Цыгане: откуда произошли, где их родина? история цыганского народа
Содержание:
- Кто предки цыган?
- Социальная организация
- Волосы
- Цензура в военный и послевоенный период
- Оттепель
- Ранние записи
- Откуда пришли цыгане?
- Серьга в ухе
- Термин
- Главная ценность
- Важный элемент их жизни — цыганский закон
- Почему цыган называют цыганами?
- Секретный колодец
- Цыгане в Европе — от преследований к геноциду
- Откуда появились цыгане на территории России?
- Во что верят цыгане?
Кто предки цыган?
Откуда же пришли цыгане? Несомненно, была единая территория, ставшая местом появления этого народа. Наибольшая группа народа, а именно – цыгане Европы, Кавказа, России – были выходцами из Индии. Но зачем они покинули родную страну?
Появление цыганского народа связывают с I тысячелетием нашей эры. В ту пору в Индии начинается период исламизации. Мусульманские завоеватели активно утверждают свою религию, вытесняя местные верования.
Немало людей оказалось перед выбором: отказаться от своей культуры или же стать изгнанниками. Понимая, что в данном случае компромисс невозможен, предки цыган отправляются в Переднюю Азию. Некоторое время они остаются там, пользуясь покровительством Византии.
Причиной расселения цыган по всему миру также стали исторические перемены. После падения Византии народ отправляется дальше на запад, заселяя европейские территории. Хочу заметить, что период долгого кочевья был непростым для цыган.
До XV века население стран, куда они приходили, воспринимало их вполне миролюбиво. Однако позднее цыгане стали ассоциироваться с бродягами и мошенниками, что стало причиной неприязни к этому народу.
Лишь в XVIII веке народы, рядом с которыми жили эти вечные странники, смогли смириться с особенностями цыганской натуры. Тогда появляется деление на кочевых и оседлых цыган. Те общины, что чувствовали себя комфортно на новых землях, прекратили бродячий образ жизни, однако немало цыганских племён продолжили свои путешествия.
Социальная организация
От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.
Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер – «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.
Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.
Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.
По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник – сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.
Волосы
Ромы носят длинные волосы. Девушки в быту заплетают их в косы и собирают в виде гульки, прячут под платок, но при любой возможности стараются показать всем красоту длинных черных локоном. Мужчины также придерживаются этих канонов. Относительно усов и бороды четких указаний никогда не было, все зависело от эпохи и места расположения табора. По природе слабых и коротких причесок у цыган быть не могло, волосы росли густо с малых лет.
Короткие стрижки являлись свидетельством осквернения, то есть временного отлучения от клана, изгнания, отрешения. Такое наказание надлежало получить только за существенный проступок, но надежда на возвращение оставалась, так как и волосы отрастали. Для девушки же такая прическа считалась страшным позором. Даже в современном мире помнят об этом написанном правиле, считая короткую стрижку «невезучей».
Цензура в военный и послевоенный период
В 1941–1945 годах весь кинематограф был направлен на освещение военных событий и поддержание боевого духа: активно продвигались идеи отечественного патриотизма и уверения в безусловной победе русского народа. Известным фильмами стали «Машенька» Ю. Райзмана, «Зоя» Л. Арнштама, «Два бойца» Л. Лукова.
После войны кинематограф участвовал в создании культа личности Сталина, который показывался как гениальный полководец и стратег: многие кинокартины рассматривались вождем лично, в его руках была сосредоточена в том числе и цензурная власть. Например, вторая часть знаменитого фильма Эйзенштейна про Ивана Грозного была запрещена Сталиным из-за искажения исторических фактов. «Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет», — писали в рецензии в ЦК ВКП (б). Фильм вышел в прокат только в 1958 году, после смерти Сталина.
Так как весь кинематограф финансировался за счет государства, а работы частных съемочных групп все равно попадали на предпросмотр властям, фильмы продолжали быть политической направленности и показ «оппозиционных» работ был невозможен
Сценарии проходили проверку, в сюжетах запрещалось использовать профессии, для получения которых требовалось высшее образование, в фильмах рассказывалось о важности простых рабочих, возвышалась роль колхоза
Кинематограф сдвинулся с мертвой точки только после смерти Сталина. В 1956 году Н. Хрущев выступил с докладом, в котором разоблачил культ личности Сталина и тоталитарный режим. ЦК КПСС продолжал рассматривать кино как главный вид искусства, однако теперь были приняты меры к увеличению производства фильмов, развитию частных съемочных групп и введена отмена тотального контроля над самим процессом производства кино. К концу 50-х годов было создано около 400 кинокартин.
На экранах стали вновь появляться зарубежные фильмы, однако больше внимания уделяли советским, зазвучали новые имена: Марлен Мартынович Хуциев, Яков Александрович Сегель, Эльдар Александрович Рязанов.
В 1957 году был снят фильм Михаила Константиновича Калатозова «Летят журавли», который получил «Золотую пальмовую ветвь» на престижном Каннском фестивале, что для советского кинематографа произошло впервые. В 1959 году вышел фильм «Судьба человека», он получил главный приз на Московском международном кинофестивале (ММКФ) в 1959 году.
Оттепель
В 1961 году представители ЦК заявили: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Власти решили выходить на новый культурный уровень: «Советская литература, музыка, живопись, кинематография, театр, телевидение, все виды искусства достигнут новых высот в развитии идейного содержания и художественного мастерства». Деятели культуры стали свободнее, у них появилась возможность для самовыражения, стали появляться новые жанры, например комедии.
В период оттепели режиссеры уделяли внимание детям и молодым людям, для которых открывался новый свободный мир. Манифестом оттепели стал фильм «Мне двадцать лет» (или «Застава Ильича») Марлена Хуциева, в котором режиссер показал конфликт отцов и детей, разрыв поколений и отчуждение от военных идей
Фильм вышел на экраны в 60-х, однако его сняли с проката после слов Хрущева.
На экранах стали показывать и ученых: ранее зрителям старались показывать только колхозных рабочих. Так, в фильме «Девять дней одного года» рассказывалось о жизни молодых физиков-ядерщиков — это был новый, почти фантастический жанр, где в центре стояла не проблема науки, а сам человек и его отношение к работе.
Оттепель в советском кинематографе стала важным периодом в развитии искусства в целом. Выстроился диалог «режиссер — зритель», «человек — человек», а не «власть — гражданин». В кинокартинах перестали навязывать идеи партийного руководства, а в центре стоял человек с его переживаниями, потерянным состоянием, свободой, с которой он не умел обращаться. Впервые стали продвигаться гуманистические идеи, а у художников появилась возможность самовыражения.
Любовь Карась
Ранние записи
Многие древние историки упоминают племя под названием Sigynnae (Tsigani) в разных местах Европы. Ранние записи странствующих популяций из Индии начинаются еще в период индо-римских отношений .
Современные ученые предположили, что одно из первых письменных упоминаний цыган под термином « ацингани » (происходит от греческого ἀτσίγγανοι — атсинганои ) относится к византийской эпохе во время голода 9 века. В 800 году нашей эры святая Афанасия накормила «чужеземцев по имени Ацингани» около Фракии . Позже, в 803 году нашей эры, Феофан Исповедник писал, что императору Никифору I помогли «ацинганы», чтобы подавить бунт с их «знанием магии». Однако ацинганы были манихейской сектой, исчезнувшей из хроник в 11 веке. «Ацинганои» использовалось для обозначения странствующих гадалок, чревовещателей и волшебников, которые посетили императора Константина IX в 1050-1054 годах в Сулукуле.
В агиографическом тексте «Житие святого Георгия отшельника» упоминается, что Константин призвал «ацинганов» помочь избавить его леса от диких животных, которые убивали его домашний скот.
Остатки скелетов цыган, эксгумированные из торгового центра Castle Mall в Норвиче, были датированы методом жидкостной сцинтилляционной спектрометрии примерно 930–1050 гг. Нашей эры.
Откуда пришли цыгане?
Откуда именно произошли цыгане или, как их называют сегодня, ромы, ученые спорят до сих пор. Установить это со 100% точностью почти невозможно — поскольку у народа долгое время не было собственной письменности, то не сохранились и документы, которые могли бы пролить свет на их происхождение. Устные предания отражают историю лишь нескольких поколений.
Тем не менее ученые разработали несколько теорий происхождения цыган. Самая правдоподобная из них гласит, что представители племени рома когда-то давно отделились от своих индийских предков и отправились кочевать. Впервые эта гипотеза появилась в конце XVIII века, когда немецкий ученый Грельман сравнил физические особенности цыган и их язык с внешним видом и языком жителей Индии и обнаружил немало общего. Постепенно к нему стали присоединяться и другие исследователи. Наиболее распространенной версией считается появление цыган на северо-западе Индии. Другие же ученые считают, что предки цыган были родом из центральной Индии и перебрались на север лишь в V веке н. э.
Серьга в ухе
Многие в России и за рубежом убеждены, что мужчины-цыгане носят в ухе золотую серьгу. Википедия пишет, что серьгу продевали мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. А в одном иностранном источнике встречается версия, что цыганёнку при рождении вставляют золотые серьги в оба уха, а когда он вырастает и женится, то одну серьгу отдаёт жене.
Однако российский цыгановед, научный сотрудник РАН Кирилл Кожанов заявляет, что это ещё один миф: «Какие-то цыгане мне рассказывали, что у них старики будто бы носили большие серьги на счастье, будто это называлось „цыганская подкова“. Но я сам ни разу не видел в России цыгана с серьгой. Для них, как и для многих непродвинутых русских, серьга – это часть женского образа. Мужчина не может это носить – и всё! Просто неприлично».
Термин
В результате слово «цыгане» стало ассоциироваться с опасностью и нечистыми делами во времена преследований ведьм, евреев и других групп населения, неугодных христианству. Гонения расползались по всей Европе подобно лесному пожару. В скором времени понятием «цыгане» заклеймили всех рома: во многих европейских языках это слово указывает на египетское происхождение, например, английское gypsy (от Egyptian – египтянин), хотя к Египту они почти не имеют отношения.
Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
В русский язык слово «цыган» пришло из греческого: там оно означает «неприкасаемый». Что касается самоназвания «рома», это, вероятно, отсылка к Византии, которая стала называться так после своего падения.
Главная ценность
Из-за настойчивого недоверия к цыганской культуре рома сами взрастили в себе недоверие и продолжали существовать как отдельные группы и крупные семьи. Распорядки и правила они устанавливают для себя сами, в лидеры предпочитают выбирать кого-то из своего народа.
Хотя это наблюдение касается не всех цыганских народностей, оно достаточно точно применимо к большинству. Урбанизация нарушила традиционные сельские обычаи многих группировок, но одно остается главным в их жизни: семья.
Традиции передаются из поколения в поколение, чаще в устной, нежели письменной форме, включая национальную музыку, систему правосудия и свадебные обычаи. На протяжении долгих лет изгнаний и преследований, несмотря на постоянные оскорбления и презрение, рома остаются сплоченным сообществом семей.
Итальянские, румынские, русские, скандинавские, американские цыгане – не имеет значения
Важность семьи – вот что обеспечило сохранение цыганской культуры
Важный элемент их жизни — цыганский закон
Представители этого этноса имеют интересные убеждения
Не столь важно, к какой религии относятся цыгане, они обязаны соблюдать цыганский закон (романилэ)
Они уделяют большое внимание этому перечню правил, который регулируют многие сферы их жизни как внутри общины, так и за её пределами
При этом есть внутренние, внешние и общие правила.
Учитывая, что не существует некого централизованного управления цыган, каждая народность цыган может установить свой собственный закон, который будет отличаться от того, что принято у цыган из другой страны или области. Но основные точки соприкосновения всё равно будут.
Закон — это не формальность. Старые цыгане строго следят за его соблюдением. А их влияние в общине очень велико. К тому же есть внутренний цыганский суд, который может изгнать человека из сообщества навсегда или на некоторый срок.
У русских цыган есть следующие особенности закона:
- При общении с не-цыганами следует придерживаться правил не-цыганского общества;
- Лучше заключать браки с цыганами, хотя альтернативный вариант не запрещён.
Цыганский закон во многом схож с правилами государственных и религиозных ограничений.
Он запрещает:
- Изнасилования;
- Убийства;
- Доведение до смерти;
- Нанесение физических увечий.
Но при этом есть и такие вещи, как обязательная гостеприимность. Казалось бы мелочь, но для цыган это закон.
А вот закон внутри цыганской общины очень сильно регулирует их жизнь: правила общения, одежды, ритуалы, выбор работы и многое другое.
Расхожее представление, что у цыган есть лидер, которого называют бароном. На самом же деле закон запрещает одному цыгану главенствовать над другим. Иерархии нет, но может существовать наиболее уважаемый член общины.
Почему цыган называют цыганами?
В России и на всем постсоветском пространстве слово цыгане известно всем. Сходное слово с атцингани с греческого языка переводится, как неприкасаемые. Впервые термин употребили еще в одиннадцатом веке в летописи «Житие Георгия Афонского». Единственное, что в книге были описаны под этим термином не цыгане, а еретические сектанты.
Цыгане-кочевники
В других странах цыган именуют по-разному. Англичане говорят на них — египтяне (egypsies), испаницы — gitanos, французы называют цыган bohemiens (богемцами), чехи — tsiganes (с греческого – цингани), евреи именуют их цоаним, как библейскую провинцию Цоан в Египте.
Однако сам цыганский народ себя так не называет, на их языке цыган – это рома. Скорее всего слово появилось после их проживания в Византии. Многие слышали в фильмах слово ромале – это производное от рома. Еще иногда они именуют себя синти или кале, либо мануш, что значит люди.
Секретный колодец
В Угловой Арсенальной башне находится единственный сохранившийся колодец Кремля и один из старейших в Москве. Башня была построена в конце 15 веке именно на месте родника, чтобы в случае осады обеспечить водой крепость. Характер у этого родника оказался своенравный: уровень воды несколько раз поднимался настолько, что заливал все помещение.
Только в 1975 году советским специалистам удалось понять, как в древности решали эту проблему. Оказывается, от колодца ведет галерея к уже подземной реке Неглинке, куда сливается лишняя вода. А когда галерея забивается мусором, то родник подтапливает башню. Сейчас колодцем никто не пользуется, хотя технически он работает и все также сливает воду в Неглинку. Туристам вход в этот колодец запрещен из соображений безопасности.
Цыгане в Европе — от преследований к геноциду
Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно начала миграции предков цыган из Индии. Исследователи сходятся в одном — скорее всего, переходы совершались небольшими группами и в разных направлениях. Часть миграционного потока направилась через Ближний Восток в Египет и страны Магриба — и там и осталась. Другая, нынешние ромы, оказалась в пределах Византийской империи где-то в 11 веке.
Жизнь среди греков была довольно простой — власти не преследовали пришлых кочевников, те спокойно работали кузнецами, помогали местному населению и даже принимали православие. Однако они держались обособленными группами и подальше от своих соседей. Кто знает, к чему бы в итоге привело такое положение вещей, но в 15 веке таборы вновь отправились в путь — уже в Центральную и Западную Европу. Виной всему непрекращающиеся войны и османское завоевание Малой Азии и Балкан.
В Западной Европе цыгане рассказывали, что они — изгнанные из восточных стран христиане, пострадавшие за свою веру, или просто паломники. Первое время местные жители и даже власти помогали им — снабжали деньгами, едой и кровом. Они скитались по разным городам, жили за счёт населения, а потом уходили, довольно часто возвращаясь снова. Конечно, это портило имидж мучеников веры. А закрытость цыганского сообщества порождала у простого люда разнообразные слухи, иногда самые фантастические.
Постепенно почти по всей Европе начинают распространяться антицыганские законы, сначала просто запрещавшие им жить в стране, а затем и просто приговаривавшие мужское население к казням. Так, например, английский закон 1554 года предписывал предавать смерти каждого цыгана-мужчину.
«Испанские цыгане, умоляющие Филиппа III отменить закон об изгнании», Эдвин Лонг, 1872 год. (socialistproject.org)
Одним из самых тяжёлых периодов истории этого этноса стала Вторая мировая война. «Нюрнбергские законы», известные прежде всего тем, что касались решения «еврейского вопроса», затрагивали и цыган. От рук нацистов погибло около полумиллиона «синти» (так называли немецкую ветвь «ромы»). Гонениям этот кочевой народ подвергался и в государствах-марионетках гитлеровского режима.
Мужчина-рома в оккупированной Польше, 1940. (theholocaustexplained.org)
В наши дни, несмотря на политику ОБСЕ, Совета Европы и правозащитных организаций по борьбе с дискриминацией цыган, ограничивающие их законы отменены далеко не везде. Так, например, в Италии они имеют право жить только в провинции Венето и на острове Сардиния.
Откуда появились цыгане на территории России?
Они попали сюда посредством двух путей: через теплые балканские страны, а также через северные Германию и Польшу. До революции 1917 года мужчины-ромы занимались куплей-продажей и обменом лошадей, а женщины – мистическими платными делами. Кочевники существовали за счет попрошайничества и гадания, иногда – за счет лужения и кузнечного дела. Цыгане Петербурга, которые осели в городе, массово пополняли состав хоров. После революции вышел указ о том, что этот народ должны принять более трудовой и подходящий способ жизни. Таким образом, цыгане незаметно влились в огромную советскую семью. Когда началась Великая Отечественная война множество мужчин этой национальности сражались с солдатами Советской Армии бок о бок. В 1956 году был издан ещё один подобный указ, после которого значительная часть бродяг приняла оседлый образ жизни. На сегодняшний день цыганский народ не ограничен в правах: он может получать среднее и высшее образование, свободно выбирать любую сферу деятельности. К сожалению, лишь единицы пользуются этими правами. С середины прошлого века многие страны, в которых живут этнические группы цыган, принимают ряд мер для улучшения положения этих людей в обществе. Начинают появляться общественные организации, которые занимаются повышением культурного и экономического уровня жизни цыган. Во Франции есть «Международный комитет цыган», работающий ещё с 1971 года; в Великобритании действует «Институт современных исследований о цыганах». Подобного рода организации есть в Индии и Америке.
Несмотря на то, что исследователям давно известно, откуда произошли цыгане, среди простого народа всё ещё можно услышать самые невероятные слухи и легенды о происхождении людей этой национальности. Существует даже мнение, что они являются потомками затонувшей Атлантиды. Стоит понимать, что цыганские группы очень разнятся между собой, поэтому нельзя приписывать отдельные негативные качества всему народу. Всё же в век информационных технологий стыдно не знать о происхождении и истории цыган.
https://youtube.com/watch?v=ZiV-pUdcJIc
Во что верят цыгане?
У цыганской веры есть свои особенности. Так, православные цыгане считают своим покровителем Николу Угодника и Святого Георгия, а католики — Блаженного Сеферино и в то же время некоего Сару Кали, который и вовсе является мифическим персонажем.
Кандидат филологических наук, религиовед, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин комментирует: «Цыгане принимают религию той страны, где они находятся и где они проживают достаточно долгое время. В настоящее время, насколько я знаю, есть и те, кто исповедует ислам и те, кто исповедует христианство (таких большинство потому, что много цыган проживают в России, Румынии, Венгрии, Молдавии. В целом в Европе проживают цыгане-католики, протестанты, православные и мусульмане».
Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане?
В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания — она означает признание брака цыганским сообществом.
Самые большие религиозные праздники для православных цыган — Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.
У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.
Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц
Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.
Религиозные мифы цыган
Кстати, в среде цыган-христиан бытует такая легенда. Когда распинали Христа, мимо проходили цыгане и украли один гвоздь. За это Бог якобы разрешил цыганскому народу иногда воровать. Поэтому цыгане не видят ничего плохого в воровстве и мошенничестве. Специалисты по цыганской культуре считают этот миф не таким уж давним и полагают, что он родился на Балканах.
Другое предание гласит, что Бог особенно любит цыган за их веселье и талант, потому не стал привязывать их к клочкам земли, как поступил с другими народами, а подарил им весь мир. Поэтому они вели кочевой образ жизни. Действительно, цыган можно встретить во всех концах Земли, кроме разве что Антарктиды.
Как видите, у цыган своя трактовка веры. «Я не могу сказать, что цыгане очень религиозные люди, — говорит Роман Лункин. — У них скорее более развит свой родовой строй, который и является основой их жизни и истинной религией. Остальное — это все культурные особенности той страны, где они живут, в которые они встраиваются».