Татарский народ

Исторические особенности общественного быта

Татары — народ, не только прошедший все фазы феодализма, но познакомившийся достаточно и с капиталистическими отношениями. Выходцы из старой феодальной знати, потомки прежних татарских ханов и мурз, влились в состав русской аристократии. Многие татарские княжеские фамилии (из казанских или из родственных им «ногайских» татар) были внесены в российские родословные книги на правах аристократических княжеских и дворянских родов: таковы были князья Мещерские, Юсуповы, Урусовы, Тевяшовы, Кудашевы и др. Масса татарского населения превратилась в государственных крестьян либо в крепостных у русских помещиков. Землепользование было, как и у русских крестьян, общинным, с частыми переделами. Очень немного было «тарханов» — мелких землевладельцев, потомков служилых татар; С начала XIX в. усилились торговые связи татар со Средней Азией, и начала расти предприимчивая татарская торговая буржуазия. Крестьяне — кустари и ремесленники попали в кабалу к скупщикам и кулакам. Во 2-й половине XIX в. стала расти и крупная капиталистическая промышленность; некоторые из фабрик и заводов принадлежали татарам. Появился и татарский пролетариат. В конце XIX в. уже свыше 5% татарского населения жило в городах — это были в большинстве рабочие или мелкая буржуазия. Классовое расслоение в деревне все усиливалось. Однако общинный строй держался крепче, чем у русских, ибо татарские кулаки стремились не допустить ухода обезземеленных и разоренных крестьян из деревни, держа их в кабале. Поэтому и Столыпинская реформа (1906 г.) в Татарии ни к чему не привела, — даже зажиточные крестьяне не шли на хутора.

Таким образом, и те пережитки архаических общественных форм — сельской общины, — какие сохранялись у татар, сохранялись лишь в той мере, в какой они были полезны господствующему классу.

Этногенез

Татары — народ, чрезвычайно пестрый по своему происхождению. Прежний взгляд, что казанские татары являются прямыми потомками батыевских завоевателей, пришедших в Восточную Европу в XIII в., является совершенно неправильным. В составе современного татарского населения, конечно, имеются элементы, исторически связанные с батыевскими татаро-монголами XIII в. Господствующим слоем империи Чингисхана была монголоязычная верхушка, но очень тонкая и быстро рассосавшаяся. Значительная же масса населения империи, в особенности западной ее части, состояла из местных тюркоязычных племен: это были в большинстве кипчаки, или половцы. Можно предполагать наличие именно этого кипчакско-половецкого элемента в составе современной казанско-татарской народности. По языку, казанские татары входят в северо-западную или так называемую кипчакскую группу тюркских языков. Культурно этот «кипчакский» элемент был, несомненно, связан с кочевническим миром южно-русских степей XI—XIII вв.

Расселение татар и других народов в Татарской АССР

Но степные, кочевнические черты культуры проникали в Среднее Поволжье, несомненно, и в гораздо более раннее время. Археологи устанавливают наличие этих черт в Прикамье еще в эпоху бронзы. В еще больших размерах они присутствовали в Болгарском государстве, главным образом через его связи с хазарами. Это государство было очень пестрым по этническому составу. Вероятно, что «степной» тюркоязычный элемент составлял в нем по преимуществу господствующий, городской слой.

Старинный татарский сабан (плуг)

Наиболее прямыми потомками древних болгар, по крайней мере по языку, являются чуваши. Однако несомненно, что значительная часть древне-болгарского населения вошла в состав современного татарского народа. Археологические исследования последних лет (А. П. Смирнов) показывают непрерывную преемственность культуры болгар X—XIII вв. и культуры «монгольского»периода XIII—XV вв. Самое название «болгары» сохранялось еще очень долго после разрушения Болгарского государства монголо-татарами: в русских летописях оно встречается вплоть до конца XIV в. Только после образования Казанского ханства (Улу-Магомет, 1430-е гг.) население его стало называться «татарами». Но память о происхождении их от болгар осталась. Удмурты и сейчас называют татар «билер» (билеры составляли часть болгар). Марийцы зовут и татар и чувашей одинаково «суас» — видимо, в память происхождения тех и других от общих предков. У самих татар сохранились прочные воспоминания об исторической связи с болгарами, о чем хорошо знают в особенности старики. Татары не любят, когда их считают потомками батыевых монголо-татар.

Изготовление узорной обуви (г. Казань, 1927 г.).

«Отатарение» древнего болгарского (или болгаро-чувашского) населения началось, очевидно, с городов, где и раньше, видимо, был более силен «кипчакский» слой. Но этот процесс постепенно стал захватывать и деревню. Татаризация ее продолжалась до недавнего времени. Уже на глазах этнографов, в течение XIX в., немало чувашских деревень превратилось в татарские. Помимо этого, в составе казанско-татарской народности имеются, несомненно, элементы иного происхождения — восточнофинского. Мы уже знаем, что часть мордовского населения (каратаи) отатарилась и сравнительно не так давно. Очень вероятно, что были и другие финские группы, которые в более раннее время ассимилировались с татарами.

Это пестрое этническое происхождение татар прослеживается и на антропологическом материале (Т. А. Трофимова). Антропологический состав казанско-татарского населения очень сложен: здесь выделяются и чисто европеоидные типы — темноволосый понтийский, светловолосый балтийский и др. — и переходные к монголоидному типу, особенно сублапоноидный, наконец, собственно монголоидные, преимущественно южносибирский. Наличие последнего связано с проникновением на Среднюю Волгу из степей кипчакских групп, европеоидные же типы имеют местные древние корни.

Богато украшенный фронтон татарского дома. Ниша и боковые слуховые окна с сиянием (фото 1947 г.)

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

История

Их предки, известные по историческим источникам как ногайские татары, состояли на службе у русских царей и ранее проживали в Романо-Борисоглебском уезде Ярославской губернии и городе Романов (ныне город Тутаев Ярославской области). В духовном завещании царя Ивана Грозного есть такие строки: «…городец Романов на Волге (а держи его сын мой за ногайскими мурзами)».

Многие из Костромских татар: Булатовы, Бильгильдеевы, Мухамматовы, Маметовы, Юсуповы – имели дворянское звание и владели обширными поместьями и вотчинами, пожалованными за военную службу. В начале XVIII в. царской администрацией был издан ряд указов, направленных на упразднение инородческого служилого землевладения. Часть служилых мусульман вынужденно приняла православие; позднее они вошли в состав русского дворянства. Отказавшихся от крещения переселили в 1761 г. под Кострому, в Татарскую слободу, которая уже была заселена татарами – выходцами из Казани; в 1762 г. их общая численность составляла 128 человек. Позднее императрица Екатерина II, рассчитывая на создание социальной опоры в лице татарских феодалов, предоставила им некоторые привилегии. Костромские татары были причислены к государственным крестьянам и образовали отдельное сельское общество, приписанное к Гридинской волости Костромского уезда. В 1874 г. их насчитывалось 365, в 1902 г. – 525 человек.

Поселения и постройки

Татарские деревни расположены большей частью у рек или ручьев, откуда и берут воду — копают колодцы татары неохотно. Старинные деревни утопают в зелени. План деревень обычно запутанный, скученный, улицы узкие и кривые. Можно заметить следы прежних родовых поселений: деревня местами состоит из отдельных групп усадеб — как бы родственных гнезд.

Татарский женский «кюльмек»

Женские разноцветные ичеги

Господствующая форма построек — восточноевропейская срубная изба с двускатной крышей. Дом обычно не выходит прямо на улицу, а отгорожен от нее забором. Так старались ставить дома прежде особенно богачи, а за ними тянулись и середняки; в этом отчасти сказалась мусульманская традиция отгораживать семейный быт от внешнего мира. Дома нередко окружались зеленью. Очень типично, что жилые и хозяйственные постройки разбросаны по усадьбе. Характерной особенностью является декорирование внешнего фасада — полихромная роспись вместо русской резьбы, а также особое сияние на фронтоне в виде солнца (главным образом в северном районе), которое развилось из наличника фронтонного окна, но превратилось в самостоятельный элемент украшения, а само окно иногда разрастается в большую нишу. Крыльцо обычно с навесом. В смысле внутреннего расположения, обстановки и размещения частей татарское жилище очень своеобразно; характерно прежде всего, что часть избы до печи обычно отделяется перегородкой и занавесью от остальной части избы, и за этой занавесью располагаются кровати. Это связано с мусульманским обычаем затворничества женщин. Печь представляет собой всегда комбинацию русской печи и очага со вмазанным котлом. Печь ставится не у стены, а поодаль от нее; она имеет низко расположенное устье и шесток (60—70 см от пола), что указывает на сохранение традиций кочевой жизни и сидения на корточках. Вдоль стены широкие нары, на которых и спят и едят. Стола часто не бывает, а если и бывает, то служит он не для еды. Мебели вообще очень мало, зато много сундуков, ковров и подушек; особенно так было в прошлом у зажиточных. Сохраняется традиция сидения на полу, покрытом ковром. Характерен обычай увешивать и обтягивать стены полотенцами, коврами и разными тканями, так что углы скругляются, как бы уподобляя дом кочевой кибитке. Все это — элементы, роднящие татарскую культуру с кочевыми культурами степи, наслоившимися на древнюю оседло-земледельческую основу.

Покрой татарского мужского камзола

Старинный ткацкий станок на полозьях без заднего навоя (Восточное Закамье)

Одежда татарского крестьянина (фото 1927 г.)

Городские дома — особенно у татарской буржуазии — еще в XIX в. строились и обставлялись на более европейский лад.

Сейчас городская культура проникает и в дома колхозников. Так, в них исчезают традиционные нары и заменяются мебелью городского типа. Исчезают занавески, отделявшие женскую половину. Стены оклеиваются обоями. Во многих деревнях дома колхозников освещаются электричеством. Нередки радиоприемники или репродукторы. Книжные полки или этажерки есть почти в каждом доме.

Семейные ценности татар

Чем действительно богаты татары так это семейными ценностями. Создание семьи – первоочередная задача для каждого мусульманина. Татары не являются исключением. Это своего рода обязанность перед собой и богом. К слову, межрелигиозные браки здесь не то, чтобы под запретом, однако если мужчина выберет себе в жены православную – это не будет хорошо.

Мусульмане, в том числе и татары, знамениты своим уважительным отношением к старикам и женщинам. Возвращаясь к созданию семьи. Обычно девушки-татарки обретают мужа до 17 лет. Вторая половинка по традиции должен быть более опытным и старше, года так на 3. Как только свадьба отыграна, жена в прямом смысле слова становится собственностью мужа. Она находится на его попечении и выполняет все его прихоти. Покорность – вот так черта, которая характеризует татарских жен.

После свадьбы жена переезжает к мужу. К детям у татар особое отношение. В семьях принято заводить как можно больше потомства. Особенно мальчиков.Воспитание – особая страница. Здесь с детства пытаются привить любовь к родине и национальности. Почитать традиции и свою веру – вот основные направления воспитания. Осиротевшие дети никогда не знали что такое детский дом. Здесь нет чужих детей. Если ребенок теряет мать, его воспитанием занимается тетя, дядя и так далее.

Почитание старших – вот с чего нужно брать пример. Татары в этом изысканы. Младшие беспрекословно обязаны слушать старших. Выполнять их просьбы и слушать советы.

Традиционные занятия

Традиционные занятия крымских татар – земледелие, садоводство, виноградарство, огородничество, табаководство, животноводство, на побережье – рыболовство.

Занимались также торговлей, соляным промыслом, славились ремеслами: художественной обработкой дерева, металла (изготовление оружия, ювелирных украшений), кожи, производством узорных тканей, войлока, золотым шитьем и др.

В XIX – начале XX вв. крымские татары были одной из самых урбанизированных групп татар России, проживали в городах Евпатория, Керчь, Симферополь, Феодосия.

Наиболее известными крымско-татарскими центрами являлись города Бахчисарай и Карасубазар; здесь находились крупные ремесленные мастерские по производству национальной одежды, украшений, посуды и т. п.; местные мечети, медресе, мектебы сыграли ведущую роль в развитии ислама, исламской культуры, национального самосознания.

Предварительный просмотр:

Татарская культура и традиции

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вправо, влево повернитесь,

И друг- другу улыбнитесь

Руку к солнцу потянули,

Лучики поймали и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

-Ребята, как называется город в котором мы живем? Республика? Страна?

Какая наша страна? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране?( люди)Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? ( внешностью, религией, национальностью)

Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие? ( русские, татары, марийцы, башкиры, чуваши, узбеки, таджики, и др.) Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, муз.инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Но не нужно забывать, праздники бывают разные: международные; религиозные; народные и семейные.

— Сегодня мы с вами по ближе познакомимся с татарской культурой, традициями. Самое главное у татар есть свой язык. Какие татарские праздники вы знаете?( Сабантуй, Науруз). Сабантуй исправляли на окончание посева урожая. На праздник Науруз прощались с зимой, собирались все вместе, готовили на улице, ели, танцевали, веселились.

Когда вы исправляете семейные праздники, как готовитесь? (накрываем красивый стол, одеваем красивые наряды). Вот ребята, с давних времен идет такой обычай. Люди одевали свои самые красивые наряды, готовили свои национальные блюда и приглашали своих родственников, друзей, соседей. Давайте по ближе посмотрим татарскую национальную одежду. Посмотрите на девушку в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак), платье (кулмэк), и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. Вот ребята, у женщин этот фартук много значило. В давние времена по этому фартуку определяли сколько лет девушке, замужем ли она, есть ли у нее дети, сколько детей. К сожалению эти обычаи уже утеряны, татары одевают национальные одежды только как костюм на выступление. На ноге ичиги. Вот какой глубокий смысл лежит в этих узорах. А как одет парень? ( на голове тюбетейка, рубашка, пояс, жилет, ичиги).

Подвижная игра «Тюбетейка» ( дети встают в круг, звучит музыка, дети надевают по очереди тюбетейку, музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот выполняет задание).

Этими узорами они разрисовывали не только одежду, ну и полотенца, скатерти, но и посуду. Садитесь за стол. С помощью трафарет разрисуем нашу посуду.

Поем руку, с помощью кувшина. Воспитатель объясняет, что в старые времена не было на домах воды, и люди их носили из родника и колодца. Пополняли свои кувшины и умывались.

Подвижная игра «Самовар». Выбираем одного самовара с помощью считалки на татарском языке «Элчи бэлчи», остальным надеваем маски с национальными татарскими блюдами, и выбираем маленький чайник. Самовар садится спиной к друзьям, чайник подходит к самовару и узнает с чем он хочет пить чай. Например, с «чак-чаком». «»Чак-чак» подходит и стучит по плече. Самовар должен догадаться кто «чак-чак». Так продолжается 3-4 раз.

Накрывают стол. Также, девочкам надевают фартуки и платки, а мальчикам тюбетейки. Мальчики сидят, а девочки накрывают стол (ставят самовар, салфетки, чашки, ложки и татарские национальные блюда).

Садятся за стол и делают выводы.

Каждый отвечает, какие правила надо соблюдать, чтобы жить дружно ( знать праздники других народов; дружить; учить их язык; с уважение относиться к каждому народу и др.).

История татарского народа: кто они такие и откуда взялись?

История происхождения татарского народа – туманна. Однако, подняв стопку энциклопедий и книг, прорыскав тонны сайтов в интернет-ресурсах найти истину все же удалось. Итак, «татар» в переводе означает «иностранец» или «человек, который говорит с акцентом». Есть вероятность, что изначально татары получили свое название от другого племени. Это также говорит о том, что в древности татары были кочевым народом. Пытаясь, присоединится к другим племенем, естественно, что они говорили плохо и с акцентом. Тогда их и назвали татарами. Этноним сохранился и по сегодняшний день.

Уже в 8 веке так станут называть народы, которые были покорены монголами. А в 14 веке этноним приобретет настоящий смысл. Татары с тех пор означают военную знать, в большинстве своем имеющая монгольские корни. В дальнейшем татарами станут называть кочевников. К слову, именно с 14 века появился этноним «монголо-татары».

До двадцатого века на территории Российской Федерации татарами называли все тюркоязычные народы. Это алтайцы, балкарцы, ногайцы, буряты и так далее. Вот к примеру интересный факт из истории: знаменитая «дикая дивизия» или как ее еще называли «татарский конный полк» был сформирован в 1914 году. В состав полка входили исключительно азербайджанцы.А вот в Европе, вплоть до 14 века татаров называли выходцами из преисподней. Почему? Просто потому что татары созвучны со словом Тартар, в те времена считавшийся адом.

Впервые о татарах стало известно в 732 году. Тюркская руническая надпись имела слова «отуз-татар» и «токуз-татар». После название «татары» переняли и китайские источники. Термин регулярно использовался китайцами начиная с 842 года. Итак, если верить китайским летописям, то первые племена татар обитали по течению Амура.

К концу 12 века народ обретает навыки воинов и становится одним из самых сильных общин в Монголии. Во второй половине 12 века татары просто разносят монголов и обретают величие. За это Чингиз-Хан убил всех татар, которые были выше телеги. Это стало своего рода наказанием за разгром.В начале 18 века Золотая Орда и татарские ханства ушли в упадок. Это привело к тому, что многие татары переметнулись в царство Московское. Во время гражданской войны 1918-1922 часть татар бежали в Турцию, Китай, Европу и Америку.

Традиционная одежда

Куплеты к пляске-восьмерке

Your browser does not support the audio element.

Кряшенская народная песня. Оркестровая обработка Э.З. Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Старое Гришкино Менделеевского района Республики Татарстан. Полевые записи Л.В.Мироновой. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Одежда разных групп крещеных татар имеет различия. Во второй половине XIX в. она шилась из холста и пестряди (алача), в конце XIX – начале XX в. стали популярны фабричные ткани, хотя в основном они использовались для изготовления праздничной одежды.

У крещеных татар, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда вышла из употребления значительно позже.

Комплекс одежды крещеных татар отличался от одежды татар-мусульман наличием пояса (эзәр), который довольно быстро перестал использоваться, но сохранился в одежде отдельных групп.

Наиболее распространенными были рубахи из белого холста туникообразного покроя, без плечевых швов (покрой, одинаковый для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки – с отрезной талией, украшением грудного выреза (изю), с оборками по подолу. Переход к городской одежде произошел на основе именно такого типа одежды: добавились кокетка и ряд других элементов.

Замужние женщины носили под рубахой украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусочков цветного ситца нагрудники – кукрякче.

У мужских рубашек вышивались концы рукавов, подол, у рубашки жениха – приполок.

Штаны шились с широким шагом, были одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в начале XX в. получили распространение штаны городского типа (чалбар).

Как у мужчин, так и у женщин были популярны передники. У женщин передник являлся также частью праздничной одежды.

В качестве верхней одежды женщин и мужчин до середины XIX в. использовался камзол (у женщин имел приталенную форму). Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д.

Характерной летней одеждой как девушек, так и молодых женщин был холщовый джилян. Позже его шили также из фабричных тканей. Праздничные джиляны, особенно у невест, украшались.

В старину у крещеных татар имелась и другая халатообразная одежда – джуа (чыба).

У мужчин наиболее распространенной верхней одеждой был казакин. Весной и осенью носили суконный чекмень (чикмән): мужчины – прямоспинный, женщины – приталенный; женщины носили также приталенный армяк из черного сукна.

Зимней мужской и женской одеждой служили бешмет, шуба, полушубок, тулуп. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией (ее широкое использование отличает одежду крещеных татар от одежды татар-мусульман).

Обувью служили лапти татарского образца, суконные (тула оек) и вязаные чулки, сапоги (в том числе чәрек башмак), валенки.

Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у других татар, – зимняя шапка из овчины, иногда опушённая по краям мехом; широко бытовал и русский малахай. Летом носили войлочные шляпы черного и серого цветов. Позже получили распространение городские фуражки. Татарско-мусульманские типы головных уборов (тюбетейка, каляпуш, бархатный калфак, каттаджи) у крещеных татар отсутствовали. Девушки обычно не покрывали голову, лишь в праздники надевали шлемообразный убор (такия) или белый вязаный колпак (ак калфак) с налобной повязкой (ука чәчәк). Женщины носили сурэкэ (головной убор типа русской «сороки»), в некоторых группах – тастарный комплект (см. Тастар).

Украшения были весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (на головных повязках, накосниках, серьгах, шейных украшениях, браслетах и пр.).

Напев деревни Дурга

Your browser does not support the audio element.

Кряшенская народная песня. Хоровая обработка Л.В.Мироновой, оркестровая обработка Э.З.Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Дурга Балтасинского района Республики Татарстан. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Свадьба

Традиции татар в праздновании этого мероприятия чем-то схожи с русскими. Большое вниманию уделяют выкупу невесты. Если в нашей стране он символичен, то в Татарстане жениху приходится раскошелиться по-настоящему и заплатить калым. Это только предисловие торжества, затем для приглашенных друзей и родственников устраивают шикарный банкет.

В начале праздника гости знакомятся между собой и совместными усилиями выбирают тамаду, то есть самого веселого и задорного человека на свадьбе. Эта традиция себя практически изжила. В современном мире молодые брачующиеся предпочитают доверить организацию праздника профессионалам.

Центральное блюдо на банкетных столах – это национальная сладость чак-чак. Невероятно вкусный торт готовят из хрустящих коржей, сверху посыпают конфетами монпансье. Основное горячее блюдо – это запеченный гусь с пловом.

После застолья подружки невесты устраивают испытания для жениха. Только преодолев их, он сможет попасть в комнату, где находится его возлюбленная. Основная часть приглашенных дружно отправляется в баню. К этому времени поспевают зятевы блины. Парень должен незаметно их съесть и подложить монетку для привлечения удачи.

После плотного обеда подходит время для обряда под названием обласкивание. Невеста располагается в центре комнаты и начинает петь печальные песни о своей нелегкой судьбе. Каждый родственник подходит к ней, чтобы погладить, приободрить или дать напутственные слова.

В доме девушки парень находится четыре дня, в течение которых должен расположить к себе будущую родню. Невеста в это время одаривает жениха презентами, изготовленными собственноручно. После того как калым полностью выплачен, торжество плавно перемещается в дом парня. Здесь устраивают смотрины, на которые приглашают всех родственников.

Татарский народ отмечает свадьбу по одному из трех сценариев. Первый, рассмотренный выше, состоит из сватовства. В этом случае жених и невеста вступают в брак по обоюдному согласию, хотят быть вместе и соблюсти все старинные обычаи.

Второй вариант праздника – это когда девушка покидает отчий дом без согласия отца и матери. В третьем случае невесту просто похищают. Конечно, в больших городах такого практически не встретишь. А вот в отдаленных поселениях «кража» иногда случается.

Традиционные занятия

В XIX – начале ХХ вв. основным занятием Костромских татар было пашенное земледелие, дополнительно – рыболовство, извоз, производство кумыса и торговля им; мужчины также нанимались рабочими, лоцманами, капитанами на пароходы, содержали постоялые дворы, торговали лошадьми; женщины обычно вели мелочную торговлю нитками, веревками.

До начала ХХ в. у Костромских татар существовали мектебы и медресе, обучение велось на татарском языке, хотя уже в 1880-е гг. их разговорным языком был русский. Сохранению родного языка способствовал приток татар из Касимова и Казани: оттуда приглашали духовенство, учителей, брали невест.

Ход занятия.

— Ребята, мы продолжаем знакомиться с народами, проживающими на территории

нашей многонациональной Родины.

— Как называется республика, где мы живем?

-Какие народы здесь живут, давайте вспомним.

татарах. Очень интересна и необычна одежда и украшения татар.

Показ одежды. Слайд № 1.

Распространенным головным убором у мужчин являлась тюбетейка, искусно

украшенная вышивкой (рассматривание мужского головного убора).

Показ тюбетейки. Слайд № 2

Дети встают в круг, под национальную татарскую музыку, они по очереди надевают тюбетейку на голову стоящего рядом ребенка. Музыка останавливается, на ком остается тюбетейка, тот, что посередине, танцует под татарскую мелодию.

Воспитатель: Особо оригинальными были женские головные уборы – вышитая жемчугом, позолоченной монетой шапочка – калфак. Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфака, которые передавались по наследству.

Показ калфака. Сайд № 3

-Как вы думаете, могли татарские девочки носить волосы распущенными?

— Нет. Девушки и женщины заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками или кистями. В большом количестве татарские мастера-ювелиры изготовляли браслеты, брошки. Украшения делались поначалу из меди, а позднее из бронзы, серебра и золота. Также мастера использовали драгоценные камни.

Народные мастерицы любили вышивать и украшали одежду разнообразными узорами, составленными из цветов и листьев разной формы и разного цвета. Они отличались яркостью узоров. Самый любимый цветок татар – тюльпан. Очень любят татарские женщины красивые веера.

-Посмотрите на иллюстрации (№ 4)и ответьте: Какие цвета преобладают в цветовой гамме украшений?

— Любимыми цветами татар являются голубой, зеленый и все их оттенки. Часто встречаются фиолетовые и желтые тона. А вот красный сравнительно редок.

Физкультминутка

В народной культуре татар своеобразным символом стало «казанское полотенце». Этот поэтический образ встречается в народных сказках, приметах

Особое внимание к вышитому полотенцу закрепилось народным обычаем вручать его в качестве знака любви и верности жениху или награды Батыру- победителю на празднике Сабантуй

-Давайте рассмотрим полотенца, которые развешаны на нашем татарском уголке и начнем нашу творческую работу.

После рассматривания полотенца и салфеток, дети садятся за столы и разукрашивают татарским узором свои «полотенца».

Самостоятельная деятельность детей.

— Что особенно запомнилось?

-какими узорами и цветами разукрасили полотенца?

Огромна и прекрасна наша страна. Дружно живут на ее просторах люди разных национальностей со своей историей, традициями.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Литература

Рычков П. Введение к Астраханской топографии. М., 1774.

Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трёх царств природы. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе. СПб., 1777. Ч. 2.

Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. О народах Татарского племени. СПб.,1799. Ч. 2.

Фавинский. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. СПб., 1809.

Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М., 1841.

Небольсин П.И. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник Русского географического общества, 1851. Ч. 2.

Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. СПб., 1852.

Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. Мелодия оренбургских и ногайских татар // Известия Общества археологии, истории и этнографии., 1894. Т. 12, вып. 1.

Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX – начале XX вв. М., 1976.

Астраханские татары. Казань, 1992.

Автор – Ф.Ф. Гулова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector