Чукчи (народ)

Орфография

Обложка учебника чукотского языка для 5 класса 1996 года, иллюстрирующая тогда еще Кириллица L с крючком письмо

До 1931 года на чукотском языке не было официальной орфографии, несмотря на попытки в 1800-х годах писать на нем религиозные тексты.

В начале 1900-х гг. Владимир Богораз обнаружены образцы пиктографической письменности чукотского пастуха Теневиль (видеть ru: Файл: Luoravetl.jpg). Система письма Теневиля была его собственным изобретением и никогда не использовалась за пределами его лагеря. Первый официальный чукотский алфавит был разработан Богоразом в 1931 году и был основан на Латинский шрифт:

А а Ā ā B b C c D d Е е Ē ē Ə ə
Ə̄ ə̄ F f G г Ч ч Я я Ī ī J j K k
L l М м N n Ŋ ŋ О о Ō ō P p Q q
R r SS Т т U u Ū ū V v W w Z z
Ь ь

В 1937 году этот алфавит, наряду со всеми другими алфавитами неславянских народов СССР, был заменен на алфавитный. Кириллица алфавит. Сначала это был Русский алфавит с добавлением орграфов К ’к’ и Н ’н’. В 1950-х годах дополнительные буквы были заменены на Ӄ ӄ и Ӈ ӈ. Эти новые буквы в основном использовались в учебных текстах, в то время как пресса продолжала использовать более старые версии. В конце 1980-х годов письмо Ԓ ԓ был введен в качестве замены Л л. Это было сделано для того, чтобы избежать путаницы с произношением русской буквы той же формы. Чукотский алфавит сейчас выглядит следующим образом:

А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж
З з И и Й й К к Ӄ ӄ Л л Ԓ ԓ М м
Н н Ӈ ӈ О о П п Р р С с Т т У у
Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы
Ь ь Э э Ю ю Я я ʼ

Романизация чукчей

Латинизация чукчей — это представление чукотского языка латинскими буквами.

Ниже приводится ISO 9 система романизации:

Кириллица латинский
А а А а
Б б B b
В в V v
Г г G г
Д д D d
Е е E e
Ё ё Ë ë
Ж ж Ž ž
З з Z z
И и Я я
Й й J j
К к K k
Ӄ ӄ Ḳ ḳ
Л л L l
Ԓ ԓ Ḷ ḷ
М м М м
Н н N n
Ӈ ӈ Ň ň
О о О о
Кириллица Латиница (ISO 9)
П п P p
Р р R r
С с SS
Т т Т т
У у U u
Ф ф F f
Х х Ч ч
Ц ц C c
Ч ч Č č
Ш ш SS
Щ щ SS
Ъ ъ ʺ
Ы ы Г г
Ь ь ʹ
Э э È è
Ю ю Û û
Я я Â â
ʼ ʼ

С юкагирами

Тан-Богораз указывает, что у чукотского народа почти нет сказаний о войнах с юкагирами, а юкагирские мифы утверждают, что чукчи – братья юкагирам. Тем не менее военные стычки с этим народом у чукчей бывали, но велись они уже в те времена, когда на Чукотке появились русские, и юкагиры стали с ними сотрудничать. Юкагиров чукчи били за то, что те давали русским своим воинов – то есть основным мотивом была месть.

Согласно данным Нефедкина в первый раз казацкие летописи зафиксировали нападение чукчей на юкагиров в 1656 году. В этот год был отпущен из плена «чукоткий князец» Мита, который тут же решил отомстить русским и напал на юкагиров, которые несли дань казакам.

Следующие нападения были зафиксированы в 1662 году, когда чукчи повадились нападать на русских и юкагиров «на рыбных промыслах»: рыбаков убивали, а добычу забирали себе. В 1676 году нападения продолжились, очевидно, они были вызваны некоторым ослаблением казаков. Войны с юкагирами стали носить грабительских характер – мужчин чукчи убивали, женщин и детей уводили в рабство, угоняли оленей.

Нападения продолжались и в течение всего XVIII века. Например, в 1754 году в 37 км от Анадырского острога 500 чукчей напали на юкагиров и русских и захватили в плен казака. А спустя два года 200 чукчей напали на селение юкагиров в 12 км от острога. Селение разграбили, семьи увели в рабство, и казаками пришлось уцелевших женщин переселять из острога – заботиться о них было некому.

История чукчей

Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, якуты и ламуты называют народность, проживающую на крайнем север-востоке России. Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами.

С русскими чукчи столкнулись впервые еще в XVII столетии. В 1644 г. казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к Берингову морю.

С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края. В 1770 г. после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.

В 1775 г. на речке Ангарке была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (в 250 верстах от Нижне-Колымска, на берегу Малого Анюя). Сюда привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха (бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов), которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Постепенно она увеличивалась, что сопровождалось выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской, туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской и других. В 1897 численность Чукчей составляла примерно 11 тысяч человек. В 1930 году образовался Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ. Согласно данным переписи 2002 года численность чукчей составляла 16 человек.

Занятия чукчей

Незадолго до появления русских чукчи смогли освоить оленеводство, что в дальнейшем стало источником торговли. Но вы спросите: как же народ известных оленеводов жил прежде? Всё просто – с давних времён традиционным занятием людей на Чукотке была охота на оленей. Совсем иным был промысел приморских чукчей. Они жили за счёт ловли морского зверя: тюленей, нерп, моржей и китов.

Такая деятельность требовала серьёзной подготовки и немалых физических сил. Кроме того, у чукчей существовали особые приёмы охоты. К примеру, на тюленей люди нападали на берегу, когда звери отдыхали на солнце. Подражая движениям зверя, чукчи сами выдавали себя за тюленей, после чего атаковали выбранное животное.

Олени чукчей / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Виселица глазами художника

«Остались только печные трубы да обугленные стены изб. Посреди бывшей деревни – виселица, сколочена наспех из неструганых брёвен. Покачивает ветер верёвочные петли. Этого никогда не забыть», – так в послании к родному брату Туккаю описал оставленную нацистами белорусскую деревню талантливый чукотский художник Михаил Вуквол.

Этот человек проявил себя сразу в нескольких направлениях искусства, он известен как резчик по моржовой кости, гравер, иллюстратор книг, переводчик и литератор. Художник родился в 1914 году в чукотском селе Уэлен, его предки были охотниками на морского зверя.

В 1937 году Михаил Вуквол поступил в Институт народов Севера (Ленинград). Оттуда, со студенческой скамьи, в 1939-м художник был призван в Красную армию вместе с другими представителями малочисленных народов, обучавшихся в этом вузе. В живых из этих молодых людей почти никого не осталось.

Михаил Вуквол прошел Советско-финскую войну, затем служил под Витебском в артиллерийском полку. После нападения гитлеровской Германии на СССР он был одним из первых чукчей, столкнувшихся с нацистами. Их военные преступления, увиденные художником воочию, не могли не сказаться на его восприятии мира. Михаил отправил брату два эскиза на антифашистскую тематику, которые были воплощены на моржовом бивне другим мастером-косторезом по имени Онно. Данная работа была подарена Центральному музею Красной Армии.

Талантливый художник Михаил Вуквол погиб в 1942 году во время боев за Ленинград, но причина его смерти до сих пор не установлена, исследователи и публицисты строят разные версии на это счет.

Вообще, война нанесла ощутимый ущерб многим коренным малочисленным народам Крайнего Севера, ведь на фронт уходили молодые мужчины: комсомольцы, руководители общественных организаций, учителя, спортсмены, представители творческих профессий. Многие из них так и не вернулись домой, не создали семьи.

Среди чукчей было распространено семейное и специализированное шаманство

Для патриархальной общины чукчей был характерен шаманизм. Шаманство присутствовало как обрядовое, семейное, так и индивидуальное, специализированное. Семейное камлание исполнялось в наружном шатре яранги, специализированное, шаманское — во внутреннем пологе яранги.

Обычно шаманы камлали в темноте. У чукотских шаманов не было специального облачения, но на их одежду нашивались специальные знаки. Шаманы имели специализацию: знахари, чревовещатели и предсказатели, кроме того, среди них были люди изменившие пол.

Чукотские шаманы, фотография 1910-х годов. Для чукчей характерно как «домашнее» камлание, так и «профессиональное» камлание шаманов. Фото: kamchatka-museum.ru

Интересно отношение чукчей-язычников к умершим. Так если человек умирал естественной смертью, его тело анатомировали: перерезали покойнику горло и грудь, вытаскивая наружу часть сердца и печения.

Делалось это для того, чтобы определить, какие именно части тела и органы злые духи «съели». Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. После этого мертвое тело оставляли в тундре на земле. Иногда его прерывали камнями или же сжигали.

Чукчи потрошили своих покойников, чтобы узнать какие органы умерших «съели» злые духи.

После смерти таких людей, их души попадали в Нижний мир и теряли способности к реинкарнации. Если же человек погибал в бою или же лишал себя жизни добровольно, считалось, что его душа попадет в Верхний мир.

Такие трупы обычно сжигали. Также весьма интересен обычай принятия стариками добровольной смерти или же их убийства по их же просьбе близкими родственниками. Связан он с тем, что условия жизни в тундре были тяжелыми и одряхлевших родственников чукчи просто оставляли на смерть в тундре.

Чукча на охоте, фотография 1910-е годы. Если чукча погибал в бою или на охоте, считалось, что его душа пошла в Верхний мир. Фото: mirtayn.ru

Также для чукотского язычества характерна религиозная танцевальная культура. Все их танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей. Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя». Вот свидетельство очевидца:

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  • двойная меховая рубаха
  • двойные меховые штаны
  • короткие меховые чулки
  • меховые невысокие сапоги
  • двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

История

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э.[источник не указан 553 дня] Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков. С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее.

В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал . Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края.

В 1771 году, после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 года и разгрома отряда Д. И. Павлуцкого в битве на реке Орловой в 1747 году, Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был упразднён по приказу правительства и затем сожжён, а команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.

С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя). До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путём через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу чукчами привозились не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха — бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов, которые так называемые «носовые» чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х годах), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не выше 25 тыс. руб.

XX век

После установления советской власти в чукотских населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения; была создана письменность для чукотского языка.

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Литература

  • Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. — М.: Наука, 1991. — 224 с.: ил. — Серия «Этнографическая библиотека».
  • Богораз В. Г. Чукчи: Материальная культура. — М.: Книжный дом «Либроком», 2012. — 3-е изд. — 264 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
  • Богораз В. Г. Чукчи: Религия. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 4-е изд. — 216 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
  • Богораз В. Г. Чукчи: Социальная организация. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 4-е изд. — 216 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
  • Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. — М.: Л., 1965.
  • Йохельсон В. Заметки о населении Якутской области // Живая старина. Вып. II. 1895.
  • Чукчи / В. В. Антропова, В. Г. Кузнецова (в основу описания дореволюционного быта положена статья Г. И. Мельникова) //  / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1956. — С. 896—933. — 1084 с. — (Народы мира. Этнографические очерки). — 5000 экз.
  • Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей // Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. — 1957. — Т. XXXV : Сибирский этнографический сборник, II. — С. 263–326.
  • Кузнецова В. Г. Из неопубликованных материалов Чукотской экспедиции 1948—1951 гг. / Вступ. ст., подгот. текста, примеч.: Е. А. Михайлова // Материалы полевых этнографических исследований / Отв. ред. Е. Г. Федорова; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб : МАЭ РАН, 2004. — Вып. 5. — С. 136—164.
  • Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. — 176 с.: ил. — Серия «Дальневосточная историческая библиотека».
  • Народы России: живописный альбом. — СПб.: Тип. Товарищества «Общественная Польза», 1877.
  • Чукчи // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Чукчи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

С эскимосами

С эскимосами, живущими на Аляске, чукчи находились в состоянии постоянной войны. Эти войны, как указывает в работе «О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов» историк Андрей Сергеевич Зуев, носили не только грабительский характер, но и велись за обладание богатыми морскими угодьями.

На противоположный берег Берингова пролива чукчи добирались зимой по льду, а летом на байдарках – больших лодках, обтянутых толстыми моржовыми шкурами. Эти лодки могли достигать в длину девяти метров и брать на борт 12 воинов-гребцов. Иногда в набеги на Америку собиралось до 300—500 человек. В XVIII веке набеги на Аляску чукчи осуществляли ежегодно, а самый последний военный конфликт был зарегистрирован в 1840 году.

Эскимосы знали, что чукчи коварны, и даже мирная торговля с ними может окончиться столкновением. Как свидетельствовал судовой врач Карл Мерк из экспедиции Биллингса-Сарычева, как только аляскинские эскимосы видели чукч, сразу надевали доспехи и уже не выпускали из рук оружия.

Если чукчи сталкивались с аляскинскими эскимосами в море, то бой начинался с перестрелки из луков, а в некоторых случаях приводил к «водолазной» войне: умеющий плавать чукотский воин нырял в море и вспарывал ножом лодку противника. Все находящиеся в ней тонули в ледяной воде. Однако нырять в воду отваживались нечасто – море считали обиталищем злых духов кэлё (кэлы).

Большая часть военных действий велась на суше: чукчи ждали, когда эскимосские мужчины уйдут на охоту, нападали на стойбище и грабили: забирали пушнину, продукты, утварь, табак, шкуры моржей и тюленей и уводили в рабство женщин и детей. Нападение могло происходить и на рассвете, когда все спали.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Чукотская кухня: и сытно, и жутко

Традиционные блюда чукчей не менее интересны, чем их обряды. Наиболее часто в качестве продуктов используется мясо оленей, китов, тюленей. В супы добавляются кусочки жира и тюленья кровь, которая делает блюдо сытнее. А вот запивают свои лакомства чукчи отварами разных трав, которыми запасаются на зиму.

Но есть среди национальных блюд чукотской кухни и такое, что вы вряд ли решились попробовать. Называется оно моняло. Перед тем, как забить оленя, его кормят досыта мхом, а затем ждут, пока пища начнёт перевариваться в желудке животного.

После того, как оленя закалывают, из его желудка извлекают наполовину переваренный мох, что и называется моняло. На мой взгляд, и технология «приготовления» его, и вид моняло жутковаты, однако у чукчей оно является частым ингредиентом для первых блюд и консервов, а также и взрослые, и дети любят есть его в свежем виде.

Чукчи издавна славятся как оленеводы

К сожалению, в последнее время чукчи стали злоупотреблять алкоголем, что стало переломным моментом в показателях и привело к высокой смертности. В организме представителей этого народа этиловый спирт не перерабатывается, из-за чего всё чаще врачи фиксируют смертельный исход после употребления спиртных напитков.

Чукчи – народ неординарный, интересный и очень колоритный. Несмотря на то, что большинство их проживает в России, они мало чем напоминают русский народ. Кому-то обычаи чукчей могут показаться странными и даже дикими, но не стоит забывать =, что уже само существование этого народа – борьба со стихиями и временем, в которой люди поныне одерживают победу.

«Стреляем в фашистов, как в нерпу»

Пулеметчик Иван Кергинто в своей довоенной жизни работал учителем в школе села Энмелен Анадырского района. Несмотря на такую мирную профессию, как и все чукчи, он был умелым охотником и хорошим стрелком.

Весной 1942 года Иван писал своей семье с далекого Западного фронта: «Родные мои, только сначала было страшно, но мы так хорошо в них попадаем, бьём без промаха, стреляем в фашистов метко, как в нерпу. До двадцати гитлеровцев я насчитал, а потом некогда стало, потерял счет, сколько уничтожил».

В том же году рядовой И.П. Кергинто пропал без вести.

Вообще, сравнение войны с охотой, а врага – со зверем характерно для мировоззрения чукчей. Например, газета «Тихоокеанская звезда» в номере от 24 ноября 1943 года опубликовала рассказ местного учителя о том, как жители Нымынганской тундры восприняли известие о гибели своего родственника, которого звали Нуманкаем. Многие из них пришли в военкомат записываться добровольцами на фронт, чтобы отомстить фашистам.

Старожил Ультэм сказал тогда сородичам: «Чукчи, вот и из нашего народа убил одного зверь-немец… Закон тундры один: если зверь убил человека – чем сможешь и сколько сможешь, бей за него зверя!».

Рядовой Нольтыргин – еще один храбрый чукча-красноармеец, о котором вспоминал его боевой товарищ – офицер запаса С. Процей. В минометной роте 89-й стрелковой дивизии представитель коренного малочисленного народа появился уже в конце войны, но это не помешало юному новобранцу отличиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector