Памятник русской церковной архитектуры: воскресенский собор в тутаеве
Содержание:
- Храмы и церкви города Тутаев
- Описание Воскресенского собора в Тутаеве
- Икона Спаса в Тутаеве
- Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах
- Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных
- Росписи
- Расположение храма
- ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
- Описание святого лика
- История иконы
- Торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы
- Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый
- Настенная живопись
- Настенная живопись
- Один город – два Романа
- История[править | править код]
- Где повесить икону в доме
- Крестовоздвиженский собор
Храмы и церкви города Тутаев
Русский город вряд ли возможно представить без нескольких православных храмов разного размера. В Тутаеве самые древние из местных соборов возводили еще в XVII столетии, что и отразилось в местной архитектуре.
Казанская Преображенская церковь
Адрес: ул. Волжская Набережная, 25.
Собор возвели в 1758 г. на месте, где ранее располагалась Преображенская церковь. Его соорудили в три яруса, на которых находятся «холодный» и «теплый» храмы, там же выделено место и для трапезной.
Храмовая колокольня устроена чуть в стороне от основного строения. В период СССР церковь не работала, на ее территории располагался завод, производивший пиво. После его закрытия здесь находились ряд магазинов, телестудия, а несколько лет даже спасательная станция. Вернули приход местным верующим лишь в 1996 г., когда его полностью отреставрировали.
Внутри церковного здания, на верхнем ярусе, сохранились отдельные фрагменты старинной росписи. Главной же святыней собора считается находящаяся икона, посвященная Казанской Божией Матери. Она датируется первыми десятилетиями 17 века.
Крестовоздвиженский собор
Адрес: Крестовоздвиженская ул., 47А.
Здание его тоже выстроили в 17 веке – на месте, где в древности располагалось Романово городище, сегодня уже полностью разрушенное временем. До 1930 г. он полноценно работал для местных верующих, пока не закрылся по указанию тогдашней власти. Вернули же его православной общине лишь в 1992 г.
Посетив сегодня Храм Воздвижения Креста Господня, турист имеет возможность полюбоваться сохранившейся настенной и потолочной росписью костромских и московских художников. Ныне столичными реставраторами продолжаются работы по приведению фресок к виду, максимально близкому к первоначальному.
Благовещенская церковь
Адрес: Благовещенская ул., 11А.
Храм, построенный в традициях московского зодчества, возвели в 17 веке. Его особенностью являются стены, толщина которых и сегодня достигает полутора метров. Во времена СССР имущество церкви полностью разграбили, а на его территории разместили пекарню и развлекательное учреждение.
Возвратить его общине удалось лишь к концу XX столетия, а реставрационные работы его помещений ведутся и сегодня.
На сейчас в соборе расположены две основные святыни: Серебряный крест и Донская икона Божией Матери. В первом расположены мощи четырех десятков божьих угодников. Считается, что если помолиться над этим крестом, то возможно полностью излечиться даже от самых страшных из нынешних болезней.
Покровская церковь
Адрес: Покровская площадь, 7.
Первое упоминание про храм датируется 1654 г. Ранее он являлся частью Новопокровского монастыря, который со временем был полностью упразднен. Толщина церковных стен более 1 м, что говорит о том, что предполагалось строит сооружение в два этажа. Но по причине недостаточного финансирования его так и не возвели. Церковь вела богослужения и в годы СССР. Внутри расположено немало старинных фресок и икон, многие из которых датируют 17 столетием.
Спасо-Архангельская церковь
Адрес: Архангельская ул., 4.
Храм возведен был в XVIII столетии и к середине XIX-го считался самым богатым из расположенных на территории города. Именно на его основе тогда существовала женская богадельня. При СССР богослужения здесь прекратились полностью, а помещение заняла типография. Большинство местных святынь в эти годы были куда-то вывезены и так и не были найдены. Сегодня же службы уже возобновлены, но проводят их здесь не на регулярной основе, а только в дни престольных и больших христианских праздников.
Церковь Тихона Амафунтского
Адрес: ул. Толбухина, 96А.
Небольшое здание для церкви из кирпича красного цвета возвели в Тутаеве в 1914 г. за средства старообрядческой общины. До ныне она сохранилась достаточно хорошо благодаря тому, что с 1936 г. тут размещался городской архив. Из-за того, что в городе нет общины старообрядцев, церковь решили в 2013 г. отдать православным. При ней был тогда открыт Просветительский центр.
Родник Николая Чудотворца
Координаты на карте: 57.875946, 39.523448.
Родник, расположенный в правобережной части Тутаева, отличается высокой минерализацией и очень жесткой водой. Жидкость из него постоянно поступает в специально сделанный каменный колодец через металлическую трубу. На Крещение его всегда освещают, проводят рядом с ним молебен. Местные верующие еще считают, что здешняя вода является целебной и святой. Она способна, по их мнению, снимать усталость, в целом укреплять здоровье, даже облегчать течение болезней. Впрочем, как говорят специалисты, проводившие тут исследования, использовать ее для питья все же не стоит.
Описание Воскресенского собора в Тутаеве
Во времена Ивана Грозного на месте существующего собора находилась двухэтажная деревянная церковь св. Бориса и Глеба — «брусчатая, с пятью куполами». Вблизи собора стоит (?) памятник на месте этого храма. По данным Википедии: «…с начала XIX века город стал развиваться медленно, подавляемый близостью крупного Ярославля, сократилось каменное строительство — в течение XIX века не было создано ни одного выдающегося здания, жилые дома возводились по «образцовым проектам». Однако, в некоторых отраслях был достигнут определённый успех: в окрестностях города разводили известных на всю Россию романовских овец, в городе функционировала овчинно-меховая фабрика, Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел». Отзвуком октябрьского переворота 1918 года до сих пор служит сегодняшнее название Романова-Борисоглебска, переименованного в «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд на даче ярославского городского головы товарища красноармейца Тутаева». Обсуждались и другие названия: Ленинск, Луначарск, и даже Коммунар-Спартак…
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах
Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год.
Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.
Стенопись Покровской церкови
Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» — вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор
В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.
Храм Св. Троицы на погосте
Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных
До революции в городе было 12 церквей: две на Борисоглебской стороне и десять — на Романовской.
Спасо-Архангельский храм
Население города составляло восемь с половиной тысяч человек. Работали 12 предприятий, из которых выделялась «Романовская льняная мануфактура» (впоследствии ее именовали «Рольмой» и «Тульмой») Егора Классена. Немец из Петербурга, он переехал сюда и сумел создать первоклассное предприятие, давшее рабочие места 2600 жителям города. Классен отличался не только немецкой педантичностью, когда лично проверял качество работы. Он заботился о своих работниках — построил школу, больницу, приют, жилье, а в магазине при фабрике продавал продукты по заниженным (!) ценам, и некоторые работники втихаря ими спекулировали. Любопытно, что в больнице Классена был единственный доступный простым горожанам ватерклозет…
Памятник Классену
Заболев, Классен лечился за границей, а умирая, завещал похоронить себя в городе, с которым связал свою судьбу — на похороны пришли чуть ли не все горожане. Ни антинемецкие настроения в Первую мировую, ни лихие ветры революции не коснулись памяти Егора Егоровича, а не так давно решением руководства возрожденной «Тульмы» Классену поставлен памятник в городском парке. Семья его после 1917 года из города уехала и растворилась на российских просторах.
Росписи
Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников, чьи имена неизвестны. Тутаевские росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских памятников.
В пространстве четверика изображены, в первую очередь, евангельские сюжеты. Одним из ключевых сюжетов для росписей XVII века был Страшный суд, традиционно расположенный на западной стене четверика и занимающий всю ее плоскость полностью. Рядом размещены спокойные и уравновешенные эпизоды на темы умиротворения и оправдания души человека на грядущем суде.
Важное место занимают, согласно посвящению храма, также сюжеты на общую тему Воскресения, расположенные на галерее с северной стороны. Обычно в церквях XVII века происходит объединение различных сюжетов о Воскресении — Иисуса, Лазаря и так далее, — в единую композицию.. На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.
На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.
Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа
На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.
На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.
На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.
Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа. На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.
На сводах входной лестницы с южной стороны помещен цикл Апокалипсиса.
Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши (стихи) Симеона Полоцкого.
Встречаются среди росписей и достаточно редкие сюжеты: например, древнерусская повесть о Евлогий-каменосечце.
Наружные росписи
Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа: например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца, расположенный на южном фасаде храма, на стене одноименного придела. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.
Расположение храма
Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.
ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
Каменный, пятиглавый храм, с отдельно стоящей шатровой колокольней. Архитектура храма выдержана в лучших традициях ярославской школы.
История
По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.
В середине XVII века был возведён современный собор. Первоначально был построен нижний тёплый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. освященной в 1652 году. В 1672 году над нижним возведен верхний холодный храм – в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Храм расписан в 1679 –1680 годах снаружи и внутри. Иконостас главного храма был устроен в начале XVIII века.
Храм никогда не закрывался.
Воскресенский собор — памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены. В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала. Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.
Описание святого лика
Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.
В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.
Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)
Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.
На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.
Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.
Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.
История иконы
Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси. Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:
Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.
Известные иконы
Тутаевская
Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.
Кижи
Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «панов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.
Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме.
«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте». Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.
«Спас Всемилостивый» — самая древняя (датировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы».
Торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы
14 августа Православная Церковь установила праздник, который отмечается в честь Спасителя и Пресвятой Богородицы. Что касается данного события, то у него очень богатая и интересная история, которая связана со многими святыми. 14 августа – это день, когда празднуется еще одно торжество, которое связано с Происхождением Честных Древ Креста Господнего.
Оба события связаны между собой, а также с Крещением Руси. В летописи XVI века есть следующие строки: «Владимир Великий наш правитель истинный, ибо он крестится сам, а потом и всю Киевскую Русь». Сегодня мы отмечаем праздник Крещения Руси 28 июля, но раньше данное событие произошло первого августа. Дело в том, что 28 июля совместили сразу два праздника, добавив к торжеству Крещения Руси, память про князя Владимира. С 2010 года эти два праздники считаются государственными в России.
Историческое прошлое праздника Спасу и Пресвятой Богородицы связано с такими личностями, как Андрей Боголюбский и царь Мануил
Если взять во внимание летописи того времени, то там написано, что Андрей Боголюбский пребывал в приятельских отношениях с царем Мануилом. Когда началась война, то они вместе пошли на войну, ведя за собой войско обученных солдат
Через некоторое время их отряды разделились – царь Мануил напал на сарацин неподалеку от Константинополя, а войско князя Андрея Боголюбского пошло от Ростова на болгар. К сожалению, в то время болгары считались самыми жестокими и заядлыми идолопоклонниками, которые, руководствуясь своими языческими принципами, убивали мирных христиан, и разрушали целые поселки. Они не переставали донимать Руси своими набегами, вследствие чего было принято решение дать им бой. Перед походом, князь Андрей и император Мануил с искренними помыслами помолились образу Пресвятой Богородицы, и впоследствии взяли с собой икону Божией Матери, а также Знаменный Крест. Покровительство Высших Сил было невероятным, так как оба отряда получили блистательную победу, подтвердив это благодатным сиянием иконы Божией Матери, которая находилась в одной из церквей Константинополя. Чтобы поблагодарить святых, а также почтить их память и вспомнить блестящий военный триумф, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в 1158 году. Примечательно, что в некоторых летописях есть другая дата – середина 1164 года, но чаще всего упоминается именно первый вариант.
Христиане совершенно по-разному называли этот праздник. Наиболее популярные версии прихожан – Первый Спас, Медовый Спас или же Спас на воле. Что касается последнего варианта, то по-другому его можно назвать Мокрым Спасом. Стоит отметить, что название «Спас на воде» было придумано отнюдь не случайно, ведь еще во времена развития Константинополя существовал обряд, в ходе которого освящались реки, озера и прочие водоемы. Это делалось в начале каждого месяца. Считалось, что месячному циклу также свойственно обновляться, вследствие чего душа человека очищается. Сегодня в России такое явление можно заметить раз в году, и это в праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицы. Многие христиане освящают водоемы и колодцы, при этом очищая старые. Ближе к вечеру проводится церковная служба, в ходе которой люди со священниками проходят по всем естественным водоемам, и освящают их. По окончанию освящения, благословляется к употреблению различная пища, приготовленная из меда. Люди пекут пирожки с медом, делают пряники и прочие сладости. Это и толкнуло многих из них придумать альтернативное название торжества – Медовый Спас.
Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход проходит дважды в год в старинном русском городе Тутаев
Спас Всемилостивый. Воскресенский собор. Тутаев
Одна из самых больших икон Православия – огромный поясной образ Спаса Всемилостивого находится в старинном русском городе Тутаев. Размеры иконы впечатляют. 3,2 метра в высоту и 2,8 м в ширину. Но самое удивительное, что Всемилостивый Спас дважды в год «выходит» из Воскресенского собора – храма, где он находится и «обходит» Спас с крестным ходом весь город.
Сам Тутаев, где находится эта икона, расположен в Ярославской области, на берегах реки Волги. Имеет древнюю историю и до 1918-го года носил название Романов-Борисоглебск. Город расположен на обоих берегах Волги и возник в результате слияния двух самостоятельных городов. Романова (левобережная часть реки) и Борисоглебска (правобережная сторона).
Между частями города, разрозненно расположенных на обоих волжских берегах, сообщение осуществляется с помощью паромной переправы. Так как моста нет. Паром ходит весь день, дважды в час, за исключением ночного времени. Ночью из одной части города в другую можно попасть только частным образом, на своём или арендованном катере или лодке.
Тутаев. Ярославская область
Крестный ход в Тутаеве
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого проходит дважды в год. Первый раз икону несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне, во второй — в последнее воскресенье перед праздником Илии-пророка, по левому берегу, по бывшему Романову.
Для того, чтобы икона «прошла» крестным ходом по Романовской стороне Тутаева, её на пароме перевозят на другой берег Волги, где и расположена эта часть города.
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромной переправеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
При большом стечении народа, на специальных носилках, на которых устанавливают Спас, около двадцати крепких мужчин, несут весь крестный ход эту удивительную икону.
Волжские берега в этих местах круты и обрывисты. Нести икону тяжело, и она медленно, в составе процессии «выходит» из храма , и спустившись к Волге, паромом, «плывёт» на другой берег, где крестным ходом «обходит» храмы, улицы и районы Романовской стороны Тутаева.
Крестный ход в Тутаеве. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
За мужчинами, несущими Всемилостивый спас, женщины несут табуретки. Берега волжские круты, икона тяжела, во время процессии мужчины, несущие икону устраивают остановки, и ставят носилки не на землю, а на табуретки. Заботливо приготовленные для такого случая участницами крестного хода.
Тутаевский крестный ход
Крестный ход проходит в течение всего дня, процессия со Спасом медленно и величественно обходит город, а к вечеру, к ночи, икону обратно паромом переправляют в Воскресенский собор. Где она будет находиться до следующего крестного хода и доступна для поклонения верующих.
Тутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаев. Волга
- Вот здесь можно прочитать про один из традиционных фестивалей. Который проводится в Тутаеве:
- Мисс Овца и конкурс стригалей
- В Дранкипенаты (в Рубрику о путешествиях по России): Перейти
В Рубрику всех записей блога «Пение бороды» Перейти….
- На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
- Оставить комментарий можно в самом низу страницы
- или
Подписаться на новые статьи на сайте
Настенная живопись
В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.
Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.
Настенная живопись
Храмовая роспись тутаевской святыни до сих пор до конца не изучена. Достоверно известно, что декором церкви занимались известные ярославские мастера того времени. На стенах храма можно увидеть ветхозаветные сюжеты, рассказывающие об Адаме и Еве, великом потопе, а также строительстве Вавилонской башни. Здесь же представлена фреска, посвященная Ионе с китом.
Храмовая роспись тутаевской святыни
Центральная часть собора украшена новозаветными сюжетами, перемежающимися библейскими афоризмами, а западная стена отображает Страшный суд. Все работы местных художников довольно реалистичны, персонажи хорошо проработаны, что выгодно отличает тутаевские фрески от других средневековых росписей.
Один город – два Романа
Город делится Волгой пополам, на исторически сложившиеся левую, Романовскую, и правую, Борисоглебскую, стороны. Поселение начиналось с левого берега, поэтому и аромат старины здесь куда сильней. Основано оно было бежавшими зимой 1238-го года от жестокого Батыева разорения жителями Ярославля. Спустя почти полвека сюда пришел углицкий князь Роман Владимирович. Его стараниями на левом берегу появились деревянные укрепления, откуда с 1283 года и пошел град Романов. Новый город стал северным форпостом углицкого князя, причисленного позднее к лику святых – и неспроста.
Князь Роман не только 15 церквей воздвиг: он строил приюты для сирот и стариков, был благочестив и хорошо для того времени образован. Нетленные мощи его обрели спустя двести один год после кончины (князь умер в 1285 г.), с канонизацией затянулось еще на столетие, зато по поручению патриарха Иова занимался этим непростым вопросом казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх и пламенный борец с польско-литовскими интервентами.
Свершение у мощей Романа чудес зафиксировали в 1605 г. Мощи благоверного князя перенесли в Спасо-Преображенский собор Углича. Поляки в 1609 году Углич сожгли, и храм в том числе, но останки князя частично уцелели. Тогда же, при пожаре, вероятно, погибли многие рукописные источники (позволившие бы в будущем с большей уверенностью говорить об истории города Романова).
Был в истории города еще один Роман, сын ярославского зятя Ивана Калиты Василия по прозвищу Грозные Очи. Такое прозвище русским князьям давалось не раз, но, в двух известных случаях – за сопротивление набиравшей силу Москве. Роман Васильевич заново отстроил город после разорения его очередным набегом ордынцев и грабежами лихих новгородских ушкуйников. Поэтому некоторые исследователи основание города – правда, уже в 1345 году – приписывают ему.
Остатки земляных валов Романова
История[править | править код]
Храм строился с по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освещена 24 июля 1652 года.
Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах». Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым». Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.
Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.
Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года. После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.
В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже.
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века.
Георгий Седовправить | править код
Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.
Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью.
Где повесить икону в доме
Рис. 6. Икона Спасителя является главным образом для нашей молитвы, поэтому он занимает всегда центральное место в домашнем иконостасе. Лучшим местом для иконы Спасителя в доме является «красный угол» или любое светлое и чистое место на стене. Лучше, если стена выходит на Восток.
Главное, чтобы в месте, где вы размещаете иконы небыло посторонних предметов, картин, плакатов, фотографий и т.п.
В молитвенном углу иконы размещаются в порядке духовной иерархии: икона Спасителя ставится в центре, Богородицы — слева, особопочитаемого святого — слева.
К иконам следует относиться с особым благогвением и почтением, не допуская образования слоя пыли на них и беспорядочного расположения. Тогда иконы станут незаменимыми помощниками в деле спасения и будут настраивать нас на сердечную молитву.
Крестовоздвиженский собор
Адрес: Тутаев, Крестовоздвиженская ул., 47А
В самой древней части города, на левом берегу реки Волги, находится памятник церковной архитектуры XVII века — Крестовоздвиженский собор. Первые постройки будущего каменного храма появились еще в 1658 году, но строительство затянулось на долгие 40 лет, так как средств постоянно не хватало. Местным жителям пришлось просить денег у царя Алексея Михайловича, который прислушался к горожанам и пожертвовал 100 рублей.
Собор находится внутри крепостных валов городища, воздвигнутых еще основателем города — князем Романом Васильевичем. Архитектура храма смотрится достаточно просто и скромно, по сравнению с другими церквями того времени, но шатровая колокольня Крестовоздвиженского собора довольно своеобразна: ее уникальность заключается в необычном и широком декоративном поясе между нижним и более верхними ярусами.
Храм расписывали ярославские мастера под руководством знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина, его называют последним художником Древней Руси. Фрески никогда не поновлялись, поэтому можно увидеть их в оригинале. Из-за повышенной влажности в храме и времени, они все больше разрушаются и скоро бесследно исчезнут, если не начнутся реставрационные работы.