Как добраться до эрмитажа и что там смотреть в первую очередь

Содержание:

Государственный Эрмитаж в советский и постсоветский периоды.

В 1917 году при новой власти все коллекции изобразительного искусства были национализированы. Все здания входившие в комплекс Зимнего дворца и находящиеся там предметы изобразительного искусства Эрмитажной коллекцией были объявлены государственным музеем.

В 20–30 годы Эрмитаж пополняется множеством новых экспонатов за счет передачи произведений из национализированных частных коллекций и музеев.

В 1941 году в начале Великой Отечественной войны было принято решение эвакуировать коллекцию Эрмитажа в Свердловск, но всвязи с тем, что Ленинград оказался в блокадном кольце, удалось вывезти только часть собрания. Ценой героических усилий работников музея оставшаяся часть коллекции была полностью сохранена. После войны, 8 ноября 1945 года вывезенную коллекцию возвращают с Урала в Ленинград.

В послевоенное время коллекция Эрмитажа продолжалась пополняться за счет новых поступлений. Музей становиться одним из главных реставрационных, экспертных и научно-исследовательских центров страны.

В наши дни Государственный Эрмитаж объединяет группу музеев на территории Санкт-Петербурга и имеет свои филиалы по России и за рубежом.

Малый Эрмитаж

Как уже упоминалось, что сама императрица занимала юго-восточное крыло дворца. Южный павильон (ранее построенный) возведенного рядом сооружения был отдан под покои графа Г.Орлова, а  в Северном павильоне (построенном позже) как раз и разместилась коллекция картин.

Северный павильон Малого Эрмитажа

В этом же Северном павильоне Екатерина собирала гостей на уединенные («эрмитаж» в переводе с французского – уединение) малые приемы, на которых было весело, без регалий. Подъемные столы выступали в роли скатерти-самобранки, а осмотр картин был одним из обязательных развлечений. Французским словом «эрмитаж» со временем стала называться вся художественная коллекция. Позднее павильоны (Южный и Северный) соединяются крытыми галереями, между которыми организуется «Висячий сад».

Южный павильон

В последнее десятилетие 19 века маленькие уединенные екатерининские комнаты второго этажа Малого Эрмитажа были объединены в светлый и нарядный большой Павильонный зал, украшенный сквозными галереями и аркадами.

Павильонный зал

Этот нарядный зал, созданный архитектором А.Штакеншнейдером в эклектическом стиле, напоминает дворики восточных шахов и древнеримские павильоны. Колонны, поддерживающие хоровые балкончики, раковины-фонтаны, смальтовые мозаичные полы, в которых можно увидеть сцены античной мифологии. Фонтаны  у стен напоминают Бахчисарайский дворец.

А из окон виден «Висячий сад», оборудованный на крышах бывших конюшен, сараев и манежа. Висячий сад вместе с Зимним садом, наполненным растениями и птицами, создавал удивительный контраст с видом холодной Невы, которую хорошо было видно в выходящих на нее окнах.

Висячий сад между галереями Малого Эрмитажа

Сегодня  в отделах этого зала представлены мозаичные столы, удивительные Часы «Павлин», и европейское искусство периода Средневековья.

История музея

Эрмитаж был основан в Санкт-Петербурге ещё в далёком 1763 году. Именно тогда императрица Екатерина II получила свои первые картины, которые были написаны голландскими художниками. Это дало первый толчок становлению легендарного художественного музея. Название Эрмитажа походит от французского «Hermitage», что в переводе означает словосочетание «место уединения». Именно таким местом был флигель дворца Екатерины II, где изначально располагалась вся экспозиция.

После того, как императрица заметила, что выставка начала пользоваться немалой популярностью, она стала покупать большие собрания различных коллекционеров. Вследствие этого в 1771 году было возведено отдельное музейное здание – Большой Эрмитаж.

Спустя 80 лет коллекция существенно разрослась, после чего было принято решение открыть музей для посещения. Для этой цели также был построено отдельное здание (теперешний Новый Эрмитаж), после чего стало появляться еще множество музеев, что в итоге получило общее название – Эрмитаж.

Эрмитаж СПБ

В первой половине ХХ века выставка насчитывала уже более трёх тысяч произведений искусства, а по окончании Октябрьского переворота их количество возросло до четырёх с половиной тысяч. После этого открылись новые отделы музея, а количество зданий со временем доросло до семи. Сегодня Эрмитаж является самым большим музеем в России и принимает около десяти тысяч посетителей в день.

В годы правления Александра I

Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.

Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.

После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.

В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.

Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.

Зимний дворец

Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли.  Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?

Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…

И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.

Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.

Серебряная утварь дворца

Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.

Петровский зал

Личная гостиная Марии Александровны («Золотая гостиная»)

Будуар императрицы Марии Александровны

Библиотека Никоkая II

Лохань из серебра

Заяц Пипус приобщается к прекрасному  

Часы «Павлин»

Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много.  Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.

Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.

Картина «Даная», Тициан

Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь!  А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))

Зал Леонардо да Винчи

Та самая дверь 🙂

Малый Итальянский просвет

Храм Зимнего дворца

Повозка IV-III века до н.э.

Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.

Новый Эрмитаж

Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.

Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.

Этаж I

Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.

Этаж II

Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):

  • «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
  • «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
  • «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.

Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:

Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.

  • Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
  • Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».

Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:

  • живописью и фресками Рафаэля;
  • Итальянским и Испанским кабинетами;
  • Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
  • европейской скульптурой 19 века;
  • голландской живописью 17 века;
  • отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.

Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж входит в Главный музейный комплекс Эрмитажа Северным и Южным павильонами, Висячим садом. Висячий сад Малого Эрмитажа (реставрация 2012 года) – здание XVIII века между Зимним дворцом, Старым и Новым Эрмитажем. В Малом Эрмитаже — это открытая галерея второго этажа между Северным и Южным павильонами. Он представляет свою необычную коллекцию до первых холодов.Павильонный зал в белоснежном мраморном убранстве, подсвеченный хрусталем огромных люстр, выглядит величаво и торжественно. Украшением Павильонного зала являются Часы «Павлин» — уникальный экспонат, дошедший до наших дней без изменений. Выполненные из позолоченной меди и серебра Часы «Павлин» были изготовлены в Лондоне в 1770 году английским механиком Джеймсом Коксом и немецким мастером Фредериком Юри. Князь Потемкин привез их в подарок императрице Екатерине II.

Архитектор и архитектура

Здание Главного штаба построено в стиле ампир. Архитектор проекта — К. Росси, скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Росси не просто повторяет линию ранее стоявших на площади зданий, но и оставляет часть фасадов и отдельные элементы внутренних убранств.

Здание состоит из двух корпусов, объединенных аркой. Длина изогнутого дугой центрального фасада составляет 580 м. Западный и восточный корпус не одинаковы по длине, однако архитектор визуально уравновешивает их, украшая западную часть портиком с 14 колоннами, а восточную — портиком с 12 колоннами.

Даниил Босов

Фасад центральной части Главного штаба имеет плоский рельеф. Даже входные группы почти не заметны на общем фоне. Тем не менее здание не кажется монотонным благодаря своей параболической форме.

Росси мастерски вписывает новую постройку в единый ансамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба гармонично перекликается с Зимним дворцом, несмотря на то, что они построены в противоположных друг другу стилях — пышное борокко Зимнего и строгая классика Главного штаба.

Что предлагает Эрмитаж своим посетителям

Эрмитаж занимает 13 место в списке самых посещаемых музеев современности и насчитывает более 3 миллионов посетителей в год.

Пенсионеры, студенты и школьники могут воспользоваться возможностью посетить Эрмитаж . Остальным посетителям возможность не платить за вход предоставляется в первый четверг каждого месяца. Учтите, что по понедельникам Эрмитаж закрыт. Купить билет можно не только в кассе, но и через интернет-портал.

Для взрослых, интересующихся историей искусства и культуры, открыт лекторий. Здесь желающие могут услышать, например, следующие циклы лекций:

  • искусство стран Востока (Китая, Индии и др.);
  • западноевропейское искусство (английская акварель, немецкий экспрессионизм и др.);
  • культурное наследие Древнего мира (виллы итальянских императоров, святыни Древней Греции и др.)

В здании Эрмитажа проводится множество пресс-конференций, семинаров и выставок. Школьный центр Эрмитажа приглашает детей в кружки и клубы, а также проводит занятия для детей с ограниченными возможностями.

Часы «Павлин»

Это удивительное механическое устройство было изобретено лондонскими ювелирами, а в Россию было завезено в качестве подарка для Екатерины Второй от Потёмкина. Печально, но фаворит при дворе императрицы так и не смог узнать, пришёлся ли подарок сударыне по душе, ведь скоропостижно скончался ещё до прибытия часов в нашу страну.

Из Таврического дворца часы были перемещены в Зимний, где сейчас и находятся. К сожалению, несколько раз при перевозке экспонат повреждался, какие-то части терялись, и для такой ответственной работы, как их ремонт, был выбран знаменитый на всю Россию механик-изобретатель Кулибин. Но в целом и общем, часы «Павлин» сохранились до нашего времени в целостности и сохранности и функционируют по сей день. Интересно, что данное устройство — единственный механический прибор, произведённый в восемнадцатом веке и не вышедший из строя до сих пор.

Филиалы

Амстердам

Филиал Эрмитажа в Амстердаме был создан в феврале 2004 года.

Филиал Государственного Эрмитажа в Амстердаме к 2008 году из небольшого флигеля «Неерландия» переедет в отреставрированное здание постройки 1683 года — «Амстельхоф», и его выставочные площади увеличатся с 500 квадратных метров до 2800. Всего же филиал российского музея получит 13 тысяч квадратных метров общей площади, на которых, помимо выставочных залов, разместятся большая аудитория, офисы, ресторан. «Неерландия» будет отдана под детский «Эрмитаж».

Деньги на реконструкцию Амстельхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

«Коллекционеры Санкт-Петербурга»

На этой выставке (с октября 2006 по 7 марта 2007 года) представлены более сорока картин из собрания Эрмитажа коллекций четырёх видных представителей российского общества XIX-го века: Николая Юсупова, Дмитрия Татищева, Александра Горчакова и Николая Кошелева-Безбородько.

Казань

Единственный в России филиал Государственного Эрмитажа был открыт 28 августа 2005 года. Открытие нового музея и первой выставки в нём было приурочено к 1000-летию Казани.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочел публичную лекцию на церемонии открытия филиала и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура». Экспозиция состоит из нескольких сотен предметов материальной культуры и документов.

В октябре 2006 года принято решение об открытии филиала в итальянском городе Феррара. Экспозиция будет размещена в замке семейства герцогов Д’Эсте, считающегося символом Феррары. В процессе принятия решения также рассматривались заявки других городов — Мантуи и Вероны.

Как пополнялась коллекция Эрмитажа

Факт #1. Количество коллекционных экспонатов увеличивалось с каждым годом.

Факт #2. Екатериной II и последующими императорами закупались произведения коллекций: Генриха фон Брюля (1769), Антуана и Пьера Кроза (1772), Роберта Уолполя (1779) и других.

Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза

Факт #3. Каталоги картин Зимнего Дворца уже в 1774 году состояли из 2 080 произведений живописцев.

Факт #4. Кроме картин в Эрмитаже находились гравюры и рисунки, предметы античной древности, скульптуры, экспонаты западноевропейского прикладного искусства, а также целые библиотеки книг.

Готическая библиотека Николая II в Зимнем Дворце

Факт #5. По указу Екатерины II в 1795 году из Польши была привезена библиотека братьев Залуских, насчитывающая почти триста тысяч томов книг, десять тысяч рукописей и коллекцию гравюр.

Факт #6. Традицию пополнения коллекции Эрмитажа продолжил и Александр I.

Александр I

Факт #7. До середины XIX века музей был открыт только для посещения избранных. Для этого необходимо было получить пропуск у начальника придворной конторы.

Факт #8. С 1852 года Эрмитаж могут посещать все желающие. Для этого специально было построено здание Нового Эрмитажа.

Факт #9. В том же 1852 году музейный комплекс официально стал назваться – «Императорский Эрмитаж».

Факт #10. В 1866 году доступ в Эрмитаж стал бесплатным.

Факт #11. В 1917 году Эрмитаж и Зимний дворец получили статус государственных музеев.

Факт #12. В 1920-ее годы музей Эрмитаж и Зимний Дворец по сути становятся единым целым. Экспозиции музея занимают почти все помещение бывшего Дворца.

Главный Штаб

Это эффектное здание с триумфальной аркой, построенное в 1819-1829 гг архитектором К.И.Росси. Часть его отдана Эрмитажу. Попадая внутрь, оказываешься как бы среди зданий в здании. Видимо, раньше здесь было несколько домов, впоследствии объединенных одной крышей.

Вход действительно оказался бесплатным. И первое, что можно заметить – это красивая лестница со вставкой из зеленого стекла и огромные двери.

Вот такой экспонат 🙂

Большой зал квартиры Нессельроде

Ханс фон Маре (1837–1887) «Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции»

Обнаженная женщина (1907г), Пабло Пикассо

Два полотна Матисса — «Музыка» и «Танец».

Немного прекрасного — Роллер А.А. «Пейзаж с замком»

Яйцо Фаберже, единственное в Эрмитаже

А это свинки Фаберже 🙂

Что еще запомнилось – это временна выставка бельгийского художника Яна Фабра: «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты». Оценивать ее сложно, однако явно одно, равнодушным она не оставит никого. Чего стоят экспонаты из крыльев жука златки, картины, написанные шариковой ручкой, чучела собак и кошек, подвешенные среди серпантина, другие чучела, висящие в зубах черепов.

Картина из крыльев жука златки

Вот как комментирует это сеть: «Фабр рассказал, что трупы кошек и собак он собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков  он брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят».

Что касается Зимнего дворца Петра I, то он оказался закрыт, потому на том экскурсия по Эрмитажу завершилась, оставив после себя ощущение красоты, вдохновения и удовлетворения от потраченного времени.

ПС: итак, можно поставить галочку – Пикассо видела, Матисса видела, Тициана видела, дверь рядом с картинами Леонардо Да Винчи видела.

Дальше едем в Кронштадт

Еще немного прекрасного напоследок — Пьер Нарцисс Герен «Ирида и Морфей»

Карта:

Город-герой Волгоград и область

А вы бывали в Шереметевском замке? Поселок Юрино, Марий Эл

Музейный комплекс «Берёзополье» и источник «Ключ Владимирский». Село Сартаково, …

Керчь — город, который охраняют грифоны

Красная – означает красивая. Прогулка по главной улице города Краснодар

Набережная реки Кубань и ее парки. Прогулка по Краснодару продолжается

Усадьба Пашковых. То, что осталось от самого роскошного замка Нижегородчины

По развалинам прошлого — Куйбышевская водокачка, Н.Новгород

В каком городе находится Эрмитаж

Эрмитаж — один из самых значительных художественных, культурных и исторических достояний всего мира! Адрес улица Дворцовая Набережная, дом 34 известен каждому жителю Петербурга. Ведь именно здесь расположена гордость всей Российской Федерации.

Современный Государственный Эрмитаж – это огромный комплекс музеев. Основная часть экспозиций занимает целых пять зданий, расположенных, во всем своем великолепии, вдоль берега реки Невы. Здания имеют следующие названия:

  • Зимний дворец – здание, которое принято считать главным;
  • малый Эрмитаж, который включает в себя южный и северный павильоны и Висячий сад;
  • большой Эрмитаж;
  • новый Эрмитаж;
  • эрмитажный театр.

Возраст Эрмитажа составляет более 250 лет! Основой для создания музея послужили картины гениальных художников, подаренные Екатерине Второй.

Экспонаты Нового Эрмитажа. Фото.

Большой (Старый) Эрмитаж – коллекция искусства Италии эпохи Возрождения.Восточное крыло здания Главного Штаба – новый экспозиционный корпус Государственного Эрмитажа, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, дом 6/8.

Дворец Меншикова (1710-1720) находится на Васильевском острове по адресу: Университетская набережная, дом 15. Он представляет экспозицию «Культура России первой трети XVIII века» и убранство интерьеров эпохи Петра I.

Музей Фарфора (Проспект Обуховской обороны, 151) – отдел Государственного Эрмитажа с 2001 года. Он обладает 30 тысячной коллекцией предметов фарфора XVIII-XX веков (Императорский фарфоровый завод, европейские и отечественные производители).

Шедевры Эрмитажа — что посмотреть в первую очередь

Впервые оказавшись в Эрмитаже следует запланировать несколько отдельных остановок для знакомства с знаменитыми достопримечательностями музейного комплекса.

Иорданская лестница

Посольская или Иорданская лестница – это главная лестница в здании бывшей императорской резиденции. Функциональный элемент в стиле барокко первоначально выполнен по проекту Растрелли, но в ходе сильного пожара 1837 года был уничтожен. Работами по восстановлению руководил архитектор В. П. Стасов.

Последние реставрационные работы Иорданской лестницы прошли в 2011 году.

Часы-Павлин

Одна из жемчужин эрмитажного собрания — часы Павлин — находится в Павильонном зале. Предмет представляет собой многофункциональную композицию. В центре находится павлин, рядом стоит дуб с желудями, растут грибы и цветы, рядом сидит белка и летает стрекоза. Все детали  выполнены из серебра, позолоченного металла и хрусталя.

Оригинальные часы попали в Санкт-Петербурге в конце  XVIII века. Изделие создано Джеймсом Коксом – ювелиром из Лондона и Фридрихом Юри – немецким часовщиком.  История появления изделия остается загадкой. По одной из версий часы — подарок приобрел князь Потемкин для Екатерины II. По другой версии императрица сама купила изделие в качестве подарку для фаворита.

Гробница Гомера

В зале Юпитера хранится одна из загадок эрмитажного собрания. Объект был создан во II веке нашей эры. Саркофаг обнаружили в ходе Первой Архипелагской экспедиции. Первым владельцем изделия стал граф Строганов, который и крестил экспонат, как памятник Гомеру. Предположение коллекционера прижилось и  название закрепилось. Фактически предмет не является гробницей Гомера, в силу временного несоответствия минимум в 900 лет. Загадка изделия заключается в различии лицевой и задней сторон саркофага. Специалистам не удалось определить, когда и где были соединены стенки со столь разной стилистикой.

Выставочный комплекс

Музейный комплекс состоит из шести зданий, которые связаны между собой: Зимнего дворца и его запасного дома, Малого и Большого Эрмитажа, Нового Эрмитажа, а также Эрмитажного центра.

Важно! Где находится Эрмитаж? Музей мирового значения занимает место в самом сердце Северной столицы России – на Дворцовой площади, музей числится под номером – д. 2

От него неподалеку располагаются выходы станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Выставочный комплекс данного музея включает в себя внушительное количество различных экспонатов. Трудно назвать их точное количество, но оно уже перешагнуло за три миллиона. Если отводить по одной минуте на просмотр каждого экспоната, то на это придётся потратить целых 11 лет своей жизни. Площадь выставочного комплекса составляет более пятидесяти тысяч квадратных метров.

Перечислить все экспонаты выставочного комплекса практически невозможно, однако можно перечислить основные достопримечательности музея.

Зал Диониса

Посетителей данного зала сразу окутывает атмосфера древней галереи. Мощные столбы, пол из полихромной мозаики, потолок в стиле кессонированного перекрытия – всё это впечатляет и придаёт помещению удивительное изящество. В этом зале можно увидеть старинные мраморные античные статуи, которые прекрасно вписываются в дизайн помещения, стены его облицованы красным мрамором. Композиции, витрины, шкафы, кресла и даже диваны для посетителей имеют характерный «неогреческий» стиль, эскизы которого разрабатывал сам Лео фон Кленце.

Двадцатиколонный зал

Помещение зала разделено двумя рядами старинных колонн, что придаёт ему вид античного храма. В своё время помещение было создано для коллекции грекоэтрусских ваз. На сегодняшний день рядом с рядами шикарных колонн можно увидеть различные изделия из метала и стекла, драгоценные геммы, а также античные вазы.

Двадцатиколонный зал

Античная живопись

Этой древней живописи отведена отдельная галерея, которая располагается в здании Нового Эрмитажа. На стенах выставки вывешены 86 старинных картин, написанных техникой энкаустики (восковыми красками на медных досках). На картинах показаны различные аспекты античной истории, включая происхождение живописи в те времена, а также рассказы об открытии новых техник живописи.

Анфилада

Эта выставка берёт своё начало ещё от современного зала Итальянской майолики, проходит через Рыцарский зал и заканчивается в Двенадцатиколонном. Она включает в себя экспонаты камнерезного искусства, а также нумизматики.

Лоджии Рафаэля

Данное помещение находится в здании Нового Эрмитажа. Его залы просто восхитительны. Здесь идеально всё – шикарные паркеты, старинные столы с золотыми вкраплениями, камины, большие лазуритовые вазы, бронзовые канделябры. Всё это является настоящим проявлением искусства.

Лоджии Рафаэля.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Филиалы Эрмитажа

Дворец Меншикова

Одним из первых каменных зданий новой столицы был дворец ее первого губернатора Александра Меншикова. Роскошь интерьеров поражала современников и иностранных гостей. Ныне здесь располагается экспозиция «Культура России начала 18 века».

Главный штаб

В восточном крыле огромного здания Генерального штаба находится коллекция французской живописи 19-20 веков. Это одно из богатейших собраний импрессионизма, насчитывающее около 3000 картин. Произведения Клода Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Сислея полностью раскрывают эволюцию этого художественного течения. 8 работ Ван Гога — главная цель посетителей экспозиции.

Музей Императорского фарфорового завода

Все заказы императорской семьи на первом российском фарфоровом заводе изготавливались в двух экземплярах, второй оставался в фабричном музее. За долгие годы скопилось 30 тыс. изделий, ставших основой для экспозиции, представляющей полную ретроспективу развития фарфорового искусства 18-20 веков.

Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»

Исторические и художественные ценности, редкие книги, кареты, коллекции мебели из фондов Эрмитажа ранее были недоступны для обозрения. Ныне хранилище и реставрационные мастерские открыты посетителям. Здесь им предоставляется возможность заглянуть за кулисы музейной деятельности, увидеть редкие артефакты, которые готовятся к размещению в залах Эрмитажа.

«Танец» Анри Матисса

Русский коллекционер Сергей Щукин в 1908 году заказал Анри Матиссу три больших панно, которые должны были изображать танец, музыкантов и купание. «Купание» не было написано, а «Музыка» и особенно «Танец» – это уже в полный голос заявивший о себе гений Матисса. Щукин планировал украсить этими панно холл своего московского особняка. Это был первый крупный заказ в жизни Матисса, позволивший ему окончательно проститься с нехваткой средств.

Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.

У «Танца» Матисса есть еще одна версия. Она находится в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА). Раймон Эсколье полагал, что это второй вариант «Танца», в котором Матисс превзошел чувственность и вакханские мотивы первой версии. Однако большинство исследователей сходятся на том, что это лишь набросок к настоящему панно, которое после революции было национализировано и передано в Эрмитаж, где находится и поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector