Дворец алексея михайловича. часть ii. русский пир

Содержание:

История Коломенского музея-усадьбы

Застройка села Коломенское началась в XIV веке. Считается, что первым сооружением была церковь Вознесения Господня, заложенная в 1532 году князем Василием III. Другие постройки того периода не сохранились, но согласно историческим документам, кроме церкви в селе стояли жилые дома и дворец Ивана Грозного. В последующие столетия Коломенское часто использовалось в качестве стоянки для военных, армии которых нападали на Москву.

В XVII веке деревней заинтересовалась царская семья и началась фаза активной застройки. В Коломенском построили целый комплекс с дворцом, домовой церковью, хозяйственными сооружениями. В дальнейшем царь Алексей Михайлович Романов велел возвести здесь новый дворец. Грандиозное деревянное сооружение, вместе с прилегающими постройками — палатами, церквями, оградами и парком — составляло гармоничный архитектурный ансамбль. В царской резиденции часто устраивались праздники, члены семьи Романовых приезжали сюда отдыхать. Известно, что здесь прошло детство Петра I. Из скромного села Коломенское превратилось в крупный административный центр — к нему присоединились несколько населенных пунктов.

В XIX веке, при правлении Екатерины II, усадьба подверглась серьезным изменениям. Дворец Алексея Михайловича снесли и построили новый, состоящий наполовину из камня, наполовину из дерева. Позднее перестройка постигла и другие сооружения комплекса — например, ансамбль Передних ворот обзавелся вторым этажом. Но и дворец Екатерины не сохранился в первозданном виде. В 1825 году его разобрали и перенесли на берег Москвы-реки.

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей — это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.

Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.

Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.

Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу – это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?

Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» — проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Музей деревянного зодчества в Коломенском

В 1923 году по инициативе известного российского архитектора Петра Дмитриевича Барановского появился музей «Коломенское», и именно этот ученый стал первым его директором. С 1923 по 1933 год он нашел и перевез сюда несколько памятников деревянного зодчества XVII–XVIII веков. Экспонаты этого музея можно увидеть и в наши дни. В 2006-2007 году деревянные строения были отреставрированы и перенесены из центральной части парка на его окраину, к реке Жужа.

Моховая башня Сумского острога

Моховая башня Сумского острога была разобрана и привезена Барановским в Коломенское в 1931 году. Части ее конструкции хранились в запасниках более 80 лет, а когда в 2003 году исследователи принялись за ее сборку, они долго не могли понять, как это правильно сделать. Была проделана огромная подготовительная работа, прежде чем Моховая башня была вновь воссоздана на территории этнографического музея в Коломенском.

Надвратная башня Николо-Корельского монастыря

Восточная Надвратная башня Николо-Корельского монастыря также стала одним из первых экспонатов музея Коломенского — она была привезена в Москву в 1932 году. Это единственный сохранившийся на сегодня памятник деревянной монастырской архитектуры XVII века. Датой строительства башни считается 1692 год, хотя сам Николо-Корельский монастырь был основан еще в конце XIV — начале XV веков на месте впадения реки Северная Двина в Белое море.

Башня Братского острога

Башня Братского острога является уникальным архитектурным памятником деревянного зодчества XVII века. Как правило, острог представлял собой большую четырехугольную деревянную крепость, по углам которой находились башни. От Братского острога до наших дней сохранилось лишь две из них. Датой их строительства принято считать 1654 год. При строительстве Братской ГЭС в 1957-1958 году обе башни оказались в зоне затопления, поэтому после тщательных исследований было принято решение перенести их на новое место, и так одна из них оказалась в Москве в парке Коломенское, а вторая — так и осталась в городе Братск и является экспонатом местного музея.

Храм святого Георгия Победоносца в Коломенском

Еще один памятник деревянного зодчества XVII века, который можно увидеть в Коломенском — церковь Святого Георгия Победоносца. Храм был построен в 1685 году на берегу реки Ёрги. За свою долгую жизнь церковь неоднократно перестраивалась, а в результате реставрация конца XIX века практически полностью изменила свой внешний облик.

В советские времена в стенах деревянного памятника размещался сельский клуб, а затем склад, и в результате ни иконостас, ни другое внутреннее убранство не сохранилось. В 2003 году было принято решение разобрать полуразрушенную церковь и перевезти ее для реставрации в Коломенское. Так в 2009-2011 году в музее деревянного зодчества появился еще один памятник архитектуры XVII века.

Домик Петра I в Коломенском

Но самым известным музейным экспонатом деревянного зодчества в Коломенском является дом Петра I, который в отличие от остальных древних строений, по-прежнему располагается рядом с Государевым двором. Сам дом был построен в 1702 году в устье Северной Двины специально для Петра I.

Царь жил в этом доме недолго, всего полтора месяца, когда находился в Архангельске и наблюдал за строительством военных кораблей и укреплений. В 1934-1936 годах директор музея-заповедника Коломенское Петр Дмитриевич Барановский, чтобы спасти памятник от разрушения, перевез его в Москву. Если внешне дом Петра I не изменился, то интерьеры внутри здания воссозданы и реконструированы в наши дни, а внутри располагается музей.

Перед домиком установлен памятник императору Петру I. Эта скульптура — авторская копия памятника, а оригинал был подарен бельгийскому городу Антверпен.

Копия Голландского домика царя Петра I

Но это не единственный дом российского императора в Коломенском. Рядом с рекой Жужей находится копия дома из города Заандама, в котором Петр I провел 8 дней, обучаясь корабельному делу. Все детали дома были полностью спроектированы и изготовлены в Голландии, а только затем привезены в Россию для сборки — это подарок от Вооруженных сил королевства Нидерланды Коломенскому музею-заповеднику. Внутри здания располагается одна из музейных экспозиций усадьбы.

Водяная мельница и Соколиный двор

Из современных построек в музее деревянного зодчества стоит также отметить водяную мельницу, плотину на реке Жужа и Соколиный двор. Оба экспоната являются воссозданными в 2007 году.

Коллекции и экспозиции

В фондах музея-заповедника Коломенское хранятся десятки тысяч экспонатов — нумизматическая коллекция, собрания предметов из металла, дерева, стекла, фарфора, керамики, ткани, кожи и пр., изразцы, старинные книги, графика, фото-, видео-, аудиоматериалы и многое другое.

Археологическая коллекция — одна из крупнейших в стране. В ней собраны экспонаты, найденные на раскопках Московского объединенного музея-заповедника. Они свидетельствуют об активной деятельности в Коломенском с эпохи неолита до Новейшего времени. Среди экспонатов остатки керамической посуды и каменных надгробий, украшения, орудия труда, антропоморфные статуэтки и другие артефакты.

Этнографическая коллекция дает наглядное представление о быте и культуре древних поселений. Многообразие земледельческих орудий, приспособлений для приготовления еды, пчеловодства, охоты, ткацких работ и пр. позволяет понять как тяжел был повседневный труд крестьян и как развивались технологии. Конечно, фонд этнографии не может быть полным без традиционных костюмов, головных уборов и украшений. Свадебные наряды, театральные бинокли, веера, сумочки и другие аксесcуары расскажут о вкусах и нравах наших предков.

Восстановление деревянных памятников, интерьеров и других объектов музейного комплекса было бы невозможным без экспонатов графического фонда. В нем собраны чертежи, гравюры, рисунки, созданные архитекторами, художниками, мастеровыми, трудившимися над строительством царской резиденции. В фонде также собраны масляные портреты членов царской семьи и других известных деятелей.

Но не только исторические артефакты хранятся в Коломенском. Музей активно собирает и работы современных художников — С. М. Харламова, Б. К. Шаповалова, И. А. Манухова и других мастеров.

Maksim Starostin

Большой интерес представляют элементы декора утраченных памятников архитектуры Москвы — в Коломенском хранятся фрагменты порталов, наличников, колонн от церквей, монастырей и башен, утраченных в 1930-е годы. Подробное описание фондов доступно на официальном сайте заповедника Коломенское.

Виртуальные туры по музею Коломенское

Сотрудники музея постоянно готовят новые выставки, чтобы познакомить широкую публику с самыми интересными экспонатами. Ведь лишь малая часть фондов демонстрируется во дворце, палатах и других сооружениях комплекса на постоянной основе.

Богатые интерьеры со старинной мебелью, предметами интерьера, картинами, скульптурами, люстрами и витражами ждут вас во Дворце царя Алексея Михайловича. Залы украшены иконами, графикой, резьбой и другими предметами, составляющими экспозицию «Сокровища русского искусства. XVII век».

Панорама дворца:

Историческая выставка, повествующая о судьбе Коломенского с момента основания до современности, размещена в комплексе Передних ворот Государева двора.

В Домике Петра I, где воссозданы кабинет, столовая и другие помещения, можно познакомится с обстановкой, в которой жил великий реформатор.

Не менее интересны экспозиции, рассказывающие о быте дворовых. В Этнографическом центре Коломенского музея-заповедника созданы выставки «Усадьба коломенского крестьянина», «Усадьба кузнеца» и «Конюшенный двор». Гости могут посетить жилые дома мастеров, амбары, кузницу и конюшню.

Усадьба пасечника и Аптекарский огород, образующие экспозиционный комплекс «Медовое Коломенское», раскроют секреты пчеловодства и покажут особенности быта. В программу входит посещение огорода, избы, пасеки, знакомство с инвентарем и техникой сбора меда.

Колокольня Вознесенской площади, Ирина Дементьева

Посмотреть фильм о соколиной охоте — любимой забаве Алексея Михайловича, можно в хозяйственном комплексе Соколиный двор. Здесь и сегодня содержатся ловчие птицы: соколы и ястребы.

Постоянные экспозиции действуют и в других строениях музея-заповедника Коломенское — о водоснабжении Государева двора повествуется на выставках Водяной мельницы и Водовзводной башни; о жизни Сумского острога расскажут экспонаты Моховой башни; иконы и предметы религиозного культа собраны в Церкви Святого великомученика Георгия Победоносца. Узнать больше об экспозициях Коломенского, режим работы объектов и темы выставок можно здесь.

Иконостас Вознесенской церкви, Ирина Дементьева

Дворец Алексея Михайловича фото

Его считают вершиной русского деревянного зодчества, для строительства были собраны лучшие мастера со всей Руси.

Французский композитор Г. Берлиоз в письме к В. Одоевскому в 1868 г. писал:

Для росписи царского дворца по указу царя были присланы иконописцы и живописцы травщики из Оружейной палаты Кремля, были собраны лучшие мастера из разных уголков России – Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Вологды и Великого Устюга.

Деревянный дворец в Коломенском представлял собой традиционную деревянную постройку, которая состояла из множества зданий, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

Мужскую половину составляли царский терем, терем царевичей, Столовая палата. Женскую половину составляли терема царицы и царевен. Всего было 26 теремов, высота некоторых 20 – 30 метров, а также 270 комнат.

Деревянный дворец простоял в Коломенском 100 лет. После смерти Алексея Михайловича его дети – царь Федор Алексеевич, царевна Софья, цари Иван Алексеевич и Петр Алексеевич все реже бывали в любимой отцовской усадьбе. С переходом столицы в Санкт-Петербург постепенно уменьшается значение московских и подмосковных дворцов. И в 1767 году по указу императрицы Екатерины II обветшавшие царские хоромы были разобраны и на берегу Москвы-реки был построен новый дворец, который сильно пострадал во время войны 1812 года.

В 2007 – 2010 годах Дворец Алексея Михайловича XVII века был воссоздан и торжественно открыт на территории бывшего села Дьякова в юго-восточной части территории музея Коломенское.

Воссозданное творение русских мастеров отражает искусство и быт самого яркого периода Московского царства, соединившего искусство допетровской Руси с искусством Западной Европы, здесь представлены парадные залы для торжественных приемов, пиров и личные покои членов царской семьи.

Экскурсия – все экскурсоводы в старинных русских одеждах:

История возведения

Деревянный дворец возводился по эскизам и чертежам командой плотников, которыми руководил голова стрелецкий Иван Михайлов и староста Семен Петров. В зимне-весенний период 1667-1668 гг. во дворце выполнялись работы по резьбе и обивка дверей. После этого здание было подготовлено для росписи, и уже летом 1669 года была закончена роспись живописью и зарисовка икон. После окончания работ кузнецами, железных дел мастерами и замочниками летом 1670 года Алексей Михайлович, осмотрев свое владение, посчитал нужным украсить здание живописными изображениями, которые выполняли почти на протяжении 2 лет, в далеких 1670-1671 годах.

Воссоздание дворца

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена — макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Виды заново построенного сооружения

Доехать до дворца Алексея Михайловича.

Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2

Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить.
Вход на “Каширскую” расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они – как на ладони).
Направление выяснили

Теперь нужно перейти площадь по переходу.
И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова

При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.

А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.

Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно – то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в  её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. Как царь спал, где принимал послов. Как мылся. Что делали женщины на женской половине, как учили царских детей. По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям.  Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.

Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО церковь Вознесения Господня, домик Петра I, Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников.  Экспозиция Передних ворот также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от копии дворца Алексея Михайловича доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.

Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.

От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.

Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от “Станции метро Каширская” до “Музея Коломенское”. Между ними есть остановка “По требованию” и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке “Музей Коломенское” этот маршрут НЕ останавливается.

От остановки троллейбуса “Музей Коломенское” нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.

Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.

Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.

Вход свободный, парк открыт с апреля – по октябрь с 7.00 – до 22.00. С ноября – март 9.00 – 21.00.

По главной аллее идём прямо.

Дойдя до указателя, поворачиваем направо.

Сначала заметите дом пасечника.

Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.

В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.

Эта дорожка выводит к домику Петра I.

От него и до Передних ворот недалеко.

Церковь Вознесения находится сразу за  Передними воротами,

на высоком берегу Москвы-реки.

Возвращаться лучше к метро “Коломенское”. Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.

И выйдете из парка через северные ворота.

Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.

За дамой в ярко-голубом платье.

Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка.  Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.

Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта экспозиция деревянного зодчества.

Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием “Емеля”.

Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.

Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву “М” ещё никто не отменял

Дальше – в переход, за толпой, идущей в метро.

А теперь мы предположим, что дворец Алексея Михайловича нам не интересен, мы хотим посетить историческое Коломенское. Тогда следуем инструкциям

Русская семья

Русская семья испокон веков принимала и чтила традиции и семейные ценности своего народа. И если в прошлые века в семье присутствовали стойкие патриархальные устои, то к XIX веку такие устои носили более сдержанный традиционный характер, в XX века и в настоящее время русская семья придерживается умеренных, но привычных традиций русского быта.

Главой семьи является отец, а также старшие родственники. В современных русских семьях отец и мать находятся в равных степенях главенства, в равной степени занимаясь воспитанием детей и организацией, ведением семейного быта.

Тем не менее общие традиционные и православные праздники, а также национальные обычаи отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции свадьба, гостеприимство и даже в некоторых случаях чаепитие.

Подробнее >>

Смотровая площадка

Сегодня можно не только прогуляться по многочисленным государевым покоям, но и подняться на верхние этажи царского терема, и оттуда полюбоваться на окрестности парка Коломенское.

А также на многочисленные резные башенки королевских хором

и его купола.

Отсюда замечательно видны разные корпуса здания и наглядно можно оценить весь масштаб и красоту дворца царя Алексея Михайловича.

Чтобы подняться наверх, на смотровую площадку, нужно преодолеть несколько десятков ступеней деревянной лестницы.

Чердачное помещение, на удивление, очень светлое: ведь его со всех сторон окружают окна и возможность выхода на круговые балконы. А на подоконниках «живут» мягкие игрушки. Видимо, с похожими персонажами в свое время играли и царские дети.

История величественного строения

Село Коломенское всегда выделялось среди вотчинных владений российских царствующих особ. Здесь располагались их загородные резиденции и великокняжеские угодья. Одним из наиболее знаменитых стал дворец Алексея Михайловича. Сев на престол сын первого государя из великой династии Романовых не единожды перестраивал отцовскую резиденцию, расположенную в Подмосковье, постоянно расширяя ее из-за растущего семейства. Здесь царь-батюшка устраивал многочисленные официальные церемонии и развлекался соколиной охотой.

Наиболее масштабные изменения Алексей Михайлович запланировал уже в 1660 годах. В честь закладки фундамента будущего величественного дворца государя была устроена торжественная церемония, которая началась с молебна. Произошло это событие приблизительно 2 или 3 мая в 1667 году. Все работы по строительству резиденции велись при помощи плотничьего старосты Семена Петрова и Ивана Михайлова, являющегося стрелецким головою, ведающим целой артелью плотников.

Возводился дворец из прочного дерева согласно подготовленным чертежам. С 1667 по 68 годы было осуществлено немало резных работ, а уже в следующем начали готовить краски, которыми расписывали дворец. После чего была осуществлена обивка дверей. Летом 1669 года искусными мастерами проведены основные живописные, а также иконописные работы. За строительством резиденции государь наблюдал лично, тщательно проверяя каждый этап возведения и оформления.

В течение долгих пяти лет шло возведение великолепного дворца. Немало дополнений и изменений было внесено царем во время строительства, а именно после внимательного осмотра помещений Алексей Михайлович повелел добавить живописных изображений, дабы подчеркнуть красоты земель российских. В 1672 году 27 августа подошли к концу все работы, и резиденция государева была освящена патриархом Питиримом.

Музей деревянного зодчества в Коломенском

В 1923 году по инициативе известного российского архитектора Петра Дмитриевича Барановского появился музей «Коломенское», и именно этот ученый стал первым его директором. С 1923 по 1933 год он нашел и перевез сюда несколько памятников деревянного зодчества XVII–XVIII веков. Экспонаты этого музея можно увидеть и в наши дни. В 2006-2007 году деревянные строения были отреставрированы и перенесены из центральной части парка на его окраину, к реке Жужа.

Моховая башня Сумского острога

Моховая башня Сумского острога была разобрана и привезена Барановским в Коломенское в 1931 году. Части ее конструкции хранились в запасниках более 80 лет, а когда в 2003 году исследователи принялись за ее сборку, они долго не могли понять, как это правильно сделать. Была проделана огромная подготовительная работа, прежде чем Моховая башня была вновь воссоздана на территории этнографического музея в Коломенском.

Надвратная башня Николо-Корельского монастыря

Восточная Надвратная башня Николо-Корельского монастыря также стала одним из первых экспонатов музея Коломенского — она была привезена в Москву в 1932 году. Это единственный сохранившийся на сегодня памятник деревянной монастырской архитектуры XVII века. Датой строительства башни считается 1692 год, хотя сам Николо-Корельский монастырь был основан еще в конце XIV — начале XV веков на месте впадения реки Северная Двина в Белое море.

Башня Братского острога

Башня Братского острога является уникальным архитектурным памятником деревянного зодчества XVII века. Как правило, острог представлял собой большую четырехугольную деревянную крепость, по углам которой находились башни. От Братского острога до наших дней сохранилось лишь две из них. Датой их строительства принято считать 1654 год. При строительстве Братской ГЭС в 1957-1958 году обе башни оказались в зоне затопления, поэтому после тщательных исследований было принято решение перенести их на новое место, и так одна из них оказалась в Москве в парке Коломенское, а вторая — так и осталась в городе Братск и является экспонатом местного музея.

Храм святого Георгия Победоносца в Коломенском

Еще один памятник деревянного зодчества XVII века, который можно увидеть в Коломенском — церковь Святого Георгия Победоносца. Храм был построен в 1685 году на берегу реки Ёрги. За свою долгую жизнь церковь неоднократно перестраивалась, а в результате реставрация конца XIX века практически полностью изменила свой внешний облик.

В советские времена в стенах деревянного памятника размещался сельский клуб, а затем склад, и в результате ни иконостас, ни другое внутреннее убранство не сохранилось. В 2003 году было принято решение разобрать полуразрушенную церковь и перевезти ее для реставрации в Коломенское. Так в 2009-2011 году в музее деревянного зодчества появился еще один памятник архитектуры XVII века.

Домик Петра I в Коломенском

Но самым известным музейным экспонатом деревянного зодчества в Коломенском является дом Петра I, который в отличие от остальных древних строений, по-прежнему располагается рядом с Государевым двором. Сам дом был построен в 1702 году в устье Северной Двины специально для Петра I.

Царь жил в этом доме недолго, всего полтора месяца, когда находился в Архангельске и наблюдал за строительством военных кораблей и укреплений. В 1934-1936 годах директор музея-заповедника Коломенское Петр Дмитриевич Барановский, чтобы спасти памятник от разрушения, перевез его в Москву. Если внешне дом Петра I не изменился, то интерьеры внутри здания воссозданы и реконструированы в наши дни, а внутри располагается музей.

Перед домиком установлен памятник императору Петру I. Эта скульптура — авторская копия памятника, а оригинал был подарен бельгийскому городу Антверпен.

Копия Голландского домика царя Петра I

Но это не единственный дом российского императора в Коломенском. Рядом с рекой Жужей находится копия дома из города Заандама, в котором Петр I провел 8 дней, обучаясь корабельному делу. Все детали дома были полностью спроектированы и изготовлены в Голландии, а только затем привезены в Россию для сборки — это подарок от Вооруженных сил королевства Нидерланды Коломенскому музею-заповеднику. Внутри здания располагается одна из музейных экспозиций усадьбы.

Водяная мельница и Соколиный двор

Из современных построек в музее деревянного зодчества стоит также отметить водяную мельницу, плотину на реке Жужа и Соколиный двор. Оба экспоната являются воссозданными в 2007 году.

Воссоздание царской резиденции

На работу по воссозданию царской резиденции были направлены лучшие специалисты. Более двухсот человек различных специальностей: и ткачи, и скульпторы, и художники, и столяры, и многие другие. В основном все ручные работы осуществлялись в мастерских Москвы. Но часть из них также выполнялась мастерами из других крупных городов России. Перед началом строительства были проведены археологические работы и изучены сохранившиеся фундаменты. В результате того, что за много лет на месте дворца возвышались вековые деревья, приняли решение перенести строительство. И местом для воссоздания дворца стала территория некогда существовавшей деревни Дьяковское. Современная постройка воссоздана в натуральную величину, которую имел дворец во времена Алексея Михайловича.

Коллекции и экспозиции

В фондах музея-заповедника Коломенское хранятся десятки тысяч экспонатов — нумизматическая коллекция, собрания предметов из металла, дерева, стекла, фарфора, керамики, ткани, кожи и пр., изразцы, старинные книги, графика, фото-, видео-, аудиоматериалы и многое другое.

Археологическая коллекция — одна из крупнейших в стране. В ней собраны экспонаты, найденные на раскопках Московского объединенного музея-заповедника. Они свидетельствуют об активной деятельности в Коломенском с эпохи неолита до Новейшего времени. Среди экспонатов остатки керамической посуды и каменных надгробий, украшения, орудия труда, антропоморфные статуэтки и другие артефакты.

Этнографическая коллекция дает наглядное представление о быте и культуре древних поселений. Многообразие земледельческих орудий, приспособлений для приготовления еды, пчеловодства, охоты, ткацких работ и пр. позволяет понять как тяжел был повседневный труд крестьян и как развивались технологии. Конечно, фонд этнографии не может быть полным без традиционных костюмов, головных уборов и украшений. Свадебные наряды, театральные бинокли, веера, сумочки и другие аксесcуары расскажут о вкусах и нравах наших предков.

Восстановление деревянных памятников, интерьеров и других объектов музейного комплекса было бы невозможным без экспонатов графического фонда. В нем собраны чертежи, гравюры, рисунки, созданные архитекторами, художниками, мастеровыми, трудившимися над строительством царской резиденции. В фонде также собраны масляные портреты членов царской семьи и других известных деятелей.

Но не только исторические артефакты хранятся в Коломенском. Музей активно собирает и работы современных художников — С. М. Харламова, Б. К. Шаповалова, И. А. Манухова и других мастеров.

Maksim Starostin

Большой интерес представляют элементы декора утраченных памятников архитектуры Москвы — в Коломенском хранятся фрагменты порталов, наличников, колонн от церквей, монастырей и башен, утраченных в 1930-е годы. Подробное описание фондов доступно на официальном сайте заповедника Коломенское.

Виртуальные туры по музею Коломенское

Сотрудники музея постоянно готовят новые выставки, чтобы познакомить широкую публику с самыми интересными экспонатами. Ведь лишь малая часть фондов демонстрируется во дворце, палатах и других сооружениях комплекса на постоянной основе.

Богатые интерьеры со старинной мебелью, предметами интерьера, картинами, скульптурами, люстрами и витражами ждут вас во Дворце царя Алексея Михайловича. Залы украшены иконами, графикой, резьбой и другими предметами, составляющими экспозицию «Сокровища русского искусства. XVII век».

Панорама дворца:

Историческая выставка, повествующая о судьбе Коломенского с момента основания до современности, размещена в комплексе Передних ворот Государева двора.

В Домике Петра I, где воссозданы кабинет, столовая и другие помещения, можно познакомится с обстановкой, в которой жил великий реформатор.

Не менее интересны экспозиции, рассказывающие о быте дворовых. В Этнографическом центре Коломенского музея-заповедника созданы выставки «Усадьба коломенского крестьянина», «Усадьба кузнеца» и «Конюшенный двор». Гости могут посетить жилые дома мастеров, амбары, кузницу и конюшню.

Усадьба пасечника и Аптекарский огород, образующие экспозиционный комплекс «Медовое Коломенское», раскроют секреты пчеловодства и покажут особенности быта. В программу входит посещение огорода, избы, пасеки, знакомство с инвентарем и техникой сбора меда.

Колокольня Вознесенской площади, Ирина Дементьева

Посмотреть фильм о соколиной охоте — любимой забаве Алексея Михайловича, можно в хозяйственном комплексе Соколиный двор. Здесь и сегодня содержатся ловчие птицы: соколы и ястребы.

Постоянные экспозиции действуют и в других строениях музея-заповедника Коломенское — о водоснабжении Государева двора повествуется на выставках Водяной мельницы и Водовзводной башни; о жизни Сумского острога расскажут экспонаты Моховой башни; иконы и предметы религиозного культа собраны в Церкви Святого великомученика Георгия Победоносца. Узнать больше об экспозициях Коломенского, режим работы объектов и темы выставок можно здесь.

Иконостас Вознесенской церкви, Ирина Дементьева

Дьяково городище. Дьяковский овраг.

Согласно историческим документам и археологическим раскопкам, Коломенское — одно из самых первых мест на территории Москвы, где начали селиться люди. Если верить находкам археологов на территории парка и его окрестностей, то первые обитатели появились на берегах Москвы-реки в VIII веке до нашей эры. Именно «Дьяково городище» находящееся на территории заповедника дало название всей культуре раннего железного века — «Дьяковская культура».  С 1987 года валуны на территории Дьякова городища и Дьяковского оврага являются памятниками природы. Чтобы попасть сюда, необходимо свернуть с 1-ой улицы Дьяково-Городище (вход в парк у метро Каширская) по булыжной улице в сторону Москвы-реки и справа от вас будет овраг и холм — это и есть археологический и природный памятники. Если не знать о том, что это памятники, то вряд ли догадаешься.

Археологические раскопки на Дьяковом городище. Руководитель работ — директор музея «Коломенское», археолог К.Я. Виноградов. Фотография И.Ф. Барщевского, 1935г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector