны от дороги. Здесь и расположена остановка под названием Боголюбово-Центр. Несложно в этом месте найти и железнодорожную станцию. До нее можно доехать по дороге, идущей направо за монастырем. Тем, кто предпочитает путешествовать на автомобиле, надо ехать от Владимира в сторону Нижнего Новгорода по трассе М7 (Волга). Боголюбово является первым населенным пунктом после Владимира. Стоит иметь в виду, что в поселке дорога очень узкая, так что мест для стоянки можно выбрать немного. У самого входа в монастырь расположена бесплатная парковка, но количество мест ограничено.

Каменных дел мастера: кто построил?

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Наследие ЮНЕСКО

В конце 90-х годов Храм оказался у Владимирского епископства, как церковное сооружение, не имеющего своего прихода. Несколько раз Нерлинская Церковь предавалась разным приходам. Около 20 лет назад Церковь на Нерли была внесена в списки ЮНЕСКО, как уникальное сооружение российских мастеров, облик которого соответствует критериям оценки исторических мест.

  • Постройка, стремящаяся ввысь, кажется легкой и прозрачной, почти воздушной. Любой человек, увидевший его, не перестает удивляться возможностям человеческого разума.
  • Церковь осталась неповторимым творением, которое прославляло непобедимость русского народа.
  • Здание — последняя религиозная постройка, выполненная во Владимиро-Суздальском княжестве во времена правления Андрея Боголюбского.
  • Воздвигнутая 800 лет, Церковь составляет удивительную гармонию с окружающей природой — озером, лесами, зеленью луга, небом.

Описание

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию. Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами. Вертикальное устремление постепенно и незаметно переходит в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон. И, наконец, церковь венчает полукружие главы, которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу. В 1954 — 1955 гг. при археологических изысканиях были обнаружены фундаменты неизвестного назначения. Скорее всего, это — основание несохранившейся арочной галереи, которая огибала церковь с трех сторон на расстоянии двух с половиной метров от стен. Внутреннее убранство — фрески не сохранились, были сбиты при «поновлении» храма в 1877 году. Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Владимирская область, село Боголюбово

Алиса Городцова

18 октября 2011

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Фото: www.photorow.ru

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Храм Покрова на Нерли

Осматривать достопримечательности Боголюбово следует с его «визитной карточки» и одного из самых красивых храма в стране — храма Покрова на Нерли. По легенде, князь Андрей Боголюбский посвятил храм погибшему в битве с врагами сыну Изяславу. Другая версия – восхваление победы Боголюбского над Волжской Булгарией и дань уважения празднику Покрова Богородицы.

Археологи выяснили точную дату возведения храма – лето 1158 года. Миниатюрность, хрупкость и воздушность 21-метровой церкви придают материал из которого она сделана – белый песчаник, и особый наклон стен, что продолжает традиции владимиро-суздальской школы. Галерея, окружавшая храм, и внутреннее убранство (кроме алтаря) не сохранились. Строительство колокольни также не увенчалось успехом.

Однако местоположение на живописной возвышенности (5-метровом насыпном рукотворном холме на реке Нерль); украшения из камня в виде фигур мифических животных и царя Давида; аккуратный удлиненный купол, венчающий храм; своеобразные небольшие окошки позволяют отнести памятник к шедеврам мировой архитектуры. Не зря он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Посещать достопримечательность лучше в летний и осенний период, когда Нерль не разливается.

Удивительные факты о Церкви Покрова

По легендам считается что церковь названа в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы. Но современные историки утверждают, что этот день (14 октября) начал отмечаться только через 200 лет после сооружения храма. Соответственно, молельня была посвящена не празднику, а самой деве Марии.

Однако некоторые учёные выдвигают гипотезу посвящения храма Спасу и Пресвятой Богородице, связанного с чудом, произошедшим с Андреем Боголюбским. Во время сражения с волжскими болгарами 1 августа 1164 года, когда от икон Спасителя и Божьей Матери стали исходить ослепительные лучи. Русичи, благодаря заступничеству Богородицы, победили иноземцев.

Также, по одному из сказаний, для строительства зданий комплекса использовался белый камень, который вывозили из завоеванного князем Андреем Боголюбским Булгарского царства. Но современные исследования минералогического состава стен и фундамента сооружения показали, что материалом для них служил камень из окрестностей Владимира.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Автор проекта собора, архитектор К. А. Тон, ориентировался работе на русско-византийский стиль московского храма Христа Спасителя (к слову, качество фресок боголюбского собора не уступает московским). Собор Боголюбской иконы Божией Матери — это самое значительное крестово-купольное здание Боголюбского монастыря. Освящение собора датировано 1866 годом. Росписи внутренних помещений производились в конце XIX − начале XX века.

Примечательно, что одна из реликвий города Владимира − древняя Боголюбская икона Божией Матери, ранее хранилась именно здесь, дав название памятнику. Пережив немало потрясений, сейчас собор находится в стадии реставрации.

Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского

Иустиновский корпус в монастыре

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня

Режим работы храма

Храм работает круглый год в ежедневном режиме с 8:0 до 18:00 ч. При посещении рекомендуется соблюдать стандартные правила:

  1. Женщинам принято находиться в храме с покрытой головой, в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой (Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами).
  2. Мужчинам при входе в храм нужно снять головной убор.

На территории храма запрещено:

  1. Находиться в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, либо под воздействием других средств.
  2. Проносить на территорию наркотические, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие вещества, пиротехнические средства, а также иные предметы, способные причинить вред другим посетителям.
  3. Курить.
  4. Мусорить.

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году

. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector