Боевая йога
Содержание:
Понятие Дхармы в буддизме и ее виды
Дхарма – это в Древней Индии переводится как «закон» или «учение», «то, что удерживает». В буддизме она и учение, и универсальный закон, механизм, определяющий бытие в целом, и минимальный элемент самого существования.
По индийским преданиям, основы учения сформулировал сам Будда, озвучив их в своей 1-й проповеди перед учениками. Именно эта проповедь легла в основу философско-этнической базы буддизма и получила название поворота колес дхармы.
Колесо Dharma
Дхарма как учение описывает истину и открывает путь к её реализации. Истина в ней понимается как постижение подлинных закономерностей, по которым движется всё в мире – от космических законов, до человеческих горя и радости, достижений и неудач, того, что только кажется случайным.
Продвижение в сторону просветления, избавления от страстей, гнева, зависти, всего, приносящего страдания, – это и есть следование Дхарме. Понимаемая как закон, Дхарма объединяет в себе все аспекты бытия от космических до социальных (правовых, моральных и нравственных).
В более приземлённом аспекте дхарма (в этом случае она обычно пишется со строчной буквы) выступает как любой элементарный предмет, явление, мысль или качество. Успокоение непрерывного потока дхарм и достижение нирваны является одной из целей буддизма.
Дхарма и Карма
Тесно сплетено с Дхармой понятие Кармы. Если первая является универсальным космическим законом, то вторая представляет собой внешнее проявление человека в мире вместе с последствиями всех его поступков. Карма представляет собой индивидуальный закон: то, какие задачи и трудности возникают перед человеком вследствие его личных осознанных решений и действий.
И если Дхарма универсальна и едина, то Карма предполагает определённый баланс: она может быть положительной (хорошие плоды у хороших намерений), либо отрицательной (соответствующее воздаяние для негативных намерений).
Карма связана с индивидуальным выбором и индивидуальной ответственностью за выбор. Следование дхармическому пути предполагает преодоление кармы и нацелено на поддержание и восстановление мирового порядка.
Виды Дхармы
Соответственно многоаспектности понятия, многочисленными оказываются классификации Дхарм.
Так, в одном из учений, 72 элементарных дхармы (понимаемые как элементарные элементы бытия) разделяются по разным основаниям. Выделяют обусловленные, они же изменчивые, зависящие от каких-либо факторов, и необусловленные, постоянные. По включенности в процесс индивидуальных страстей: омрачённые (загрязнённые) и неомрачённые (те, которые не принадлежат обыденному опыту).
Более подробная классификация по стадиям познания истины:
- волнение;
- осознание причины волнения;
- достижение покоя;
- путь или обоснование покоя.
Развёрнутое деление дхарм сразу по трём сущностным аспектам представлено в таблице:
Субъективные или воспринимаемые органами чувств | Объективные или присущие объектам | Воспринимаемые сознанием |
Глаза | Цвет и форма | Осознавание цвета и формы |
Уши | Звучание | Осознавание звука |
Нос | Запах | Осознавание запаха |
Язык | Вкус | Осознавание вкуса |
Органы осязания | Ощущаемое тактильно | Осознавание осязаемого |
Ум или сознание | Внечувственное | Осознавание внечувственного |
Эти мимолётные дхармы непрестанно возникают и прекращаются, образуя весь вещный мир и того, кто его воспринимает.
В более глобальном понимании Дхармы выделяют 4 подраздела в зависимости от того этапа жизненного пути, на котором находится человек:
- Дхарма вселенских законов;
- Дхарма принадлежности к социальной общности;
- Дхарма человека;
- постижение индивидуальной, личной Дхармы.
Кроме того, в кастовом обществе для разных каст будут различные Дхармы: если кшатрию (воину) предписаны честь и доблесть, верность слову и поддержание репутации, то для брахмана (жреца) долгом будут сострадание, учёность, соблюдение обетов.
Понятие Свадхармы
Давайте всё-таки продолжим тему индивидуального предназначения, и если ошибочно приписывать термину Дхармы такую трактовку, то для нахождения собственного предназначения в жизни существует ещё одно понятие, и оно созвучно дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма (ещё один перевод). Изначально в Ведах мы не встречаем подобное понятие.
Впервые мы узнаём о нём из Бхагавад-гиты, когда Кришна говорит Арджуне о том, что «исполнение своего собственного долга, пусть даже и посредственное, предпочтительнее, чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасности». Так, мы понимаем, что у каждого в жизни есть долг, или обязанность, сообразная с его собственной природой. Её-то человек и должен прожить, воплотить в жизнь.
Далее приведём отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, которая проходила в Бангалоре в 2013 году. На вопрос присутствующих о том, каким образом можно трактовать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не заставляет вас почувствовать страх или беспокойство, — это Свадхарма.
Такое действие, когда вы чувствуете, будто что-то побуждает вас его сделать и без выполнения которого вы чувствовали бы беспокойство — это Свадхарма». Действие, которое производится в наибольшем согласии с вашими внутренними глубинными установками, талантами и наклонностями становится Свадхармой. Поэтому выяснение индивидуальной Свадхармы — это в большей мере осознание и понимание своей собственной сути, наклонностей и позволение себе действовать и жить согласно своим наклонностям.
Название[править | править код]
Значение слова: Дхарма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») — индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.
Эвристика (древнегреч. «отыскиваю», «открываю») — это метод решения задач, который обычно противопоставляют формальным методам, основанным на точных математических моделях. По сравнению с обычным методом перебора время решения задачи с помощью эвристики сильно сокращается, но получаемые возможные решения не всегда являются оптимальными. Иногда в психологической и кибернетической литературе эвристические методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора. Также эвристическая деятельность — это организация процесса продуктивного творческого мышления. В этом смысле эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, помогающих решать творческие задачи. Это, например, механизмы поведения в проблемной ситуации, отсечения заведомо нелогичных версий, опровержения с помощью контрпримеров. Эти механизмы универсальны и не зависят от конкретной решаемой проблемы. Наука эвристика изучает эвристическую деятельность — это специальный раздел науки о мышлении. Её основной объект — творческая деятельность; важнейшие проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений в условиях нестандартных проблемных ситуаций. Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики и теории информации.
Дхарма (санскр. «закон», «правило»,»решение», «суд») — слово, которое употреблялось в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Все это — составляющие одного пути (сам путь и его цель также называются Дхармой). Считается, что если человек идет по своему пути, то он ведет сознательную жизнь и имеет возможность улучшить свою карму, вплоть до выхода из сансары (цикла перерождений). В буддийской литературе словом «Дхарма» обозначали в первую очередь учение Будды, некую высшую истину.
4 вида дхармы
Дхарма — это всеобъемлющее явление, ее принято делить на несколько уровней, а именно:
Рита дхарма – это универсальный закон Вселенной;
Варна-дхарма – главный закон социума;
Ашрама-дхарма – этапы развития личности;
Свадхарма – это индивидуальная дхарма личности.
Рассмотрим каждый из уровней и то, по какому принципу действуют законы дхармы.
Рита-дхарма или Вселенский закон
Можно сказать, что Рита-дхарма, это мелодия, под которую кружится наша Вселенная. Рита упорядочивает космос, время, все планеты и звезды, потому что представляет собой замысел Бога Творца. Этот вид дхармы не что иное, как судьба Вселенной, если мы (люди) живем в гармонии с космическими законами, то находимся в созидательном потоке Риты.
Рите подчиняются процессы созидания и разрушения миров, наступление новых эпох, круговорот рождений и смертей, путешествие душ из одного тела в другое. Этот вселенский порядок поддерживают полубоги, выступающие хранителями стихий и законов природы: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера.
Варна-дхарма – закон построения общества
Как я написал в начале статьи, дхарма распространяется на все и на всех в этом мире. Общество – не исключение. Варна-дхарма объясняет, как следует жить каждому человеку с учетом его позиции в социуме
Законы дхармы подразумевают общественные отношения в рамках семьи, нации, религиозного сообщества и человечества в целом. Важно уважать свою дхарму, придерживать моральных норм и законов социума, в котором мы живем. Качественное исполнение дхармы ведет к духовному росту, более того, развиваются и люди, которые находятся рядом с вами.
Есть еще один интересный закон дхармы – если человек чувствует, что проживает не свой жизненный сценарий, то дхарму рекомендуется поменять, но сначала избавиться от долгов «прежней жизни».
Ашрама-дхарма: этапы взросления
Этот аспект дхармы, возможно, не слишком применим к современному обществу. Но все же следует упомянуть и о нем. Ашрама-дхарма описывает конкретные этапы, которые переживает душа в физическом теле. Подразумевается рождение, взросление, зрелость, старость и уход из мирской жизни. В ведическом обществе личность проходит 4 основных этапа взросления:
- Ученичество (с 12 до 24 лет);
- Семейственность (с 24 до 48 лет);
- Удаление от дел (с 48 до 72 лет);
- Религиозное отшельничество, аскеза (с 72 лет).
Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)
И вот мы пришли к самому интересному – индивидуальному пути личности, который называется свадхарма. Это выбор, который обуславливает движение индивидуума по жизни. Такая дхарма – это свобода воли, внутренний закон, которым человек руководствуется в своих поступках.
Свадхарма зависит от «плохой» и «хорошей» кармы, от соотношения проступков и добрых дел. Каждый человек, как вы понимаете, индивидуален с точки зрения свадхармы. Более того, на индивидуальную дхарму влияют и три вышеуказанные дхармы – вселенская, общественная и человеческая. У свадхармы есть задача – указывать на закономерности развития человека, в зависимости от его кармы. Тут можно провести параллель с флорой: из семени вырастает дерево, которое покрывается цветами, дает плоды и новые семена.
Зная свою дхарму и следуя по пути ее реализации, человек обретает счастье. Таким образом, страдания, разочарования и беды – это не что иное, как следствие несоблюдения дхармы либо проживания не своей дхармы.
Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
Дхарма – это в Древней Индии не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может казаться непростой задачей. Но она вовсе не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь, ежедневного подвижничества.
Минимально достаточными являются соответствующее намерение, упорство и постоянство практики. И ещё в учении Будды указано на необходимость приспособления Дхармы к месту и времени.
В буддизме это восьмеричный путь, предполагающий освоение трёх ступеней:
- развитие мудрости – изучать соответствующую литературу, слушать мудрых людей, взращивать в себе доброе отношение ко всему живущему;
- развитие нравственности – конкретные предписания прописаны в ведах и сутрах, но они близки ценностям гуманистических религий – не лгать, не завидовать, не причинять вреда, не следовать страстям;
- развитие духовности – включает в себя медитации, чтение мантр, развитие осознанности.
Именно последняя ступень может быть трудна для достижения в обыденной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует от него идеальности. Достаточно заходить в практике настолько далеко, насколько это возможно.
Здесь на первый план выступает внутренняя сторона, дух следования пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма обязывает желать добра всем живущим, то она не может требовать жестокости к себе.
Достаточно быть на своём месте, выполнять своё дело, не бежать от ответственности. Не более того, что требуется от понятия «быть хорошим человеком»: не нарушать моральных запретов, поддерживать порядок вокруг себя, оказывать поддержку другим на их пути, оказывать уважение и благодарность учителям и тем, кто становится примером.
Индуизм
Индуизм — это древняя национальная религия Индии, состоящая из множества отдельных верований. Единого основателя у индуизма нет. Да и на самом деле отследить корни индуизма весьма сложно — некоторые ученые считают ее древнейшей религией на планете. По количеству последователей эта религия занимает почетное “бронзовое” место на пъедестале — после христианства и ислама — при этом фактически являясь, скорее, семейством множества верований. Единого института управления (по типу папства) у индуизма также нет.
Традиция индуизма чтит большое количество священных писаний, среди них — Веды, Упанишады, знаменитый эпос “Махабхарата” и другие тексты. Среди основных его направлений наиболее важными являются следующие:
- вайшнавизм — поклоняются Вишну;
- шиваизм — считают наиболее важным богом Шиву;
- шактизм — верят в женскую ипостась бога — Шакти или Дэви;
- смартизм — зародился как попытка примирить чтящих разных божеств; основан на почитании пяти основных божеств — Ганапати, Вишну, Сурьи, Шивы и Шакти.
“Бродяги Дхармы” Джека Керуака
Американского писателя Джека Керуака вправе можно назвать одной из икон “бит-поколения” 50-60-хх годов. Именно он придумал сам термин — в переводе с английского слово “бит” означает “разбитый”. Так и ощущало себя в те годы молодое послевоенное поколение — разбитым и потерянным. В поисках утраченных идеалов и смысла жизни их умы обращались к другим традициям, в том числе и к восточному мировоззрению. Заинтересовался доктриной буддизма и Джек Керуак. Дхарма в его понимании стала чем-то вроде Судьбы и Фортуны. Свои философские поиски писатель отобразил в романе “Бродяги Дхармы”, куда вошли также и эпизоды из его жизни. Рассуждения о понятиях восточной философии и следовании ей переплетаются с с беспечными буднями молодых людей середины прошлого века.
Буддизм
Буддизм — философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI столетия до н. э., ключевой фигурой которого является личность Сиддхартха Гаутама, после просветления называемый Буддой Шакьямуни. Практически всю историю своего существования сами буддисты называли свою религию дхармой. Это уже европейцы придумали в XIX веке слово “буддизм”.
Последователей буддизма в мире — около 500 млн. Из них большинство живут в странах Южной, Восточной и Юго-восточной Азии и около 7 млн — за пределами этих регионов. В России буддизм преобладает по количеству последователей в Бурятии, Калмыкии и Туве.
[править] Научные станции
Лебедь
Станция для периодической выгрузки электромагнитной энергии. Впервые в сериале: 2 сезон, 1 эпизод.
Эта станция находится под землёй и состоит из жилого комплекса и геодезического купола, в котором расположен рабочий компьютер. Каждые 108 минут в него необходимо вводить числа 4 8 15 16 23 42 и нажимать на кнопку ввода, тем самым, выгружая определенное количество электромагнитной энергии, которая накапливается под станцией уже долгие годы.
Жемчужина
Наблюдательная станция. Впервые в сериале: 2 сезон, 21 эпизод.
Возможно, эта станция находится в центре острова. Она предназначена для круглосуточного видео-наблюдения за другими станциями, причём все наблюдения необходимо записывать в тетрадь и отправлять по пневматической трубе в казармы (на самом деле тетради не доставляются в казармы).
Гидра
Зоологическая станция. Впервые в сериале: 3 сезон, 01 эпизод.
Станция расположена на соседнем острове, в ней держали белых медведей, акул, дельфинов и других животных. Известно, что для белых медведей было логическое задание нажать на кнопку и рычаг, чтобы получить еду и воду, в случае неправильного нажатия на кнопку, медведи получали электрический разряд. Однако они справились с заданием всего за два часа.
Орхидея
Станция по изучению «пространство-время». Впервые в сериале: 4 сезон.
О ней почти ничего неизвестно, возможно, что станция проводила телепортации во времени под прикрытием «ботанической станции». За основу опытов были взяты эксперименты и открытия Хендрика Казимира.
Посох
Медицинская станция. Впервые в сериале: 2 сезон, 15 эпизод.
Станция похожа на некую клинику с определённым медицинским уклоном, возможно даже, что это был роддом. Так или иначе, именно в этих целях использовали станцию Другие.
Дхарма как цель человеческой жизни
Ведическая наука определяет четыре цели человеческой жизни: кама, артха, дхарма и мокша.
- Кама — это желание, наша потребность в эмоциональном и чувственном удовлетворении. Все, что мы делаем в жизни, должно быть источником радости и не должно причинять боль живым существам.
- Артха — это достижение целей, а также «приобретение ценных вещей» или «накопление имущества». Каждый из нас должен располагать имуществом в достаточной мере для того, чтобы раскрыть в этой жизни свой потенциал.
- Дхарма — это «принцип» или «закон». К ее сфере относится наша потребность в почестях или признании, реализации себя как личности. Каждому из нас необходимо, чтобы его ценили за то, что он способен делать — тогда он сможет приносить благо обществу.
- Мокша — это «освобождение». К ее сфере относится наша потребность в духовном развитии. Каждый из нас должен стремиться выйти за пределы своих ограничений. Мокша, освобождение, — это высшая из дхарм.
Эти четыре цели образуют пирамиду, на вершине которой — освобождение. Каждая способствует достижению остальных: чтобы нормально жить и действовать, мы должны быть счастливы, чтобы располагать досугом и душевным спокойствием, необходимы деньги. Признание со стороны других людей необходимо нам для того, чтобы мы могли реализовать свое предназначение.
Но большинство из нас увязает в сетях низших целей и не ценит по достоинству цель высшую. Мы нередко ищем лишь наслаждений, власти или славы. Ведическая астрология помогает нам найти верный баланс в достижении всех целей.
Что означает колесо Дхармы?
Одним из древнейших символов буддизма является Колесо Дхармы, или дхармачакра на санскрите. Во всем мире оно используется для представления буддизма точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм.
Традиционное Колесо Дхармы в Индии — это колесо колесницы с различным числом спиц. Оно может быть любого цвета, но чаще всего это золото. В центре могут быть три фигуры, вращающиеся вместе: символ Инь-Ян, второе колесо или пустой круг.
Этот символ Дхармы в Индии состоит из трех основных частей: ступицы, обода и спиц. На протяжении веков различные учителя и традиции предлагали разные значения для этих частей.
Вот некоторые общие представления о символике колеса:
- Круг, круглая форма, представляет собой совершенство дхармы, учения Будды.
- Обод колеса символизирует концентрацию и внимательность, которые удерживают практику вместе.
- Центр представляет собой моральную дисциплину. Иногда говорят, что три завитка, часто видимые на ступице, представляют собой три сокровища или Три Драгоценности: Будду, Дхарму, сангху. Они также могут представлять собой радость.
- Спицы обозначают различные понятия, в зависимости от их количества, но чаще — это мудрость.
«Вращение колеса Дхармы» — это метафора учения Будды. В буддизме говорится, что Будда трижды повернул Колесо Дхармы. Первым поворотом была проповедь в Оленьем парке, после просветления Будды. Здесь он объяснил Четыре Благородные Истины. Вторым поворотом было введение учения совершенства мудрости о природе шуньяты (пустоты). Третий поворот был связан с введением учения о природе Будды.
Дхарма в индуизме
Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
См. также: Рита (Веды)
В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты
, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:
О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло. |
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму». |
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:
Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая. Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна. |
В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма
сводится к пяти обобщённым принципам:ахимса — ненасилие,сатья — правдивость,астея — неворовство,шауча — чистота,индрия-ниграха — обуздание чувств.
Дхарма как одна из пурушартх
См. также: Пурушартхи
Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти)
Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни
Бог дхармы
См. также: Яма (индуизм)
Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на тринадцати дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также мудреца Нара-Нараяны.
В «Махабхарате» Видура описывается как воплощение Ямы. Также Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).
Сыновья Дхармы («Долг») | |||||||||||||
Лакшми (Счастье ) | Дхрити (Устойчивость ) | Тушти (Удовле- творённость ) | Пушти (Процветание ) | Медха (Умственная энергия ) | Крийя (Ритуальное действие ) | Буддхи (Сознание ) | Ладджа (Скромность ) | Вапус (Тело ) | Шанти (Умиро- творённость ) | Сиддхи (Совершенство ) | Кирти (Слава ) | ||
14 сыновей | Кама (Желание ) | Дарпа (Гордость ) | Нияма (Сдержанность ) | Сантоша (Довольство ) | Лобха (Алчность ) | Шрута (Предание ) | Данда (Власть ) Ная и Виная (Благое поведение иПослушание ) | Бодха (Озарение ) | Виная (Послушание ) | Вьявасая (Настойчивость ) | Кшема (Безмятежность ) | Сукха (Счастье ) | Яшас (Почёт ) |
«Вишну-пурана», глава VII
В специальной литературе
В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма
также означает «собственность», адхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, какшабдо нитья (shabdo ‘nityaḥIAST ) — «звук вечный», «звук» является носителем качества «постоянности». Подобным же образом, во фразеиха гхатах (iha ghataḥIAST ) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».
Что такое «Дхарма»
«Дхарма» – это санскритское слово, которое имеет много значений. Наиболее существенны для этого обсуждения, во-первых, «Истина» в высочайшем смысле, как природа реальности, и во-вторых, учения буддизма. Но «Истина» и реальность – это обширные абстрактные понятия, и учения буддизма пространны, разнообразны и иногда кажутся противоречивыми. Как мы можем обращаться к Прибежищу, как мы можем вверять свою жизнь чему-то, что так трудно точно определить?
Можем ли мы сжать учения буддизма до их сущности? Можем ли мы суммировать Дхарму в простой, логической концепции или формуле, которая была бы безусловно истинной, и основывать свою жизнь и практику на ней? Несомненно, нам нужно было бы сделать это до того, как мы действительно сможем обратиться к Прибежищу в ней. Но, к несчастью, на самом деле это невозможно.