Собор казанской иконы божией матери: история одного храма

Строительство собора планируется закончить в 2020 году

Сейчас на территории мужского Богородицкого монастыря развернута стройплощадка. Строительные работы проводятся круглосуточно.

Стройплощадка в апреле 2018 года. Строительство храма Казанской иконы Божией Матери, город Казань

При копке котлована под фундамент были обнаружены остатки старого здания и подземного храма, устроенного Великой княгиней Елизаветой в трехсотлетнюю годовщину царствования семьи Романовых.

Во время раскопок рабочие находили кости. Раньше здесь располагался некрополь, где хоронили сестер.

Обнаружено так же множество различных металлических, поржавевших от времени, предметов: воротные петли, скобы, кочерги. Здание собора восстанавливают по архивным документам, сохранившимся обмером с максимальной точность к историческому.

Завершат строительство в 2020 году.

Особенности архитектурного стиля, дизайна собора

Казанский собор небольшой, но недооценивать его не стоит. Смотрится он очень празднично, прежде всего, благодаря обилию декора. Бесстолпный храм кубической формы увенчан пирамидой, которая состоит из 4 кокошников. Крупные расположены внизу, мелкие – вверху. Последние служат опорой массивной главе, зафиксированной с помощью светового барабана.

Декором для первого этаж служат ложные арки с опорой на маленькие пилоны. Они скрывают крытую галерею, которую используют верующие, не попавшие непосредственно внутрь собора. Все происходящее в храме прихожане видят и слышат благодаря компактным окнам.

Глядя на фасад архитектурного памятника, нельзя не заметить уникальные иконы из мозаики. С правой стороны расположен образ Казанской Богоматери, с левой – лик Георгия Победоносца. Апсид украшает икона «Ермоген, патриарх Московский».

Примыкающая к храму колокольня впечатляет своей высотой (на уровне купола). По большим праздникам она собирает толпы верующих, всех желающих возрадоваться Господу под звон Казанских колоколов.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Интерьер собора назвать оригинальным нельзя, так как до наших дней точных сведений о том, как он выглядел, не сохранилось. Внутреннее убранство храма оформляли, опираясь на описания, найденные в старых документах, созданных мастерами росписи (приглашенными работать над Казанским собором из Палеха и Брянска). Сегодня внутренняя поверхность стен церкви украшена красивыми фресками и орнаментами.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Колоннада Казанского собора. Архитектор А. Воронихин по желанию императора Павла I повторил римское творение Д. Бернини, возведя с северной стороны собора колоннаду из 94 столпов высотой 14 м и весом около 28 т. Но если в Риме соборные колонны являются просто декорацией площади, то в Петербурге они полукругом вписываются в Невский проспект и ловко прячут несимметричность постройки: храм-то православный, и главный вход у него с запада, то есть с Казанской улицы, да и купол не посередине, как в католической традиции, а восточнее входа. Если рассматривать Казанский собор в Санкт-Петербурге на фото, этой тонкости можно не заметить. Материалом для колонн послужил камень, подобный травертино – камню для наружных работ в соборе св. Петра. Его без особых усилий добывали в деревне Пудость в 49 км от Петербурга.
  • Памятники у Казанского собора. Несмотря на то, что само здание имеет религиозный смысл, на территории собора расположились бронзовые скульптуры двух знаменитых полководцев – М. Кутузова и М. Барклая де Толли. По желанию императора Николая I изображены они на постаментах в военной форме, которую носили при жизни, и олицетворяют разные этапы войны с Наполеоном: при Барклае русские войска временно отступали, а Кутузов разбил их начисто. Трио мастеров – Б. Орловский, В. Екимов и С. Суханов – закончили работу над памятником Кутузову у Казанского собора в 1831 г., а статую Барклая – в 1835 г. Хотя на законные места памятники водрузили одновременно, в 1837 г., отмечая 25-летнюю годовщину победы над армией Наполеона. Столетием позже возле статуй совершали присягу бойцы советской армии.

Могила фельдмаршала

Многие соборы России могут похвастаться, что являются последними пристанищами известных фамилий, религиозных или политических деятелей. Собор на Казанской площади не исключение. Кто же похоронен в Казанском соборе Петербурга? Здесь захоронен тот, чья жизнь была тесно переплетена с историей собора, – фельдмаршал М. Кутузов. Будучи военным губернатором города, он помогал в строительстве собора и принял командование армией только после молитвы здесь. Когда фельдмаршал скончался в походе 1813 г., император Александр I принял решение навсегда оставить тело полководца в Казанском соборе. Правда, до места покоя гроб кочевал по Европе 2 месяца. Архитектор собора А. Воронихин оказал Кутузову посмертную услугу, занявшись оформлением его захоронения. Сверху над забальзамированными останками повесили икону Смоленской Богоматери и, подтверждая военный статус Кутузова, 6 связок ключей от взятых городов (Брюсселя, Нанси и Ахена). Существовала легенда, что сердце фельдмаршала осталось на боях сражений с его солдатами. В 1933 г. при вскрытии цинкового гроба миф был развеян: в серебряной банке рядом с останками покоится сердце смелого полководца. Несмотря на это, могила Кутузова в Казанском соборе остается своеобразным военным символом России.

Аудио

  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%95._%D0%A3%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80.ogg

    Е. Усова — Казанский собор

  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE_%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%90_-_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8.ogg

    Радио ВЕРА — Казанский собор на Красной площади

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».

Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

История Собора

В древние времена на месте где стоит современный Собор была построена небольшая церковь с дерева.  Он строился на денежные средства князя Пожарского.  После того как строительные работы были завершены, его освятили в честь чудотворного лика Казанской Богоматери.

Храм простоял не долго. Спустя 10 лет после завершения строительных работ он подвергся пожару. Воссозданием Собора Казанской иконы Божией Матери занимался царь Михаил Романов. На этот раз его стены были более крепкими так как применялись каменные материалы. Спустя год после завершения строительных работ его освятил патриарх Иосиф.

Сначала он был не совсем известен, но спустя некоторое время церковь стала одним из самых важных мест где проводились богослужения. Во время войны в 1812 году в этом храме получил благословение Наполеон. Благодаря этому событию церковь стала памятником Отечественной войны.

Собор находится на Красной площади. Значительное изменение своего облика храм получил в 19 веке. В результате проведения ряда работ по перестройке святыни он стал похожим на другие известные Соборы того времени. Но несмотря на это в своем новом виде он простоял не долго.

За пять лет до начала Второй Мировой Войны власть принимает решение снести сооружение, причиной сноса было несоответствие храма основного предназначения площади, а именно проведения торжественных мероприятий. Вместо святыни на площади разместили павильон и туалет. В начале 90-х годов туалет с павильоном снесли и начали проводить строительные работы по возведению нового храма на старом месте.

Во время разработки плана строительства было очень важно сохранить первоначальный его вид. Эта задача была выполнена архитекторами благодаря замерам и чертежам, которые были сделаны перед снесением святыни

Новые храмы, новые покрытия

А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.

Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.

Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя святого благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя святой мученицы Софии и трех ее дщерей, и апостола Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.

В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии Юлием Ивановичем фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.

Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В.С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Какие иконы находятся в Казанском Соборе

Главной святыней Собора является икона Богородицы «Казанской». Ее обретение датируется 1579 годом. Во время пожара часть Казанского кремля превратилась в руины. Один стрельцов, чье жилье очень сильно пострадало начал проводить активные работы по восстановлению дома. В момент проведения этих работ мужчина и нашел святой лик Богоматери.

Лучшая статья для Вас, переходите: Староярмарочный Собор в Нижнем Новгороде

По известной легенде, Богоматерь три раза являлась перед маленькой дочкой стрельца. Во сне ее Дева Мария просила отыскать ее святой лик. Сначала девочке никто не поверил, но посетив указанное место икона была найдена. Прошло не много времени, когда разошлись слухи о чудесах, которые творит данная икона.

Кроме иконы Богоматери «Казанская» в храме находятся и другие святыни. Такие, например, как образ Пантелеймона, Николая Чудотворца и многие другие.

Икона Богородицы в Казанском Соборе открыта ежедневно для преклонения и произнесения молитвенных прошений православными верующими. Также в храме проводятся богослужения.

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1993 году был восстановлен храм Казанский иконы Божией Матери на Красной площади. Эта церковь не просто с богатой историей, она – один из символов истории Москвы в целом. Сам князь Дмитрий Михайлович Пожарский выделил средства на строительство Казанского храма.

Неудивительно, что церковь была освящена в честь Казанской иконы, ведь именно этот образ стал главной святыней народного ополчения Минина и Пожарского. Икону торжественно вносили в каждый освобожденный город, в том числе и в Москву.

После победы над польскими захватчиками Пожарский выступил инициатором строительства Казанского храма недалеко от кремлевских стен. Деревянный храм появился в 1632 году.

Церковь Казанской иконы Божией Матери сразу стала главной святыней Китай-города и частью грандиозного ансамбля, спаянного единым идейно-образным и историко-мемориальным содержанием. От него до Лобного места сделали гладкую деревянную мостовую, которую называли «Красный мост».

По одной из версий, именно поэтому площадь перед храмом тоже стала называться Красной. Получается, есть вероятность, что именно Казанская церковь дала название главной площади нашей страны.

К середине XVII века перед храмом были построены новая паперть и колокольня, а в конце столетия появилось великолепное парадное крыльцо, увенчанной главкой. До XVIII века Казанская церковь представляла собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырехъярусной горкой килевидных кокошников.

Храм лишился декора и колокольни XVII века, галерей и южного придела Гурия и Варсонофия.

Храм находился в самой гуще оживленной московской торговли, и купцы его обстроили лавками. Во время нашествия на Москву Наполеона, по сообщениям очевидцев, в алтарь храма втащили мертвую лошадь и положили возле престола. При взрыве Никольской башни французами церковь была частично разрушена.

Но, в отличие от многих других московских храмов, Казанский собор уцелел в огне французского пожара. В 1818 году в центре Красной площади установили памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Церковь при этом получила новый акцент, наметилась новая важная ось – от памятника к Казанскому храму.

В 1860-е годы колокольню надстроили третьим ярусом.

После революции планировалось проведение реставрации под руководством прославленного реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который хотел вернуть Казанской церкви предполагаемый первоначальный облик.

После Великой Отечественной войны павильон убрали, но туалет сохранялся до 1980-х годов.

В 1990 году состоялась закладка нового Казанского собора. К счастью, перед разрушением Барановский успел сделать обмерные чертежи старого храма. Символично, что Казанская церковь была восстановлена учеником Барановского архитектором Олегом Игоревичем Журиным.

Сегодня храм предстает перед нами в своих старинных живописных формах и с прежней глубокой символикой. Казанский храм – первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.

Революция и советское время

После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.

Современное состояние

В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector