Спасо-преображенский собор в новоспасском монастыре (москва)

История святыни

В первую очередь нужно отметить, что храмы с таким же названием есть во всех странах мира. Но объединяет их то что они все освящены в честь православно религиозного праздника. Его местоположение находится там, где когда-то давно было одно из главных частей предместья Санкт Петербурга. Данная святыня связана не только с духовной историей этого города, но и с победами самой страны. Место на которой находится церковь в свое время по указу императрицы Екатерины I была застроена военными казармами, где жил пол Преображенский.

В то время военной столицей России был Санкт Петербург. Собор был построен по приказу самой императрицы. Местом для его строительства было выбрано именно место где стояли военные казармы. Елизавета была набожным человеком и в те не легкие времена она часто возносила молитвенные прошения к Богоматери. После того как она стала руководить поместьем и начались строительные работы по возведению храма.

Это произошло в 1743 году. В этот год произошла закладка первого камня.  Проектом здания занимались известные архитекторы того времени. Сама Елизавета принимала активное участие в строительстве. Именно ее рукой был заложен первый камень. Также она принимала участие в решении всех вопросов, связанных с храмом. Спустя одиннадцать лет строительные работы были окончены и храм освятил архиепископ в присутствии императрицы.

Здание простояло почти тридцать лет, после чего в нем случился пожар

Он возник из-за неосторожности рабочих.  В результате чего было уничтожено достаточно большая часть здания. Но несмотря на случившееся из пламени удалось спасти много святых образов, а также церковную утварь и ризницу

После того как случилась трагедия с Александром I императрицей было отдано приказ на срочное восстановление храма.

После проведения работ по восстановлению общий вид постройки был сохранен не полностью. В него было внесены небольшие изменения. Работы по реконструкции велись достаточно быстро. И спустя некоторое время храм открыл свои двери для прихожан. После того он стал самым известным Собором по всей северной столице. Свою популярность он сохранил и по сей день.

Он был восстановлен в стиле ампир

Очень важно сказать, что свои двери после восстановления для прихожан не закрывал. В честь Собора была названа и площадь рядом находящаяся с ним

 В тяжелые времена для населения города, когда происходила блокада подвальное помещение храма выступало в роли бомбоубежища.

Помещение святыни вместительное. Внутри его может поместится около 3500 человек. При нем также функционирует хор, воскресная школа, которую могут посещать и взрослые и дети.  Также при церкви работает паломническая деятельность.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Добираться к храму легко, он как раз в самом центре города. До станции «Чернышевская» в метро, после по нечетной стороне Кирочной, свернуть на Радищева, впереди будет площадь, открывается во всей красе собор. Пройти получается приблизительно 400 метров.

Во время пешеходной прогулки возможен другой вариант. Пройти за Летний сад, далее по Пантелеймоновскому мосту перейти Фонтанку и по улице Пестеля выйти на Преображенскую площадь. Храм находится недалеко от Литейного проспекта, рядом с музеем Иосифа Бродского. При наличии времени можно посетить выставку в Русском музее или прогуляться в Михайловский сад — это все почти рядом.

Источники

  • https://ArchitectureGuru.ru/spaso-preobrazhensky-cathedral-saint-petersburg/
  • https://putidorogi-nn.ru/evropa/1038-spaso-preobrazhenskij-sobor-v-sankt-peterburge
  • https://touristam.com/spaso-preobrazhenskiy-sobor-sankt-peterburg.html
  • https://www.culture.ru/institutes/13983/cerkov-spasa-preobrazheniya
  • https://MoiMolitvy.ru/mesta-i-moschi/spaso-preobrazhenskij-sobor-v-sankt-peterburge-2491/
  • https://preobragensky.ru/

Интерьеры собора

В храме – три придела: главный, северный и южный. Собор Преображения Господня всей гвардии освещен естественным светом, богатое убранство смотрится торжественно.

Внутреннее убранство

Свод купола расписан под цвет голубого неба, в середине – Вифлеемская звезда с исходящими лучами. В парусах купола – иконы четырех евангелистов. Подкупольное пространство украшает пятиярусное паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи, выполненные бронзовых дел мастером Дипнером.

В простенках между окнами – 8 ангелов, каждый держит орудие страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди, терновый венец. В центре храма – четырехъярусный иконостас, изготовленный по эскизам Василия Стасова. Иконы написали живописцы Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Андрей Иванов.

Алтарь украсили колоннами и пилястрами. С левой стороны у колонн – церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На стороне, обращенной к народу, золоченая надпись: «Услышьте слово Господне!».

С правой стороны у колонн – Царское место, которое украшали символы державной власти: императорская корона со скипетром и мечом в венке из виноградных ветвей и два орла из золоченой бронзы. На стенах – панно, посвященные истории Преображенского полка.

Главный алтарь

Внутри по-домашнему уютно. От средней части храма алтарь отделен пятиярусным иконостасом, который взметнулся триумфальной аркой с золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченных царских вратах – четыре овальных иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея.

В центре иконостаса на третьем ярусе – Воскресение Христово, справа и слева – образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами.

Над царскими вратами в сиянии – вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие. Вокруг престола – восемь колонн, расположенных дугой, которые связаны сверху карнизом и куполом, увенчанным крестом.

Алтари северного и южного приделов

В северном приделе – иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над царскими вратами – «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей и «Моление Спасителя о чаше».

В южном приделе храма – образы Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами – икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше – «Тайная вечеря» и фигуры коленопреклоненных ангелов.

Архитектура, убранство

Несмотря на существенную разницу в 50 лет и некоторые принципиальные различия в деталях (не говоря уже о разных авторах), колокольню и собор можно по праву считать единым архитектурным комплексом.

Собор

Спасо-Преображенский собор по своему типу — пятиглавый центрально-купольный храм, получивший чрезвычайное распространение в период русского классицизма. Центральная часть собора увенчана сферическим куполом, основанным на подпружных арках, перекинутых между четырьмя мощными, семиугольными в плане, столбами; угловые части основного объема завершают четыре малых световых барабана, с куполами. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. План собора имеет вид равноконечного креста, вписанного в квадрат, и представляет собой систему из центрального объема и гармонически связанных с ним прямоугольных объемов алтаря и боковых нефов. Боковые крылья собора заканчиваются шестиколонными фронтонными портиками с широкими маршами лестниц. С запада к центральному нефу примыкает узкая галерея-трапезная, соединяющая храм с колокольней. Собор вмещает до 4 тысяч человек.

Декоративное убранство собора, характерное для позднего классицизма, ограничено немногими выразительными деталями. Стены прорезаны двумя рядами окон: внизу арочными, а вверху — круглыми, по всему периметру здания проходит завершающий профилированный карниз. Портики декорированы пилястрами и колоннамикоринфского ордера, световые барабаны — коринфскими полуколоннами. Ребристый позолоченный купол в верхней части украшен 16 люкарнами и заканчивается главкой с обходной галереей. Боковые фасады завершены глухими декоративными фронтонами. Фрески и иконостас не сохранились.

Колокольня

Колокольня имеет высоту около 116 метра (по другим данным 94 метра) и является одной из самых высоких в России — второй по высоте в России после колокольни Петропавловского собора. Её архитектурной особенностью являются устроенные внутри угловых устоев круглые камеры; в западных камерах размещаются две лестницы, ведущие на ярус звона. Декоративное убранство колокольни выполнено в традициях раннего классицизма с элементами барокко. Сложно раскрепованные столбы колокольни украшены в нижнем ярусе рустом и пилястрами, а в верхних ярусах — ионическим колоннами. В глухом, украшенном волютами, верхнем ярусе встроены часы. Колокольня увенчана восьмигранной вальмовой крышей и высоким гранёным золочёным шпилем и восьмиконечным крестом. В оформлении колокольни использованы 52 колонны, которые зрительно не только облегчают высокое сооружение, но и создают ощущение стремительного движения вверх.

Куранты

Действующий сегодня часовой механизм установлен в верхнем ярусе колокольни в 1896 году. Часы изготовили годом ранее в петербургской фирме Фридриха Винтера. Сегодня механизмов этого мастера в России осталось совсем немного — порядка тридцати штук, поэтому каждый представляет особую ценность. Новые куранты в конце XIX века пришли на смену прежним, которые морально и технически устарели к тому времени. Механизм до сих пор не электрифицирован, поэтому раз в три дня часы необходимо заводить. В перезвоне участвуют три колокола, о полном часе сообщает большой — благовестник.

Примечания

  1. ?
  2. ? на сайте «Русские церкви»
  3. ? на spbcity.info
  4. ? , М. Умецкая, журнал «Костёр», № 2 за 2000 год
  5. Анатолий Левитин. , стр. 64.
  6. См. раздел II.
  7. ? Анатолий Левитин, Вадим Шавров.
  8. на сайте «Православный Санкт-Петербург»
  9. // Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  10. Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
  11. ? В. Н. Островская Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0
  12. На сайте Преображенского собора города Белгорода
  13. На сайте «Россия»
  14. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб.: 1876 Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.

История Спасо-Преображенского собора

На месте сегодняшнего каменного храма ранее возвышалась деревянная церковь, освященная по имени апостола Петра. В 1660 г. ее заменили на кирпичную, а спустя почти сто лет даровали соборный статус. Однако на этом удивительная история поволжской святыни не заканчивается.

Возведение и основание

По мере разрастания Рыбинска расширялся местный приход, и главная церковь города уже с трудом вмещала всех желающих посетить службы. Чтобы возвести новый собор, пришлось разрушить старый храм. Это произошло в 1838 г., после того как была отслужена последняя Литургия. Пятиярусную звонницу решили не трогать, однако новое здание нужно было спроектировать согласно общему архитектурному стилю.

Завершилось строительство только в 1845 г. Оно велось на средства местных помещиков, занимающихся рыбным промыслом. Всего на возведение новой церкви было потрачено около 200 тысяч рублей. Спустя еще шесть лет мастера закончили с внутренним убранством собора и соединили его с колокольней при помощи узкой трапезной. Освящение храма произошло летом 1851 года.

Спасо-Преображенский собор в Рыбинске

Историческая судьба

Спасо-Преображенский собор с самого начала играл огромную роль в жизни Рыбинска. Здесь принимали присягу государственные служащие, а во время многочисленных войн проводилось таинство Евхаристии для солдат русской армии.

Постепенно церковь начала пополняться различными иконами, которые несли с близлежащих городов, что увеличило поток паломников. На развитие постоянно жертвовались средства, появлялись спонсоры и меценаты. 16 мая 1909 г. по решению Синода собор стал кафедральным.

Процветание поволжской святыни длилось вплоть до революции. Когда к власти пришли большевики, все ценности и церковные реликвии были изъяты, а храм закрыт. Позже с крыши главной молельни снесли купола, а со звонницы сняли колокола. К 1930 г. из православного здания сделали ресторан, который спустя несколько лет превратили в архив.

Послевоенное возрождение

Сразу после Второй мировой войны собор планировали снести, поскольку по проекту восстановления города на его месте хотели построить мост. Однако планам не суждено было сбыться, и полуразрушенное здание простояло без ремонта вплоть до начала 90-х годов. Только когда Спасо-Преображенская церковь перешла под управление РПЦ, начались реставрационные работы.

В 1996 г. храм передали Рыбинской епархии и провели богослужение, которое проходило на первом этаже колокольни. К началу 2000-х годов из здания окончательно вывезли архивы, что позволило продолжить восстановительные работы. Когда отстроили трапезную, службы перенесли туда, а при церкви открыли воскресную школу. В 2007 г. собор был вновь освящен.

Послевоенное возрождение собора

Современное положение

Во время Второй мировой войны поволжская святыня лишилась кафедрального статуса. Вернули его только в 2010 г. по решению Синода. На текущий момент все ремонтные и восстановительные работы завершены, а храм открыт ежедневно для верующих и туристов.

Чтобы посетить жемчужину Рыбинска, можно приобрести экскурсионный тур. Группы, как правило, набирают по 25 человек, однако записываться туда нужно заранее.
Совет автора

История постройки

Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Белгорода

Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:

  • архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
  • подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
  • сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.

Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.

Советское время

В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.

В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.

Возрождение

Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.

Интерьер Спасо-Преображенского собора

Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.

В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.

Архитектура

Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:

  1. Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
  2. Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
  3. Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.

Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.

Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.

Фото и описание

Некоторым образом «виновником» появления Преображенского собора в Петербурге является государь Петр I, создавший «потешный» полк, впоследствии ставший основой Преображенского гвардейского полка. Именно этот полк в 1741 году помог дочери Петра, Елизавете, совершить дворцовый переворот и стать императрицей. Через несколько дней после переворота Елизавета в память об этом великом событии повелела возвести в месте расположения казарм полка церковь, как знак благодарности Господу за великую милость, оказанную ей.

С 1743 году в Преображенских слободах под руководством лучших архитекторов Петербурга Михаила Земцова, Доминико Трезини, Франческо Растрелли велось строительство каменного храма во имя Преображения Господня. Императрица лично заложила первый камень в фундамент этого собора, принимала активное участие в его строительстве от контроля над проектированием, когда она вносила всё новые и новые пожелания и предложения, до непосредственного надзора за процессом сооружения. Именно по её указанию собор был спроектирован по образу Успенского собора в московском Кремле с традиционным для русских церквей пятиглавым завершением. В 1754 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны прошло торжественное освящение Спасо-Преображенского собора, который был назван полковым собором. В 1796 году император Павла I повелел именовать храм «собором всей гвардии».

В 1825 году собор, считавшийся в то время великолепнейшим, одним из лучших в Петербурге, загорелся по небрежности рабочих, ремонтировавших купол собора. Пламя бушевало восемь часов, и в результате от здания остались только стены. Самоотверженность служителей храма и прихожан помогла спасти главные святыни храма. Восстановление храма началось немедленно по приказанию государя Александра I. Руководителем проекта был назначен известный архитектор Василий Петрович Стасов.

Воссоздавая Спасо-Преображенский собор, зодчий старался не отступать от внешнего вида, форм храма, спроектированного Земцовым. Но он внес и изменения, сообразуясь со своим видением, велениями времени и традициями классической архитектуры: западный фасад украсил двенадцатиметровый четырехколонный портик с фронтоном, центральному и боковым куполам собора были приданы полусферические очертания, существенно изменился и интерьер. Великолепный иконостас и алтарная сень,  созданные по рисункам Стасова, декорированы пилястрами и колоннами коринфского ордена. В центре свода главного купола,  который расписан под цвет неба, изображена звезда с расходящимися лучами. Храм освещается через полуциркульные высокие окна, стены его украшают панно с воинскими атрибутами, центральный барабан оформлен барельефами — гирляндами с головками херувимов. В плане собор представляет собой двадцатичетырехгранный крест. Главный купол увенчан восьмиметровым крестом.

Иконостас собора —  деревянный четырехъярусный — имеет вид триумфальной арки с полусферическим сводом над царскими вратами. Он украшен золоченой резьбой по белому фону. Иконы для иконостаса писаны выдающимися мастерами — В. Шебуевым,  А. Угрюмовым, и А. Ивановым. В центре собора — пятиярусная люстра на 120 свечей, созданная под наблюдением В. Стасова, которая и ныне служит украшением интерьера. На звоннице собора раньше было 13 колоколов, но теперь осталось только шесть. Общая площадь собора составляет 1180 м2, а высота его – 41,5 метра. Собор вмещает до 3000 молящихся.

На золоченые купола при строительстве не хватило денег, но Стасов нашел воистину гениальное решение – теперь купола отсвечивают вороненым металлом.

Вокруг собора по проекту Стасова был разбит сквер, окруженный оградой, для строительства которой были использованы стволы трофейных пушек, взятых со стен плененных турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи и Силистрии. Так ограда стала символом победы России в русско-турецкой войны 1828 г. Внутри собора находится памятная доска с перечнем офицеров Преображенского полка, погибших в 1702 – 1917 годах во славу русского оружия.

В 1886 году архитектор Слупский на пожертвования прихожан выстроил в ограде часовню с витражами, «писанными, для предохранения от сырости и порчи живописи, на цинке». Здесь же разместился прекрасный образ Тихвинской иконы Божией Матери, в золоченой серебряной ризе, усыпанный драгоценными камнями.

Наши дни

Сохранив свой изначальный облик на протяжении без малого двух столетий, храм буквально связывает нынешнее время с загадочным и притягательным прошлым. Однако не это является главной причиной того, что на службы, проходящие  в нем каждый день, приходят сотни, а иногда и тысячи православных верующих. Среди них и жители Северной столицы, и паломники из других городов.

Верующие стремятся помолиться перед чудотворными иконами, которые находятся в храме. Среди них Спас Нерукотворный, лик Богородицы «Всех скорбящих радость», а также образ святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Посетить церковь можно в любой день и время. Но если есть желание непременно попасть на службу, желательно заранее узнать расписание богослужений в Преображенском соборе. Такая информация публикуется на интернет-ресурсе храма. По будням утром совершаются литургии. В церковные праздники их количество удваивается. Также в храме ежедневно проводятся молебны и вечерние богослужения.

Это интересно: Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Официальный сайт

У храма есть свой сайт https://spaso-preobr-sobor.ru, где всегда можно посмотреть необходимую информацию, ознакомиться с временем проводимых экскурсий и узнать последние новости из жизни святыни северной столицы. Сайт удобен и прост в обращении, любой гость Санкт-Петербурга с легкостью на нем найдет то, что его интересует. Здесь можно ознакомиться с историей и описанием собора, прочитать последние новости, узнать об организациях, действующих под его началом, а также просмотреть расписание богослужений, проводимых в храме. Примечательно, что список богослужений представлен на неделю, а не на месяц, как во многих подобных организациях.

История строительства

В 1741 году гренадеры лейб-гвардии Преображенского полка помогли дочери Петра I — Елизавете Петровне совершить дворцовый переворот и взойти на российский трон. Новая императрица была благодарна верным солдатам и офицерам, и поэтому заказала архитектору Михаилу Земцову проект полкового храма.

Церковь решили поставить там, где раньше находился штаб полка, как тогда говорили «съезжая изба». Любопытно, что именно в этом месте будущая императрица молилась о возвращении престола, который был незаконно отнят у нее Анной Леопольдовной.

В 1743 году, после кончины Земцова, строительство возглавил архитектор Пьетро Антонио Трезини. Он изменил первоначальный проект. В августе 1754 года, незадолго до праздника Преображения, в присутствии императрицы архиепископ Сильвестр освятил новый собор.

Вид Спасо-Преображенского собора со стороны улицы Пестеля

В Петербурге появился барочный пятиглавый храм с изящным пятиярусным иконостасом и резной алтарной сенью. Он стал одной из первых каменных церквей строящегося города. В 1796 году, при императоре Павле I храму присвоили почетное звание «собора всей гвардии».

В 1825 году произошла страшная беда. В церковном здании начался пожар. Пока пламя разгоралось, служители и прихожане успели вынести ценные иконы и богослужебную утварь. Сам собор спасти не смогли. От величественной постройки остались лишь одни обгоревшие стены.

Огорченный император Николай I поручил восстановить собор архитектору Василию Стасову. Поскольку от старого храма мало что уцелело, зодчий подготовил оригинальный проект в популярном в те времена стиле ампир. Строительство заняло 4 года. В 1829 году новый храм освятил митрополит Серафим.

Общий вид Спасо-Преображенского собора и Преображенской площади

Возведение храма

Собор был возведен для полкового двора гренадеров Преображенского полка. В начале XVIII века сюда часто заезжала дочь Петра Великого, Цесаревна Елизавета Петровна. Она была крестной матерью у многих детей солдат и офицеров этого полка. Цесаревна пользовалась любовью и уважением у гвардейцев и именно к ним обратилась она за помощью, когда решила взойти на Российский престол, который в то время занимали члены «Брауншвейгской фамилии». Вместе с Цесаревной преображенцы отправились в Зимний дворец, и наутро Елизавета Петровна была провозглашена Императрицей Российской.

При строительстве церкви вам могут понадобиться услуги Компании «Карандаев» — камнерезной мастерской специализирующейся на проектировании и создании интерьеров храмов и предметов культа .

В дальнейшем императрица Елизавета никогда не забывала о той помощи, которую получила от военных, и в знак благодарности повелела возвести Церковь Преображения Господня.

Строительство каменного храма было начато в 1743 году. Для руководства работами были приглашены лучшие петербургские архитекторы того времени — Доминико Трезини, Франческо Растрелли, Михаил Земцов. Елизавета Петровна лично присутствовала при начале возведения и сама заложила в фундамент храма первый камень. В дальнейшем императрица тщательно следила за тем, как проводятся работы по строительству храма и порой вносила предложения по его обустройству. Освящение этого собора проходило также в присутствии императрицы. Храм стал выполнять функции полкового собора. По повелению императора Павла I в ноябре 1796 года этот собор был назначен Храмом всей гвардии.

Пятикупольный храм был выстроен в традициях старинного зодчества и отличался от большинства подобных построек — ведь в то время предпочтение отдавалось соборам с одним куполом, созданным в европейских традициях.

Возможно, Вам будет интересна статья о храме Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской.

История современного здания собора.[править | править код]

8 августа 1825 года собор сгорел, но при пожаре из него успели вынести все святыни. Александром I было принято решение о скорейшем восстановлении здания. Уже к зиме 1827 года по проекту В.П. Стасова храм был восстановлен.

5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора, главный алтарь которого был освящён в честь праздника Преображения Господня.

На одной из башен собора в 1854 году установлены куранты, привезённые в Санкт-Петербург из Англии. Именно в таком виде Спасо-Преображенский собор дошёл до наших дней.

Новый Спасо-Преображенский собор стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Современники Стасова говорили, что в городе существуют два выдающихся сооружения — Казанский и Спасо-Преображенский соборы. За создание этого храма архитектору императором был подарен бриллиантовый перстень и 1325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек.

Так как храм являлся собором всей гвардии, внутри него хранились многочисленные знамёна и другие трофеи, добытые в войне с Османской империей. В особых шкафах хранились Преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля Александра II, которая была на нём 1 марта 1881 года во время смертельного ранения при покушении. Собор был главным военным храмом Санкт-Петербурга.

В 1918 году Спасо-Преображенский собор стал приходским храмом. Военные трофеи были переданы в Артиллерийский музей.

В 1950-м году они были переданы в Государственный Эрмитаж. Большинство икон и святынь были изъяты из храма в 1920-х годах.

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал свою работу, был действующим всё советское время. Внутри храма находится доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год.

Спасо-Преображенский собор является одним из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Широко известен хор собора, где выступают солисты Академической капеллы. Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Николай Михайлович Гундяев

Образ Спаса Нерукотворного

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.

Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.

Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.

Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.

В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».

Загрохотали пушки.

Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.

Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.

Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.

Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.

Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».

Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.

В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание:  «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.

Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.

Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.

Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»

В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.

Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).

Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.

Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.

Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.

Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.

— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».

После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector