Церковь вознесения в коломенском

храм казанской иконы в коломенском | Казанская

Описание:

С XV в. с. Коломенское было царской вотчиной. Храм на высоком подклете с шатровой колокольней построен в 1649-1653 гг. при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани. Соединялся переходом с деревянным царским дворцом, который за ветхостью был разобран в XIX в. В 1941-1942 гг. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Главный — Казанской иконы Божией Матери, приделы — св. равноап. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского.

Чудотворная икона Божией Матери «Державная» (обретенная 15 марта 1917 г. и возвращенная в храм 27 июля 1990 г.); чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в).

  • протоиерей Владимир Гонтар — настоятель
  • иерей Алексий Моисеев
  • иерей Феодор Романенко
  • иерей Тимофей Куропатов

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечерня, утреня — в 17.00, по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 18.00, по воскресеньям в 17.00 — водосвятный молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери, в пятницу — молебен с акафистом иконе Божией Матери «Державная».

Храм открыт с 7.30 до окончания вечернего богослужения.

Действуют воскресная школа и библиотека. Имеется баптистерий для крещения взрослых.

(Южный округ)

В 1651 г. при царе Алексее Михайловиче был освящен семикупольный храм с шатровой колокольней, на высоком подклете, вошедший позднее в состав деревянного царского дворца. В 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание. ежедн. Литургия в 8 ч. вечерня, утреня в 17 ч. по воскр. и праздн. – две Литургии в 7 и 10 ч. накануне всенощное бдение в 18 (зимой в 17) ч.

Духовенство:

Настоятель – прот. Святослав Юримский, прот. Николай Михнюк, иерей Сергий Степанов, иерей Сергий Дементьев.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими

Церковь Вознесения в Коломенском

Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.

В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».

А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!

Церковь Вознесения в Коломенском.

Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.

«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись   по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.

Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»

За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.

В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!

Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.

16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!

Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!

Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники   — художники, есть здесь и музеи!

Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.

В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.

Коломенская верста

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Фотографии автора.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Музей деревянного зодчества в Коломенском

В 1923 году по инициативе известного российского архитектора Петра Дмитриевича Барановского появился музей «Коломенское», и именно этот ученый стал первым его директором. С 1923 по 1933 год он нашел и перевез сюда несколько памятников деревянного зодчества XVII–XVIII веков. Экспонаты этого музея можно увидеть и в наши дни. В 2006-2007 году деревянные строения были отреставрированы и перенесены из центральной части парка на его окраину, к реке Жужа.

Моховая башня Сумского острога

Моховая башня Сумского острога была разобрана и привезена Барановским в Коломенское в 1931 году. Части ее конструкции хранились в запасниках более 80 лет, а когда в 2003 году исследователи принялись за ее сборку, они долго не могли понять, как это правильно сделать. Была проделана огромная подготовительная работа, прежде чем Моховая башня была вновь воссоздана на территории этнографического музея в Коломенском.

Надвратная башня Николо-Корельского монастыря

Восточная Надвратная башня Николо-Корельского монастыря также стала одним из первых экспонатов музея Коломенского — она была привезена в Москву в 1932 году. Это единственный сохранившийся на сегодня памятник деревянной монастырской архитектуры XVII века. Датой строительства башни считается 1692 год, хотя сам Николо-Корельский монастырь был основан еще в конце XIV — начале XV веков на месте впадения реки Северная Двина в Белое море.

Башня Братского острога

Башня Братского острога является уникальным архитектурным памятником деревянного зодчества XVII века. Как правило, острог представлял собой большую четырехугольную деревянную крепость, по углам которой находились башни. От Братского острога до наших дней сохранилось лишь две из них. Датой их строительства принято считать 1654 год. При строительстве Братской ГЭС в 1957-1958 году обе башни оказались в зоне затопления, поэтому после тщательных исследований было принято решение перенести их на новое место, и так одна из них оказалась в Москве в парке Коломенское, а вторая — так и осталась в городе Братск и является экспонатом местного музея.

Храм святого Георгия Победоносца в Коломенском

Еще один памятник деревянного зодчества XVII века, который можно увидеть в Коломенском — церковь Святого Георгия Победоносца. Храм был построен в 1685 году на берегу реки Ёрги. За свою долгую жизнь церковь неоднократно перестраивалась, а в результате реставрация конца XIX века практически полностью изменила свой внешний облик.

В советские времена в стенах деревянного памятника размещался сельский клуб, а затем склад, и в результате ни иконостас, ни другое внутреннее убранство не сохранилось. В 2003 году было принято решение разобрать полуразрушенную церковь и перевезти ее для реставрации в Коломенское. Так в 2009-2011 году в музее деревянного зодчества появился еще один памятник архитектуры XVII века.

Домик Петра I в Коломенском

Но самым известным музейным экспонатом деревянного зодчества в Коломенском является дом Петра I, который в отличие от остальных древних строений, по-прежнему располагается рядом с Государевым двором. Сам дом был построен в 1702 году в устье Северной Двины специально для Петра I.

Царь жил в этом доме недолго, всего полтора месяца, когда находился в Архангельске и наблюдал за строительством военных кораблей и укреплений. В 1934-1936 годах директор музея-заповедника Коломенское Петр Дмитриевич Барановский, чтобы спасти памятник от разрушения, перевез его в Москву. Если внешне дом Петра I не изменился, то интерьеры внутри здания воссозданы и реконструированы в наши дни, а внутри располагается музей.

Перед домиком установлен памятник императору Петру I. Эта скульптура — авторская копия памятника, а оригинал был подарен бельгийскому городу Антверпен.

Копия Голландского домика царя Петра I

Но это не единственный дом российского императора в Коломенском. Рядом с рекой Жужей находится копия дома из города Заандама, в котором Петр I провел 8 дней, обучаясь корабельному делу. Все детали дома были полностью спроектированы и изготовлены в Голландии, а только затем привезены в Россию для сборки — это подарок от Вооруженных сил королевства Нидерланды Коломенскому музею-заповеднику. Внутри здания располагается одна из музейных экспозиций усадьбы.

Водяная мельница и Соколиный двор

Из современных построек в музее деревянного зодчества стоит также отметить водяную мельницу, плотину на реке Жужа и Соколиный двор. Оба экспоната являются воссозданными в 2007 году.

Как добраться на машине

Чтобы добраться до храма Вознесения из центра Москвы, следует:

  1. через Китайгородский проезд выехать на Москворецкую набережную;
  2. двигаться вдоль Москвы реки до разделения Крутицкой набережной на Крутицкую и Симоновскую;
  3. в месте разветвления повернуть на Симоновскую набережную;
  4. повернуть налево на улицу Восточную;
  5. через улицу Восточную выехать на Велозаводскую улицу, которая в дальнейшем перейдет в проспект Андропова;
  6. по проспекту Андропова доехать до Каширского шоссе и развернуться на развязке около улицы Каспийской;
  7. повернуть на улицу 1-я Дьяково Городище и оставить автомобиль на въезде в музей-заповедник.

Далее нужно следовать до храма пешком. Длина пути – около 20 км, однако с учетом пробок преодолеть его можно только за 45-50 мин.

Чтобы приехать в Коломенское из самого загруженного аэропорта Москвы Шереметьево, необходимо:

  1. добраться до МКАД по трассе М-11;
  2. двигаться прямо по Зеленоградской улице;
  3. повернуть направо на Дмитровское шоссе;
  4. Повернуть направо на улицу Новая Башиловка;
  5. двигаясь прямо, достичь 3-го кольца;
  6. с 3-го кольца съехать направо на Варшавское шоссе;
  7. съехать с Варшавского шоссе на Каширское;
  8. развернуться на развязке и оставить машину около входа в Московский музей-заповедник.

Расстояние, которое придется преодолеть от Шереметьево до Коломенского, составляет около 50 км. На это уйдет примерно 1,5 часа времени.

Архитектор и внешняя отделка собора

Имя архитектора, создавшего храм Вознесения, доподлинно неизвестно. С наибольшей вероятностью можно сказать, что это был итальянец Петрока Малый. Храм Вознесения в Коломенском по форме напоминает башню. Конструкция храма включает несколько ярусов.

Они расположены в следующем порядке снизу вверх:

  1. подклет;
  2. четверик, стены которого украшают треугольные арки;
  3. три ряда кокошников;
  4. восьмерик с восьмигранным шатром;
  5. восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом.

Стена храма, выходящая на восток, ровная, хотя православные церкви традиционно украшают полукруглыми апсидами со стороны восходящего солнца. Наличие галереи, полностью опоясывающей храм, также выделяет его из числа других подобных строений.

Попасть в галерею можно по одной из трех лестниц, каждая из которых ведет на крыльцо с аркой. Основным архитектурным нововведением храма стала крыша в виде восьмигранного шатра высотой 20 м, в то время как высота всего здания составляет 62 м.

Коллекции и экспозиции

В фондах музея-заповедника Коломенское хранятся десятки тысяч экспонатов — нумизматическая коллекция, собрания предметов из металла, дерева, стекла, фарфора, керамики, ткани, кожи и пр., изразцы, старинные книги, графика, фото-, видео-, аудиоматериалы и многое другое.

Археологическая коллекция — одна из крупнейших в стране. В ней собраны экспонаты, найденные на раскопках Московского объединенного музея-заповедника. Они свидетельствуют об активной деятельности в Коломенском с эпохи неолита до Новейшего времени. Среди экспонатов остатки керамической посуды и каменных надгробий, украшения, орудия труда, антропоморфные статуэтки и другие артефакты.

Этнографическая коллекция дает наглядное представление о быте и культуре древних поселений. Многообразие земледельческих орудий, приспособлений для приготовления еды, пчеловодства, охоты, ткацких работ и пр. позволяет понять как тяжел был повседневный труд крестьян и как развивались технологии. Конечно, фонд этнографии не может быть полным без традиционных костюмов, головных уборов и украшений. Свадебные наряды, театральные бинокли, веера, сумочки и другие аксесcуары расскажут о вкусах и нравах наших предков.

Восстановление деревянных памятников, интерьеров и других объектов музейного комплекса было бы невозможным без экспонатов графического фонда. В нем собраны чертежи, гравюры, рисунки, созданные архитекторами, художниками, мастеровыми, трудившимися над строительством царской резиденции. В фонде также собраны масляные портреты членов царской семьи и других известных деятелей.

Но не только исторические артефакты хранятся в Коломенском. Музей активно собирает и работы современных художников — С. М. Харламова, Б. К. Шаповалова, И. А. Манухова и других мастеров.

Maksim Starostin

Большой интерес представляют элементы декора утраченных памятников архитектуры Москвы — в Коломенском хранятся фрагменты порталов, наличников, колонн от церквей, монастырей и башен, утраченных в 1930-е годы. Подробное описание фондов доступно на официальном сайте заповедника Коломенское.

Виртуальные туры по музею Коломенское

Сотрудники музея постоянно готовят новые выставки, чтобы познакомить широкую публику с самыми интересными экспонатами. Ведь лишь малая часть фондов демонстрируется во дворце, палатах и других сооружениях комплекса на постоянной основе.

Богатые интерьеры со старинной мебелью, предметами интерьера, картинами, скульптурами, люстрами и витражами ждут вас во Дворце царя Алексея Михайловича. Залы украшены иконами, графикой, резьбой и другими предметами, составляющими экспозицию «Сокровища русского искусства. XVII век».

Панорама дворца:

Историческая выставка, повествующая о судьбе Коломенского с момента основания до современности, размещена в комплексе Передних ворот Государева двора.

В Домике Петра I, где воссозданы кабинет, столовая и другие помещения, можно познакомится с обстановкой, в которой жил великий реформатор.

Не менее интересны экспозиции, рассказывающие о быте дворовых. В Этнографическом центре Коломенского музея-заповедника созданы выставки «Усадьба коломенского крестьянина», «Усадьба кузнеца» и «Конюшенный двор». Гости могут посетить жилые дома мастеров, амбары, кузницу и конюшню.

Усадьба пасечника и Аптекарский огород, образующие экспозиционный комплекс «Медовое Коломенское», раскроют секреты пчеловодства и покажут особенности быта. В программу входит посещение огорода, избы, пасеки, знакомство с инвентарем и техникой сбора меда.

Колокольня Вознесенской площади, Ирина Дементьева

Посмотреть фильм о соколиной охоте — любимой забаве Алексея Михайловича, можно в хозяйственном комплексе Соколиный двор. Здесь и сегодня содержатся ловчие птицы: соколы и ястребы.

Постоянные экспозиции действуют и в других строениях музея-заповедника Коломенское — о водоснабжении Государева двора повествуется на выставках Водяной мельницы и Водовзводной башни; о жизни Сумского острога расскажут экспонаты Моховой башни; иконы и предметы религиозного культа собраны в Церкви Святого великомученика Георгия Победоносца. Узнать больше об экспозициях Коломенского, режим работы объектов и темы выставок можно здесь.

Иконостас Вознесенской церкви, Ирина Дементьева

Подземные ходы, порталы во времени и другие тайны Коломенского

Тайны Коломенского занимают умы ученых мужей и обывателей едва ли не больше, чем история его архитектурных памятников. Историки подтверждают — здесь много веков назад находились языческие капища, поэтому Коломенское часто упоминается эзотериками как место силы.

По легенде где-то здесь спрятана знаменитая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему в наследство от бабки Софьи Палеолог. Библиотека представляла собой множество книг оккультного толка, собранных еще византийцами. Часть из них служили Свету и добрым помыслам, а часть — Темным силам. Либерия — а именно так именовалась библиотека — долго приводила царя в замешательство, пока он не принял решение закопать Темную часть в тайниках, подальше от людских глаз. Прикасаться к Либерии раньше, чем через 800 лет — себе дороже! Ведь говорят, что на библиотеку наложено проклятие, и тот, кто ее найдет раньше срока, может потерять зрение.  

Монаршим особам, проживавшим в царском селе, приписывают создание многочисленных подземных ходов, соединяющих подвалы храмов между собой и даже проделанных под рекой с выходом на другой берег.  Алексей Михайлович, помнивший Смутное время и расправы над знатными особами, в целях собственной безопасности велел сделать подземный коридор, соединяющий храмы Казанской божьей Матери и Церковь Вознесения. Есть версия, что подземелье имеет и другой выход — в Николо-Перервинской обители, в районе Печатников. Археологи еще в начале XX века находили люки и двери в Казанском храме, за которыми, по их мнению, должны были быть подземные туннели. Однако исследовательские работы прекращались в самом начале, поскольку возникала опасность обрушения всего здания.

Известный историк и археолог Игнатий Стеллецкий посвятил раскопкам в Коломенском немало времени. Основной его целью была Либерия, однако  в ходе работ археологов было открыто и немало других интересных находок. Накануне Великой Отечественной войны Стеллецкий открыл в окрестностях Предтечинской церкви небольшую возвышенность, которая оказалась искусственной. А на глубине 7 метров перед взорами археологов предстала известковая кладка. Исследователь предположил, что под храмом должно быть хранилище немалых размеров, но военные события прервали раскопки, а вскоре и сам Стеллецкий умер.

Еще один подземный спуск — вернее, даже ступени — были найдены строителями в Дьяковском храме в 1980 году. Сами ступени были сделаны из белого камня и коридор, к которому они вели, также был облицован белым камнем. Исследование было прервано из-за недостатка средств. Поклонники московских подземелий до сих пор уверены, что от Коломенского до Кремля построена подземная дорога, о чем якобы свидетельствуют данные биолокации. 

Особняком в сотворении мистики вокруг коломенского стоит Волосов овраг. По одной из трактовок, «Волосов» — это видоизменное название «Велесов», произошедшее от имени языческого бога Велеса. Как известно, Велес покровительствовал подземному миру, оккультным знаниям, а также богатству. В овраге есть настоящий портал времени, позволяющий попадать в другие эпохи. Несколько случаев пропажи людей были даже описаны «Московскими Ведомостями» в 1832 году. Все участники происшедшего упоминают сильный туман и внезапно открывшийся коридор. Рискнувшие пройти по этому коридору пропадали на несколько десятков лет, а некоторые и вовсе не вернулись. О пропажах людей из сел Коломенское, Дьяково и Новинки существуют реальные полицейские протоколы за период 1825–1917 годов.

Но на этом чудеса Волосова оврага не заканчиваются. Два известных чудодейственных камня уютно расположились недалеко от ручья. Один из них называется «Девий камень», а другой — «Гусь-камень» (или «Конь-камень»). Вес каждого из них  превышает пять тонн. Согласно одной из легенд, именно здесь произошла битва Георгия Победоносца со злым Змием. Эта памятная битва описана в житии святого Георгия Победоносца. Пронзив Змия копьем, Георгий разрубил чудище пополам, и две этих  части окаменели и превратились в два массивных валуна. Их еще называют «Камнями желаний»: «Девий» исполняет женские просьбы и по преданиям помогает женщинам познать радость материнства, а «Гусь» — мужские. Внешне камни и правда очень необычны, исследователи предполагают, что они имеют внеземное происхождение. А ученые из Института общей физики провели в 90-х годах XX века замеры электромагнитных полей и выяснили, что вблизи валунов излучение превышает норму в 27 раз, а в самом овраге — в 12. Стоит ли удивляться, что периодически здесь выходят из строя различные приборы, включая мобильные телефоны. Сегодня камни являются популярным местом паломничества туристов, веточки вокруг валунов сплошь обвязаны ленточками с желаниями.

Архитектура храма в Коломенском

Постройка храма – это смешение архитектурных стилей.  Здесь и раннее возрождение, и готика, и классический стиль русских кокошников.

Строение оригинально тем, что это была первая церковь, исполненная в шатровом стиле из камня, до этого такие возведения выполнялись только из дерева. Эксперимент неизвестного мастера превзошел даже самые смелые ожидания.

Храм в виде белоснежной башни взмывает ввысь на 62 метра. Все детали архитектуры подчеркивают устремление к небесам, а мощное основание, неспешные переходы галерей и лестниц только усиливают это возвышение.

Несмотря на толщину стен и строгое убранство, церковь кажется парящей в воздухе. Объемы как-бы перетекают снизу вверх. Храм словно выходит из воды, а взмывающий под облака каменный шатер отблескивает на солнце белоснежными бусинами.

Если посмотреть сверху, то храм похож на равноконечный крест. С восточной стороны сохранился трон из камня на львиных лапах. Отсюда московские князья любовались красотой реки и лесов.

Обращение митрополита Ювеналия «Восстановим порушенные святыни»

В субботу 23 февраля в нашем киноклубе состоится показ художественного фильма «Излечить страх» о жизни и подвиге святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, удивительного человека, врача, хирурга, ученого, исповедника.

Начало показа в 15-15 (в зале на первом этаже нашего храма). Приглашаем всех желающих!

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла: «Продюсеру кинокомпании «Патриот-фильм» Олегу Сытнику и творческому коллективу фильма «Излечить страх».

Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену

Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке

Подробнее: ФИЛЬМ О СВЯТИТЕЛЕ ЛУКЕ КРЫМСКОМ

Впервые об отце Мелетии мы узнали из хранящегося в Государственном Архиве Российской Федерации  следственного Дела настоятеля Казанского храма в Котельниках священномученика Вячеслава Занкова. Осенью 1937года на допросе в Таганской тюрьме отец Вячеслав  ответил, что вместе с ним в Казанском храме служили монахи Мелетий и Вадим, фамилии которых он не назвал.

В какие бы архивы мы не обращались, нам  не удавалось выяснить их судьбу, поскольку не знали ни их имен, ни возраста. Но промыслительно сложилось так, что к 1000-летию празднования русского монашества на Святой Горе Афон стали выходить в свет первые тома 25-ти томной серии книг «Русский Афон».

Важно

Во втором томе этой серии, «Монахологии»,  приводятся биографические сведения обо всех русских монахах, когда-либо подвизавшихся на Святой Горе.

 Мы конечно понимали, что это – соломинка, но все же в надежде, что разыскиваемые нами монахи могли прежде служить на Афоне, выписали из этой книги всех монахов с именем Мелетий и Вадим и, получив разрешение на доступ в отдел репрессированных,  отправились в ГАРФ. И чудо произошло.

Подробнее: 13 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АФОНСКОГО СТАРЦА, ИЕРОМОНАХА МЕЛЕТИЯ…

Священномученик Димитрий Смирнов родился в 1868 году в селе Чернеево Дмитровского уезда Московской губернии.

После окончания в 1883 году Звенигородского Духовного училища он несколько лет проживал вместе с родителями в селе Троицком Одинцовского района Московской губернии. Его отец – Василий Тимофеевич Смирнов (47 лет прослуживший священником) был настоятелем Троицкого храма.

Здесь в Троицком в 1874году в семье отца Василия родился ещё один сын – Всеволод, впоследствии тоже ставший священником и священномучеником.

     130 лет назад, в апреле 1889 года, Дмитрий Васильевич  Смирнов приехал в Котельники и потом 21 год служил  псаломщиком в нашем храме Казанской иконы Божией Матери.  

Подробнее: Священномученик Димитрий Смирнов

Выдающийся труженик на ниве церковной, апостол Христов нового времени, святитель Макарий родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии.

Он был восьмым ребенком в очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенок был очень слаб, поэтому в этот  же день был крещен с именем Михаил,  в белой крестильной рубашке положен под святые иконы и по молитвам родителей младенец остался жить.

Это было первое чудо в его жизни, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его на протяжении всей его девяностолетней жизни. Многодетная семья Андрея Парвицкого испытывала тяжкие лишения.

Совет

Особенно ухудшилось положение, когда сгорел их дом и многодетная семья вынуждена была жить в тесной церковной сторожке. 

Подробнее: Житие святителя Макария (Невского; 1835-1926), митрополита Московского и Коломенского

Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Храм соединялся крытым переходом с дворцом

Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого

Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Внутреннее убранство

Внутренний интерьер храма Вознесения не столь богат и изыскан, как наружная отделка. Стены помещения просто выкрашены в белый цвет. В углах стены имеют массивные выступы в виде колонн. Половина окон имеет угловое расположение на четверике, другая половина находится на гранях шатровой части. Напольное покрытие составлено из черной и коричневой керамической плитки треугольной формы.

До наших времен не дошли украшавшие стены росписи и старинный иконостас. Сейчас можно увидеть только элементы опорной конструкции, на которой он держался. Однако в церкви имеется современный иконостас, установленный в 2007 г. и освященный в 2008 г. Он воссоздан по образцу XVI в.

Храм выделяется на фоне других подобных построек своим просторным подклетом. Сейчас он занят постоянной экспозицией, повествующей об истории храма Вознесения. Внутренне помещение храма имеет площадь 8,5х8,5 м. Несмотря на малые размеры, комната выглядит светлой и просторной благодаря большой высоте шатра и обилию окон.

https://www.youtube.com/watch?v=kaeGr8XgMOw

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector