Коренные народы сибири: эвенки

Библиография

  • ДО Чаоке (эвенк), ВАН ЛИЖЕНЬ

    (Интернет-изданию требуется Book Reader для NLC и распаковщик ZIP)

  • «Алтайский». Колумбийская электронная энциклопедия. 6-е изд. 2009. Academic Search Premier. EBSCO. Интернет. 4 ноября 2009 г.
  • Андерсон, Дэвид Г. «Кризис сибирского оленеводства? Жизнь с оленями через пятнадцать лет после падения государственного социализма». Кочевые народы NS 10.2 (2006): 87-103. EBSCO. Интернет. 6 ноября 2009 г.
  • Булатова, Надежда и Ленора Гренобль. Эвенки. Мюнхен: LINCOM Europa, 1999. Печать. Языки мира.
  • «Эвенки». Касселла Народы, нации и культуры. Вайденфельд и Николсон, 2005. EBSCO. Интернет. 4 ноября 2009 г.
  • «Эвенки». Этнолог: языки мира, шестнадцатое издание. Эд. Пол М. Льюис. SIL International, 2009. Интернет. 8 декабря 2009 г.
  • Фондаль, Гейл. Завоевывает позиции? Эвенки, земля и реформы в Юго-Восточной Сибири. Бостон: Аллин и Бэкон, 1998. Печать.
  • Форсайт, Джеймс. История народов Сибири: Северо-Азиатская колония России, 1581–1990. Кембридж: Кембриджский университет, 1992. Печать.
  • Георг, Стефан, Питер А. Михалов, Алексис М. Рамер и Пол Дж. Сидвелл. «Рассказывать лингвистам об алтайском языке». Журнал лингвистики 35.1 (1999): 65-98. JSTOR. Интернет. 8 декабря 2009 г.
  • Халлен, Синтия Л. «Краткое исследование алтайской гипотезы». Кафедра лингвистики. Университет Бригама Янга, 6 сентября 1999 г. Web. 8 декабря 2009 г.
  • Джанхунен, Юха. «Эвенки». Интерактивный атлас языков мира под угрозой. Эд. Кристофер Мозли. Сектор культуры ЮНЕСКО, 31 марта 2009 г. Интернет. 8 декабря 2009 г.
  • Недялков Игорь. Эвенки. Лондон: Рутледж, 1997. Печать. Описательные грамматики.
  • Сирина, Анна А. «Люди, которые чувствуют землю: экологическая этика эвенков и эвенов». Пер. Джеймс Э. Уокер. Антропология и археология Евразии 3-я сер. 47. Winter 2008-9 (2009): 9-37. EBSCOHost. Интернет. 27 ноября 2009 г.
  • Василевич Г. М., Смоляк А. В.. «Эвенки». Народы Сибири. Эд. Стивен Данн. Пер. Scripta Technica, Inc. Чикаго: Чикагский университет, 1964. 620-54. Распечатать.
  • Витебский, Пирс. Оленьи люди: жизнь с животными и духами в Сибири. Бостон: Houghton Mifflin, 2005. Печать.
  • Вуд, Алан и Р. А. Френч, ред. Развитие Сибири: люди и ресурсы. Нью-Йорк: Св. Мартина, 1989. Печать.

Эвенки в литературе

  • Чи, Цзицзянь (2013). 《额尔古纳河 右岸》[ Последняя четверть луны ]. Перевод Хьюмса, Брюса . Харвилл Секер..
  • The Moose of Ewenki 《鄂温克 的 驼鹿》 , книга с картинками, написанная Герелхимегом Блэккрейном (格 日 勒 其 木 格 · 黑 鹤), иллюстрированная Джиу Эр (九), переведенная Хелен Микстер. (Greystone Kids, 2019)

Религия

До контакта с русскими система верований эвенков была анимистический. Многие приняли Тибетский буддизм.

Эвенки, как и большинство кочевых, скотоводческих и ведущих аграрных народов, проводят большую часть своей жизни в очень тесном контакте с природой. Благодаря этому они развивают то, что А. А. Сирина называет «экологической этикой». Под этим она подразумевает «систему ответственности людей перед природой и ее духовными хозяевами, а природы перед людьми» (9). Сирина взяла интервью у многих эвенков, которые до недавнего времени большую часть времени проводили оленеводами в тайге, как и их предки. В том же духе высказывались и эвенки: уважение к природе и вера в то, что природа — это живое существо.

Эта идея, «воплощение, одушевление и персонификация природы — то, что до сих пор называют анимистическим мировоззрением — является ключевым компонентом традиционного мировоззрения охотников-собирателей» (Сирина, 13). Хотя большинство эвенков «оседло», то есть их заставили жить оседлыми общинами вместо того, чтобы следовать традиционному кочевому образу жизни (Фондаль, 5), — « любые ученые считают, что мировоззрение, характерное для охотников-собирателей общества сохраняются, даже если они переходят к новым экономическим моделям (Sirina, 30, цитирует Barnard 1998, Lee 1999, Peterson 1999).

Хотя в XVIII веке эвенки были формально обращены в христианство, они сохранили многие из своих исторических верований, особенно шаманизм (Василевич, 624). Христианские традиции «ограничивались формальным исполнением православных обрядов, которые обычно приурочивались к приходу священника в тайгу» (647).

Религиозные верования и обычаи эвенков представляют большой исторический интерес, поскольку они сохраняют некоторые архаичные формы верований. Среди древнейших идей — одухотворение и персонификация всех природных явлений, вера в высший, средний и нижний мир, вера в душу (оми) и некоторые тотемистические концепции. Существовали также различные магические ритуалы, связанные с охотой и охраной стада. Позже эти ритуалы проводили шаманы. Шаманизм привел к развитию взглядов духовных мастеров (Васильевич 647).

Источников о шаманизме эвенков ниже реки Амур / Хелунцзян в Северном Китае мало. Краткий отчет о полевых исследованиях, проведенных Ричард Нолл и Кун Ши в 1994 году из жизни шаманки Дула’р (эвенкийское имя), также известной как Ао Юн Хуа (ее ханьское китайское имя). Она родилась в 1920 году и жила в селе Иминь Гаца в эвенкийском баннере (уезд) префектуры Хулунбуир автономной области Внутренней Монголии. Не будучи особенно хорошим информатором, она описала свою первоначальную болезнь, свое многолетнее ученичество у монгольского шамана, прежде чем ему разрешили исцелить в возрасте 25 или 26 лет, и мучения, которые она испытала во время Культурной революции 1960-х годов, когда большая часть ее шаманской атрибутика была уничтожена. Влияние монголов и буддийских ламаистов на ее местную практику шамансим было очевидным. Она спрятала свое сокровище — шаманскую маску абагальди (духа медведя), которая также была задокументирована у монголов и дауэров в этом регионе. Полевой отчет и цветные фотографии этого шамана доступны в Интернете.

Ольга Кудрина (ок. 1890–1944) был шаманом у северных эвенков-северных оленей. Внутренняя Монголия вдоль Река АмурГрейт-Бенд (ныне под юрисдикцией Genhe, Hulunbuir).

Численность населения и география проживания

Эвенки проживают на обширной территории от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке в границах Иркутской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. Небольшие группы эвенков проживают также в Томской и Тюменской областях.

В России наибольшие группы эвенков проживают в Эвенкийском районе Красноярского края (до 2006 года Эвенкийский автономный округ), Анабарском, Жиганском и Оленекском улусах Якутии, Баунтовском эвенкийском районе Бурятии, а также ряде сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии.

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России в XVII веке была явно занижена и оценивалась приблизительно в 36 тысяч человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 года — 64 500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (20500, 31.8%), якутский, бурятский и другие языки.

По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35527 эвенков. Из них около половины (18232) жили в Якутии, в Красноярском крае (4,6 тысячи, в том числе 3,8 тысячи в Эвенкийском районе), в Бурятии (2,6 тысячи), Приамурье (1,5 тысячи), Забайкалье (1,5 тысячи), Приангарье и Предбайкалье (1,4 тысячи).

На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами. Таким образом, при сравнительно небольшой численности и значительной территории расселения площадью около 7 млн. кв.км. эвенки являются народом с одной из самых низких плотностей населения в мире.

Живут эвенки также в Монголии и на северо-востоке Китая.

В Китае к эвенкийским административно-территориальным образованиям относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности (эвенки и орочоны), проживающих в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

Численность эвенков Китая на 2000 год составила 30505 человек, из них 88,8% проживали в Хулун-Буире. Небольшая группа собственно эвенков (около 400 человек) проживает в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), сами себя они называют «йэкэ», китайцы — yakute, так как они возводили себя к якутам.

Численность орочонов (буквально «оленеводы») по переписи 2000 годасоставила 8196 человек, из них 44,54% живет во Внутренней Монголии, 51,52% — в провинции Хэйлунцзян, 1,2% — в провинции Ляонин. Около половины говорят на диалекте эвенкийского языка (иногда рассматриваемом как отдельный язык), остальные только по-китайски.

Хамниганы — сильно монголизированная группа, говорит на монгольском языке (хамниганском и на хамниганском -старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти, так называемые маньчжурские хамниганы, эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после революции 1917 года, около 2500 человек живет в Старобаргутском хошуне.

Солоны переселились (вместе с даурами) из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем, в 1732 частью переселились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где теперь образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками (по данным в 2000 года). Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.

В Монголии эвенки представлены только хамниганами численностью до 3 тысяч человек, проживающими в Селенгинском аймаке.

Современное положение

Сильнейший удар по традиционному стилю жизни эвенков Забайкалья, как и многих других аборигенных народов Сибири, был нанесен в 1920-30 годах. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью привели к тому, что этот самобытный этнос оказался на грани исчезновения. В северных районах Забайкалья произошли сложные социально-экономические изменения, связанные, прежде всего, со строительством Байкало-Амурской магистрали. Значительно изменилась демографическая ситуация. В местах традиционного проживания эвенков Забайкалья сегодня проживает значительное количество представителей других национальностей.

Коренное население во многом отошло от традиционного хозяйственного уклада, восприняв образ жизни, типичный для современной промышленной цивилизации.

На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к снижению естественного прироста численности забайкальских эвенков, которые ныне составляют всего 2,5% от общего населения трех северных районов Читинской области.

Важнейшей проблемой эвенков остается проблема отсутствия должного правового регулирования — статуса малочисленных аборигенных народов Сибири. В настоящее время правовую базу образуют федеральные законы: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Наряду с федеральным законодательством в целом ряде субъектов Российской Федерации были приняты собственные правовые акты, так же призванные регулировать права коренных народов и режим природопользования: «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае» (1998); «О правовом статусе эвенкийских сельских Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР» (1991); закон республики Саха «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» (1992). Однако, в отличие от многих других субъектов Российской Федерации, в Забайкалье до сих пор отсутствует свое законодательство, определяющее правовой статус эвенков, определяющее границы земель традиционного природопользования, охрану территорий историко-культурного назначения, а также священных мест эвенков. Не урегулированными остаются жизненно важные для эвенков вопросы, связанные с использованием охотничьих и пастбищных угодий, выделением родовых земель.

Коренные народы Сибири
Связанные статьи:

Статьи по истории Сибири

Эвенки Китая

Земли Солонов ( Solonen ) около Хайлара ( Чайлар ) в поздней Империи Цин

По переписи 2000 года в Китае насчитывалось 30 505 эвенков, в основном солонов и хамниганов . 88,8% эвенков Китая проживают в районе Хулунбуир на севере провинции Внутренняя Монголия , недалеко от города Хайлар . Эвенкийский автономный Banner также находится вблизи Hulunbuir. В соседней провинции Хэйлунцзян также проживает около 3000 эвенков .

Маньчжурский император Хун Тайцзи завоевал эвенков в 1640 году и казнил их вождя Бомбогора . После завоевания маньчжуром эвенки вошли в состав Восьми знамен .

В 1763 году цинское правительство переселило 500 солонских эвенков и 500 даурских семей в районы Таченг и Кульджа в Синьцзяне , чтобы укрепить западную границу империи. В следующем году приехали еще 1020 семей шибе (около 4000 человек). Однако с тех пор солоны Синьцзяна ассимилировались с другими этническими группами и больше не считаются таковыми.

Японская оккупация привела к многочисленным убийствам эвенков, и эвенки были мобилизованы в качестве разведчиков и рейнджеров японской секретной службой в 1942 году. Некоторые эвенки бежали в Советскую Сибирь через реку Амур после убийства японского офицера, чтобы избежать наказания со стороны японцев.

Сегодняшние эвенки в Китае — это оседлые скотоводы и земледельцы.

Карта автономных округов и уездов, обозначенных эвенками в Китае.

По округу

Уездное распределение эвенков

(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает> 0,1% эвенков в Китае.)

Административное деление на уровне провинции Деление на уровне префектуры Подразделение уездного уровня Эвенкийское население % эвенков в Китае
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Знамя Эвенкийского автономного округа 9 733 31,91%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Автономное знамя Морин Дава Даур 5,126 16,8%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Автономное знамя Орокена 3,155 10,34%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Арун Баннер 2144 7,03%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Знамя Старого Барага 1 906 6,25%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Жалантун 1 201 3,94%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Хайларский район 971 3,18%
Хэйлунцзян Цицикар Nehe 778 2,55%
Хэйлунцзян Хэйхэ Нэньцзян 678 2,22%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Якеши 405 1,33%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Genhe 369 1,21%
Внутренняя Монголия AR Хух-хото Сайханский район 158 0,52%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Маньчжурия 141 0,46%
Хэйлунцзян Цицикар Мейлиси Даурский район 135 0,44%
Хэйлунцзян Daxing’anling Джагдаки 129 0,42%
Внутренняя Монголия AR Хух-хото Xincheng District 128 0,42%
Хэйлунцзян Цицикар Fuyu 111 0,36%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Эргун 110 0,36%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Новое левое знамя Барага 103 0,34%
Муниципалитет Пекина Хайдяньский район 68 0,22%
Хэйлунцзян Цицикар Цзяньхуа 65 0,21%
Хэйлунцзян Цицикар Тифенг 65 0,21%
Внутренняя Монголия AR Лига Хингган Уланхот 60 0,20%
Хэйлунцзян Цицикар Gangnan District 59 0,19%
Хэйлунцзян Daxing’anling Мохэ 55 0,18%
Хэйлунцзян Цицикар Хулан Эрги 54 0,18%
Внутренняя Монголия AR Hulunbuir Новое правое знамя Барага 54 0,18%
Хэйлунцзян Daxing’anling Хума 52 0,17%
Внутренняя Монголия AR Хух-хото Хуэйминьский район 48 0,16%
Хэйлунцзян Цицикар Лунцзян 44 год 0,14%
Хэйлунцзян Цицикар Лунша 36 0,12%
Внутренняя Монголия AR Баотоу Циншань 35 год 0,11%
Внутренняя Монголия AR Тонглиао Хоркинский район 35 год 0,11%
Внутренняя Монголия AR Лига Хингган Джалаид Баннер 34 0,11%
Внутренняя Монголия AR Хэйхэ Wudalianchi 32 0,10%
Другой 2228 7,33%

Источник

Иногда предполагают, что эвенки или эвенки связаны с народом шивэй , населявшим Большой Хинганский хребет в V-IX веках, хотя родина большинства эвенков находится в обширных регионах Сибири между озером Байкал и Амуром. Река . Язык эвенки образует северную ветвь маньчжурско- тунгусской языковой группы и тесно связан с эвенским и негидальским языками в Сибири . К 1600 году эвенки, или эвенки, в долинах рек Лена и Енисей были успешными оленеводами . В отличие от этого, солоны (предки эвенков в Китае) и хамниганы (эвенки из Забайкалья ) переняли коневодство и монгольский дил от монголов . В Solons nomadized вдоль реки Амур . Они были тесно связаны с даурским народом . Западнее хамнигана находилась еще одна группа эвенков-коневодов Забайкалья. Кроме того, в долине Амура тело сибирских эвенков-говорящих людей называли Orochen по маньчжуров .

Историческое распространение

Предки юго-восточных эвенков, скорее всего, жили в Прибайкалье на юге Сибири (недалеко от современной границы с Монголией) с эпохи неолита .

Рассматривая северо-западных эвенков, Василевич утверждает: «Происхождение эвенков — это результат сложных, различных по времени, процессов смешения различных древних коренных племен севера Сибири с племенами, родственными по языку тюркам и монголам. . Язык этих племен имел приоритет над языками аборигенного населения «. Элементы более современной культуры эвенков, в том числе жилища конических палаток, костяные приманки для рыбы и берестяные лодки, присутствовали на стоянках, которые, как считается, относятся к эпохе неолита. От озера Байкал «они распространились в Амур и Охотское море … в … и в бассейн Енисея ».

Связаться с русскими

В 17 веке Российская империя вступила в контакт с эвенками. Казаки , служившие своего рода «пограничниками» царского правительства, обложили сибирские племена пошлиной пушнины. Казаки использовали иерархию кланов эвенков, взяв заложников у высших членов, чтобы обеспечить уплату налога. Несмотря на некоторое восстание против местных властей, эвенки в целом признавали необходимость мирных культурных отношений с русскими. Русские и их постоянные требования о налогах на пушнину вытеснили эвенков на восток вплоть до острова Сахалин , где некоторые из них живут до сих пор (Касселлы). В 19 веке некоторые группы мигрировали на юг и восток в Монголию и Маньчжурию. Сегодня эвенки все еще проживают на Сахалине, в Монголии и Маньчжурии («Этнолог») и, в меньшей степени, в их традиционном Байкальском регионе (Джанхунен). Русское вторжение эвенков вызвало у них (и других коренных народов) языковую эрозию , упадок традиций и потерю идентичности, среди прочего. Особенно это было актуально при советской власти. Советская политика коллективизации , принудительной оседлости (иногда называемой оседлостью ), «бесперспективных деревень» и русификации системы образования поставила под угрозу социальное, культурное и духовное благополучие эвенков. Сегодня мало кто говорит на эвенкийском языке , оленеводство находится в значительном упадке, уровень самоубийств чрезвычайно высок, а алкоголизм — серьезная проблема.

Традиционная жизнь

Эвенки в 1912 году

Традиционно они были смесью скотоводов и охотников-собирателей — они полагались на одомашненных оленей для получения молока и транспорта и охотились на другую крупную дичь для мяса (Василевич, 620-1). Сегодня « эвенки делятся на две большие группы… занимающихся разными видами экономики. Это эвенки-охотники и оленеводы… и эвенки-пастухи и скотоводы, а также некоторые эвенки-земледельцы »(620). Эвенки жили в основном в районах, которые называются тайгой, или северными лесами. Они жили в конических палатках из бересты или оленьей шкуры, привязанных к березовым жердям. Когда они переезжали в лагерь, эвенки покидали эти каркасы и несли только самые переносные покрывала. Зимой, в сезон охоты, большинство лагерей состояло из одной или двух палаток, а в весенних — до 10 дворов (Василевич, 637).

Их умение ездить на домашних оленях позволило эвенкам «колонизировать обширные территории восточного побережья». тайга которые раньше были неприступными »(Витебский, 31). Эвенки использовали уникальное для их культуры седло, которое надевали на плечи оленя, чтобы уменьшить нагрузку на животное, и использовали не стремена, а палку для равновесия (31-32). До сравнительно недавнего времени эвенки не разводили оленьи нарты (32). Вместо этого они использовали своих оленей как вьючных животных и часто преодолевали большие расстояния пешком, используя снегоступы или лыжи (Василевич, 627). Эвенки не ели домашних оленей (хотя охотились и ели диких оленей), а держали их для молока. (Форсайт, 49-50).

Эвенки в 1862 г.

Большие стада оленей были редкостью. У большинства эвенков было около 25 голов оленей, потому что их в основном разводили для перевозки. В отличие от ряда других соседних племен, эвенкийское оленеводство не включало в себя «выпаса оленей собаками или каких-либо других особенностей» (Василевич, 629). В самом начале весеннего сезона зимние лагеря распались и переехали в места, пригодные для отела. Несколько домашних хозяйств пасли своих животных вместе в течение всего лета, стараясь держать « участки… огороженными… чтобы защитить новорожденных телят от того, чтобы их затоптали в большом стаде» (629).

Одежда

Эвенки носили характерную одежду, «приспособленную к холодному, но довольно сухому климату Средней Сибири и к жизни в движении… они носили короткие одежды из мягкой оленьей или лосиной кожи вокруг бедер, а также леггинсы и мокасины или длинные мягкие сапоги. достигая бедра »(49). Они также носили шубу из оленьей кожи, которая не закрывалась спереди, а была покрыта тканью, напоминающей фартук. Некоторые эвенки украшали свою одежду бахромой или вышивкой (50). Традиционный костюм эвенков всегда состоял из этих элементов: набедренной повязки из шкуры животных, леггинсов и сапог разной длины (Василевич, 641). Татуировка лица также была очень распространена.

Охота

Традиционная экономика эвенков представляла собой смесь скотоводства (лошадей или оленей), рыболовства и охоты. Эвенки, жившие у Охотского моря, охотились на тюленей, но для большинства таежников лоси, дикие северные олени и птицы были важнейшими промысловыми животными. Среди других животных были «косуля, медведь, росомаха, рысь, волк, сурок, лисица, соболь» (Васильевич, 626). Отлов не стал актуальным до введения царским правительством налога на пушнину. До приобретения ружей в XVIII веке эвенки использовали стальные луки и стрелы. Наряду с основными орудиями охоты у охотников всегда была «пика» — «большой нож на длинной рукоятке, который использовался вместо топора при проходе через густую тайгу или как копье при охоте на медведя» (626). Эвенки с глубоким уважением относятся к животным и всем стихиям природы: «Запрещено мучить животное, птицу или насекомое, а раненое животное нужно немедленно добить. Запрещено проливать кровь убитого животного или осквернять это. Запрещено убивать животных или птиц, которые спаслись от преследования хищниками или пришли к человеку за помощью при стихийном бедствии ». (Сирина, 24).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector