Церковь казанской песчанской иконы божией матери в измайлово, москва

Вотчина царского рода

Измайлово стало родовой вотчиной бояр Романовых при Иване Грозном. В середине XVII века, во времена Алексея Михайловича, отца Петра I, оно стало «дворцовым царским селом». Здесь начали возводить соответствующий статусу монаршей резиденции пятиглавый каменный Покровский собор и комплекс Государева двора с жилыми и хозяйственными постройками, двумя парадными воротами и проездной Мостовой башней.

Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, превратил подмосковную усадьбу в образцовое феодальное хозяйство: здесь выращивали виноград, дыни и финики, держали волчий двор, построили кирпичный и винокуренный заводы, а также первую на Руси стекольную мануфактуру. Были даже попытки разводить тутового шелкопряда. И это далеко не все — опись измайловского хозяйства, сделанная в 1683 году, уже после смерти самодержца, заняла 273 листа.

Первые уроки «навигацкой» науки юный Петр брал на дедовском ботике на измайловских прудах и водил свои потешные полки по окрестным полям. Последней венценосной покровительницей этих мест была его дочь, императрица Елизавета Петровна. Для нее, любительницы охоты, представлял интерес лишь измайловский зверинец. Постепенно Измайлово утрачивало свое значение. Вот как о его печальной судьбе писал известный бытописатель Москвы XIX века Иван Снегирев:

В таком прискорбном состоянии родовое гнездо Романовых пребывало в 1837 году, когда Николай I посетил Москву. Это был год 25-летия со времени Отечественной войны — молодой гусар Лермонтов написал к нему стихотворение «Бородино», перед Казанским собором в Петербурге поставили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, а в Москве начали закладку фундамента храма Христа Спасителя, посвященного победе над Наполеоном. Для ветеранов войны, оказавшихся в бедственном положении, император в тот свой приезд распорядился устроить в Измайлове богадельню.

История основания, строительства

Село Измайлово – царская вотчина, упоминаемая в летописях XVI в. С тех пор сохранилось большое количество чертежей построек и планировки поселения, бытует мнение, что это один из первых комплексов Царской России, где все воздвигалось по ним. Государев двор, многочисленные строения и огромное хозяйство были характерны для Измайлово тех времен, где жили и трудились порядка 4 тыс. крестьян.

Здесь были:

  • сады и оранжереи с экзотическими растениями, здесь выращивали тутовые деревья;
  • скотный двор и мельница;
  • аптекарская палата;
  • стекольный завод;
  • зверинец.

Ни одно поселение не могло существовать без церкви или часовни, тем более царская резиденция. В честь победы 1619 г., когда польский король Владислав пытался занять русский престол, воздвигли в Измайлово деревянный храм. Поскольку событие произошло на праздник Покрова, ему дали название Покровский.

Измайлово стало любимой царской резиденцией, поэтому государь отдал приказ воздвигнуть здесь каменный собор, который строили по образцу храма, находящегося в Александровской слободе. Задумывался он как парадный, где совершались бы все праздничные богослужения, в том числе патриархом.

Храм поражал своими размерами и роскошным убранством, его 5 куполов были самыми большими в Москве. Украшали храм лучшие мастера Ярославля, Москвы и Костромы. Звонницы у собора не было, поэтому ее организовали в башне, соединяющий остров, на котором располагается комплекс Измайлово, с остальной частью, разместив там 7 колоколов и часы.

Любимая царская резиденция и парадный собор сильно пострадали во времена нашествия Наполеона. Храм был разграблен, в нем разжигали костры, иконостас сохранился, но из-за огня началось разрушение здания, свода и куполов. До 1839 г. запустение и разруха были здесь.

Изначально новый собор был исключительно религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания. По приказу императора Николая I, было принято решение построить богадельню для солдат и офицеров — приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года.

Архитектор К.А. Тон пристраивает к Покровскому храму с 3 сторон многоэтажные корпусы, напоминающие казармы, при этом сносит 2 крыла собора. По всеобщему признанию это была одна из самых неудачных задумок талантливого архитектора, которая обезобразила величественный храм.

Тем не менее, началась реставрация, на которую пригласили лучших мастеров Петербурга. Отреставрированный собор был освящен в 1847 г., а богадельня на 2 года позднее. В таком виде комплекс сооружений исполнял свои функции до Октябрьской революции.

В те времена многочисленные комиссии посещали собор, отмечая его культурную и религиозную ценность, однако, храм снова был разграблен, иконостас уничтожен и только чудотворную Иерусалимскую икону передали в другой храм.

После этого в здании разместили архив НКВД, а потом и овощную базу.

Через 20 лет было принято решение открыть в соборе концертный зал, началась новая реставрация храма.

Вместо богадельни здесь расположился рабочий городок им. Баумана с первыми коммунальными квартирами.

Территория бывшей царской вотчины застраивалась инфраструктурными объектами Советской России.

Только в 1994 г. здание и реликвии вернули Церкви. Часть интерьеров была отреставрирована, но все еще восстановлению подлежат и иконостас и внутреннее убранство.

В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году.

В 1812 году произошло нападения французов, поэтому все постройки сильно пострадали

К сожалению, 19 век стал несчастным для Измайловского острова. В 1812 году произошло нападения французов, поэтому все постройки сильно пострадали. Долгое время целый остров находился в полном запустении. Это почти 3 десятилетия.

1812

в этом году, во время нападения Наполеона на Москву храмовые постройки сильно пострадали

В 1839 году решили устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны, и поселить в нем рядовых и офицеров. Николай первый поручил эти работы архитектору Тону. Когда архитектор Тон сломал 2 крыльца, он решил пристроить к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля.

А так как собор Покрова Пресвятой Богородицы был зажат высокими строениями, которые к нему прилегали, собор утратил свое былое великолепие.


Так выглядел храм, после реконструкции архитектора Тона

Вскоре там, где был фруктовый сад, и стояли оранжереи, стали расти густые кусты и плодовые деревья. От той роскоши, которая была при царе, здесь остались лишь фрагменты и осколки образцов и стеклянной посуды.

Дальнейшее обустройство усадьбы Измайлово

Федор Алексеевич продолжил обустройство усадьбы Измайлово и превратил образцовое хозяйство в парадную государеву резиденцию.

Государев двор, состоявший из жилых хором, домовой церкви, хозяйственных зданий, был окружен каменной оградой с двумя парадными воротами. Передние ворота и Задние ворота на противоположной стороне Государева двора были построены по одним чертежам – это одни из первых сооружений в стиле русского барокко с обилием деталей, которые придавали воротам нарядный вид.

Деревянный царский дворец не сохранился. Вероятно, внешний вид дворца и убранство хором было таким же, как Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце принимали иностранных гостей, послов, устраивались шумные праздники.

Во времена правления Екатерины Великой по распоряжению императрицы в 1767 году разобрали обветшавший царский дворец в Измайлово и каменный мост, ведущий к Мостовой башне.

Во время войны 1812 года был разграблен Покровский собор, затем стал разрушаться фундамент собора, покосился центральный купол, вскоре службы в Покровском соборе прекратились, вся усадьба пришла в запустение.

Прошло время. В дни празднования 25-летия конца Отечественной войны 1812 года император Николай I (1825 – 1855 годы), посетив царскую усадьбу в Измайлово и зная бедствующее положение ветеранов войны, решил перестроить усадьбу в военную богадельню – разместить на Измайловском острове приют для ветеранов Отечественной войны 1812 года.

В 1839 г. началось строительство новых зданий богадельни и переустройство усадьбы Измайлово под руководством талантливого архитектора Константина Андреевича Тона.

Необходимо было отреставрировать постройки бывшего Государева двора, приспособить их для новых нужд и построить новые здания для богадельни.

Офицерский корпус Измайловской военной богадельни, архитектор В. Ф. Небольсин – построен на пожертвования московских купцов, предназначен для проживания 15 офицеров-ветеранов.

Был укреплен фундамент Покровского собора, проведены реставрационные работы, Покровский собор стал домовым храмом для ветеранов. Вокруг собора были вплотную пристроены трехэтажные корпуса богадельни для проживания ветеранов.

В марте 1850 года Измайловская богадельня, названная Николаевской, была открыта для первых ветеранов, солдат и офицеров русской армии, которые после выхода в отставку не имели средств к существованию, отдав всю свою жизнь служению Отечеству. Богадельня была приютом для ветеранов войн Российского государства в XIX – начале XX века.

В 1856 году при участии ветеранов богадельни была отлита Чугунная арка – триумфальные ворота в честь побед русского оружия и доблести российских воинов. Она была установлена при въезде на Измайловский остров, сейчас находится на реставрации.

В 1859 году в мастерской Измайловской богадельни был изготовлен фонтан и установлен перед Покровским собором.

После Октябрьской революции в 1918 году опять прекратились службы в Покровском соборе, а затем собор закрыли. Помещения собора были приспособлены для различных хозяйственных нужд.

Сейчас Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово принадлежит Русской православной церкви и является действующим, здесь проходят службы.

Усадьба Измайлово с 2007 года является частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, это объект культурного наследия Федерального значения.

На экскурсиях по Усадьбе Измайлово Вы узнаете подробную историю Измайловского острова, Государева двора, о жизни царской семьи. Узнаете о молодых годах царя Петра Алексеевича – Петра I, младшего брата Федора Алексеевича, об одном из первых плаваний шестнадцатилетнего царя в 1688 году на боте “Святой Николай” вокруг Измайловского острова и по реке Яузе, прозванного Петром I “дедушкой русского флота”.

На Измайловском острове в честь 300-летия Российского флота и в память об этом событии в 1998 году поставлен памятник Петру I, скульптор Л. Е. Кербель, архитектор Г. Г. Лебедев.

Ботик “Святой Николай” хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

На Измайловском острове проводятся музейные занятия, выставки, здесь можно узнать об истории Усадьбы Измайлово, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, зданий и сооружений усадьбы. Проводятся реставрационные работы по сохранению памятников истории.

По Измайловскому острову, его просторам, приятно прогуляться в любое время года. Надеюсь, Вам было интересно познакомиться с историей рода Романовых, историей царской вотчины XVII века, с частицей истории Российского государства.

Посмотрите замечательное видео:

История строительства

История Христорождественской святыни начинается с основания села Измайлово. В 1663 г. царь Алексей Михайлович приказал отстроить усадьбу, организовать хозяйство, а также возвести небольшой храм. Вскоре здесь уже заселялись первые люди из окрестных деревень, а год спустя была достроена деревянная церковь. Главный ее престол освятили в честь Рождества Христова, южный – Богоматери, а северный – Николая Чудотворца.

Церковь Рождества Христова в Измайлово

Над Измайловской святыней трудились известные мастера: местный зодчий Спиридон Харламов, костромские иконописцы Сергей Рожков и Дмитрий Емельянов. Их кисти принадлежат лики почитаемых святых, оформление всех трех алтарей, а также боковых клиросов. Так, сохранившуюся икону «Спас Всемилостивый» до сих пор можно увидеть в центральном престоле храма.

Через несколько лет после завершения работ над деревянной постройкой начались разговоры о возведении каменной церкви. Таким образом, в 1678 г. появился новый храм. Целое столетие деревня Измайлово служила резиденцией императора. Августейшее семейство жертвовало большие суммы на церковь, однако после основания Санкт-Петербурга перебралось в новую столицу, и финансовые вливания прекратились. С ними же уехало большинство крестьян, что привело к уменьшению прихода. Штат священников сократили, а про святыню как будто забыли.

Однако стремительное обветшание храма Рождества Христова не повлияло на его деятельность. Там все так же проводились богослужения и собирались пожертвования. Вскоре на скопленные деньги начали потихоньку реставрировать внутреннее убранство, а позже возвели звонницу. Когда случилась Отечественная война 1812 г., церковь чудом осталась невредимой. Все православные реликвии были надежно упрятаны, а после победы возвращены обратно приходу.

Архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов

До 1922 г. храм и весьма пострадавшую деревню активно восстанавливали, однако когда к власти пришли большевики, период расцвета быстро закончился. Церковные святыни вместе с драгоценностями были изъяты, а местные дьяки стали жертвами антирелигиозных гонений. Тем не менее измайловский храм продолжал работать. Даже во время Второй мировой войны там регулярно проходили службы и крестные шествия.

Новый жизненный виток Христорождественского храма случился уже в 80-х годах ХХ столетия. На собранные пожертвования, а также благодаря меценатам церковь начали реставрировать. Параллельно расширялся приход, священники стали заниматься социальной деятельностью, катехизацией, была построена воскресная школа, обновлены расписные иконы.

История постройки

Впервые о поселении «Яузкое Мытищи» говорится в духовном завещании 1460 г., написанном монахом из Симоновской обители. Название обозначало место, где в древности с обыкновенных торговцев брали пошлину («мыт») за транспортировку товара. По здешней земле с далеких времен, еще до возникновения Москвы, проходил купеческий путь.

Храм Рождества Христова в Мытищах, Московская область

На месте, где сегодня стоят Мытищи, располагался пост для сбора торговых пошлин. В середине XIX столетия в районе начался быстрой рост промышленности, что привело к появлению большого индустриального поселения с железнодорожной развязкой. В 1925 Мытищи официально признали городом.

  • После продолжительного периода властвования безбожных большевиков здесь, как и везде по России, возродилась духовность. Несмотря на статус одного из самых крупных городов Московской области, в Мытищах было всего три собора, где православные верующие имели возможность молиться о спасении души.
  • До 2000 г. городской центр духовно пустовал: здесь не было ни церкви, ни маленькой часовни. Местное население и священство осознали необходимость постройки храма в сердце Мытищ.
  • В начале нового тысячелетия намерение о возведении центрального собора благословил митрополит Ювеналий, а городское управление обещало поддержать проект финансово. Организовали церковную комиссию, чтобы выбрать подходящее место для строительства. В июле 2000 г. на центральном пустыре города заложили первый камень, который торжественно освятил преподобный Ювеналий.
  • В строительстве собора участвовали многие жители, внося различную и необходимую помощь в праведном деянии. Церковное здание предстало в своем великолепии накануне праздника Введения Пречистой Девы Марии в храм. В декабре 2000 г. в новоявленном соборе состоялось первое богослужение.
  • Однако после открытия оказалось, что здание физически неспособно вместить всех прихожан. Во время больших торжеств многие верующие отчужденно стояли на крыльце или еще дальше от основных событий. Необходимость увеличения объемов храма стала первичной задачей.

На заметку! Преподобный митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с предложением о восстановлении порушенных святынь на территории Подмосковья. Он отметил, что сотни церквей являются сегодня руинами, несмотря на видимый прогресс в возведении новых соборов.

Митрополит Ювеналий верит в благословение патриарха и просит всех, кому не безразлична судьба святынь, обратить собственное сердце на благое дело при помощи пожертвований. Московская епархия создала специальную благотворительную комиссию, которая занимается этим праведным вопросом.

Строительство собора

Возведение более вместительного собора Рождества началось в середине осени 2001 г. Возведением фундамента занималась компания «ЮАССТРОЙ», главным проектировщиком назначили архитектора Н. Рахманова.

  • В состав здания вошел первый ярус с подклетом и антресолями, общая площадь церкви составляет 1500 м2. В работе активное участие принимали различные организации города, подопечные А. Мурашову. Предприниматели и администрация с большой охотой стремились сделать пожертвование ради благополучного возведения Божьего Дома. Местные жители приобретали кирпичи, символично подписывали их и приносили на строительную площадку с большой надеждой, что возведение собора принесет счастье.
  • Колоссальный интерес к работам проявлял и губернатор Московской области, который не раз посещал это мероприятие и наблюдал, как честными усилиями тружеников растет церковь. Накануне праздника Пасхи в 2005 г. рабочие благоустраивали территорию. В этом же году состоялось праздничное освящение церкви Рождества Христова, главы района отметили востребованность в религиозной постройке.
  • После ритуала всех тружеников, участвовавших в возведении, благословил патриарх Алексий II. Он отметил, что собор в центре Мытищ — это ярко горящая лампада, огонь которой поддерживается сиянием бесконечной веры, бескорыстной любви и непобедимой надежды местного населения. Алексий II напутствовал святителей проводить ежедневные канонические богослужения и просвещать прихожан.

На заметку! Настоятелем собора Рождества Спасителя является протоиерей О. Шленов, родившийся в 1964 г. Отец принял хиротонию в октябре 1991 г. от архиепископа Дмитровского, а в 1994 г. закончил духовную академию. За свою бескорыстную деятельность во имя Церкви имеет ряд наград. Настоятелю постоянно помогают пять священнослужителей.

Электродепо «Измайлово» (Измайловский проспект, дом 45)

24 сентября 1954 года, продлевая Арбатско-Покровскую линию на восток от станции «Измайловская» (ныне — «Партизанская»), открыли временную станцию «Первомайская». Она располагалась в пятом нефе депо «Измайлово» до октября 1961 года. Станцию закрыли в связи с постройкой продолжения ветки до «Щелковской».

На станции был один вестибюль, сохранившийся до настоящего времени, с выходом к Первомайской и 1-й Парковой улицам. Вход станцию виден за гаражами у детской городской поликлиники № 52. Остатки надписи «Метрополитен имени Л.М. Кагановича. Станция Первомайская» на входных арках можно было разглядеть еще несколько лет назад.

В вестибюле сейчас расположен актовый зал электродепо «Измайлово», а платформа используется как цех планового ремонта. На память о том, что здесь несколько лет проезжали пассажирские поезда, сохранились украшения, радовавшие глаз пассажиров, — кафель и лепнина.

Храм Святителя Николая в Измайлово, предшественники и окружение

Старейшим из таких собраний является Спасский погост на онежском острове Кижи в Карелии. Коллекции зданий из дерева есть в музее-заповеднике Коломенское, в музее Витославлицы близ Иверского монастыря (Валдай). Реальные древности собраны и в Коломенской слободе одноименного старинного города. Деревянные строения воссоздаются в разном масштабе. Малые модели демонстрирует музей леса, побольше — этнографический центр Моя Россия в Сочи. Однако гораздо привлекательнее деревянное зодчество в натуральную величину.

Это признано не только у нас, деревянные строения коллекционируют во многих странах. На Украине это замок в Батурине, в Швеции – музей Скансен, грандиозный Запретный город и другие объекты – в Китае. Однако не припоминается действующего культового здания из дерева, каков храм Святителя Николая в Измайлово. Высотная фотография демонстрирует его расположение в культурном центре, построенном на берегу бывшего царского пруда. Меньше километра отсюда по прямой до древнего Покровского собора на Серебряном острове.

Окружение и описание

Развлекательный комплекс Русское подворье в Измайлово, созданный одноименной частной фирмой, состоит из двух частей. На запад обращен расписной Измайловский кремль, терема с фигурными, разнообразно окрашенными крышами. Восточная часть территории застроена строениями из дерева, контрастирующими с балаганным многоцветием. Храм Святителя Николая в Измайлово окружает деревянная крепостная галерея со сторожевыми башнями, посередине небольшой прудик. За крепостной стеной ансамбль окружен автостоянками, незаконченными стройками.

Своеобразный комплекс зданий под старину отдаленно напоминает восстановленный дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Каждый терем, особняк или палаты отличаются от других архитектурно и зрительно, составляющими формами и раскраской. Пышные гербы, изящные флюгеры на шпилях словно меркнут в соседстве с простым деревянным крестом. Храм Святителя Николая в Измайлово, разительно отличаясь от ярмарочной яркости, отчасти ее компенсирует своей выразительностью.

Иногда целесообразно приводить в обзорах достопримечательностей их официальные описания, как сделано на некоторых объектах Коломенского. Имеет такое и храм Святителя Николая в Измайлово, причем богато иллюстрированное. Текст достаточно лаконичен, предельно понятен и содержит только очевидные факты. Фотографиями показаны некоторые моменты существования, чаще праздничные и торжественные. Посещение самим патриархом Кириллом красноречиво свидетельствует об уровне поддержки по сути коммерческого начинания.

Почетен факт приписки к самому Даниловскому монастырю, духовному и административному центру российского православия. Подчиненность резиденции Синода и других значимых отделов церковного управления – статус редкий, даже выдающийся. Какими заслугами храм Святителя Николая в Измайлово заработал такое высокое положение, — не тема статьи. Из информации следует, что службы здесь достаточно редки, формы общения с прихожанами традиционны. То есть в основном это туристический объект.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был построен в 1680 году

В 1680 году был построен храм Покрова в Измайлово. Строили его великие каменщики Григорий и Федор Медведевы.

Вот что гласит об этом первая запись, которая указана в писцовой книге:

1680

в этом году построили храм Покрова в Измайлово

Так выглядел Покровский собор в Измайлово после постройки Именно так по-деловому кратко и точно был отмечен Покровский храм. Но считается, что собор был самым грандиозным из сооружений в России того времени. Покровский собор в Измайлово имел высоту 57 метров, его центральная глава имела высоту 18 метров, что можно сравнить с современным шестиэтажным домом.

57

столько метров в высоту достигал Покровский собор

Но если обратить внимание, то в этом случае речь идет только о луковичном завершении, без его барабана, то есть высота его еще больше. Можно представить, как же восхищало это здание жителей 17 столетия

Фотографии

  • Пятиглавый храм Рождества. 1676

  • Иконостас Никольского придела

  • Иерусалимская икона Божьей матери

Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.

Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой.

В храме находится (с 1804 по 1854 гг., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в. , а впоследствии окончательно уничтожен в конце 1920-х гг. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В ХIХ в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых.

В храме Рождества Христова г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин).

Храм не закрывался.

Престолы

Главный — Рождества Христова; приделы — Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной).

Святыни

Чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма, совершается второе в году, храмовое празднование — в одно из воскресений пасхального цикла), икона ХVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

Расписание богослужений:

В воскресные и праздничные дни две Литургии в 7:00 и в 10:00.

В будни одна Литургия в 9:00 и Вечерня в 17:00.

Вечерня с акафистом:

в воскресение — Иерусалимской иконе Божией Матери;

во вторник — поочерёдно иконам Божией Матери Казанской и «Неупиваемая чаша»;

в четверг — святителю Николаю Чудотворцу;

в пятницу — Спасителю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector